Libmonster ID: UZ-1259

27-28 апреля 2011 г. в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) состоялся международный семинар "Белые пятна в изучении Южной Азии" ("Open Pages in South Asian Stadies"), проведенный международным учебно-научным центром изучения Южной Азии. Центр был создан в РГГУ в октябре 2010 г.

Актуальность создания Центра изучения Южной Азии обусловлена прежде всего тем, что это один из важнейших и динамично развивающихся регионов (ареалов) современного мира. Шесть основных стран Южной Азии (Республика Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Бутан) по площади, ими занимаемой, лишь немного уступают Западной Европе, а население превышает 1.5 млрд. человек, из которых в Республике Индии проживает более миллиарда. Три страны Южной Азии (Республика Индия, Пакистан и Бангладеш) входят в первую десятку наиболее населенных стран мира. Индия и Пакистан являются ядерными державами. Индия, Пакистан и Бангладеш одновременно входят в число крупнейших стран с мусульманским населением.

Не меньший интерес представляет Южная Азия и с точки зрения гуманитарных и социальных наук. Южная Азия чрезвычайно многообразна. Здесь представлены едва ли не все существующие человеческие расы, распространено огромное количество языков, религий и видов человеческих сообществ (от "первобытных" племен до современных мегаполисов). Культур-антропологу, лингвисту, социологу, религиоведу, экономисту, политологу, а также представителям иных социальных и гуманитарных дисциплин Южная Азия способна предоставить широкий простор для исследовательской деятельности.

Среди основных задач, поставленных перед Центром руководством РГГУ, - координация научных исследований в области изучения Южной Азии; подготовка квалифицированных отечественных специалистов в области южноазиатских исследований и повышение уровня знаний в данной области у студентов смежных специальностей; развитие связей с ведущими образовательными и научными центрами изучения Южной Азии как в нашей стране, так и за рубежом (обмен студентами, аспирантами и специалистами); приглашение зарубежных специалистов для чтения лекций и проведения семинаров; проведение специализированных и междисциплинарных исследований Южной Азии; организация научных семинаров и симпозиумов с привлечением ведущих отечественных и зарубежных ученых; подготовка научных изданий. Центр участвует в разработке учебных планов в соответствии с государственным образовательным стандартом; создает учебно-методические комплексы по дисциплинам, преподаваемым сотрудниками Центра; подготавливает и издает научную и справочно-информационную литературу; разрабатывает научные проекты и программы, сочетающие научно-исследовательскую работу с учебным процессом; создает в процессе научно-исследовательской работы информационные базы данных (печатные материалы, аудио- и видеоматериалы, компьютерные базы данных); организовывает и проводит конференции, симпозиумы, "круглые столы" и мастер-классы по тематике и результатам научно-исследовательской работы Центра, постоянно действующие научные семинары.

Первым научным мероприятием, которое организовал и провел Центр, стал "Белые пятна в изучении Южной Азии".

В международный оргкомитет семинара вошли Д. Вуястик (Венский ун-т), О. И. Лимонова (секретарь, РГГУ), А. Г. Матвеева (РГГУ), С. Д. Серебряный (РГГУ), А. А. Столяров (председатель, РГГУ), М. Чьотти (Берлинский ун-т им. Гумбольдта). На семинар собрались ученые, представляющие научные центры семи стран: России, Индии, Австрии, Великобритании, Германии, Италии, США.

В информационном письме, разосланном организаторами семинара его потенциальным участникам, были сформулированы основные вопросы, которые предлагалось поставить на обсуждение: Каковы наиболее значимые пробелы в нашем понимании Южной Азии? Какие новые проблемы возникли в последнее время и могут возникнуть в будущем? Что нам нужно для восполнения этих пробелов и для решения этих проблем?

стр. 163

Очевидно, что эти вопросы относятся как к сфере классической индологии, так и к современным южноазиатским исследованиям. Поднимая их, организаторы семинара хотели начать широкое междисциплинарное обсуждение поставленных на нем проблем.

На открытии семинара с приветственным словом выступили Маянк Синх, второй секретарь Культурного центра им. Джавахарлала Неру посольства Индии в Москве, и член оргкомитета семинара А. Г. Матвеева, помощник ректора РГГУ по международным центрам.

Заседания семинара вел председатель оргкомитета, директор Международного центра изучения Южной Азии А. А. Столяров. В ходе семинара было заслушано и обсуждено 13 докладов.

В первый день были представлены семь докладов так называемого традиционного цикла. С основным докладом выступил Д. Вуястик, сотрудник Института изучения Южной Азии, Тибета и буддизма Венского университета, создатель и модератор сайта и дискуссионного листа "Индология", специалист в области изучения истории индийской науки и медицины. Его доклад назывался "Как выявить проблему, достойную для исследования индологом". Д. Вуястик призвал коллег постоянно искать нетривиальные подходы к предмету исследования, не бояться постоянно удивлять самого себя и окружающих, быть в курсе последних исследований в Индии, Европе и Америке, побуждать студентов использовать новые методики, давать им свободу действий и оказывать всяческую поддержку. В заключение докладчик остановился на проблеме поиска средств для проведения исследований, который, по его мнению, отнимает не менее 5% всех усилий ученого. Язык составления заявок имеет особую специфику; для достижения успешного результата необходимо осваивать этот язык.

А. М. Дубянский (ИСАА МГУ), признанный специалист в области тамильской филологии, рассказал о проблемах исследования тамильской литературы. Говоря об общих проблемах изучения восточной литературы, он отметил, что, несмотря на неоспоримое старшинство, многообразие и богатство, персидская, индийская, китайская и другие литературы Востока до последнего времени не преподавались на филологических факультетах наших вузов в рамках курса всемирной литературы. Перейдя к рассмотрению тамильской, конкретно - древнетамильской, литературы, А. М. Дубянский указал, что она, будучи неотрывной частью индийской литературы, должна изучаться в тесном взаимодействии с такими ее частями, как пракритская, санскритская и др. Далее докладчик остановился на описании проблем, связанных с изучением и интерпретацией одного из основных памятников древнетамильской литературы, "Толкапиям", - крупного грамматического труда. Обсуждались проблемы его хронологии, места в древнетамильской литературной традиции, взаимовлияний, заимствований и т.п.

С. В. Кулланда (ИВ РАН), специалист в области источниковедения Южной и Юго-Восточной Азии, а также сравнительного языкознания, представил доклад "Предыстория ариев и культура Индостана". На основе анализа большого лингвистического материала он рассмотрел проблемы истории и культуры Индии, которые не могут быть решены на сугубо индийском материале и требуют привлечения данных сравнительно-исторического языкознания, социальной антропологии и родственных традиций, прежде всего иранской. Таковы вопросы прародины ариев, происхождения варн и т.п. Докладчик привел аргументы в пользу того, что индоиранская система трехчленного социального деления выросла из половозрастной стратификации.

Э. Фрески, сотрудник Института востоковедения Римского университета Ла Сапиенца, специалист в области изучения санскритских текстов традиции Ньяя, и А. Кейдан, лингвист из того же института, подготовили доклад "Изучение индийской лингвистики: нормативный язык в  и современные теории речевого акта". Авторы обратились к рассмотрению некоторых малоизученных сторон индийской грамматики, в частности изложенного в философской школе миманса учения о предложении  найдя в нем много общего с современной теорией речевого акта. Наиболее интересными в этом плане оказались идеи, изложенные в сочинении  Джаянты Бхатты, кашмирского философа IX-X вв. Авторы доклада приходят к выводу, что ряд постулатов индийских грамматиков может быть объяснен с точки зрения современной теории речевого акта, и наоборот.

Еще один совместный доклад подготовили В. Г. Лысенко (Ин-т философии РАН, Русская антропологическая школа РГГУ), специалист в области изучения буддийских санскритских текстов, и А. И. Кобзев (ИВ РАН), специалист в области изучения древнекитайских философских текстов. В докладе "Существовал ли китайский атомизм: судьба атомистического текста вайшешики в китайской философской традиции" они исследовали вопрос: почему идеи атомизма, возникшие и получившие развитие в древнегреческой и древнеиндийской философских традициях, не были восприняты древнекитайскими философами? Причина, по их мнению, заключалась в различии

стр. 164

между алфавитной и иероглифической системами записи текста. В то время как буква в алфавитном письме могла восприниматься как минимальная лексическая единица, иероглиф, даже самый простой, не мог быть таковым.

Дж. Малик, руководитель семинара по религиоведению и исламоведению философского факультета Эрфуртского университета, автор солидного исследования "Ислам в Южной Азии: краткая история"1, представил доклад "Доколониальная современность: на примере индийских мусульманских пиетистов", в котором создал развернутую реконструкцию духовной жизни индийского общества и социальных процессов, происходивших в Северной Индии в XIII-XVII вв. По его мнению, в этот период наблюдалась активизация общественной жизни: развивались литература, в особенности духовная, и музыка; язык урду стал заметно вытеснять персидский и арабский. В обществе развернулось движение "деятельного пиетизма". Появились политически сознательные индивиды, желавшие взять свою судьбу в свои руки. Ценность личности стала противопоставляться ценностям государства. Все это, как показал Дж. Малик, привело к переосмыслению многих общественных ценностей и, как следствие, к зарождению новых институтов и явлений, получивших дальнейшее развитие в колониальную эпоху.

Завершился первый день семинара выступлением Дурайсвами Даялана, опытного археолога, руководителя ченнайского филиала Археологической службы Индии. В докладе "Белые пятна в археологии Южной Азии" он рассказал о большой работе, проделанной археологами Индостана в последние годы, в результате чего было обнаружено большое количество мегалитических стоянок, новых памятников хараппской цивилизации, включая множество печатей, а также огромное число предметов материальной культуры, свидетельствующих о существовании тесных торговых связей между индийской, месопотамской, римской и греческой цивилизациями в 1-м тыс. до н.э. Вторую часть доклада Д. Даялан посвятил описанию крупного проекта по исследованию буддийских памятников Южной Индии, рассказав, в частности, о раскопках и реконструкции ранней ступы II в. до н.э., расположенной в южных районах Карнатака.

Во второй день семинара были представлены шесть докладов "современного" и "южноазиатского" циклов. Основной докладчик В. Вандербок, президент Ассоциации южноазиатских исследований США, в докладе "Публиковать или погибнуть: на чем останавливают выбор исследователи Южной Азии" рассказал о деятельности ассоциации, подробно проанализировав тематику монографий, статей и докладов ее членов за последние несколько лет.

А. Л. Сафронова (ИСАА МГУ) в докладе "Прошлое и настоящее буддизма тхеравады в Шри-Ланке: традиционное наследие против вызовов современности" главное внимание уделила рассмотрению феномена преемственности буддийской традиции, существующей в Шри-Ланке в течение почти двух с половиной тысячелетий. Ее интересовали те стороны монашеской жизни и организации сангхи, которые сохранялись на протяжении всего указанного периода, несмотря на наблюдавшиеся внутри самой сангхи процессы структурной сегментации и дифференциации. В частности, А. Л. Сафронова пыталась ответить на вопросы: в чем заключалось различие между индийским и ланкийским сценариями в судьбе и историческом развитии буддизма? На каком фоне происходил расцвет традиции тхеравады в Шри-Ланке, в то время как в Индии ей на смену пришла махаяна, которую, в свою очередь, сменил индуизм? Надо ли считать раскол в сангхе признаком упадка, а объединение - признаком возрождения? Можно ли вообще рассматривать историю сангхи как периодические смены возрождения и упадка? Какое соотношение между традицией и реформой создало благоприятный климат для процветания буддийских институтов в Шри-Ланке?

В. Я. Белокреницкий (ИВ РАН) подготовил интересный доклад "Западные районы Южной Азии: проблемы изучения территорий обитания племен". Он с сожалением констатировал, что вот уже более 30 лет не ведется серьезных исследований в местах обитания племен пуштунов и белуджей, относящихся к иранским народам, а также дравидоязычного народа брагуи. Это обширные горные территории, где сходятся границы Пакистана, Афганистана и Ирана. Самый многочисленный из этих народов - пуштуны, численность которых оценивается приблизительно в 42 млн. человек из них только около 30% проживают в Афганистане, где пуштуны - ведущий и доминирующий этнос страны. Общее количество белуджей приближается к 9 млн. человек. Более двух третей их проживает в пакистанской провинции Белуджистан. Число брагуев не превышает 3 млн. человек; подавляющее большинство их также проживает в


1 Malik J. Islam in South Asia: A Short History. Leiden: E.J. Brill, 2008. XIV, 522 p. (http://ebooks.brillonline.nl/book?id=nij9789004168596_nij9789004168596_i-520)

стр. 165

пакистанской провинции Белуджистан. Точная численность всех этих народов не может быть определена ввиду отсутствия переписей в Афганистане после 1979 г. Неписаные законы племен, оберегающих свой вековой уклад жизни, препятствуют функционированию в этих районах современных государственных институтов, норм межгосударственного взаимодействия. В. Я. Белокреницкий рассказал о некоторых особенностях современной жизни пуштунов, белуджей и брагуев, подчеркнув, что контакты с ними осложнены, поскольку посещение труднодоступных горных районов, где они обитают, опасно для исследователей. И все же следует искать пути к изучению жизни, законов и традиций этих племен.

М. Чьотти (Междунар. исслед. центр Междунар. гуманитарного колледжа Берлинского ун-та им. Гумбольдта) представила результаты своего исследования по теме "Новое осмысление проблемы неприкасаемых: этнографический подход к изучению политического фактора, гендерной и классовой проблем в североиндийском городе". М. Чьотти привлекла внимание аудитории к гендерным проблемам низших каст Индии, попытавшись рассмотреть институты исторически маргинальных групп, часто описываемых как "безынституциональные". В докладе ставилась проблема насилия и отношения к жертве насилия как основная тема, выявленная в результате изучения таких сообществ, и подчеркивалась необходимость исследования их политической культуры и практики в непосредственной связи с явными тенденциями к повышению социального статуса.

Т. Л. Шаумян (ИВ РАН) в докладе "Белые пятна в современной истории Индостана: новые интерпретации" обратилась к одной из наиболее загадочных страниц в истории современной Индии: обстоятельствам гибели или "исчезновения" Субхаса Чандры Боса (1897-1945(7)), известного также как Нетаджи, - крупного деятеля индийского национально-освободительного движения, оставившего яркий и неоднозначный след в истории борьбы за освобождение страны. В последнее время наблюдается значительный рост интереса к личности С. Ч. Боса внутри Индии, а в особенности в Бенгалии. С этим связано и появление в различных городах Западной Бенгалии памятников С. Ч. Босу, и название его именем международного аэропорта в Колкате. Вместе с индийскими учеными российские индологи продолжают поиски материалов, в том числе о его возможном пребывании в СССР, а также о том, где и как он погиб. Т. Л. Шаумян представила участникам четыре версии биографии С. Ч. Боса после 1945 г. - одну официальную и три альтернативные. Изучение всех известных вариантов поможет точнее определить роль Нетаджи в развитии национально-освободительного движения Индостана, что особенно важно на волне растущего бенгальского национализма.

Завершился семинар ярким докладом Т. Н. Загородниковой (ИВ РАН), которая рассказала о братьях Сухраварди - Хасане (1890-1965) и Хусейне (1892-1963) и их связях с Россией в начале-середине XX в. Родившись в семье судьи Верховного суда Калькутты, оба брата, подобно другим отпрыскам элитарных слоев Британской Индии, окончив Калькуттский университет, продолжили образование в Оксфордском университете. После Оксфорда Хусейн в 1921 г. возвратился в Бенгалию, а Хасан, заинтересовавшись русским языком и словесностью, в 1916 г. приехал в Россию. Побывал в Петербурге, в Киеве, в Крыму, а к концу 1917 г. оказался в Москве. Работал в МХАТе, где был членом коллегии режиссеров. Преподавал английский язык в Московском университете и на высших женских курсах. Был известен в литературных и театральных кругах Москвы. Покинул Россию в 1920 г. через Грузию. Но на этом его связи с Россией не оборвались. Он жил в Праге, где сотрудничал с так называемой пражской группой МХАТа. В 1924 г. поселился в Париже, несколько лет жил на квартире профессора-археолога А. И. Калитинского и его жены, актрисы МХАТа М. Н. Германовой.

На заключительном заседании семинара его участники выразили благодарность организаторам и пожелание проводить семинар "Белые пятна в изучении Южной Азии" регулярно раз в два года.

Доклады, представленные на семинаре, отличались высоким научным уровнем. Подавляющее большинство докладчиков сопровождали свои выступления демонстрацией иллюстраций в виде фотографий, рисунков, карт, схем, текстов. Осуществлялась также компьютерная аудиозапись выступлений и их обсуждения. По итогам семинара планируется подготовить и издать сборник статей.

Успешному проведению семинара способствовала помощь, оказанная руководством РГГУ и Культурным центром им. Джавахарлала Неру посольства Индии в Москве.

стр. 166

© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/МЕЖДУНАРОДНЫЙ-СЕМИНАР-БЕЛЫЕ-ПЯТНА-В-ИЗУЧЕНИИ-ЮЖНОЙ-АЗИИ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Nurdin MansurovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Mansurov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. А. СТОЛЯРОВ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР "БЕЛЫЕ ПЯТНА В ИЗУЧЕНИИ ЮЖНОЙ АЗИИ" // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 18.11.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/МЕЖДУНАРОДНЫЙ-СЕМИНАР-БЕЛЫЕ-ПЯТНА-В-ИЗУЧЕНИИ-ЮЖНОЙ-АЗИИ (date of access: 19.02.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. А. СТОЛЯРОВ:

А. А. СТОЛЯРОВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Nurdin Mansurov
Самарканд, Uzbekistan
24 views rating
18.11.2024 (93 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Примеряют золушки?сапоги
3 days ago · From Golem Anzhanov
КАК ДЕСАНТНИКИ С "ТИГРИСОМ" БАНЮ ДЕЛИЛИ
4 days ago · From Golem Anzhanov
Боевая учеба: один выстрел - семь в уме?
4 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Как предупредить наркоманию?
Catalog: Разное 
7 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их
Catalog: История 
8 days ago · From Golem Anzhanov
О культуре и контркультуре
10 days ago · From Golem Anzhanov
THE WORKING CLASS OF UZBEKISTAN IN THE PERIOD OF DEVELOPED SOCIALISM
Catalog: История 
17 days ago · From Azamat Usmanov
APPLICATION OF QUANTITATIVE METHODS AND COMPUTERS IN HISTORICAL RESEARCH
17 days ago · From Azamat Usmanov
THE FAILURE OF THE IMPERIALIST POLICY FROM A POSITION OF STRENGTH IN RELATION TO THE U.S.S.R.
19 days ago · From Azamat Usmanov
THE RUSSIAN WORKING CLASS FROM ITS BEGINNINGS TO THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY
20 days ago · From Azamat Usmanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР "БЕЛЫЕ ПЯТНА В ИЗУЧЕНИИ ЮЖНОЙ АЗИИ"
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android