Libmonster ID: UZ-1318

В статье рассматривается возникновение медресе Кукельдаш в Ташкенте и связанного с ним вакфа. Автор изучает вопрос о личности донатора и создателя медресе, особенности функционирования вакуфного хозяйства. Публикуются документы по истории развития медресе, взаимоотношений его руководства и администрации Туркестанского генерал-губернаторства.

Ключевые слова: Средняя Азия, Ташкент, Туркестанское генерал-губернаторство, архивные документы, медресе, вакфная администрация, вакфная собственность, арендные соглашения, мутавалли, мударрис.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МЕДРЕСЕ КУКЕЛЬДАШ

Создание медресе Кукельдаш было связано с именами двух известных личностей шейбанидского периода - влиятельного чиновника Абдуллах-хана II (1583-1598) Кулбаба кукепъдаша1 и ташкентского удельного правителя Дарвиш-хана2. При изучении деятельности вакфной администрации медресе Кукельдаш или документов, связанных с ним, особый интерес вызывает вопрос возведения самого медресе и появления первичной вакфной собственности. В одних, преимущественно научно-популярных изданиях, говорится о том, что медресе возвел в XVI в. Кулбаба кукельдаш [Тошкент..., 1992, с. 165-166; Тошкент..., 2009, с. 296; Узбекистон Миллий энциклопедияси, 2003, с. 168-169], а в других, особенно дореволюционных трудах, что оно было построено по инициативе Дарвиш-хана [Эварницкий, 1893, с. 190-191; Гейне, 1898, с. 497]. Поэтому сначала я попытаюсь проанализировать некоторые факты, связанные с личностью донатора.

По традиции, при возведении аналогичных сооружений под покровительством правителей или высокопоставленных чиновников, принадлежавшая им земля передавалась в вакф, а они сами становились донаторами тех или иных учреждений и возглавляли вакфную администрацию самого медресе. В их числе, к примеру, такие известные государственные деятели своей эпохи, как Рашидаддин Фазлуллах Хамадани (~1248-1318) или Алишер Навои (1441-1501), создававшие крупные вакфные хозяйства [Hoffman, 2000, S. 191-241; Subtelny, 1991, p. 257-286]. То же самое можно

1 Кулбаба кукельдаш ибн амир Яр-Мухаммад - доверенное лицо и активный сподвижник Абдуллаххана II. После кончины последнего в 1598 г. был казнен при попытке укрепить свое политическое положение но приказу Абдулмумин-хана (1598-1599).

2 Дарвиш-хан ибн Барак-хан - шейбанид, в 1556-1578 гг. - удельный правитель Ташкента, приверженец политики Абдуллах-хана II; в 1578 г. был убит своим братом - правителем Туркестана Баба-султаном.

стр. 43
увидеть на примере деятельности по благоустройству со стороны многих чиновников и учреждений вакфной собственности. Например, Кулбаба вначале занимал некоторые дворцовые должности, позднее - кукельдаша3, был наибом хана в Герате в 1588 г. Кроме политической деятельности занимался меценатством. Он весьма ценил поэтов, ученых, ремесленников и оказывал им свое покровительство. Под псевдонимом "Мухибби" он писал стихи, а также заложил основу для создания богатой библиотеки в Балхе. У него имелась политическая и экономическая возможность выделить собственность в вакф. По мнению Р.Г. Мукминовой, Кулбаба кукельдаш имел множество торгово-ремесленных построек в Бухаре [Мукминова, 1985, с. 93-94].

О.А. Сухарева полагала, что на личные средства Кулбабы кукельдаша были возведены четыре медресе - в Бухаре, Балхе, Самарканде и Ташкенте [Сухарева, 1976, с. 183]. В качестве доказательства указывается на факт присвоения этим медресе наименования "Кукельдаш" уже в середине XVI столетия. Однако до сих пор не найдены документы или нарративные источники, свидетельствующие о возведении Кулбаба кукельдашем в Ташкенте медресе или выделении ему вакфного имущества. Поэтому, хотя наименование медресе и указывает на имя предполагаемого донатора, окончательно установить его пока невозможно.

В начале XX в. Н.П. Остроумов, ссылаясь на народные сказания, писал, что Баракхан и Кулбаба были молочными братьями. Когда Барак-хан обладал троном, Кулбаба стал его визиром и возвел медресе, которое стали называть "Кукелдаш" [Остроумов, 1907, с. 8]. По мнению М.Е. Массона, инициатором построения ташкентского медресе был не Кулбаба кукельдаш, а некий чиновник, носивший титул кукельдаш. Этот титул был пожалован ему ташкентскими правителями - Барак-ханом4 или Дарвиш-ханом [Массон, 1954, с. 123]. Поэтому составители фотоальбома "Исторический Ташкент. Фотография XIX-XX веков" указывают на то, что речь идет о кукельдаше, который был везиром Дарвиш-хана [Исторический Ташкент..., 2009, с. 10].

Дарвиш-хан, подобно своему отцу Барак-хану, не обладал верховной властью в Бухаре. Однако он в качестве удельного правителя Ташкента пользовался авторитетом при дворе Абдуллах-хана II и был способен противостоять ханской центральной власти, как в Самарканде, так и в Балхе5. Деятельность Дарвиш-хана по благоустройству Ташкента в исторических произведениях той эпохи описана недостаточно полно. Но воспоминания о ней сохранилась в исторической памяти городского населения в виде устного предания. Поэтому в исторических документах XIX - начала XX в. встречается имя Дарвиш-хана как устроителя в названиях медресе.

Как отмечает ташкентский автор XIX в. Мухаммад Салих-ходжа, Барак-хан возвел новую мечеть Намазгах близ базара Чарсу, на почитаемом месте, где, по преданию, был захоронен Хазрат Аккаша6. В период правления Дарвиш-хана строительные работы уже были завершены, когда на территории Намазгаха им была возведено еще одно сооружение - большая мечеть из обожженного кирпича, а прилегающая территория благоустроена. Данный комплекс впоследствии стал называться "Ийдгох-и Барак-хан" и "Ийдгох-и Дарвиш-хан". По словам автора, строительство мечети Намазгах и мед-

3 Кукельдаш/кукелташ - буквально "молочный брат" хана или принца при Шсйбанидах. Кукелдаш как один из важнейших государственных чиновников заведовал получением сведений со всего государства о друзьях и врагах государя. Многие из них были очень богаты и влиятельны.

4 Барак-хан - Навруз Ахмад-хан ибн Суюнчходжа-хан, в 1533-1551 гг. был удельным правителем Ташкента, а в 1551-1556 гг. - верховным правителем Шсйбанидского государства.

5 Бухарское ханство при Шсйбанидах было разделено на уделы между представителями ханского рода. Власть главы династии - хана часто являлась номинальной, так как каждый из родственников управлял своим уделом почти независимо. Самыми влиятельными уделами были Балх, Самарканд и Ташкент.

6 Хазрат Аккаша (или Уккаша) полное имя Абу Мухсин ибн Мухсин ал-Асади. Во времена Абу Бакра (632-634) был убит в сражении против лжепророка Тулайха ибн Хувайлида. Его захоронения в Ташкенте и Балхе сугубо символические.

стр. 44
ресе Кукельдаш было завершено при Дарвиш-хане [Мухаммад Солих-ходжа, № 11073, л. 200аб].

При благоустройстве центров уделов, где правили царевичи из династии Шейбанидов (вторая половина XVI в.), большое значение уделялось возведению медресе и других общественных зданий. Например, инициатором и донатором строительства в Ташкенте являлся Барак-хан, в Балхе - Кистан-Кара султан7. В 20-70-х гг. XVI в. работы по благоустройству Ташкента непосредственно вели Суюнчходжа-хан8, Килди-Мухаммад султан9, Барак-хан и Дарвиш-хан, которые стремились таким образом продемонстрировать свою политическую и экономическую мощь. По мнению М.Е. Массона, пышность и величие городской усадьбы Кайковус Суюнчходжа-хана (1525), мавзолеи Суюнчходжа-хана [в дальнейшем Гумбаз-и Барак-хан] и Килди-Мухаммад султана (1531-1532), медресе Барак-хана (20-50 гг. XVI в.), а также медресе Кукельдаш, тесно и непосредственно связаны со строительными традициями городов Самарканда и Герата эпохи Тимуридов [Массон, 1954, с. 113].

Поэтому Дарвиш-хан как наследник и продолжатель дела отца, а также как авторитетный удельный правитель в процессе ремонта древнего Намазгаха мог пристроить медресе.

ВАКФНАМЕ ДАРВИШ-ХАНА ТАШКЕНТСКОГО

Поскольку в пользу того, что строителем медресе был Кулбаба кукельдаш, веских доказательств нет, рассмотрим вакфную грамоту, где речь идет о том, что основателем медресе Кукельдаш был Дарвиш-хан. Хотя отдельные исследователи и упоминали об этом документе, однако он не был введен в научный оборот [Массон, 1954, с. 123; Булатова, Маньковская, 1983, с. 103; Давидович, 1992, с. 159; Набиев, 2010, с. 515].

Размеры вакфной грамоты документа составляют 148 х 29.2 см, текст 135 х 21 см, 56 строк; почерк - крупный наста'лик. Позже эта грамота была наклеена на ткань местного производства. Справа в ее верхнем углу стоит печать Дарвиш-хана миндалевидной формы с надписью: "Дарвиш Бахадур султан. 977" (1569). В конце имеется печать чиновников казихане (надписи на ней не читаются). В тексте вакфнаме указано, что оно составлено при ташкентском казн в месяце раджаб 977 года (декабре 1569 г.) [ЦГА РУз, д. 32601, док. 2].

Согласно документу, Дарвиш Мухаммад Бахадур султан ибн Бахадур Барак-хан соорудил караван-сарай недалеко от медресе, в местности Хазрат Аккаша, на правах личной собственности (дар арса-йи мулк-и холис). Он состоял из внешних и внутренних комнат (сарой-и хужраро ки муштамил аст бар хужрот-и даруни ва бируни), торговой лавки (дакокин), конюшни (ахтахона) и стойла для верблюдов (уштурхона), которые Дарвиш Бахадур передал в пользу медресе. Кроме того, канал Карасу за пределами города и 300 танабов10 земли в местности Аччи, расположенной на северо-востоке от города, были переданы в вакфную собственность медресе.

Интересный факт: в 32-й строке вакфнаме есть небольшой намек, который заставляет еще раз задуматься о личности основателя: "...для ремонта медресе... а также для мечети, находящейся при указанном медресе попечителя" (мараммат-и... Мадраса ва мараммат-и он масжид-и мадраса-йи вокпф-и мазкур) [ЦГА РУз., д. 32601, док. 2]. Кроме того, текст данной грамоты и некоторые пометки на ней свидетельствуют о том,

7 Кистан-Кара султан - сын Джани-бик султана, шсйбанид, удельный правитель Балха в 1526-1544 гг.

8 Суюнчходжа-хан или Ссвинчак-хан (прим. 1454-1525). сын Абулхайр-хана (1428-1468), в 1503-1525 гг. был удельным правителем Ташкента и Туркистана.

9 Килди-Мухаммад султан - старший сын Суюнчходжа-хана, в 1517-1525 гг. был хакимом Шахрухии, а в 1525-1533 гг. - удельным правителем Ташкента.

10 Танаб - распространенный термин меры площади в Средней Азии. Один танаб в XIX в. на территории Ташкента равнялся на 1820.83 кв. м [Давидович, 1970, с. 130].

стр. 45
что это не единственный документ, связанный с хозяйственной деятельностью медресе. В 22-й строке грамоты упоминается еще один вакфный объект медресе - большой канал (жу-йи калон), находившийся к югу от караван-сарая. Он был передан в вакф еще до 977/1569 г. Можно предполагать, что существовало еще одно вакфнаме, составленное ранее 1 569 г. Кроме того, здесь надо обратить внимание на благотворительную деятельность Дарвиш-хана до 1569 г. Например, в одной пожалованной грамоте (инаятнаме) Дарвиш-хана, выданной в 965/1557-1558 г. в пользу мазара Шайха Зайниддина, отмечалось, что земли, переданные ему в вакф, освобождались от налогов и платежей [ЦГА РУз., ф. И-17, д. 53238, л. 7об-8].

Вакфная грамота Дарвиш-хана на протяжении 300 лет являлась единственным юридическим документом администрации медресе. Пока нет данных о том, существуют ли другие документы медресе XVII-XVIII в. Вероятно, они могли быть утеряны. Как правило, донатор (особенно высокопоставленный чиновник или хан) обязательно снабжал медресе вакфным имуществом, что юридически оформлялось в виде вакфного документа. В его предисловии, кроме соответствующих пышных фраз в адрес донатора и его "богоугодного деяния", указывались год строительства, размеры медресе по внешнему периметру.

Возможно, что в 20-х гг. XVIII в., когда Ташкент оказался под угрозой захвата джунгарами, вакфная администрация медресе оказалась в весьма сложном положении. Если судить по данным ташкентского торговца Нур-Мухаммада Алимова, посетившего Уфу в 1735 г., медресе в тот период представляло собой жалкое зрелище и было отдано под караван-сарай [Добросмыслов, 1912, с. 76]. Тот факт, что распорядители вакфа были вынуждены сдавать здание медресе под караван-сарай, свидетельствует об упадке вакфного хозяйства. Лишь во второй половине XIX в. медресе, преодолевая различные трудности, сумело в полной мере возродиться.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВАКФНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ МЕДРЕСЕ

Ранее уже отмечалось, что из-за отсутствия документов XVII-XVIII вв. о деятельности медресе, достоверных сведений о ней в этот период у нас нет. Если же обратить внимание на фразу из жалованной грамоты Малла-хана11 "о ремонте ряда душное" (торговых лавок), то становится вполне очевидным, что в начале XIX в. вакфные дуканы медресе остались без должного присмотра, следовательно - и без соответствующего дохода.

Нет оснований считать, что экономическое положение медресе значительно улучшилось после присоединения Ташкента к Кокандскому ханству. Одной лишь былой его славы было недостаточно для его восстановления. Для этого требовалось особое внимание хакимов и ханов, а также большие денежные средства. Видимо, в 1810-1850 гг. трудно было конкурировать (в смысле привлечения дополнительных вакфов, а значит, и студентов) с медресе Лашкар беклербеги12 (1838-1840), Ишанкули дадха (1838-1839) и Муй-и Мубарак (1856-1857), основанных ташкентскими хакимами и чиновниками. Причина заключалась в том, что в этих медресе в качестве главных мударрисов и мутаввали находились весьма уважаемые лица - такие богословы из знаменитых представителей братства накшбандийа-муджаддидийа Ташкента, как дамулла Мир Инайаталлах, казикалан Хаким-ходжа, шейхул-ислам Ай-ходжа, казикалан Мухиддин-ходжа, ахунд Салих-бек, ишан Абдулмаджидхан и другие, находившиеся под опекой и вниманием ханов и хакимов. Медресе, в которых они преподавали, являлись своеобразны-

11 Малла-хан ибн Ширали-хан кокандский хан в 1858-1862 гг. Кроме того, в 1853 г. он управлял Ташкентом в качестве хакима.

12 Лашкар беклербеги - слуга (гулом) кокандского хана Алимхана (1798-1810) из Читрала, впоследствии занимал чины диванбеги, кушбеги, а в 1835 г. - беклербеги. В течение 1810-1840 гг. с короткими перерывами был хакимом Ташкента.

стр. 46
ми монополистами сверхирибыльных вакфных объектов в городе и его окрестностях. Наиболее доходные объекты города (караван-сараи, бани, лавки и др.) были переданы в пользу именно этих медресе.

Хотя медресе Кукельдаш, по-видимому, владело в тот период частью земель базарной площади, мы не располагаем документально подтвержденными сведениями об этом. Нет четкого представления и о том, каким образом эта земля могла использоваться. Вакф переживал упадок, а авторитет его мутавалли среди городской общественности находился на низком уровне. Так, в годы правления ташкентского хакима Лашкара беклербеги даже кирпичи из кладки верхнего этажа медресе Кукельдаш были разобраны для того, чтобы использовать их при возведении строящегося медресе Лашкар беклербеги [Булатова, Маньковская, 1983, с. 103]. Вероятно, в то время были потеряны и вакфные земли, находившиеся в местности Аччи, которые администрация медресе так и не смогла возвратить обратно. Вплоть до 60-х гг. XIX в. нет ни единого сохранившегося документа о деятельности вакфа. Таким образом, в рассматриваемый период ни один объект не был передан медресе в вакфную собственность. Вполне вероятно, что из-за нерадивости попечителей вакфных имуществ не сохранился ни один документ, свидетельствующий о его хозяйственной функции.

Резкий поворот в экономической жизни медресе наблюдается в период правления Малла-хана, представившего жалованную грамоту в 1275/1858-1859 гг. в пользу медресе Кукельдаш. Размер документа составляет 19.8 х 20.2 см, текст 18.5 х 6.5 см, 10 строк. На оборотной стороне документа имеется оттиск печати Малла-хана [ЦГА РУз., ф. И-17, д. 32601].

Как отмечается в документе, по приказу Малла-хана, Алим-бек дадха13 на вакфных землях Ташкента, принадлежавших медресе Кукельдаш, отремонтировал (та'мир намуда) ряд дуканов и учредил вакфную собственность. По шариатским законам земли этих дуканов относились к категории мавот ("мертвые [земли]", т.е. заброшенные). Хотя в данной грамоте ничего не говорится об освобождении этих земель от налогов, однако вполне очевидно, что для их успешного функционирования, а также для обеспечения их целостности и неприкосновенности были созданы все необходимые правовые условия.

Для того чтобы объяснить мотивацию Малла-хана, достаточно напомнить о тех мерах, которые предпринимал кокандский хан Худояр-хан (1845-1858, 1862, 1865-1875) для создания собственных источников дохода. В частности, Р.Н. Набиев, изучив хозяйство Худояр-хана, сумел более детально осветить его строительную поли гику по созданию базаров и дуканов. В 50-60-х гг. XIX в. сам Худояр-хан и его брат Султан Мурадбек с целью получения доходов велели возвести в ряде городов базары и инициировали деятельность дуканов. Исполнение их замыслов и контрольные функции осуществляли ими же назначенные государственные чиновники [Набиев, 1973, с. 199-201].

Эти факты объясняют действия Малла-хана по проведению ремонтных работ в дуканах, находившихся на вакфных землях медресе Кукельдаш. В данный период торговые земли на базаре Чарсу контролировала вакфная администрация медресе Ходжа Ахрара, Ишанкули дадха и Абулкасим-хан ишана, а также мечети Махкама, которые получали в свою пользу доходы с них. Между тем старые дуканы, располагавшиеся на землях медресе Кукельдаш, после небольших работ по благоустройству могли стать наиболее доходными местами на базаре. В результате этого Малла-хан, только что оказавшийся у власти, в первую очередь отремонтировал бесхозные базарные дуканы, а затем передал их медресе в вакфную собственность. В грамоте Малла-хана говорится, что после ремонта дуканы переданы в вакф в пользу медресе Кукельдаш. Однако подтверждающих это вакфнаме или иного документа не обнаружено, и неизвестно, получил ли Малла-хан какой-то доход от этих дуканов или нет. Однако через год после

13 Алим-бск дадха - один из видных киргизских беков при Малла-ханс.

стр. 47
того, как была составлена эта грамота, в трех арендных договорах 1276/1859-1860 г., заключенных между медресе Кукельдаш и арендаторами, отмечалось, что такая договоренность была достигнута с позволения Малла-хана и эти дуканы имели к нему непосредственное отношение. Даже в 1887 г., в ходе работы специально созданной российской колониальной администрацией комиссии, осуществлявшей ревизию вакфных земель медресе на территории базара, было зафиксировано, что дуканы в торговом ряду кожаных изделий (раста-йи Чармфурушон) были отремонтированы Малла-ханом [ЩГА РУз., ф. И-17, д. 32601, л. 20об].

Вскоре после этого городские арендаторы вакфных земель медресе, располагавшихся на базарной территории, получили право на постройку (ускуна) дукана и право пользования этой землей - хак ал-карар. В результате вакфная администрация медресе, прежде не имевшая возможности для строительства дуканов, стала взимать плату - тагджой14 с подобных точек. С этого времени начали составлять договор об аренде наряду с дуканами Малла-хана и по отношению к другим дуканам.

Грамота Малла-хана открыла широчайшие возможности для вакфной администрации медресе. Хозяйственные дела вошли в нормальное русло, финансовая деятельность медресе постепенно начала улучшаться.

"МУСОЛАХА-И ШАР'И" ГЕНЕРАЛА ЧЕРНЯЕВА15

Завоевание Ташкента Российской империей 15 июня 1865 г. внесло в традиционный социально-экономический уклад города ряд изменений. Деятельность администрации медресе в колониальной период ознаменовалась "полезным" договором с самим М.Г. Черняевым, равным значительной для того периода сумме - 60 кокандских тилля16. Однако уже в переписке 80-х гг. XIX в. между администрацией начальника города Ташкента и Правлением Сыр-Дарьинской области речь шла о юридическом акте на основании резолюции генерал-майора М.Г. Черняева от 21 ноября 1865 г. за № 1135, в которой отмечалось, что сбор от городского базара передается в пользу вакфной администрации медресе Кукельдаш. Данный документ был написан частично на персидском, частично на русском языке и заверен подписью М.Г. Черняева. Между тем в обращении Правления Сыр-Дарьинской области от 9 апреля 1883 г., направленном в адрес администрации начальника города, данный документ открыто именовался вакфной грамотой. Ниже приводится оригинал этого документа:

1883 г.

9 апреля

№ 4226

Господину И.д. Начальника города Ташкента

Вследствие просьбы доверенного мутавалли медрессе Кю-калдаш (!) (Насыр-бек махсум ахунд дамуллы, Мулла Ниязберген Азизбергенов) о возврате вакфного документа с надписью на нем Военного губернатора генерал-майора Черняева от 21 ноября 1865 г. за № 1135 о выдаче в пользу сказанного медресе из базарного сбора города Ташкента 19 рублей представленного в областное Правление Начальника гор. Ташкента при рапорте от 12 марта 1868 г. за № 436. Областное Правление, препровождая при этом к Вашему Высокоблагородию сказанный документ, просит вас выдать таковой по принадлежности, поручив, предварительно выдачи, казням города Ташкента, снять с этого документа копию, которую и представить в областное Правление.

14 Тагджой/тагджо - денежные сборы, взимаемые за пользование местом на базаре в Средней Азии. В 1874 г. тагджой взимался в размере 15 коп. в месяц. В 1879 г. сбор тагджой на территории Туркестанский край был отменен с установлением весовых сборов [Мукминова, 1968, с. 128].

15 Михаил Григорьевич Черняев (1828-1898) военный губернатор Туркестанской области (февраль 1865 - июль 1866), генерал-губернатор Туркестанского генерал-губернаторства (апрель 1882 - февраль 1884).

16 По словам П.И. Пашино, в 1866 г. в Ташкенте курс 1 золотого Кокандского тилля равнялся 20 серебряным тенге, или 3.80-4 российским рублям [Пашино, 1868, с. 155].

стр. 48
И.д. Председатель Правления /подпись/

Начальник отделения /подпись/

Делопроизводитель /подпись/ [ЦГА РУз., ф. И-36. д. 2366, л. 1-2].

Но, к сожалению, среди документов медресе отсутствует подобный вакфный документ с соответствующим числом и содержанием. Какой правовой характер имела переписка между известным генералом и медресе Кукельдаш? Автор статьи предпринял поиск данного документа в фондах ЦГА РУз., Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора, Правления Сыр-Дарьинской области. В результате было обнаружено соглашение между генерал-майором М.Г. Черняевым и вакфной администрацией медресе Кукельдаш, которое имело статус не вакфнаме, а шариатского заключения (мусолаха-и шар'и) на персидском языке, близкого по значению к заключению договора аренды вакфных земель. Хотя данный документ, составленный 13 раджаба 1303 г. (18 апреля 1886 г.), и представляет собой только копию, переписанную перед ташкентской казихане, он раскрывает суть соглашения между завоевателем Ташкента и вакфной администрацией медресе Кукельдаш. Вот содержание данного соглашения:

В месяце раджаб 1282 г. (ноябрь-декабрь 1865 г.) генерал Черняев и медресе Дарвишхан, более известное как медресе Кукельдаш, пришли к шариатскому заключению, что между ними достигнуто шариатское соглашение о передаче в аренду вакфной собственности, расположенной неподалеку от медресе, а именно: базар-и Хазимфурушон, более известного как Эски отбозор, и базар-и Камиш. Начиная с этой даты, губернатор генерал Черняев после одного, полностью истекшего года, обязуется взять из царской казны сумму в размере 60 тилля и передать ее вакфной администрации медресе. И если каждый, назначаемый на должность главы правительства Ташкентского вилоята, эту сумму в качестве аренды вышеупомянутых местностей не передаст в адрес вакфной администрации медресе, тогда шариатский мутавалли медресе вправе распоряжаться вышеупомянутыми местами по своему усмотрению, а именно: кому он пожелает, тому может их передать в аренду и извлечь из этого пользу, следуя притом в соответствии с условиями сведущего лица.

Это письмо скреплено печатями, без дефектов и изъянов, ишана Хаким-ходжи казикалана сына Hop-ходжа ишана, Муллы Мирзо Мухаммад а'лама, Якуб-ходжа улама, Мухаммад Ибрахим махзума сына Дамулла Султан-бай улама и Мулла Лутфулла муфтия сына Муллы Мирза-хана. 7 мая 1883 г.

Печати:

Мухаммадшариф-ходжа кази б. Пошша-ходжа Умари Шайхонтахури (1300).

Мулла Баймирза кази б. Мирзо агалик (1300).

Ишан Азизлар-ходжа кази б. Ай-ходжа хаджи шейх-ул-ислам мархум (1300) [ЦГА РУз., ф. И-17, д. 18103, с. 156].

Судя по прошению, написанному мутавалли Насыр-бек махзумом и Мулла Ниязбергеном от 10 февраля 1883 г. в адрес председателя Правления Сыр-Дарьинской области, М.Г. Черняев с целью расширения улицы в Бешагачской части города создал вместе с администрацией медресе Кукельдаш документ об аренде мест дуканов, находившихся на этой улице. Как явствует из содержания письма мутавалли, медресе, согласно достигнутому двухлетнему договору, начало получать по 60 тилля. Однако в связи с переходом управления Туркестанским краем в руки К.П. фон Кауфмана17 выдача этой установленной суммы была приостановлена, как указала городская администрация, с 1 марта 1868 г. все базарные сборы прекращены [ЦГА РУз., ф. И-17, д. 18103, с. 144].

Оригинал документа в 1867 г. был принят канцелярией городского головы. Для ведения собственной деятельности после письменных прошений Правления Сыр-Дарьинской области, направленных в адрес городской администрации, медресе взамен оригинала получило заменивший его дубликат [ЦГА РУз., ф. И-36, д. 2366, с. 3]. Хотя

17 Константин Петрович фон Кауфман (1818-1882), генерал-адъютант, генерал-губернатор Туркестанского генерал-губернаторства (июль 1867 - апрель 1882).

стр. 49
мутавалли Азизберген Ниязбергенов и подписал письмо о принятии этого документа, трудно утверждать с уверенностью, оригинал это или всего лишь переписанный экземпляр.

МЕДРЕСЕ КУКЕЛЬДАШ В ГОДЫ КОЛОНИАЛЬНЫХ РЕФОРМ

В 1867 г. было создано Туркестанское генерал-губернаторство. Со временем главный базар Ташкента Чарсу был подвергнут серьезной реконструкции с целью благоустройства и приведения его в порядок. Это нанесло вакфным хозяйствам, имевшим на базарных площадях свои дуканы, большой экономический ущерб. Эти работы вызвали серьезное недовольство ремесленников и торговцев, а также местных жителей, владевших различным имуществом на его территории. Военный начальник Ташкента полковник С.Р. Путинцев (1883-1892) в 1886 г. встречался с улемами, чтобы снять недовольство, но не мог склонить их на свою сторону. Все же городские казии, осознавшие бессмысленность сопротивления, 26 июля 1886 г. дали справку о том, что восстановление базара не противоречит нормам шариата в том случае, если это никоим образом не затрагивает вакфной собственности, в результате чего некоторые торговые ряды были разрушены, а улицы расширены [Добросмыслов, 1912, с. 184]. Несомненно, эти работы по реконструкции лишили и администрацию медресе Кукельдаш значительных денежных средств, которые она получала от сдачи в аренду вакфной собственности.

Если исходить из заявления, написанного мударрисами и муллами медресе Кукельдаш 3 июня 1886 г. в адрес С.Р. Путинцева, в ходе работ были разрушены относившиеся к медресе Ковун базари и Янги раста, в результате чего вышеназванные учреждения и личности лишились соответствующих доходов. В частности, отмечалось, что повседневная жизнь мударрисов зависит именно от этих выплат, поступавших из исконных мест в торговых рядах. Из содержания заявления следовало, что медресе больше не имеет других источников дохода, кроме этих двух торговых рядов [ЦГА РУз., ф. И-36, д. 2366, с. 31].

Так ли это было на самом деле?

За два-три месяца до этого заявления один документ, составленный в городском казихане в марте-апреле 1886 г., полностью раскрывает истинное финансовое положение вакфной собственности медресе [ЦГА РУз., ф. И-17, д. 32601, док. 7]. Здесь было дано описание собственности - дуканов, находившихся на балансе вакфной администрации медресе Кукельдаш в текущий момент. Этот документ представляет собой список вакфных земель и арендный контракт администрации медресе с ремесленниками и торговцами. Здесь говорится о том, что из-за утери оригинала вакфной грамоты (аз жихат-и фикдон-и вакфнама-и кадима) 297 торговых мест и несколько дуканов, разбросанных по 13 участкам на территории базара Чарсу и вокруг медресе, были признаны вакфной собственностью. Добавлена информация об аренде выдаваемых площадей арендаторам медресе Кукельдаш.

Особенно важен тот факт, что вакф медресе охватывал 295 мест для дуканов, здесь же отмечалось наличие еще 2 дуканов, территория которых занимала значительную часть базара Чарсу. Этот факт свидетельствует о росте численности дуканов. Например, в 1881 г. помощник правления канцелярии Туркестанского генерал-губернатора П.И. Хомутов (1848-не ранее 1908) отметил 218 мест для дуканов с разным местоположением, а в 1884 г. городской аксакал Бешагачской части определил их число в 230 [ЦГА РУз., д. 84, л. 16об; ЦГА РУз., д. 2482, с. 59]. Другой пример. Дукан № 868 являлся неполным вакфом, поскольку половина постройки и земли была частной, другая половина постройки и земли принадлежала вакфу медресе. Три дукана выплатили тагджой в пользу медресе Бекларбеги [ЦГА РУз., д. 3708, л. 43об].

стр. 50
Таким образом, администрация медресе Кукельдаш собирала сбор в размере 10 копеек в месяц с каждого места дукана. Так, в ходе проверок, осуществленных в 1884 г., было установлено, что медресе в тот период обладало собственностью в количестве семи дуканов и 230 мест для них, извлекая из них доход в размере 570 рублей. В 1893/1894 учебном году в его распоряжении находились восемь дуканов и 261 место для них, а общий доход составлял 400 рублей в месяц.

Следует отметить, что в период функционирования Туркестанского генерал-губернаторства деятельность медресе Кукельдаш строго контролировалась со стороны царской администрации. Согласно императорскому указу от 17 ноября 1886 г., до 1 июля 1887 г. требовалось полностью упорядочить документы, касающиеся вакфных хозяйств Туркестанского края [Загидуллин, 2006, с. 44-103]. Вакфная администрация медресе наряду с другими вакфными хозяйствами была вынуждена сдать соответствующие документы во Временное поземельно-податное отделение при Сыр-Дарьинском областном правлении. Принадлежность к вакфной собственности, отмеченная в вышеупомянутых документах медресе Кукельдаш, была подтверждена 10 июня 1887 г. военным губернатором Сыр-Дарьинской области Н.И. Гродековым (1883—1892), а в 15 сентября 1888 г. - генерал-губернатором Н.О. Розенбахом (1884-1889) [ЦГА РУз., ф. И-17, д. 31916, л. 4-5].

После завершения работы Временного поземельно-податного отделения при Правлении Сыр-Дарьинской области всем вакфным администрациям в Туркестанском крае было предписано завести соответствующую тетрадь и вести учет доходов и расходов. Главный мутавалли, как ответственное лицо всей вакфной администрации, должен был обязательно сдавать ежегодный отчет. По распоряжению генерал-губернатора в 1897-1898 гг. в вакфных хозяйствах края были сокращены лишние штаты мутавалли, которых впредь стали назначать на выборной основе [ЦГА РУз., ф. И-17, д. 32520, л. 14]. Как отмечал С.Н. Абашин, в 1903-1908 гг. было разработано несколько проектов усиления контроля за вакфным имуществом [Абашин, 2003, с. 183]. Несмотря на такие меры, администрация медресе не изменила свою тактику по финансовым вопросам и продолжала сдавать в аренду сотнями торговые места за тагджой, составлявший незначительную сумму. Она также не отказывалась от сезонных доходов с некоторых торговых мест. Например, при торговле дыней осенью, от временных торговых лавок в месяц Рамазан, от торговли в некоторые праздники - Рамазан и Курбан Хаит, а также в дни пятничных молитв.

В середине XIX в. медресе Кукельдаш вновь начало восстанавливать состояние своих финансов, а в последующие 30 лет продолжало улучшать свое экономическое положение и совершенствовать систему обучения. По статистическим данным колониальной администрации, в тот период медресе Кукельдаш по доходной статье среди 21 городских медресе занимало седьмое место, по численности учеников - второе, а по общему рейтингу входило в число престижных учебных заведений города [ЦГА РУз., ф. И-17, д. 14941, л. 31-32].

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МЕДРЕСЕ

Между тем ряд административных дел, связанных с вакфным хозяйством, в том числе те или иные действия по аренде, осуществляли мутавалли (попечители), обладавшие большими полномочиями. Именно на их плечи было возложено решение этой задачи, которую в большинстве случаев выполняли либо они сами, либо их потомки. Так, в 1569 г. по условию учредителя, т.е. Дарвиш-хана, попечителем (мутавалли) данного имущества был назначен некий дамулла Ахунджан, сын улема Ахун Гаибназара, а в дальнейшем - представители его рода по мужской линии (зукури авлоди вай). Хотя мы не имеем сведений о его личности, однако он, судя по профессиональному прозвищу, скорее всего, являлся мударрисом (преподавателем) медресе. Выполнение им

стр. 51
независимой и самостоятельной работы по вакфному хозяйству медресе, отсутствие каких-либо претензий к нему, а также переход обязанностей этого мутавалли к его же потомкам по мужской линии свидетельствуют о большом уважении, которым он пользовался со стороны Дарвиш-хана. Однако трудно сказать со всей определенностью, сколь долго его потомки занимали должность мутавалли.

В грамоте Малла-хана и в других документах не отмечается, кто именно был назначен мутавалли новой вакфной собственности на большой территории базарных земель, занятых под дуканы. Однако в трех договорах об аренде упоминается, что мутавалли по воле администрации Ташкентского уезда (ба-изни ман паху ал-вилайат) были назначены муфтий Мухаммад Азим и ахунд Мулла Ислам, которые работали в качестве мударрисов. Действительно, документы второй половины XIX в. свидетельствуют о том, что делопроизводство вакфного хозяйства того времени преимущественно вели мутавалли-мударрисы. Так ли велась административная деятельность в других медресе города, судить трудно, так как свидетельства отсутствуют.

Изучение деятельности мутавалли медресе Кукельдаш показывает, что в их числе были лица, занимавшие должность городского казия, муфтия или же являвшиеся улемами. Исходя из этого, следует полагать, что в каждом из медресе роль мударриса выполнял тот или иной чиновник казихане. В их числе, например, был муфтий Мулла Мухаммад Азим, который наряду с обязанностями мударриса занимал должность муфтия в городском казихане. Вот почему два договора об аренде от 1276/1859 г. были скреплены печатью муфтия, выступавшего и в роли мутавалли.

В то же время в администрации медресе с 70-х гг. XIX в. были и лица, не являвшиеся мударрисами. Однако они имели значительный авторитет среди городской общественности. А главное, они были хорошо знакомы с новым законодательством о деятельности Туркестанского генерал-губернаторства. Они вели постоянный поиск старых утерянных документов медресе и требовали от городского и областного правлений предоставления экономических прав и свобод. К примеру, это Ниязбер ген-бай, сын Азизберген-бая, передавший в месяце шаввале 1292 г. (февраль 1875 г.) помещение своего дукана в вакфную собственность медресе. Этот дукан и в дальнейшем принимал в ее деятельности самое активное и непосредственное участие. Исходя из предпринятых им действий становится понятным, почему именно он как способный человек в 70-80-х гг. XIX в. стал доверенным представителем администрации медресе. Именно ему пришлось урегулировать большинство финансовых вопросов медресе вместе с военным начальником города и правлением Сыр-Дарьинской области.

* * *

Итак, вакфная грамота 1569 г., а также архивные документы и устная информация XIX в. указывают на то, что ташкентский правитель Дарвиш-хан был основателем медресе Кукельдаш. Благодаря его финансовой поддержке и политическому покровительству вакфная администрация медресе начала свою деятельность. Однако вакфное хозяйство медресе в начале XVIII в., из-за угрозы захвата Ташкента джунгарами, пришло в упадок. Примерно в тот же период медресе лишилось переданных еще Дарвишханом в вакфную собственность земель в местности Аччи.

В начале XIX в., после присоединения Ташкента к Кокандскому ханству, в городе активно начали развиваться торговля и ремесла, вследствие чего улучшилась и финансовая ситуация. В частности, по соседству с такими частями города, как Себзар, Бешагач, Кукча и Шайхантахур, возник самый оживленный базар Ташкента - Чарсу. Большая часть земель этого базара исконно принадлежали к вакфу медресе Кукельдаш, вследствие чего возросла и их значимость. Это позволило администрации медресе решить накопившиеся экономические проблемы. Однако в связи с последствиями экономического упадка у администрации еще не было достаточных сил для осуществления

стр. 52
ремонтных работ или строительства новых дуканов. Видимо, администрация медресе предполагала, что если имеются желающие самостоятельно отремонтировать эти лавки и возобновить их работу, то можно и воздержаться от излишних затрат.

После 1865 г. проблемы, возникавшие в вакфном хозяйстве медресе, преимущественно были связаны с ревизией вакфных имуществ и реконструкцией городской инфраструктуры, проводившимися российской администрацией. Данный процесс, затронувший и вакфную администрацию медресе Кукельдаш, за исключением некоторых отдельных случаев был весьма схож с положением в других вакфных хозяйствах города.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абашин С.Н. Ислам в бюрократической практике царской администрации Туркестана (Вакуфнос дело дахбитского медресе. 1892-1900) // Сборник Русского Исторического Общества. № 7(155). М., 2003.

Булатова В.А., Маньковская Л.Ю. Памятники зодчества Ташкента XIV- XIX вв. Т., 1983.

Давидович Е.А. Материалы по метрологии средневековой Средней Азии // Хинц В. Мусульманские меры и веса с переводом в метрическую систему. Пер. с нем. яз. Ю.Э. Брсгсля. М., 1970.

Давидовиич Е.А. Корпус золотых и серебряных монет Шейбанидов XVI века. М., 1992.

Добросмыслов А.И. Ташкент в прошлом и настоящем. Исторический очерк. Т., 1912.

Гейне Л.К. Управление Ташкентом при кокандском владычестве // Собрание литературных трудов. Т. 2. СПб, 1898.

Загидуллин И.К. Вакуфы в имперском правовом пространстве // Ислам и благотворительность. Материалы всероссийского семинара "Ислам и благотворительность". Казань, 2006.

Исторический Ташкент. Фотография XIX—XX веков. На узб., рус. и англ. языках. Т., 2009.

Массой М.Е. Прошлое Ташкента (Архсологичсско-топографичсский и историко-архитектурный очерк) // Известия Академии наук УзССР. № 2. Т., 1954.

Мукминова Р.Г. К изучению среднеазиатских терминов тагджа, сукнийат, ички // Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник 1968. М., 1970.

Мукминова Р.Г. Социальная дифференциация населения городов Узбекистана в XV-XVI вв. Т., 1985.

Мухаммад Солих-ходжа. Тарих-и джадида-йи Тошканд. ИВ АН РУз. Рук. № 11073.

Набисв Р.Н. Из истории Кокандского ханства (Феодальное хозяйство Худояр-хана). Ташкент, 1973.

Набисв Р.Н. Вакфное хозяйство Кокандского ханства. Ташкент, 2010.

Остроумов Н.П. Мадрасы в Туркестанском крас / Журнал Министерства Народного Просвещения. Часть 7. СПб., 1907 С.1-59.

Пашино П.И. Туркестанкий край в 1866 году. СПб., 1868.

Сухарева О.Д. Квартальная община позднефеодального города Бухары (в связи с историей кварталов). М., 1976.

Тошкент. Энциклопедия. Ташкент, 1992.

Тошкент. Энциклопедия. Ташкент, 2009.

Узбекистoн Миллий энциклопедияси. Т. 5. Ташкент, 2003.

Центральный государственный архив Республики Узбекистан (далее - ЦГА РУз.) Ф. И-17. On. 1. Д. 14941, Д. 31916, Д. 32601, Д. 32520, Д. 53238, Д. 18103; Ф. И-36. Он. 1. Д. 2366, Д. 2482, Д. 3708. Ф. И-1008. Оп. 1. Д. 84.

Эварницкий Д.И. Путеводитель по Средней Азии. От Баку до Ташкента. Т., 1893.

Hoffman В. Waqf in Mongolischen Iran. Rasiduddins Sorge um Nachruhm und Seelenheil. Freiburger Islamstudien. Bd XX. Stuttgart, 2000.

Subtclny E.M. The Vaqfiya of Mir 'Ali Sir Navai as Apologia // Journal of Turkish Studies. 1991. Vol. 15. № 2.

стр. 53


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/К-ИСТОРИИ-ОБРАЗОВАНИЯ-И-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-ВАКФНОЙ-АДМИНИСТРАЦИИ-МЕДРЕСЕ-КУКЕЛЬДАШ-XVI-начало-XX-в

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Nurdin MansurovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Mansurov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

У.Л. СУЛТОНОВ, К ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАКФНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ МЕДРЕСЕ КУКЕЛЬДАШ (XVI - начало XX в.) // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 24.11.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/К-ИСТОРИИ-ОБРАЗОВАНИЯ-И-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-ВАКФНОЙ-АДМИНИСТРАЦИИ-МЕДРЕСЕ-КУКЕЛЬДАШ-XVI-начало-XX-в (date of access: 19.02.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - У.Л. СУЛТОНОВ:

У.Л. СУЛТОНОВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Nurdin Mansurov
Самарканд, Uzbekistan
57 views rating
24.11.2024 (87 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Примеряют золушки?сапоги
3 days ago · From Golem Anzhanov
КАК ДЕСАНТНИКИ С "ТИГРИСОМ" БАНЮ ДЕЛИЛИ
4 days ago · From Golem Anzhanov
Боевая учеба: один выстрел - семь в уме?
4 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Как предупредить наркоманию?
Catalog: Разное 
7 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их
Catalog: История 
8 days ago · From Golem Anzhanov
О культуре и контркультуре
10 days ago · From Golem Anzhanov
THE WORKING CLASS OF UZBEKISTAN IN THE PERIOD OF DEVELOPED SOCIALISM
Catalog: История 
17 days ago · From Azamat Usmanov
APPLICATION OF QUANTITATIVE METHODS AND COMPUTERS IN HISTORICAL RESEARCH
17 days ago · From Azamat Usmanov
THE FAILURE OF THE IMPERIALIST POLICY FROM A POSITION OF STRENGTH IN RELATION TO THE U.S.S.R.
19 days ago · From Azamat Usmanov
THE RUSSIAN WORKING CLASS FROM ITS BEGINNINGS TO THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY
20 days ago · From Azamat Usmanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

К ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАКФНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ МЕДРЕСЕ КУКЕЛЬДАШ (XVI - начало XX в.)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android