Libmonster ID: UZ-1058

Книга известного американского востоковеда М. Дж. С. Ходжсона (1922 - 1968) [Hodgson, 1955], посвященная идеологии и истории исмаилитов-низаритов, вышла в русском переводе. Благодаря активной благотворительной деятельности имама Ага-хана IV, фонд которого давно и успешно работает во многих, в том числе и весьма взрывоопасных, регионах земного шара, их община сегодня широко известна во всем мире, хорошо интегрировалась в структуру современного мира и сильно вестернизировалась в XX в. Исследование М. Дж. С. Ходжсона стало первым, которое суммировало разрозненные сведения о низаритах и их вероучении и свело их воедино. Сегодня оно признается специалистами классическим.

Прежде всего необходимо уточнить термины. Исмаилиты - последователи одной из крупнейших ветвей шиитского ислама. В середине VIII в. они признали наследником шиитского имама Джафара ас-Садика его старшего сына Исмаила в отличие от большинства шиитов, признавших в качестве его наследника Мусу аль-Казима. Позднее, когда исмаилитская династия Фатимидов образовала свой халифат со столицей в Каире, произошел новый раскол: после смерти халифа аль-Мустансира в 1094 г. одна часть исмаилитов поддержала его сына Мустали, другая - его старшего сына Низара. Мустали стал официальным фатимидским халифом, а Низар вынужден был бежать в Александрию. Там он, в свою очередь, был объявлен халифом. Как отмечает


СПб.: Евразия, 2004. 381 с.

стр. 201


современный исследователь, знаток истории ранних низаритов Ф. Дафтари, "провозглашение Низара как халифом, так и имамом в Александрии подтверждается обнаружением в 1994 г. золотого динара, отчеканенного в 1095 г." [Дафтари, 2003, с. 118]. В 1095 г. Низар потерпел поражение, был взят в плен и казнен. Однако его права признали исмаилиты Северного Ирана, которых в то время возглавлял видный дай (проповедник) Хасан ас-Саббах (1050-е гг. - 1124), создавший там в 1090 г. небольшое самостоятельное государство с центром в Аламуте. Так в исмаилизме появилось течение низаритов, в наши дни возглавляемое имамом Агаханом IV. В эпоху Крестовых походов европейцы начали называть низаритов "ассассинами". Термин этот приобрел негативный оттенок, и "ассассин" стал означать в ряде европейских языков "убийца". Само же слово "ассассин" восходит к арабскому хашиший - употребляющий гашиш. В то время считалось, что в состоянии наркотического опьянения низариты совершали политические убийства.

Распространению этой легенды в Европе сильно содействовал знаменитый путешественник Марко Поло (1254 - 1324), писавший о том, как Горный Старец дурманом заманивал молодых юношей в свой сад, так называемый земной рай, и превращал их в ассассинов. "Проснутся юноши во дворце (на следующий день. - М. Р.), но не радуются от того, что из рая по своей воле они никогда не вышли бы. Идут они к Старцу и, почитая его за пророка, смиренно ему кланяются; а Старец их спрашивает, откуда они пришли. Из рая, отвечают юноши и описывают все, что там словно в раю, о котором их предкам говорил Мухаммад; а те, кто не был там, слышат все это, и им в рай хочется; готовы они и на смерть, лишь бы только попасть в рай; не дождутся дня, чтобы идти туда. Захочет Старец убить кого-либо из важных, прикажет испытать и выбрать самых лучших из своих ассассинов; посылает он многих из них в недалекие страны с приказом убивать людей; они идут, и приказ его исполняют; кто останется цел, тот возвращается ко двору, случается, что после смертоубийства они попадаются в плен и сами убиваются" (с. 357). В этой легенде отражено народное восприятие деятельности Хасана ас-Саббаха и его преемников. К исторической реальности, как показывает М. Дж. С. Ходжсон, легенда, рассказанная Марко Поло, имеет весьма далекое отношение. Именно по этой причине автор уделяет пристальное внимание применению низаритами практики индивидуального террора, в первую очередь против высокопоставленных суннитских лидеров в период, когда ими руководили Хасан ас-Саббах и его первые преемники.

По мнению М. Дж. С. Ходжсона, "сначала слово джихад - священная война - употреблялось для обозначения индивидуального террора, преследовавшего различные религиозно-политические задачи в связи с деятельностью ранних шиитских группировок. У ранних шиитов этот метод борьбы носил название джихад кафи (тайная война) и противопоставлялся открытой пограничной войне. Одна экстремистская шиитская группа называлась хуннак (душители), ибо таков был излюбленный способ убийства у ее приверженцев. Тем не менее ни одна из этих групп не придавала террористическим убийствам столь большого политического значения, которое они приобрели у низаритов" (с. 91).

Очевидно, такая практика была вызвана в первую очередь слабостью политических структур в суннитских государствах того времени, в основном возглавлявшихся сельджукскими правителями, поэтому убийство отдельных султанов, вазиров или крупных военачальников часто вело к общей дестабилизации, сумятице и хаосу в том или ином регионе мусульманского мира. Низариты убивали тех военных и гражданских лидеров, которые вели с ними активную борьбу и противодействовали распространению их вероучения. Иногда речь могла идти о самозащите и мести. По мнению Ф. Дафтари, "решение Хасана ас-Саббаха превратить убийство в инструмент для достижения военных и политических целей явилось, по существу, ответом на политическую раздробленность и военную мощь режима Сельджуков" [Дафтари, 2003, с. 136].

В свою очередь, М. Дж. С. Ходжсон обратил внимание на то, что "исмаилитские убийства отличались от многих убийств, имевших место в мусульманской общеполитической жизни, не только своим менее личным характером, так как они редко служили средством разрешения частных споров и соперничества между отдельными людьми, но и общим антуражем, так как чаще всего они совершались прилюдно и подчас почти что в театральной обстановке: в мечети, при царском дворе. Исмаилиты действовали открыто. Их почти никогда не подозревали в использовании яда" (с. 122).

Яркий пример подобного театрализованного убийства приводит в своих комментариях научный редактор книги М. Дж. С. Ходжсона А. Г. Юрченко, цитируя армянского историка Киракоса

стр. 202


Гандзакеци: "Один из вельмож по имени Орхан, чьей женою была мать султана, особенно сильно угнетал жителей города Гандзак (Гянджа. - М. Р.) - и не только христиан, но и персов тоже - большими поборами. Он был убит в том городе мулехидами (еретиками, как называли низаритов. - М. Р.), у которых в обычае коварно убивать людей. В то время как человек этот (Орхан) шел по улицам города, к нему подошли какие-то люди, якобы притесняемые кем-то и [желавшие] подать прошение о правах. Показали ему бумагу, которая была у них в руках, и с криком требовали: "Правосудия, правосудия". И когда он остановился и хотел расспросить, кто их притесняет, они кинулись на него со всех сторон и мечами, которые они, спрятав, держали при себе, нанесли ему раны и убили его. Таким образом, зло было уничтожено злом же. А убийц его едва смогли поразить стрелами; они бежали по городу, и многие были ранены ими..." (с. 253 - 254).

К сожалению, М. Дж. С. Ходжсон не приводит статистики, касающейся террористической практики ранних низаритов. Относительно полный перечень жертв исмаилитского индивидуального террора дан в работе отечественного историка Л. В. Строевой [Строева, 1978]. Он основан на сведениях персидского историка XIV в. Рашид ад-Дина, согласно которому в период правления Хасана ас-Саббаха (1090 - 1124) было убито 49 человек, при его преемниках Кийа Бузург Умиде (1124 - 1138)- 12 человек и при Мухаммаде ибн Кийа Бузург Умиде (1138 - 1162) - 14 человек. "Таким образом, за 72 года число жертв составляет 75 человек. В списках указаны имя и общественное положение жертвы, имя убийцы, иногда - имя и нисба (генеалогия. - М. Р.) убийцы или число лиц, совершивших убийство, место, месяц и год убийства, в единичных случаях - мотив убийства". Так, согласно спискам, было убито 8 государей (из них - 3 халифа), 6 вазиров, 7 военачальников, 5 вали (наместников областей), 5 раисов (градоначальников), 5 муфтиев и 5 казиев (мусульманских судей). Поздней осенью 1121г. был убит главнокомандующий халифов Фатимидов Афдаль ад-Дин, по вине которого был лишен халифского престола и погиб законный имам низаритов Низар [Строева, 1978, с. 148 - 150].

Л. В. Строева обращает внимание на то, что "абсолютное число исмаилитских жертв не так уже велико. Оно значительно меньше числа людей, убитых исмаилитами в открытом бою", при этом к концу рассматриваемого периода индивидуальный террор "значительно сокращается и почти сходит на нет" [Строева, 1978, с. 152]. В целом к аналогичному выводу приходит и М. Дж. С. Ходжсон, отмечающий, "что и местные избиения, и местные убийства противников исмаилизма характеризуют первые десятилетия борьбы низаритов за влияние в мусульманских городах; после этого периода мы крайне редко встречаем упоминания о подобных событиях" (с. 123). Такое явление, как индивидуальный террор, нельзя абсолютизировать, а необходимо анализировать в конкретном историческом контексте. Очевидно, что чаще он является инструментом борьбы меньшинства, как это было в случае исмаилитов, укреплявших в то время свою государственность в сложном и тяжелом противостоянии с многочисленными суннитскими правителями. Позднее исмаилиты отошли от практики индивидуального террора.

Другой и, пожалуй, самой важной темой для понимания особенностей общины низаритов является их учение об имамате и роли имама в общине. Для исмаилитов реальное присутствие имама в мире - чрезвычайно важно, потому что, отмечает М. Дж. С. Ходжсон, "имам по самой своей природе является ал-худжжа - доказательством Бога, но он более чем ал-худжжа, он есть все формы Бога. Поэтому через него можно видеть Бога, как солнце видят через свет солнца... Знать имама - значит знать Бога, видеть его - значит видеть Бога, насколько Бога можно знать или видеть" (с. 172). Хасан ас-Саббах и его первые преемники называли себя проповедниками, но, вероятно, потребность иметь своего имама была столь велика, что новый государь низаритов Хасан II (1162 - 1166) провозгласил себя имамом, но не в земном, а в духовном смысле, т.е. в высшей небесной реальности (хакика), так как он не был потомком 4-го мусульманского халифа Али, от которого традиционно вели свою родословную шиитские имамы. Это произошло в тот момент, когда низариты осознали, что им не удастся убедить в правоте своего вероучения остальной мусульманский мир. Вот почему Хасан II объявил себя духовным потомком Низара и упразднил власть шариата как религиозного права и одновременно провозгласил себя Ка'имом - имамом, принесшим Воскрешение (исмаилитские представления о Кайме см.: [Номото, 2004, с. 293 - 296]) что, впрочем, означало не то, что наступил День Воскрешения в суннитском, характерном для большинства мусульман понимании этого метасобытия, а в духовном плане. Низариты в период его правления пришли к осознанию своего особого религиозного пути и отказались от поиска взаимопонимания с суннитами и представителями других направлений шиизма. Отныне все живущие на земле низариты могли "научиться познавать Бога напрямую, непосредствен-

стр. 203


но (как это делали суфии)" (с. 162). В свою очередь, остальные мусульмане, для которых был неприемлем отказ от шариата, стали называть их мулхидами (еретиками).

Учение Хасана II было продолжено и развито его сыном, имамом Мухаммедом II (1166 - 1210), который полагал, что "цель мира заключается в познании и лицезрении Бога.., а единственный способ достижения этой цели заключается в полном духовном познании имама. Ибо имам сам является совершенным откровением Бога" (с. 170). Следует отметить, что представления об особой роли имама являются характерными для всего шиизма, но, пожалуй, у низаритов они выражены наиболее выпукло. В соответствии с их вероучением существует "необходимость принимать за истину то, что провозглашает данный имам в отличие от любого другого" (с. 236). Именно этим обстоятельством объясняет М. Дж. С. Ходжсон тот факт, что сын Мухаммада II Хасан III (1210 - 1221) отказался от радикальных взглядов отца и деда и восстановил действие шариата.

Последним низаритским правителем Аламута стал имам Хуршах, в 1256 г. капитулировавший перед монгольскими силами Хулагу-хана. На этом историческом этапе завершается книга М. Дж. С. Ходжсона, которая достаточно удачно сочетает анализ идейных поисков низаритов, полемики с ними суннитских богословов и изложение канвы исторических событий, подчас перегруженное мелкими деталями.

Как представляется, книга М. Дж. С. Ходжсона помогает читателю понять историю становления низаритской общины и специфику ее мировоззрения. Написанная в начале 1950-х гг., работа ученого стала настольной книгой нескольких поколений исследователей исмаилизма. В наши дни, когда сильно возрос интерес к исламу и его различным течениям, издание книги на русском языке, на мой взгляд, чрезвычайно полезно. В работе чувствуется живой интерес автора и его увлеченность предметом исследования, которые невольно передаются и читателю. Научный редактор русского издания книги А. Г. Юрченко снабдил его интересными историческими источниками, данными в приложениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Hodgson M. G. S. The Order of Assassins. (The Struggle of the Early Nizari Ismailis against the Islamic World). University of Chicago, 1955.

Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма: традиции мусульманской общины. М.: Ладомир, 2003.

Строева Л. В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. М.: Наука, 1978.

Номото Ш. Пересмотр исмаилитской христологии с учетом воззрений Абу Хатима ар-Рази // Отечественные записки. М., 2004. N 5.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/МАРШАЛЛ-ДЖ-С-ХОДЖСОН-ОРДЕН-АССАССИНОВ-БОРЬБА-РАННИХ-НИЗАРИТОВ-ИСМАИЛИТОВ-С-ИСЛАМСКИМ-МИРОМ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. Ю. РОЩИН, МАРШАЛЛ ДЖ. С. ХОДЖСОН. ОРДЕН АССАССИНОВ. БОРЬБА РАННИХ НИЗАРИТОВ ИСМАИЛИТОВ С ИСЛАМСКИМ МИРОМ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 03.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/МАРШАЛЛ-ДЖ-С-ХОДЖСОН-ОРДЕН-АССАССИНОВ-БОРЬБА-РАННИХ-НИЗАРИТОВ-ИСМАИЛИТОВ-С-ИСЛАМСКИМ-МИРОМ (date of access: 23.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. Ю. РОЩИН:

М. Ю. РОЩИН → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И АРХИВНОЕ ДЕЛО В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
3 days ago · From Ilmira Askarova
РОССИЯ-МОНГОЛИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
5 days ago · From Ilmira Askarova
ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМСКОГО ХАНСТВА В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVII в.
5 days ago · From Ilmira Askarova
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК В. Ф. ВАСИЛЬЕВА
5 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

МАРШАЛЛ ДЖ. С. ХОДЖСОН. ОРДЕН АССАССИНОВ. БОРЬБА РАННИХ НИЗАРИТОВ ИСМАИЛИТОВ С ИСЛАМСКИМ МИРОМ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android