Книга известного американского востоковеда М. Дж. С. Ходжсона (1922 - 1968) [Hodgson, 1955], посвященная идеологии и истории исмаилитов-низаритов, вышла в русском переводе. Благодаря активной благотворительной деятельности имама Ага-хана IV, фонд которого давно и успешно работает во многих, в том числе и весьма взрывоопасных, регионах земного шара, их община сегодня широко известна во всем мире, хорошо интегрировалась в структуру современного мира и сильно вестернизировалась в XX в. Исследование М. Дж. С. Ходжсона стало первым, которое суммировало разрозненные сведения о низаритах и их вероучении и свело их воедино. Сегодня оно признается специалистами классическим.
Прежде всего необходимо уточнить термины. Исмаилиты - последователи одной из крупнейших ветвей шиитского ислама. В середине VIII в. они признали наследником шиитского имама Джафара ас-Садика его старшего сына Исмаила в отличие от большинства шиитов, признавших в качестве его наследника Мусу аль-Казима. Позднее, когда исмаилитская династия Фатимидов образовала свой халифат со столицей в Каире, произошел новый раскол: после смерти халифа аль-Мустансира в 1094 г. одна часть исмаилитов поддержала его сына Мустали, другая - его старшего сына Низара. Мустали стал официальным фатимидским халифом, а Низар вынужден был бежать в Александрию. Там он, в свою очередь, был объявлен халифом. Как отмечает
СПб.: Евразия, 2004. 381 с.
стр. 201
современный исследователь, знаток истории ранних низаритов Ф. Дафтари, "провозглашение Низара как халифом, так и имамом в Александрии подтверждается обнаружением в 1994 г. золотого динара, отчеканенного в 1095 г." [Дафтари, 2003, с. 118]. В 1095 г. Низар потерпел поражение, был взят в плен и казнен. Однако его права признали исмаилиты Северного Ирана, которых в то время возглавлял видный дай (проповедник) Хасан ас-Саббах (1050-е гг. - 1124), создавший там в 1090 г. небольшое самостоятельное государство с центром в Аламуте. Так в исмаилизме появилось течение низаритов, в наши дни возглавляемое имамом Агаханом IV. В эпоху Крестовых походов европейцы начали называть низаритов "ассассинами". Термин этот приобрел негативный оттенок, и "ассассин" стал означать в ряде европейских языков "убийца". Само же слово "ассассин" восходит к арабскому хашиший - употребляющий гашиш. В то время считалось, что в состоянии наркотического опьянения низариты совершали политические убийства.
Распространению этой легенды в Европе сильно содействовал знаменитый путешественник Марко Поло (1254 - 1324), писавший о том, как Горный Старец дурманом заманивал молодых юношей в свой сад, так называемый земной рай, и превращал их в ассассинов. "Проснутся юноши во дворце (на следующий день. - М. Р.), но не радуются от того, что из рая по своей воле они никогда не вышли бы. Идут они к Старцу и, почитая его за пророка, смиренно ему кланяются; а Старец их спрашивает, откуда они пришли. Из рая, отвечают юноши и описывают все, что там словно в раю, о котором их предкам говорил Мухаммад; а те, кто не был там, слышат все это, и им в рай хочется; готовы они и на смерть, лишь бы только попасть в рай; не дождутся дня, чтобы идти туда. Захочет Старец убить кого-либо из важных, прикажет испытать и выбрать самых лучших из своих ассассинов; посылает он многих из них в недалекие страны с приказом убивать людей; они идут, и приказ его исполняют; кто останется цел, тот возвращается ко двору, случается, что после смертоубийства они попадаются в плен и сами убиваются" (с. 357). В этой легенде отражено народное восприятие деятельности Хасана ас-Саббаха и его преемников. К исторической реальности, как показывает М. Дж. С. Ходжсон, легенда, рассказанная Марко Поло, имеет весьма далекое отношение. Именно по этой причине автор уделяет пристальное внимание применению низаритами практики индивидуального террора, в первую очередь против высокопоставленных суннитских лидеров в период, когда ими руководили Хасан ас-Саббах и его первые преемники.
По мнению М. Дж. С. Ходжсона, "сначала слово джихад - священная война - употреблялось для обозначения индивидуального террора, преследовавшего различные религиозно-политические задачи в связи с деятельностью ранних шиитских группировок. У ранних шиитов этот метод борьбы носил название джихад кафи (тайная война) и противопоставлялся открытой пограничной войне. Одна экстремистская шиитская группа называлась хуннак (душители), ибо таков был излюбленный способ убийства у ее приверженцев. Тем не менее ни одна из этих групп не придавала террористическим убийствам столь большого политического значения, которое они приобрели у низаритов" (с. 91).
Очевидно, такая практика была вызвана в первую очередь слабостью политических структур в суннитских государствах того времени, в основном возглавлявшихся сельджукскими правителями, поэтому убийство отдельных султанов, вазиров или крупных военачальников часто вело к общей дестабилизации, сумятице и хаосу в том или ином регионе мусульманского мира. Низариты убивали тех военных и гражданских лидеров, которые вели с ними активную борьбу и противодействовали распространению их вероучения. Иногда речь могла идти о самозащите и мести. По мнению Ф. Дафтари, "решение Хасана ас-Саббаха превратить убийство в инструмент для достижения военных и политических целей явилось, по существу, ответом на политическую раздробленность и военную мощь режима Сельджуков" [Дафтари, 2003, с. 136].
В свою очередь, М. Дж. С. Ходжсон обратил внимание на то, что "исмаилитские убийства отличались от многих убийств, имевших место в мусульманской общеполитической жизни, не только своим менее личным характером, так как они редко служили средством разрешения частных споров и соперничества между отдельными людьми, но и общим антуражем, так как чаще всего они совершались прилюдно и подчас почти что в театральной обстановке: в мечети, при царском дворе. Исмаилиты действовали открыто. Их почти никогда не подозревали в использовании яда" (с. 122).
Яркий пример подобного театрализованного убийства приводит в своих комментариях научный редактор книги М. Дж. С. Ходжсона А. Г. Юрченко, цитируя армянского историка Киракоса
стр. 202
Гандзакеци: "Один из вельмож по имени Орхан, чьей женою была мать султана, особенно сильно угнетал жителей города Гандзак (Гянджа. - М. Р.) - и не только христиан, но и персов тоже - большими поборами. Он был убит в том городе мулехидами (еретиками, как называли низаритов. - М. Р.), у которых в обычае коварно убивать людей. В то время как человек этот (Орхан) шел по улицам города, к нему подошли какие-то люди, якобы притесняемые кем-то и [желавшие] подать прошение о правах. Показали ему бумагу, которая была у них в руках, и с криком требовали: "Правосудия, правосудия". И когда он остановился и хотел расспросить, кто их притесняет, они кинулись на него со всех сторон и мечами, которые они, спрятав, держали при себе, нанесли ему раны и убили его. Таким образом, зло было уничтожено злом же. А убийц его едва смогли поразить стрелами; они бежали по городу, и многие были ранены ими..." (с. 253 - 254).
К сожалению, М. Дж. С. Ходжсон не приводит статистики, касающейся террористической практики ранних низаритов. Относительно полный перечень жертв исмаилитского индивидуального террора дан в работе отечественного историка Л. В. Строевой [Строева, 1978]. Он основан на сведениях персидского историка XIV в. Рашид ад-Дина, согласно которому в период правления Хасана ас-Саббаха (1090 - 1124) было убито 49 человек, при его преемниках Кийа Бузург Умиде (1124 - 1138)- 12 человек и при Мухаммаде ибн Кийа Бузург Умиде (1138 - 1162) - 14 человек. "Таким образом, за 72 года число жертв составляет 75 человек. В списках указаны имя и общественное положение жертвы, имя убийцы, иногда - имя и нисба (генеалогия. - М. Р.) убийцы или число лиц, совершивших убийство, место, месяц и год убийства, в единичных случаях - мотив убийства". Так, согласно спискам, было убито 8 государей (из них - 3 халифа), 6 вазиров, 7 военачальников, 5 вали (наместников областей), 5 раисов (градоначальников), 5 муфтиев и 5 казиев (мусульманских судей). Поздней осенью 1121г. был убит главнокомандующий халифов Фатимидов Афдаль ад-Дин, по вине которого был лишен халифского престола и погиб законный имам низаритов Низар [Строева, 1978, с. 148 - 150].
Л. В. Строева обращает внимание на то, что "абсолютное число исмаилитских жертв не так уже велико. Оно значительно меньше числа людей, убитых исмаилитами в открытом бою", при этом к концу рассматриваемого периода индивидуальный террор "значительно сокращается и почти сходит на нет" [Строева, 1978, с. 152]. В целом к аналогичному выводу приходит и М. Дж. С. Ходжсон, отмечающий, "что и местные избиения, и местные убийства противников исмаилизма характеризуют первые десятилетия борьбы низаритов за влияние в мусульманских городах; после этого периода мы крайне редко встречаем упоминания о подобных событиях" (с. 123). Такое явление, как индивидуальный террор, нельзя абсолютизировать, а необходимо анализировать в конкретном историческом контексте. Очевидно, что чаще он является инструментом борьбы меньшинства, как это было в случае исмаилитов, укреплявших в то время свою государственность в сложном и тяжелом противостоянии с многочисленными суннитскими правителями. Позднее исмаилиты отошли от практики индивидуального террора.
Другой и, пожалуй, самой важной темой для понимания особенностей общины низаритов является их учение об имамате и роли имама в общине. Для исмаилитов реальное присутствие имама в мире - чрезвычайно важно, потому что, отмечает М. Дж. С. Ходжсон, "имам по самой своей природе является ал-худжжа - доказательством Бога, но он более чем ал-худжжа, он есть все формы Бога. Поэтому через него можно видеть Бога, как солнце видят через свет солнца... Знать имама - значит знать Бога, видеть его - значит видеть Бога, насколько Бога можно знать или видеть" (с. 172). Хасан ас-Саббах и его первые преемники называли себя проповедниками, но, вероятно, потребность иметь своего имама была столь велика, что новый государь низаритов Хасан II (1162 - 1166) провозгласил себя имамом, но не в земном, а в духовном смысле, т.е. в высшей небесной реальности (хакика), так как он не был потомком 4-го мусульманского халифа Али, от которого традиционно вели свою родословную шиитские имамы. Это произошло в тот момент, когда низариты осознали, что им не удастся убедить в правоте своего вероучения остальной мусульманский мир. Вот почему Хасан II объявил себя духовным потомком Низара и упразднил власть шариата как религиозного права и одновременно провозгласил себя Ка'имом - имамом, принесшим Воскрешение (исмаилитские представления о Кайме см.: [Номото, 2004, с. 293 - 296]) что, впрочем, означало не то, что наступил День Воскрешения в суннитском, характерном для большинства мусульман понимании этого метасобытия, а в духовном плане. Низариты в период его правления пришли к осознанию своего особого религиозного пути и отказались от поиска взаимопонимания с суннитами и представителями других направлений шиизма. Отныне все живущие на земле низариты могли "научиться познавать Бога напрямую, непосредствен-
стр. 203
но (как это делали суфии)" (с. 162). В свою очередь, остальные мусульмане, для которых был неприемлем отказ от шариата, стали называть их мулхидами (еретиками).
Учение Хасана II было продолжено и развито его сыном, имамом Мухаммедом II (1166 - 1210), который полагал, что "цель мира заключается в познании и лицезрении Бога.., а единственный способ достижения этой цели заключается в полном духовном познании имама. Ибо имам сам является совершенным откровением Бога" (с. 170). Следует отметить, что представления об особой роли имама являются характерными для всего шиизма, но, пожалуй, у низаритов они выражены наиболее выпукло. В соответствии с их вероучением существует "необходимость принимать за истину то, что провозглашает данный имам в отличие от любого другого" (с. 236). Именно этим обстоятельством объясняет М. Дж. С. Ходжсон тот факт, что сын Мухаммада II Хасан III (1210 - 1221) отказался от радикальных взглядов отца и деда и восстановил действие шариата.
Последним низаритским правителем Аламута стал имам Хуршах, в 1256 г. капитулировавший перед монгольскими силами Хулагу-хана. На этом историческом этапе завершается книга М. Дж. С. Ходжсона, которая достаточно удачно сочетает анализ идейных поисков низаритов, полемики с ними суннитских богословов и изложение канвы исторических событий, подчас перегруженное мелкими деталями.
Как представляется, книга М. Дж. С. Ходжсона помогает читателю понять историю становления низаритской общины и специфику ее мировоззрения. Написанная в начале 1950-х гг., работа ученого стала настольной книгой нескольких поколений исследователей исмаилизма. В наши дни, когда сильно возрос интерес к исламу и его различным течениям, издание книги на русском языке, на мой взгляд, чрезвычайно полезно. В работе чувствуется живой интерес автора и его увлеченность предметом исследования, которые невольно передаются и читателю. Научный редактор русского издания книги А. Г. Юрченко снабдил его интересными историческими источниками, данными в приложениях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Hodgson M. G. S. The Order of Assassins. (The Struggle of the Early Nizari Ismailis against the Islamic World). University of Chicago, 1955.
Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма: традиции мусульманской общины. М.: Ладомир, 2003.
Строева Л. В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. М.: Наука, 1978.
Номото Ш. Пересмотр исмаилитской христологии с учетом воззрений Абу Хатима ар-Рази // Отечественные записки. М., 2004. N 5.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |