ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ СИНЬЦЗЯНА
Ключевые слова: Китай, Синьцзян (СУАР), история и политика
В. Г. ГЕЛЬБРАС
Доктор исторических наук
В 1950-е гг. мне пришлось работать в Синьцзяне. Это были самые лучшие и светлые годы в жизни моей семьи. С тех пор прошло полвека, а мы с теплотой вспоминаем Синьцзян и г. Кульджу. Я стараюсь, по мере возможности, следить за переменами в тех краях.
В 2009 г. по случаю празднеств в связи с 60-летием республики и 30-летием "реформ и открытости" информационный кабинет Государственного совета КНР издал документ "Развитие и прогресс Синьцзяна"1. Прошли пресс-конференции официальных лиц, посвященные этому региону, занимающему 6-ю часть территории КНР. Вместе с тем, получить информацию непосредственно из Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) достаточно сложно. Информационные сайты правительства района и командования Производственно-строительного корпуса Народно-освободительной армии Китая (НОАК) работают нерегулярно и избирательно. В период праздников они были заблокированы.
Пекин проявляет исключительное внимание к этому региону, стремясь продемонстрировать стабильную и благоприятную обстановку в СУАР, омраченную лишь злокозненными внешними происками врагов Китая и "уйгурского народа". Волнения уйгурского населения, в частности, в июле 2009 г.*, будто бы не имеют никаких реальных причин, серия смертных приговоров участникам беспорядков явилась, по официальным сообщениям, наказанием инициаторов волнений и преступников.
ИСТОРИЯ - ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В упомянутом документе Госсовета КНР о СУАР обширное изложение успехов района во всех областях предвосхищается высокопарным введением.
С первых же строк оно озадачивает: "С I в. до н. э. район Синьцзяна стал важной составной частью Китая и играл важную роль в создании и развитии Китая как единого многонационального государства"2.
Заглядывая в глубь веков, авторы под влиянием праздничных настроений явно переусердствовали в исторических изысканиях. Забыт сложный многовековой процесс становления единого Китая. Будто и не было необходимости на протяжении столетий строить Великую китайскую стену, призванную защищать Китай от набегов воинственных племен и отделявшую территорию страны от многих сопредельных народов, в том числе и от уйгуров. Длительную историю имело и формирование Уйгурского каганата, ставшего позже основой Синьцзяна.
Великая Китайская стена была, в основном, построена в III в. до н.э., достраивалась в IV и XVI вв. н.э. Китай захватил за ее пределами многие районы, включая Синьцзян, в середине XVIII в. С тех пор большие территории были заселены китайцами и образовали неотъемлемую часть Китая.
У народов, проживавших за пределами Великой китайской стены, судьба сложилась по-разному: одни сейчас остаются в составе Китая, другие создали самостоятельные национальные государства.
Впрочем, не исторический экскурс в данном контексте представляет наибольший интерес. Хотя трудно понять, почему на протяжении многих лет в китайской прессе замалчивается сложный процесс формирования КНР и вхождения Синьцзяна в ее состав. Применительно к присоединению Синьцзяна определение "мирное вхождение" стало обязательным. Однако содержание и сложность реальных событий того времени остаются за рамками официальных китайских СМИ.
Как не вспомнить, что 10 октября 1947 г. командование Народно-освободительной армии Китая (НОАК) опубликовало декларацию, содержавшую программу китайской революции периода народно-освободительной войны. В пункте 7 говорилось: "Признать, что все национальные меньшинства, находящиеся в пределах Китая, имеют равные права и права на автономию и могут свободно вступать в Китайскую федерацию"3. Вопреки декларации Китайская федерация не была создана. На протяжении 60 лет в КНР замалчивается само существование этого документа.
В конце 1940-х гг. в Синьцзяне существовали два правительства. Одно возглавляло Восточно-туркестанскую республику,
* Подробнее см.: КНР. Национальный вопрос: трудные поиски равновесия и стабильности // Азия и Африка сегодня, 2010, N 2.
Темпы роста ВВП Китая и РВП Синьцзяна (2000 - 2008 гг.).
Источник: Zhongguo tongji nianjian (Китайский статистический ежегодник), 2004, е. 56, 60; Zhongguo tongji nianjian, 2009, e. 40, 49.
провозглашенную в результате народного восстания против гоминьдановского режима в 3-х округах района. Другим было местное гоминьдановское правительство, сохранившее под своим контролем остальные 7 округов. Это правительство объявило о разрыве с Чан Кайши. Оба правительства заявили о намерении вступить в формирующееся новое государство и направили делегации на заседания Народного политического консультативного совета - совещательного органа, в котором, наряду с КПК, участвовали другие политические партии.
Части НОАК во главе с крупным военачальником Ван Чжэнем, продвигавшиеся в Синьцзян, столкнулись с непроходимыми песками. И тогда, как писал Дэн Лицюнь, видный деятель КПК, работавший в то время в Синьцзяне, части Ван Чжэня были переброшены советской авиацией сначала на территорию СССР, а затем в Синьцзян4. Так Синьцзян "мирно вошел" в состав КНР. Эти факты в китайской прессе также замалчиваются. Как не вспоминается и положительная роль Советского Союза в присоединении Синьцзяна к Китаю. Конечно, по этому поводу можно продолжить давнюю дискуссию. Что есть история? История - прежде всего, факты или понимание и истолкование фактов? Теоретически история должна быть независимой, но, может быть, она не может быть независимой, поскольку является частью государственной идеологии и политики?
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ С ОПОРОЙ НА АРМИЮ
Вернемся к первому разделу документа Госсовета КНР, посвященному экономическому развитию Китая за 60 лет. Происшедшие в районе перемены того заслуживают.
В документе, в частности, говорится, что по сравнению с 1952 г. региональный валовой продукт (РВП) Синьцзяна, исчисленный в сопоставимых ценах, возрос к 2008 г. в 86,4 раза. Среднегодовые темпы роста РВП в течение 60 лет составляли 8,3%, в последние 30 лет - 10,4%.
За период осуществления программы "масштабного освоения Запада Китая" с 2000 г. среднегодовые темпы ВВП КНР составляли 10,2%, РВП СУАР - 11,5%. В немалой мере этому способствует моральная и материальная поддержка центрального правительства.
Однако экономика Синьцзяна серьезно пострадала от мирового экономического кризиса. В январе-феврале 2009 г. "сверхнормативная" промышленность (предприятия с объемом продаж более 5 млн. юаней*) буквально рухнула.
Только с июня 2009 г. началось ее постепенное восстановление. В итоге 11 месяцев 2009 г. объем добавленной стоимости промышленности достиг 91,1 млрд. юаней, все же превысив на 4,5% аналогичный период 2008 г.5
В то же время рост производства сопровождается снижением экономической эффективности. Более 69% предприятий нефтеперерабатывающей промышленности и коксового производства стали убыточными, их доля по сравнению с 1 кварталом увеличилась на 34%. В промышленности химического волокна в этой категории оказались более 86% предприятий, в фармацевтической - 50%, текстильной - 34,4%, в ряде отраслей убыточными являются все предприятия.
Несмотря на трудности, Синьцзян превращается в один из важнейших центров нефте- и газодобывающей промышленности, нефтехимии, производства хлопка, пшеницы и других продуктов. В ближайшем будущем СУАР станет также важным плацдармом внешней торговли.
Значительно увеличились бюджетные доходы Синьцзяна. По сравнению с 2000 г., они возросли почти в 4,6 раза. Структура экономики к 2008 г. приобрела вполне развитый характер: в сельском хозяйстве создается 16,4% РВП, в промышленности и строительстве - 49,7%, в сфере услуг - 33,9%.
Экономический рост Синьцзяна несомненен. В этой связи важно выяснить важнейшие факторы роста, обеспечившие столь разительные перемены. На наш взгляд, особого внимания заслуживают трудовые ресурсы, их организация и быстрый рост, а также инвестиции в основной капитал района.
Начало истории трудовых ресурсов можно датировать серединой 1950-х гг.
* $1 равен примерно 6,8 юаня (прим. ред.).
Карта дислокации Производственно-строительного корпуса НОАК (темно-серым цветом обозначены воинские части. При соответствующем увеличении можно прочитать номера дивизии или полка)
Источник: tianshannet.com.cn, 06.01.2003.
В 1954 г. китайское правительство решило поднять целинные земли и одновременно усилить охрану государственной границы. С этой целью в армии был создан Синьцзянский производственно-строительный корпус (ПСК). В 1975 г. 105-тысячный корпус был распущен, его солдаты и командиры демобилизованы в Синьцзяне и остались там. 12 декабря 1981 г. решением центрального правительства ПСК был воссоздан.
Корпус стал особой политической, военной, экономической, социальной, полицейской и культурной единицей государства.
На всех общегосударственных совещаниях его представители принимают участие наряду с делегациями провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. Это обстоятельство свидетельствует о высоком политическом статусе корпуса: ведь в районе действует местное правительство.
В начале 2000-х гг. в составе корпуса насчитывалось 2,5 млн. человек населения и 933 тыс. рабочих и служащих. Он состоял из 14 дивизий и отдельных частей. В его состав входили 174 сельскохозяйственных и животноводческих полковых ферм, около 4,4 тыс. промышленных, строительных, транспортных и торговых предприятий. Помимо корпуса как целостной организации, под его эгидой существовало 17 групп предприятий, 43 акционерных предприятия, 122 акционерно-кооперативных предприятия, созданные за первые 10 лет после воссоздания ПСК6. Сведения о том, как состав изменился в 2005 - 2009 гг., не публиковались.
ПСК располагает научно-исследовательскими, образовательными, культурными, медицинскими, финансовыми, страховыми и судебными органами. Его подразделения располагаются в каждой административной единице СУАР, создавая внутреннюю демаркацию района. В книге "История и развитие Синьцзяна", изданной в 2003 г., говорится: "Корпус как важная сила стабильности и укрепления охраны границ Синьцзяна, соединяя труд и воинскую службу, вместе с воинскими частями, вооруженной полицией, народными массами создал в пограничных районах систему, объединяющую 4 составляющих: "армию, полицию (вооруженную полицию), солдат (полки), народ". Он около 50 лет наносит удары и пресекает подрывную и расшатывающую деятельность внутренних и внешних раскольнических сил, играя незаменимую, особую роль в защите стабильности и безопасности рубежей родины"7.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ
В 1955 г. был образован Синьцзян-Уйгурский автоном-
ный район. В его состав вошли 5 самоуправляемых (цзычжи) округов, 6 самоуправляемых уездов и 43 национальных волости.
За 60 лет население Синьцзяна заметно возросло. Изменилась и его национальная структура. В 1952 г. (статистика за более ранние годы в КНР, признается неточной и употребляется очень редко) население Синьцзяна насчитывало почти 4 652 тыс. человек. Из них 3,5 млн. составляли уйгуры, 326 тыс. - ханьцы (китайцы), 494,5 тыс. - казахи. Остальную часть населения образовывали еще 10 национальностей, не считая небольших национальных групп8. Всего в районе насчитывается 47 народностей.
К 1978 г., к началу "реформ и открытости", население СУАР достигло 12,3 млн. человек, в т.ч. 5,5 млн. уйгуров, 5,1 млн. китайцев и 821 тыс. казахов. Численность уйгуров и казахов в 1952 - 1976 гг. увеличилась в одинаковой степени - почти в 1,6 раза, а китайцев - почти в 16 раз9.
К 2008 г. численность населения СУАР превысила 21,3 млн. человек10. Как говорится в упомянутом докладе Госсовета, "помимо ханьцев, другие национальности насчитывают 12 945 тыс. человек, составляя 60,8% населения всего района"11. В 2007 г. в СУАР проживало 9 651 тыс. уйгуров, 8 239 тыс. китайцев, 1 484 тыс. казахов. Таким образом, китайцы постепенно становятся самой крупной частью населения СУАР.
Столь непропорциональное увеличение численности китайцев было связано с тем, что ПСК НОАК, подобно магниту, начал притягивать к себе китайцев со всех концов страны. Тем более, что его подразделениям было поручено проведение огромных строительных работ. В последние годы, как говорится в упомянутом выше документе, по "требованию центрального правительства" в СУАР были направлены кадры из Пекина, Чжэцзяна, Тяньцзиня, Шаньдуна, Ляонина, Цзяньси, Шанхая, Хэнани и 15 ведущих государственных предприятий для оказания "всесторонней экономической, научно-технической, культурной помощи".
Столь серьезные организационные и демографические перемены явились важнейшими факторами развития Синьцзяна, ставшего одной из базисных частей стратегии "масштабного освоения Запада Китая".
Не менее важным фактором явились крупные капиталовложения в экономику района. Сводные данные об инвестициях в основные фонды Синьцзяна не опубликованы.
Сообщается, что за 1950 - 2008 гг. капиталовложения центрального правительства в Синьцзян достигли 386,2 млрд. юаней, составив 25,7% всех капиталовложений в СУАР за эти годы. Поддержка СУАР центральным правительством особенно возросла после 2000 г., в 2008 г. она достигла 68,56 млрд. юаней.
Кроме того, для строек в Синьцзяне правительство стимулировало капиталовложения в район за счет кредитов международных финансовых организаций и правительств иностранных государств. Центральное правительство передислоцировало в Синьцзян ряд заводов и предприятий из приморских районов страны. Была также организована подготовка местных кадров в других центрах.
Инвестиции в основной капитал в Китае достигли в 2008 г. 17 282,8 млрд. юаней12. Из них 226 млрд, или 1,3%, было использовано в Синьцзяне, в т.ч. 90,3 млрд. инвестированы в государственные предприятия, остальные - в компании с ограниченной ответственностью, акционерные компании и т.д.13
Обратим внимание на инвестиции в основной капитал в города и в сельскую местность, особенно в 2000 - 2008 гг. Так, в 2008 г. 197,5 млрд. юаней было инвестировано в городах, 25,2 млрд. в сельской местности.
В специфических условиях СУАР этот факт заслуживает особого внимания, поскольку именно в города переселяются ханьцы.
Инвестиции в города за эти годы превысили 1 трлн юаней, в сельскую местность - 108,3 млрд, т.е. в 9,4 раза меньше.
Капиталовложения в города и в сельскую местность постепенно увеличиваются, особенно в последние 3 года. Тем не менее, разрыв в инвестициях остается огромным. Незначительные капиталовложения в сельскую местность во многом определили низкий уровень жизни коренного населения Синьцзяна.
В 2008 г. удалось получить хороший урожай. РВП, созданный в сельском хозяйстве, достиг 69,1 млрд. юаней, составив 16,4% РВП Синьцзяна. Урожай зерновых 2008 г. позволил обеспечить потребности района. Здесь собрано также более 40% урожая хлопка в стране.
В районе получили развитие нефтяная, угольная, металлургическая, химическая, электроэнергетическая отрасли, производство строительных материалов, текстильная промышленность. РВП,
Инвестиции в основной капитал города и деревни в СУАР, 2000 - 2008 (млрд юаней)
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
В города |
55,7 |
64,7 |
73,5 |
89,3 |
104,6 |
121,0 |
141,8 |
165,9 |
197,5 |
В деревни |
5,4 |
5,9 |
6,6 |
8,1 |
10,1 |
12,9 |
14,9 |
19,2 |
25,2 |
Соотношение инвестиций в городе и деревне |
10,3 |
10,96 |
11,1 |
11,0 |
10,35 |
9,38 |
9,52 |
8,64 |
7,84 |
Источник: Zhongguo tongji nianjian, 2009, e. 170 - 172.
созданный в промышленности, превысил 179 млрд. юаней, почти в 4 раза превзойдя уровень 2000 г. Месторождения нефти, природного газа и угля в СУАР являются самыми богатыми в стране. Добыв 27,4 млн. т нефти, район занял 2-е место в стране. По добыче в 2008 г. природного газа (24 млрд. м3) район вышел на первое место в стране. Быстрыми темпами строится нефтепровод, протяженностью 4 тыс. км, соединяющий юг, север и восток Синьцзяна. На базе месторождений угля планируется создать энергетическое и химическое производства.
РАСШИРЯЮТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ
СУАР ведет внешнюю торговлю со 167 странами и территориями: Монголией, Россией, Казахстаном, Пакистаном, Индией и др. В 2008 г. объем экспорта и импорта составил 22,2 млрд. долл.
Зарубежные капиталовложения нефинансовых организаций в СУАР достигли $164 млн, заняв 13-е место в стране.
В ближайшие годы масштабы внешней торговли СУАР будут быстро увеличиваться. Одновременно с быстрым строительством нефте- и газопроводов, позволяющих стремительно наращивать поставки углеводородов из стран Центральной Азии в Китай, происходит укрепление экономических связей этих стран.
Одним из крупнейших событий последнего времени стал пуск в эскплуатацию 14 декабря 2009 г. в Туркменистане первого газопровода в Китай, в Синьцзян. Поставлять газ будут также транзитные государства - Узбекистан и Казахстан.
Важнейшим фактором будущего роста торговли является строительство железных дорог, соединяющих Синьцзян с государствами Центральной Азии.
Строительство указанных на карте трасс намечено осуществить до 2012 г. С их завершением упрочатся связи Китая с Центральной Азией и Европой.
Как отмечают в министерстве транспорта Казахстана, транспортировка товаров из КНР в Европу по морю занимает до 45 суток, по "Транссибу" - 14 суток. По новому коридору от порта Ляньюньган до границ с европейскими государствами она укоротится до 10 суток. Это позволило бы увеличить объемы грузоперевозок к 2020 г. в 2,5 раза (с 13 млн. т до 33 млн. т в год)14.
ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ
По мере экономического подъема постепенно повышается уровень жизни населения.
В 2008 г. годовой доход в расчете на душу сельского населения составил 3 503 юаня. Но он был в 3,3 раза меньше дохода горожан в Синьцзяне и в 2 раза ниже, чем в среднем по стране, т.е. уровня, официально признанного правительством крайне низким.
Огромный разрыв в уровне жизни между китайцами, сосредоточенными, главным образом, в городах, промышленности и других несельскохозяйственных отраслях, и проживающим в сельской местности коренным населением стал одной из причин недовольства уйгуров.
В 2000 г. бюджетные расходы, направляемые на повышение уровня жизни в СУАР, составляли 7 млрд. юаней. В 2008 г. они достигли 72,7 млрд, а в 2009 г., возможно, под влиянием событий, связанных с акциями протеста уйгур в столице Синьцзяна Урумчи в июле 2009 г. - 91 млрд. юаней. 70% бюджета района планируется ассигновать на ликвидацию последствий стихийных бедствий, строительство сельских дорог, очистку водных источников, ремонт жилья, а также начальных и средних школ, находящихся в плохом состоянии.
Начиная с 2009 г. повышаются ставки материальной помощи городским и сельским семьям с низкими доходами. В 2008 г. 1,3 млн. сельских жителей начали пользоваться льготами, гарантирующими "базисные жизненные потребности". В более чем 97% сельских населенных пунктов создана кооперативная медицинская система15. Кооперативная система, основанная на небольших взносах своих членов, способна покрывать только часть расходов на лечение. Оплачивать операции, лечение серьезных заболеваний, в т.ч. в больницах, медицинский кооператив не в состоянии.
На пресс-конференции в сентябре 2009 г. в Пекине, посвященной Синьцзяну, журналисты, задавая вопросы, говорили о крайней необходимости преодоления бедности уйгур, о недовольстве коренного населения, в частности, его дискриминацией при найме на работу.
У Чжэнминь, заместитель
Маршруты новых железнодорожных трасс в СУАР.
председателя Государственного комитета национальностей, признав существование больших различий в положении уйгуров и других национальных меньшинств, согласился с необходимостью развития национальной автономии. Но при этом он заявил, что "национальная автономия в Китае не является ни чисто национальной автономией, ни чисто территориальной автономией. Она является соединением элементов политики и экономики, национального и территориального, а также элементов истории и реальности. Поэтому в будущем мы сможем и дальше укреплять и улучшать систему национально-территориальной автономии с учетом конкретной обстановки и исторического опыта"16.
Это заявление можно понять только в том смысле, что чиновник объявил о принципиальном изменении политики партии и государства в национальном вопросе. С 1949 г. национальная автономия во всех документах квалифицировалась как институт самоуправления. В 1954 г. Всекитайское собрание народных представителей внесло положение о системе национального территориального самоуправления в Конституцию КНР. В действующей Конституции КНР положение о "самоуправлении национальных автономий" сохранено. В ст. 116 говорится: "Собрания Народных представителей национальных автономий имеют полномочия разрабатывать положения по осуществлению автономии и другие отдельные положения с учетом политических, экономических и культурных особенностей народности или народностей, населяющих соответствующие районы". В предложенном У Чжэнминем на пресс-конференции толковании характера органов власти национальной автономии принципы самоуправления, равно как построения политики с учетом особенностей народностей, населяющих СУАР, даже не упоминаются.
Другой высокопоставленный участник пресс-конференции был более конкретен. Ян Цзин, председатель Государственного комитета национальностей, сказал прямо, что рабочих из числа уйгуров мало: "Это факт". По его мнению, такое положение объясняется различиями в языке, привычках и трудовых навыках. "Государство и местное правительство как раз сейчас продумывают меры по расширению профессиональной подготовки уйгурской молодежи"17.
Высокопоставленные чиновники заявили: уйгурам надо овладевать китайским языком. В докладе Госсовета было отмечено, что 70% их не знают китайского языка. Этот недостаток им предстоит как можно скорее преодолеть. Это - еще одно свидетельство того, что данные, характеризующие сельское население, относятся к коренному населению, т.е. уйгурам, казахам и другим народам. Горожане - это в основном китайское население. Их более высокий уровень жизни объясняется тем, что в абсолютном своем большинстве они получают заработную плату и пользуются социальными льготами, установленными для этой категории населения.
Показательны и сведения о состоянии просвещения. В докладе Госсовета говорится: "В настоящее время в основном распространено обязательное 9-летнее образование, и в молодежной среде ликвидирована неграмотность, начало развиваться образование взрослого населения и профессиональное образование". В сельских средних и начальных школах введено бесплатное обучение. В 2004 г. правительство приняло решение "о всемерном внедрении обучения молодежи национальных меньшинств "двум языкам"".
ГДЕ ЖЕ ВЫХОД?
Китайский чиновник на пресс-конференции в сентябре 2009 г. в ответ на замечание одного корреспондента о том, что китаизация ведет к утрате языка и культуры уйгур и других национальностей, ответил: установлено, что в мире ежегодно исчезают 60 - 70 языков. В Китае поддерживаются национальные языки, но национальным меньшинствам предстоит овладеть китайским языком. Это единственный путь сохранения национальных меньшинств.
Однако у самих уйгуров имеются опасения, что они могут утратить свою самобытную культуру, историю. Этот фактор вызывает их недовольство, наряду с наплывом китайцев в СУАР, сохраняющимся, несмотря на увеличение финансовых вливаний, разрывом в экономическом положении между коренным населением и ханьцами, отсутствием каких-либо атрибутов национальной автономности, кроме права обучаться на своем языке.
Обстановка в СУАР остается непростой.
Видному китаисту Виле Гдаливичу Гельбрасу исполнилось 80 лет. Редакция журнала поздравляет его с юбилеем и желает ему крепкого здоровья и больших творческих успехов.
1 Xinjiang de fazhan yu jinbu (Развитие и прогресс Синьцзяна). Zhonghua renmin gongheguo gouyan xinwen bangunshi. 2009 nian 9 yue. Beijing - http://www.gov.cn/zwgk/2009-09/21/content_1422414.htm
2 Там же.
3 Ефимов Г. Очерки по новой и новейшей истории Китая. М., Госполитиздат, 1951, с. 464,465.
4 Deng Liqun. Zhong Su guansi Heping jefang Xinjiang qian hou // Jindai shi ianju, 1989, N 5,e. 143 - 150.
5 Xinjiiang qion xan jidu gongye shengchande huisheng zoushi zhubu xianghao (В первые три квартала промышленное производство Синьцзяна постепенно увеличивается, происходит постепенный поворот к лучшему) - http://www.stats.gov.cn/tjfx/dfxx/t20091030 402597949.htm
6 Bingtuan gaikuuang jieshao (Знакомство с обстановкой в корпусе) - http://www.tianshannet.com/GB/channel14/26/200407/12/98401.htm
7 Xinjiande lishi yu fazhan (История и развитие Синьцзяна) - http://www.chma.org.cn/ch-book/20030526/10.htm
8 Xinjiang tongji nianjian, 1995 (Статистический ежегодник Синьцзяна), e. 43, 45.
9 Xinjiang tongji nianjian, 1998, e. 57.
10 Zhongguo tongji nianjian, 2009, e. 91.
11 Xinjiang de fazhan yu jinbu. Указ. соч.
12 Zhongguo tongji nianjian, 2009, e. 170.
13 Там же, с 171 - 172.
14 Роденкова В. Кризис усилил интерес инвесторов - http://kapital.rz/econom/4860-krizis-interes-investorov.htm
15 Xinjiang 2009 nian 910 yu yuan gaishan minsheng bi 08 nian jenjia si feng zi yi (B 2009 г. в Синьцзян на улучшение жизни направляется 91 млрд. юаней, на одну четверть больше, чем в 2008 г.) - http://www.gov.cn/jrzg/2009 - 16/content_1489240.htm
16 Xinwenban fabuhui jieshao Zhongguo 60 nianlai minju zhengqe he minju gongjuo chengju (Информационный отдел созвал пресс-конференцию для ознакомления с успехами в национальной политике и национальной работе в Китае за 60 лет) - http://www.xinhuanet.com/zhibo/20090927f/wz_iframt_2/htm
17 Там же.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |