Ключевые слова: Северная Африка, африканский ренессанс, глобальный кризис, "Большая арабская революция", реформы
Сначала 2000-х гг. в странах Северной Африки (СА) в условиях стремительного взлета мировых цен на нефть и другие энергоносители отмечался продолжительный экономический подъем. Он выразился в ускоренном развитии таких отраслей, как нефтегазовая и обрабатывающая промышленность, туристический сектор, производственная инфраструктура, ряда других и стал следствием стремления в странах региона модернизировать свои экономики. Среднегодовые темпы роста ВВП в государствах Магриба в 2000 - 2005 гг. составили 3,2%. В последующие годы они продолжали увеличиваться, достигнув в предкризисном 2007 г. своего пика (ок. 5% и выше).
Рост был прерван глобальным финансово-экономическим кризисом, который разразился во второй половине 2008 г. К середине - концу 2009 г. появились признаки того, что он пошел на спад.
Однако затем, с конца 2010 г., последовали потрясения, которые в истории стран Северной Африки и Ближнего Востока оказались беспрецедентными по своим масштабам, глубине и последствиям. Способен ли регион оправиться от понесенного в ходе волнений ущерба, вернуться к нормальной жизни?
ТЕНДЕНЦИИ ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Основные макроэкономические показатели в большинстве стран Магриба в период 2000 - первая половина 2008 гг. отличались устойчивой тенденцией к росту. В 1998 г. поступления от вывоза нефти крупнейших экспортеров "черного золота" СА составили: в Алжире - $5,68 млрд, Ливии - $5,98 млрд, спустя 10 лет они выросли в 8 - 9 раз (!) и достигли, соответственно, $50,0 млрд. и $41,0 млрд1. Ощутимо возрос и показатель годового дохода на душу населения, который в 2010 г. в Ливии составил $13,8 тыс., в Алжире - $7,4 тыс., Тунисе и Марокко, соответственно, - $9,5 тыс. и $4,9 тыс.
Несмотря на многие объективные трудности социального, политического и экономического характера, препятствовавшие интеграционным процессам, с начала 2000-х гг. североафриканские страны активно стремились подключаться к региональным и межрегиональным торгово-экономическим союзам и альянсам. Среди них, в частности, Средиземноморская зона свободной торговли, создание которой ожидалось к 2012 г.; участие в амбициозном энергетическом проекте DESERTEC2, предусматривающем размещение в пустыне Сахара солнечных батарей с целью обеспечения электроэнергией Северной Африки, а в дальнейшем и стран Европы.
В странах региона наметились некоторое укрепление национальных экономик, рост деловой активности, существенно увеличились золотовалютные резервы. Получили развитие совместные проекты по строительству предприятий-смежников, в том числе крупных компаний. Среди последних такие гиганты, как Airbus3, Daimler Benz, Pfizer, Procter & Gamble, BASF Hoechst, Heinz (авиационная, автомобильная промышленность, производство продуктов питания, строительство, фармацевтика, нефтега-
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Грант N 09 - 02 - 00551 а/р "Роль человеческого капитала в формировании образа страны в многополярном мире: сравнение российских и африканских реалий".
зовая индустрия и др.). Эксперты начали поговаривать о возможном "африканском ренессансе" в третьем тысячелетии4.
Казалось, увеличившийся приток внешних ресурсов - иностранных инвестиций, экспортных доходов, переводов рабочих-мигрантов, поступлений от иностранного туризма, эффект проводимых прорыночных реформ, включая крупные поступления в госбюджет от продажи части госкомпаний, углубление диверсификации отраслевой структуры национальных экономик позволят переломить застойные, кризисные тенденции в экономике и социальной сфере стран СА, характерные для 80-х - 90-х гг. XX в.
Однако разразившийся в 2008 г. глобальный финансово-экономический кризис поставил под сомнение большинство прежних оценок и прогнозов относительно ближайшего экономического будущего Северной Африки.
Впрочем, длительный экономический подъем 2000-х в условиях относительной стабильности внутриполитической ситуации не только при появлении первых признаков, но и при последующем их нарастании, не слишком встревожил, и многим казалось - дело обойдется лишь очередной корректировкой проводимого курса...
ПРОГНОЗЫ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА
На первом витке кризиса эксперты и международные инвесторы задавались вопросом, не будут ли нарушены тенденции последних докризисных лет, во многом связанные с возросшим притоком иностранных инвестиций, и не превратится ли приток капитала в его отток.
Тем не менее, начальный период развития кризиса прошёл для североафриканских экономик относительно спокойно. В то время как банки по всему миру втягивались в водоворот операций на ипотечном рынке США, оказавшегося в эпицентре глобального финансового кризиса, финансовый сектор в странах Северной Африки оставался относительно стабильным. Во многом это произошло благодаря ряду превентивных мер, реализация которых была начата ещё в докризисное время (реформирование финансового сектора, форсированная либерализация торговли, поддержка интеграционных процессов в хозяйственной сфере)5.
Однако возник резонный вопрос - насколько эта стабильность выдержит проверку временем? Одни эксперты полагали, что такие факторы, как незрелость финансового сегмента североафриканских государств, незавершенность процесса формирования рынка капиталов, сохраняющиеся очаги конфликтов, а также неизбежная рецессия, вызванная мировым экономическим кризисом, подвергнут значительной эрозии имидж "тихой гавани" африканской экономики. Аналитики американского инвестиционного банка Морган Стэнли6 ожидали масштабного (до 25%) сокращения потока капитала в североафриканские страны7, так как в трудные времена для европейской финансовой системы риски инвестирования в страны "третьего мира" могли легко отпугнуть вкладчиков.
ЭКОНОМИКА МАРОККО ПОД ДАВЛЕНИЕМ КРИЗИСА
В Марокко влияние мирового кризиса на экономику страны изначально оценивалось сдержанно. "Мировой кризис не затронул Марокко", - сообщил директор центрального банка Марокко Аль-Магриб Абделлатиф Джуахри. Действительно, банковская система страны только начинала выходить на международные финансовые рынки, и лишь около 4% активов марокканских банков были вложены за рубежом. По словам Джуахри, активы сектора недвижимости (в стоимостном выражении они соответствовали примерно 14% валового национального продукта Марокко) относились в основном к сектору муниципального жилищного строительства, а потому были застрахованы государством8.
Тем не менее, полностью отгородиться от кризиса марокканцам не удалось. Падение потребительского спроса в развитых странах, главным образом на европейских рынках, оказало ощутимое влияние на экономику страны. В 2009 г. объём марокканского экспорта сократился до $14,75 млрд. - более чем на 5 млрд. меньше объёма 2008 г., импорт составил около $31 млрд. (40 млрд. в 2008 г.). Реальный рост ВВП также снизился - до 4,9% (5,6% в 2008 г.). Ослабление марокканского дирхама к началу 2009 г. отрицательно сказалось на золотовалютных резервах страны, их объем к началу 2009 г. сократился с $22,7 до $21,5 млрд.
Незавидная участь предрекалась важнейшему сектору реальной экономики Марокко - индустрии туризма. Согласно официальным данным, опубликованным министерством туризма Марокко, уже в период с января по май 2009 г. количество выкупленных номеров в отелях страны было на 3% ниже, чем в том же периоде 2008 г. Доходы туристического бизнеса в иностранной валюте в I квартале 2009 г. оказались на 19% меньше аналогичного показателя I квартала 2008 г.9
Туристический сектор является приоритетным для Марокко. Правительство страны поставило цель достичь к 2010 г. ежегодного притока отдыхающих в 10 млн. человек и, таким образом, увеличить долю индустрии туризма и смежных с ней отраслей в ВВП до 20%10. Для решения этой задачи было намечено реализовать ряд проектов по развитию туризма в городах по всей стране. В частности, Plan Azur11 предусматривал создание шести новых курортов в таких районах, как Пляж-Бланш и Ликсус, а также серьёзную модернизацию транспортной инфраструктуры12.
Однако мировой конъюнктурный спад поставил под сомнение осуществление намеченных проектов. В этой связи министерство туризма Марокко приняло решение создать рабочую группу для разработки гибкой и эффективной антикризисной стратегии, включавшей ряд мер, направленных на поддержку развития тури-
стической индустрии13. Суть этой стратегии заключалась в проведении PR-кампаний, рассчитанных на привлечение туристов в страну. Особый акцент был сделан на проведение в самом Королевстве выставок достижений туристической отрасли экономики Марокко и на участие страны в международных выставках туризма. Значительное внимание уделялось также расширению туристическим бизнесом своего пространства в Интернете.
Тем не менее, сроки достижения отдельных намеченных целей пришлось несколько сдвинуть на более поздний период, число иностранных туристов, посетивших Марокко в 2010 г., составило, по предварительной оценке, 9,2 млн. человек, полученные в отрасли доходы оценивались в $7,6 млрд14.
Что касается лидера марокканской добывающей промышленности - фосфатной индустрии, то, несмотря на некоторое снижение цен на сырье, ее позиции представлялись достаточно устойчивыми, а перспективы дальнейшего развития выглядели относительно безоблачными: предприятия фосфатной индустрии, являясь государственно-частными, гарантировано обеспечены государственным финансированием. Более того, в условиях мирового продовольственного кризиса формировалась тенденция роста спроса на их продукцию.
К тому же, снижение цен на энергоносители в 2008 - 2009 гг. оказалось позитивным для национальной экономики Марокко, обладающего весьма скромными запасами энергоресурсов: падение цен на нефть ощутимо уменьшило нагрузку на торговый баланс.
Наряду с этим, принятые в ведущих центрах мирового хозяйства, да и в самом Марокко антикризисные меры позволили несколько выправить начавшую было принимать угрожающий характер ситуацию. Одним из признаков этого явилась обозначившаяся во второй половине 2009 г. тенденция роста золотовалютных резервов Королевства и снижение уровня безработицы (9,1% в 2009 г. против 9,6% в 2008 г.).
АЛЖИР: "НЕФТЕГАЗОВАЯ ЭКОНОМИКА" В УСЛОВИЯХ ВОЛАТИЛЬНОСТИ МИРОВЫХ РЫНКОВ
В Алжире вопрос о последствиях финансового кризиса для экономики страны выглядел иначе, чем в соседнем Марокко. Государство связано с мировой экономикой поставками своих нефтегазовых ресурсов: 98% экспорта страны приходится на углеводороды. Вследствие этого возможное значительное снижение мировых цен на нефть в условиях глобального кризиса, безусловно, способно ощутимо ухудшить экономическую ситуацию в Алжире. По оценкам специалистов, рецессия национальной экономики могла стать критической при цене за баррель в $80 и ниже.
Вследствие снижения цен на жидкие и газообразные углеводороды в 2008 - 2009 гг. реальный рост ВВП Алжира сократился с 3,1% в 2007 г. до 2,2% в 2009 г. Сохранять экономику на плаву в условиях кризиса помогли невиданные в истории страны накопленные золотовалютные резервы в размере около $150 млрд, что на сегодняшний день способно покрывать импортные потребности Алжира в течение примерно трех-четырех лет. Тем не менее, рост золотовалютных резервов Алжира под влиянием уменьшения спроса на нефть замедлился. Если в 2005 - 2007 гг. резервы пополнились на $77,5 млрд, то с 2008 по 2009 гг. они увеличились лишь на 6 млрд15. Существенно сократился и объём экспорта - $78 млрд. в 2008 г. и $43 млрд. в 2009 г. (около $53 млрд. в 2010 г.), что подтвердило уязвимость экономики вследствие колебаний европейского спроса на "черное золото". В этих условиях страна вынуждена была сдерживать быстрый рост импорта, который за тот же период времени умеренно возрос - с $38 до $39 млрд.
На долгосрочную перспективу у Алжира запланирован целый ряд проектов16 с целью выстроить в стране эффективную промышленность. Они включают развитие таких отраслей, как нефтехимия, добыча фосфатов, производство минеральных удобрений, стали и алюминия. Эти проекты проходят стадию подготовки и начала их практической реализации. Несмотря на указ об ограничении доли иностранных инвесторов в подобных проектах 50%, участие зарубежных предпринимателей, безусловно, остается необходимым условием их успешного продвижения. Однако привлечение капиталов из-за рубежа может оказаться под угрозой в результате обвала рынков капитала. В последний период международными специалистами производилась первая за много лет оценка запасов нефти и газа в Алжире, результаты данной оценки отразят инвестиционную привлекательность страны для зарубежных вкладчиков17.
ТУНИССКАЯ ЭКОНОМИКА ПОД ПРЕССОМ КРИЗИСА
Структура экономики Туниса в ряде черт схожа с марокканской. Здесь сравнительно высока доля отраслей обрабатывающей промышленности. Внешнеэкономические связи в значительной мере ориентированы на страны - члены Европейского Союза. Объёмы добычи нефти и газа весьма скромны, и Тунис в отдельные годы даже вынужден был прибегать к импорту нефти, однако в 2000-е гг. обе страны почти полностью удовлетворяют внутренние потребности страны.
Со времени обретения независимости (1956 г.) правительство Туниса придерживалось политики диверсификации отраслевой структуры национальной экономики с акцентом на поддержку экспортных отраслей. Такая политика принесла немалые плоды: промышленный экспорт, доходы от индустрии туризма, поступления иностранной валюты от вывоза продукции сельского хозяйства в Европу, трансферты тунисских рабочих, работающих за рубежом в течение длительного времени,
служили источником крупных поступлений в твердой валюте.
И все же, обеспокоенность, и оправданная, проявилась и в этой, наиболее экономически развитой стране региона. 9 октября 2008 г. в Тунисе было объявлено о создании государственного органа для мониторинга глобальной экономической и финансовой ситуации, выработке мер по стимулированию развития экономики страны, преодолению негативных последствий кризиса.
Принятое решение стало реакцией на негативные тенденции, проявившиеся в хозяйственной жизни. Хотя открытие рынка недвижимости международным инвесторам здесь находилось в самом начале, так что даже при росте цен на недвижимость в последнее время говорить о каком-либо перегреве данного сектора экономики не приходится, тем не менее, с 2008 г. макроэкономические показатели здесь снизились. В 2009 г. - в наиболее активный период кризиса - темпы роста экономики Туниса сократились до 3% (по другим данным - до 0,3%). Это, в свою очередь, повлекло за собой рост безработицы, давно превысившей критически опасный уровень (в 2010 г. 13,3%, в 2007 г. аналогичный показатель составил 12,4%). Золотовалютные резервы страны при этом выросли к концу 2009 г. с $8,8 до $11,1 млрд18. В 2010 г. в экономике страны наметились признаки стабилизации и начала роста: согласно оценкам МВФ, ВВП увеличился на 3,8%19. При условии адекватной реализации проводившихся в хозяйственной сфере реформ страна имела шансы возобновить активный рост экономики, как было в докризисные годы.
Более проблематичным было положение в одном из ключевых секторов тунисской экономики - обрабатывающей промышленности, в которой доминируют текстильная отрасль, производство электрических кабелей, автомобильных узлов и агрегатов. Все эти сектора напрямую зависят от спроса на рынках европейских стран, который вследствие кризиса сократился. В результате экспорт тунисской продукции к 2010 г. снизился с 12,5 до 8,5 млрд. евро, т.е. более чем на 30%20. Более остальных был затронут текстильный сектор, на который приходится около четверти экспорта страны: к концу 2009 г. экспорт текстильной продукции снизился на 20%. Постепенное оживление данной отрасли началось в первом квартале 2010 г. (экспорт ее продукции вырос на 3%), что дало основание говорить о преодолении одним из ведущих секторов экономики Туниса глобального конъюнктурного спада. Закреплению данной тенденции должна была содействовать программа модернизации промышленных мощностей, разработанная с учетом последствий кризиса.
Проверкой экономики Туниса на прочность перед лицом кризиса было продолжение - в условиях снижения потока иностранных инвестиций - строительства в городе Энфида нового аэропорта, призванного благодаря его близости к основным курортным зонам страны принимать значительную часть отдыхающих со всего мира. В связи с кризисом строительство этого объекта, начатое в 2007 г., могло быть заморожено на неопределенный срок; однако проект был все же реализован и открыт в октябре 2009 г.21
2009 г. показал относительную устойчивость туристической отрасли Туниса к конъюнктурным колебаниям в мировой экономике. Преимущество Туниса - в весьма привлекательных ценах на отдых и уровне сервиса. С января по июнь 2009 г. страну посетили около 2,2 млн. человек, из которых 1 млн. - европейцы. За первые пять месяцев 2009 г. доходы туристического бизнеса Туниса выросли на 3%.
Несомненно, одной из причин, породивших массовое протестное движение в стране, стали кризисные тенденции в хозяйственной жизни конца первого десятилетия XXI в. Однако в основе политического кризиса, приведшего к падению режима Бен Али, лежала не одна, а комплекс причин.
Тунисская революция, прежде всего и главным образом, стала следствием кризиса авторитарной системы правления, жесткого подавления оппозиции, пагубного влияния на общество коррупции, поразившей правящую верхушку, и других, не менее острых застарелых социальных болезней, плохо поддающихся оперативным методам лечения, прежде всего высокого уровня безработицы среди молодежи, который по отдельным группам варьировал от 30 до 60%, многократно превысив критические отметки.
ИТОГИ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ, ПОСЛЕДСТВИЯ ПОТРЯСЕНИЙ
Итак, страны Северной Африки не избежали спада в своих экономиках, вызванного мировым финансово-экономическим кризисом. Программы развития экономики нефтедобывающих стран Магриба оказались под негативным, хотя и непродолжительным, воздействием снижения мировых цен на углеводороды. Среднемировая цена на нефть, составлявшая в середине июля 2008 г. порядка $159 за баррель, к концу октября 2008 г. упала до $60, эта тенденция сохранилась в начале 2009 г. ($40 - 45). Значительное снижение цены на нефть и на газ в течение 2008 г. в особенности болезненно ударило по экономике Алжира - крупнейшего экспортера газа среди стран Ближнего Востока и Северной Африки. Лишь с октября 2009 г. наметилась тенденция роста цены на нефть, которая впервые с октября 2008 г.22 превысила $75 за баррель, год спустя - к октябрю 2010 г. - достигла отметки в $81 (св. $120 в начале II квартала 2011г.)23.
5 декабря 2008 г. в Тунисе прошел бизнес-форум. На нем представители торговых организаций стран Союза Арабского Магриба* приняли решение об организации подобных встреч каждые три месяца в целях об-
* Союз арабского Магриба (Union du Maghreb Arabe UMA). Создан в 1989 г. для достижения экономической и политической интеграции стран Северной Африки. Членами САМ являютсяАлжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис.
суждения координации действий по экономической интеграции Магриба и рыночной ситуации в странах региона, были исследованы перспективы развития регионального рынка. Форум проводился тунисским Союзом промышленности, торговли и традиционных производств совместно с германским Фондом имени Конрада Аденауэра24.
Генеральный секретарь Союза Хабиб Бен Яхья отметил на встрече, что активизация объединённого рынка Магриба будет наилучшим ответом возрастающему интересу к Союзу со стороны региональных торгово-экономических союзов и альянсов, в частности, ЕС, а также международных фондов и организаций, таких как МВФ и Всемирный банк. "Все эти объединения, - подчеркнул он, - считают формирование Союза Магриба (который в течение нескольких десятилетий оставался лишь "на бумаге" - прим. авт.) необходимым шагом как к сохранению безопасности и стабильности в регионе, так и для открытия горизонтов инвестирования в перспективный рынок Магриба"25.
В настоящее время рынок Магриба обслуживает около 85 млн. потребителей, к 2020 г. их число достигнет 120 млн. Между тем, страны Магриба на сегодняшний день экспортируют на рынки государств-членов ЕС больше товаров, чем своим региональным соседям. Несмотря на попытки, предпринимаемые странами Магриба для развития двусторонних торгово-экономических отношений, их объём составляет лишь около 3% от внешнеторгового оборота стран региона.
На встрече представителей торговых организаций стран Магриба (Тунис, ноябрь 2008 г.) управляющий директор МВФ Доминик Стросс-Кан подчеркнул, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса для государств региона, как никогда прежде, важно интенсифицировать усилия по развитию межмагрибинской экономической интеграции26.
Экспертное сообщество рассматривает ее и как ключевой фактор стабильности в условиях сохранения кризисных тенденций, и как необходимое условие для решения самой важной региональной экономической задачи XXI века - создания благоприятного инвестиционного климата в странах Северной Африки, позволяющего мобилизовать имеющиеся разнообразные внутренние ресурсы - человеческие, агроклиматические, сырьевые и, что особо необходимо подчеркнуть - внешние, прежде всего иностранные инвестиции.
На их основе появляется возможность реализовать крупные инвестиционные мегапроекты регионального и межрегионального масштаба. Среди них - проекты в области энергетики (строительство новых и повышение пропускной способности действующих транссевероафри канских-южноевропейских нефте- и газопроводов, единой энергетической системы Северной Африки, ее подключение к энергосистемам Европы и Тропической Африки и др.), производственной инфраструктуры (транссевероафриканские шоссе и железная дорога), в сфере индустрии туризма, динамично выдвинувшейся в число приоритетных направлений экономического и социального развития и др.
Наряду с другими мерами они открывают реальную возможность переломить к лучшему экономическую ситуацию в странах Арабского Магриба, несмотря на значительный ущерб, который был нанесен экономике вследствие паралича нормальной экономической жизни (по разным оценкам, только в Тунисе прямые экономические потери составили от $1,5 - 2 до $3 - 5 млрд). Однако эти задачи могут быть решены лишь в условиях внутриполитической стабильности и успешной реализации реформ, о которых объявлено в ряде стран региона после потрясений конца 2010 - начала 2011 гг.
1 Chapman S. Oil in the Middle East and North Africa. Based on the original essav by Richard Johns - in: The Middle East and North Africa. 2009. L., 2009. P. 160.
2 http://www.desertec.org/en/concept/
3 http://www.businessweek.com/magazine/content/09_11/b4123 038640646.htm, http://www.africanews.com/site/list_messages/20435
4 БИКИ. М., N 55, 20.05.2008. C. 1; N 122, 26.11.2010. С. 1, 4.
5 http://www.yacout.info/Middle-East-and-North-Africa-driving-out-of-the-financial-crisis_al4 02.html
6 http://www.morganstanley.com
7 http://www.neues-deutschland.de/artikel/138152.finanzkrise-erreicht-afrika.html
8 http://www.magharebia.com/cocoon/awi/xhtmll/en_GB/features/awi/features/2008/09/30/feat ure-01
9 http://www.magharebia.com/cocoon/awi/xhtml 1 /en_GB/features/awi/features/2009/06/22/feature-03
10 http://www.tourisme.gov.ma/english/2-Vision2010-Avenir/1-en-bref/enbref.htm#
11 http://www.propertyborders.co.uk/planazur.asp
12 http://en.wikipedia.org/wiki/Tourism_in Morocco
13 http://www.magharebia.com/cocoon/awi/xhtmll/en_GB/features/awi/features/2008/12/30/feat ure-01
14 http://moroccanfinance.blogspot.com/2011/01/85-million-tourists-visited-moroccoin.html
15 The Middle Easte North Africa. 2009. L., 2009. P. 228.
16 http://www.gtz.de/de/weltweit/maghreb-naher-osten/4074.htm
17 http://www.gtai.de/fdb-SE,MKT200810168007,Google.html
18 http://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/ geos/ts.html
19 http://www.imf.org/external/pubs/ft/survey/so/2010/car0910 10a.htm
20 http://www.english.globalarabnetwork.com/201002014628/ Industry/tunisia-diversifying-trading-partners-shifting-towards-technology-intensive.html
21 http://www.airport-technology.com/projects/enfidha/
22 http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id-1307899
23 http://www.oil-price.net/
24 http://www.maghrebarabe.org/en/news.cfm?type=2&id=88
25 http://www.maghrebarabe.org
26 http://www.maghrebarabe.org
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |