Третья международная научно-практическая конференция была проведена в Чолпон-Ата, 18-21 сентября 2014 г. при поддержке президента Республики Кыргызстан А. Атанбаева. Работа пленарного заседания открылась оглашением его приветственного слова. С приветствиями к собравшимся обратился от имени Тюркской Академии С. Сыздыков (Астана, Казахстан) и президент Кыргызского представительства платформы "Диалог-Евразия" У. Болушов.
Работу пленарного заседания открыл Ю. С. Худяков (Новосибирск, Россия) докладом "Военное дело кыргызов Саяно-Алтая в эпоху развитого Средневековья". Он изложил основные результаты изучения находок предметов вооружения из раскопок курганов культуры енисейских кыргызов эпохи развитого Средневековья в Минусинской котловине, Туве и Горном Алтае. Наиболее значительные изменения в этот период произошли в составе комплекса вооружения кыргызских панцирных воинов. Распад единого государства привел к тому, что кыргызские княжества не смогли противостоять военной мощи Монгольской империи в начале XIII в.
В. Я. Бутанаев (Абакан, Россия) рассмотрел исторические сведения об особенностях природной среды в период обитания в Саяно-Алтае енисейских кыргызов, которые нашли отражение в языке, фольклоре и этнической культуре современных тюркских народов этого историко-культурного района. Согласно его исследованиям, енисейские кыргызы были народом степной культуры. В легендах и преданиях они выступают древними обитателями Саяно-Алтая с тех времен, когда там была только степь и не росли деревья. Более древним населением, вероятно, были самодийские племена "эштеки", которые упоминаются в хакасских преданиях.
Председательствующий на пленарном заседании Т. Чоротегин (Бишкек, Кыргызстан) зачитал резюме доклада Х. Гасымова Сабир оглы (Баку, Азербайджан) "Основные этапы истории кыргызской государственности", согласно которому, современный Кыргызстан и Хакасия являются правопреемниками кыргызской государственности.
Выступление С. М. Сыздыкова (Астана, Казахстан) было посвящено изучению истории кочевников в Караханидском государстве. По мнению автора, карлуки, перекочевавшие из северных районов Центральной Азии в Притяньшанье, доставляли много хлопот правителям государства Караханидов, один из которых пытался поселить их в Кашгаре, чтобы они перестали кочевать, носить оружие и занялись земледелием. Кочевые племена неоднократно поднимали восстания, в результате которых, по мнению докладчика, это государство распалось. Г. Бабаяров (Ташкент, Узбекистан) проанализировал надписи на караханидских монетах, среди которых, согласно прочтению автора, содержался титул "Тюрк-хакан". Выступление Ч. Алийлмаза (Эрзерум, Турция) "Образцы древнетюркских письмен в Анатолии: эпитафийные камни Ахлата" содержало общую информацию об оленных камнях, каменных изваяниях, изображающих людей и животных, полученную в ходе поездок автора доклада по Российскому Саяно-Алтаю, Монголии и Кыргызстану. Эти стелы и изваяния докладчик сравнил с плитами с надписями на территории Азербайджана и в районе Ахлата в Турции. Сообщение И. Джамиля (Баку, Азербайджан) было посвящено образу героя Манаса в эпическом творчестве кыргызов. Доклад М. Ч. Кожобекова (Бишкек, Кыргызстан) "О первоначальном этапе кыргызского государства" содержал анализ сведений китайских письменных источников и суждений специалистов-китаистов об этнической истории древних кыргызов. К. Ш. Табалдиев (Бишкек, Кыргызстан) в докладе "Новые раскопки на городище Кан-Дебе (средневековый город Тонг)" проинформировал о результатах раскопок на данном городище, расположенном на южном побережье оз. Иссык-Куль, в течение последних трех лет. Доклад сопровождался показом научно-популярного фильма об этих раскопках. Т. К. Арзыбаев (Бишкек, Кыргызстан) охарактеризовал некоторые исторические источники по истории государства Караханидов. А. К. Бектемирова (Нарын, Кыргызстан) рассмотрела проблемы сохранения архитектурного памятника эпохи Караханидов Кочкор-Баши. В селе Кочкор находится музей, в котором экспонируются и хранятся различные предметы, обнаруженные на данном памятнике, в том числе строительные детали архитектурного сооружения. Л. Н. Ведутова (Бишкек, Кыргызстан) в докладе "Государственная социально-политическая стратегия и тактика тюрков в эпоху каганатов" проанализировала сведения о раннем этапе формирования тюркских государств, о расселении и образовании на территории Семиречья согдийских торговых факторий. По ее мнению, образование тюркских государств в Центральной Азии в эпоху раннего Средневековья опиралось на предшествующий положительный опыт хуннской государственности. Э. Т. Джороев в докладе
"Историческая связь кыргызов с государством Караханидов и тюркскими народами после заката великодержавия Кыргызского каганата" подчеркнул большую роль климатических изменений на территории Центральной Азии в X в. Наступившая засуха вытеснила тюркоязычные племена из центрально-азиатских степей к их окраинам. Поэтому уже во второй четверти X в. кыргызы оставили почти все завоеванные земли. Степи Центральноазиатского региона были заняты киданями. В период образования Караханидского каганата кыргызы приняли ислам.
Тема выступления С. Жумашовой (Ош, Кыргызстан) - развитие социальных отношений в государствах Саманидов и Караханидов в Средней Азии. Доклад А.Т. Кыдырова (Ош, Кыргызстан) "Государство Караханидов и война" содержал сведения по военной истории государства Караханидов. Т. Кененсариев (Бишкек, Кыргызстан) в докладе "Таласская битва и геополитическое положение в Центральной Азии в эпоху Караханидов" рассказал о значении битвы на р. Талас между войсками Арабского халифата и китайской армией. В эпоху Караханидов произошла исламизация значительной части тюркского населения Среднеазиатского региона. В докладе А. М. Кылычева (Бишкек, Кыргызстан) "Персоязычные источники по истории Притяныпанья и сопредельных территорий в эпоху Средневековья" подчеркивалось их значение для истории региона. С XIII в. персидский язык стал широко использоваться в государстве Хулагуидов. На этом языке были написаны сочинения по истории Монгольской империи и хроники эпохи Тимуридов.
В совместном докладе А. М. Кылычева и Э. М. Молотовой (Алматы, Казахстан) "Исторические источники о великой империи Караханидов" исследовались события, относившиеся ко времени распространения ислама в этом государстве. По мнению докладчиков, Караханидское государство являлось "золотым мостом" между странами Запада и Востока. Со времени прибытия в Кашгар саманидского принца Хаджи Абу Насра Самани, который стал наставником караханидского правителя Султана Сатука Бугра-хана гази, началось распространение ислама в этом государстве. Последующие победы войск Караханидов против уйгуров-буддистов стали для местного населения свидетельством превосходства ислама. В докладе Э. М. Молотовой "Предания о династии Караханидов в "Тазкирах"" проанализированы эпические мотивы в этом источнике. А. М. Мокеев (Бишкек, Кыргызстан) проанализировал термины правителей енисейских кыргызов "ажо" и "иди". Он проследил историю изучения этих терминов российскими, казахскими и кыргызскими исследователями. Согласно заключению докладчика, термин "ажо" имел значение "господин, обладатель, властелин", "отец, предок", и слово "иди" также означало "господин, обладатель, властелин".
Выступление Г. С. Токоевой (Жалал-Абад, Кыргызстан) было посвящено социальной структуре общества в период Караханидов. А. С. Ормушев (Бишкек, Кыргызстан) говорил о влиянии распространения ислама на население Караханидского каганата. Схожим по тематике было выступление Н. Марзабаевой (Жалал-Абад, Кыргызстан) - об исламе в качестве господствующей идеологии в государстве Караханидов. Н. А. Фукалов (Бишкек, Кыргызстан) в докладе "Сохранение сакральности власти у тюрков и кыргызов в переходные периоды истории Средневековья" исследовал значение некоторых титулов в государствах древних тюрков и кыргызов. По его оценке, каганы имели сакральный статус. Титулы "бильге", "тегин", "ышбара" и другие имели сакральный смысл. Существенные изменения произошли в государствах тюркских народов в IX в. в связи с распространением исламской религии.
В совместном докладе Ю. С. Худякова, А. Ю. Борисенко, Ж. Орозбековой "Изучение символического использования древкового колющего оружия кыргызов Тянь-Шаня" были проанализированы сведения ученых и путешественников XIX-XX вв., зафиксировавших случаи использования такого оружия кыргызами в погребальной и поминальной обрядности. Рассмотрены этнографические материалы, собранные в ходе проведения научных экспедиций на Тянь-Шань Ч. Ч. Валихановым, П. П. Семеновым-Тян-Шанским, С. М. Абрамзоном и другими исследователями. Выступление Г. О. Эсеналиевой (Нарын, Кыргызстан) было посвящено истории государства Караханидов в трудах кыргызского ученого-востоковеда О. Караева. В его работах было уделено большое внимание социально-экономической и политической истории государства Караханидов в Центральной Азии. Завершающий работу конференции доклад Т. К. Чоротегина (Бишкек, Кыргызстан) был посвящен анализу тюркских этносов в полиэтнических государствах Кыргызском и Караханидском каганате.
Работа конференции сопровождалась интересной культурной программой. Участники конференции посетили краеведческий музей в г. Чолпон-Ата, музей под открытым небом в его окрестностях и осмотрели петроглифические памятники и древнетюркские каменные изваяния.
Конференция стала заметным событием в научной жизни для ученых Кыргызстана, Казахстана и Российской Федерации, исследующих проблемы истории и культуры населения Центральной Азии в эпоху развитого Средневековья.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |