27-28 апреля 2011 г. в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) состоялся международный семинар "Белые пятна в изучении Южной Азии" ("Open Pages in South Asian Stadies"), проведенный международным учебно-научным центром изучения Южной Азии. Центр был создан в РГГУ в октябре 2010 г.
Актуальность создания Центра изучения Южной Азии обусловлена прежде всего тем, что это один из важнейших и динамично развивающихся регионов (ареалов) современного мира. Шесть основных стран Южной Азии (Республика Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Бутан) по площади, ими занимаемой, лишь немного уступают Западной Европе, а население превышает 1.5 млрд. человек, из которых в Республике Индии проживает более миллиарда. Три страны Южной Азии (Республика Индия, Пакистан и Бангладеш) входят в первую десятку наиболее населенных стран мира. Индия и Пакистан являются ядерными державами. Индия, Пакистан и Бангладеш одновременно входят в число крупнейших стран с мусульманским населением.
Не меньший интерес представляет Южная Азия и с точки зрения гуманитарных и социальных наук. Южная Азия чрезвычайно многообразна. Здесь представлены едва ли не все существующие человеческие расы, распространено огромное количество языков, религий и видов человеческих сообществ (от "первобытных" племен до современных мегаполисов). Культур-антропологу, лингвисту, социологу, религиоведу, экономисту, политологу, а также представителям иных социальных и гуманитарных дисциплин Южная Азия способна предоставить широкий простор для исследовательской деятельности.
Среди основных задач, поставленных перед Центром руководством РГГУ, - координация научных исследований в области изучения Южной Азии; подготовка квалифицированных отечественных специалистов в области южноазиатских исследований и повышение уровня знаний в данной области у студентов смежных специальностей; развитие связей с ведущими образовательными и научными центрами изучения Южной Азии как в нашей стране, так и за рубежом (обмен студентами, аспирантами и специалистами); приглашение зарубежных специалистов для чтения лекций и проведения семинаров; проведение специализированных и междисциплинарных исследований Южной Азии; организация научных семинаров и симпозиумов с привлечением ведущих отечественных и зарубежных ученых; подготовка научных изданий. Центр участвует в разработке учебных планов в соответствии с государственным образовательным стандартом; создает учебно-методические комплексы по дисциплинам, преподаваемым сотрудниками Центра; подготавливает и издает научную и справочно-информационную литературу; разрабатывает научные проекты и программы, сочетающие научно-исследовательскую работу с учебным процессом; создает в процессе научно-исследовательской работы информационные базы данных (печатные материалы, аудио- и видеоматериалы, компьютерные базы данных); организовывает и проводит конференции, симпозиумы, "круглые столы" и мастер-классы по тематике и результатам научно-исследовательской работы Центра, постоянно действующие научные семинары.
Первым научным мероприятием, которое организовал и провел Центр, стал "Белые пятна в изучении Южной Азии".
В международный оргкомитет семинара вошли Д. Вуястик (Венский ун-т), О. И. Лимонова (секретарь, РГГУ), А. Г. Матвеева (РГГУ), С. Д. Серебряный (РГГУ), А. А. Столяров (председатель, РГГУ), М. Чьотти (Берлинский ун-т им. Гумбольдта). На семинар собрались ученые, представляющие научные центры семи стран: России, Индии, Австрии, Великобритании, Германии, Италии, США.
В информационном письме, разосланном организаторами семинара его потенциальным участникам, были сформулированы основные вопросы, которые предлагалось поставить на обсуждение: Каковы наиболее значимые пробелы в нашем понимании Южной Азии? Какие новые проблемы возникли в последнее время и могут возникнуть в будущем? Что нам нужно для восполнения этих пробелов и для решения этих проблем?
Очевидно, что эти вопросы относятся как к сфере классической индологии, так и к современным южноазиатским исследованиям. Поднимая их, организаторы семинара хотели начать широкое междисциплинарное обсуждение поставленных на нем проблем.
На открытии семинара с приветственным словом выступили Маянк Синх, второй секретарь Культурного центра им. Джавахарлала Неру посольства Индии в Москве, и член оргкомитета семинара А. Г. Матвеева, помощник ректора РГГУ по международным центрам.
Заседания семинара вел председатель оргкомитета, директор Международного центра изучения Южной Азии А. А. Столяров. В ходе семинара было заслушано и обсуждено 13 докладов.
В первый день были представлены семь докладов так называемого традиционного цикла. С основным докладом выступил Д. Вуястик, сотрудник Института изучения Южной Азии, Тибета и буддизма Венского университета, создатель и модератор сайта и дискуссионного листа "Индология", специалист в области изучения истории индийской науки и медицины. Его доклад назывался "Как выявить проблему, достойную для исследования индологом". Д. Вуястик призвал коллег постоянно искать нетривиальные подходы к предмету исследования, не бояться постоянно удивлять самого себя и окружающих, быть в курсе последних исследований в Индии, Европе и Америке, побуждать студентов использовать новые методики, давать им свободу действий и оказывать всяческую поддержку. В заключение докладчик остановился на проблеме поиска средств для проведения исследований, который, по его мнению, отнимает не менее 5% всех усилий ученого. Язык составления заявок имеет особую специфику; для достижения успешного результата необходимо осваивать этот язык.
А. М. Дубянский (ИСАА МГУ), признанный специалист в области тамильской филологии, рассказал о проблемах исследования тамильской литературы. Говоря об общих проблемах изучения восточной литературы, он отметил, что, несмотря на неоспоримое старшинство, многообразие и богатство, персидская, индийская, китайская и другие литературы Востока до последнего времени не преподавались на филологических факультетах наших вузов в рамках курса всемирной литературы. Перейдя к рассмотрению тамильской, конкретно - древнетамильской, литературы, А. М. Дубянский указал, что она, будучи неотрывной частью индийской литературы, должна изучаться в тесном взаимодействии с такими ее частями, как пракритская, санскритская и др. Далее докладчик остановился на описании проблем, связанных с изучением и интерпретацией одного из основных памятников древнетамильской литературы, "Толкапиям", - крупного грамматического труда. Обсуждались проблемы его хронологии, места в древнетамильской литературной традиции, взаимовлияний, заимствований и т.п.
С. В. Кулланда (ИВ РАН), специалист в области источниковедения Южной и Юго-Восточной Азии, а также сравнительного языкознания, представил доклад "Предыстория ариев и культура Индостана". На основе анализа большого лингвистического материала он рассмотрел проблемы истории и культуры Индии, которые не могут быть решены на сугубо индийском материале и требуют привлечения данных сравнительно-исторического языкознания, социальной антропологии и родственных традиций, прежде всего иранской. Таковы вопросы прародины ариев, происхождения варн и т.п. Докладчик привел аргументы в пользу того, что индоиранская система трехчленного социального деления выросла из половозрастной стратификации.
Э. Фрески, сотрудник Института востоковедения Римского университета Ла Сапиенца, специалист в области изучения санскритских текстов традиции Ньяя, и А. Кейдан, лингвист из того же института, подготовили доклад "Изучение индийской лингвистики: нормативный язык в и современные теории речевого акта". Авторы обратились к рассмотрению некоторых малоизученных сторон индийской грамматики, в частности изложенного в философской школе миманса учения о предложении найдя в нем много общего с современной теорией речевого акта. Наиболее интересными в этом плане оказались идеи, изложенные в сочинении Джаянты Бхатты, кашмирского философа IX-X вв. Авторы доклада приходят к выводу, что ряд постулатов индийских грамматиков может быть объяснен с точки зрения современной теории речевого акта, и наоборот.
Еще один совместный доклад подготовили В. Г. Лысенко (Ин-т философии РАН, Русская антропологическая школа РГГУ), специалист в области изучения буддийских санскритских текстов, и А. И. Кобзев (ИВ РАН), специалист в области изучения древнекитайских философских текстов. В докладе "Существовал ли китайский атомизм: судьба атомистического текста вайшешики в китайской философской традиции" они исследовали вопрос: почему идеи атомизма, возникшие и получившие развитие в древнегреческой и древнеиндийской философских традициях, не были восприняты древнекитайскими философами? Причина, по их мнению, заключалась в различии
между алфавитной и иероглифической системами записи текста. В то время как буква в алфавитном письме могла восприниматься как минимальная лексическая единица, иероглиф, даже самый простой, не мог быть таковым.
Дж. Малик, руководитель семинара по религиоведению и исламоведению философского факультета Эрфуртского университета, автор солидного исследования "Ислам в Южной Азии: краткая история"1, представил доклад "Доколониальная современность: на примере индийских мусульманских пиетистов", в котором создал развернутую реконструкцию духовной жизни индийского общества и социальных процессов, происходивших в Северной Индии в XIII-XVII вв. По его мнению, в этот период наблюдалась активизация общественной жизни: развивались литература, в особенности духовная, и музыка; язык урду стал заметно вытеснять персидский и арабский. В обществе развернулось движение "деятельного пиетизма". Появились политически сознательные индивиды, желавшие взять свою судьбу в свои руки. Ценность личности стала противопоставляться ценностям государства. Все это, как показал Дж. Малик, привело к переосмыслению многих общественных ценностей и, как следствие, к зарождению новых институтов и явлений, получивших дальнейшее развитие в колониальную эпоху.
Завершился первый день семинара выступлением Дурайсвами Даялана, опытного археолога, руководителя ченнайского филиала Археологической службы Индии. В докладе "Белые пятна в археологии Южной Азии" он рассказал о большой работе, проделанной археологами Индостана в последние годы, в результате чего было обнаружено большое количество мегалитических стоянок, новых памятников хараппской цивилизации, включая множество печатей, а также огромное число предметов материальной культуры, свидетельствующих о существовании тесных торговых связей между индийской, месопотамской, римской и греческой цивилизациями в 1-м тыс. до н.э. Вторую часть доклада Д. Даялан посвятил описанию крупного проекта по исследованию буддийских памятников Южной Индии, рассказав, в частности, о раскопках и реконструкции ранней ступы II в. до н.э., расположенной в южных районах Карнатака.
Во второй день семинара были представлены шесть докладов "современного" и "южноазиатского" циклов. Основной докладчик В. Вандербок, президент Ассоциации южноазиатских исследований США, в докладе "Публиковать или погибнуть: на чем останавливают выбор исследователи Южной Азии" рассказал о деятельности ассоциации, подробно проанализировав тематику монографий, статей и докладов ее членов за последние несколько лет.
А. Л. Сафронова (ИСАА МГУ) в докладе "Прошлое и настоящее буддизма тхеравады в Шри-Ланке: традиционное наследие против вызовов современности" главное внимание уделила рассмотрению феномена преемственности буддийской традиции, существующей в Шри-Ланке в течение почти двух с половиной тысячелетий. Ее интересовали те стороны монашеской жизни и организации сангхи, которые сохранялись на протяжении всего указанного периода, несмотря на наблюдавшиеся внутри самой сангхи процессы структурной сегментации и дифференциации. В частности, А. Л. Сафронова пыталась ответить на вопросы: в чем заключалось различие между индийским и ланкийским сценариями в судьбе и историческом развитии буддизма? На каком фоне происходил расцвет традиции тхеравады в Шри-Ланке, в то время как в Индии ей на смену пришла махаяна, которую, в свою очередь, сменил индуизм? Надо ли считать раскол в сангхе признаком упадка, а объединение - признаком возрождения? Можно ли вообще рассматривать историю сангхи как периодические смены возрождения и упадка? Какое соотношение между традицией и реформой создало благоприятный климат для процветания буддийских институтов в Шри-Ланке?
В. Я. Белокреницкий (ИВ РАН) подготовил интересный доклад "Западные районы Южной Азии: проблемы изучения территорий обитания племен". Он с сожалением констатировал, что вот уже более 30 лет не ведется серьезных исследований в местах обитания племен пуштунов и белуджей, относящихся к иранским народам, а также дравидоязычного народа брагуи. Это обширные горные территории, где сходятся границы Пакистана, Афганистана и Ирана. Самый многочисленный из этих народов - пуштуны, численность которых оценивается приблизительно в 42 млн. человек из них только около 30% проживают в Афганистане, где пуштуны - ведущий и доминирующий этнос страны. Общее количество белуджей приближается к 9 млн. человек. Более двух третей их проживает в пакистанской провинции Белуджистан. Число брагуев не превышает 3 млн. человек; подавляющее большинство их также проживает в
1 Malik J. Islam in South Asia: A Short History. Leiden: E.J. Brill, 2008. XIV, 522 p. (http://ebooks.brillonline.nl/book?id=nij9789004168596_nij9789004168596_i-520)
пакистанской провинции Белуджистан. Точная численность всех этих народов не может быть определена ввиду отсутствия переписей в Афганистане после 1979 г. Неписаные законы племен, оберегающих свой вековой уклад жизни, препятствуют функционированию в этих районах современных государственных институтов, норм межгосударственного взаимодействия. В. Я. Белокреницкий рассказал о некоторых особенностях современной жизни пуштунов, белуджей и брагуев, подчеркнув, что контакты с ними осложнены, поскольку посещение труднодоступных горных районов, где они обитают, опасно для исследователей. И все же следует искать пути к изучению жизни, законов и традиций этих племен.
М. Чьотти (Междунар. исслед. центр Междунар. гуманитарного колледжа Берлинского ун-та им. Гумбольдта) представила результаты своего исследования по теме "Новое осмысление проблемы неприкасаемых: этнографический подход к изучению политического фактора, гендерной и классовой проблем в североиндийском городе". М. Чьотти привлекла внимание аудитории к гендерным проблемам низших каст Индии, попытавшись рассмотреть институты исторически маргинальных групп, часто описываемых как "безынституциональные". В докладе ставилась проблема насилия и отношения к жертве насилия как основная тема, выявленная в результате изучения таких сообществ, и подчеркивалась необходимость исследования их политической культуры и практики в непосредственной связи с явными тенденциями к повышению социального статуса.
Т. Л. Шаумян (ИВ РАН) в докладе "Белые пятна в современной истории Индостана: новые интерпретации" обратилась к одной из наиболее загадочных страниц в истории современной Индии: обстоятельствам гибели или "исчезновения" Субхаса Чандры Боса (1897-1945(7)), известного также как Нетаджи, - крупного деятеля индийского национально-освободительного движения, оставившего яркий и неоднозначный след в истории борьбы за освобождение страны. В последнее время наблюдается значительный рост интереса к личности С. Ч. Боса внутри Индии, а в особенности в Бенгалии. С этим связано и появление в различных городах Западной Бенгалии памятников С. Ч. Босу, и название его именем международного аэропорта в Колкате. Вместе с индийскими учеными российские индологи продолжают поиски материалов, в том числе о его возможном пребывании в СССР, а также о том, где и как он погиб. Т. Л. Шаумян представила участникам четыре версии биографии С. Ч. Боса после 1945 г. - одну официальную и три альтернативные. Изучение всех известных вариантов поможет точнее определить роль Нетаджи в развитии национально-освободительного движения Индостана, что особенно важно на волне растущего бенгальского национализма.
Завершился семинар ярким докладом Т. Н. Загородниковой (ИВ РАН), которая рассказала о братьях Сухраварди - Хасане (1890-1965) и Хусейне (1892-1963) и их связях с Россией в начале-середине XX в. Родившись в семье судьи Верховного суда Калькутты, оба брата, подобно другим отпрыскам элитарных слоев Британской Индии, окончив Калькуттский университет, продолжили образование в Оксфордском университете. После Оксфорда Хусейн в 1921 г. возвратился в Бенгалию, а Хасан, заинтересовавшись русским языком и словесностью, в 1916 г. приехал в Россию. Побывал в Петербурге, в Киеве, в Крыму, а к концу 1917 г. оказался в Москве. Работал в МХАТе, где был членом коллегии режиссеров. Преподавал английский язык в Московском университете и на высших женских курсах. Был известен в литературных и театральных кругах Москвы. Покинул Россию в 1920 г. через Грузию. Но на этом его связи с Россией не оборвались. Он жил в Праге, где сотрудничал с так называемой пражской группой МХАТа. В 1924 г. поселился в Париже, несколько лет жил на квартире профессора-археолога А. И. Калитинского и его жены, актрисы МХАТа М. Н. Германовой.
На заключительном заседании семинара его участники выразили благодарность организаторам и пожелание проводить семинар "Белые пятна в изучении Южной Азии" регулярно раз в два года.
Доклады, представленные на семинаре, отличались высоким научным уровнем. Подавляющее большинство докладчиков сопровождали свои выступления демонстрацией иллюстраций в виде фотографий, рисунков, карт, схем, текстов. Осуществлялась также компьютерная аудиозапись выступлений и их обсуждения. По итогам семинара планируется подготовить и издать сборник статей.
Успешному проведению семинара способствовала помощь, оказанная руководством РГГУ и Культурным центром им. Джавахарлала Неру посольства Индии в Москве.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |