Член-корреспондент РАН, директор Института Дальнего Востоке
С конца XIX века Китай прошел длительный, мучительный путь в поисках моделей модернизации. Модернизация для Китая означает превращение его в государство с современными промышленностью, сельским хозяйством, наукой, культурой, сферой услуг, высоким уровнем жизни населения и достаточной обороной. Первоочередной задачей модернизации в Китае считают ликвидацию бедности и нищеты, безграмотности, преодоление резкого разрыва в уровнях культуры между городом и деревней и в уровнях социально-экономического развития между приморскими (восточными) районами страны и внутренними (западными) регионами, повышение так называемого уровня "сяокан" - "средней зажиточности".
Ослабление, а затем и прекращение в связи с распадом Советского Союза биполярной конфронтации и "холодной войны" дали Китаю благоприятный шанс для осуществления всесторонней модернизации. Поворотным моментом в истории Китая, создавшим политические предпосылки для постепенного перехода к глубоким экономическим преобразованиям, стал III Пленум ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 года). Выработанная стратегия экономических реформ и политики открытости - это тот реалистический путь проведения модернизации, который выстрадал Китай. В идеологическом плане новая стратегия получила развитие в виде концепции "строительства социализма с китайской спецификой". Она означает принципиальный пересмотр многих ортодоксальных представлений о социализме и осуждение леваческих экспериментов Мао Цзэдуна. На первый план ставится развитие производительных сил и эффективности экономики. Одновременно с отказом от приоритета классовой борьбы произошло фактическое молчаливое признание идей конвергенции капитализма и социализма. Новое прагматическое руководство поставило задачу превращения КНР в богатую и мощную державу, сохраняя политическую систему, руководимую Коммунистической партией Китая. Хотя по замыслу "социализм с китайской спецификой" рассматривается как стратегия опережающего развития, на практике он выглядит по сути как сочетание стратегии догоняющего развития и "стратегии использования сравнительных преимуществ", опробованной "малыми тиграми".
В области внешней политики новая стратегия развития Китая отличается максимальным прагматизмом, отказом от державно-имперских и интернационалистических лозунгов. И в уставе КПК, и в Конституции КНР провозглашается отказ Китая от сверхдержавности и гегемонизма даже тогда, когда он станет высокоразвитым государством. Все действия Китая в области внешней политики определяются единственным критерием - созданием максимально благоприятных внешних условий для экономического развития и роста совокупной мощи Китая. От международных событий, которые не связаны непосредственно с этой главной целью, Пекин стремится дистанцироваться.
Избранная Китаем стратегия модернизации страны и обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для нее позволили за истекшие два с лишним десятилетия осуществления реформ достигнуть весьма внушительных неоспоримых и очевидных результатов, которые в концентрированном виде можно свести к четырем позициям.
Достигнуты стабильные и высокие темпы экономического роста. С 1979-го по 1997 годы они были са-
стр. 2
мыми высокими в мире и составляли 9,8 процента. Значительно выросла совокупная мощь Китая. ВВП страны за два с небольшим десятилетия вырос более чем в 20 раз - с 362,4 миллиардов юаней в 1978 году до более чем 8600 миллиардов юаней в 2000 году. В сопоставимых ценах ВВП увеличился почти в семь раз. В 2000 году ВВП Китая по валютному курсу превысил один триллион долларов, то есть Китай вышел на 7-е место в мире после США, Японии, Германии, Франции, Англии, Италии. По более чем 11 показателям основных традиционных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции Китай занял лидирующие позиции в мире (уголь, сталь, чугун, хлопчатобумажные, шелковые, искусственные ткани, цемент, производство телевизоров, средства связи, производство зерна, хлопка, семян рапса, мяса (!). Однако в силу многочисленности населения уровень среднедушевого потребления в Китае по- прежнему находится на низшем уровне развивающихся стран.
Внешнеторговый оборот в 2000 году превысил 350 миллиардов долларов (в 1978 году он составил всего лишь 20,6 миллиарда). В 1999 году было использовано 55 миллиардов долларов иностранных инвестиций, а за все годы реформ объем прямых инвестиций составил свыше 500 миллиардов долларов, и Китай вышел на первое место по инвестициям среди развивающихся стран и на второе 1 место в мире, уступая лишь США. Валютные запасы страны увеличились со 167 миллионов долларов в 1978 году до 156 миллиардов долларов в 1999 году. Внешний долг Китая стабильно держится в пределах 151 миллиарда долларов.
В ходе реформ заметно повысился жизненный уровень населения и качество этого уровня. Возросли культурные потребности. Резко улучшились жилищные условия. Сократилось число беднейших слоев с 250 до 45 миллионов.
Повысился научно-технический уровень. Обновлено более 90 процентов промышленного оборудования, которое на 26 процентов соответствует международному уровню и почти на 30 -передовому внутригосударственному уровню. За счет научно-технического прогресса обеспечивается более 30 процентов экономического роста страны.
Значительно укрепился международный престиж Китая. За годы реформ Китай полностью нормализовал свои отношения со всеми крупнейшими державами мира: США, Японией, Россией, Индией, а также с Вьетнамом и другими соседними странами.
Стратегия модернизации Китая носит многоступенчатый характер. 2000 год явился базовой ступенью для решения Китаем проблемы создания первоначальных основ экономической модернизации, решения проблем пищи и одежды для 1,3 миллиарда своего населения. Эта задача в целом решена. 500- долларовый рубеж повышения уровня благосостояния страны по среднестатистическим показателям Китаем давно превзойден. К 2010 году ставится задача создания комплексной рыночной системы социалистического характера, к 2050 году - задача достижения нынешних среднедушевых показателей развитых стран. На конец XXI столетия отодвигается решение задачи выравнивания уровня социально-экономического и культурного развития Китая с самыми развитыми странами мира.
Для достижения поставленных целей осуществляется серьезная корректировка модели социально-экономического развития Китая.
Во-первых, выдвинута задача перейти от экстенсивных к интенсив-
стр. 3
ным факторам производства, то есть акцент переносится на осуществление качественных изменений в китайской экономике высокими темпами прироста, сдвигается в сторону наукоемкого производства, реформирования банковско- финансовой системы, коренной перестройки государственной промышленности. Предпринимаются усилия оживить частную хозяйственную инициативу. Частному предпринимательству по конституции предоставляются равные права с государственным. Для повышения эффективности государственных предприятий они преобразуются в крупные корпорации по образцу южно-корейских чэ-боль. Главным фактором экономического роста рассматривается научно-технический прогресс. Теоретическим обоснованием корректировки модели социально-экономического развития Китая выступают идеи создания общества "экономики знаний", о различных концепциях которого в Китае ведутся оживленные дискуссии.
Во-вторых, политика открытости ориентируется не просто на расширение внешних связей, а на интеграцию Китая в региональную и мировую экономику. Выдвинута идея создания новой экономической группировки - Восточно- Азиатский форум (Китай - Япония - Южная Корея).
Прогнозы Института Дальнего Востока и ведущих зарубежных центров по изучению Китая, включая экспертные оценки Всемирного банка и Международного валютного фонда, совпадают в том, что при сохранении нынешних темпов прироста ВВП к 2015-2020 годам Китай достигнет и превзойдет абсолютные показатели совокупной национальной мощи США и Японии про всем основным современным видам производства. Однако и тогда Китай будет серьезно отставать от высокоразвитых государств по уровню и качеству жизни, так как население Китая в пять раз больше, чем в США, в девять раз больше, чем в России, и в 10 раз больше, чем в Японии.
Реализации шанса Китая на экономический прорыв благоприятствует целый рад внутренних и внешних факторов. К первым относятся: высокий процент накопления (40 процентов) в условиях сравнительно низкого уровня потребления, приверженность населения конфуцианской этике коллективизма, трудолюбия и долга, огромное количество дешевой рабочей силы (в настоящее время в Китае свыше 700 миллионов работоспособного населения), благоприятный внутренний инвестиционный климат и высокое доверие населения Китая к государственным финансовым институтам, что позволяет привлекать огромные внутренние и внешние инвестиции, наличие крупного потенциала науки и техники; эффективная система заимствования опыта управления промышленностью и менеджментом и использования иностранных инвестиций в специальных экономических зонах, зонах научно-технического развития и открытых зонах; большие валютные запасы, стабильность китайской валюты и доверие к ней внешних инвесторов, сбалансированность внешнего долга и валютных запасов страны. Большую роль для экономического развития Китая играет благоприятная внешняя обстановка, прежде всего отсутствие военных угроз, фактическое неучастие в гонке вооружений, невовлеченность в крупные международные конфликты и дистанцированность от основных очагов напряженности, кроме тайваньского, а также наличие емких внешних рынков для китайских товаров, умение поддерживать самые благоприятные взаимовыгодные отношения с крупнейшими валютно-финансовыми международными организациями, которые охотно предоставляют Китаю кредиты на весьма льготных условиях, ожидающееся вступление Китая в ВТО и выработка по молчаливому согласию международных валютных организаций мер по защите от негативных последствий вступления Китая в ВТО, вовлеченность в процесс глобализации мировой экономики.
Используя благоприятный шанс, Китай постепенно и уверенно продвигается по пути превращения в крупнейшую мировую державу. Подобные перспективы вызывают у
стр. 4
многих озабоченность. На Западе, в Японии, а также в некоторых российских СМИ активно муссируется тезис о "китайской угрозе". Выдвигаются и некие идеи "сдерживания" Китая. Однако реализация благоприятных факторов развития Китая в XXI веке при достижении им тех высоких целей, которые он перед собой поставил, сталкивается с целым рядом серьезнейших вызовов и трудностей и вместе с тем порождает ряд соблазнов. Вызовы эти носят как внутренний, так и внешний характер, и многие из них являются своеобразной платой за модернизацию. К серьезнейшим внутренним вызовам и проблемам следует отнести прежде всего колоссальное демографическое давление, необходимость поддержания и обеспечения роста благосостояния, удовлетворения культурных и материальных потребностей населения. Для поддержания нынешнего уровня благосостояния населения Китай ежегодно расходует около четырех из восьми процентов прироста ВВП, то есть для осуществления задачи модернизации и решения социальных проблем Китай должен постоянно поддерживать темпы развития не менее семи процентов.
До сих пор не решена проблема огромной излишней рабочей силы. В стране, по оценкам китайских аналитиков, в настоящее время количество безработных и полубезработных колеблется от 153 до 180 миллионов человек. Государство расходует громадные средства на поддержание их существования. Однако это одновременно создает и серьезные вызовы политической и экономической стабильности в стране.
Продолжается катастрофическое разрушение окружающей среды. В XXI веке Китай вступает в "самый узкий экологический проход", вызванный наличием огромного населения, резким сокращением пахотных земель, острой нехваткой воды, ростом стихийных бедствий, порожденных деятельностью человека, наводнениями из-за обезлесения и опустынивания страны со скоростью 1,5 тысячи квадратных километров в год.
Одна из серьезных проблем Китая - невысокий качественный показатель экономического роста и низкая эффективность промышленности, низкое качество рабочей силы и низкая производительность труда. Рост достигается прежде всего за счет громадных вложений капиталов и живого труда. Велики энерго- и ресурсозатраты, по-прежнему доминирует экстенсивный метод хозяйствования. Низка эффективность капитальных вложений, медленно продвигается технический прогресс.
За последние два-три года особую остроту приобрела дефляция. В 1998-1999 годах в Китае впервые наблюдалось падение внутренних цен на один-два процента. Дефляция в Китае стала косвенным следствием азиатского финансового кризиса, который привел к сокращению роста китайского экспорта и увеличению предложения товаров на внутреннем рынке без соответствующего увеличения платежеспособного спроса. Причиной же дефляции является нерациональная структура производства. Для ее преодоления китайское руководство прибегло к мерам стимулирования личного потребления и крупных инвестиций в общественные работы - строительство дорог, мостов, дамб, жилищное строительство. В целом это позволило преодолеть нынешние дефляционные тенденции, однако без глубокого реформирования государственного сектора, банковско-финансовой системы и стимулирования роста экспорта и доходов населения угроза дефляции сохраняется.
По-прежнему в стране наблюдается крайняя неравномерность темпов и уровня социально-экономического развития приморских и внутренних регионов Китая. К примеру, разрыв в уровне жизни шанхайцев и жителей западных провинций достигает 15 раз.
Вмешательство властей в распределение ресурсов приводит в условиях рынка к фактической коммерциализации власти, позволяет бюрократии через властные рычаги производить распределение прибыли в свою пользу. Это явление в Китае получило название "серое распределение" и расценивается китайскими аналитиками как незаконное использование власти для осуществления первоначального накопления капитала. Национальным бедствием объявлена коррупция. Цзян Цзэминь был вынужден признать, что "КПК погибнет, если она не одолеет коррупцию".
Несмотря на все усилия властей, растет разрыв между городом и деревней и идет процесс обострения имущественной дифференциации.
стр. 5
Хотя и наблюдается значительный рост благосостояния в деревне, его уровень фактически в пять, а в западных районах в 10 и более раз ниже, чем в городе.
Курс на эффективность экономики, наращивание мощи государства при ослаблении внимания к социальным аспектам, коммерциализация всех сторон жизни общества бросает вызовы традиционным китайским цивилизационным конфуцианским ценностям, разрушает китайскую историческую культуру путем насаждения увеселительной масс-культуры, индивидуализма, погони за "золотым тельцом", поощрения потребительства.
Нельзя забывать и о таком важном моменте: Китай вступает в фазу смены третьего поколения руководителей страны, связанного с традициями и опытом китайской революции. Эта смена поколений в китайском руководстве, которая, видимо, займет период от 5 до 10 лет, у многих российских и зарубежных аналитиков вызывает размышления по поводу обеспечения преемственности нынешней стратегии реформ и политики открытости. Бесспорным представляется тезис о том, что курс реформ и политики открытости необратим. Однако нынешние акценты социалистической ориентации экономических реформ и увязка их с идеологией социализма с китайской спецификой могут быть пересмотрены.
Китайское руководство видит и реалистически оценивает как благоприятные шансы, так и трудности и вызовы, с которыми сталкивается Китай на пути модернизации и реформ в условиях глобализации и роста азиатского регионализма. "Обоюдоострый меч" глобализации Пекин стремится использовать в интересах реформ и максимально нейтрализовать негативные аспекты, угрожающие независимости банковско-финансовой системы Китая и внутренней стабильности. Китай концентрирует свои усилия на развитии экономики, во внешнем плане упор делается на защиту национальных интересов и создание благоприятных международных условий для модернизации Китая.
Вместе с тем, громадные успехи Китая последних лет воскрешают среди определенной части населения и политической элиты страны давние имперские традиции Китая, порождают среди определенной части китайского общества своеобразный имперский соблазн глобализма и сверхдержавности. В китайской печати появляются статьи и книги, в которых содержится призыв расправить плечи", "выше поднять голову", "сказать нет гегемонизму великих держав", "жестко защищать и продвигать интересы Китая", "утверждать величие китайской культуры". Американская бомбардировка китайского посольства в Белграде с особой силой спровоцировала рост таких настроений. Появились призывы пересмотреть нынешний внешнеполитический курс и даже утверждения о том, что КНР обладает достаточной совокупной мощью, чтобы противостоять США и решать проблему объединения Китая, то есть присоединения Тайваня так, как она считает нужным.
Среди политиков и деловых людей. тесно связанных сотрудничеством с Западом, нередко проявляется тенденция рассматривать нашу страну как младшего партнера в торге Китая с Западом, а также как источник энергетических и сырьевых ресурсов и военных технологий. Представители этих влиятельных сил стремятся ограничить стратегическое партнерство Китая с Россией внешнеполитической и оборонной сферами, отдавая полное предпочтение развитию экономического сотрудничества с Западом и развитыми странами АТР.
Многочисленные дискуссии с китайскими коллегами приводят к выводу о том, что Китай не намерен встать на путь конфронтации с США. Пекин, судя по всему, будет стремиться всячески поддерживать деловые отношения с этой страной с тем, чтобы иметь доступ к рынкам США, их технологиям и инвестициям. Отношения с Америкой будут сложными и развиваться по формуле: сосуществование, сотрудничество, соревнование, соперничество и в крайнем случае - регулируемая конфронтация как худший вариант решения проблемы о Тайване. В отношении США, как и других развитых стран, Китай осуществляет стратегию создания максимальной взаимозависимости.
Что касается перспективы российско-китайских отношений, то очевидно, что близость или совпадение стратегических интересов безопасности и развития в рамках АТР делают стратегическое партнерство России и Китая оптимальным для обеспечения интересов двух стран. Имеющиеся различия в интересах при наличии доброй воли, как показал опыт, могут быть решены политическими средствами на взаимоприемлемой основе. Самая большая ошибка, которую Москва могла бы допустить в отношении Китая, -поддаться алармистским настроениям по поводу роста могущества Китая и дать себя вовлечь в выдвигаемые некоторыми западными стратегами и политологами планы "сдерживания" Китая.
Реальная политика нынешнего китайского руководства основывается на уважении интересов России и признании за ней статуса великой мировой державы. Подписание китайско-российского договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (а с этим предложением выступил Пекин) можно рассматривать как стремление нынешних лидеров КНР обезопасить развитие отношений стратегического партнерства между двумя странами от возможных конъюнктурных политических колебаний в ходе смены поколений в руководстве КНР и КПК.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |