В поисках выхода из афганского тупика Вашингтон пытается сформулировать и осуществить новую стратегию, в чем-то напоминающую иракский сценарий. Суть ее - сочетание военных и политических усилий с целью постепенной передачи центральному правительству Афганистана бремени войны с мятежными талибами.
Осуществление новой стратегии США и их союзников в Афганистане сталкивается с большими трудностями, связанными не только с тяжелой войной с опытным, жестоким и фанатичным противником, но и со сложной внутриполитической обстановкой.
О новой программе Вашингтона и проблемах нынешней кабульской власти говорится в статьях к.и.н. Е. М. Русакова и С. Пойи.
Е. М. РУСАКОВ
Кандидат исторических наук
Ключевые слова: Афганистан, новая стратегия США, Марджа, Кандагар
Выступая 1 декабря 2009 г. в Вест-Пойнтской военной академии, президент США Барак Обама тремя ключевыми словами, составляющими новую стратегию по Афганистану, назвал: военные усилия, включая увеличение американского контингента войск и особенно афганской армии и полиции; обеспечение более эффективного гражданского управления и действенное партнерство с Пакистаном.
Эта стратегия нашла свое воплощение, с одной стороны, в решении направить в восточные и южные районы Афганистана дополнительные военные подкрепления в 30 тыс. американских военнослужащих, а с другой, - в мерах по укреплению кабульского правительства и попытках расколоть вооруженную оппозицию, переманивая на сторону центральной власти "умеренных" талибов. Важным аспектом новой стратегии стало привлечение Пакистана к активному вооруженному подавлению пакистанских талибов и убежищ "Аль-Каиды" и афганской вооруженной оппозиции в Зоне племен на пакистано-афганской границе.
НАДЛОМИТЬ, ПЕРЕДАТЬ И УЙТИ
Обама признал, что в последние несколько лет движение "Талибан" (ДТ), пытаясь совместно с "Аль-Каидой" свергнуть афганское правительство, постепенно расширило территории, находящиеся под его контролем, а также усилило террористические вылазки в Пакистане: "Хотя нет непосредственной угрозы свержения правительства, "Талибан" набирает силу, а "Аль-Каида" сохраняет свои убежища в районе афгано-пакистанской границы".
Отметив, что дополнительные войска дадут возможность "перехватить инициативу и укрепить потенциал Афганистана, позволяющий начать ответственный вывод американских войск из страны", глава Белого дома пообещал, что такой вывод начнется в июле 2011 г. "с учетом развития обстановки, как это делается в Ираке". Поставлена цель донести до афганского правительства и народа, что "в конечном счете, они будут нести ответственность за свою страну".
Обама поддержал усилия Кабула по привлечению на его сторону тех талибов, которые "откажутся от насилия и будут уважать права своих сограждан"1.
* Публикуемая статья, как и статьи С. Пойи "Задача со многими неизвестными" (N 8) и Б. В. Долгова "Исламистский вызов в странах Магриба" (N 6) в журнале "Азия и Африка сегодня" (2010 г.), подготовлена при содействии Российского гуманитарного научного фонда. Проект "Глобализирующийся Ближний Восток и новая роль России в ближневосточном мирном процессе после кавказского кризиса" (N 09 - 03 - 00711 а/р).
В марте 2010 г. на слушаниях в сенатском комитете по вооруженным силам генерал армии Дэвид Петрэус, тогдашний командующий Центральным командованием США, заявил, что установленные главой Белого дома сроки вывода американских войск из Афганистана означают, что тогда начнется не "повальное бегство", а "процесс обдуманного сокращения войск с учетом сложившейся обстановки"2. До начала вывода планируется подавить основные очаги сопротивления талибов, а территории, безопасность которых обеспечена, передать под контроль местной армии и полиции.
Как американцы, так и их союзники, особо подчеркивают, что ближайшая задача Международных сил по содействию безопасности (МССБ) в Афганистане, костяк которых составляют американские и натовские войска, - надломить талибов и создать боеспособную правительственную армию, а реинтеграция колеблющихся талибов представляет собой как бы вспомогательную операцию.
Если с приходом к власти администрации Обамы в Афганистане находилось всего 32 тыс. американских военнослужащих3, то весной 2009 г. их численность возросла до 68 тыс. человек4, а вместе с дополнительным американским контингентом (30 тыс.) достигнет почти 100 тыс. Это почти в 3 раза больше, чем до прихода к власти нынешнего президента США.
По приблизительным данным МССБ (цифры меняются ежедневно), к апрелю 2010 г. в их составе находилось 62415 американцев. Численность других иностранных войск, составлявших 40139 человек5, увеличится еще на 9 тыс.6, т.е. примерно до 49 тыс.
Таким образом, контингент коалиционных сил увеличится примерно до 150 тыс. военнослужащих, т. е. возрастет более чем в 2 раза.
Новая стратегия Обамы в Афганистане наглядно отражает концептуальные различия в подходе американских демократов и правых республиканцев к внешней политике. Хотя обе партии не отказываются от "лидирующей роли" США, особенно в военных делах, первые отдают предпочтение т.н. многосторонней дипломатии с акцентом на партнерство с союзниками и местными властями, а также с ООН, а консерваторы любят действовать в духе "односторонней дипломатии", не утруждая себя "цацканьем" с кем бы то ни было. Что они и делали в Ираке до тех пор, пока не стало ясно, что США оказались в тупике. Бушу пришлось отправить в отставку наиболее одиозные фигуры, вроде престарелого главы Пентагона Д. Рамсфелда и заместителя госсекретаря США оононенавистника Дж. Болтона.
В предисловии к обнародованной в мае 2010 г. стратегии в области национальной безопасности Обама подчеркнул, что в борьбе с угрозами начала нынешнего века "Америка не может нести бремя только на собственных плечах"7.
В этом документе отмечается, что США должны, наряду с укреплением традиционных союзов, "создавать более глубокие и действенные партнерства с другими ключевыми центрами влияния - Китаем, Индией и Россией, а также набирающими вес государствами, такими как Бразилия, Южная Африка и Индонезия"8.
"ДОБРО" МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА
Практически сразу после Вест-Пойнтской речи главы Белого дома между Вашингтоном и Кабулом начался торг, напоминающий делёж шкуры неубитого медведя.
Выступая на совместной с министром обороны США Робертом Гейтсом пресс-конференции в Кабуле 8 декабря 2009 г. президент Афганистана Хамид Карзай в ответ на планы главы Белого дома поэтапно передать афганцам ответственность за безопасность его страны выдвинул встречное предложение обеспечить обучение и оснащение афганской армии, а также взять ее на содержание на грядущие 15 - 20 лет, поскольку Афганистан не располагает собственными ресурсами на эти цели. Он пообещал, что афганские национальные силы безопасности в ближайшие 2 года возьмут под контроль ключевые районы, как это делается в Кабуле, "в надежде на то, что в течение 5 лет удастся обеспечить безопасность по всему Афганистану"9.
Глава Пентагона откликнулся на призыв Карзая к международной коалиции, прежде всего США, обещанием продолжить боевые операции и оказание финансовой и иной помощи афганским силам безопасности.
Но акценты он расставил по-иному, не связывая себя сроками передачи афганской стороне ответственности за поддержание безопасности и делая упор на постепенность и достаточно высокую динамичность этого процесса. При этом планируется по мере усиления афганской армии военные операции коалиционных сил проводить совместно, а затем передавать афганцам основное бремя боевых действий, оставив коалиционным войскам "поддерживающую" роль: "Это во многом напоминает сценарий наших действий в Ираке, и мы хотели бы осуществить его и здесь, и чем быстрее, тем лучше"10.
Новая стратегия администрации США получила дальнейшее развитие и поддержку международного сообщества на состоявшейся 28 января 2010 г. в Лондоне конференции по Афганистану, в которой приняли участие главы внешнеполитических ведомств из более чем 60 государств, в т.ч. России и Китая, а также тогдашний премьер страны-хозяина Г. Браун и президент Афганистана Х. Карзай.
Конференция поддержала курс на поэтапную передачу ответственности за обеспечение безопасности в Афганистане местным властям с тем, чтобы в течение ближайших 3 лет Национальные силы безопасности Афганистана (НСБА) взяли на себя ведущую роль в большинстве операций, а в течение 5 лет - всю полноту ответственности за обеспечение безопасности в стране.
Было намечено начать процесс передачи НСБА основного бремени войны с талибами при "поддерживающей роли" коалиционных сил в конце 2010 - начале 2011 гг. Со своей стороны, международное сообщество выразило готовность оказать помощь в укреплении боеспособности и увеличении к октябрю 2011 г. численности Афганской национальной армии (AHA) до 171,6 тыс. военнослужащих, а Национальной полиции Афганистана - до 134 тыс. человек11. С целью повышения боеспособности
афганских сил безопасности планируется отправка дополнительного контингента военных инструкторов из числа опытных офицеров армии США и некоторых других натовских стран.
Карзай заявил, что на обучение и оснащение афганской армии и полиции потребуется 5 - 10 лет, а в помощи в средствах на их содержание правительство будет нуждаться в течение 10 - 15 лет12.
Участники конференции приняли решение предоставить Афганистану дополнительную экономическую помощь на сумму $1,6 млрд, увеличив таким образом ее общий объем до $11 млрд. Они также намерены содействовать разработке правительством Афганистана "дорожной карты" нового плана экономического развития страны. В нем будет сделан упор на ускорение прогресса в сельском хозяйстве, развитие человеческих ресурсов и инфраструктуры на основе усиления их потенциала и структурных реформ. Международное сообщество намерено подготовить к концу 2011 г. 12 тыс. местных гражданских служащих, занимающих ключевые должности в провинциальных и уездных органах власти13.
В апреле 2010 г. на неформальной встрече глав внешнеполитических ведомств стран НАТО были выработаны критерии для начала передачи афганским властям ответственности за обеспечение безопасности в ряде провинций на севере и западе уже в ноябре 2010 г. Они предусматривают наличие квалифицированной местной полиции, устойчивого гражданского правления и "признаки" примирения с талибами14.
ПРОЦЕСС ПОШЕЛ, НО...
В 90-е гг. самые рьяные "ястребы" из числа неоконсерваторов вроде упоминавшегося Болтона вылили немало грязи на ООН и ее миротворческие и миропринудительные операции и особенно - на постконфклитное "государственное строительство". Но после оккупации Ирака в 2003 г., в конечном счете, администрации Буша ничего не оставалось, как заняться им всерьез. Впрочем, наученный горьким опытом балканских войн и особенно гибелью американских спецназовцев в Могадишо в октябре 1993 г., Пентагон, пользуясь определенной автономией в боевой подготовке, еще с 90-х гг. не упускал эту стадию разрешения конфликтов в рамках "противомятежной стратегии".
По классическим канонам ООН и конфликтологической теории, "государственное строительство" наступает на последнем, завершающем этапе конфликта после урегулирования политическими методами или успешного "принуждения к миру".
В нынешнем Афганистане всё смешалось. В т.ч. - и очередность этапов "принуждения".
После нанесения поражения талибам в 2001 г. коалиционным войскам с помощью международного сообщества удалось довольно быстро сформировать временное афганское правительство, а йотом провести выборы и избрать законного президента, которым стал Карзай. Но оно-то и его представители на местах стали в немалой степени виновниками обострения внутриполитической нестабильности.
Американские "афганцы" и политики сейчас частенько сетуют на то, что переворот в 1978 г. (Апрельская революция) и "советская оккупация" разрушили государственные институты страны. Но складывается впечатление, что коррупции в Афганистане такого размаха, какого она достигла при нынешней власти, не было ни до государственного переворота 1978 г., ни после него, когда у власти находилась Народно-демократическая партия Афганистана, особенно при неподкупном и компетентном руководителе Наджибулле, ни при захвативших власть в 1992 г. моджахедах, ни при свергнувшем их движении "Талибан".
Речь идет не только и не столько о мздоимстве, сколько о сращивании с уголовным миром и наркомафией, о произволе, убийствах и т. д. И люди предпочли полной безнаказанности официальных властей "мотоциклетное правосудие" талибов и отсутствие школ и больниц.
Командующий МССБ до своего недавнего смещения американский генерал Стэнли Маккристал назвал коррупцию "смертельной раковой опухолью", которая "видимо, представляет собой еще большую угрозу, чем вооруженный мятеж, хотя он более актуален, более очевиден... В конечном счете, сами афганцы должны искоренить коррупцию... Но мы должны помочь им"15.
Бригадный генерал Ларри Николсон, командир 2-й экспедиционной бригады американских морских пехотинцев, совместно с афганцами выбившей талибов из района Марджа, прямо заявил, что местное население несколько лет назад вышвырнуло прогнивший местный аппарат кабульского правительства и по доброй воле перешло на сторону "Талибана"16.
"Освободителей", особенно представителей кабульского правительства, многие жители Марджи встретили весьма неприветливо. Не скрывая своей принадлежности к талибам и даже к их лидерам, они пальцем показывали на тех чиновников, из-за чьих нелицеприятных деяний местное население перешло на другую сторону баррикад.
Иначе говоря, в ряде районов решающим фактором усиления талибов стал не террор, не запу-
гивание, не "ночные письма" людям, замеченным в каких-то контактах с представителями правительства или коалиционных сил, а возмущение политикой властей.
По словам генерала Николсона, сейчас его подчиненным приходится убеждать местное население в том, что нынешнее кабульское правительство порвало с "позорным прошлым" и намерено стать "белым и пушистым", честным и справедливым "слугой народа": "Все мы с самого начала понимали, что в контрмятежной операции главное - это люди, которым предстоит сделать выбор. Мы ежедневно соперничаем с "Талибаном" в борьбе за доверие и поддержку населения... как ни важны тактические операции, физическое вытеснение "Талибана" занимает очень скромное место по сравнению с психологическим"17.
Прикладным вариантом новой политики Обамы в Афганистане стала новая политико-военная тактика, ставящая 3 задачи: "очистить, закрепиться, восстановить". Т.е., на первом этапе - "очистить" населенные пункты от боевиков, на втором - удержать эти города, "закрепиться", и, наконец, помочь афганским властям "восстановить" их функционирование, наладить нормальное управление и развитие с тем, чтобы обеспечить лояльность населения кабульскому правительству.
Заместитель министра обороны США по политическим вопросам Мишель Флорной отметила, что, помимо увеличения численности американского контингента, исправлению ситуации содействует изменение тактики с целью уменьшения жертв среди мирного населения, укрепление партнерства для усиления НСБА и более широкое использование гражданских средств решения экономических и политических проблем на местах18.
Маккристал издал приказ, согласно которому военнослужащим надлежит сфокусироваться на "защите мирного населения" от талибов и от собственных ошибок, делать меньше боевых выстрелов и больше - предупредительных, "брататься" не только с "товарищами по оружию" из AHA и полиции, но и идти в "народ".
Уже на этапе "удержания" под своим контролем военнослужащим коалиционных сил приходится заниматься и "государственным строительством", помогая кабульским властям и провинциальным командам восстановления при коалиционных силах создавать заново и в улучшенном варианте институты государственной власти на местах.
Памятуя, что глава Пентагона частенько сетует на "ползучую милитаризацию внешней политики" США, председатель Объединенного комитета начальников штабов США адмирал Майк Маллен даже публично пожаловался, что американские ведомства, ведающие политикой "мягкой силы", в частности Госдепартамент США, не поспевают за военными на гражданском этапе операций19.
Давая оценку положению в Афганистане на брифинге для прессы в конце апреля 2010 г., высокопоставленные сотрудники Пентагона, пожелавшие остаться неназванными, отметили, что рост влияния "Талибана" удалось остановить, но говорить о том, что удалось перехватить инициативу, преждевременно. Ситуация находится в неустойчивом равновесии и может покачнуться в любую сторону20.
ГИЛЬМЕНДСКИЙ ПОЛИГОН И КАНДАГАРСКИЙ ОСЕЛОК
Моштарак - первая военная операция в рамках новой стратегии по Афганистану - прошла в феврале 2010 г. в районе Марджа уезда Над-Али в южной провинции Гильменд. Она стала самой масштабной со времени изгнания талибов войсками коалиции в 2001 г. в Афганистане и крупнейшей совместной операцией коалиционных и афганских войск.
В чем же состояла масштабность операции Моштарак?
В численности задействованных сил. Впрочем, довольно скромной: хотя в зарубежных СМИ мелькали цифры 14 - 15 тыс. иностранных и афганских военнослужащих, на деле их было раза в 3 меньше. По словам генерала Николсона, непосредственно в операции в Мардже участвовало 2,5 тыс. морпехов, подразделения армии (400 военнослужащих) и армейской авиации США (вертолеты), 1,5 тыс. солдат и офицеров AHA, а также 600 афганских полицейских21.
Район Марджа, где годами хозяйничали талибы и наркобароны, - своеобразный символ длительного бессилия коалиционных войск и НСБА.
Он находится примерно в 40 км юго-западнее Лашкаргаха, столицы провинции Гильменд. Хотя район довольно обширен (200 кв. км), он мало населен (менее 50 тыс. человек), а его нынешний пыльный центр (то ли деревня, то ли местечко, то ли центральная усадьба) под одноименным названием - это глинобитные домишки, базар, лавки и мечеть.
Восточный базар в этой полудеревне, ставшей самым большим в стране населенным пунктом, находившимся под контролем ДТ, служил командным пунктом талибов и гнездом наркобаронов и международных наркокартелей22. Талибы назначили своего "мэра", учредили суд и налоговое ведомство, собиравшее дань с многочисленных предприятий по производству героина.
По данным ООН, это мало примечательное место с окрестностями - крупнейший в мире производитель и поставщик на мировой рынок опийного мака и героина, а также один из важнейших источников финансирования "Талибана".
В апреле 2008 г. морские пехотинцы США нанесли удар по базару в г. Гармсер южнее Марджи, который тогда был главным очагом боевиков и наркобаронов, подстрелили десятка четыре мятежников и захватили 92 т опийного мака. И... ушли.
Боевики, которые еще полвека назад вели кочевой образ жизни, погрузили на грузовики оружие и мешки с оставшейся наркотой и благополучно переместились в район Марджина на базар Лой Чарахи. В мае 2009 г. британские войска совместно с афганской армией выкурили их и из этого базара-командного пункта. И ... снова ушли.
А караван боевиков и наркодилеров опять перебрался еще на один базар неподалеку, который и стал их новым пристанищем и главным объектом операции Моштпарак23.
Рассчитанная на 30 дней боевая операция началась в ночь на 13 февраля. Одной из ее отличительных особенностей стало массированное использование транспортных вертолетов для переброски войск и захвата ключевых пунктов, при этом ударные вертолеты осуществляли прикрытие высадки с воздуха.
Талибы прибегли к излюбленной тактике, избегая лобового столкновения с крупными силами. Основные отряды снова ушли, оставив засады и другие очаги сопротивления небольших групп боевиков и нашпиговав огромное количество самодельных мин и других взрывных устройств, ловушек на дорогах и в самой Мардже. По существу талибы вели арьергардные бои, прикрывая отход главных сил.
В первые 3 дня произошло 34 боестолкновения, в основном, это были небольшие стычки с перестрелкой, потом они пошли на убыль, и через 10 с небольшим дней практически совсем сошли на нет. Боевики растворились среди местного населения. Потери с обеих сторон исчислялись десятками людей.
Вот такой "оплот" талибов и наркобаронов коалиционные силы не могли одолеть годами. А поскольку это самая "грандиозная" с 2001 г. боевая операция, то возникает сакраментальный вопрос, чем же МССБ занимались до сих пор.
Охраняли сами себя и афганское правительство в Кабуле? А заодно и миллиардные потоки международной помощи, которая без зазрения совести разворовывалась? Почему так долго держался этот "оплот"? Местным жителям оставалось удивляться: "Почему вы не можете взять под свой контроль Марджу?"
Вопрос, разумеется, риторический. Американские военные ссылаются на нехватку сил. И в этом есть большая доля истины.
В конечном счете, всё уперлось в "головокружение от успехов", помутившее головы верхушки администрации Дж. Буша-сына. Приняв за чистую монету легкую победу над талибами в Афганистане с помощью Северного альянса в 2001 г., она под предлогом борьбы с "международным терроризмом" решила свести счеты с Саддамом Хусейном и взять в свои руки ключи к богатейшей в мире нефтяной кладовой Персидского залива (кроме Саудовской Аравии).
Снова, как и после вывода советских войск из Афганистана в 1988 г., эта страна, по большому счету, выпала из поля зрения Вашингтона.
В 90-е гг. американцы смотрели сквозь пальцы даже на то, как их ближайший союзник - Исламабад - вскармливал движение "Талибан" с помощью многочисленных партий и организаций пакистанских исламистов-экстремистов.
И независимо от того, по какую сторону афгано-пакистанской границы находится сейчас бен Ладен, они стали и остаются его ближайшими соратниками, в чем-то временами даже превосходя его. Пакистанский след прослеживается в большинстве терактов, совершенных "Аль-Каидой" и ее подельниками по всему миру, в т.ч. в самих США, еще с 90-хх гг. и до покушения на теракт в самом центре Бродвея в мае 2010 г. (террориста Ф. Шахзада подготовили в лагере в Северном Вазиристане в Зоне племен*). По данным правительственных органов Великобритании, 70% терактов, совершенных во всем мире за прошедшее десятилетие, замышлялись в Пакистане24. Показательно, что след афганских талибов за пределами Афганистана и, в какой-то мере, Пакистана, не прослеживается.
В последние годы в Афганистане шла игра в "кошки-мышки" между коалиционными силами и "Талибаном". Первые "освобождали" тот или иной район, но как только "победители" уходили, последние снова брали его под свой контроль.
В Мардже, как и во многих других районах, временно очищенных от талибов, американцам пришлось убеждать местное население еще и в том, что они не уйдут, пока не будет обеспечена безопасность с помощью афганской армии и полиции. Впрочем, уже в апреле-мае 2010 г. боевики вновь объявились в Мардже, запугивая и убивая по ночам неугодных им местных жителей.
По словам Флорной, партнерство МССБ и НСБА в Мардже - "первая крупномасштабная попытка фундаментально изменить характер сотрудничества и свидетельство того, какие изменения внесла новая стратегия. Подготовка операции в Гильменде включала необычайно высокий уровень гражданско-военного планирования и сотрудничества с
* Подробнее о Зоне племен см.: Паничкин Ю. Н. Беспокойная граница // Азия и Африка сегодня, 2010, N 3.
афганскими партнерами на всех уровнях""25.
В ходе операции были предприняты титанические усилия, чтобы разрекламировать роль афганской армии в боевых действиях. Символично само кодовое название операции - Моштарак ("Вместе"). Правда, символика двусмысленна: это слово из дари - языка таджиков-северян, а не пуштунов Юга. Но она отражает действительность: пока "вместе" получается с северянами, а с пуштунами - не очень.
Появились сообщения о том, что чуть ли не ведущую роль в операции играла афганская армия, а части коалиции в основном выполняли функцию поддержки вооруженных сил Афганистана.
Более сдержанную оценку характеру взаимодействия дал командир морпехов Николсон. Он назвал его "партнерским". Но подчеркнул, что если во время операции в июле 2009 г. в районе г. Гирешк севернее Лашкаргаха на каждого афганского военнослужащего приходилось 10 морпехов, то при взятии Марджи это соотношение стало 1:3 наряду с повышением боеспособности афганцев. Теперь генерал внушает своим оторопевшим подчиненным: "Мы не в состоянии победить в этой войне... но мы можем помочь победить афганцам"26.
По крайней мере, американские военачальники четко обозначили курс на самое активное привлечение афганских силовых структур к боевым действиям против талибов и к поддержанию порядка в освобожденных районах. В Мардже афганцам был поручен такой важный и болезненный элемент "зачисток", как обыск домов и других объектов.
Самое большое внимание уделялось политическим аспектам операции. Еще до ее начала были установлены контакты со старейшинами и предводителями племен. О ней было объявлено заранее, частично, чтобы оказать психологическое давление, частично, чтобы убедить мирное население покинуть центр Марджи или, по крайней мере, не выходить из дома во время боев.
Американские военные продолжают пытаться наладить отношения с племенными авторитетами, в т.ч. привлекая по их рекомендации в афганскую полицию племенных ополченцев. Они даже стали общаться с местными муллами, стремясь добиться их доверия. Заметим, что возможности использования этой тактики советскими войсками в Афганистане были ограниченными в силу "социалистического" характера тогдашнего кабульского режима. Да и под силу ли это было советникам из числа партийных работников?!
По словам Маккристала, Гильменд станет образцом, "базисной моделью" для проведения дальнейших операций, в т.ч. в самой длительной и масштабной - в соседней с Гильмендом провинции Кандагар.
Операция в Мардже породила у американцев надежды, что дополнительные 30 тыс. солдат и офицеров помогут "очистить и удержать" контролируемые талибами районы к намеченному Обамой сроку - середине 2011 г. К тому времени соотношение сил будет таково, что на каждого солдата коалиции будет приходиться по 2 афганских солдата и полицейских. А коалиция собирается поддерживать афганских союзников огневой мощью, минимизируя свое участие в боевых действиях.
Генерал Петрэус в марте 2010 г. на слушаниях в сенатском комитете по вооруженным силам заявил, что операция в провинции Гильменд - это только начало крупной кампании по отвоевыванию Афганистана у террористов: "Эта кампания будет длиться 18 месяцев, и будет тяжело, прежде чем станет легче. Вряд ли мы станем свидетелями таких боев, как в разгар кампании в Ираке, но 2010 год будет сложным"27.
Центральное место в этой кампании занимает Кандагар, второй по величине город в Афганистане и столица одноименной провинции.
Кандагар еще в боевых сводках советских войск в Афганистане всегда занимал особое место как змеиное гнездо. В этой "духовной вотчине" афганских талибов до 2001 г. находилась их штаб-квартира.
В городе сложилась еще более запутанная, чем в Мардже, ситуация.
Он представляет собой лоскутное одеяло, где даже окраины могут быть в руках талибов, а сам город находится более или менее под контролем правительства и коалиционных сил.
Операция в Кандагаре началась, как и в Мардже, с подготовительной гражданской фазы, которая включает в себя и переговоры, и "государственное строительство", т.е. попытки "оздоровить" и укрепить сохраняющиеся органы правительственной власти. Приходится наводить мосты и к местным племенным вождям, и к влиятельному главе законодательного собрания провинции, брату афганского президента Ахмаду Вали Карзаю, представляющего интересы мощного клана кандагари.
Кроме этого, американские военные проводят точечные операции силами спецназа с целью ликвидации талибских вожаков и сбора разведывательных данных.
По последним данным, наиболее активная военная фаза перенесена на осень.
ВАШИНГТОНСКИЕ УТОЧНЕНИЯ
"Самодеятельность" американских военных, пытающихся установить контакт с предводителями и старейшинами племен и даже направить непосредственно им финансовые потоки, встречена в штыки кабульским правительством и его представителями на местах.
Визит Карзая в Вашингтон в середине мая 2010 г. помог более или менее сгладить трения по этому и ряду других вопросов и внести некоторые существенные уточнения в осуществление новой программы США по Афганистану.
Похоже, что, по крайней мере, на уровне обещаний достигнута договоренность о сроках передачи афганскому правительству контроля и ответственности за обеспечение безопасности по всей стране не позднее 2014 г. Более того, Карзай заявил, что уже тогда армия и полиция страны будут содержаться за счет собственных средств.
Сейчас численность AHA возросла до 120 тыс. военнослужащих, в течение 3-х лет вместе с полицией она достигнет уровня 300 - 350 тыс. Со своей стороны американцы намерены подготовить до конца 2010 г. обновленную декларацию о долгосрочном стратегическом партнерстве двух стран, которое, по словам Обамы, сохранится надолго, да-
же когда и он, и Карзай уйдут с президентских постов28. Одним словом, впредь Вашингтон не бросит Афганистан на произвол судьбы после вывода своих войск.
По-новому расставлены акценты и в отношении кандагарской операции.
Стремясь успокоить жителей Кандагара, опасающихся новых жертв среди мирного населения во время планируемой крупной военной операции, Карзай даже назвал ее "процессом", обещая лично участвовать в нем: "Этот процесс означает улучшение государственного управления в Кандагаре и прилегающих к нему районах, привлечение более эффективных ресурсов, более активную и энергичную разведку и только после этого, когда и где это необходимо и по согласованию с местной общиной, - боевые действия... В этом районе нет линии фронта. Здесь враг - терроризм, убийства. Это, скорее, не физическое, а психологическое присутствие террористов и "Талибана".
А Х. Клинтон подчеркнула: "Прежде всего, люди должны понять, что это - не Марджа... В Мардже власть находилась в руках "Талибана"... А Кандагар - крупный, оживленный город... Но имеются очаги мятежников, совершающих различные насильственные действия... Они не могут взять власть в Кандагаре, но они запугивают людей... Это не будет крупная, массированная кампания. Это будут точечные удары... Мы многому научились в Ираке"29.
Коррективы в кандагарский "процесс" могут внести и талибы. Обычно избегая прямых столкновений с крупными подразделениями коалиционных сил, 19 мая 2010 г. они совершили дерзкий налет, сопровождавшийся ракетным обстрелом, на один из крупнейших американских военных объектов в Афганистане - авиабазу Баграм. Сейчас американские военные не исключают, что ДТ может ввязаться в Кандагаре в настоящую кровопролитную битву.
ЕСТЬ ЛИ ШАНСЫ НА УСПЕХ?
Осуществление намеченной Белым домом стратегии - дело труднейшее. Но, возможно, не безнадежное.
Вспомним, что после вывода советских войск из Афганистана в 1988 г. Наджибулла продержался еще почти 4 года, причем последние полгода без какой-либо поддержки Москвы. Хотя против него ополчились не только моджахеды, но и почти весь мир - мусульманские государства, США и НАТО, Китай. Особенно разрушительную роль сыграл Пакистан, занимаясь подрывной деятельностью с использованием практически открытой границы с Афганистаном в Зоне племен.
Вспомним, как большинство экспертов, в т.ч. многие американские, предрекали, что американцы увязнут в Ираке, а страна развалится. Тем не менее, худо-бедно жизнь в Ираке налаживается, началось освоение нефтяных богатств страны иностранными компаниями, включая российские, выводятся чужеземные войска. В речи в Вест-Пойнтской академии Обама напомнил о своем решении вывести из Ирака боевые части американских вооруженных сил к концу лета 2011 г., а все остальные подразделения - к концу 2011 г.
Многие американские эксперты отмечают сфокусированность нынешней американской администрации на главном террористическом противнике - "Аль-Каиде". Этим нынешний глава Белого дома отличается от неоконсервативной администрации Буша, которая в число международных террористов зачисляла всех, кто ей был особенно не по нраву, начиная от ХАМАСа и Хезболлаха и кончая Саддамом Хусейном и другими представителями пресловутой "оси зла".
Обама прямо сказал, что война в Ираке отвлекла внимание и ресурсы от "Аль-Каиды", "ситуация в Афганистане ухудшилась", поскольку там находилось всего 32 тыс. американских военнослужащих. Он подчеркнул, что безопасность США "находится на кону в Афганистане и Пакистане. Именно там эпицентр насильственного экстремизма, практикуемого "Аль-Каидой".
Именно оттуда было совершено нападение 9 сентября 2001 г. и именно там замышляются сейчас новые удары"30.
Тактика передачи афганцам основного бремени боевых действий довольно успешно применялась советскими войсками, начиная с 1985 г. Они перешли от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Советские военнослужащие находились в основном в крупных городах и на базах, выполняющих роль опорных пунктов. При этом моджахедов было несравненно больше, чем талибов, не считая их активной широкомасштабной зарубежной поддержки.
Еще один важный фактор. В отличие от советских времен Вашингтон не только лишил Пакистан возможности грубо и масштабно вмешиваться в афганские дела, но и вынудил воевать с пакистанскими экстремистами - "пятой колонной", оказывавшей всестороннюю помощь афганским талибам, а сейчас ставшей главным союзником "Аль-Каиды". В связи, в частности, с попыткой теракта на Таймс-сквер США усилили давление на Пакистан, добиваясь проведения военной операции против пакистанских талибов в Северном Вазиристане. Об этом шла речь во время встречи Маккристала с командующим сухопутными войсками Пакистана А. П. Каяни в мае 2010 г.31
Наконец, нельзя не внести уточнение в расхожий тезис со ссылками на "историю" (обычно на нее ссылаются политики, которые сами не очень-то знают историю) о том, что, свободолюбивый афганский народ нельзя "покорить". Этот тезис популярен среди афгановедов и неафгановедов. О нем вспомнили и талибы, отвергая новую программу Обамы. "На протяжении всей истории Афганистана афганцы не были покорены ни обманом, ни хитростью, ни силой, ни увеличением войск, ни военной мощью иностранцев. И потому направление дополнительного подкрепления американских войск и другие так-
тические изменения не повлияют на сложившуюся обстановку", - говорилось в заявлении "Исламского эмирата Афганистан"32.
Это правда, но не вся правда. "Покорить" нельзя, договориться можно. В конце концов еще англичанам в конце XIX - начале XX вв. удалось как-то утрясти отношения с наиболее непокорными пуштунами в Зоне племен, предоставив им самоуправление. Более того, в течение 40 лет (1879 - 1919 гг.) сохранялся определенный британский контроль над внешней политикой Афганистана33. Конечно, сейчас о "контроле" речь не идет, но влиять международное сообщество может не только на центральное правительство в Кабуле, но и на другие политические силы, в т.ч. в провинциях.
В целом новая стратегия США и усилия международного сообщества по урегулированию ситуации в Афганистане кажутся достаточно логичными.
Но, как всегда, от планов до их осуществления - дистанция огыромного размера. И главный фактор - время. Так, отставной американский генерал Маккафри, полагает, что для создания условий для вывода американских войск, "строительства" дееспособного афганского государства с собственными силами безопасности - потребуется от 3 до 10 лет, $300 млрд. и тысячи жизней американских военнослужащих34.
С сенсационным заявлением выступил уволенный за "халатность" в связи с нападением на Лойя Джиргу мира и примирения в начале июня 2010 г. директор разведывательной службы Афганистана Амрулла Салех. По его словам, Карзай разуверился в способности американцев одолеть талибов и под флагом примирения вступил в закулисный торг с их непримиримой верхушкой, рассчитывая также и на сделку с Пакистаном35.
К этому можно добавить, что все усилия коалиционных сил может свести на нет и раковая опухоль коррупции, которая, как и мафия, "бессмертна".
Ситуацию осложнил и скандал с архитектором военной стратегии в Афганистане Маккристалом, который 23 июня 2010 г. был смещен Обамой со своего поста в связи с нелицеприятными высказываниями генерала в адрес Белого дома, высказанными в интервью журналу "Роллинг Стоуне". Новым командующим МССБ был назначен командующий Центрального командования США Д. Петрэус. Хотя Петрэус превосходит Маккристала по многим статьям, в частности, пользуясь авторитетом в Конгрессе США, смена лошадей на переправе - дело рискованное.
О ней пойдет речь в следующей статье.
1 Официальный сайт Белого дома. The White House Press Office. December 01, 2009. Remarks by the President in Address to the Nation on the Way Forward in Afghanistan and Pakistan. Eisenhower Hall Theatre, United States Military Academy at West Point, West Point, New York - http://www.whitehouse.gov/the-press-office/remarks-president-ad-dress-nation-way-forward- afghanistan-and-pakistan
2 Официальный сайт Центрального командования США. United States Central Command. Daniel Lisa. Petraeus to Senate: Success achievable in Afghanistan. 16.03.2010 - http://www.centcom.mil/index2.php?option=com_content&task=view&id=1835&pop=1&pa ge=0&Itemid=40〈=en
3 Remarks by the President in Address to the Nation on the Way Forward in Afghanistan and Pakistan...
4 Официальный сайт Минобороны США. U.S. Department of Defense. Office of the Assistant Secretary of Defense (Public Affairs). DOD Background Briefing with Senior Defense Officials from the Pentagon. April 28, 2010 - http://www.defense.gov/Transcripts/Transcript.aspx?TranscriptID=4617
5 Официальный сайт МССБА. International Security Assistance Force. Key Facts and Figures. Troop Contributing Nations. April 16, 2010 - http://www.isaf.nato.int/images/stories/File/Placemats/Apr-16-2010-placemat.pdf
6 United States Central Command. Miles Donna. Policy chief 'cautiously optimistic' about Afghanistan. 5.05.2010 http://www.centcom.mil/en /news/policy-chief-cautiously-optimistic-about-afghanistan.html
7 Официальный сайт Белого дома. National Security Strategy. May 2010. White House. Washington - http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rssviewer/national_security_strategy.pdf
8 Ibid., p. 3.
9 U.S. Department of Defense. December 08, 2009. Joint Press Conference with Secretary Gates and President Karzai from Kabul, Afghanistan - www.defense.gov/Transcripts/Transcript.aspx?TranscriptID=4522
10 Ibidem.
11 Afghanistan: The London Conference. 28 January 2010. Communique - http://afghanistan.hmg.gov.uk/resources/en/pdf/Communique-final
12 Gordon Brown and Hamid Karzai's interview with Radio. 28.01.2010 - http://www.fco.gov.uk/en/news/latest-news/9view-Speech&id-21644120
13 Afghanistan: The London Conference...
14 New York Times. 23.04.2010.
15 Miles Donna. McChrystal urges troops to serve as role models. 2.03.2010 - http://www.centcom.mil/en/news/mcchrystal-urges-troops-to-serve-as-role-models.html
16 U.S. Department of Defense. DOD News Briefing with Brig. Gen. Nicholson from Afghanistan. March 04, 2010 - http://www.defense.gov/Transcripts/Transcript.aspx?TranscriptID=4575
17 Ibidem.
18 Miles Donna. Policy chief 'cautiously optimistic' about Afghanistan...
19 Kruzel John J. Mullen urges more 'soft power' in Afghanistan. 3.03.2010 - http://www.centcom.mil/en/news/mullen-urges-rnore-soft-power-in-afghanistan.html
20 DOD Background Briefing with Senior Defense Officials from the Pentagon. April 28, 2010.
21 DOD News Briefing with Brig. Gen. Nicholson from Afghanistan...
22 New York Times, 27.12.2009.
23 Operation Moshtarak: Prepairing for the Battle of Marja. Jeffrey Dresler Backgrounder. 11.02.2010. Institute for the Study of War - http://www.understandingwar.org/files/Operation_Moshtarak_1.pdf
24 Zakaria Fareed. Why Pakistan keeps exporting jihad. Newsweek, 10.05.2010.
25 Miles Donna. Policy chief 'cautiously optimistic' about Afghanistan...
26 DOD News Briefing with Brig. Gen. Nicholson from Afghanistan...
27 Daniel Lisa. Petraeus to Senate: Success achievable in Afghanistan. 16.03.2010...
28 U.S. Department of State. Hillary Rodham Clinton, Secretary of State. Remarks with Afghan President Hamid Karzai in a Moderated Conversation. U.S. Institute of Peace, 13.05.2010 http://www.state.gov/secretary/rm/2010/05/141825.htm
29 Ibidem.
30 Remarks by the President in Address to the Nation on the Way Forward in Afghanistan and Pakistan...
31 New York Times, 8.05.2010.
32 Statement of the Islamic Emirate of Afghanistan (Taliban): Regarding 'Obama's New Strategy'. 2.12.2009 - http://www.nefafoun-dation.org/miscellaneous/nefa_talibanobamasurge 1209.pdf
33 Дипломатический словарь в 3 т. Под ред. Громыко А. А. и др. Т. I. М., Наука, 1986, с. 54 - 55.
34 http://www.upi.eom/Top_News/Analysis/2010/02/11/Outside-View-Vietnam-1963-and-Afgh anistan-2010/UPI-31351265910248/
35 New York Times, 11.06.2010.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |