Техран, Марказе чап ва энтешарате вазарате омуре харедже, 1390 (2011/2012). 352 с.*
Имя профессора Тегеранского университета, руководителя Центра евразийских исследований, депутата парламента ИРИ Мехди Санаи хорошо известно российской аудитории. Он активно занимается изучением процессов, происходящих на пространствах бывшего СССР, и особое внимание постоянно уделяет исследованию проблем региона Центральной Азии. На русском языке были опубликованы две его работы, рассматривающие отношения Ирана с государствами этого региона, - "Взаимоотношения Ирана и стан Центральной Азии: история и современность (политологический анализ)" (Алматы, 1997) и "Отношения Ирана с центральноазиатскими странами СНГ. Социально-политический и экономические аспекты" (М., 2002).
Рецензируемая монография на персидском языке представляет собой более углубленное и расширенное исследование политики ИРИ в ЦА. Пристальный интерес автора к этому региону объясняется не только географической близостью ЦА с Ираном, но и их теснейшей исторической и культурной общностью. В то же время, по словам автора, значимость этого региона определяется тем, что его нужно рассматривать как "наследника огромного экономического пространства Великого шелкового пути и как связующее звено между Восточной Азией и Европой, Севером и Югом Азиатского континента" (с. 1). Наличие больших запасов энергетического сырья увеличивает геостратегическую и геоэкономическую роль региона и привлекает к нему широкое международное внимание.
Тема работы чрезвычайно актуальна для Ирана, новых государств ЦА, а также для России, поскольку имеет непосредственное отношение к формированию южного вектора ее внешней политики. В последнее десятилетие Россия постепенно наращивает свое присутствие в регионе - как через двусторонние связи, так и через региональные организации. Анализ аналогичных направлений иранской внешней политики чрезвычайно важен для выработки оптимальных форм политического и экономического сотрудничества России со странами региона.
Мехди Санаи. Отношения Ирана с государствами Центральной Азии: процессы и перспективы. Тегеран: Изд. Центра международных политических исследований МИД ИРИ, 1390 (2011/2012). 352 с.
После распада СССР отношения с государствами ЦА стали одним из приоритетных направлений внешнеполитического курса ИРИ, приобретших для иранской стороны еще большую актуальность в связи с обострившимся противостоянием с США. Причем подход ИРИ к развитию отношений с новыми государствами региона, как считает автор, отличался реалистичностью и прагматизмом, "за исключением короткого периода становления независимых государств, когда Тегеран попытался сделать ставку на религиозный фактор" (с. 6). Тем не менее, несмотря на наличие благоприятных предпосылок для укрепления двусторонних отношений, ИРИ не удалось занять лидирующее место в системе международных связей этого региона.
Анализ политики Ирана, выявление причин неудач и определение наиболее подходящих направлений для укрепления его позиций в ЦА составили основное содержание работы Санаи. Как представляется, ее структура достаточно удачно соотносится с поставленными исследователем задачами. Использованный автором системно-исторический подход позволил проанализировать как исторические взаимосвязи государств региона с иранской цивилизацией, так и многосложные процессы становления отношений центральноазиатских государств с Ираном в современный период через соприкосновение и столкновение геостратегических интересов региональных и других держав.
В первой главе ученый обрисовывает политическое, экономическое и социально-культурное положение пяти государств (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан), прослеживает попытки проведения реформ, кризисы власти, исследует социальную специфику и хозяйственные проблемы региона. Он подчеркивает, что от этих процессов зависит парадигма отношений стран региона с Ираном и с ведущими странами мира. Отмечая, что "внешние силы определяют стратегию реформирования в этом районе" (с. 6), автор большое внимание уделяет изложению основных концепций модернизации экономики и демократизации региона, предложенных Западом. Говоря о сложностях практической реализации разработанных моделей, М. Санаи считает, что руководители государств ЦА предпочитают стабильность демократизации.
Автор рассматривает значение и роль исламского фактора в регионе и отмечает, что ислам превратился в определяющий фактор процессов структурной перестройки, т.е. стал, по его словам, "частью государства". Исходя из этого, он считает, что все внерегиональные силы, стремящиеся контролировать положение в этом регионе, открыто или завуалированно должны учитывать религиозные настроения его народов.
Следующие главы рецензируемой работы посвящены анализу политических, экономических и культурных связей ИРИ с государствами ЦА. Отмечая, что приоритетность отношений с этим регионом для Ирана объясняется прежде всего соображениями безопасности и экономическими интересами, автор большое внимание уделяет изучению особенностей внешнеполитического курса страны при правительствах А. А. Хашеми Рафсанджани, М. Хатами и М. Ахмадинежада и делает вывод о том, что при выстраивании этого курса геостратегические и геоэкономические факторы играли более значительную роль, чем идеологические устремления.
Основываясь на привлечении большого объема статистических материалов и документов стран ЦА и ИРИ, М. Санаи подробно рассматривает развитие политических и экономических контактов Ирана с каждым из государств, оценивает положительные стороны и выявляет слабые места во взаимоотношениях государств на двусторонней основе. Предпринятый им общий анализ экономического потенциала региона позволил ему определить объективные потребности Ирана в связях с региональным рынком, его возможности в обосновании амбиций на региональное лидерство. Автор отмечает недостаточность усилий иранской стороны в деле отстаивания национальных интересов при реализации общерегиональных проектов, а также отсутствие продуманной и учитывающей социально-экономические особенности каждой из пяти стран региона политики по развитию политических и экономических связей.
Большое внимание М. Санаи уделяет анализу процессов регионализации и уровня регионального взаимодействия в рамках ШОС и ОЭС и отдельно рассматривает роль, которую мог бы играть Иран в процессах регионализации на Ближнем Востоке и в ЦА. По мнению М. Санаи, Иран - ключевое государство, "heartland" для этих процессов, центр по формированию большого региона, связующее звено между районом Персидского залива и Средней Азией.
Процессы, наблюдающиеся в последние два десятилетия в ЦА, автор рассматривает в контексте политики внерегиональных сил. В качестве основных игроков региона он выделяет Россию, Китай, Турцию, США, ЕС, Израиль и достаточно подробно описывает роль и политику каждого из них. Ввиду того что в наши дни с точки зрения транспортного и энергетического потенциала ЦА стала играть одну из ключевых ролей в мировой экономике, реализация проектов
по прокладке крупных транснациональных транспортных и энергетических коридоров превратилась в центр пересечения интересов не только Ирана и стран ЦА, но и третьих стран, в том числе таких крупных держав, как Россия, Китай и США. В связи с этим примечателен вывод автора о том, что "политика ИРИ в регионе не противоречит действиям большинства крупнейших игроков региона" (с. 119). Можно предположить, что в их число автор включает и Россию.
М. Санаи констатирует, что, несмотря на существование некоторых противоположных устремлений в политике Москвы и Тегерана, например в сфере транспортировки углеводородов, у двух стран есть и общие интересы.
Относительно возможности урегулирования проблемы Каспия автор высказывает особое мнение. Он уверен, что при любом использовании ресурсов Каспийского моря необходимо учитывать долгосрочные интересы прикаспийских стран, и Каспий должен оставаться демилитаризованной зоной. Россия и Иран испытывают особую озабоченность по поводу прокладки по дну Каспийского моря трубопроводов, предназначенных для транспортировки энергоносителей, в связи с возможными негативными последствиями для экологии. Важно не только рассматривать Каспий с точки зрения торгово-экономического развития, но и уделять внимание вопросам защиты окружающей среды и сохранения морских ресурсов для будущих поколений. Среди иранских политиков и ученых существуют различные взгляды на способы решения Каспийской проблемы. М. Санаи считает, что создание Организации каспийского экономического сотрудничества может внести значительный вклад в создание системы региональной безопасности в районе Каспийского моря.
Основной угрозой для Ирана автор считает проникновение и укрепление влияния США, Израиля и стран Европы в ЦА, так как своими действиями эти страны оказывают прямое противодействие политике Ирана и ослабляют его позиции, а сам факт появления "враждебных государств" (как называет их автор) на границах ИРИ представляет вызов безопасности государства. Действиями этих внерегиональных игроков он объясняет неудачи иранской политики в регионе.
Обращает на себя внимание то, что М. Санаи не может отойти от идеологических клише и вместо названия "Государство Израиль" использует традиционное для иранской риторики клише "сионистский режим". В ходе всего исследования просматривается убежденность автора в особой международной значимости победы исламской революции в Иране и возможности "экспорта" в соседние мусульманские государства модели исламского правления. Однако если такие высказывания можно посчитать не совсем уместными для серьезного ученого-исследователя, то они не только допустимы, но и "обязательны" для политического функционера.
К числу замечаний, адресованных автору исследования, надо отнести и отсутствие упоминания об отношении международного сообщества к проблеме развития Ираном ядерной программы, о введении и ужесточении санкций, имеющих не только экономический, но и политический характер. Как представляется, этот факт играет немалую роль в формировании отрицательного образа ИРИ в регионе и существенно сдерживает рост ее регионального влияния. Очевидно, что для автора, занимающегося разработкой международной тематики, замалчивание этой проблемы непродуктивно.
Отдельная глава исследования посвящена анализу культурной политики Тегерана в регионе. Значительное внимание в ней уделено характеристике культурно-идеологического потенциала Ирана, общности культурного наследия, формам проявления культурных связей, включая такой аспект, как поддержка иранской диаспоры в ЦА. Рассматривая цели и результаты проведения культурной политики за рубежом, М. Санаи, бывший глава культурного представительства ИРИ в Казахстане и в России, оперирует таким понятием, как ирано-исламская цивилизация, и обращает внимание на важность одновременного акцентирования исламского и иранского начал в исторической общности народов региона. Исходя из того, что именно контакты в сфере культуры приводят к усилению влияния государства и тем самым способствуют продвижению его экономических и политических интересов, М. Санаи констатирует недостаточность иранских усилий в деле культурного взаимодействия со странами ЦА. Анализируя причины неудач, он подчеркивает важность дифференцирования подходов при выработке политики в отношении каждого из государств этого региона. Для усиления эффективности культурной политики ИРИ автор, как это ни кажется парадоксальным, предлагает сократить количество организаций и структур, занимающихся деятельностью в этой сфере за рубежом.
В заключительной части работы автор выносит свои предложения по выработке стратегии деятельности ИРИ в ЦА с целью укрепления ее позиций в регионе. Он полагает, что отношения
с этим регионом должны рассматриваться в качестве основных внешнеполитических приоритетов страны и развиваться комплексно по трем направлениям: политика, экономика, культурная сфера.
Рассматривая основные возможные подходы к выработке новой политической линии, М. Санаи дает описание некоторых существующих в ИРИ внешнеполитических концепций. В отечественной иранистике были широко представлены и описаны лишь концепция "экспорта революции" и "диалога цивилизаций". В данной работе упоминаются и другие, в том числе ум оль-гура, сторонниками которой являются некоторые фракции широкого политического спектра ИРИ. Весьма вероятно, что ее разделяет и автор работы.
Важнейшей задачей ИРИ должно стать формирование региона Большая Центральная Азия, в который М. Санаи, в отличие от американского идеолога этого проекта Фр. Старра, включает не только пять среднеазиатских государств и Афганистан, но также Иран и Пакистан. Этот район - ареал формирования ирано-исламской цивилизации. По мнению автора, акцентирование Ираном культурной общности вышеназванных государств будет способствовать продвижению его политических и экономических интересов, а последовательная реализация идеи Большой Центральной Азии положительно скажется на развитии экономической и политической интеграции государств этого региона.
При написании данной работы автор привлек большой объем статистических материалов, использовал документы, публикации СМИ, монографические работы на персидском, английском и русском языках. Хорошо владеющий русским языком М. Санаи ввел в научный оборот ИРИ работы российских исследователей, в том числе публикации сотрудников ИВ РАН.
Несомненно, данное исследование представляет огромный интерес для ученых, занимающихся проблемами Ирана, и может быть использовано при подготовке учебно-методических комплексов в вузах, готовящих востоковедов.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |