Libmonster ID: UZ-698

Л. Н. МОРЕВ

Доктор филологических наук

По классификации ООН Лаосская Народно-Демократическая Республика (ЛНДР) принадлежит к статусу "наименее развитых стран". Долгое время лаосское руководство противилось включению их страны в такую группу. Этот статус имеет свои преимущества, включая дотации международных организаций и иностранных государств, но они сопровождаются различного рода условиями. На последнем съезде правящей Народно-революционной партии Лаоса (2006 г.) была поставлена генеральная задача: к 2020 г. добиться ранга "развивающейся" страны.

В конце 80-х гг. XX в. в Лаосе началась либерализация экономической и политической жизни страны. По мере утверждения социально направленной рыночной системы хозяйствования экономическое развитие страны принимало все более устойчивый характер, поступательное движение лишь временно было прервано "азиатским кризисом" 1997 - 1998 гг.

В 2000 - 2005 гг. ежегодный прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в среднем составлял 6,5%, а в начале текущей пятилетки этот показатель достиг 7,5%. На 2007/2008 фин. г., который отсчитывается с октября, прирост ВВП планировался в размере 8%. Как отмечали эксперты Международного валютного фонда (МВФ) в сентябре 2009 г., "... последние 5 лет экономика Лаоса работала хорошо"1.

Мировой финансово-экономический кризис нанес довольно серьезный ущерб экономике Лаоса, но в целом, в том числе благодаря антикризисным мерам государства, страна выстояла. Ее руководство не отказалось от перспективных планов развития. Они опираются на потенциальные возможности страны, в первую очередь, еще не до конца разведанные залежи полезных ископаемых, энергетический потенциал протекающих по его территории рек и географическое положение страны - в середине материковой части Индокитая.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО - КОСТЯК, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - ХРЕБЕТ

Основой народного хозяйства Лаоса всегда было и пока остается сельское хозяйство. В нем занято почти 80% самодеятельного населения страны. Сейчас доля аграрного сектора в ВВП составляет около 30%, хотя еще 5 лет назад она была выше 40%. В целом население страны обеспечено основными традиционными продуктами питания. В последние несколько лет сбор риса составлял в среднем 2,7 млн. т, или 300 - 350 кг на человека, что соответствует принятым нормам. Ежегодно сельскохозяйственное производство возрастает на 3 - 4%, что несколько выше естественного прироста населения (2,6%)2. Тем не менее, часть населения, в т. ч. крестьяне, у которых закрома пустеют за несколько месяцев до нового урожая, периодически испытывает нехватку продуктов питания.

В начале XXI в. был выдвинут лозунг "индустриализации и модернизации страны". В соответствии с этой установкой начали закладываться основы современной индустрии путем мобилизации местных ресурсов и, главным образом, привлечения иностранного капитала. Появились не только отдельные предприятия, но и целые новые отрасли, например, горнорудная промышленность, энергетика с каскадом гидроэлектростанций, производство стройматериалов, металлургия и т.д. В настоящее время лаосская промышленность - это почти 23 тыс. предприятий, на которых трудится 120 тыс. человек3.

Промышленность ежегодно прирастает примерно на 15% и производит 26,7% валового продукта страны4. Она могла бы развиваться еще более высокими темпами, если бы не сдерживала нехватка квалифицированной рабочей силы.

Однако промышленная продукция котируется намного выше, чем продукция сельского хозяйства, ножницы цен между ними огромные. Лаос пока остается сельскохозяйственной страной. Причем не менее трети крестьян еще живет в условиях натураль-

стр. 31

ного и полунатурального хозяйства, многие из них обрабатывают землю подсечно-огневым способом. Эта часть населения практически не участвует в экономической жизни страны и находится за пределами рыночной экономики.

Сфера услуг также значительно расширилась. Ее доля в ВВП поднялась до 27%, в последние годы объем услуг увеличивался в среднем на 7%. Особо следует отметить фантастический рост туристического сектора. В 1990 г. Лаос посетило всего 14,5 тыс. человек, в 1997 г. - 463 тыс., в 2004 г. - 895 тыс., а в 2007 г. -1624 тыс., которые принесли в казну $233 млн, или 8% ВВП5. В 2008 г. ожидали 1,8 млн. чел., но выйти на этот уровень не удалось. Это объясняют спадом туризма в связи с глобальным кризисом, а также политическими волнениями и беспорядками в соседнем Таиланде, через который обычно проходят основные потоки туристов. Судя по промежуточным данным, количество туристов в 2008 г. сохранилось примерно на уровне 2007 г.

КАПРИЗЫ СТИХИИ - ПРИРОДНОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

Лаос (население - примерно 6,7 млн. человек) - небольшая страна площадью 237 тыс. кв. км, но он вытянулся с севера на юг без малого на 2 тыс. км. Почти каждый год природа преподносит ему какие-нибудь сюрпризы: то засуху в ряде провинций, то дожди и наводнения, то полчища вредных насекомых, то нашествие гусениц, пожирающих все на своем пути.

2008 г. начался вполне благополучно, но в июле-августе на Лаос обрушились ливни, затопившие огромные территории с населением более полмиллиона человек. По оценкам лаосских властей, вследствие этого стихийного бедствия пострадало свыше 200 тыс. человек, выведено из строя более 500 ирригационных сооружений и большое количество других сельскохозяйственных объектов, водой смыло посевы риса на площади 44 тыс. га, погибло много крупного и мелкого скота, домашней птицы и т.д. Общий ущерб от наводнения оценивается в $50 млн6.

Занятые ликвидацией последствий наводнения и текущими делами лаосские власти довольно долго не обращали должного внимания на надвигавшийся на их страну мировой финансово-экономический кризис, по-видимому, полагая, до Лаоса он может не дойти. Первое рабочее совещание правительства и представителей деловых кругов, посвященное кризису, состоялось только в начале декабря 2008 г.

Между тем, кризисные явления набирали силу.

К концу 2008 г. стали заметно сокращаться заказы на лаосское сырье, металл, электроэнергию, швейные и ювелирные изделия, на некоторые продукты сельского хозяйства, например кукурузу, кофе, чай. На предприятиях и в учреждениях начались, пусть небольшие, сокращения работников.

В первом полугодии 2008/2009 фин. г. (октябрь 2008 г. - март 2009 г.) экспорт сократился на 5,65%, а импорт - на 8% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, а в стоимостном выражении торговый дефицит составил $39 млн7. Соответственно сократились поступления в бюджет. Например, из-за резкого падения мировых цен доходы от продажи меди уменьшились на 60%, от продажи электроэнергии - на 30%, реализации швейных изделий - на 10%, экспорт кофе сократился на 18%8. Из-за отказа таиландских торговых партнеров выкупать товар на складах у крестьян скопилось 100 тыс. т кукурузы, а сами крестьяне остались без денег.

В результате обвала экспорта за указанный период бюджет недосчитался примерно $87 млн9.

Несмотря на предоставленные льготы инвесторам, капиталовложения в экономику сократились. По прогнозам международных финансовых организаций, иностранные инвестиции должны были сократиться с $1137 млн. в 2007 г. до $659 млн. в 2009 г., то есть почти на 40%10.

Что касается положения населения, то, как писал местный корреспондент, "из-за трудностей, которые все сильнее испытывает экономика, цены на продукты питания соответственно поднялись, доходы населения становятся недостаточными для удовлетворения текущих нужд"11.

В то же время, как и во многих других странах, в связи с падением мировых цен на нефть снизились цены на бензин и другие нефтепродукты. Обменный курс валют в целом был стабильным: сначала местный кип (денежная единица) несколько окреп, но затем немного сдал. Инфляция в общем была довольно незначительной - 3,1%, несмотря на подорожание импорта в среднем на 7%12.

Спад производства повлек за собой увольнения, сокращение рабочего дня, урезание зарплаты и т.д. Но явления такого рода не обрели особой остроты. Как отмечалось выше, лаосское общество по своей природе крестьянское, во многом патриархальное. Уволенные рабочие - это в большинстве вчерашние крестьяне, сохраняющие связи с деревней. Лишившись работы, они имеют возможность довольно безболезненно вернуться в деревню и в условиях полунатурального хозяйства пережить там худшие времена. Немалая часть городского насе-

стр. 32

ления имеет свои подсобные хозяйства. Они сохранились с первых послевоенных лет, когда в обстановке разрухи процветала "семейная экономика" в форме индивидуальных подсобных хозяйств.

КОРРЕКТИРОВКА ПЛАНОВ

После ряда консультаций и переговоров с представителями делового мира правительство разработало антикризисную программу. Она предусматривала ряд мер, направленных, прежде всего, на стимулирование внутреннего потребления и производство импортозамещающих товаров. В этих целях государственным банкам было дано указание упростить кредитование соответствующих производств и оптимально понизить процентные ставки. Госбанк в свою очередь передал аналогичные рекомендации коммерческим банкам. Так, в 2008 г. учетная ставка была снижена с 12% до 7%, а сейчас она составляет всего 5%13.

Помощь в виде различных льгот и привилегий получили, в первую очередь, предприятия, работающие на экспорт, а также бюджетообразующие предприятия.

В целях сохранения темпов экономического развития правительство приняло дополнительные меры по привлечению иностранного и местного капитала. Иностранному капиталу был создан еще более благоприятный инвестиционный климат, а местных предпринимателей приравняли к зарубежным, которые ранее имели определенные преимущества. Например, прежде местный хозяин швейной фабрики выплачивал государству 35% с налога на прибыль, а иностранный - 26%. Правительство также решило повременить с введением в действие закона о повышении ставки налога на добавленную стоимость.

В антикризисной программе нашли отражение и социальные вопросы. По согласованию с профсоюзами, премьер-министр Буасон Бупхаван повысил минимальный дневной заработок неквалифицированного рабочего с $1 до $1 - 1,15 (в пересчете с лаосских кипов). Такова рыночная цена труда в Лаосе на сегодняшний день. Некоторое время назад предприниматели иногда платили и того меньше, поэтому правительство пошло на антирыночные меры и приняло декрет, устанавливавший минимальную поденную оплату труда в $1.

В целях экономии средств правительство решило приостановить финансирование некоторых проектов. Принят ряд мер по удержанию иностранной валюты в стране. Туристическим агентствам и лаосским представительствам за рубежом дано указание усилить работу по привлечению иностранных туристов.

Наконец, Вьентьян обратился к клубу 22-х стран-доноров, регулярно оказывающих Лаосу помощь, с просьбой увеличить дотации лаосскому бюджету (в 2007 г. они составили $433 млн, или 11% ВВП страны14). В рамках Стратегии сокращения бедности и достижения целей, установленных Декларацией тысячелетия ООН, Всемирный банк принял решение дополнительно выделить Лаосу $10 - 20 млн, Япония - 1500 млн. иен*, Европейский Союз - $6 млн15.

Несмотря на все кризисные явления, повлекшие за собой ухудшение положения населения, обстановка в стране оставалась нормальной, не было зафиксировано каких-либо эксцессов. Вместе с тем, власти неоднократно предупреждали, что не допустят нарушения общественного порядка и что все попытки дестабилизировать ситуацию будут решительно пресекаться.

Вскрывшиеся во время кризиса негативные последствия глубокой вовлеченности в мировые хозяйственные связи послужили дополнительным аргументом тем кругам в лаосском обществе, которые выступают против поспешной интеграции Лаоса в мировое хозяйство, против активного участия в глобальном марафоне на выживание, что ведет к подрыву лаосской идентичности, разрушению национальной культуры и утрате традиционных ценностей. Но, судя по всему, лаосское руководство не намерено отступать от избранного курса. Оно согласно, что интеграция и глобализация таят в себе опасности, но считает, что эти процессы дают шанс, который нельзя упускать. Председатель Национальной комиссии по выработке мер по интеграции в мировую экономику, заместитель премьер-министра Тхонглун Сисулит, отвечая своим негласным оппонентам, заявил: "Партия и правительство подтверждают свою решимость интегрировать экономику страны в экономику региона и всего мира. Это открывает Лаосу, не имеющему выхода к морю, доступ к новым рынкам, капиталам и современным технологиям"16.

Несмотря на кризис, лаосское руководство не намерено отказываться от долгосрочных планов, ограничиваясь лишь их корректировкой. По пересмотренному плану социально-экономического развития на 2008/2009 фин. г. прирост ВВП должен был сократиться с 8% до 7%17. Тем не менее, благодаря довольно эффективным мерам, донорской помощи и начавшемуся оздоровлению мировой экономики Лаосу удалось удержать этот показатель в 2009 г. на уровне 7,5 % по сравнению с 7,9% в 2008 г.18

Основные надежды страны на дальнейшее развитие связаны, в первую очередь, с разработкой природных недр, электроэнергетикой и превращением Лаоса в региональный транспортный узел.

ЗЕМНАЯ КЛАДОВАЯ

Еще несколько десятков лет назад Лаос считался страной, обделенной минеральными ресурсами. Но это представление, к счастью, оказалось глубоко ошибочным. Открыты и активно разрабатываются золото- и серебросодержащие руды, имеются запасы меди, железа, олова, бурых углей, калийных солей, гипса и т.д. В 2003 - 2005 гг. иностранные ка-


* В ноябре 2009 г. $ 1 был равен примерно 86 - 85 иен (прим. ред.).

стр. 33

питаловложения в добывающую промышленность достигли $718 млн19, главными инвесторами стали Австралия, Китай, Таиланд.

Горнодобывающая промышленность уже стала мощным компонентом лаосской экономики. Ее представляют 150 предприятий, которые роют, копают, бурят, взрывают, чтобы отобрать у земли медь, золото, железо, олово, цинк, уголь, гипс, поташ и т.д. В 2007 г. они дали 70 тыс. т меди, 6,5 т золота, 3,5 тыс. т олова и т.д.20 Хотя большая часть прибыли от реализации этой продукции достается иностранным владельцам, лаосская казна также получает солидный доход в виде горной ренты, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, акцизных сборов и т.п. В 2007 - 2008 гг. доходы от добывающей отрасли составили 17,3% бюджетного дохода и 2/3 всей экспортной выручки21. Кроме того, эта отрасль является наиболее передовой в технологическом отношении, что очень важно для Лаоса. На ее предприятиях лаосские рабочие овладевают современными профессиями.

"ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР" ИНДОКИТАЯ

Большинство рек, впадающих в Меконг в ее среднем течении, протекают по территории Лаоса. По оценкам специалистов на них можно построить десятки электростанций и производить значительное количество электроэнергии не только для Лаоса, но и для других стран Индокитая. У Лаоса есть перспектива в не столь отдаленном будущем стать крупнейшим производителем электроэнергии в регионе, своего рода "электрическим генератором" Индокитая.

Гидроэнергетика - наиболее привлекательная отрасль лаосской экономики. За последние 5 лет иностранные капиталовложения в нее достигли почти $4 млрд22. В настоящее время в стране работают 11 крупных и несколько десятков небольших ГЭС с суммарной мощностью 670 тыс. кВт. Они производят приблизительно 3,5 млрд. кВтч электроэнергии. Значительная часть ее идет на экспорт. Так, в 2007 г. в Таиланд и Вьетнам было продано 12 тыс. мВт на сумму $98,3 млн23.

По пятилетнему плану (2006 - 2010 гг.) предполагается довести мощность электростанций до 3 тыс. мВт. Сейчас ведется строительство 5 станций, в т. ч. Нам-тенг-2, 95% электроэнергии которой пойдет в Таиланд. В следующие 5 лет предполагается пустить в эксплуатацию еще несколько ГЭС общей мощностью 2324 мВт.

В строительстве электростанций участвуют компании многих зарубежных стран, чаще всего таиландские, китайские и вьетнамские. В совместных энергетических проектах Лаос обычно представляет государственная корпорация "Электричество Лаоса", которая оставляет за собой 10 - 20 % акций.

Параллельно с созданием энергетической промышленности осуществляется программа электрификации страны, которую лаосцы, обучавшиеся в Советском Союзе, в шутку называют "лаосским ГОЭЛРО". В настоящее время уже около 2/3 домохозяйств страны могут пользоваться электричеством. Лаосские энергетики рассчитывают к 2015 г. электрифицировать большую часть страны и создать единую энергетическую систему по типу советской, что даст возможность регулировать потоки электроэнергии и своевременно перебрасывать их из одной части страны в другую. В осуществлении этого проекта предположительно будут участвовать российские энергетики.

ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ ИНДОКИТАЯ

Другой перспективный проект лаосского общества связан с использованием географического положения Лаоса - в центре полуострова Индокитай - для превращения страны в узел коммуникаций, связывающий страны Индокитая между собой и с Китаем. Такой проект позволил бы из Таиланда быстрее и дешевле через Лаос доставлять товары во Вьетнам и в другие страны Тихоокеанского региона через вьетнамские порты, а грузы между Китаем и странами Индокитая перевозить напрямую, не прибегая к морским путям вокруг Индокитайского полуострова.

В случае осуществления этого проекта Лаос будет получать плату за транзит грузов через его территорию, за оказание различных услуг и т.д.

В свое время Франция намечала строительство в Лаосе дорожной сети, состоящей из двух десятков дорог: одной - проходящей через весь Лаос с юга на север, а остальных - пересекающих страну с востока на запад. Эта сеть должна была стать органической частью огромной паутины дорог, охватывающей весь Французский Индокитай.

Но дорога N 13, связывающая Юг страны с Севером, так и осталась незавершенной: на севере была проложена только до Луангпрабанга, в центральной части осталась без мостов через многочисленные реки, текущие в сторону Меконга и т. д. Другие дороги оказались в еще худшем положении, а некоторые остались лишь на бумаге.

В 1983 г. в стране было всего 11125 км дорог, из которых с асфальтовым покрытием - только 766 км, со щебеночным - 5309 км.

стр. 34

и с грунтовым - 5050 км. Плотность дорожной сети составляла 47 м на один кв. км площади, или 3 м 10 см дорог на одного жителя24. Это был один из самых низких показателей уровней дорожного обеспечения среди слаборазвитых стран. К 2005 г. протяженность дорог в стране возросла почти в 3 раза, достигнув 31205 км, в т.ч. - 4500 км с асфальтовым покрытием, 10 тыс. км - со щебеночным и 16600 км - с грунтовым25.

С учетом огромного не только экономического, но и общественно-политического значения дорог на дорожное строительство направляется самая крупная часть средств, получаемых из бюджетных и внебюджетных источников. Так, за первые 5 лет нынешнего века на эти цели израсходовано почти 52% всех капиталовложений26. В текущей пятилетке предполагается вложить в дорожное строительство приблизительно $420 млн.

Созданная к настоящему времени дорожная сеть покрывает большую часть страны. Все провинциальные центры имеют выходы на магистральные шоссе, более того, в ближайшее время все районные центры должны стать доступными для любого вида транспорта в любое время года. Но в стране остается еще немало так называемых труднодоступных районов, куда добраться можно только пешком. Прокладка дорог туда позволит вовлечь эти районы в общий народнохозяйственный комплекс, включить их в рыночные отношения и таким образом стимулировать население этих районов к производству товарной продукции.

Создание дорожной сети в Лаосе - это не только лаосский проект, это часть программы группы стран АСЕАН по созданию дорожно-транспортной сети Индокитая. Поэтому ее строительство и развитие ведется с учетом такой перспективы. В Лаосе дороги, идущие с запада на восток, стыкуются с дорогами во Вьетнаме, дороги в северных провинциях страны имеют выходы к транспортным артериям Китая.

Сложнее дело обстоит с Таиландом, граница которого с Лаосом большей частью проходит по многоводному Меконгу. Для преодоления этого препятствия за последние годы было построено 3 моста.

Первый такой мост сооружен в конце 90-х гг. XX в. на юге страны, в провинции Паксе. Он фактически соединил две части территории страны, разделенные Меконгом, с внутренними районами Лаоса и Таиланд. В 2003 г. был открыт мост "Лаосско-таиландской дружбы", соединивший две страны в районе столицы Лаоса - Вьентьяна. Его считают "политическим", так как он символизирует возвращение к добрососедским отношениям.

Наконец, в 2008 г. был открыт третий мост между таиландским Мукдаханом и лаосским Саваннакетом. Журналисты и политологи назвали его "экономическим", так как в ближайшее время ему суждено стать важным звеном в развитии экономических связей между Таиландом, Лаосом и Вьетнамом. Ожидается, что через него пойдут большие грузопотоки из Таиланда во Вьетнам и обратно. Сейчас на лаосском участке транснациональной дороги создается 30-километровая "особая зона Саван - Сепхон", то есть, по существу, "оффшорная зона" с соответствующей инфраструктурой.

К трем уже существующим мостам через Меконг предполагается добавить еще два моста - в центре страны между провинциями Кхаммуан в Лаосе и Накхон-Пханом в Таиланде и на северо-западе страны, который откроет путь из лаосской провинции Богэу в таиландскую провинцию Чиенграй. Таким образом, можно констатировать, что дорожно-транспортная сеть Индокитая постепенно принимает конкретные очертания.

ПЕРВЫЕ КИЛОМЕТРЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Планируемая сеть коммуникаций включает также железнодорожные и воздушные пути сообщения. Железным дорогам суждено стать новым явлением в жизни страны. Впрочем, это не совсем так.

В 80-х гг. XX в. лаосское правительство обращалось в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) социалистических стран с просьбой о сооружении в Лаосе железной дороги от Вьентьяна до Паксе, чтобы связать центральные и южные районы. Но СЭВ отказал в просьбе, поскольку тогда это было экономически нецелесообразным. Дорогостоящая дорога оказалась бы убыточной, использование автотранспорта в тех условиях было более предпочтительным.

Но теперь геополитическая и экономическая ситуация в регионе принципиально изменилась, исчезло деление на политические блоки, происходит экономическая интеграция региона, расширяются связи с Китаем. В общем, идея строительства железной дороги в Лаосе запущена и сейчас находится на стадии обсуждения. Наибольшую активность проявляет Китай. По сообщениям печати, соглашение о строительстве железной дороги из Китая в Лаос вместе с другими документами было подписано в 2008 г. в Наньнине (главный город китайской провинции Гуанси) во время визита туда лаосской правительственной делегации во главе с премьер-министром Бупхава-ном27.

После сооружения моста Дружбы через Меконг Лаос и Таиланд договорились о прокладке железной дороги от Нонгкхая, что на территории Таиланда, через мост до Вьентьяна, открывая таким образом прямое железнодорожное сообщение между столицами двух стран. Таиланд протянул дорогу до моста первым. В 2008 г. по территории Лаоса был проложен первый участок длиною 3,5 км от моста до деревни Донгпхуси, где сооружена первая в Лаосе железнодорожная станция Налэнг.

27 мая 2008 г. первый пробный поезд пересек таиландско-лаосскую границу и под одобрительные возгласы многочисленной толпы прошел первые километры по лаосской земле. Еще за две недели до этого события лаосская официозная газета "Патхет Лао" писала: "Долгожданная мечта лаосского народа, наконец, близка к осуществлению. Первый исторический поезд, переехав через мост, остано-

стр. 35

вится на лаосской земле. Еще немного и лаосцы с гордостью и достоинством смогут говорить: у нас, как и у других стран, тоже есть железная дорога"28. При пуске пробного состава обнаружились технические неполадки. Сейчас они устраняются и одновременно ведутся работы по сооружению следующего участка длиною 9 км, после чего железнодорожная колея приблизится почти вплотную к основной городской части столицы. Но эти километры строятся очень медленно - по 1 км в год.

В перспективе сеть наземных путей планируется дополнить воздушным сообщением, построить еще нескольких международных аэропортов, что позволило бы превратить Лаос в важнейший транспортный узел Индокитая.

КАК ПЕРЕПРЫГНУТЬ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ?

Поставив свою подпись под Декларацией тысячелетия, принятой главами государств на специальной сессии ООН, Лаос верстает свои планы в соответствии с этим документом, призвавшим мировое сообщество к 2015 г. сократить бедность на планете наполовину.

Согласно принятой Национальным собранием ЛНДР программе, эта цель в основном должна быть достигнута в установленные Декларацией сроки.

Но выполнение программы дается очень тяжело.

В середине 2009 г., по словам премьер-министра Бупхавана, подушный доход достиг $92229.

Возрастая ежегодно на несколько десятков долларов, он все равно остается низким. К тому же - это средний показатель по стране, достигнутый в значительной степени благодаря популярности среди иностранных туристов столицы страны Вьентьяна и "города мирового наследия" Луангпрабанга, а во многих провинциях он значительно ниже. Еще тысячи людей недоедают или, попросту говоря, голодают.

Существует масса других социальных проблем. Но основной причиной, на мой взгляд, является историческая отсталость. Исходная база была крайне низкой. Ведь многие малые народности Лаоса буквально еще вчера находились на племенной стадии развития, пользовались примитивными орудиями труда, лечились и учились у шаманов. Многие лаосцы еще не знают, что такое уборные, которые до сих пор являются предметом учета Государственной статистической службы Лаоса.

Преодолеть несколько исторических эпох в течение нескольких десятков лет никому не дано.

Придя к власти в 1975 г., правящая Народно-революционная партия Лаоса (НРПЛ), надо отдать ей должное, не обещала народу скорого благополучия.

Но громкие победные реляции, торжественные марши, красивая риторика, фетишизация "социализма" и прочая казенная атрибутика породили в обществе повышенные ожидания, и когда эти ожидания не оправдываются, в обществе появляются апатия, неверие, отрешенность. Лаосские руководители признают, что реальные трудности превзошли их предположения, бедность и нищета в стране задержались значительно дольше, чем можно было ожидать. "Затянувшаяся бедность, - писал партийный журнал "Алун май", орган НРПЛ, - ставит под угрозу политическую безопасность страны и спокойствие в обществе. Если мы не сможем преодолеть бедность в ближайшие 10 - 20 лет, народ откажет в доверии нашей партии"30.

Но государство не в состоянии выделить на социальные нужды больше, чем сейчас. Его доходная база слишком узка. Из сельского хозяйства нельзя взять больше того, что оно дает сегодня, крестьянство и без того бедное. Промышленность - вроде бы наиболее успешная отрасль - почти вся находится в руках иностранного капитала, доля лаосского правительства (в том числе в лице госкомпаний) всего 10 - 20%. Таким образом, большая часть прибыли уходит за границу. Например, из 6 т золота, добытого из лаосских недр австралийской компанией в Сепхоне, Лаосу доставалась только 1 т. Теперь, после приобретения активов этой компании китайскими предпринимателями, следующие 5 т пойдут в Китай, а Лаосу останется все та же 1 т.

И все же Лаос состоялся, не оказавшись на обочине исторического процесса. Несмотря на все трудности, страна медленно, но верно движется по пути модернизации и выхода на самостоятельное развитие.


1 IMF Country Report N 09/284, September 2009. LPDR Staff Report for the 2009. Article IV Consultation, p. 3.

2 Background Document. Round Table Implementation Meeting Vientiane. 24 November, 2008, p. 12.

3 Pathet Lao, 30.4.2009.

4 Ibidem.

5 Pathet Lao, 9.12.2008.

6 Pathet Lao, 1.12.2008.

7 Vientiane Times, 20.4.2009.

8 Ibidem.

9 Pathet Lao, 3.3.2009.

10 U.S. Department of State. Laos. Foreign Direct Investment Statistics.

11 Pathet Lao, 12.3.2009.

12 Pathet Lao, 23.6.2008.

13 Statement by the Hon. Phouphet Khamphonvong, Governor of the Fund. October 6 - 7, 2009. Board of Governors, World Bank Group, International Monetary Fund -www.imf.org/external/am/2009/speeches/prl7e.pdf

14 Background Document...

15 Statement by the Hon. Phouphet Khamphonvong, Governor of the Fund. October 6 - 7, 2009...

16 Vientiane Times, 2.4.2009.

17 Pathet Lao, 30.4.2009.

18 Statement by the Hon. Phouphet Khamphonvong, Governor of the Fund. Op. cit.

19 IMF Country Report N 09/285, September 2009. LPDR Statistical Appendics.

20 Background Document.., p. 15.

21 IMF Country Report N 09/285...

22 Background Document.., p. 15.

23 Ibidem.

24 Phumisat Lao (География Лаоса). Министерство образования ЛНДР, 1985, р. 310.

25 30 years of the Lao PDR. Lao News Agency, 2005, p. 57.

26 Pasason, 17.1.2006.

27 Pathet Lao, 13.3.2009.

28 Pathet Lao, 12.5.2008.

29 Pathet Lao, 23.6.2009.

30 Alun mai, 2002. N 7.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ЛАОС-НА-ПУТИ-К-СТАТУСУ-РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ-СТРАНЫ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Л. Н. МОРЕВ, ЛАОС, НА ПУТИ К СТАТУСУ "РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СТРАНЫ" // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 13.08.2023. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ЛАОС-НА-ПУТИ-К-СТАТУСУ-РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ-СТРАНЫ (date of access: 21.05.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Л. Н. МОРЕВ:

Л. Н. МОРЕВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
88 views rating
13.08.2023 (281 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКУ: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ"?
Catalog: Экономика 
17 days ago · From Golem Anzhanov
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
22 days ago · From Uzbekistan Online
МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Catalog: Экономика 
22 days ago · From Uzbekistan Online
КИТАЙ НА ПОРОГЕ 12-й ПЯТИЛЕТКИ
Catalog: Экономика 
35 days ago · From Golem Anzhanov
ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА: ОПЫТ ТУРЦИИ
54 days ago · From Golem Anzhanov
ISLAMIC FINANCIAL MODEL: PROS AND CONS
Catalog: Экономика 
90 days ago · From Golem Anzhanov
СУДЬБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АФРИКЕ: ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ СООБЩЕСТВО
95 days ago · From Golem Anzhanov
ЗНАКОМЬТЕСЬ: "АСИЯ ВА ИФРИКИЯ АЛЬ-ЯУМ"
107 days ago · From Golem Anzhanov
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС И РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ
111 days ago · From Golem Anzhanov
ДАИШ: НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ О СЛОМАННЫХ СУДЬБАХ
Catalog: История 
111 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ЛАОС, НА ПУТИ К СТАТУСУ "РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СТРАНЫ"
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android