7 декабря 2012 г. в пригороде Оксфорда в Великобритании скоропостижно скончалась известный политолог и историк Мария Беннигсен-Броксап (Marie Bennigsen-Broxup). Ее книги, статьи и прежде всего созданные и много лет редактировавшиеся ею научные журналы по истории и политологии Центральной Азии и Кавказа внесли заметный вклад в изучение ислама в России XVIII-XX вв.
Мария Беннигсен родилась в Париже 29 июля 1944 г. в семье Александра Адамовича Беннигсена (1913-1988), участника французского движения Сопротивления, потомка участника Отечественной войны 1812 г. генерала от кавалерии Леонтия Беннигсена. Ее дед граф Адам Павлович Беннигсен (1882-1946) эмигрировал из Советской России в самом конце Гражданской войны. Из Новороссийска его семья перебралась в 1920 г. сначала в Галлиполи в Турцию, затем в Эстонию, пока не обосновалась в 1923 г. во Франции. Отец Марии хорошо известен всем занимающимся мусульманами российского Востока, как создатель крупнейшей в Европе и США времен "холодной войны" школы исследований ислама в России. Перу Александра Беннигсена принадлежит целый ряд обзорных энциклопедических и аналитических работ о взаимоотношениях мусульманских элит и общин с государством в советской и дореволюционной Средней Азии, Поволжье и на Кавказе. В послевоенные десятилетия, когда изучение российских, особенно современных, форм ислама в СССР было под негласным запретом, а изыскания на эту
тему в советских архивах просто немыслимы, он и его ученики собрали обширную базу данных публикаций об исламе в Российской империи и СССР на русском и европейских языках.
Мария Беннигсен-Броксап продолжила дело отца. Еще до окончания Института живых восточных языков в университете Сорбонны она решила специализироваться по истории российских завоеваний на мусульманском Востоке, прежде всего на Северном Кавказе. Ее первая научная работа была посвящена шейху Мансуру (Ушурме), герою джихада в Чечне конца XVIII в. Позднее, работая в Высшей школе исследований в области общественных наук (Ecole des Hautes Etudes en Sciences Socialcs), она более широко изучала проблематику мусульманского сопротивления на окраинах Российской империи и СССР, о чем немало писала (преимущественно на английском языке). Предметом ее пристального внимания были плохо изученные движения против российского владычества накшбандийского шейха Узун-Хаджжи и имама Наджм ад-дина Гоцинского в горном Дагестане и Чечне конца Гражданской войны и первой половины 1920-х гг.
В 1983 г. Мария выпустила в соавторстве с Александром Беннигсеном монографию "Исламская угроза советскому государству". Особый интерес в этой книге представляет анализ советской национальной политики в отношении мусульманских народов и меньшинств на восточных окраинах страны. Гипотеза авторов книги о том, что мусульманские национальные меньшинства представляют серьезный вызов советской власти на Востоке, пользовалась широкой популярностью в советологии 1980-х гг. В 1992 г. под редакцией и с участием М. Беннигсен-Броксап вышел в свет сборник статей "Северокавказский барьер на пути российского продвижения на мусульманский Восток". В 1997 г. была опубликована монография "Борьба чеченцев за независимость", написанная ею в соавторстве с известным израильским кавказоведом Моше Гаммером. В ней она убедительно доказывает, что решить чеченскую проблему невозможно без учета богатого опыта взаимоотношений Чечни и России на протяжении последних двух трех веков. Наряду с данными письменных источников и литературы она широко использовала собственные полевые материалы и интервью с политическими лидерами чеченского сопротивления, собранные в регионе начиная с 1993 г. Эти и другие публикации М. Беннигсен-Броксап оказались востребованными и неоднократно переиздавались в разных странах мира.
Немало сил она отдала переизданию редких памятников мусульманской публицистики и краеведения дореволюционной эпохи в русских переводах. Под ее редакцией Общество центральноазиатских исследований опубликовало в 1980-е гг. целый ряд любопытных репринтов начала XX в., включая отчет Главного управления по делам печати Российской империи "Мусульманская печать России в 1910 году"; арабский оригинал и сокращенный русский перевод сочинения по суфийской этике (араб, адаб) на Кавказе, составленного духовным наставником имама Шамиля шейхом Джамал ад-дином Гази-Кумухским ("Накшбандийский тарикат", Петровск, 1905); сокращенный русский перевод хроники секретаря имама Шамиля Мухаммад-Тахира ал-Карахи "Три имама" и др. Издание этих нарративных источников в Советском Союзе в то время по идеологическим причинам борьбы с религией было невозможно.
Но главным делом ее жизни была, конечно, международная научная периодика. Мария сделала себе имя среди востоковедов как главный редактор журнала "Центральноазиатское обозрение" (Central Asian Survey), органа Общества центральноазиатских исследований (Central Asian Studies Society), в котором состояла с 1981 г. Почти четверть века, с 1982 по 2007 г., она возглавляла это издание, превратив его в международный научный форум ученых из разных стран мира, ведущий академический журнал по изучению Центральной Азии и других регионов с советским и колониальным прошлым, прежде всего обширной зоны Евразии от Северного Китая (Синьцзяна) на востоке до Анатолии на западе, от Ирана на юге до Волго-Уральского региона на севере. Здесь было опубликовано немало важных исследований по исламоведению, политологии, социологии и истории мусульман Кавказа, Поволжья и Крыма. Журнал не раз организовывал крупные международные симпозиумы по вопросам истории мусульман России и СССР, в частности конференцию 1990 г. в Оксфорде, посвященную движению имама Шамиля, на которой впервые удалось собрать ведущих специалистов по истории ислама и мусульманских регионов из академических центров и регионов России. Кроме того, под редакцией Марии Беннигсен-Броксап в 1981-1990 гг. выходил бюллетень "Хроника Центральной Азии и Кавказа" (Central Asia and Caucasus Chronicle).
Как один из ведущих экспертов в области изучения мусульман Кавказа и Центральной Азии Мария Беннигсен-Броксап была широко известна как среди ученых, так и среди политиков. В 1981-1990 гг. она была постоянным консультантом по Кавказу МИДа и министерства обороны Франции. В это время и позднее она подготовила немало аналитических материалов с обзором
межнациональных и конфессиональных конфликтов в разных регионах мира. В 2010-2012 гг. она была одним из главных организаторов еженедельных научных семинаров "Кавказ: история и современность" при Высшей школе общественных наук в Париже. Большое место в них уделялось анализу современной общественной, политической и религиозной обстановке в регионе и отдельных республиках Северного и Южного Кавказа. Уже в последние годы своей жизни она немало сделала для организации нового международного академического журнала по кавказоведению под названием "Кавказское обозрение" (Caucasus Survey). Его тервый номер увидел свет уже после ее кончины, в 2013 г.
Марию всегда живо волновало происходящее сегодня на родине ее предков. Она много и часто путешествовала, в том числе в районы, где шли военные действия. Она встречалась со многими лидерами афганского сопротивления ввода советских войск в Афганистан. Вскоре после замужества долго жила в Гонконге, а затем в Москве, где работала корреспондентом британской газеты "Financial Times". С 1980 г. она переехала в Лондон, но уже с 1989 г. часто ездила в регионы советского (и постсоветского) мусульманского Востока: в Татарстан, на Северный Кавказ, в Грузию и Азербайджан. Начиная с 1990-1993 гг. она регулярно посещала Дагестан и Чечню, где не раз бывала даже в годы двух кровопролитных чеченских войн. В 1998-1999 гг. ей удалось взять 20 интервью у ведущих военных и политических лидгров чеченского сопротивления о событиях войны 1994-1996 гг. Чеченский случай особенно интересовал ее как пример долговременного мусульманского сопротивления притязаниям европейских держав с колониальной эпохи до современности.
Мария Беннигсен-Броксап была не только ярким ученым и талантливым организатором науки. Она не могла равнодушно наблюдать за болью и страданиями простых людей и целых народов, оказавшихся жертвами минувших и современных кровавых конфликтов. Во время второй чеченской войны она оказывала действенную поддержку семьям ее жертв, оказавшихся в странах европейского сообщества. С ее участием в Лондоне была создана "Миссия помощи детям Чечни" (Children of Chechnya Action Relief Mission). Ее гостеприимный дом был открыт для выходцев с Северного Кавказа, которому она посвятила свою жизнь. Светлая память о ней навсегда останется в сердцах знавших ее, ее близких, друзей, коллег и учеников.
В. БОБРОВНИКОВ, М. ВАЧАГАЕВ
ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ МАРИИ БЕННИГСЕН-БРОКСАП1.
Bennigsen, Alexandre, Bennigsen-Broxup, Marie. The Islamic Threat to the Soviet State. L.: CroomHelm, 1983.
The North Caucasus Barrier: The Russian Advance Towards the Muslim East / Ed. by Marie Bennigsen-Broxup. L.: Hurst, 1992.
Bennigsen-Broxup, Marie, Gammer, Moshe. The Chechen Struggle for Independence. L.: Hurst, 1997.
The Russian Experience with Muslim Insurgencies: from the North Caucasus in the 19th Century to Afghanistan and Back to the Caucasus. Washington: Jamestown Foundation, 2011.
ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТРУДАХ МАРИИ БЕННИГСЕН-БРОКСАП
Brocrs L. Marie Bennigsen-Broxup // Central Asian Survey. 2013. Vol. 32. N 1. P. 1-2.
1 Сост. В.О. Бобровников.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |