6 июня 2005 г. сектор курдоведения и региональных проблем Отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН провел рабочее совещание на данную тему. В его работе приняли участие сотрудники сектора и отдела Ближнего и Среднего Востока, других научных подразделений института, а также представители МГИМО(У) МИД РФ, Института Израиля и Ближнего Востока, курдской диаспоры.
Главное внимание было уделено ситуации в этническом Курдистане, внешнеполитическому аспекту курдского вопроса, проблеме исламизма и ряду других вопросов.
В некоторых докладах рассматривался вопрос о том, как влияет присутствие сил американо-британской коалиции на судьбу курдской автономии в Ираке. Так, Н. В. Степанова (МГИМО) отметила, что оккупация Ирака была встречена иракскими курдами положительно. Они оказали заокеанским военным всевозможную поддержку, поскольку возлагали надежды на то, что сотрудничество с Соединенными Штатами поможет им обрести легитимную автономию. По мнению эксперта, курды оказались победителями в стране, так как получили право голоса. Н. В. Степанова подробно остановилась также на характеристике пунктов Временной конституции Ирака, непосредственно касающихся курдов, в частности ст. 58, открывающей им большие возможности на пути реализации программы широкой автономии. Она отметила, что в результате сотрудничества иракских курдов с американцами им удалось занять заметное место в общегосударственных органах. В новом иракском правительстве курды получили восемь министерских постов, президент страны избран из числа курдов - это Дж. Талабани, лидер Патриотического союза Курдистана (ПСК), пользующийся также уважением руководства соседних стран региона с обширными курдскими анклавами - Турции, Сирии, Ирана.
Сотрудничество иракских курдов с коалиционными силами позитивно оценивает и М. С. Лазарев (ИВ РАН). Он, в частности, отметил, что ни одно национальное движение не достигало успеха без внешнеполитической поддержки, и в этом плане курдское движение не является исключением. Он подчеркнул сложность прогнозирования развития ситуации в Курдском автономном районе Ирака. По его мнению, в случае вывода оккупационных войск из Ирака иракские курды получат автономию, и этот статус Иракского Курдистана будет закреплен в постоянной конституции. Высказавшийся по этому вопросу В. Я. Белокреницкий (ИВ РАН) считает, что Соединенные Штаты заботятся о соблюдении status quo в регионе и тем самым способствуют поддержанию стабильности в Иракском Курдистане.
Несколько иначе этот вопрос трактовался в выступлении О. И. Жигалиной (ИВ РАН), считающей, что для Соединенных Штатов проблема курдского урегулирования в Ираке не является первостепенной. Главное для них - это вытеснение потенциальных конкурентов и стремление к контролю над региональными и межрегиональными экономическими отношениями. При этом Курдистан рассматривается американцами как важное стратегическое пространство для осуществления США концепции "Большого Ближнего Востока" и распространения своего влияния на Закавказье и Центральную Азию. При этом курдам будут предоставлены возможности развития экономики, инфраструктуры, наращивания военной мощи автономного района. Г. И. Старченков (ИВ РАН) отметил величайший политический прорыв иракских курдов в Ираке, осуществленный при участии США, для которых, однако, решение курдского вопроса является препятствием на пути осуществления важной цели - борьбы с исламизмом и перевода региона Ближнего Востока на путь западной демократии. По мнению Г. С. Шахбазяна, далеко не все иракские курды довольны американской политикой в стране. Хотя они и поддерживают стремление Соединенных Штатов искоренить исламизм, некоторые из них не считают, что замена привычных для них социальных институтов моделями западного образца сослужит позитивную роль в будущем развитии Курдистана.
Важным аспектом обсуждения на рабочем совещании стал вопрос о курдской автономии и независимости. Так, закрепление автономного статуса Иракского (Южного) Курдистана во Временной конституции является большой победой иракских курдов, считает Н. В. Степанова. Независимый статус этот регион может обрести тогда, когда будут соблюдены все условия, необходимые для утверждения его в данном статусе. Она особо подчеркнула, что курды придерживаются сдержанной позиции и пока не форсируют идею курдской государственности.
стр. 169
В Иракском Курдистане, пошедшем своим путем развития, сказала она, все еще сохраняются и родо-племенные связи, и социально-политическая разобщенность, и политический разброд и шатания и т.д. По мнению О. И. Жигалиной, судьба курдской автономии во многом зависит от американской администрации, которая, однако, не склонна допускать такого развития ситуации в Иракском Курдистане, которая может привести иракских курдов к независимости. М. С. Лазарев считает, что теоретически иракские курды готовы к провозглашению независимости, но практической реализации проекта курдской независимости во многом препятствует обстановка в регионе.
Противоположное мнение высказал акад. АН Армении Ш. Х. Мгои. Он выразил уверенность в том, что иракские курды готовы к реализации статуса независимости. Но эта идея на данном этапе нереализуема, поскольку вызывает негативную реакцию соседних стран региона, прежде всего Турции и ИРИ. Он считает, что курды успешно осуществляют свои национальные права в рамках автономии, и эта форма национального самоопределения является в нынешних условиях первым этапом решения курдского вопроса. Того же мнения придерживается и представитель курдской диаспоры Х. Ходоян (Новороссийск), подчеркнувший, что курды имеют право на независимость, но этот вопрос сейчас не ставят, отдавая предпочтение форме автономного самоопределения. Он отметил факты политического и культурного сближения иракских и иранских курдов, имеющего важное значение для формирования будущей курдской государственности, которая объединит все части этнического Курдистана.
В связи с этим был поднят вопрос об установлении границ. В. Я. Белокреницкий подчеркнул важность проблемы установления внутренних границ в будущей федерации, а также степень их закрытости и уровень "перекрестных" контактов. М. С. Лазарев высказался в пользу привлечения таких механизмов в урегулировании территориальных конфликтов, как "обмен территориями", а Г. И. Старченков поддержал эту идею, отметив, что границы не являются вечными, но эта проблема вызовет конфликты, поэтому политика установления будущих границ, по его мнению, должна быть предельно осторожной.
Собравшиеся обсудили также и проблему места курдской автономии в федеративном Ираке. Н. М. Мамедова (ИВ РАН) считает институт автономии в настоящее время наиболее приемлемой формой решения курдского вопроса, и это требование должно быть преобладающим в программах курдских политических партий. Ш. Х. Мгои, говоря об автономии, отметил, что этот институт практически реализуется в европейских странах. Другая ситуация на Востоке, где в условиях господства ислама и отсутствия демократии трудно добиться автономии. Идея автономии иракских курдов появилась еще в 1940-е годы и была включена в программу Иракской компартии как первый этап решения курдского вопроса. Поэтому в настоящее время наиболее приемлемой формой реализации курдами своих национальных прав является федеративная форма государственного устройства. Как считает О. И. Жигалина, курды поддерживают федеративную модель государственного устройства Ирака, рассчитывая на широкую автономию, включающую Киркук с его нефтеносными полями, окрестности Мосула, Синджар на запад от Мосула, Ханекин, расположенный вблизи иракско-иранской границы. Однако решение вопроса о расширении курдской автономии пока блокируется американской администрацией.
Достаточно подробно на рабочем совещании была освещена проблема Киркука, тесно связанная как с проблемой широкой автономии иракских курдов, так и с федеративным статусом Ирака, поскольку иракские курды объявляют Киркук неотъемлемой частью автономного Курдистана. Касаясь проблемы Киркука, Н. В. Степанова отметила сложность ее решения, поскольку она затрагивает интересы не только курдов, но также и арабов, и туркоман Ирака. Здесь расположен довольно значительный по численности анклав иракских туркоман, которые пользуются широкими национально-культурными правами. Однако свою заинтересованность в их судьбе выражает и сопредельная Турция, активность которой в этом вопросе создает определенную напряженность в данном районе. Хотя Временная конституция и позволяет вернуться на свои места выселенным из Киркука еще в 1960-е годы курдам, эта проблема сопряжена с рядом трудностей социально-политического характера и, по мнению эксперта, ее урегулирование потребует достаточно длительного времени.
Весьма обстоятельно эта проблема была проанализирована в докладе Н. Мосаки (ИВ РАН). Он подробно остановился на истории возникновения поселений туркоман в Ираке, их численности, а также истории возникновения политических организаций, и в частности Ирак-
стр. 170
ского туркоманского фронта (ИТФ), созданного при содействии Турции, находящегося в оппозиции к политическим организациям иракских курдов. После ослабления Рабочей партии Курдистана (РПК), связанного с арестом ее лидера А. Оджалана, ИТФ, по мнению Н. Мосаки, стал играть важную роль в турецкой политике в Ираке, т.е. ИТФ использовался Турцией для дестабилизации обстановки в Ираке. ИТФ не признал Региональное правительство Курдистана, отказался получить лицензию на осуществление своей деятельности на территории, контролируемой курдскими властями. Между ИТФ и ДПК существует напряженность, поскольку курдские демократы создают политические структуры туркоман, лояльные курдам - сторонникам Барзани. В то же время ПСК проводит прямо противоположную политику в отношении ИТК, пытаясь сотрудничать с ним. В настоящее время на территории курдских администраций действует несколько туркоманских организаций, не имеющих отношения к протурецкому ИТФ. ДПК Ирака предпринимала попытки их объединения в единую организацию, но пока эти усилия не увенчались успехом.
Политика Турции в курдском вопросе и проблемы турецких курдов нашли освещение в ряде докладов и в дискуссии. Так, К. В. Вертяев (ИВ РАН) считает, что нерешенность курдского вопроса в Турции является одним из главных препятствий вступления Турецкой Республики в Европейский Союз (ЕС). Европарламент уделяет этому вопросу большое внимание потому, что в случае вступления Турции в ЕС курдское население составит 3 - 4% всего европейского сообщества, что поставит перед ЕС новые проблемы. В связи с этим турецкое руководство обратилось к политике некоторой либерализации в курдском вопросе. Так, в частности, были выпущены на свободу некоторые курдские политзаключенные, в числе которых находилась Л. Зана. Докладчик считает, что этот политический лидер в данный момент является ключевой фигурой в курдском национальном движении. Она выступает за урегулирование курдского вопроса на европейском уровне. В декабре 2004 г. ею была образована новая политическая организация Национально-демократическое движение, куда вошли политические организации различных направлений. Л. Зана полагает, что в данный момент Турция пока не готова войти в ЕС, поскольку ее законы не соответствуют европейским стандартам. Поэтому необходимо сначала сделать реальные шаги в этом направлении, а затем уже принимать столь ответственные решения.
Некоторые положения, высказанные К. В. Вертяевым, были уточнены и углублены в докладе Б. М. Поцхверия (ИВ РАН), который подчеркнул, что все турецкие политические движения в своей политике по курдскому вопросу выступают против силового решения проблемы. Он позитивно оценил позицию турецкого руководства в отношении Восточной Анатолии, предусматривающую осуществление программы экономического развития курдских районов. Б. М. Поцхверия также проанализировал некоторые конституционные права, которыми наделены коренные жители страны - турки. Однако курды полагают, что турецкие законы не гарантируют им весь пакет прав, покрывающих понятие национально-культурной автономии.
Проблемы турецких курдов в том или ином аспекте затрагивались в выступлениях и других докладчиков. Так, точка зрения О. И. Жигалиной совпала с мнением К. В. Вертяева о том, что в Турецком Курдистане в оппозиционном движении турецких курдов происходит сложный и неоднозначный процесс перестройки старых политических организаций и возникновение и становление новых партий, пытающихся свои политические программы и лозунги совместить с политическими реалиями сегодняшнего дня. Турецкие вооруженные силы пытаются поддерживать стабильность в зоне активности РПК. Вместе с тем турки заинтересованы в нефти Киркука. М. С. Лазарев также подчеркнул, что турки опасаются того, что опыт иракских курдов перекинется на Турецкий Курдистан, поэтому они способствуют нагнетанию напряженности в районе Киркука. Ш. Х. Мгои уточнил, что несмотря на усилия Турции приумножить численность своих сторонников в Киркуке, курды все же остаются в этом районе в большинстве. Касаясь политики Турции в курдском вопросе, Г. И. Старченков отметил, что, хотя она не допускает нарушения территориальной целостности страны, вступление Турции в ЕС заставит ее обратиться к цивилизованному решению курдской проблемы. В то же время Турецкий Курдистан, являясь "воротами" в Закавказье, представляет интерес в связи с вводом в эксплуатацию нефтепровода Баку-Джейхан и доступом к наиболее дешевой каспийской нефти.
Еще одной проблемой обсуждения был вопрос о влиянии присутствия США в Ираке на курдскую политику региональных правительств (Ирана, Сирии и Турции). К этой теме обратился М. С. Лазарев. Отношения иракских курдов с сирийским, иранским и турецким прави-
стр. 171
тельствами, по его мнению, строятся на ситуативной основе. Н. В. Степанова также считает, что, укрепившись в Ираке, США оказывают давление на Сирию и Иран. Американцы заинтересованы в привлечении курдского движения Ирана, Сирии и Турции на свою сторону. К. В. Вертяев привел конкретный пример того, как американцы "работают" с РПК. Они ежегодно проводят встречи с ее руководством. Одна из таких встреч состоялась недавно в Эрбиле. С одной стороны, американцы предпринимают попытки оказания давления на РПК, а с другой - никак не реагируют на карательные действия турецких военных против курдских боевиков. Поэтому, с точки зрения К. В. Вертяева, курды являются малозначащими фигурами в различных политических комбинациях.
Этот же аспект проблемы затронул и Ш. Х. Мгои. Он считает, что курдский фактор является одним из инструментов внешнеполитического давления на Турцию со стороны США, а это, в свою очередь, объясняет причины либерализации политики сирийского и иранского руководства в курдских анклавах Сирии и Ирана. Так, в последнее время, отметила О. И. Жигалина, сирийское руководство стало предпринимать определенные шаги для предоставления курдам гражданского статуса, которого они были лишены еще в 1960-е годы в результате проведения дискриминационной политики баасистским режимом. В Сирии было принято решение предоставить гражданский статус 100 тыс. курдов, а, по приблизительным оценкам самих курдов, число нуждающихся в гражданском статусе курдов составляет 300 тыс. Однако политика сирийского руководства в курдском вопросе характеризуется своей непоследовательностью, что в корне не решает курдскую проблему.
Курдское же автономистское движение иранских курдов полностью оказалось под влиянием США. Его политические организации в настоящее время базируются на иракской территории, в зоне контроля ПСК. Так, Демократическая партия Иранского Курдистана (ДПИК) выдвинула новый лозунг "Создание демократической, плюралистической и федеративной системы в Иране и предоставление национальных прав иранским курдам". Ее боевые отряды, обучаемые американскими инструкторами, готовы оказать поддержку США в случае их продолжения агрессивных действий против ИРИ с целью свержения нынешнего иранского режима. Другая организация иранских курдов, Комала, не поддерживается Вашингтоном, а ее лидер И. Ализаде полагает, что сам иранский народ должен приложить усилия для изменения внутренней политики иранского руководства.
В некоторых докладах прозвучала и тема борьбы с радикальными исламистскими организациями в курдских анклавах. Н. В. Степанова подчеркнула, что американо-британская оккупация Ирака усилила подъем исламизма. При этом исламисты используют самые различные силы. Эта же тема была затронута в докладе Н. Мосаки, отметившего, что большинство экстремистских группировок базируется в зоне, подконтрольной ПСК. До 11 сентября 2001 г. ПСК не обращал должного внимания на борьбу с ними. В связи с чем район Халабджи по существу вышел из-под контроля курдских демократических сил. Там исламисты установили свои порядки, накапливали оружие. Лишь после террористического акта в Нью-Йорке ПСК приступил к акциям, направленным против исламистских группировок. Ш. Х. Мгои подчеркнул беспрецедентную активность исламистов в курдских анклавах, а также то, что курды не поддерживают использование исламских лозунгов для осуществления своих целей. По мнению Г. И. Старченкова, некоторая часть курдов все же оказалась в рядах исламистов, хотя курдские автономистские организации заявляют о своей решительной борьбе с радикальными исламистскими группировками.
Весьма разнообразно трактовалась на совещании роль Российской Федерации в курдском вопросе. Так, М. С. Лазарев считает целесообразным активизировать контакты России с курдскими автономистами Ирака. Иракские курды в то же время должны избегать односторонней ориентации на США. Ш. Х. Мгои отметил, что курды помнят о поддержке, оказанной СССР в установлении курдской автономии в Ираке в 1970-е годы, а их сотрудничества с США сейчас требует политическая конъюнктура. О. И. Жигалина отметила, что в рамках межгосударственных отношений РФ планирует осуществить некоторые проекты в курдских районах Ирака в области строительства и образования.
В целом работа Рабочего совещания была весьма интересной и конструктивной: представленные доклады по-новому осветили многие актуальные аспекты курдского вопроса, затронули еще слабоизученные моменты и внесли тем самым определенный вклад в отечественное курдоведение.
стр. 172
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |