Ключевые слова: Китай, этнические меньшинства, национальная политика
Т. В. ЛАЗАРЕВА
Кандидат исторических наук
С политическими, экономическими и культурными изменениями в Китае меняется и корректируется законодательство по национальной политике, направленное на совершенствование института районной национальной автономии.
На рубеже XX и XXI вв. встал вопрос о внесении изменений в текст Закона об автономии 1984 г.1
Главной целью пересмотра этого закона, как подчеркивается в КНР, явилась необходимость политически обеспечить неханьским национальностям в районах их компактного проживания возможность должным образом реализовывать право на национальную автономию, а также содействовать их всестороннему экономическому и культурному развитию.
Правовой основой пересмотренного закона должна была стать Конституция с внесенными в нее поправками, идеологической основой - теория Дэн Сяопина и те политические установки, которые выдвигались партией за последние 15 лет, практической же основой этого закона должна стать система социалистической рыночной экономики и опыт претворения в жизнь Закона об автономии2.
КУРС НА УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Вошедший в силу в 2001 г. Закон КНР об автономии в пересмотренной и исправленной редакции3, по сравнению с законом 1984 г., был несколько расширен: в нем сейчас 74 статьи вместо 67. В него внесены различные дополнения, уточнения и поправки, изменены многие формулировки с тем, чтобы привести его в соответствие с теми большими переменами, которые произошли в стране в связи с переходом к рыночной экономике.
Примером наполнения конкретным содержанием пересмотренного закона может служить ст. 65, по которой государство предоставляет определенную компенсацию районам национальной автономии за вывоз природных ресурсов с их территорий. Появление этой статьи исправляет недоработки в проведении национальной политики на местах и связано с многолетней практикой вывоза природных ресурсов из ряда районов национальной автономии без особой выгоды для самих районов.
Поскольку обновленный Закон относится к категории основных законов, где положения формулируются в виде общих принципов, появилась необходимость сопроводить его рядом дополнительных правовых актов, регулирующих порядок его применения. Закон об автономии 1984 г. не был в достаточной мере снабжен подобными правовыми актами, что затрудняло его исполнение.
В новый вариант закона введена специальная ст. 73, обязывающая Госсовет и его ведомства разрабатывать необходимые для его реализации административные законоположения, правила, конкретные меры и способы. Такая же функция возлагалась на собрания народных представителей (СНП) районов национальной автономии, городов прямого подчинения и их постоянные комитеты (ПК). Новый пересмотренный Закон КНР об автономии носит более конкретный характер и касается многих важных сторон жизнеобеспечения, развития и функционирования национальных районов.
Многие изменения направлены на усиление финансовой поддержки районов автономии, увеличение объема инвестиций, создание условий для ускорения их экономического и культурного развития. Установлен порядок оказания помощи со стороны государства этим районам, прежде всего через системы финансовых трансфертов (обычных, специальных, а также предусмотренных политикой преференций), намечено увеличение капиталовложений с целью постепенного сокращения разрыва с развитыми районами. В прежнем Законе 1984 г. предусматривалось лишь восполнение финансового дефицита в бюджетах автономных районов. В Законе 2001 г. важное место отведено инвестированию капиталов, созданию в национальных районах базовой инфраструктуры. Подробно регламентируются вопросы банковской поддержки районов.
Серьезное внимание уделяется мерам по преодолению бедности, развитию культуры и образования, медицинского обслуживания в национальных районах. Тем самым новый закон выгодно отличается от его первоначальной версии и по своей сути нацелен на ускоренное развитие национальных районов.
В то же время в КНР отмечали, что Закон об автономии пока еще слишком абстрактен и не дает возможности быстро решать социально-экономические вопросы в силу объективных причин, одной из которых называется ограниченность инвестиций в экономику национальных районов4.
В развитии законотворчества немаловажным событием явилось обнародование в мае 2005 г. "Установлений Госсовета о проведении в жизнь "Закона КНР о районной национальной автономии"5. Принятие этого документа стало заметным явлением в законодательстве Китая по национальной политике. Подобного документа, охватывающего все стороны жизни представителей неханьских национальностей, в национальном законодательстве Китая еще не было.
Большой блок статей "установлений" связан с экономичес-
Окончание. Начало см.: "Азия и Африка сегодня", 2010, N 3.
кими и финансовыми мероприятиями, направленными на развитие национальных районов, на преодоление в них бедности. В документе много места уделяется ускоренному развитию образования, распространению обязательного девятилетнего школьного обучения, искоренению неграмотности среди молодежи и взрослых, улучшению условий работы школ, созданию системы заочного обучения, сохранению и развитию национальных языков и письменностей, распространению в районах национальной автономии "двуязычного обучения".
Предусмотрены также меры по развитию науки и техники, культуры, здравоохранения, физической культуры, оказанию помощи компактно проживающим неханьским национальностям со сравнительно небольшим населением и бедным районам национальной автономии в строительстве системы водо- и электроснабжения, создании сельской инфраструктуры, радио- и телекоммуникаций, развитии медико-санитарной сферы, создании производственно-бытовых условий, сохранении экологии и охране окружающей среды и т.п. Это далеко не полный перечень того, что намечено сделать в районах проживания малых народностей.
Свое дальнейшее развитие и конкретизацию программа социально-экономического развития национальных районов получила в "Плане развития национальных районов на 11-ю пятилетку (2006 - 2010 гг.)". Согласно этому документу, к концу 2010 г., по сравнению с показателями 2005 г., планируется увеличить среднегодовые доходы на душу городского населения в национальных районах на 6%, превысив на 1% общегосударственный темп роста; девятилетним обязательным образованием охватить свыше 95% детей школьного возраста; смертность новорожденных младенцев снизить на 6%; количество видов печатной продукции на национальных языках и общий тираж увеличить соответственно на 20% и 25%; удельный вес специалистов разного профиля из национальных меньшинств в общей численности специалистов всей страны увеличить на 0,5%; коэффициент урбанизации в национальных районах повысить на 5%.
С целью осуществления намеченных задач делается заметный акцент на ускоренном развитии экономики, решении вопросов, связанных с бедностью и удовлетворением социальных потребностей народных масс, повышении образовательного и научно-технического уровня малых национальностей, развитии здравоохранения, культуры, повышении уровня благосостояния, более активной и широкомасштабной подготовке кадровых работников и специалистов из числа малых народностей, налаживании системы бытовых услуг6.
Усилия китайского руководства, направленные на решение выше обозначенных жизненно важных для неханьцев вопросов, главными из которых являются повышение их благосостояния и избавление от бедности, были зафиксированы в документах XVII Всекитайского съезда КПК (октябрь 2007 г.). Так, в докладе съезду генерального секретаря ЦК КПК, председателя КНР Ху Цзиньтао нашли отражение такие позиции КПК и КНР по национальному вопросу на современном этапе, как установка на сохранение института районной национальной автономии, гармоничное развитие всех населяющих Китай народов, курс на достижение подлинного национального равенства, ориентация на ускоренное развитие национальных районов. Сохранение и совершенствование института национальной автономии было зафиксировано и в разделе "Общие положения" нового Устава КПК.
В документах съезда закреплен курс китайского руководства на реализацию, прежде всего, социальных проблем в национальных районах. Таким образом, с начала XXI в. открылась новая страница в национальной политике, характеризующаяся смещением акцента с политико-экономического на социально-экономический вектор в развитии национальных районов. Вновь подтвержден курс на сохранение единства страны, на право неханьских национальностей иметь автономные образования, но без права их расширения и права на самоопределение.
ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК
Одной из составляющих национальной работы является политика КПК в отношении религиозных верований неханьцев и свободы вероисповедания. Как подчеркивал в свое время генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Цзян Цзэминь, "национальный вопрос и вопросы религии в некоторых районах постоянно переплетаются друг с другом, и при решении проблем национальностей нужно также обращать внимание на полное и правильное проведение в жизнь политики партии в отношении религии"7.
С начала 80-х гг. немало сделано для исправления прежних ошибок. На ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) в Пекине в 1988 г. Панченлама X указал на допущенные в Тибете серьезные просчеты в национальной политике, особенно в области религии и тибетского языка. Он предостерег от необдуманного применения силы в районе, где почти все население исповедует ламаизм. В этих условиях, подчеркнул панчен-лама, призывы некоторых руководящих работников "сокрушать лам, закрыть храмы и монастыри" чреваты серьезными последствиями.
Сегодня в Китае подчеркивают, что вопросы религии касаются десятков миллионов верующих-неханьцев и, следовательно, непосредственно затрагивают проблему межнациональных отношений, сохранения социально-политической стабильности в стране. Применявшиеся в прошлом административные меры по борьбе с религией признаны ошибочными.
От практики закрытия и разрушения культовых сооружений на территориях национальных районов, репрессий в отношении религиозных деятелей государство перешло к оказанию финансовой помощи в восстановлении и реставрации храмов и монастырей. В Синьцзяне, Тибете и других районах проживания национальностей, исповедующих ислам и ламаизм, вновь открыты мечети и монастыри для молящихся. Как и в новой России, сейчас руководящие деятели органов власти и управления принимают участие в проведении религиозных празднеств, когда их устраивают неханьские народности. Эти изменения способствова-
ли в последние годы смягчению межнациональных трений, политика государства в данной сфере продолжает совершенствоваться. Но предстоит еще многое сделать для обеспечения подлинной свободы вероисповедания. В то же время китайское руководство осуществляет жесткий контроль над любой религиозной деятельностью, особенно мусульман.
ОБРАЗОВАНИЕ И РОДНОЙ ЯЗЫК
Важными компонентами успеха национальной политики являются развитие систем образования, здравоохранения, повышение культурного уровня неханьских народностей, признание за ними свободы использования и развития собственного языка и письменности, сохранение национальных обычаев.
Во всех этих областях произошли существенные изменения.
О развитии системы образования можно судить по результатам 5-й переписи населения (2000 г.). Отмечалось, что до 1949 г. неграмотность среди неханьцев "обычно составляла 90% и более" (в отдельных случаях она равнялась 98%). Количество школьников-неханьцев с 2,88% в 1952 г. увеличилось до 7,7% в 1990 г. и 8,04% в 2000 г. Самый высокий уровень грамотности отмечен у корейцев (96,96%). Выше, чем у ханьцев (84,91%), уровень грамотности был у народности бай (91,27%), маньчжуров (88,18%), казахов (86,53%), туцзя (86,41%), чжуаниев (85,39%), ком (85,22%). Наиболее низкие показатели грамотности были у и (65,22%), хани (62,43%), тибетцев (42,84%).
По темпам развития среднего образования (высшей ступени) (рост в 5 - 12 раз) лидировали народности и, чжуан, буи, ком, хани, казахи, тай, ли, мяо, уйгуры, тибетцы, маньчжуры, яо, бай. По численности получивших среднее образование лидировали корейцы (23,94%) (что больше, чем у ханьцев). Ниже всех соответствующий показатель был у тибетцев (3,71%). Менее 5% - у мяо, и, буи и тай8.
Несмотря на позитивные сдвиги в этой области, нерешенных проблем еще достаточно много, и связаны они, в первую очередь, с низким качеством базового образования в районах проживания некитайских национальностей, нехваткой преподавательского персонала, низким уровнем его подготовки, наличием многочисленных ветхих школ, недостатком оборудования, а также с незнанием среди неханьцев китайского языка, что вынуждает предъявлять заниженные требования при приеме их в вузы.
Работа по повышению уровня образования неханьских национальностей и созданию сети национального образования продолжается.
Примером, в частности, стало обучение, сдача и прием экзаменов на двух языках - китайском и языке коренной национальности. На вступительных экзаменах в вузы проводится политика преференций в отношении неханьцев, а именно: снижается вступительный балл при приеме, представители неханьской национальности освобождаются от уплаты за обучение и за учебные пособия9. Для не владеющих китайским языком неханьцев при вузах работают одно- или двухгодичные подготовительные курсы по изучению китайского языка и подготовке абитуриентов к поступлению в данный вуз. Но несмотря на все это, процент поступления представителей некитайских национальностей в вузы страны все еще остается низким.
Определенным тормозом является медленное преодоление традиционных взглядов, согласно которым учеба считается делом не такой уж большой важности, отчего вплоть до настоящего времени в КНР многие представители неханьского населения не желают отдавать своих детей учиться. В таких районах неграмотность достигает очень высокого процента.
По сообщению агентства Синьхуа, экономические трудности национальных районов, с которыми сталкивается система образования, не позволяют "полностью претворить в жизнь политику девятилетнего обязательного школьного образования". По заявлению представителя департамента по делам национальных меньшинств Министерства просвещения КНР, данная политика "эффективна" лишь в 45% районах проживания неханьских национальностей, и то только на уровне административных национальных уездов и выше.
Частью национальной политики многонационального государства является языковая политика. За 60-летний период существования КНР политика в отношении языков некитаиских национальностей претерпела кардинальные изменения.
Сегодня в КНР уделяется серьезное внимание сохранению, использованию и развитию языков и письменностей населяющих Китай малых народностей. Можно констатировать, что практически на всех территориях проживания неханьских национальностей реализовано право пользования национальным языком и письменностью.
Так, например, в Тибетском автономном районе (ТАР) предусматривается равное наряду с китайским языком использование тибетского языка, причем основным языком провозглашен тибетский. На тибетском и китайском языках публикуются все постановления и законоположения, официальные документы и разного рода оповещения. Тибетский язык, наряду с китайским, используется в надписях на казенных печатях, в справках, анкетных формах, почтовых конвертах и корреспонденции, бумаге для канцелярских записей, в канцелярской символике, а также в улично-дорожных указателях учреждений, предприятий, учебных заведений, вокзалов и станций, аэропортов, магазинов, гостиниц, ресторанов, театральных помещений, туристических объектов, спортивных заведений и библиотек10.
ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ
С первых дней существования КНР отбор, воспитание и привлечение к работе национальных руководящих кадров является ключевым элементом политики районной национальной автономии. Причем в качестве главной задачи ставилась широкомасштабная политическая подготовка национальных кадров, которые были призваны стать "проводниками политического курса партии" в национальных районах.
Важнейшей стороной кадровой политики КПК в национальных районах с начала 50-х гг. стало использование в этих районах "необходимого числа" ханьских ганьбу (кадров. - Т. Л.), привлечение "патриотической интеллигенции", "активистов из среды народных масс", а также "вождей" неханьской национальности, "имеющих связи с народом"11. Примером может служить участие Далай-ламы и Панчен-
ламы в работе 1-й сессии ВСНП 1-го созыва (1954 г.), который расценивался в КНР как важное историческое событие - прецедент участия тибетского народа через своих лидеров в управлении государством.
В начале 50-х гг. для подготовки национальных кадров и ханьских кадров, изъявивших желание работать в национальных районах, в Пекине создается сеть политических школ и политических курсов, открываются специальные средние и начальные школы. В 1951 г. состоялось открытие Центрального института национальностей (позже переименован в Центральный Университет национальностей), на Северо-Западе, Юго-Западе, в Центрально-Южном Китае открываются его филиалы.
К концу 1956 г. общая численность национальных кадров превышала 400 тыс. человек. Это были кадровые работники уровня волости и выше, включая преподавателей начальных школ и армейских ганьбу12. Позже, с изменением политической и экономической ситуации в Китае началась подготовка национального научно-технического персонала.
В настоящее время в Китае насчитывается 2 млн. 915 тыс. национальных кадровых работников, что составляет 7,4% от общей численности кадров страны. Среди руководителей уездного уровня всего Китая на кадровых национальных работников приходится 45 тыс. человек13.
На постах председателей практически всех 5 автономных районов, глав автономных округов, уездов и городов работают представители малых народностей. Своих представителей они имеют в ВСНП и Народном политическом консультативном совете Китая (НПКСК), Государственном Совете, ЦК КПК. Так, на 5-й сессии ВСНП 11-го созыва в ВСНП вошло 360 представителей неханьских национальностей14.
В состав вновь избранных членов ЦК КПК 17-го созыва (октябрь 2007 г.) из 204 человек избрано 16 представителей малых народностей, в кандидаты в члены ЦК КПК - 23 человека, а членами Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины стали 8 человек. По сообщению Синьхуа, среди делегатов съезда представители малых национальностей составили 10,9%.
Сформировавшаяся в КНР система университетов и институтов национальностей представляет собой то ядро, вокруг которого сложилась многоканальная сеть всех прочих учебных заведений, готовящих национальные кадры. В настоящее время в Китае имеется более 10 институтов (университетов) национальностей.
Вопросами национальной политики и национальных отношений ведают специально учрежденные органы. Важным органом является Государственный комитет по делам национальностей (Госкомнац), подчиненный непосредственно Госсовету КНР. Комитет возглавляется председателем и несколькими заместителями (в настоящее время пост председателя занимает кореец Ли Дэчжу).
В функции Госкомнаца входят, прежде всего, осуществление и разработка политики и законов по национальному вопросу, проверка состояния их реализации, руководство и контроль за функционированием системы районной национальной автономии, участие в разработке планов социально-экономического и культурного строительства в национальных районах, стимулирование деятельности различных органов в рамках Госсовета КНР, связанных с осуществлением экономического и культурного строительства в национальных районах. Этому государственному органу также поручены работа в области национальных языков в целом, перевод и издание литературы на национальных языках; руководство институтами национальностей и подготовка национальных кадров; организация ознакомительных поездок представителей неханьских народов по стране и за рубеж; выполнение конкретных заданий Госсовета, касающихся различных проблем неханьцев; курирование органов по делам национальностей в автономных районах и провинциях КНР.
В районах национальной автономии различных ступеней созданы и работают местные комитеты по делам национальностей; контроль за их деятельностью осуществляют местные административные органы.
Немаловажная роль принадлежит также Комиссии национальностей, работающей под непосредственным руководством ВСНП и Постоянного комитета (ПК) ВСНП, в обязанности которой входит рассмотрение отчетов автономных районов, представление их на утверждение ПК ВСНП, рассмотрение положений об автономии и отдельно действующих положений (местных законов), разработанных в районах автономии. Еще одним центральным органом, ведающим делами национальностей, является комитет по делам национальностей и религии Всекитайского комитета (ВК) НПКСК. Он играет важную роль в отражении мнений и требований неханьских национальностей относительно проводимого КПК курса национальной политики, а также формулирует свои предложения по экономическому и культурному развитию национальных районов.
ВПЕРЕДИ - МНОГО РАБОТЫ
Применение на практике законодательных актов, лежащих в основе политики районной национальной автономии, позволило достичь определенных результатов во многих областях развития национальных районов страны. Благодаря усилиям китайского руководства, направленным на ускоренное развитие национальных районов, существенно повысился уровень их жизни. В настоящее время большинство сельских районов разрешили проблему удовлетворения своих базовых потребностей. Изменения коснулись быта, жилищных условий и других жизненно важных сторон малых народностей.
За годы реформ и открытости достигнут серьезный прогресс в социально-экономическом развитии национальных районов. Ускоренными темпами развиваются такие отрасли, как промышленность, энергетика, электроника, система связи, электрификация, телефонизация и другие инфраструктурные отрасли, вводятся в строй транспортные коммуникации (авиа, железные дороги, автострады). В янвпое 2008 г. в программе освоения западных районов на период 11-й пятилетки (2006 - 2010 гг.) поставлена задача наращивать динамику освоения для ускорения ликвидации нищеты, предусмотрено удвоить ВВП
на душу населения западных районов по сравнению с 2005 г.
Национальная политика, проводимая в Китае со времени образования КНР, достаточно успешна и результативна, несмотря на наличие в ней известных провалов и просчетов, связанных, прежде всего, с деструктивными политическими установками периодов "большого скачка" и "культурной революции".
Начиная с 80-х гг., китайское руководство осуществило довольно широкий комплекс мероприятий по урегулированию и стабилизации национальных отношений в КНР. Принятые меры охватили сферы законодательства, экономики, культуры. К наиболее важным достижениям можно отнести введение системы районной национальной автономии, определение степени значимости национального вопроса в Китае, создание законодательной системы, развитие системы образовательных учреждений для неханьских национальностей, позитивные сдвиги в ликвидации неграмотности неханьцев, успехи в подготовке национальных кадров, повышение уровня жизни малых народов и др.
Это позволило в целом смягчить трения в национальных отношениях в стране. Однако улучшение ситуации имело относительный характер, оно особенно заметно было на фоне того произвола в отношении некитайских национальностей, который имел место с конца 50-х гг. и в период "культурной революции".
В то же время далеко не всё удалось решить надлежащим образом. Как признает председатель Госкомнаца Ли Дэчжу, "нужно трезво смотреть фактам в глаза и отдавать себе отчет в том, что в проведении национальной политики еще есть немало трудностей и проблем". Он упоминает, в частности, недостаточное соответствие осуществляемой в КНР национальной политики современным условиям китайской рыночной экономики, отсутствие дополнительных законодательных установлений, необходимых для реализации Закона об автономии, недостаточность мер, принимаемых для ускорения социально-экономического развития национальных меньшинств и национальных районов, слабую связь теоретических исследований в сфере национального вопроса с практикой, а также не вполне удовлетворительное состояние пропаганды и воспитания в духе национальной политики партии. Ко всем этим проблемам, подчеркивает Ли Дэчжу, нужно подходить с повышенным вниманием и находить пути для их решения15.
Давая оценку национальным отношениям в Китае и квалифицируя их в целом как хорошие, "сравнительно спокойные", в средствах массовой информации в то же время признается, что в этих отношениях еще существуют "факторы неустойчивости", негативно воздействующие на межнациональные отношения, к которым относятся, прежде всего, действия сепаратистских сил и большой разрыв в уровнях развития национальных районов и передовых китайских провинций.
Признавая наличие этих проблем, в КНР подчеркивают, что к ним нужно подходить в высшей степени внимательно, "дабы не допустить возможность возникновения в стране обстановки дестабилизации" 16.
Несмотря на увеличение в десятки раз (по сравнению с 1952 г.) валовой продукции промышленности и сельского хозяйства в национальных районах, по нынешним китайским оценкам, экономическое состояние районов национальной автономии по-прежнему относится к категории отсталых. Нехватка денег, еды, одежды, воды и жилья - вот наиболее актуальные проблемы более 4 млн. особо нуждающегося населения, которое проживает, главным образом в отдаленных горных, высокогорных и пустынных районах, страдающих от плохой экологии, эрозии почв и всевозможных стихийных бедствий. Выделяемых средств из центрального бюджета для избавления от нищеты жителей бедных национальных районов явно недостаточно. С целью ускорения их решения китайское руководство намерено и далее увеличивать капиталовложения, планирует установить ряд новых льгот, включая освобождение бедного населения от платы за обучение детей деревенских жителей, проживающих в особо суровых природных условиях, совершенствование системы социального обеспечения и т. д.
Таким образом, национальная политика КНР способствует несомненному прогрессу развития национальных районов, повышению уровня жизни малых народностей Китая, сохранению целостности страны.
В то же время стратегия масштабного развития и освоения автономных районов, направленная на повышение уровня жизни населения, доходы которых значительно отстают от жителей других районов страны, а по многим показателям развития находятся пока на более низком уровне по сравнению со средним уровнем по стране, еще не привела к решению многих проблем, с которыми постоянно сталкивается центральное правительство Китая.
При этом нельзя не учитывать и того, что на экономику и благосостояние народа существенное влияние оказывают наличие особо суровых природных условий, отставание в развитии, сепаратистская деятельность.
Китаю удалось не только сохранить целостность государства, но и укрепить межэтнические отношения в стране, повысить уровень и качество жизни неханьских национальностей.
Опыт КНР в решении национальных проблем, несмотря на все зигзаги национальной политики, имевшие место за прошедшие 60 лет, весьма поучителен и заслуживает изучения.
1 Миньцзу туаньцзе, 1999, N 4, с. 8.
2 Миньцзу туаньцзе, 1999, N 5,с. 11 - 12.
3 Закон КНР об автономии в его последней версии принят 20-й сессией ПК ВСНП 9-го созыва 28.02.2001. Чжунхуа жэньминь гунхэго миньцзу цюйюй цзычжифа (Закон КНР о районной национальной автономии). Пекин, 2001.
4 Миньцзу яньцзю, 2003, N 5, с. 5 - 6.
5 Жэньминь жибао, 27.05.2005.
6 Чжунго миньцзу. 2007, N 4, с. 26.
7 Цзян Цзэминь. Лунь ю чжунго тэсэ дэ шэхуэйчжуи (О социализме с китайской спецификой). Пекин, 2002, с. 357 - 368.
8 Чжунго миньцзу, 2003, N 9, с. И.
9 Синьцзян, китайская земля: прошлое и настоящее. Синьцзян, 2006, с. 245 - 246.
10 Национальная районная автономия в Тибете. Белая книга, май 2008.
11 Миньцзу чжэнцэ вэньцзянь хуэйбянь (Собрание документов по национальной политике). Т. 1. Пекин. 1958. с. 50.
12 Миньцзу туаньцзе, 1958, N 2, с. 9.
13 Жэньминь чжэнсе бао, 30.04.2007.
14 Жэньминь чжэнсе бао, 25.04.2007; Жэньминь жибао, 28.04.2007.
15 Чжунго миньцзу, 2003, N 2, с. 7.
16 Миньцзу вэньти яньцзю, 2003, N 3, с. 27.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |