Libmonster ID: UZ-689

А. В. СЕМИН

Кандидат политических наук

Ключевые слова: КитайЯпонияСШАВосточная Азия

В XXI в. Япония и Китай вступили как самые мощные экономические державы Азии, влиятельные игроки мировой и региональной политики. В текущем году по объему валового внутреннего продукта (ВВП) Китай перегнал Японию. От состояния отношений между двумя странами во многом зависит экономическая и политическая стабильность в Восточной Азии, влияют они и на мировую политику.

Вначале нынешнего десятилетия отношения между Японией и Китаем не отличались стабильностью и сбалансированностью, развиваясь по сценарию: "в экономике - горячо, в политике - холодно". Более того, в 2001 г. прервался политический диалог Токио - Пекин, который в 1990-е гг. носил регулярный характер. Разногласия вокруг целого ряда политических проблем обострились до такой степени, что стали угрожать развитию торгово-экономических и других связей.

Возвращение отношений в нормальное русло произошло только после смены японского руководства, когда в 2006 г. в отставку ушел кабинет министров во главе с Дз. Коидзуми.

ЛЕД ВЗЛОМАН

Начало оттепели положил официальный визит в Пекин в октябре 2006 г. нового премьер-министра Японии С. Абэ.

В Совместном китайско-японском заявлении было подчеркнуто стремление сторон вернуться к диалогу без предварительных условий и развивать всестороннее сотрудничество.

На самом деле произошло даже нечто большее, чем возвращение к диалогу. Впервые была достигнута договоренность о выстраивании "стратегических взаимовыгодных отношений" между Японией и Китаем. И это при том, что в 1998 г. в ходе японо-китайского саммита в Токио японская сторона не поддержала инициативу Пекина направить развитие его отношений с Японией в "стратегическое" русло.

В апреле 2007 г. Токио с официальным визитом посетил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Он провел переговоры с премьер-министром Абэ, был принят императором Акихито, выступил с речью перед депутатами парламента. В местной прессе визит был оценен как "растопивший лед" в двусторонних отношениях1.

В Совместном японо-китайском заявлении были уточнены положения, которые содержались в Совместном заявлении 2006 г., раскрывалось содержание нового важного понятия - "стратегические взаимовыгодные отношения".

Такие отношения предусматривают:

- Взаимную поддержку мирного развития и укрепление политического взаимодействия.

- Углубление взаимовыгодного сотрудничества и осуществление совместного развития.

- Активизацию диалога в сфере обороны, направление совместных усилий на обеспечение стабильности в регионе.

- Расширение обмена в гуманитарной области, углубление взаимопонимания и дружбы между двумя народами.

- Усиление координации и взаимодействия, совместный ответ на региональные и глобальные вызовы2.

Сменивший через год Абэ на посту премьер-министра Я. Фукуда сохранил курс на улучшение отношений с Пекином. В ходе его официального визита в КНР в декабре 2007 г. стороны подтвердили стремление следовать договоренностям, достигнутым на саммитах 2006 и 2007 гг.

В мае 2008 г. в ходе официального визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Японию было подписано Совместное японо-китайское заявление о "Всестороннем развитии взаимовыгодных отношений, основанных на общих стратегических интересах"3.

Обе стороны отнесли по значимости это заявление к категории важнейших, определяющих дипломатических документов, таких, например, как Совместное заявление правительств Японии

стр. 2

и КНР о нормализации отношений между Японией и КНР 1972 г., Договор о мире и дружбе 1978 г., Совместная декларация о построении партнерских отношений 1998 г.

Вместе с новым Совместным заявлением 2008 г. эти договоренности квалифицируются как "политический фундамент" развития двусторонних отношений. Пекин подчеркивает, что "всеобъемлющая стратегия стимулирования взаимовыгодных отношений, основанных на общих стратегических интересах" должна стать теперь приоритетной целью политики двух стран в отношении друг друга.

ТЕМП УСКОРЯЕТСЯ

В сентябре 2009 г. в Японии к власти пришла оппозиционная Демократическая партия во главе с Юкио Хатояма, ставшим главой кабинета министров.

Китайская сторона внимательно следила за первыми шагами нового руководства Японии. В частности, Пекин обратил особое внимание на заявления премьер-министра о намерении строить "равноправные" отношения с Соединенными Штатами и стремлении создавать Восточноазиатское сообщество (ВАС)4. Но особенно важно для Пекина было получить от Токио подтверждение преемственности политического курса Японии в отношении Китая.

21 сентября 2009 г. в ходе 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН председатель КНР Ху Цзиньтао встретился в Нью-Йорке с премьер-министром Хатоямой. Лидеры двух стран подтвердили готовность выполнять достигнутые ранее договоренности, хотя полного единства взглядов по некоторым вопросам достичь им не удалось.

Так, Хатояма призвал начать переговоры с целью заключения двустороннего договора о совместном освоении газовых месторождений в спорных секторах Восточно-Китайского моря в районе островов Дяоюйдао (Сэнкаку), заявив: "Я хочу превратить море проблем в море дружбы". Ху Цзиньтао, со своей стороны, признав важность сотрудничества по решению проблемы освоения газовых месторождений в данном регионе, предложил начать в будущем переговоры на рабочем уровне. При этом он заявил: "Это море должно стать морем мира, дружбы и сотрудничества".

Ху Цзиньтао выдвинул ряд других предложений: чаще осуществлять взаимные визиты лидеров двух стран; активнее сотрудничать в сфере экономики и торговли; укреплять взаимные симпатии народов двух стран; продвигать сотрудничество по решению региональных и глобальных проблем; терпеливо преодолевать различия в подходах двух стран5.

Оба руководителя декларировали свою заинтересованность в сотрудничестве по созданию Восточноазиатского сообщества. Однако различия в подходах Китая и Японии остаются до сих пор одной из главных причин торможения процесса формирования этой региональной структуры6.

Выступая в прениях на сессии ГА ООН, Хатояма призвал к созданию ВАС с целью содействия сотрудничеству между азиатскими странами, подчеркнув, что "если Япония не будет принимать активного участия в делах Азиатско-Тихоокеанского региона, она не сможет развиваться". При этом он заявил о готовности сотрудничать в таких областях, как заключение соглашения о свободной торговле, финансы, валюта, энергетика, экология, ликвидация последствий стихийных бедствий7.

Что же касается Китая, то он не ограничился одними заявлениями. Так, 7 января 2010 г. в г. Наньин состоялась торжественная церемония по случаю создания зоны свободной торговли (ЗСТ) Китай - АСЕАН. Предполагается, что она придаст мощный импульс экономической интеграции в Восточной Азии.

Вслед за этой зоной в 2011 г. планируется ввести ЗСТ Респуб-

стр. 3

лика Корея - АСЕАН, а в 2012 г. ЗСТ Япония - АСЕАН. По мнению китайских аналитиков, эти 3 зоны в дальнейшем могут объединиться в одну большую, которая станет основой Восточноазиатского экономического сообщества в формате "10+3". Пекин видит Восточноазиатское сообщество именно в таком формате8.

На встрече руководителей Китая, Японии и Республики Корея в мае 2010 г. стороны подписали заявление о начале трехстороннего сотрудничества по совместному изучению возможности создания китайско-японско-южнокорейской ЗСТ. Это изучение намечено завершить к встрече лидеров Китая, Японии и РК в 2012 г.9

Однако такая перспектива не может не настораживать Вашингтон, который воспринимает эту региональную структуру как инструмент усиления позиций Китая.

Чтобы успокоить американцев, официальным лицам Японии пришлось выступить с рядом заявлений, в которых они, подчеркивая неизменную важность союзнических отношений с США, подтверждают приверженность принципу "открытости" при создании ВАС, что, теоретически, не исключает вхождения в эту организацию и США. Однако против участия Соединенных Штатов категорически выступает Китай.

В декабре 2009 г. в Японии с официальным визитом находился заместитель председателя КНР Си Цзиньпин, который стал первым из китайских руководителей, посетившим Японию после сформирования нового кабинета министров.

Японская сторона отнеслась со всей серьезностью к организации программы пребывания китайского гостя, рассматривая его в качестве будущего преемника Ху Цзиньтао на посту председателя КНР. Си Цзиньпин был принят императором Акихито.

На переговорах с Хатоямой был обсужден широкий круг вопросов состояния и перспектив двустороннего и регионального сотрудничества, в полном соответствии с содержанием китайско-японского Совместного японо-китайского заявления 2008 г.10

Однако в январе 2010 г. разгорелся спор по поводу о-вов Дяоюйдао (Сэнкаку), на континентальном шельфе которых обнаружены богатые месторождения нефти и газа*. Министр иностранных дел Японии К. Окада заявил, что Токио примет адекватные меры, если КНР в одностороннем порядке начнет их разрабатывать. Официальный представитель МИД КНР подчеркнул, что "китайская сторона имеет суверенитет над месторождением Чунь Сяо... (и)... будет твердо отстаивать свои законные права в Восточно-Китайском море"11.

Покидая пост премьер-министра в начале июня 2010 г., Хатояма оставил своему преемнику Наото Кану письменное напутствие, в котором призвал сохранять курс на укрепление отношений с США, КНР и Южной Кореей. Выступая в парламенте перед депутатами правящей Демократической партии накануне избрания его премьер-министром Японии, Кан заявил, что будет соблюдать соглашение о сохранении американской военной базы на Окинаве и добиваться углубления доверия с США, но в "равной степени" развивать отношения с Китаем12.

Появлению новых тенденций в отношениях Пекин - Токио в последние годы способствовали перемены глобального масштаба.

В результате относительного ослабления позиций единственной сверхдержавы - США, связанного с усилением экономической мощи и политического влияния КНР, Индии, РФ и др., заколебались устои миропорядка, который во многих странах расценивался как однополярный. При активном участии Пекина вызревают предпосылки для перестройки всей системы международных отношений, что приведет, в том числе, к изменению отношений в геополитическом треугольнике Япония - Китай - США.

Токио, как и Вашингтон, в целом воспринимает усиление Китая как потенциальную угрозу своим национальным интересам. В то же время Япония крайне заинтересована в том, чтобы избегать каких-либо конфликтов со своим усиливающимся соседом.

Наметившаяся тенденция постепенного изменения соотношения сил между США и Китаем в пользу последнего ставит перед японским руководством задачу просчитывать на перспективу отношения с каждой из этих двух держав. Имевшиеся и в прошлом нюансы и разночтения в подходе Токио и Вашингтона к КНР могут приобрести более глубокий характер.

Судя по некоторым признакам, японская политическая элита уже начинает задумываться о более гибком лавировании между Вашингтоном и Пекином. Что касается китайской стороны, то она, по-видимому, намерена воспользоваться этой ситуацией в интересах политического сближения с Японией.

А некоторые японские политологи идут еще дальше.

Так, эксперт Харуки Иосида в своей книге под красноречивым названием "Америка или Китай?" подчеркивает, что для Японии жизненно важно иметь сильного союзника. Сегодня сильнейшей державой является Америка, однако не исключено, что в недалеком будущем ее место может занять КНР. Кроме того, существует мнение, что в перспективе США постепенно уйдут из Азии. В таком случае, пишет Иосида, Япония должна, не колеблясь, связать себя с Китаем13.


* Подробнее см.: Русаков Е. М. Ни здравого смысла, ни права (международного) // Азия и Африка сегодня, 2010, N 3.

стр. 4

"ВОВЛЕЧЕНИЕ" ЯПОНИИ: НАДЕЖДЫ И ПОМЕХИ

Пекин как бы по аналогии с проводимой Вашингтоном политикой "вовлечения" КНР в глобальные дела начинает целеустремленно выстраивать курс на вовлечение Токио в политическое сотрудничество с Китаем по широкому кругу вопросов.

Об этом свидетельствует, в частности, аналитический доклад "Китайско-японские отношения и политика Китая в отношении Японии в грядущем десятилетии", подготовленный специалистами Института исследований Японии Китайской академии наук14.

Авторы этого документа трактуют "стратегические взаимовыгодные интересы" Китая и Японии следующим образом:

- По сравнению с японо-американским альянсом "стратегические взаимовыгодные интересы" представляют собой более низкий уровень сотрудничества: отсутствуют общая идеология и стратегия в сфере обеспечения безопасности. К тому же китайско-японские отношения не строятся на принципе "суверен - вассал", как между США и Японией.

- По сравнению с китайско-японскими отношениями периода 1972 - 1998 гг. "стратегические взаимовыгодные интересы" носят относительно более прохладный характер, они ориентированы не на дружественные чувства, а на более прагматичные и равноправные отношения.

В то же время на фоне китайско-японских отношений 1998 - 2006 гг. "стратегические взаимовыгодные интересы" стали шагом к преодолению порочного круга, в котором определяющими с китайской стороны выступает "историческая память" (об интервенции милитаристской Японии в Китай в 1931 - 1945 гг.), с японской - интересы обеспечения безопасности.

"Стратегические взаимовыгодные интересы" являются переходной стадией к более высокому уровню китайско-японских отношений - стратегическому сотрудничеству.

Однако авторы доклада не исключают и возможности возникновения в будущем конфликтов в отношениях между двумя странами, поскольку между ними сохраняются серьезные противоречия как стратегического, так и структурного характера.

В их числе выделяются следующие:

Конфликты, в основе которых лежат коренные интересы. Они проявляются, прежде всего, в подходе к таким проблемам, как демаркация границы в Восточно-Китайском море и спор о принадлежности островов Дяоюйдао (Сэнкаку). Как подчеркивается в докладе, урегулирование противоречий по этим проблемам станет особенно трудным испытанием для обеих сторон.

Конфликты, имеющие исторические корни, достаточно серьезны, но менее значимы, поскольку они не связаны с современными интересами Китая. Поэтому обе стороны должны проявлять по этой проблематике максимум осмотрительности, чтобы не нанести ущерб значительно более важным текущим двусторонним отношениям.

Конфликты на эмоциональной почве. По оценке китайских исследователей, взаимопонимание между китайцами и японцами пока не изменилось к лучшему. Главные причины такого положения - националистический консерватизм японского населения и повышенная чувствительность китайского населения к своему историческому прошлому.

В разделе доклада "Направленность политики Китая в отношении Японии" говорится: общая стратегическая цель будущих китайско-японских отношений - способствовать развитию психологической совместимости двух народов, продвижению двух стран от мирного сосуществования к совместному развитию, от взаимных стратегических интересов к стратегическому сотрудничеству.

Основные положения этого раздела сводятся к следующему:

- для устойчивого развития китайско-японских отношений крайне важно обеспечить сбалан-

стр. 5

сированное развитие отношении в политической и экономической областях;

- возникновение стратегической конфронтации между двумя странами маловероятно. Однако, если не удастся взять под контроль и эффективно разрешить главные проблемы в отношениях, нельзя исключить возможности стратегической конфронтации низкого уровня. По мнению китайских исследователей, принципиально важно, чтобы две наиболее серьезные спорные проблемы - демаркация границы в Восточно-Китайском море и принадлежность островов Дяоюйдао - решались в одном пакете;

- хотя разрешение тайваньской проблемы и осуществление мирного воссоединения - внутреннее дело Китая, Япония является одним из факторов, который невозможно игнорировать в этом процессе. Пока США не изменят своей политики на тайваньском направлении, политика Японии также не изменится;

- в связи со стремлением Японии стать постоянным членом Совета Безопасности ООН китайская сторона уже выразилась в поддержку более весомой роли Японии в ООН. Хотя Китай и не располагает пропуском для Японии в Совбез ООН, обе страны вполне могут вести конструктивный диалог по вопросу реформирования ООН. Со временем Китай, возможно, займет более позитивную позицию в отношении японских планов стать постоянным членом СБ ООН;

- Китаю и Японии недостает взаимного доверия в вопросах обеспечения безопасности в силу того, что обе стороны еще не преодолели сомнения относительно стратегических целей друг друга. Было бы целесообразно продвигать сотрудничество в этой сфере, идя от отношений "не друзья и не враги" к подлинно партнерским отношениям, к созданию структур и механизмов региональной безопасности, к образованию Восточноазиатского сообщества безопасности.

По мнению китайской стороны, сотрудничество между КНР и Японией в сфере безопасности не должно основываться на предпосылке, что Китай откажется от усилий по укреплению своей военной мощи и совершенствованию военных технологий или замедлит их.

Одной из задач, требующих скорейшего решения, в докладе названо создание механизмов предотвращения кризисов и управления кризисами с тем, чтобы избежать эскалации трений и конфликтов.

Предлагается также развивать сотрудничество азиатских стран по обеспечению безопасности основных морских коммуникаций - от Суэцкого канала до Тайваньского пролива, а также стимулировать создание в регионе Сообщества взаимовыгодной поддержки и обеспечения стабильности экономического развития, в рамках которого решались бы и проблемы обеспечения энергетической безопасности.

Китай и Япония, говорится в докладе, должны прилагать усилия по решению проблем региональной безопасности, по созданию системы многосторонней безопасности. Обеим странам следует способствовать стратегическому диалогу Китай - Япония - США.

Выдвигается также идея создания нового и более широкого по составу участников механизма безопасности для всей Восточной Азии.

Двум странам предлагается действовать совместно по преодолению финансового кризиса. Они должны стимулировать придание регионального характера двустороннему соглашению о взаимном обмене валют, выстроить региональный механизм финансового контроля, активизировать тесные консультации, координацию и сотрудничество по развитию региональных рынков капитала, по учреждению Фонда азиатских валют.

Подчеркивается необходимость объединить усилия по заключению Соглашения о свободной торговле и Соглашения об экономическом партнерстве, чтобы координировать стратегию и политику в сфере экономики, совместно формировать пространство свободной торговли Восточной Азии в рамках Восточноазиатского сообщества.

Признается и наличие у Китая и Японии серьезной общей проблемы - зависимости от зарубежного спроса, прежде всего спроса в США, на который негативно повлиял мировой финансово-экономический кризис. Две страны должны использовать возможность для корректировки своей экономической структуры, расширить и задействовать внутренний спрос для оздоровления своих экономик.

С целью укрепления сотрудничества в энергетике и экологии в докладе предлагается создать Китайско-Японский фонд по энергосбережению и защите окружающей среды, совместно финансируемый правительствами двух стран.

ПОРА УЧИТЬ КИТАЙСКИЙ

В докладе китайских исследователей значительное внимание уделено развитию культурных контактов и улучшению имиджа КНР в Японии.

Так, предлагается:

- Улучшать имидж Китая и способствовать восприятию КНР японцами как дружественного государства. В докладе подчеркивается, что изучение китайского языка - важный и очень эффективный путь к пониманию Китая. Отмечая постоянный рост числа изучающих китайский язык в Японии, авторы указывают на необходимость активно поддерживать эту тенденцию. Предлагает-

стр. 6

ся комплекс мер, в частности, открытие в Японии Института и школы Конфуция, поступательное наращивание масштабов пропаганды конфуцианства с целью превращения Института Конфуция в оплот распространения китайского языка и культуры в Японии.

- Содействовать индивидуальным контактам и расширению круга лиц, которым Китай близок. Особое внимание предлагается уделить молодежному обмену и тем лицам, которые изучали китайский язык, а также исследователям, занимающимся проблематикой Китая, Японии, японо-китайских отношений. Выдвигается идея учредить с помощью правительства Фонд обменов с тем, чтобы спонсировать японских ученых, исследующих Китай, оказать помощь образовательным учреждениям, в которых изучается китайский, и отдельным лицам, изучающим китайский, а также способствовать расширению численности японской молодежи, выезжающей на учебу в Китай. Одновременно китайские университеты и исследовательские институты должны организовать различного вида "Классы по изучению китайской культуры и общества", приглашающие учиться в Китае японцев разного положения и возраста, включая домохозяек. Это позволило бы расширить в Японии круг лиц, знающих Китай и относящихся к нему с личной симпатией.

- Откликаясь на возрастающий интерес японцев к Китаю, широко использовать Интернет для создания у них правильного представления о КНР, что может помочь преодолению все еще распространенного среди японцев недоверия к Китаю.

- Активизировать культурную пропаганду на Японию, в этих целях поддержать 4 - 5 японских компаний с целью производства культурной продукции, которая привлекла бы внимание японцев. В то же время необходимо углублять знания о Японии у китайского населения, культивировать у него дружественное отношение к этой стране.

- Формирование ВАС - историческая тенденция. Китай и Япония должны энергично изучать, организационно выстраивать и культивировать общую культуру, способствовать ее специфическому развитию, стандартизации и превращению в базис Восточноазиатского культурного сообщества. Авторы напоминают, что многовековый культурный обмен двух стран сформировал во многом общую культуру, в основе которой лежат китайская письменность, конфуцианство, китайская разновидность буддизма и т.д.

Совместно исследовать историю. От того, как понимать и оценивать историю японской агрессии против Китая, возможно, будет зависеть и будущее китайско-японских отношений. Прошлое не должно стать препятствием развитию этих отношений и установлению доверия между двумя народами и формирования Восточноазиатского культурного сообщества, считают авторы доклада. Обеим сторонам необходимо держать под эффективным контролем возможное влияние этой проблемы на двусторонние отношения, вести совместные исторические исследования, расширять их рамки, добиваться согласия, преодолевая противоречия.

* * *

Таким образом, Китай стремится вовлечь Японию в более глубокое и широкое сотрудничество на двустороннем и региональном уровне, о чем свидетельствует разработанная китайскими учеными программа развития китайско-японского "взаимовыгодного сотрудничества, основанного на общих стратегических интересах" до 2020 г.

В то же время на пути развития китайско-японских отношений, "основанных на общих стратегических интересах", стоит немало трудностей и проблем.

Между двумя странами сохраняются существенные противоречия, в основе которых лежит несовпадение интересов двух крупных соперничающих держав. Кроме того, Токио вынужден тщательно взвешивать свои шаги навстречу Китаю, учитывая свои обязательства перед США в рамках японо-американского договора безопасности и заинтересованность Вашингтона в том, чтобы Япония оставалась в орбите его влияния.

От того, как КНР и Японии удастся выстроить свои отношения в будущем, во многом зависят безопасность, стабильность и экономическое развитие всей Восточной Азии.


1 Asia Times. 13.04.2007.

2 Ibidem.

3 http://www.mofa.go.jp/region/asia-pa-ci/china/joint0805.html

4 Жэньминь жибао. 17.12.2009.

5 http://www.yomiuri.co/jp/dy/world/20090923TDY01305.htm

6 Ibidem.

7 http://www.russian.gov.cn/news/onli/20090925/114838.html

8 http://www.partnery.cn. 7.01.2010

9 Ibidem. 7.05. 2010.

10 Синьхуа. 14.12.2009

11 Официальный сайт МИД КНР. Foreign Ministry Spokesperson Ma Zhaoxu's Remarks on Exploration of Chunxiao Oil-Gas Field. 19.01.2010.

12 Washington Post. 4.06.2010; New York Times. 4.06.2010.

13 Иосида Х. Бэйкоку-ка, Тюгоку-ка? (Америка или Китай?). Токио, 2007, с. 272 - 274.

14 Sino-Japanesc relations and China policy toward Japan in the coming decade. Institute of Japanese Studies. Chinese Academy of Social Sciences. January, 2009. Jiang Lifeng, в составе группы: Gao Hong, Zhang Jifeng, Wan Wei, Cui Shinguang, Lv Yaodong, Wu Haizhong, перевод - Sun Lingling.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/КИТАЙ-ЯПОНИЯ-ЛЕД-ТРОНУЛСЯ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. В. СЕМИН, КИТАЙ - ЯПОНИЯ: ЛЕД ТРОНУЛСЯ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 13.08.2023. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/КИТАЙ-ЯПОНИЯ-ЛЕД-ТРОНУЛСЯ (date of access: 28.05.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. В. СЕМИН:

А. В. СЕМИН → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
32 views rating
13.08.2023 (289 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКУ: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ"?
Catalog: Экономика 
24 days ago · From Golem Anzhanov
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
29 days ago · From Uzbekistan Online
МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Catalog: Экономика 
29 days ago · From Uzbekistan Online
КИТАЙ НА ПОРОГЕ 12-й ПЯТИЛЕТКИ
Catalog: Экономика 
42 days ago · From Golem Anzhanov
ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА: ОПЫТ ТУРЦИИ
61 days ago · From Golem Anzhanov
ISLAMIC FINANCIAL MODEL: PROS AND CONS
Catalog: Экономика 
97 days ago · From Golem Anzhanov
СУДЬБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АФРИКЕ: ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ СООБЩЕСТВО
102 days ago · From Golem Anzhanov
ЗНАКОМЬТЕСЬ: "АСИЯ ВА ИФРИКИЯ АЛЬ-ЯУМ"
114 days ago · From Golem Anzhanov
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС И РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ
118 days ago · From Golem Anzhanov
ДАИШ: НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ О СЛОМАННЫХ СУДЬБАХ
Catalog: История 
119 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

КИТАЙ - ЯПОНИЯ: ЛЕД ТРОНУЛСЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android