26 - 27 мая 2003 г. в Институте Дальнего Востока РАН состоялась 9-я всероссийская научная конференция "Философия Восточноазиатского региона и современная цивилизация". В ее работе приняли участие ученые из академических институтов (ИДВ РАН, ИВ РАН, ИФ РАН), а также из ИСАА при МГУ, РУДН, Московской консерватории и др. Тематика конференции была сфокусирована на актуальных проблемах изучения философии, традиционной культуры стран Дальнего Востока - Китая и Японии. В ходе дискуссии был обсужден широкий круг вопросов: о национальной специфике восточной философии и ее соотнесенности с западной философской традицией; о языке описания категориального аппарата восточной философии и принципах перевода китайских и японских философских понятий на западные языки. Особое внимание было уделено проблемам цивилизационного "самопознания" и межцивилизационного взаимодействия, которые в последние годы приобретают все большую теоретическую и практическую значимость.
Во вступительном слове директора ИДВ, акад. РАН МЛ. Титаренко, отмечалось, что целью данных конференций должны стать размышления о судьбах цивилизаций и человечества в целом, о формировании нового мировоззрения, соответствующего условиям третьего тысячелетия. Глубокое и адекватное понимание мировоззренческих оснований той или иной культурно-цивилизационной общности позволило бы, с одной стороны, противостоять усилению тенденций к глобализации мира на основе его "вестернизации", унификации цивилизаций, а с другой - могло бы способствовать сохранению этнической самобытности, взаимодействию культур, продуктивности их диалога. М. Л. Титаренко также отметил, что в нынешних условиях техногенной цивилизации в научных дискуссиях значительное внимание уделяется проблеме ухудшения экологической обстановки. Утилитарное, потребительское отношение к природе и жизненным ценностям порождает необходимость в выработке новой конструктивной этики отношений человека и общества, человека и окружающей среды. Подобная переориентация, по мнению М. Л. Титаренко, требует пересмотра ценностных ориентиров человеческой жизнедеятельности, включения новых элементов в систему "воспроизводства" людей (характер их воспитания и образования, отношения к окружающему миру, способы поддержания социального единства и др.).
стр. 161
Выступление руководителя Центра изучения духовных цивилизаций Восточной Азии ИДВ РАН А. Е. Лукьянова ""Вопросы Неба" человеку цивилизаций" предстало своеобразным переложением поставленных МЛ. Титаренко проблем в поэтическую сферу. Крушение природно-человеческой гармонии Дао, забвение человеком своей сущности и процесс дезориентации людей относительно культурных ценностей были выявлены докладчиком в ходе анализа творчества Цюй Юаня (ок. 348 - 278 до н.э.) - первого поэта Поднебесной. Рассматривая стихотворное произведение "Тянь вэнь" ("Вопросы Неба"), докладчик обратил внимание присутствующих на то, что в нем выделяются три части, последовательно описывающие устройство родового космоса, мировой потоп, события после потопа. При этом он особо отметил, что эта "трилогия" основана на архетипической системе Дао и потому нисколько не теряет своего значения для современности. Более того, значение таких конструкций в настоящее время чрезвычайно возрастает: они позволяют вскрыть генетику цивилизаций и провести типологию подлинных цивилизаций и псевдоцивилизаций.
Значение конфуцианского наследия для преодоления "моральных отклонений" современного китайского общества - тема доклада Л. С. Переломова (ИДВ) "Конфуцианская составляющая в "Программе построения гражданской морали"". Он ознакомил присутствующих с текстом этого документа, в котором важное значение придается проблеме сохранения самобытности и системы ценностей китайской цивилизации, в частности одному из основных ориентиров конфуцианства - доверию (синь) в эпоху глобальных политико-экономических перемен. Проследив общую линию Программы в контексте концепции "всестороннего строительства общества сяо кан (общества эпохи Малого благосостояния)", докладчик сконцентрировал свое внимание на реинтерпретации ее составителями основной конфуцианской концепции становления полноценной личности: "сумей преодолеть себя, дабы вернуться к Правилам" (кэ цзи фу ли) с учетом современных реалий. Л. С. Переломов также особо выделил введение понятия дэ в обиход повседневной и политической культуры страны: "управлять страной при помощи нравственной силы дэ". Он подчеркнул, что Программа свидетельствует об усилении роли конфуцианства не только в политической, но и в идеологической жизни современного Китая.
В докладе "Современные китайские дискуссии о проблеме доверия" О. Н. Борох (ИДВ) отметила, что отношение современных ученых к возрождению традиционных добродетелей китайской нации, в частности традиционных представлений о доверии - от сферы морали до реалий рыночной экономики - весьма неоднозначно. По мнению китайских экономистов, в современных условиях системы рыночной экономики приверженность традиционным представлениям о персонифицированном доверии не только не способствует углублению реформ, но даже препятствует их становлению. Философы и специалисты по этике делают упор на исследовании именно традиционных представлений о доверии. Они проявляют особый интерес к моральной стороне проблемы и верят в возможность преодоления кризисной ситуации с помощью воспитания и нравственного совершенствования индивида.
Проблему самореализации и самосовершенствования личности в традиционной китайской культуре, в частности в философской системе конфуцианства, рассмотрела З. Г. Лапина (ИСАА). В докладе "Об опыте работы с иероглифическими терминами" она, основываясь на тексте "Лунь юя" ("Суждения и беседы", V-IV вв. до н.э.), попыталась продемонстрировать, каким образом сопоставление терминов, обозначающих "искусство возничего", выявляет все нюансы сложного и многогранного процесса совершенствования человека: поднятие на колесницу (шэн нэ), установление в центре колесницы (ли чэ нжун), нахождение внутри колесницы (цзай юй).
А. И. Кобзев (ИВ РАН) в докладе "Школа имен (мин цзя): коллизия логики и диалектики" отметил возобновившийся в Китае на рубеже XIX-XX вв. интерес к "школе имен", связанный с началом освоения западных логических учений. Проследив основные варианты передачи термина "логика" в китайском языке как мин сюэ ("учение об именах", "номинология") и бянь сюэ ("учение о диалектике"), А. И. Кобзев подчеркнул, что в современном языке со второй четверти XX в. на смену обоим вариантам семантического калькирования пришла фонетическая транскрипция лоцзи ("логика") или лоцзи сюэ ("учение о логике"). Это, по мнению докладчика, свидетельствует об отказе китайских ученых от первоначальных попыток идентифицировать западную формальную логику с древними учениями "школы имен" и "диалектиков", продолжающими обозначаться синонимичными биномами мин сюэ и бянь сюэ.
стр. 162
Доклад А. А. Крушинского (ИВ РАН) "Гексаграммная схема и библейский шестоднев" был посвящен сравнительно-историческому анализу гексаграммной, шестеричной схемы, детально разработанной в "И цзине" ("Книге перемен"), и шестеричной схемы библейского шестоднева - сказания о шестидневном сотворении мира, как оно представлено в первой главе "Бытия". Выступление строилось вокруг обоснования тезиса: ближайшим аналогом ицзиновской гексаграммной схематики в нашей культуре является библейский шестоднев. По мнению А. А. Крушинского, указанное сходство - не только поверхностно-количественное (там шесть позиций - тут шесть дней), но и глубинно-структурное: шестичастность библейского космогенеза осознается позднейшими экзегетами как удвоенная троичность (так же осмысляется шестеричность гексаграмм в китайской комментаторской традиции).
В. Б. Югай (ИДВ) посвятила свое сообщение механизму передачи традиции в китайской культуре (вэнъ). Непосредственное отношение к механизму передачи традиции имеют совершенномудрые (шэн) и одаренные/достойные (сянъ). Совершенномудрые творят/создают (цзо) каноны (цзин), а одаренные/достойные передают/продолжают (шу) смысл канонов в текстах- комментариях (чжуань). Таким образом, пара шэн-сянь способствует передаче традиции, проявленной и закрепленной в паре цзин-чжуань. Поскольку текст-комментарий всегда предполагает определенный дискурс, то традиция Дао (Дао тун) и традиция в целом может рассматриваться как последовательность совмещенных дискурсов. Подводя итоги своего выступления, В. Б. Югай отметила, что традицию Дао всегда можно" продолжить по сохранившимся текстам, которые продолжают быть востребованными и в текущем дискурсе.
Н. Ю. Агеева (ИВ РАН) в докладе "Включенность категории жэнь (гуманность) в четверку гексаграммных свойств (сы дэ) в работах Тань Сытуна" сконцентрировала свое внимание на необычной для китайской комментаторской литературы трактовки категории жэнь, предложенной китайским философом- реформаторм Тань Сытунем (1865 - 1898). В ходе исследования выступавшая основывалась на его работе "Учение о гуманности". Было отмечено, что философ обогащает жэнь различными положениями, почерпнутыми им из новых для Китая западных естественнонаучных теорий.
ОМ. Городецкая (ИВ РАН) в сообщении "Титулатура первого императора", основанном на тщательном исследовании принципа принятия и упразднения царственных титулов в Поднебесной на протяжении I тыс. до н.э., показала исключительно важную роль, которую в традиционной культуре Китая играло имя. Оно записывалось специально подобранными, конкретно зримыми иероглифами, имеющими богатое историко- семантическое поле, и было вполне материально. По мнению докладчика, имя правителя, тем более Первого Царя - Объединителя Поднебесной, содержит информацию о сложных историко-культурных процессах I тыс. до н.э., когда взаимодействовали противоположные культуры, частично отрицая и частично поглощая друг друга.
В. С. Кузнецов (ИДВ) рассказал о пище в контексте духовной культуры Китая. Было отмечено, что, согласно представлениям китайских философов, пища выступала связующим звеном между явлениями макрокосмического (стихии) и микрокосмического (человеческий организм) порядка. В соответствии с представлением о пище как основе психофизической жизни человека формулировались рекомендации диетического порядка.
Э. Н. Кауров (Астроном, обсерватория) попытался выявить многообразие связей между символом Дракона как элементом культуры Дао и современностью.
Два выступления затронули проблему методологии китайской философии.
А. В. Виноградов (ИДВ) в докладе "Гипотеза о "двойке" и "тройке"" рассмотрел китайскую модель познания мира и выявил ее отличия от европейской на основе цифровых эквивалентов. По его мнению, различия принципов построения и функционирования китайского и европейского миров лежат в основе методологии их познания. В Европе во взаимоотношениях человека с природой, начиная с античности, преобладал жесткий детерминизм, определивший принцип построения и, соответственно, познания мира: путем выявления причины и следствия. Причинно-следственные связи воплотились в бинарных отношениях субъекта и объекта. "Двойка" стала символом множества, поскольку давала принципиально верную характеристику субъект-объектного взаимодействия. В Китае же между природой и обществом утвердились субъект- субъектные отношения, жесткий детерминизм изначально отсутствовал. Результат взаимодействия двух субъектов не был заранее предопределен. Таким образом, символом множества стала "тройка", предлагавшая универсальную модель описания межсубъектных отношений.
стр. 163
Выступление Т. В. Шайковой (ИДВ) было посвящено проблеме разработки новых методологий в современной китайской философии и теоретической социологии. Она сконцентрировала внимание на учении о гармонии и методе гармонии, разработанном китайским философом Чжан Ливэнем (1935 - 1960). По его мнению, традиционная историческая форма мышления "бинарного антитезиса и единства оппозиций" сталкивается с серьезным оппонентом в мире современной науки и техники. Поэтому возникает необходимость выйти за пределы традиционных китайских и западных методов мышления. Как считал Ливэнь, все явления социальной жизни, включая взаимоотношения между государствами, нациями, расами и религиями, должны соответствовать принципам гармонии.
Представления о равенстве как способе осуществления общественной гармонии - тема выступления Ф. Б. Белелюбского (ИДВ) "К вопросу о судьбах эгалитаризма в Китае". Докладчик рассмотрел ряд интересных вопросов: "Какая субстанция порождает уравнительные настроения, установки и идеи?", "Что их объединяет?", "Как сохраняется и воспроизводится уравнительная традиция?" Суть выступления состояла в том, что идея равенства не является вечной истиной. Ее содержание изменяется, наполняется новым смыслом в зависимости от контекста эпохи. В современном китайском обществе эгалитаристское наследие продолжает переосмысляться.
На конференции было уделено внимание особенностям, роли и месту системы гаданий, предсказаний и собственно календаря в традиционной китайской культуре. П. М. Кожин (ИДВ) подчеркнул рациональный характер китайской гадательной практики. Гадания способствовали накоплению позитивного опыта во многих областях знаний, в частности оказывали влияние на развитие письменного языка и создание летописной традиции. В гаданиях сочетались достижения в области научных знаний с религиозной теорией и практикой. В заключение П. М. Кожин отметил, что именно рациональность гадательных ритуалов способствовала сохранению созданных почти четыре тысячелетия назад нормативов в традиционной культуре Китая в более поздние периоды.
Доклад А. Н. Воробьева (ИДВ) "Древние календари Китая" основывался прежде всего на работе "История астрономии народности И", обобщающей результаты исследований китайскими учеными десятимесячного солнечного календаря. По его мнению, традиционный китайский календарь является уникальным комплексом древних знаний о природе и человеке. Это не только самобытная система описания времени посредством знаков и чисел, но и некая база данных, служащая основой для расчетов и вычислений как в медицине, так и в других науках Китая. По заключению А. Н. Воробьева, традиционный китайский календарь представляет собой структурно- функциональную матрицу китайской духовной культуры.
Доклад Н. Ю. Агеева (ИВ РАН) был посвящен осмыслению специфически китайского календарного понятия - 24 сезонов (эршисы ци) в контексте ханьской традиции. По его мнению, эта структура не имеет аналогов в устройстве календарей других народов мира. Докладчик обратил внимание на своеобразное моделирование важнейших циклических природных процессов с помощью символов "Книги перемен".
На конференции были рассмотрены отдельные направления китайского и японского буддизма в их историко-философском и историко-культурных аспектах.
Д. Г. Главева (ИДВ) рассмотрела один из аспектов сложного и многогранного процесса влияния буддийского мировоззрения на средневековую японскую литературу на примере интерпретации некоторых проблем и символов "Вималакирти-нирдеша-сутры" ("Наставление Вималакирти", II в. н.э.) - ключевого текста традиции махаяны, в литературно-философском памятнике Средневековой Японии - "Записки из кельи" ("Хо:дзе:ки", 1212 г.). Сообщение строилось на основе анализа проблемы непостоянства/непрочности человеческого бытия и один из наиболее ярких символов непостоянства/непрочности - хижина отшельника (яп. хо:дзе: ). Объектом внимания Д. Г. Главевой стали прежде всего идейные и концептуальные соответствия "Вималакирти сутра" и "Хо:дзе:ки", а не их структурные сходства.
Тема выступления М. В. Анашиной (Ин-т философии РАН) - критика и классификация буддийских (фо цзяо) и небуддийских (вай цзяо) учений в школе Сань лунь (букв. "школа Трех шастр", китайский вариант индийской мадхьямаки/шуньявады). Проанализировав произведения основателя школы Цзицзана (549 - 623), в частности сочинения "Сань лунь сюань и" ("Сокровенный смысл трех шастр"), "Фахуа цзин ю и" ("Краткое содержание Лотосовой сутры"), "Фахуа цзин сюань лунь" ("Трактат о сокровенном в Лотосовой сутре"), "Фахуа тун люэ"
стр. 164
("Обобщение Лотосовой сутры"), она рассмотрела основные понятия и положения учения Цзицзана. Это - центральная категория шунья ("пустота"); дальнейшая разработка теории двух истин - относительной и абсолютной, доктрина "срединного пути", концепция "трех поворотов [Колеса Дхармы]".
С. А. Горбунова (ИДВ) осветила проблему интерпретации буддийской доктрины в соответствии с модернизацией китайского общества. Особое внимание она уделила теории буддийского монаха-реформатора Тайсюя "Буддизм в жизни человека", ставившего своей целью распространение и популяризацию буддийского учения, его "поворот" к обществу. Согласно этой теории, игнорирование буддийских идеалов современной цивилизацией может завести человечество в тупик. Фундаментальные истины веры и основы религиозного учения должны оставаться неизменными, в то время как его социально-культурная оболочка может быть модернизована.
Тема взаимодействия китайской духовной культуры с инокультурной религиозной традицией, трансляции идей из одной культуры в другую также получила широкое освещение в ряде докладов. А. В. Усова (ИДВ) рассмотрела миссионерскую деятельность среди китайцев Зейского края во второй половине XIX в. Она отметила, что китайские подданные, несмотря на свое лояльное отношение к православной вере, практически не принимали крещения. Им удалось сохранить религиозную самобытность, избегнув ассимиляции, что явилось результатом политики китайских властей, препятствующих тесным контактам своих граждан с российскими.
А. В. Ломанов (ИДВ) обратился к проблеме китаизации христианской теологии в 20 - 30 годы XX в. В целях преодоления недоверия между христианами и нехристианами китайские религиозные идеологи старались по-новому интерпретировать христианское вероучение, делая акцент на социальной и гражданской ответственности адептов. Это должно было помочь преодолению сложившегося стереотипа о "пассивности" христиан. Сторонники реформаторского движения не только стремились отмежеваться от западных церквей и негативных сторон миссионерства, но и внести свой вклад в развитие национальной культуры, заявляя об уважении к традициям и прежде всего к конфуцианству.
Проблема диалога Востока и Запада, создания глобальной этики человечества также находилась в центре внимания участников конференции. К. И. Шилин (ИСАА) рассмотрел проблему модернизации и взаимопроникновения культур, традиций, ценностных ориентиров Востока, Запада и Евразии в контексте разработанной им концепции "экософии культуры Японии будущего". Двухсторонней модели решения проблемы синтеза (Восток-Запад, Япония-США) он противопоставил трехстороннюю - включая в необходимый синтез еще и культуры Евразии, в особенности России. При этом основной акцент был поставлен на взаимотворчестве Востока и Евразии, в частности России.
На конференции было представлено два интересных выступления, касающихся вопросов китайской литературы и китайской музыкальной культуры.
А. Н. Желоховцев (ИДВ) в докладе "Новая трактовка истории современной китайской литературы" сообщил о новой книге "Изумленный взгляд. Литературный Китай: 1949 - 1999", изданной в 1999 г. Институтом литературы АОН Китая. Он отметил, что книга содержит новые идеи и трактовки китайской литературы. В работе отсутствуют специальные идеологические разделы, литература рассматривается как самостоятельная эстетическая ценность. По мнению авторов книги, 1990-е годы можно считать началом новой эпохи развития литературы в Китае. А. Н. Желоховцев подчеркнул, что упомянутая работа является очевидным достижением на пути осмысления современной китайской литературой своего исторического пути и дальнейших перспектив. Н. Б. Старостина (Московская консерватория) рассмотрела категории звука в китайской теории музыки. В ее системе звук существует, с одной стороны, как философская и эстетическая категория, а с другой - как строительный материал, организующий и предопределяющий драматургию музыкального произведения. Часто звук выходит за пределы чисто музыкального "употребления" - в древней и современной литературе очень часты параллели музыки с разговорным языком и даже с письменностью. На основе теории и техники игры на гуцине она проанализировала тембровый аспект звука.
На конференции были освещены и отдельные аспекты из истории Китая. Темой доклада В. Н. Усова (ИДВ) стало так называемое "дело Ван Шивэя", возникшее в период "чжэнфэна" в Яньани в 1942 г. Особое внимание выступавший уделил косвенной критике Ван Шивэем (1906 - 1947) идеи уравнительности, а также бюрократизма и коррупции среди руководителей Яньани
стр. 165
в его сатирическом эссе "Дикая линия" (1942), и соответственно - ответной реакции руководства партии.
А. Н. Хохлов (ИВ РАН), опираясь на архивные данные и материалы прессы, рассмотрел идеи Сунь Ят-сена (1866 - 1925), наиболее распространенные в Харбине в 1928 - 1931 гг.
К. А. Богатырев (РУДН) проследил, как традиционные представления о государственной власти влияли на внутреннюю и внешнюю политику Китая со времен Ханьской династии (206 до н.э - 220 н.э.) до эпохи Тан (618 - 907). В основе "прочности" китайской государственности, считает он, лежали духовные ценности китайской культуры.
Среди докладов, не зачитанных на конференции, но опубликованных в тезисах, отметим следующие: Бао Оу (Ун-т Цинхуа, Пекин) ""Порядок через хаос": взгляд на эпидемию атипичной пневмонии в Китае с позиции теории диссипативных структур"; С. П. Нестеркин (ИМБИТ СО РАН) "Проблема интерпретации текста в буддизме махаяны"; А. М. Донец (ИМБИТ СО РАН) "Идея трехкомпонентности буддийского учения махаяны"; А. В. Семушкин (РУДН) "Античная философия: свое и чужое в ее генезисе"; С. Н. Нижников (РУДН) "Этика в конфуцианстве и даосизме"; Л. И. Головачева ""Сюйгуа чжуань" и символика гексаграмм в свете "пре-синологического подхода""; Е. Г. Калкаев (ИДВ) "Тетраграмма Чжун (Срединность) в трактате Ян Сюна "Великое сокровенное"".
В ходе работы конференции были намечены новые пути комплексного историко- культурного, историко-философского, текстологического исследования ценностных систем Востока и Запада. Доклады отличались тематическим разнообразием. Выступавших объединяло стремление осмыслить суть того или иного явления в контексте духовной культуры Востока.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |