Раскопки конца XX в. на востоке и юго-востоке Турции дали новые материалы о культуре людей эпохи раннего неолита (IX - VIII тыс, до н.э.). Оказалось, что долговременные поселения здесь существовали уже у охотников и собирателей, а не у земледельцев. Обрядовые сооружения, скульптурные изображения из камня и глины указывают на почитание мифологизированных предков и животных.
Познавая свое общество и себя, люди всегда смотрели в зеркало природы. В окружающем мире их привлекало не только то, что способствовало поддержанию их физического существования, но и то, что позволяло понять себя через образы природы. Чем глубже в древность мы будем погружаться, тем более непосредственной будет эта связь. Особенно явно это прослеживается, в частности, по огромному количеству мифов американских индейцев, виртуозно проанализированных К. Леви-Стросом в его многочисленных работах 1 . В этих мифах человека индустриального общества поражают причудливые отождествления явлений жизни живых существ (вплоть до физиологических отправлений) и явлений природы. Говоря о корнях тотемизма, К. Леви-Строс отмечал, что отбор животных в символических классификациях определялся не столько отношением к ним как к объектам питания, сколько тем, что посредством их образов облегчались процессы осмысления мира.
Бесполезно сетовать на то, что исследователи "духовной жизни" носителей живых культур находятся в лучшем положении, чем исследователи культур древних, особенно дописьменных. Данных о древних культурах мало, потому с еще большим вниманием следует относиться к тем, что имеются в нашем распоряжении. При этом замечу, что методики интерпретации словесных текстов более разработаны, чем методы научной интерпретации предметов вещественных. С накоплением опыта раскопок и осмысления находок процедура раскопок становится все более сложной. Уже давно ушло в прошлое, по крайней мере, в передовых исследовательских школах, сосредоточение внимания на тех находках, которые информативны чуть ли не на этапе их извлечения из земли, - архитектурных сооружениях, скульптурах, погребальных сооружениях. Следы культуры, оставленные древними дописьменными народами, воплощаются в культурном слое, и чем тщательнее он будет изучен, тем более полно может быть реконструирован окружающий мир тех или иных коллективов и взаимодействие с ним людей, их хозяйство и, самое интересное, восприятие этого мира.
Известно, что охотники и собиратели каменного века, даже обитавшие в относительно долговременных поселениях, оставили в их пределах немного изображений живых существ, а изображений растений не оставили совсем. В то же время останки животных, которые находят на таких поселениях, не только указывают на круг существ, употреблявшихся людьми в пищу или другим образом контактировавших с человеком, но и служат подтверждением того, что, очевидно, образы животных и рас-
(c) 2003
стр. 120
тений осмыслялись человеком и включались в его представление о мире. Вместе с тем примечательно, что в изобразительных памятниках встречаются только некоторые из представителей животных.
Перемещавшиеся с места на место охотники и собиратели каменного века не стремились систематически воплощать в пределах жилого пространства свое восприятие мира - достаточно вспомнить, что наиболее информативными свидетельствами об их "духовной жизни" до сих пор являются верхнепалеолитические пещерные и наскальные изображения, среди которых самые известные находятся во Франко-Кантабрийской области. Эти пещеры не использовались для жилья.
Символическое "одомашнивание" природы, введение ее в полном смысле в жилое пространство, происходит с переходом к производящему хозяйству в пору, когда, живя на одном месте, люди сначала интенсифицируют собирательство плодов диких растений, а затем переходят к их культивации. Более или менее одновременно (в различных регионах по-разному) происходит одомашнивание животных. История исследования таких памятников относительно недолгая, поэтому, естественно, появляются все новые данные, нередко сильно меняющие уже сложившуюся картину. Среди таких новых материалов - находки на территории Турции, на ее востоке и юго-востоке, обнаруженные в связи со строительством плотин и созданием водохранилищ. В 60-е годы XX в. впечатление открытия нового небесного тела произвели раскопки центральноанатолийского оседлоземледельческого неолитического поселения Чатал-Хююк с неожиданно богатыми и разнообразными рельефами и стенописями, хорошо сохранившимися постройками, богатой материальной культурой. Исследования на юго-востоке и востоке Турции имеют, пожалуй, не меньшее значение, в частности, потому, что они проливают свет на культуры более раннего этапа, носители которых обитали уже в постоянных поселениях, но были в основном охотниками и собирателями. Природа им благоприятствовала и до некоторых пор позволяла не заниматься трудоемким земледелием и разведением скота. Генезис протоземледельческих и раннеземледельческих культур Анатолии далек от ясности, хотя новые находки показали неправомерность предположения о породившем эти культуры мощном проникновении из Леванта. Сразу замечу, что литература об этих поселениях весьма велика, и в настоящей работе я буду ссылаться на подводящий итоги важного этапа исследований сборник "Неолит в Турции. Колыбель цивилизации. Новые открытия" 2 .
Одно из таких поселений Анатолии - Халлан-Чеми, датируемое концом 9 тыс. до н.э. или несколько более поздним временем, - расположено в горной местности 3 . Люди жили здесь долго, о чем свидетельствует мощность культурного слоя - около четырех метров. Найдены обугленные орехи миндаля, фисташек, плоды бобовых растений, но признаков злаков нет. Судя по костным остаткам, так или иначе использовали разных животных - диких коз или овец, оленей, собачьих, свиней, медведей, мелких млекопитающих, птиц, рыб. Есть предположение, что начали одомашнивать свиней. По- видимому, обитатели поселения проявляли интерес к месторождениям прочного вулканического стекла - обсидиана, а также меди, изделия из которой в Анатолии появились еще в неолите.
На поселении обнаружены следы круглого в плане здания, быть может, общественного (в эту пору прямоугольных в плане сооружений еще не было). На площадке диаметром 15м найдены следы коллективного пиршества - кости животных, их рога, череп быка. Очевидно, что какие-то обряды совершали прямо на поселении. Примечательно, что изображения животных немногочисленны - это костяные змеи и стилизованная голова быка. Рукоятки пестиков венчались стилизованными головками козлов.
Обитатели этого, как и других поселений Анатолии, хорошо знали далекие окрестности, в частности, месторождения ценного сырья - обсидиана, которые находи-
стр. 121
лись за 100 и более километров. Широкое использование ресурсов - вообще отличительная черта образа жизни оседлых людей, занимающихся также и обменом. Примечательно, что они еще не считали целесообразным делать глиняные сосуды, хотя каменные и, вероятно, деревянные у них уже были.
Важным для понимания древнейшего прошлого Анатолии является и поселение Чайеню- Тепеси, расположенное в верховьях Тигра. На этом месте люди без перерыва жили, лишь слегка перемещаясь на протяжении 10 000 лет 4 . Основой существования служил сбор диких растений и охота на животных. В эпоху, которую археологи именуют докерамическим неолитом, производство керамической посуды еще не началось. Существование и развитие особенностей глиняной посуды - признак, удобный не только для археологических периодизаций, но и для общекультурных построений.
Природа и здесь предоставляла широкие возможности для добывания продуктов питания и развития производства - в пищу использовали дикую пшеницу (в конце периода докерамического неолита - домашнюю) и бобовые; было известно ткачество из льна. Появились первые мелкие изделия из меди - свидетельство пытливости человеческой мысли, склонности к экспериментам, особенно ощутимой на стадии перехода к производящему хозяйству, а также позднее. Охотились на дикого быка, оленя, овец или коз.
Обитатели Чайеню-Тепеси, подобно многим оседлым обитателям Передней Азии, а также других регионов, хоронили умерших на территории поселений, сооружая для останков специальные помещения. В этих сооружениях были и кости животных - части черепов дикого быка и кабана, что предполагает особое отношение человека к этим животным. Такое сближение образов умерших и представителей дикой природы все более отчетливо будет проявляться с развитием склонности человека к изобразительному творчеству. Судя по имеющимся сведениям, особым образом относились и к собаке.
Группа поселений была обнаружена при строительстве огромного гидротехнического сооружения в долине Евфрата, расположенной в районе Урфы 5 , в области, прославленной библейскими сказаниями. Здесь пролегали пути Авраама и его сородичей - неподалеку лежит древний Харран с удивительной архитектурой, до сих пор сохраняющей обаяние древности. Подножья Тавра на границе с долиной Евфрата и его притоков в период неолита изобиловали животными. Обитатели одного из поселений, Невали-Чори, охотились на газелей, быков, кабанов, оленей, горных баранов или козлов, ослов, птиц, в том числе дроф и серых журавлей. Существует мнение, что диких овец и коз содержали как домашних. Известны изображения из глины хищных кошачьих, кабанов, эквидов, медведя, хищных птиц.
Полагают, что возделывали здесь пшеницу и бобовые, кроме того в пищу использовали дикий ячмень, фисташки, миндаль, яблоки. Можно представить, насколько благоприятны были природные условия, ведь по археологическим остаткам можно судить лишь о части рациона.
В Невали-Чори обнаружены настоящие постройки для совершения обрядов, сооруженные с использованием камня, с каменными опорами Т-образной формы, некоторые - с рельефными изображениями (вероятно, они уподоблялись антропоморфным существам). Люди, использовавшие глину еще в ограниченных количествах, делали из камня не только постройки, но и скульптуры. Это крупные, иногда более натуральной величины фигуры людей с тщательно проработанной верхней частью - головой и лицом. Дошедшие до нашего времени в фрагментарном состоянии, они все же позволяют увидеть в этих изображениях сочетание человеческих и животных форм - у одной головы, по-видимому женской, на затылке ползет змея, изображение другой головы сочетается с изображением хищной птицы. Некоторые скульп-
стр. 122
туры автор раскопок немецкий археолог X. Хауптманн уподобляет тотемным столбам североамериканских индейцев. Примечательно, что среди изображений животных, как глиняных так и каменных, фигурируют кошачьи хищники.
В этом и других поселениях, о которых пойдет речь дальше, внимание привлекает интересное явление - совмещение в пределах одного неолитического поселения (разумеется, сохранявшего традицию на протяжении долгого времени) изображений хищных животных и большого числа фигурок мужчин (в мелкой пластике древних пол не всегда бывает определен), но здесь число мужских фигурок стоячих (поза активности) превосходит число женских сидячих (поза, определяющая пребывание в некоем месте). Прежде такого соотношения в неолитических поселениях не приходилось наблюдать нигде, и оно очень симптоматично.
Другое поселение района Урфы - Гебеклы-Тепе. Его обитатели собирали дикорастущие злаки, охотились на газелей, быков, кабанов, оленей, коз и/или овец, лис. В то же время они разводили коз и/или овец. Здесь, как и в Невали-Чори, возводили обрядовые постройки с Т-образными опорами. На некоторых из них были рельефные изображения, в том числе львов в разных положениях - с оскаленными пастями, агрессивно поднятыми хвостами и подчеркнутыми признаками мужского пола. Изображали также извивающихся и причудливо перевитых змей; собачьих, напоминающих лис; быка, журавля. Одна из скульптур представляет собой льва или медведя с человеческой головой, расположенной между передними лапами - образ агрессии, прежде не известный, но широко распространенный в значительно более позднее время. Изображения разных животных почти не встречаются в едином поле и композиций не образуют. На одной из плит наверху помещено изображение быка, ниже - собачьего, еще ниже - птицы (журавля?).
В изобразительных материалах Невали-Чори и Гебеклы-Тепе примечателен диапазон фауны - это сугубо наземные или подземные существа: змеи (в Невали-Чори предполагается и изображение черепахи между двумя антропоморфными существами на каменном сосуде); хищники, травоядные и птицы. Можно предположить, что эти существа, как и в позднейшие эпохи, должны были маркировать в навсегда утерянных для нас представлениях области мира, его три зоны: верх - небо, наземный мир, мир подземных существ - змей. Некоторые из этих существ, по всей вероятности, играли роль медиаторов, посредников.
В то же время на этих поселениях обнаруживаются признаки особого отношения к хищным кошачьим - традиционным знакам могущества во всем мире и, в частности, в Передней Азии. В связи с этим существенно, что в этих поселениях, на что мы уже обращали внимание, много и изображений мужчин с подчеркнутыми признаками пола, что для раннеземледельческой мелкой пластинки вообще нехарактерно, потому и неолитические статуэтки в старой традиции связывали с культом "богини-матери".
В ранненеолитических поселениях Юго-Восточной и Восточной Турции археологические остатки позволяют проследить интересную ситуацию. В этих поселениях обитали оседлые охотники и собиратели. На поселениях существовали специальные обрядовые постройки, тщательно декорированные, с крупными скульптурными изображениями. В жилых домах значительных признаков отправления обрядов не обнаруживается. Велика роль охоты, с чем по-видимому, отчасти, связана значительная роль мужских символов. Симптоматично существование изображений хищных животных - общечеловеческих знаков силы, агрессивного преобладания. Их изображения, скорее всего, указывают на существование лидеров и, возможно, конкурентных отношений между ними, подобных тем, которые известны в обществах североамериканских индейцев, также охотников и собирателей. Зоны мира в представлениях древних, маркированные животными, ассоциировались с местом людей в обществе; так,
стр. 123
женщина принадлежала хтонической сфере, будучи связана со змеей, но не обязательно только с ней. Взаимоотношения полов, несомненно, играли существенную роль в представлениях и обрядах - на это указывают особенности трактовки тел.
Некоторые наметившиеся в этих поселениях тенденции нашли воплощение в культуре уже упоминавшегося Чатал-Хююка. Это поселение 7 - 6 тыс. до н.э. расположено на равнине в Центральной Анатолии. Его исследованиям посвящены многочисленные публикации, ссылки на которые можно найти в моей работе 6 , а ссылки на материалы недавно возобновленных работ - в статье английского археолога Я. Ходдера 7 .
Проводивший первые раскопки этого поселения английский археолог Дж. Меллаарт полагал, что обнаруженная им часть представляла собой жреческий квартал. Основанием для такого предположения служили особенности убранства домов -рельефные изображения и росписи, наличие погребений с необычным инвентарем. Это мнение было подвергнуто сомнению. Высказывались предположения, что отличавшиеся убранством помещения не были святилищами, а являлись жилыми домами, в которых, однако, отправляли семейные обряды. Новые работы подтвердили такое предположение. Бросающееся в глаза отличие Чатал-Хююка от восточноанатолийских, более ранних, поселений - сосредоточение обрядов не в специальном святилище (хотя такое общее для обитателей селения и могло существовать, оно просто не обнаружено), а в домах.
Изобразительные памятники необычайно разнообразны для того времени. На хорошо сохранившихся стенах найдены рельефные изображения женского существа или существ в позе роженицы, фигуры оленя, леопардов, быков или коров, бычьи и бараньи головы, женские груди. Головы быков помещались на столбиках внутри помещений. В качестве основы для рельефных изображений и голов быков использовали черепа животных или стебли растений. Изображения расписывали, причем часто использовали красную краску. Стены окрашивали или покрывали росписями, изображавшими сцены охоты, умерших людей и грифов, различных животных (в том числе быков, оленей, хищников и эквидов, козлов у дерева, птиц). Весьма разнообразна палитра - черный, красный, синий, белый, розовый цвета. Есть орнаментализованные изображения растений, быть может, насекомых, человеческих рук. Известно изображение извергающегося вулкана с характерной раздвоенной вершиной -видного из поселения вулкана Хасан-даг; схематичное изображение самого поселения и, возможно, построек, куда до захоронения переносили тела умерших.
Из камня и глины делали фигурки женщин и мужчин, из глины - кабанов, леопардов(?), оленей, быков (есть образцы с нанесенными "ранами", возможно, предназначавшиеся для охотничьих ритуалов), хищных птиц, змей. Изображения регулярно покрывали новыми слоями обмазки и краски. По предположению Дж. Меллаарта, это делали весной, когда в дома переносили останки умерших, подвергшихся предварительному "выставлению" в специальном месте.
Исследования 1990-х годов дают представление о стенах дома как о своего рода мембране между семьей и окружающим миром, а изображения выполняют функции контроля и/или связи с животными, духами и предками. Рельефные изображения связываются в исследованиях с циклами существования семей, а росписи - с более короткими сроками, жизнью младших членов семей и защитой их от смерти 8 . Очевидно, что возобновившиеся крупномасштабные раскопки, проводящиеся на более высоком уровне, чем прежние, дадут много новых материалов для размышлений.
Рельефные изображения и скульптура показывают, что центральным персонажем мира представлений была мифическая женщина, вернее две женщины - юная и зрелая. Рельефных изображений мужчин пока не известно. Женщина представлена рожающей, при этом в одном случае (скульптура) она это делает, опираясь на лео-
стр. 124
пардов. Рожает она человеческого ребенка, но также быка - их головы помещают под ее рельефами. Ассоциация женщины с леопардом находит подтверждение в другом центральноанатолийском поселении, Хаджиларе, где обнаружены глиняные фигурки женщин, сидящих на леопардах, держащих на руках их котят или облаченных в одежду из шкуры леопарда, иногда с хвостом. На одном, плохо сохранившемся рельефе, голова женщины увенчана чем-то вроде ушей, быть может, тоже леопардовых.
Мифологическая женщина (напоминаем, может быть, женщины) предстает как существо двойственное, амбивалентное. С одной стороны, она - подательница жизни, с другой - ассоциируется с хтоническим миром и смертью. Погребения в домах ориентируются на ее рельефные изображения. Только в женских погребениях обнаруживаются поразительные вещи - полированные зеркала из обсидиана, происхождение которого из глубин земли наверняка было известно обитателям Чатал-Хююка, так как они добывали его, делали из него различные орудия и оружие, обмениваясь им с соседями. Некоторые статуэтки представляют собой почти необработанные камни своеобразных форм, а камень - тоже порождение земли. Таким образом, почти очевидно, что женщина была связана с грозными силами земли. Леопард - хищное животное, что подчеркивается окраской его когтей в красный цвет. Вряд ли случайно, что рельефные груди иногда моделировали на основе черепов хищных существ: ласки, челюстей кабана, грифа - птицы смерти.
Есть основания думать, что в ритуалах женщины имели место бурные танцы -один из рельефов представляет ее в энергичном движении с летящими назад волосами.
Мифологический мужской персонаж по своему положению в изобразительных данных резко отличается от женского. Его нет среди рельефных изображений, из чего можно сделать вывод, что дом у "чатал-хююкцев" - по крайней мере в значительной степени - женская сфера. Но и в образе мира в целом мужской персонаж занимает менее значительное место. Его присутствие в жилом пространстве определяется, насколько можно предполагать, образом быка, по-разному реализуемом в рельефах, скульптуре, мелкой пластике. Найдены фигурки бородатого мужчины, сидящего на быке, - явное указание на его ассоциацию с этим животным.
Бык наряду с женским персонажем - постоянный элемент убранства помещений. Чаще всего он представлен головой, черепом, облицованным глиной и раскрашенным. Ничем другим, как знаком убийства, причем убийства особого свойства, ритуального, эти бычьи головы быть не могут. Напомним, что, по предположению Дж. Меллаарта, обновление убранства построек, а значит и бычьих голов, приходилось на весну.
Подобно мифологическим женским существам, мужские представлены в двух возрастах - зрелого человека (с бородой) и юноши, который изображается едущим на леопарде. Это обстоятельство указывает на связь юноши с женскими персонажами, близость которых к леопарду не вызывает сомнений. И здесь - чрезвычайно интересный момент.
В ходе раскопок Дж. Меллаарта были найдены настенные изображения охот, участниками которых, скорее всего, были люди мужского пола, вооруженные, в частности, луками. Удалось проследить, что иногда эти персонажи были одеты в леопардовые шкуры - знак женского мифологического персонажа. Данное обстоятельство подводит к пониманию роли изображений охоты, а также значительной части убранства помещений, где происходили обряды.
Итак, вероятное время обновления убранства помещений, создания новых изображений, совершения погребений - весна. Во всех традициях земледельцев время оживления природы - один из важнейших моментов года (впрочем, это верно и для
стр. 125
тех, кто занимался присваивающимся хозяйством). Естественно приурочивание к этому времени различных обрядов, в частности, тех, участниками которых были молодые люди, демонстрирующие свою способность перехода к жизни взрослых, для чего им было необходимо пройти через испытания. Таким испытанием служила охота на мощных животных - быков и оленей. Примечательно, что в росписях фигурки людей, окружающие животное, показаны в чрезвычайно смелых позах - некоторые из них висят на хвосте зверей, другие - на их языке, и все находятся в опасной близости от животных, демонстрируя свою удаль.
Эти мотивы напоминают более поздние критские игры с быком, участниками которых были молодые люди, и историю о Тезее и Минотавре, Тезей с группой молодых людей отправился на Крит именно весной, и, выдержав испытание, вернулся на родину. О возможной близости этих обрядов и того, что могло иметь место в Чатал-Хююке, мне уже приходилось писать 9 .
Чатал-Хююк - поселение земледельцев, возделывавших землю и приносивших в жертву зерно. Не очень ясно, был ли ими одомашнен бык, но в любом случае в обрядах и мифах большую роль играло именно это животное, рожденное мифологической женщиной и периодически умерщвляемое. Различия в материальных свидетельствах обрядов и представлений с теми, которые известны из Юго-Восточной и Восточной Турции более раннего времени, очень заметны. Чатал-Хююк и подобные ему поселения, еще мало известные, относятся к новому этапу осмысления мира. Природа более отдаляется от общества, хотя в условиях традиционного сельского хозяйства не может быть ему противопоставлена. Однако общество движется в данном направлении. В этой связи примечательно, что женское существо имеет большее значение в земледельческой деревне Чатал-Хююке, где оно почитается в пределах семей (об ином пока трудно судить), чем в поселениях оседлых охотников и собирателей.
В античном мире были хорошо известны божества анатолийцев, олицетворявшие грозные и благодетельные силы природы - Кибела и Аттис, а также многочисленные богини, почитавшиеся по всей Анатолии. Их культ был оргиастическим, и их мужские партнеры - сыновья и возлюбленные - выступали как гибнущие от их притягательной силы, но потом, благодаря этим же богиням, появляющиеся вновь. Капризы погоды горной страны Анатолии управлялись этими божествами, в оргиастических культах. В воинственных плясках сопровождающих их духов звучат голоса ветров и бурь. В осмыслении этих природных явлений просвечивает социальная ситуация. Специфика женского характера в условиях, когда женщина не играет подчиненную роль, переносится на явления природы. Конечно, все эти представления, вернее их элементы, существовали и прежде, но у настоящих оседлых земледельцев они уже отлились в формы, которые дошли до нас благодаря античным источникам, хотя персонажи мифов неолитических людей еще не стали богинями и богами.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 На русском языке см. например: Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994; он же. Путь масок. М., 2000.
2 Neolithic in Turkey. The Cradle of Civilization. New Discoveries. Ed. Ozdogan M., Bajsgelen N. Istanbul, 1999.
3 Rosenberg M. Hallan Cemi // Neolithic in Turkey...
4 Ozdogan A. Cayonu // Neolithic in Turkey...
5 Hauptmann H. The Urfa Region // Neolithic in Turkey...
Антонова Е. В. Обряды и верования первобытных землевладельцев Востока. М., 1990.
7 Hodder I. Renewed Work at Catalhoyiik // Neolithic in Turkey...
8 Ibid.
9 Антонова Е. В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. М., 1984. С. 215.
стр. 126
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |