Libmonster ID: UZ-1490

М.: Юрайт, 2016. - 456 с.

Выход в свет очередного учебника по истории религий вряд ли сегодня может удивить научную общественность и тем более взволновать студенческую среду. В то же время каждый раз это - значимое событие, которое одновременно проявляет и формирует "дискурсивное пространство" современного российского религиоведения. Учебник, изданный под редакцией профессора кафедры социологии Тверского государственного университета В. Ю. Лебедева и профессора кафедры социологии и религиоведения Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена А. М. Прилуцкого1, является неотъемлемой частью этого пространства.

При написании учебника авторы стремились соблюсти баланс между традицией и новацией, не принося "классику" в жертву "модерности", и сформировать у студентов целостное представление о мировых религиях, о наиболее значимых национальных (этнических) религиях, а также о новых религиозных движениях. Эта установка определила своего рода двухслойность текста, которая является его характерной особенностью.

Следуя классическому историческому подходу, авторы рассматривают различные формы религиозности - от первобытных религий до развитых теологических систем, справедливо указывая на то, что описать все существующие религии на страницах одного учебника невозможно да и вряд ли необходимо. К новациям можно отнести особый акцент на эволюции религии в современном мире - на таких феноменах, как религиозный модернизм, фундаментализм, традиционализм, экуменизм, "постконфессиональный мир", секуляризация, постсекуляризация и др. (с. 407-445).

Учебник открывается "религиоведческим минимумом" - сведениями о предмете и структуре религиоведения, его историко-философских предпосылках и основных теориях (с. 9-37). Для более эффективного усвоения материала в текст включены небольшие,

1. Когда работа над написанием учебника была уже завершена, авторский коллектив постигла утрата: на 66-м году жизни скончался заведующий кафедрой религиоведения Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена профессор А. Ю. Григоренко.

стр. 320
но емкие цитаты из классических и современных историко-религиоведческих работ, которые раскрывают сущность различных научных подходов и концепций.

За этой классической схемой прослеживается второй слой, касающийся теоретико-методологических проблем изучения истории религий, а также религиоведческого образования в России.

Проблема подхода. В предисловии авторы акцентируют внимание на том, что при написании учебника придерживались принципа идеологической нейтральности и научной непредвзятости: "Отказавшись от апологетики тех или иных религий и конфессий, мы стремились к объективному и корректному изложению фактологии, ставили цель максимально широко познакомить читателя с существующими научными трактовками анализируемых явлений. При таком подходе является важным корректное изложение имеющихся в науке точек зрения, позволяющее читателю сделать вывод о степени их убедительности" (с. 6).

Преодоление крайностей конфессиоцентризма и секуляризма является одной из важнейших задач современного российского религиоведения. В. Ю. Лебедев в своих работах целенаправленно проводит мысль, что "в исторической и социальной динамике проблема соотношения религиозного и светского существовала едва ли не с древнейших времен, при этом известны как локальные, так и глобальные волны секуляризации и десекуляризации... Причин, лежащих в основе современного взаимодействия секулярного и религиозного сознания, довольно много, причем в обоих взаимодействующих системах. Говоря о новом качестве постсекулярного сознания, стоит отметить: вместо традиционного поиска "неразрешимых противоречий" нужно искать общие проблемные поля, благо многие из них лежат едва ли не на поверхности (правда, зачастую намеренно "забываются" в ситуации конфронтации)"2.

В свою очередь А. М. Прилуцкий считает, что религиоведение может быть сферой диалога различных мировозренченских позиций: "Религиоведы не должны бояться тео-

2. Лебедев В. Ю., Федоров А. В. Религиозный кинотекст и "предельные вопросы" в условиях постсекулярного мира: экзистенциализм как общее поле религиозной и светской проблематики // Понимание и рефлексия в культуре, науке и образовании [Электронный ресурс]: материалы всероссийской научно-практической интернет-конференции и круглого (20 октября - 23 декабря 2015 г.) / отв. ред. Н. Ф. Крюкова. Тверь, 2016. С. 107, 108-109.

стр. 321
логии: в современном мире эти науки, при всей очевидности различий в подходах, дополняют друг друга. История религии является прекрасной платформой взаимодействия религиоведческого и теологического подхода, а анализ сакральных текстов является пространством их взаимодействия" (с. 7). По его мнению, в условиях продолжающейся институционализации теологии изоляция последней от религиоведения существенно обедняет ее предметное поле3. С другой стороны, "обращение к теологическим наработкам позволит религиоведу не только прояснить значение целого ряда терминов и понятий, избежать фактических ошибок, но и глубже понять предмет исследования"4. Другими словами, автор настаивает на необходимости многоаспектного рассмотрения феномена религии, "коррелятивности" в этом процессе различных мировоззренческих позиций.

Проблема источниковедческой критики. К сожалению, приходится признать, что современные исследования, посвященные истории религии, зачастую сводятся к описательному нарративу без должной критики источников. Это касается также программ подготовки по направлениям "Религиоведение", "Религиоведческое образование", а также самих дисциплин "История религий", "Религиоведение", в которых, как правило, не предусмотрены занятия, посвященные работе с источниками.

Стараясь решить эту проблему, авторы включили в учебник фрагменты сакральных и вероучительных текстов, чтобы студенты могли составить представление об особенностях становления и развития той или иной религиозной традиции. Позиция авторов такова:

"Сегодня, как никогда раньше, требуется критическое отношение к информации - иначе читатель может стать жертвой авторской недобросовестности, лженауки, коммерческого проекта, спекулирующего на присущей человеку "тяге к таинственному"... Изучать историю религии по оккультным спекуляциям, трудам современных эзотериков, обладателей дико-

3. Прилуцкий А. Религиоведение: учебник и практикум для академического бакалавриата. Под редакцией А. Ю. Рахманина / А. Ю. Рахманин, Р. В. Светлов, С. В. Пахомов, М. Ю. Смирнов, Д. В. Шмонин, М. Ю. Хромцова. М.: Юрайт, 2016. - 307 с. // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. N 2. С. 403.

4. Прилуцкий А. М. Современное российское религиоведение: вызовы и перспективы институциализации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. N 1. С. 112.

стр. 322
винных титулов и квазинаучных степеней явно не стоит. Залог успеха исследовательской работы состоит в двух условиях, которые можно кратко суммировать так: метод и источники [курсив мой. - Д. Г.] - именно на это мы всегда рекомендуем обращать внимание" (с. 447).

Важно также подчеркнуть, что при написании учебника авторы учитывали противоречивую роль религии в современных процессах, сопряженную с ее политизацией и идеологизацией. В этой ситуации, вслед за великим гуманистом Эразмом Ротердамским, им оказался близок принцип "иронизирующего саморазоблачения": "Вдумчивый читатель может обратить внимание на то, что в некоторых местах авторы позволяют себе иронизировать. Это так, но никогда на страницах учебника иронии не подвергаются религиозные верования и обряды, элементы религиозных культур. Авторы уверены в том, что религиозные традиции законно претендуют на уважение, и отказывать им в этом - значит свидетельствовать как минимум о собственной низкой культуре. Тот, кто не уважает чужих религиозных взглядов, не уважает тем самым собственное мировоззрение. Однако ирония уместна применительно к дилетантским, предвзятым, ангажированным подходам к изучению религии, к таким версиям религиоведения, которые под видом науки насаждают идеологию, упрощают до профанирования предмет исследования. В этом случае авторская ирония является экспрессивным способом заставить читателя задуматься над правомочностью отдельных выводов, предположений, дефиниций" (с. 7).

По нашему мнению, потенциальная читательская аудитория рассматриваемого учебника не ограничивается студентами. Он может вызвать интерес у широкого круга читателей, интересующихся религиоведческой проблематикой, а также у представителей собственно "религиоведческой среды", которые озабочены вопросами методологии.

стр. 323


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/Лебедев-В-Ю-Прилуцкий-А-М-Григоренко-А-Ю-История-религий-учебник-для-академического-бакалавриата

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Azamat UsmanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Usmanov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Д. Головушкин, Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М., Григоренко А. Ю. История религий: учебник для академического бакалавриата // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 27.12.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/Лебедев-В-Ю-Прилуцкий-А-М-Григоренко-А-Ю-История-религий-учебник-для-академического-бакалавриата (date of access: 19.02.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Д. Головушкин:

Д. Головушкин → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Azamat Usmanov
Ташкент, Uzbekistan
63 views rating
27.12.2024 (54 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Примеряют золушки?сапоги
3 days ago · From Golem Anzhanov
КАК ДЕСАНТНИКИ С "ТИГРИСОМ" БАНЮ ДЕЛИЛИ
4 days ago · From Golem Anzhanov
Боевая учеба: один выстрел - семь в уме?
4 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Как предупредить наркоманию?
Catalog: Разное 
7 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их
Catalog: История 
8 days ago · From Golem Anzhanov
О культуре и контркультуре
10 days ago · From Golem Anzhanov
THE WORKING CLASS OF UZBEKISTAN IN THE PERIOD OF DEVELOPED SOCIALISM
Catalog: История 
17 days ago · From Azamat Usmanov
APPLICATION OF QUANTITATIVE METHODS AND COMPUTERS IN HISTORICAL RESEARCH
17 days ago · From Azamat Usmanov
THE FAILURE OF THE IMPERIALIST POLICY FROM A POSITION OF STRENGTH IN RELATION TO THE U.S.S.R.
19 days ago · From Azamat Usmanov
THE RUSSIAN WORKING CLASS FROM ITS BEGINNINGS TO THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY
20 days ago · From Azamat Usmanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М., Григоренко А. Ю. История религий: учебник для академического бакалавриата
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android