Libmonster ID: UZ-998
Author(s) of the publication: С. М. ПРОЗОРОВ, М. Г. РОМАНОВ

В статье речь пойдет о методике, которую разрабатывали и применяли в своих исследованиях сотрудники Арабского кабинета ЛО ИВАН СССР (сейчас СПбФ ИВ РАН) - П. А. Грязневич, К. А. Бойко, С. Б. Певзнер и СМ. Прозоров. Результатами их работы должны были стать несколько монографий под общим названием "Арабская историческая литература..." 1 , но, к сожалению, монографии ПА. Грязневича и С. Б. Певзнера не увидели свет. Основная задача исследователей состояла в том, чтобы наиболее полно и объективно воссоздать историю арабской исторической литературы по материалам арабских источников. Общим инструментом осуществления поставленной задачи была методика анализа иснадных цепей - основной формы фиксации и передачи знаний в мусульманской письменной культуре.

Вкратце данную методику можно описать следующим образом:

1) в исследуемом источнике выделялись и пронумеровывались по порядку все блоки информации, имеющие форму хадиса, т.е, какая-то информация (матн) и цепочка передатчиков (иснад), через которых она дошла до автора;

2) на небольшие карточки (1/8 листа формата А4) записывалась следующая информация: а) название источника (в сокращенной форме и в основном только тогда, когда расписывалось сразу несколько источников); б) номер хадиса в источнике; в) через черту порядковый номер передатчика в иснаде, если в одном поколении их было несколько (разветвленный иснад), то они дополнительно помечались буквами; г) имя передатчика (в арабской графике); д) конкретная информация 2 ;

3) по окончании росписи иснадных цепей карточки раскладывались по звеньям цепи - соответственно поколениям;

4) внутри поколений карточки на передатчиков упорядочивались по алфавиту, как правило, по именам;

5) затем наступала стадия обработки и анализа извлеченной информации: по материалам сформированной картотеки на отдельных листах формата А4 в графических схемах фиксировались связи "учитель-ученик" и характер передаваемой информации.

Получаемая обширная картотека позволяла сгруппировать до этого бывшие разрозненными однородные элементы информации, что и давало возможность по-иному взглянуть на содержащуюся в источниках информацию, получить разнообразные количественные и качественные характеристики и решить такие существенные проблемы как 3 :

1) выявить круг лиц, причастных к формированию той или иной локальной исторической традиции;

(c) 2003

стр. 117

2) определить время и среду их деятельности, а также их место в общей цепи передачи той или иной информации;

3) получить сведения о содержании и характере передаваемой информации и о тех изменениях, которым она подвергалась в процессе передачи;

4) установить пути распространения мусульманской исторической традиции и реконструировать связи между ведущими мусульманскими центрами;

5) извлечь фоновую (не ангажированную) информацию о передатчиках. Извлеченный при помощи данной методики материал позволял также реконструировать структуру и содержание утраченных сочинений 4 .

В процессе дальнейшей работы было выявлено 5 , что масштабность решаемых при использовании данной методики задач потенциально позволяет воссоздать не только какой-нибудь один аспект жизни мусульманского общества, но и, фактически, воссоздать полную, максимально приближенную к объективной реальности (насколько это может быть возможным) картину бытования мусульманского общества классического периода. Методика дает возможность учесть все элементы информации и выйти на принципиально иной уровень ее учета и обработки: восстановить все возможные связи для любых (всех) исторических объектов и воссоздать историко-культурный, религиозный и социально-политический контекст, что и является главной отличительной особенностью и преимуществом этой методики. Однако использовать весь ее потенциал, позволяющий добиться комплексности в исследовании, было достаточно сложно, во-первых, из-за того, что работа велась в рамках плановых исследований, принятых в советский период; во-вторых, из-за крайней трудоемкости работы с обычной бумажной картотекой.

Современные компьютерные возможности позволяют создать электронную реляционную базу данных, помогающую реализовать потенциал этой методики. Именно о модели такой базы данных и пойдет речь ниже.

Основанная на тех же принципах электронная база данных тем не менее существенно отличается от бумажной картотеки по структуре и способу хранения информации. Электронная база данных представляет собой совокупность взаимосвязанных - отсюда и термин реляционная - между собой картотек-таблиц. Этот принцип хранения данных позволяет избежать их дублирования, сократить время на ввод информации и существенно облегчить процедуру ее извлечения. Например, если карточка содержит информацию, попадающую в две категории или более, то при работе с бумажной картотекой пришлось бы создавать две, три и более одинаковых карточек и размещать их в разные картотеки. При работе же с реляционной базой данных в основной таблице создается единственная карточка с информацией, а в других, вспомогательных таблицах, связанных с основной, отмечаются категории информации, ключевые слова, передатчики из иснадов и т.д. Если же необходима карточка, по внешнему облику похожая на свой бумажный прототип (т.е. имя передатчика, поколение, характер передаваемой информации и др.), то, при необходимости, она будет автоматически создаваться программными средствами.

Из такой базы данных можно быстро и легко извлекать практически любой массив информации. Например, если задать условие "стоимость обучения, Диван ал-Мутанабби, Багдад, XI в.", то будет получена информация о том, сколько приходилось платить в Багдаде в XI в. за то, чтобы изучить Диван ал- Мутанабби, а также имена тех, кто преподавал это сочинение, и тех, кто его изучал. Подобным же образом можно прослеживать становление терминов, извлекать наиболее полную информацию об исторических персоналиях, культовых местах, событиях и т.д.

Из введенной описанным выше образом информации программа может тематически группировать данные. Приведем два примера. В одной специально созданной форме, при помощи которой обеспечивается наглядное отображение данных, будет

стр. 118

отражаться вся информация, связанная с тем или иным человеком: хронологически упорядоченная биографическая информация из различных источников; что, от кого и кому он передавал; его книги и многое другое (более подробно см. описание формы "Personalia", приведенное ниже). Другая форма может отражать хронологически упорядоченные карточки с описанием событий, произошедших в тот или иной год, месяц или день; если информация об одном и том же событии есть в нескольких источниках, то карточки, описывающие одно и то же событие, будут упорядочиваться по принципу - от более раннего сочинения к более позднему (более подробно см. описание формы "Исторические события", приведенное ниже).

Создание такой базы данных позволит пересмотреть результаты уже проведенных исследований и решить огромное количество еще нерешенных задач как в областях исламоведения, истории, филологии, так и в областях других дисциплин, объектом изучения которых является мусульманский мир. В перспективе, с течением времени, эта база данных может стать и весьма ценным справочным материалом не только для арабистов, но и для специалистов других областей знаний.

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ РЕЛЯЦИОННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ

Описанная ниже работа была проделана при помощи следующих программных средств: операционная система Windows 98 (Arabic Edition, Enabled version) и система управления базами данных MS Access (версия из MS Office XP). Для поиска информации и для облегчения заполнения поля "Цитата" (см. ниже) использовались также программы иорданского центра компьютерных исследований ат-Турас 6 , в основном Мактабат ат-та'рих ва-л-хадара ал-исламийа ("Библиотека мусульманской истории и культуры", версия 1.5; содержит полные тексты 125 источников), а также ал-Макта-ба ал- алфийа ли-с-сунна ан-набавийа ("Тысяча томов о сунне Пророка", версия 1.5; 362 источника).

Созданию электронной реляционной базы данных должна предшествовать разработка структуры самой базы данных и структуры карточек (в MS Access такая карточка называется записью), на которые заносится вся извлекаемая информация. Основная задача этого этапа - правильно определить взаимосвязи внутри базы данных, а также забронировать место для информации практически любого рода. Такая модель базы данных, как отмечено в заглавии, прежде всего адаптирована для работы по извлечению информации из биографических и исторических источников. В идеале, конечно, модель базы данных должна подходить для работы с любым источником, но для этого необходимо сотрудничество с исследователями, работающими с источниками разных жанров.

При работе с бумажными карточками фактически создавалась лишь одна картотека, в которой все карточки по структуре были одинаковыми. В реляционной базе данных, как уже было отмечено, необходимо создать несколько основных таблиц: 1) блоков 7 информации из различных источников (Информация); 2) иснадных цепей к блокам информации (Иснады); 3) указателей ключевых слов (Указатели); 4) предметного указателя (Предметный указатель); 5) таблица, содержащая отсылки на источник информации (Источник информации). В этих таблицах можно зафиксировать любую информацию, но для удобства работы понадобятся еще несколько вспомогательных таблиц, связанных 8 с основными: "Дата", "Имена", "Источники", "Культовые места", "Лексика", "Топонимы", "Регионы", "Религиозные течения", "Рубрикатор предметного указателя", "Способы передачи информации", "Термины" и т.д. Ниже приведена графическая схема распределения информации и взаимосвязи таблиц.

стр. 119

Общая схема взаимосвязи основных и вспомогательных таблиц в базе данных

В таблицах можно зафиксировать информацию любого рода, но главным образом они служат для хранения данных. Работа по вводу и извлечению информации в основном ведется в специально создаваемых формах, использование которых позволяет сделать сам процесс более удобным и наглядным, а также автоматизировать группировку и демонстрацию необходимых данных из всех таблиц. Наиболее актуальными представляются следующие сводные формы: "Ввод информации", "Personalia" и "Исторические события" (подробное описание см. ниже). Но, как уже было отмечено, создавать можно любые формы в зависимости от конкретных целей и задач, выдвигаемых исследователями.

Дополнительным инструментом работы с базой данных являются также запросы. С их помощью можно получить информацию, удовлетворяющую определенным условиям. Пример работы с запросами - плата за изучение Дивана ал-Мутанабби - был приведен выше. Результаты применения запросов можно выводить на печать и/или сохранять в текстовых файлах (например, *.rtf, *.doc, *.html).

ТАБЛИЦА "ИНФОРМАЦИЯ"

Идентификатор. Программа автоматически присваивает уникальный номер каждой новой карточке-записи. По значению этого поля данная таблица связывается с другими таблицами, в которых содержится дополнительная информация из карточек ("Иснады", "Указатели", "Предметный указатель", "Источник информации")

стр. 120

Код блока информации. В это поле, состоящее из нескольких подполей, заносятся своеобразные координаты блока информации, которые определяют его место в сочинении. Например, код 0597 Ибн ал-Джаузи. ал- Мунтазам. 8. 34. I. 9 означает, что элемент информации является первым на странице 34 восьмого тома "ал-Мунтазама" Ибн ал-Джаузи. Первая часть поля (значение которого в данном случае - 0597 Ибн ал-Джаузи. ал- Мунтазам) связана с полем в картотеке-таблице "Источники".

Город/Регион. Фиксируется, если информация в карточке-записи привязана к конкретному месту. Первая часть поля связана с таблицей "Топонимы", вторая - с таблицей "Регионы".

Унифицированный вариант имени передатчика. Если информация имеет непосредственное отношение к какому-либо человеку, то указывается унифицированный вариант его имени; в противном случае это поле остается пустым. Связано с полем в таблице "Имена".

Принцип унификации имен предлагается следующий: год смерти (обязательно 4 знака, что позволит упорядочивать имена хронологически и по алфавиту), имя (для обеспечения визуальной узнаваемости - четыре-пять элементов - такое количество обеспечит наименьшую вероятность совпадения имен). Например, 0368 Ахмад б. Джа'фар ал-Кати'и (в арабской графике).

Описание. Описание информации, пересказ или перевод.

Цитата. Арабский текст.

ТАБЛИЦА "ИСНАДЫ" 10

Идентификатор из таблицы "Информация". При помощи значений этого поля иснады связаны с блоками информации, снабженными иснадами, которые содержатся в таблице "Информация".

Номер передатчика в иснаде (как в источнике). Нумерация передатчиков производится от автора (сам автор фиксируется как 00), например, 01 для первого передатчика от автора; в случае, когда передатчик в одном поколении не один, они дополнительно помечаются буквами - 01a, 01b. При полном иснаде номер указывает на поколение передатчика. Но довольно часто Ибн ал-Джаузи (как и другие авторы) опускает часть иснада. Это можно исправить при помощи следующего дополнительного поля.

Номер передатчика в иснаде (восстановленный). В данном поле фиксируется восстановленный номер передатчика.

Способ передачи информации. Здесь в арабской графике фиксируется способ передачи информации, например - ахбара-на, сами'ту-ху йакулу, анба'а-на и т.д. Связано с полем таблицы "Способы передачи информации", в которой содержатся все возможные варианты.

Имя передатчика (как в источнике). В это поле в арабской графике заносится имя передатчика в том виде, в котором оно представлено в источнике, например - Ахмад б. Джа'фар.

Имя передатчика (унифицированный вариант). Здесь указывается унифицированный вариант имени. Необходимость этого поля обусловлена тем, что часто Ибн ал-Джаузи, как и другие авторы, использует разные имена для обозначения одного и того же человека. Так, Ахмад б. Джа'фар, Абу Бакр б. Малик и 'Абд Аллах б. Ахмад -есть лишь варианты имени одного и того же человека. Принцип унификации имен описан выше.

Имя учителя (унифицированный вариант). В этом поле фиксируется унифицированный вариант имени следующего в иснаде передатчика, т.е. учителя передатчика. Наличие этого поля позволит фиксировать отношения учитель-ученик.

стр. 121

Ключевая фигура в иснаде. Как было отмечено выше, часть иснада нередко опускается, что усложняет анализ: несколько передатчиков могут "потеряться", так как они в определенных случаях не приводятся автором, но подразумеваются. Например, в первой главе Ибн ал-Джаузи приводит подряд шесть хадисов (N 20 - 25), в которых ключевым передатчиком является ат- Табари (0418 Хибат Аллах б. Хасан ал-Лала-ка'и), он находится в третьем поколении от автора, но только при первом из этих шести хадисов автор упоминает передатчиков первого и второго поколений, далее он опускает их, из-за чего происходит смещение. Если же "пометить" каждый хадис именем ключевого передатчика, то станет возможным учесть опущенные передатчики и добиться большей точности количественных, а следовательно, и качественных характеристик.

Поле по своей функции идентично полю, содержащему восстановленный номер передатчика, и является своеобразным промежуточным звеном на пути к восстановлению места передатчика в иснаде.

Заметки. Поле для какой-либо информации, непопадающей в описанные выше категории, но которую необходимо зафиксировать.

ТАБЛИЦА "УКАЗАТЕЛИ" 11

Идентификатор из таблицы "Информация". Поле, при помощи которого карточка в данной таблице связана с карточкой в таблице "Информация".

Ключевое слово. В данное поле заносится любое ключевое слово (в такой форме, в какой оно находится в источнике) из записи в таблице "Информация". Это могут быть: имена, названия книг, термины, названия (кладбищ, мечетей, мазаров, кварталов, населенных пунктов, религиозных толков и школ) и др.

Род ключевого слова. Несколько вариантов: Book - название книги; MoCeMaQu - названия мечети, кладбища, мазара, квартала и т.п.; Mov - религиозный толк; Name - имя; Term - термин; Topos - топоним; Lexical - словоупотребление.

Далее, в зависимости от указания рода ключевого слова, дается унифицированный вариант этого слова. Каждое поле, в которое вводятся унифицированные варианты, связано с соответствующей вспомогательной таблицей, являющейся источником значений.

Название книги (унифицированный вариант). Связано с таким же полем в таблице "Источники".

Название культового места (унифицированный вариант). Здесь фиксируются названия мечетей, Мадрас, кладбищ, мазаров, ханак и т.п. Связано с таблицей "Культовые места".

Название религиозного толка (унифицированный вариант). Названия религий, суфийских братств, религиозно-философских школ, богословско-правовых толков, течений и т.п. Связано с таблицей "Религиозные толки".

Имя (унифицированный вариант). Связано с таблицей "Имена". Термин (унифицированный вариант). Связано с таблицей "Термины". Топоним (унифицированный вариант). Связано с таблицей "Топонимы".

Лексика (унифицированный вариант). В это поле вводятся все остальные ключевые слова, которые не попали ни в одну из категорий, но которые необходимо зафиксировать. Связано с таблицей "Лексика".

Заметки. Поле для заметок.

стр. 122

ТАБЛИЦА "ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ"

Идентификатор из таблицы "Информация". Поле, при помощи которого карточка в данной таблице связана с карточкой в таблице "Информация".

Код информации. Связано с таблицей "Рубрикатор предметного указателя", в которой производятся все операции по редактированию предметного указателя.

Заметки. Поле для заметок.

ТАБЛИЦА "ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ"

Идентификатор из таблицы "Информация". Поле, при помощи которого карточка в данной таблице связана с карточкой в таблице "Информация".

Код элемента информации. В это поле, являющееся полным аналогом поля с таким же названием в таблице "Информация", заносятся координаты источника информации, если таковой имеется.

Цитата. Сюда заносится цитата из источника информации.

Заметки. Поле для заметок.

ТАБЛИЦА "ИМЕНА"

В данной картотеке-таблице фиксируется основная информация о человеке, без указания на источник информации. Возможно, здесь не требуется такая дробная информация, но это уже является техническим, не принципиальным моментом организации базы данных.

Унифицированный вариант имени человека. Принцип унификации имен описан выше.

Пол.

Полное имя. Наиболее полный вариант имени по разным источникам.

День/Месяц/Год рождения/Место рождения. Фиксируется, если о передатчике есть такая информация. Месяцы - по мусульманскому лунному календарю, годи - по хиджре.

День/Месяц/Год смерти/Место смерти.

Лакабы, нисбы, кунйи (титулы, звания, почетные прозвища и т.д.).

Религиозная принадлежность, богословско-правовая ориентация.

ТАБЛИЦА "ИСТОЧНИКИ"

Код источника. Сокращенное название сочинения - источника информации. Принцип кодирования названий предлагается следующий: "Год смерти автора", "Краткий вариант имени автора", "Название сочинения" (краткое, либо аббревиатура). Так, для книги аз-Захаби "Сийар а'лам ан-нубала'" код будет следующий - 0748 аз-Захаби. САН. Использование на первом месте в коде года смерти автора позволит упорядочивать сочинения хронологически, а также, что более важно, хронологически упорядочивать карточки, содержащие информацию из разных сочинений, касающуюся одного и того же сюжета (биографии, события и т.п.).

Название источника (рус.). Транскрипция названия и в скобках перевод на русский язык.

Название источника (араб.). Название источника в арабской графике.

Имя автора (унифицированный вариант). Связано с таблицей "Имена".

Жанр источника. Связано с таблицей "Жанры".

Описание (араб.). Фиксируются выходные данные арабского издания.

Заметки (рус.). Поле для какой-либо информации, непопадающей в описанные выше категории, но которую необходимо зафиксировать.

стр. 123

ТАБЛИЦА "ТОПОНИМЫ"

Арабское название.

Русское название. Транскрипция и русский вариант названия. Например: ал-Кахи-ра (Каир). Связано с полями "Место рождения/смерти" в таблице "Имена", а также с полем "Город" в таблице "Информация".

Год (основания).

Месторасположение. Современное государство, на территории которого находится населенный пункт.

Статус. Город, деревня и т.п.

Нынешнее состояние. Существует, не существует, современное название и т.д.

Описание.

ФОРМА "ВВОД ИНФОРМАЦИИ"

В данной форме имеется четыре вкладки - "Информация", "Указатели", "Иснады" и "Источник информации", в каждой из которых сгруппированы поля из всех основных таблиц, что делает ввод данных достаточно простым и удобным. Порядок заполнения примерно таков:

1. Сначала заполняется первая вкладка - "Информация": а) идентификатор присваивается программой; б) вводятся координаты элемента информации (источник выбирается из раскрывающегося списка подстановок - том, страница, номер отрывка вводятся вручную); в) унифицированный вариант имени человека (из раскрывающегося списка), которого непосредственно касается данная информация (поле может оставаться пустым); г) заполняются поля "Город" и/или "Регион"; д) вводится описание; е) цитата.

2. Во второй вкладке - "Иснады" - фиксируются фигурирующие передатчики этой информации (табл. "Иснады").

3. В третьей вкладке - "Источники информации/дата события" - фиксируется источник информации (табл. "Источник информации") и дата, если информация касается события.

стр. 124

4) В четвертой вкладке - "Указатели" - заносятся все ключевые слова смыслового отрывка (табл. "Указатели"), а также отмечается тематика информации (табл. "Предметный указатель").

ФОРМА "PERSONALIA"

Данная форма служит для отображения сгруппированной по определенным критериям информации. В ней также несколько вкладок. 1. "Основная информация" - вкладка содержит все поля таблицы "Имена". 2. "Биографическая информация" -

стр. 125

здесь показываются карточки из таблицы "Информация", в которых в поле "Унифицированный вариант имени" содержится имя необходимого человека (выбирается на первой вкладке). Карточки упорядочены хронологически, что дает возможность просмотреть ход жизни человека. Карточки также упорядочены в соответствии с хронологией сочинений, из которых извлечена информация, т.е. сначала подается информация из более ранних сочинений, потом - из более поздних. 3. "Дополнительная информация" - здесь показываются только те карточки, в которых имя человека было введено в таблицу "Указатели". 4. "Учителя" - в данной вкладке собирается информация из таблиц "Иснады" и "Предметный указатель": на экран выводятся имена учителей и характер передаваемой информации, а также количественно- качественные характеристики (от кого / что / сколько). 5. "Ученики" - идентична предыдущей вкладке, только информация собирается относительно учеников. 6. "Книги" - из таблицы "Источники" показываются только те карточки, в которых значение в поле "Имя автора" совпадает со значением имени, выбранного на первой вкладке.

ФОРМА "ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ"

Более простая по сравнению с описанными выше. Вкладок нет. Здесь главное - принцип упорядочивания карточек. Выбирается необходимый год и в форме отображаются только карточки, в которых в значении дата проставлен этот год. Отобранные таким образом карточки упорядочиваются хронологически (день / месяц). Сначала идет информация из более ранних сочинений, потом - из более поздних. Если информации много, то можно сделать вкладки под каждый месяц (или под квартал).

* * *

В целом, предлагаемая методика позволяет выйти на более высокий информационный и аналитический уровень. Это особенно важно, так как старые источниковедческие методики - будь то более или менее комплексное изучение одного или нескольких источников или же изучение отдельных аспектов на материалах нескольких источников - уже устарели и вряд ли могут существенно изменить положение в

стр. 126

арабистике. Использование предлагаемой методики может обеспечить качественный скачок, однако для осуществления такого масштабного проекта необходима кооперация ученых, в том числе и из других стран. Определенной основой для такой масштабной кооперации может стать находящееся в стадии доработки самостоятельное программное приложение (снабженное подробным описанием), с которым можно будет работать по изложенной выше методике без каких-либо особых технических навыков.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бойко К. А. Арабская историческая литература в Испании (в VIII-X вв.). М., 1977; Прозоров С. М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в VII - середине X в. Шиитская историография. М., 1980; Бойко К. А. Арабская историческая литература в Египте (VII- IX вв.). М., 1983. Эту работу К. А. Бойко выполнил вместо С. Б. Певзнера, утратившего картотеку с росписями иснадов; Бойко К. А. Арабская историческая литература в Египте (IX-X вв.). М., 1991; Грязневич П. А. Арабская историческая литература в Аравии, Сирии и Ираке в VII-VIII вв. (не завершена).

2 Например, при росписи одного хадиса с иснадом из восьми передатчиков создавалось восемь карточек, на каждой из которых описания информации повторялись.

3 См.: Прозоров С. М. Указ. соч. С. 8.

4 См., например: Sezgin U. Abu Mihnaf. Ein Beitrag zur Historiographie der umaiyadischen Zeit. Leiden, 1968.

5 При работе с текстами доксографических сочинений "Макалат ал- исламийин ва-хтилаф ал-мусал-лин" ал-Аш'ари (ум. в 935 г.) и "ал-Фарк байна- л-фирак" ал-Багдади (ум. в 1037 г.) С. М. Прозоров выявил еще более широкие возможности этой методики (материалы будут опубликованы в подготавливаемой к печати монографии "Ислам как религиозная система").

6 Более подробная информация о продуктах центра на сайте www.turath.com

7 Под "блоком" здесь подразумевается завершенная информационная единица, "абзац". Он может как сопровождаться, так и не сопровождаться цепочкой передатчиков (иснадом).

8 Вспомогательных означает, что если в каком-либо одном поле будет содержаться вполне определенный количественно ограниченный класс значений (какие-либо названия, термины, имена и т.д.), то целесообразно заводить вспомогательные таблицы-картотеки, которые будут источниками унифицированных вариантов значений. Это же, в свою очередь, означает, что, например, в поле XI табл. ХЗ, которое связано с полем XI во вспомогательной табл. Х5, можно ввести только значения, имеющиеся в поле XI табл. Х5. Для удобства заполнения каждое такое поле снабжено раскрывающимся списком вариантов, среди которых следует выбрать необходимый. Если в вспомогательной таблице не оказалось такого варианта, то его просто нужно добавить. Такая, на первый взгляд, неудобная система обеспечивает целостность данных и впоследствии облегчает работу с ней.

9 Пояснения относительно принципа унификации названий сочинений см. в описании к табл. "Источники".

10 Примеры даются на материалах сочинения Ибн ал-Джаузи (ум. в 597/1200) "Талбис Иблис" ("Наущения дьявола").

11 Весьма вероятно, что по мере накопления данных эту таблицу понадобится разбить на несколько более специализированных; основа для разделения уже обозначена в поле "Род ключевого слова".


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/МЕТОДИКА-ИЗВЛЕЧЕНИЯ-И-ОБРАБОТКИ-ИНФОРМАЦИИ-ИЗ-АРАБСКИХ-ИСТОЧНИКОВ-НА-МАТЕРИАЛЕ-ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКОЙ-ЛИТЕРАТУРЫ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. М. ПРОЗОРОВ, М. Г. РОМАНОВ, МЕТОДИКА ИЗВЛЕЧЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ИЗ АРАБСКИХ ИСТОЧНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 26.06.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/МЕТОДИКА-ИЗВЛЕЧЕНИЯ-И-ОБРАБОТКИ-ИНФОРМАЦИИ-ИЗ-АРАБСКИХ-ИСТОЧНИКОВ-НА-МАТЕРИАЛЕ-ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКОЙ-ЛИТЕРАТУРЫ (date of access: 23.07.2024).

Publication author(s) - С. М. ПРОЗОРОВ, М. Г. РОМАНОВ:

С. М. ПРОЗОРОВ, М. Г. РОМАНОВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И АРХИВНОЕ ДЕЛО В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
3 days ago · From Ilmira Askarova
РОССИЯ-МОНГОЛИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
4 days ago · From Ilmira Askarova
ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМСКОГО ХАНСТВА В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVII в.
5 days ago · From Ilmira Askarova
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК В. Ф. ВАСИЛЬЕВА
5 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

МЕТОДИКА ИЗВЛЕЧЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ИЗ АРАБСКИХ ИСТОЧНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android