Libmonster ID: UZ-848

Многочисленные попытки урегулирования вооруженных конфликтов в Африке, предпринимавшиеся африканскими правительствами, отдельными политическими группами и международными организациями, как правило, сталкиваются с очень серьезными трудностями.

Обширный круг вопросов, касающихся причин возникновения и особенностей проявления политического кризиса, создаваемых тех или иных препятствий на пути к разрешению конфликта исследовала Карин ДОККЕН, профессор факультета политических наук Университета Осло, в монографии "Политика африканской безопасности пересмотрена"*. Предлагаем вниманию читателей дайджест этой работы.

Уже в XXI в. 30 из 53 африканских стран переживали политические кризисы или продолжают оставаться в состоянии политической нестабильности, что, в свою очередь, неминуемо отражается на состоянии мирового порядка в целом из-за увеличения числа беженцев, роста международной армии безработных и бездомных, роста преступности, угрозы терроризма и т.д.

ФОРМИРОВАНИЕ "ВОЕННОЙ ЭКОНОМИКИ" В ЗОНАХ КОНФЛИКТОВ

Признавая, что экономическое неравенство и отсутствие доступа в необходимом объеме к природным ресурсам, даже таким жизненно важным, как вода, являются серьезным поводом к возникновению конфликта, К. Доккен, вместе с тем, не согласна с теми исследователями, которые, полагая, что человек легко берет в руки оружие, когда ему нечего терять, рассматривают "бедность" в качестве главной причины конфликтов на Африканском континенте. Она утверждает и, возможно, не без основания, что причиной возникновения и, что особенно важно, пролонгации конфликтов в Африке, является скорее "алчность" его участников, нежели бедность населения (с. 5).

В большинстве случаев повстанческие движения воюют даже не за достижение доступа к природным ресурсам и районам, богатым полезными ископаемыми, а за увеличение объема их добычи и расширение рынков их сбыта с последующим использованием вырученных средств для покупки оружия и продолжения военных действий. Таким образом создается замкнутый круг: война за право использования ресурсов и их использование для продолжения военных действий.

Автор приходит к выводу, что, хотя большинство "новых войн" в Африке возникает из-за глубокого кризиса государственной легитимности, усиленного провалами в управлении, продолжение или возобновление конфликта во многом обусловлено развивающейся "военной экономикой" (с. 11). Она отмечает, что в последнее двадцатилетие такие повстанческие движения, как Национальный патриотический фронт Либерии, Революционный единый фронт Сьерра-Леоне и Патриотическое движение Кот-д'Ивуара, даже не выдвигали конкретных политических требований.

В ряде случаев, как показали конфликты в Либерии, Сьерра-Леоне, Демократической Республике Конго (ДРК) и некоторых других странах, руководители государств - как охваченных войной, так и соседних - распространили под видом помощи той или иной стороне свою деятельность на неподвластные им территории. Путем создания - с помощью наемников частных армий - установили контроль над экспортом ценных минералов, нефти, древесины и других материалов для своего собственного обогащения. Как отмечается в монографии, в районе Великих озер, например, серьезные экономические интересы сторон, вовлеченных в конфликт в ДРК, связаны с добычей колтана (колумбита-танталита), бесценного минерала для производства мобильных телефонов (сейчас его стоимость на мировом рынке достигает 450 долл. за кг. - С. К.). Автор указывает, что в ответ на помощь то сторонникам, то противникам заирского диктатора Мобуту Руандийская патрио-


Karin Dokken. African Security Politics Redefined. Palgrave Macmillan, N.Y., 2008.

стр. 40

тическая армия (РПА) получала свою прибыль от добычи этого ценного ископаемого. К 2000 г. потребность в колтане резко возросла. Поскольку РПА была едва ли не главным экспортером конголезского колтана, руандийская армия стремилась даже усилить контроль над его ресурсами в ДРК.

В свою очередь, Уганда, участвуя в конфликте в ДРК, получала огромные прибыли от эксплуатации золотых и алмазных приисков. Почти не имея своих алмазов и золота, эта страна стала крупным их экспортером после того, как была вовлечена в конголезский конфликт (с. 183).

Даже после вывода армейских подразделений Уганды, Руанды, Бурунди, Анголы, Намибии и Зимбабве из ДРК связи на уровне политической элиты, которые возникли в ходе эксплуатации конголезских ресурсов, не прекратились, так как в регионе была построена своего рода самофинансирующаяся военная экономика, в развитии которой оказались заинтересованными несколько сторон, и было бы ошибочным думать, считает автор, что эти стороны могли бы всерьез обсуждать вопросы мирного урегулирования. Но его все же добились...

Таким образом, доступ к природным ресурсам стал, по мнению Доккен, главным мотивом участия в конфликте и главным препятствием к его разрешению, так как ни политические лидеры, ни повстанцы не желали отказываться от источников быстрого обогащения. Не случайно самые ожесточенные конфликты в Африке в последние десятилетия наблюдались в наиболее богатых ресурсами странах - ДРК, Анголе и Сьерра-Леоне, а также в Либерии.

Даже незначительное улучшение условий жизни тех групп населения, которые поддерживали повстанцев и участвовали в процессах добычи и контрабанды алмазов, нефти и редкоземельных металлов, отмечает К. Доккен, привело к тому, что немалая часть африканцев стала рассматривать гражданские войны как путь к улучшению, а не ухудшению экономической ситуации, тем более, что комфорт и финансовая стабильность, свойственные среднему классу, им просто неведомы. "Расширение экономических возможностей" для различных групп общества в ходе конфликта, несомненно, становится главным препятствием на пути миротворчества: слишком много групп и отдельных лиц заинтересовано в его продолжении.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР КОНФЛИКТОВ

Важная особенность политических конфликтов в Африке (в отличие, например, от конфликтов в Азии) - их региональный характер. Прежде всего, это относится к гражданским войнам в так называемом районе реки Мано (Либерия, Сьерра-Леоне, Гвинея) и в ДРК.

По мнению автора, способ разрешения политического конфликта должен определяться в стране его возникновения. Однако различные конфликты в Африке настолько связаны между собой ввиду тесных личных контактов политических лидеров разных стран, развития региональной формальной и неформальной экономики, потоков беженцев, а также огромного числа наемников, мигрирующих из страны в страну, что вовлечение региональных сторон в конфликт и процесс его разрешения, а часто, наоборот, - в противодействие его урегулированию, становится неминуемым. Так, гражданские войны в Либерии были отчасти спровоцированы нестабильной обстановкой в соседних странах и, в свою очередь, способствовали расширению и углублению конфликтов в Сьерра-Леоне, Кот-д'Ивуаре и Гвинее из-за постоянного движения через границы добываемых минералов, других ископаемых, наркотиков, оружия, боевиков и беженцев, причем политические элиты играли едва ли не главную роль в этой деятельности.

Гражданские войны в Африке, считает К. Доккен, не могут и не должны рассматриваться отдельно от социально-политической ситуации в соседних странах. То есть, то, что происходит в одной стране, определенно будет оказывать позитивный или негативный эффект на соседние страны. Тот факт, что наиболее длительные и кровопролитные гражданские войны в Африке в последние два-три десятилетия носили отчетливо региональный характер, заставил как африканских политиков, так и заинтересованные международные организации (ООН, Африканский Союз и др.) признать, что разрешение такого рода конфликтов может, а в ряде случаев и должно быть региональным по характеру. В последние 15 - 20 лет некоторые межгосударственные региональные организации (Экономическое сообщество стран Западной Африки - ЭКОВАС и др.) создали свои собственные механизмы предотвращения и управления конфликтами.

Однако К. Доккен правомерно ставит вопрос о том, могут ли такие организации управлять конфликтами. Смогут ли они выступить в роли беспристрастных посредников между воюющими сторонами? Не будет ли их вмешательство, напротив, способствовать эскалации конфликта? Пример операции по разрешению кризиса в Либерии в начале 90-х гг. силами ЭКОМОГ (вооруженные силы ЭКОВАС) показал, что эта региональная организация не сразу справилась с поставленной задачей, главным образом, из-за "конфликтного" характера интересов ее участников.

стр. 41

В качестве положительного момента автор отмечает, что уже сам факт выработки механизмов разрешения конфликтов региональными организациями, создававшимися первоначально с целью расширения экономического сотрудничества, означает признание ими неразрывной связи между развитием и безопасностью.

ПОЧЕМУ АФРИКА - "ГОРЯЧАЯ" ТОЧКА НА ПЛАНЕТЕ?

Африка южнее Сахары остается нестабильной. К. Доккен еще и еще раз подчеркивает, что главная причина этого в том, что во время конфликтов воюющие стороны имеют такие экономические возможности, каких они никогда бы не имели в мирное время.

Одной из причин повторяющихся ошибок, совершаемых международными организациями, в том числе ООН, в процессе миротворчества, является неверное выявление участников конфликта и их интересов в продлении или прекращении войны. Среди таких участников нередко оказываются отдельные лица или группы, которые до недавнего времени не воспринимались политиками и исследователями в качестве серьезных помех на пути мирного урегулирования. Между тем, как показали события последних 10 - 15 лет, они способны сыграть существенную, чаще негативную, роль в ходе конфликта. Это иностранные и транснациональные компании, стремящиеся нажиться на хаосе и анархии. Их экономические интересы - среди главных движущих сил продолжающихся войн.

В качестве примера К. Доккен приводит деятельность американской горнодобывающей компании American Mineral Field, которая финансировала повстанческое движение Лорана Кабилы в ДРК в обмен на право на добычу алмазов, кобальта, цинка и меди на контролируемых его организацией территориях (с. 12), а некоторые нефтяные компании, например, Elf, были прямо замешаны в "финансировании войн" и посредничестве в торговле оружием.

В книге рассматривается и деятельность компании Sandline International в Сьерра-Леоне. Многонациональная корпорация по "продаже" наемников имеет и "горнодобывающий департамент" - Branch Heritage Group. Компания диктовала свои условия "на рынке безопасности", и это позволило ей выиграть ряд крупных концессий на разработку полезных ископаемых, прежде всего, алмазов. Уже после запрета СБ ООН поставок оружия в Сьерра-Леоне в 1998 г. Sandline осуществила переброску в страну 35 т вооружений - автоматов АК-47, амуниции и гранат (с. 194).

Прозрачные границы и отсутствие контроля за морскими и воздушными перевозками делают Африку южнее Сахары раем для продажи и транспортировки оружия. Кроме того, торговцы оружием становились вовлеченными и в другие виды бизнеса, в частности в систему "оружие за алмазы".

"Сотрудничество" между частными иностранными военизированными компаниями, специализирующимися на охране политических лидеров и помощи им в ведении военных действий, и горнодобывающими корпорациями в зонах конфликтов негативно влияет не только на динамику самого конфликта, но и на уровень безопасности в регионе в целом.

Продажа частными компаниями оружия любому, кто платит, отмечает автор, предопределило вступление в конфликт все новых и новых участников. Нередко местное население просто группировалось вокруг более сильного лидера независимо от его целей и интересов. Таким образом, появился феномен многочисленных и перемещающихся центров власти в Африке.

РОЛЬ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТОВ

Карин Доккен считает чрезвычайно важным выявление "держателей акций" в ходе конфликта. Одних легко вычислить, потому что они прямо и открыто в него вовлечены. Других распознать труднее, поскольку они в основном остаются в тени. Теневые участники могут оставаться и вне группы непосредственно участвующих в мирных переговорах, однако они влияют на их процесс и результаты, более того, могут даже выступать в качестве "бесстрастных посредников", действуя при этом в своих собственных интересах.

Так или иначе, считает автор, в продолжении конфликтов заинтересованы торговцы и перевозчики оружия; наркобароны, процветающие в условиях анархии и войны; наемники, участвовавшие во всех более или менее крупных конфликтах на континенте; частные охранные компании, обеспечивающие широкий спектр услуг - от услуг телохранителей до охраны нелегальных перевозок и разведки; руководители враждующих группировок - у власти и вне власти; отмыватели денег - сеть банков и других компаний, вовлеченных в деятельность по отмыванию средств, полученных от участия в криминальной деятельности; "лорды бедности", то есть лица и организации, обогащающиеся путем присвоения гуманитарной помощи, предоставляемой организациями-донорами; "денежные мешки" - крупные коммерческие банки, заинтересованные в свободном движении капиталов и быстром получении прибыли в районах, охваченных войной.

Все эти "участники" прямо

стр. 42

или косвенно стараются нажиться на природных богатствах охваченного войной региона. Так, в XX в. мировая экономика испытывала большие потребности в нефти и алмазах, которыми богата Ангола. В известной мере, полагает К. Доккен, природные ресурсы страны стали "наказанием" для ее жителей, главной причиной столь долгой войны в этой стране.

"Богатство и нищета" Анголы были предметом множества дискуссий. Крупнейший производитель нефти в Африке, Ангола - среди 15 самых бедных стран мира. По мнению Доккен, причин две: богатство сконцентрировано в руках узкой прослойки, а доходы от алмазов и нефти долгие годы шли на финансирование войны, а не на социально-экономическое развитие (с. 175). Автор не разделяет мнение тех, кто полагает, что без алмазов УНИТА давно проиграла бы войну, но считает безусловным то, что их наличие в таком объеме позволяло Савимби "держать оборону" в течение долгих лет.

В то же время обладание ресурсами само по себе не становится целью конфликта: ресурсы, скорее, необходимы для его финансирования. "Хищнические", "грабительские" настроения - вот что приводит к гражданской войне. Всемирный банк даже ввел термин "хищническая автократия", который применяется для описания режимов, тратящих колоссальные средства на обеспечение своей власти и контроля над ресурсами, а также на собственные нужды, и почти ничего - на нужды населения.

Лидеры таких режимов обычно не имеют народного признания и легитимности, необходимой в развитых государствах, поэтому они особенно заинтересованы в мерах по обеспечению безопасности - как своей личной, так и режима. Если в первые годы после получения независимости "телохранители" обычно выбирались по принципу этнической принадлежности или личной преданности, то многочисленные примеры того, как политические лидеры в результате военных переворотов или подготовленных "акций по ликвидации" оказывались жертвами собственной же службы охраны, побудили их к более частому использованию наемников. Личное правление и обеспечение безопасности режима - важнейшие черты государства в Африке, и именно это объясняет тот факт, что оно является главным источником насилия, а не защитником граждан.

К. Доккен использует термин "надгосударственность" для описания тех африканских государств, которые отличаются высоким уровнем репрессивности, фракционности, некомпетентности и коррумпированности. В качестве примера такого типа государства она называет Заир при Мобуту. "Надгосударства" являются ареной для нелегальной эксплуатации природных ресурсов, купли-продажи оружия и вооруженного конфликта.

Международные организации неоднократно призывали африканские страны к радикальному сокращению армии и военного аппарата. В ряде случаев "отклик" на этот призыв выразился в существенном уменьшении национальных вооруженных сил при одновременном создании многочисленных частных вооруженных формирований для охраны лидеров и их режимов. Поскольку содержание собственных армий не отражается в официальных финансовых документах, они остаются вне сферы внимания международных организаций и стран-доноров. Такие частные "гвардии", состоящие из бывших солдат национальной армии, но обученные и возглавляемые наемниками, заботятся лишь о безопасности "нанимателей"; безопасность же государства не входит в сферу их деятельности. А финансируются они посредством грабежа национальных ресурсов. Круг замыкается.

Среди важнейших причин возникновения политических конфликтов в Африке К. Доккен указывает на слабость государственных органов власти в большинстве стран континента. "Слабое государство" неспособно контролировать национальные вооруженные силы. Нередко в некоторых странах, по мере распространения вооруженного конфликта, национальные армии не только отступают перед повстанцами, но и уступают место частным армиям, лучше вооруженным и обученным, которые распоряжаются на обширных территориях.

Попутно автор делает интересный вывод о том, что быстрый развал государств, который пережили некоторые африканские страны (Либерия, Сьерра-Леоне, ДРК, Сомали) в конце XX - начале XXI вв., может побудить американских политиков принять "защитные" меры. Если еще 10 - 15 лет назад Африка играла лишь "побочную" роль в американской концепции национальной безопасности, то сейчас, с распространением международного терроризма и в условиях, когда континент становится "легкой добычей" для террористических группировок, с точки зрения организации там лагерей подготовки боевиков, складов оружия и убежища для "находящихся в розыске", место Африки в системе международной безопасности резко меняется (с. 7). После событий 11 сентября 2001 г. для всего мирового сообщества резко возросла важность сохранения стабильности на Африканском континенте.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/КОНФЛИКТЫ-ПО-АФРИКАНСКИ-ДИНАМИКА-И-СПОСОБЫ-УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. В. КОСТЕЛЯНЕЦ, КОНФЛИКТЫ ПО-АФРИКАНСКИ: ДИНАМИКА И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 20.06.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/КОНФЛИКТЫ-ПО-АФРИКАНСКИ-ДИНАМИКА-И-СПОСОБЫ-УРЕГУЛИРОВАНИЯ (date of access: 19.02.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. В. КОСТЕЛЯНЕЦ:

С. В. КОСТЕЛЯНЕЦ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
Примеряют золушки?сапоги
3 days ago · From Golem Anzhanov
КАК ДЕСАНТНИКИ С "ТИГРИСОМ" БАНЮ ДЕЛИЛИ
4 days ago · From Golem Anzhanov
Боевая учеба: один выстрел - семь в уме?
4 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Как предупредить наркоманию?
Catalog: Разное 
7 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их
Catalog: История 
8 days ago · From Golem Anzhanov
О культуре и контркультуре
10 days ago · From Golem Anzhanov
THE WORKING CLASS OF UZBEKISTAN IN THE PERIOD OF DEVELOPED SOCIALISM
Catalog: История 
17 days ago · From Azamat Usmanov
APPLICATION OF QUANTITATIVE METHODS AND COMPUTERS IN HISTORICAL RESEARCH
17 days ago · From Azamat Usmanov
THE FAILURE OF THE IMPERIALIST POLICY FROM A POSITION OF STRENGTH IN RELATION TO THE U.S.S.R.
19 days ago · From Azamat Usmanov
THE RUSSIAN WORKING CLASS FROM ITS BEGINNINGS TO THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY
20 days ago · From Azamat Usmanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

КОНФЛИКТЫ ПО-АФРИКАНСКИ: ДИНАМИКА И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android