Libmonster ID: UZ-769

Е. С. БАЖЕНОВА

Доктор экономических наук

Ключевые словаитоги 11-й пятилетки (2006 - 2010 гг.) КНРплан на 12-ю пятилетку (2011 - 2015 гг.), Китай в миресельское хозяйствопромышленность и транспорт

Актуальной для КНР теме - итогам социально-экономического развития в период последней, 11-й пятилетки (2006 - 2010 гг.) и перспективам для страны на следующую, 12-ю пятилетку, была посвящена ежегодная научная конференция Центра экономических и социальных исследований (ЦЭСИК) ИДВ РАН.

Открыл работу конференции руководитель ЦЭСИК ИДВ РАН, д.э.н., проф. А. В. Островский, который в своем вступительном докладе отметил, что опыт китайских реформ - это опыт безболезненного перехода от плановой к рыночной экономике, выход на траекторию высоких темпов экономического роста, который длится уже более 30 лет.

Социально-экономические показатели развития КНР в годы 11-й пятилетки (2006 - 2010 гг.) продемонстрировали все плюсы и минусы китайской модели экономических реформ, т.н. пекинского консенсуса в отличие от западной модели реформ ("вашингтонского консенсуса"*).

Предварительные итоги китайского опыта преодоления кризиса в условиях перехода от плановой к рыночной экономике в очередной раз показали нам привлекательность китайской модели реформ, в основе которой лежит принцип постепенного перехода от плана к рынку, в ходе которого активную роль играет государство.

На 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 11-го созыва (март 2011 г.) обсуждались доклады о работе правительства КНР, о плане экономического развития страны в 2011 г. и основные положения плана на 12-ю пятилетку (2011 - 2015 гг.). Накануне сессии ВСНП проект доклада о работе правительства и проект 12-го пятилетнего плана социально-экономического развития КНР обсуждался на заседании Политбюро ЦК КПК. Руководители Компартии Китая отметили рост производительных сил и государственной мощи страны в целом, повышение жизненного уровня населения и усиление международного влияния Китая на мировой арене.

После заседания Политбюро ЦК КПК премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао провел интерактивное общение с населением для выявления общественного мнения о ходе и результатах реформы. В ходе этого общения он особо отметил, что "основной задачей развития общества на 12-ю пятилетку является рост жизненного уровня населения, повышение качества жизни с тем, чтобы в будущем население чувствовало себя уверенно". Для решения этой задачи предусматривается ускорение трансформации модели экономического развития, переход от ориентации на экспорт к активизации внутреннего спроса, а также более активное привлечение частных инвестиций в развитие экономики.

По итогам социально-экономического развития КНР в 11-й пятилетке можно сделать следующий вывод:

Китай вышел из мирового финансового кризиса с наименьшими потерями по сравнению с большинством других стран мира, что связано со спецификой осуществляемой в стране модели экономической реформы перехода к рынку.

Эта китайская модель перехода к рынку направлена в большей степени на развитие реальной экономики, т.е. 2-й сферы (промышленность и капитальное строительство), а не 3-й сферы, под которой подразумевается создание большого количества финансовых инструментов (акции, облигации, векселя и прочие деривативы**), в значительной степени оторванных от развития производства.

При анализе состояния китайской экономики в настоящее время следует поставить три основных вопроса:

- как меняется динамика роста ВВП и основных экономических показателей;

- какое влияние оказывает ситуация в мировой экономике на китайский финансовый рынок (банки и рынок акций) и внутренний рынок (потребительский спрос и цены);

- какие изменения происходят во внешнеэкономических связях КНР.

Среднегодовые темпы прироста ВВП за годы 11-й пятилетки оказались высокими, и КНР по темпам прироста ВВП заняла 1-е место в мире: 2006 г. - 12,7% (21,6


* "Вашингтонский консенсус" - свод неолиберальных рецептов развития экономики: либерализация финансовых рынков и внешней торговли, свободный обменный курс валюты, регулирование экономики и т.д. (прим. ред.).

** Деривативы (производные) - финансовые ценные бумаги, которые являются производными от стоимости и характеристик другой ценной бумаги (базового актива).

стр. 2

трлн юаней), 2007 г. - 14,2% (26,6), 2008 г. - 9,6% (31,4), 2009 г. - 9,2% (33,5), 2010 г. - 10,3% (39,8). За годы реформы с 1978 по 2010 гг. объем ВВП вырос в десятки раз. При этом продолжался устойчивый рост производства практически всех видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Комплекс мер по контролю за формированием рыночной экономики при переходе от плановой экономики дал свои конкретные результаты за 30 лет реформы, выраженные в высоких средних темпах роста валового внутреннего продукта, снижением доли расходов госбюджета в объеме ВВП, значительным увеличением инвестиций в основные производственные фонды и постоянным ростом их доли в объеме ВВП, ростом потребительских доходов населения при сохранении низкой инфляции.

За годы реформ в Китае удалось обеспечить 3 важных проблемы по сдерживанию роста инфляции в стране:

- удержать долю наличной денежной массы в обращении к ВВП на уровне 13 - 15%, а в дальнейшем снизить до 11 - 12%;

- сохранить долю расходов госбюджета в ВВП на уровне 20 - 22% (при вынужденном антикризисном росте доли государственных расходов в 2008 - 2009 гг.);

- увеличить долю инвестиций в основные производственные фонды с 24,2% ВВП в 1990 г. до 57,3% в 2008 г. и почти до 70% объема ВВП в последующие годы - 2009 - 2010 гг. в рамках принятых антикризисных мер.

Как показывают статистические данные по доходам и расходам финансовых учреждений за 2009 - 2010 гг., определяющим фактором в стабильности финансовой системы КНР является наличие огромной массы вкладов населения и предприятий на банковских депозитах - 73,3 трлн юаней (свыше 75% всех кассовых доходов финансовых организаций и учреждений), из которых остаток средств на счетах предприятий составляет 25,3 трлн юаней, а вклады населения - 30,7 трлн юаней*. В то же время остаток по всем видам выданных кредитов на 2010 г. составлял 50,9 трлн юаней, из которых 17,1 трлн приходились на краткосрочные кредиты, а 30,5 трлн - на средне- и долгосрочные кредиты. Таким образом, в стране сложилась вполне устойчивая финансовая система, которая, как показал мировой финансовый кризис 2008 г., оказалась невосприимчива к ситуации в мировой финансовой системе как за счет неполной конвертируемости юаня, так и за счет огромных накоплений на счетах предприятий и населения.

Главной целью китайской экономической реформы была не либерализация экономики как самоцель, а повышение жизненного уровня постоянно растущего населения страны на базе всестороннего развития производства. Хотя государство освобождало себя от постоянного контроля за деятельностью экономических агентов, делалось это постепенно, по этапам, в течение многих лет. И в то же время государство с помощью различных экономических рычагов сохраняло контроль за основными отраслями экономики (топливно-энергетические отрасли, транспорт, банковское дело). На первых этапах реформы за счет фиксированных цен на продукцию этих отраслей оно создавало условия для создания предприятий различных форм собственности и рыночной конкуренции между ними. Лишь после того, как в той или иной отрасли экономики была сформирована конкурентная среда, государство начинало освобождать цены на основные средства производства.

Одной из основных задач реформы стало формирование рыночной инфраструктуры. Для решения этого вопроса руководство КНР обратило особое внимание на три основных составляющих рыночной инфраструктуры - инвестиционный спрос, внутренний рынок и систему ценообразования.

Опыт Китая в сфере перехода к рынку и либерализации цен показывает, что главным в условиях рынка является формирование механизма ценообразования, а также государственный контроль над ценами в условиях наличия монополии покупателя (государственные закупки сельскохозяйственной продукции).

При этом оказалось необходимым в течение довольно длительного периода времени сохранять "двухколейную" систему цен на средства производства, а по мере формирования институциональных основ функционирования рыночного механизма ценообразования устранять эту систему.

Выдвинутый в настоящее время руководством КНР курс на всемерное расширение внутреннего спроса в значительной степени обусловлен необходимостью создания благоприятных условий для реализации задач, поставленных на 4-й сессии ВСНП. Относительно низкий уровень доходов населения Китая и недостаточно развитая система социального обеспечения, особенно в сельской местности, приводят к тому, что население привыкло ограничивать свои расходы. При этом крайне высокой в объеме ВВП является доля сбережений населения, составляющая в настоящее время около 75%. Что же касается расширения внутреннего рынка при ограничении экспортных возможностей в условиях не до конца преодоленного кризиса, то оно возможно только на пути роста доходов населения и увеличения доли потребления в национальном доходе страны.

Для регулирования цен в 12-й пятилетке в КНР будут использованы как экономические, так и законодательные рычаги, а также и прямые административные меры для регулирования и контроля цен. В целом, пока в стране сохраняется социальная стабильность, которая определяется быстрым ростом производства, устойчивостью финансовой системы за счет больших объемов банковских депозитов и сравнительно небольшой зависимостью китайской экономики от внешнего рынка.

Более того, в годы 12-й пятилетки предусматривается дальнейший отход от ориентации продукции на экспорт, переход к расширению внутреннего рынка и росту внутреннего спроса. Имеется в виду, что постоянный рост доходов огромного населения страны вполне может обеспечить определенную независи-


* На 20.04.2011 г. официальный курс составлял: 10 юаней - $1,5308 (прим. ред.).

стр. 3

мость экономики КНР от конъюнктурных колебаний мирового рынка.

В ходе реформ с конца 70-х гг. внешняя торговля Китая прошла три последовательных этапа преобразований, которые определенным образом отразились на экспортной структуре, и вступила в четвертую фазу, связанную с вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО). Подготовка к вступлению в ВТО обусловила выработку соответствующих мер во внутрихозяйственном механизме, которые обеспечили доступный для КНР уровень либерализации внешней торговли, способствовали формированию открытой экономики, интегрированной в мировое хозяйство. Важным аспектом социально-экономического развития китайской экономики в начале XXI в. стал провозглашенный на сессии ВСНП в 2000 г. в сфере внешнеэкономических связей курс "выхода вовне" (цзоучуцюй).

В результате проводимой в ходе реформ политики открытости, в рамках которой реализуется стратегия "выхода вовне", произошел резкий рост объема внешней торговли - с $20,6 млрд. в 1978 г. до $2972,8 млрд. в 2010 г. (в 144 раза). За эти годы значительно вырос как объем экспорта, так и импорта. Китай перешел от экспорта товаров первичной переработки (сырье и материалы) к преимущественному экспорту продукции машиностроения, новых и высоких технологий. Значительную роль в этом сыграли различные факторы, начиная от расширения прав предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности на первом этапе реформы и заканчивая вступлением КНР в ВТО.

В результате за последние годы заметно усилилась зависимость экономики КНР от внешней торговли. Если в 2001 г. (год вступления в ВТО) доля внешней торговли в объеме ВВП составляла 38,5%, то в 2006 г. - уже 66,5%, а в результате действия факторов мирового финансового кризиса к 2009 г. упала примерно до 44%. Однако в следующем году вновь произошло увеличение доли объема внешней торговли в ВВП до 49,5%, но больше уже за счет прироста импорта.

Последние годы Китай заметно сократил объем внешней торговли с США и странами Евросоюза. Одновременно он активно развивает торговлю со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и экономически развитыми странами и территориями АТР - Республикой Корея, Тайванем и Гонконгом, которые в меньшей степени оказались подвержены воздействию мирового финансового кризиса, а также со странами Африки, Индией и Бразилией. В начале 2010 г. после создания зоны свободной торговли АСЕАН + Китай еще заметнее обозначилась ориентация КНР во внешней торговле на страны АСЕАН. На наш взгляд, при определенных условиях Китай может получить возможность избавиться от зависимости китайского юаня от американского доллара, а после перехода к полной конвертируемости юаня и расширения экспорта в страны ЮВА со временем превратить юань в резервную валюту в азиатской части мира - в странах Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии.

По-прежнему продолжался рост прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику, который составил $105,7 млрд. в 2010 г. При этом большая часть иностранных инвестиций пошла в обрабатывающую промышленность - $49,6 млрд. (46,9% общего объема) и в недвижимость - $24,0 млрд. (22,7%). Одновременно с этим Китай продолжал реализовывать политику "выхода вовне" путем увеличения объемов прямых инвестиций за рубеж - $59 млрд. в том же 2010 г., что значительно превысило показатели 2008 г. - $41 млрд. и 2009 г. -$43,3 млрд.

По данным китайской статистики, большая часть прямых инвестиций из КНР направлялась в страны Азии - 71,4%, а также в страны Латинской Америки - 13,4%. В связи с мировым финансовым кризисом у Китая возникли проблемы со сбытом экспортной продукции и, прежде всего, в наиболее пострадавшие от кризиса страны ЕС, США и Японию. В этих условиях КНР удалось частично переориентировать экспорт своей продукции на страны АСЕАН и БРИК, а также направить часть предназначенных для экспорта поставок товаров на внутренний рынок.

Подводя итоги, докладчик делает вывод о том, что мнение той группы экспертов, которые считали, что Китай одним из первых преодолеет негативное воздействие мирового кризиса и с наилучшими экономическими показателями, полностью оправдалось.

* * *

Доклады других участников конференции были сгруппированы по следующей тематике: общие проблемы, Китай в мире, сельское хозяйство, промышленность и транспорт.

В рамках обсуждения общих проблем были заслушаны доклады Я. М. Бергера, В. Я. Портякова, А. И. Салицкого, О. Н. Борох, В. В. Жигулевой, Л. И. Кондрашовой, И. В. Бахрушина, В. В. Карлусова, В. В. Чуванковой.

Зам. директора ИДВ РАН, д.э.н. В. Я. Портяков в докладе "Долгосрочная стратегия России и Китая: итоги реализации" сопоставил направления социально-экономического развития двух стран и методы осуществления проводимых ими реформ. Автор привел статистические данные, подтверждающие восходящую тенденцию развития КНР. В 1990-е гг. и в начале нынешнего столетия объем ВВП увеличился в 2,7 раза; объем внешней торговли возрос в 6 раз; Китай стал мировой фабрикой по производству многих видов промышленной продукции. По мнению докладчика, развитие КНР несвободно от некоторых недостатков и пороков: погоня за высокими темпами роста порождает немало отрицательных последствий; наличие инвестиционного пузыря; не переломлена тенденция использования чужой интеллектуальной собственности.

Что же касается РФ, автор обращает внимание на то, что в ходе непродуманных реформ была потеряна значительная часть старой промышленности, но так и не созданы новые отрасли экономики. Россия потеряла многие зарубежные рынки и собственный

стр. 4

внутренний рынок, закупается множество импортных товаров. В результате мирового финансового кризиса страна понесла чуть ли не наибольший урон среди стран с формирующимся рынком. В Концепции развития РФ до 2020 г. предусмотрено налаживание сотрудничества с КНР, но в настоящее время доля РФ во внешней торговле КНР составляет всего 2%, и в нынешней ситуации возникает вопрос: будет ли это соразвитие или втягивание России в экономическое пространство Китая, что может привести к увеличению зависимости РФ от КНР?

Большой интерес вызвало обсуждение доклада д.э.н. Я. М. Бергера "Динамика роста ВВП в КНР в 12-й пятилетке: противоборствующие подходы", в котором автор обозначил две позиции в отношении темпов экономического роста в КНР.

Первая из них характерна для высшего партийного и административного руководства, это - линия на снижение (с 10% примерно до 7%), что необходимо для смены модели экономического роста. С этими намерениями расходятся цели, которые ставят власти на местах, - в ряде провинций планируется удвоение ВВП в период 12-й пятилетки. Особенно это типично для районов развития новых технологий - например, в Шэньчжэне темпы роста составляют около 10% (развитие новых отраслей экономики), в зоне Биньхай в окрестностях Тяньцзиня - 17%, что также связано с высокой долей новых отраслей, доля которых составляет 40%. Перспективы перехода к новой модели социально-экономического развития, который требует закрепления тенденции на торможение, во многом зависят от того, смогут ли центральные власти отстоять свою позицию и убедить руководство на местах в необходимости проводить единую политику, направленную на замедление экономического роста с целью переориентации на инновационную модель.

"К характеристике китайской модели развития" - с таким докладом выступил д.э.н. А. И. Салицкий. Автор акцентировал внимание на том, что в первом десятилетии XXI в. Китай добился существенного ускорения темпов экономического роста на основе высокой нормы накопления, бурного промышленного развития и научно-технического прогресса, а также активной внешнеэкономической политики. В целом удалось повысить эффективность хозяйства, сохранить финансовую стабильность, удержать относительно низкий уровень инфляции. Системные действия руководства КНР позволяли обеспечить стабильное развитие не только собственной экономики, но и создавать зоны устойчивости в экономике тесно сотрудничающих с ней стран и территорий. При этом корпорации и банки Китая выдвинулись в число мировых лидеров.

Значительный вклад в экономическое развитие внесла финансовая система КНР, ведущую роль в которой играют государственные банковские институты. Практически все они завершили санацию и стали акционерными банками. Долгосрочное финансирование эффективно осуществляют банки развития, которые активно участвуют и во внешней экспансии. Кредитные организации Китая, поддерживая умеренную ставку ссудного процента, служат надежной опорой реального сектора экономики, при этом успешно конкурируют с зарубежными институтами на внутреннем и внешнем рынке. Фондовый рынок послужил эффективным инструментом продуманных программ приватизации, а в настоящее время становится еще и инструментом инновационного развития.

В выступлении д.э.н. В. В. Карлусова "Партнерство власти и бизнеса в КНР" была рассмотрена эволюция политического курса КНР в отношении частного предпринимательства в 2000-е гг. Представлен сравнительный анализ динамики развития предпринимательства в период 10-й и 11-й пятилеток. В соответствии с общими подходами мировой экономической науки и применительно к национальной специфике КНР рассмотрены категории "партнерства власти и бизнеса" и "государственно-частного партнерства". Дана оценка соответствия формирующейся китайской стратегии партнерства власти и бизнеса и антикризисных мер, предпринятых руководством Китая в 2008 - 2010 гг.

Большой интерес и оживленное обсуждение вызвал близкий по тематике доклад к.э.н. В. В. Чуванковой "Развитие частного предпринимательства в КНР в годы 11-й пятилетки (2006 - 2010 гг.)". Автор отметила быстрое развитие индивидуального и частного секторов экономики в указанный период, в результате чего было создано более 42 млн. частных предприятий и индивидуальных торгово-промышленных хозяйств, а число занятых на них превысило 180 млн. человек. За эти годы значительно вырос экономический потенциал частнопредпринимательских структур, расширились сферы их деятельности, в т.ч. в монопольных и инновационных отраслях.

Индивидуальный и частный сектора стали не только важной силой, стимулирующей экономический рост страны, обеспечивающей увеличение налоговых поступлений, расширение экспорта и повышение уровня занятости, но и внесли существенный вклад в преодоление последствий мирового финансового кризиса и обеспечение стабильного социально-экономического развития Китая.

За минувшие пять лет среднегодовой прирост количества индивидуальных торгово-промышленных хозяйств составил 6,7%, частных предприятий - 11,7%, налоговых поступлений - 22,2%, что на 12,7% выше показателя государственного сектора. По сравнению с показателями конца 2005 г. число индивидуальных предприятий и их уставный капитал увеличились на 38% и 124% соответственно, достигнув 34 млн. хозяйств и 1,3 трлн юаней. Число частных предприятий возросло на 95% и составило 8,4 млн, а их уставный капитал вырос на 210%, превысив 19 трлн юаней.

Было принято решение о том, чтобы в ближайшие годы в основе экономического развития страны лежали, прежде всего, такие факторы, как научно-технический прогресс, повышение квалификации трудящихся и инновационное управление. Особое

стр. 5

внимание в годы 12-й пятилетки (2011 - 2015 гг.) будет уделяться развитию инновационного потенциала частнопредпринимательских структур. Частный национальный капитал уже сейчас активно включается в реализацию инновационной программы государства, перестройку индустриальной структуры, в процесс реформирования монопольных отраслей.

В докладе к.э.н. О. Н. Борох "Основные тенденции развития экономической науки в КНР в посткризисный период" были рассмотрены ведущие темы китайской экономической науки в 2008 - 2010 гг. - осмысление мирового экономического кризиса и анализ успехов Китая в преодолении его негативных последствий. Ученые сосредоточили внимание на уроках мирового кризиса, предпринимались попытки теоретически осмыслить опыт Китая и выявить в нем элементы, актуальные для развития современной экономической науки в целом. Наряду с исследованиями, ориентированными на стандарты западной экономической науки, в Китае активизировалась работа над проблемами марксистской политической экономии. Главными темами политэкономических дискуссий в 2010 г. стали вопросы "китайской модели" развития, соотношения государства и частного сектора, распределения доходов. Ученые обсуждали пути развития политэкономии в посткризисный период, положение с преподаванием политэкономии в Китае.

Д.э.н. Л. И. Кондратева выступила по важной теме - о новых тенденциях в области административной реформы, которая сводится к переходу от схемы "город управляет уездами" к схеме "провинции управляют уездами", что привело к объединению городов с уездами и большим возможностям городов в распоряжении финансовыми средствами, что, по мнению автора, является положительным моментом развития Китая.

В своем докладе "Итоги развития рынка ценных бумаг КНР в 11-й пятилетке, перспективы и задачи развития на 12-ю пятилетку" к.э.н. И. В. Вахрушин акцентировал внимание на том, что количественные показатели развития фондового рынка КНР в 2006 - 2010 гг. имели разнонаправленный характер, что обусловлено как значительной спекулятивной составляющей в биржевой торговле, так и воздействием мирового финансового кризиса. Важнейшие достижения в развитии фондового рынка в 11-й пятилетке связаны с завершением реформы акционерных капиталов листинговых* компаний (в части нерыночных акций), успешной санации и консолидации сектора компаний по ценным бумагам, запуском рынка высокотехнологичных средних и малых компаний на Шэньчжэньской фондовой бирже, а также началом эксперимента по введению режима маржинальной торговли. Ключевыми задачами 12-й пятилетки являются завершение построения многоуровневого рынка ценных бумаг, дальнейшая диверсификация финансовых инструментов, а также разрешение иностранным компаниям осуществлять листинг на фондовых биржах КНР.

К.э.н. В. В. Жигулева в сообщении "Гармоничное сочетание трех видов спроса - основной фактор роста китайской экономики" подчеркнула, что до 1978 г. китайское народное хозяйство представляло собой экономику закрытого типа. В последующий период руководство страны начало проводить политику открытости, расширения внешней торговли и поощрения быстрого развития внешнеэкономического сотрудничества и кооперации. Совокупный воздействующий эффект внутреннего и внешнего спроса стал основной особенностью ускорения развития китайской экономики.

На секции "Китай в мире" было представлено 4 доклада. Доклад д.воен.н. Д. В. Гордиенко был посвящен анализу причин мирового финансово-экономического кризиса и его влияния на экономическую безопасность Китайской Народной Республики.

В соответствии с принятой руководством КНР антикризисной стратегией первостепенной задачей было названо обеспечение устойчивого и сравнительно быстрого развития экономики страны. Главным условием решения этой задачи должно было стать расширение внутреннего спроса; главным направлением - ускорение перехода к новой модели роста и урегулирование структуры, проведение реформ по "ключевым звеньям". Главной движущей силой было объявлено повышение уровня открытости, а стартовой точкой и опорой - улучшение жизни населения.

Одновременно центральным и местным властям были даны указания добиваться всемерного увеличения внутреннего спроса, который в условиях падения китайского экспорта мог бы реально поддержать рост производства, занятость населения, обеспечить продолжение экономических реформ, сохранить платежную систему страны, смягчить существующие социальные проблемы и создать условия для последующего экономического роста страны.

Правительство КНР, прибегая к быстрому, мощному и государственному воздействию на народное хозяйство и стремясь к всемерному оживлению внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, не упускает из виду международные аспекты этих действий и уже сегодня пытается заложить основы для существенного укрепления позиций Китая в посткризисном мире, предпринимая для этого соответствующие практические шаги. Таким образом, финансово-экономический кризис, безусловно, внес коррективы в перспективы экономического развития КНР, изменил уровень экономической безопасности Китая в ближайшее десятилетие. Вместе с тем, влияние кризиса на экономическую безопасность страны оказалось не столь существенным.

Антикризисные меры китайского правительства, программные выступления высоких должностных лиц КНР, материалы директивного характера свидетельствуют о том, что Китай и дальше будет проводить активную финансовую политику в целях со-


* Допущенных к биржевым торгам (прим. ред.).

стр. 6

хранения платежной системы страны, целенаправленно заниматься макрорегулированием, выполняя программы "единого планирования города и деревни" и согласованного развития регионов страны, заниматься совершенствованием структуры экономики, "способов экономического развития", уделяя при этом особое внимание инновациям, экономии энергии и защите окружающей среды. В КНР считают, что "глобальный финансово-экономический кризис создает благоприятные условия, которыми необходимо умело воспользоваться". В этой связи увеличение внутреннего спроса, гарантирующее успешное развитие экономики страны, будет оставаться в числе самых главных приоритетов в планах китайского правительства по обеспечению экономической безопасности государства в ближайшее время.

В сообщении Т. Г. Терентьевой "Рост китайских инвестиций за рубежом в 11-й пятилетке" были рассмотрены вопросы, связанные с инвестиционной деятельностью Китая за границей, которая с 2006 г. находилась в стадии быстрого роста, являясь средством интеграции КНР в мировую экономику. Обращает на себя внимание то, что темны роста инвестиций превосходят увеличение макроэкономических показателей. Объем инвестиций возрос с $17,6 млрд. в 2006 г. до $59 млрд. в 2010 г. (объем накопленных инвестиций к 2009 г. возрос в 3,5 раза, и КНР заняла 4-е место в мире по объему инвестиций); среднегодовой рост за годы пятилетки составил 38,8%. В планах на 12-ю пятилетку предусмотрено увеличение инвестиций в 2 раза, до $100 млрд. В настоящее время Китай размещает свои инвестиции в 177 странах и регионах мира, со многими странами подписаны соглашения о защите инвестиций, такая политика повысила рейтинг Китая как мирового инвестора.

В выступлении А. С. Крушинского "О постсоветских аспектах китайского "экономического чуда" были затронуты проблемы влияния распада СССР на социально-экономическое развитие КНР.

А. Ю. Тарасюк подвела итоги российско-китайского торгово-экономического сотрудничества между ДВФО и КНР в 2005 - 2009 гг. и первом полугодии 2010 г., которые показали, что высокие темпы товарооборота между двумя странами обеспечиваются в основном за счет ускоренного увеличения китайского экспорта в Россию.

В товарной структуре российского экспорта высок удельный вес (90,52%) сырьевых товаров и продукции первичного передела, таких как минеральное топливо, древесина, удобрения, рыба и морепродукты, черные и цветные металлы, целлюлоза, руда и др. Китайский импорт в Россию более стабилен и расширяется по большой товарной номенклатуре. На первом месте по объемам поставок по-прежнему остаются товары текстильной промышленности, продолжают увеличиваться поставки из Китая электроники и машинно-технической продукции.

Серьезным стимулом для активизации российско-китайского инвестиционного сотрудничества, основанного на использовании экономического потенциала российского Дальнего Востока РФ и северо-восточных провинций КНР, является принятая в сентябре 2009 г. "Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 2009 - 2018 годы". Программа нацелена на наращивание объемов двустороннего взаимодействия, стимулирование экономического развития территорий двух стран с упором на инвестиционную составляющую, способна придать новый импульс отношениям двух стран.

Выступая в секции по проблемам сельского хозяйства, д.э.н. Л. Д. Бони в своем сообщении "Развитие аграрной экономики Китая: итоги 11-й пятилетки и перспективы" акцентировала внимание на решении поставленных задач в ходе последней пятилетки. Автор отметила, что прошедшее пятилетие было одним из самых трудных; страна испытала мощное землетрясение, серьезные засухи и наводнения, заморозки. Сельскому хозяйству удалось справиться со сложной антикризисной задачей: обеспечить "сохранение благоприятной ситуации в сельском хозяйстве, особенно в производстве зерна, эффективное предложение сельхозпродукции стране". Семь лет подряд сохраняется положительная динамика производства зерна.

В 2010 г. получен рекордный в истории урожай зерновых в 546 млн. т, среднегодовой чистый доход крестьян превысил 5 тыс. юаней, среднегодовые темпы прироста доходов составили 8% (самые высокие за последние 20 лет).

Деревня сыграла важную роль также и в снижении социальной напряженности, став амортизатором давления огромной дополнительной волны сельской безработицы за счет рабочих-мигрантов (2008 - 2009 гг.). Большим успехом стала реформа системы имущественного права на лесные земли. Однако такие положительные результаты получены на основе устаревшей материально-технической базы, ожидающей своей модернизации.

Годы 11-й пятилетки стали периодом ускорения процессов трансформации китайской деревни, перехода от традиционной к современной модели развития. При таком переходе во всей их сложности и противоречивости переплелись глубинные процессы индустриализации, урбанизации, строительства новой деревни, модернизации агросферы на основе интеграции города и деревни. Автор затронула в своем докладе следующие основные моменты: 1) возросшие усилия государства в развитии социальной и бытовой инфраструктуры и сферы общественных услуг (образование, здравоохранение и пр.) в деревне; 2) анализ факторов, обеспечивших успех социально-экономического развития деревни; 3) начало выполнения новых долгосрочных программ: повышения зернового потенциала еще на 50 млн. т, модернизации сельского хозяйства и ирригационного строительства. Именно эти программы должны задать направление дальнейшего развития

стр. 7

агросферы, деревни Китая в новой, 12-й пятилетке.

"Проблемы реализации концепции устойчивого развития агросферы Китая в 11-й (2006 - 2010 гг.) и 12-й пятилетке (2011 - 2015 гг.)" - тема доклада, с которым выступила к.э.н. Е. И. Крапина. Автор отметила, что современное агропроизводство КНР развивается в сложных экологических, техногенных и социальных условиях. Недостаточно высокий уровень обеспеченности природными ресурсами становится стратегическим препятствием для его успешного развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Китай сегодня является страной с самым большим в мире уровнем деградации почв. Несмотря на то, что в течение последних семи лет сбор зерновых растет (по данным Государственного статистического управления КНР, совокупный объем их производства в 2010 г. составил 546,41 млн. т, и тем самым поставлен новый исторический рекорд), ухудшение качества почв в дальнейшем может привести к снижению урожайности сельскохозяйственных культур.

К.э.н. Л. А. Волкова в выступлении "О земельном подряде в китайской деревне в начале XXI века: разграничение прав пользования коллективной землей" подчеркнула, что законодательное закрепление прав собственности на землю в деревне получило подтверждение в трех вариантах "Закона КНР об управлении землей" (1986, 1988 и 2004 гг.), которые утверждались Постоянным комитетом ВСНП соответствующих созывов. Основная работа по реализации "Закона" на практике возлагалась на местные органы власти и, как можно предположить, велась недостаточно четко и с нарушениями интересов крестьян-пользователей. В документе ЦК КПК и Госсовета КНР N 1 (2010 г.) была поставлена задача довести до крестьян четыре показателя: местоположение подрядного участка, его площадь, договор на пользование подрядным участком и свидетельство, удостоверяющее право пользования. Особое внимание автор уделил совершенствованию работы по управлению земельным подрядом.

Аспирантка ИД В РАН Цзун Пин в своем сообщении сделала акцент на актуальности охраны окружающей среды и развития низкоуглеродных технологий, показав, как это важно с точки зрения изменения модели экономического развития.

В секции, посвященной вопросам промышленности и транспорта, было заслушано 5 докладов.

"Стратегические цели промышленного развития КНР: итоги 12-й пятилетки и планы на будущее" - этой теме посвятила свое выступление к.э.н. З. А. Муромцева. Автор рассмотрела основные результаты и перспективы промышленного развития КНР в свете поставленных стратегических целей преобразования всей экономической и социальной системы страны.

В сообщении к.э.н. С. Л. Сазонова "Транспорт КНР в период 11-й пятилетки" высказала мнение, что основным средством по выводу страны из кризиса стало крупномасштабное транспортное строительство. В настоящее время Китай вкладывает значительные средства в сооружение транспортной инфраструктуры, что должно обеспечить как необходимые поставки сырья из-за рубежа, так и развитие экономики страны в целом.

В выступлении Н. Н. Коледенковой "Черная металлургия КНР: итоги развития в 11-й пятилетке и задачи на 12-ю пятилетку" был сделан акцент на том, что развитие промышленного производства, в т.ч. черной металлургии, относится к числу основных задач, поставленных перед китайской экономикой. В период 11-й пятилетки черная металлургия была отнесена к числу приоритетных отраслей развития экономики, и за это время в данной сфере Китай добился существенных успехов: произошел не только значительный рост производства металлов, но и повышение технологического уровня производства. Но этого повышения оказалось недостаточно, что обусловило значительное отставание по ряду основных технико-экономических показателей от металлургии развитых стран. В этих условиях задача государства - создание условий для перехода металлургической промышленности на инновационный путь развития.

Модернизации обороны в соответствии с мировыми тенденциями и специфическими особенностями страны был посвящен доклад к.полит.н. П. Б. Каменнова "Военно-промышленный комплекс КНР". Автор отметил, что, согласно "Закону КНР о государственной обороне" 1997 г., государство, сосредоточивая внимание на экономическом строительстве, одновременно усиливает оборонное строительство, осуществляя таким образом политику согласованного развития военной и экономической сферы.

В 11-й пятилетке (2006 - 2010 гг.) развитие ВПК шло по пути создания в стране инновационной системы науки и технологий, интегрирующей военные и гражданские научно-технологические ресурсы, включая фундаментальные научные исследования, НИОКР, проектирование и производство военной и гражданской продукции. Конечной целью при этом было создание эффективной структуры, позволяющей свободно использовать высокие технологии военного и гражданского назначения в интересах как оборонного, так и гражданского секторов. Одной из мер в данном направлении стало объединение функций управления промышленностью и информатизации в рамках Госсовета КНР. Для этого в 2008 г. было создано Министерство промышленности и информатизации, которому, в частности, подчинено вновь сформированное Управление оборонной науки, техники и промышленности. Деятельность ВПК характеризуется преобладанием производства конверсионной гражданской продукции и одновременной модернизацией научно-технической и производственной базы, освоением зарубежных (в том числе лицензионных) технологий выпуска современных вооружений. В 2006 г. соотношение объемов производства военной и гражданской продукции на предприятиях отрасли составило 36% к 64%.

стр. 8

Главными задачами ВПК на 12-ю пятилетку (2011 - 2015 гг.) определены: обеспечение роста на 15% и выше; модернизация технологической и производственной базы, удовлетворение потребностей системы научных разработок и производства вооружений и военной техники; повышение потенциала обеспечения армии вооружениями и военной техникой. Большое внимание будет уделяться повышению конкурентоспособности в условиях рынка; всестороннему совершенствованию форм интеграции военного и гражданского производства; развитию международного сотрудничества; повышению квалификации научного, инженерного и технического персонала ВПК.

В завершение конференции на обсуждение была вынесена важная и актуальная тема - "Перспективные проекты авиационно-космической промышленности КНР". Доклад главного эксперта департамента анализа и перспективного планирования ФГУП "Рособоронэкспорт" А. Н. Басова был посвящен рассмотрению планов по созданию нового облика национальным вооруженным силам КНР, а именно - созданию истребительной авиации нового поколения, стратегической дальней авиации нового поколения, авианесущих кораблей, стратегических атомных подводных лодок нового поколения.

Рост ВВП страны обеспечивается, в первую очередь, за счет подъема промышленного производства, его высокотехнологичных отраслей, к которым относится авиационно-космическая промышленность.

В 2008 г. Китай стал ведущим машиностроительным экспортером, оставив позади Германию и США.

Доля китайских компаний на мировом рынке, по оценкам Союза германских машиностроителей, достигла 17,2%, а германских - только 14,7%. 3-е место заняли США (14,6%).

В настоящее время Китай начал освоение производства новых современных видов авиационной продукции как в военной, так и в гражданской сферах. При этом страна постепенно переходит от лицензионной основы к собственным разработкам и производству. На сегодняшний день практически только в гражданской области импорт современной авиационной техники превалирует над собственным производством.

В области ракетно-космической техники ведутся работы по созданию ракет-носителей нового поколения, с помощью которых в течение последующих 20 - 30 лет Китай будет выводить полезные нагрузки массой 0,5 - 25 т (сейчас 9 т) на низкие околоземные орбиты и 4 - 15 т (сейчас 5 т) - на геостационарные орбиты. Успешно ведутся работы по формированию на околоземной орбите национальной спутниковой навигационной системы "Бэйдоу-2", аналогичной американской NAVSTAR GPS, европейской "Галилео" и российской ГЛОНАСС, исследованию поверхности Луны. Ведется работа по созданию на околоземной орбите первой национальной космической станции.

Параллельно разрабатывается боевая ракетная техника наземного и морского базирования, которая позволит Китаю в случае необходимости поражать цели на Корейском полуострове, в Японии, на Тайване, территории России, стран СНГ, Европы, Южной и Юго-Восточной Азии, Австралии, Северной, Центральной части Южной Америки.

Таким образом, делает выводы автор, несмотря на существующее на сегодняшний день отставание китайской авиационно-космической промышленности от ведущих авиа- и ракетостроительных корпораций мира в области разработки и производства авиационных двигателей и авионики, а также по уровню подготовки научно-технического персонала, Китаю удалось создать национальную научно-техническую и конструкторскую базу, позволившую создать достаточно конкурентоспособные образцы авиационной и ракетно-космической техники и встать в один ряд с такими странами, как США, Россия и Франция.

В заключительном слове председатель конференции проф. А. В. Островский, подводя итоги обсуждения вопросов социально-экономического развития КНР после мирового финансового кризиса, сделал вывод о том, что Китай и далее будет успешно решать проблемы социально-экономического развития. По-прежнему перед страной стоят три основные проблемы - огромная численность населения, относительная нехватка энергоресурсов и экологическая проблема.

По оценкам ряда демографов, в годы 12-й пятилетки доля экономически активного населения начнет постепенно снижаться. В этих условиях Китай будет вынужден ориентироваться не на привлечение большого количества занятой неквалифицированным физическим трудом рабочей силы из деревни, а на повышение производительности труда на каждом рабочем месте, в т.ч. и в сельском хозяйстве, т.е. перейти от экстенсивных форм развития производства к интенсивным.

За годы 12-й пятилетки Китай должен будет совершить переход к развитию инновационной экономики.

Только в этом случае за счет внедрения новых энергосберегающих технологий можно будет решить проблему обеспечения большого числа пенсионеров и относительной нехватки природных ресурсов, а также охраны окружающей среды. Неслучайно во время общения в Интернете премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил о том, что "подъем Китая обеспечен благодаря подготовке специалистов и развитию образования" и что "в КНР уделяют первостепенное внимание двум показателям - удельному весу расходов на образование в ВВП и удельному весу расходов на научно-исследовательскую деятельность в объеме производства". По мнению докладчика, именно эти меры позволят Китаю в ближайшее десятилетие решить основную задачу перехода к интенсивным формам развития производства и обеспечить поступательное движение экономики страны в целом.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/КИТАЙ-НА-ПОРОГЕ-12-й-ПЯТИЛЕТКИ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. С. БАЖЕНОВА, КИТАЙ НА ПОРОГЕ 12-й ПЯТИЛЕТКИ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 16.04.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/КИТАЙ-НА-ПОРОГЕ-12-й-ПЯТИЛЕТКИ (date of access: 26.05.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Е. С. БАЖЕНОВА:

Е. С. БАЖЕНОВА → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
82 views rating
16.04.2024 (40 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКУ: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ"?
Catalog: Экономика 
22 days ago · From Golem Anzhanov
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
27 days ago · From Uzbekistan Online
МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Catalog: Экономика 
27 days ago · From Uzbekistan Online
ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА: ОПЫТ ТУРЦИИ
59 days ago · From Golem Anzhanov
ISLAMIC FINANCIAL MODEL: PROS AND CONS
Catalog: Экономика 
95 days ago · From Golem Anzhanov
СУДЬБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АФРИКЕ: ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ СООБЩЕСТВО
100 days ago · From Golem Anzhanov
ЗНАКОМЬТЕСЬ: "АСИЯ ВА ИФРИКИЯ АЛЬ-ЯУМ"
112 days ago · From Golem Anzhanov
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС И РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ
116 days ago · From Golem Anzhanov
ДАИШ: НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ О СЛОМАННЫХ СУДЬБАХ
Catalog: История 
117 days ago · From Golem Anzhanov
ИРАН: религиозные организации на политическом поле
127 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

КИТАЙ НА ПОРОГЕ 12-й ПЯТИЛЕТКИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android