Libmonster ID: UZ-1045

Мьянма и Непал - две разные страны и два непохожих общества. Прежде всего мьянманское общество характеризуется значительным эгалитаризмом, в то время как для непальского характерна довольно жесткая кастовая структура. Вместе с тем, наличествует ряд сближающих их факторов. В частности, обнаруживаются сходные черты при взгляде на Мьянму и Непал через призму истории, политики и культуры. Трудно переоценить и значение для взаимоотношений двух государств факта проживания в Мьянме крупной общины выходцев из Непала.

Непал и Мьянма не имеют общей границы, но эти две страны довольно тесно связаны в религиозно-культурном и историческом планах. Для мьянманцев- буддистов гималайское индуистское королевство важно как родина Будды. Религиозные контакты между двумя странами традиционно носят насыщенный характер. Мьянма, считающая себя одним из основных центров мирового буддизма, активно участвует в развитии Лумбини - места, где родился основатель буддизма. В Лумбини, а также в Катманду действуют мьянманские монастыри и медитационные центры. Миссионеры из Мьянмы ведут обширную работу по укреплению и распространению учения Будды среди непальцев, особенно в неварской общине. Непальские буддисты обучаются и получают посвящение в монастырях Мьянмы. В Непале действуют несколько монастырей, придерживающихся мьянманской традиции буддизма - тхеравады, и Янгон оказывает им всяческую поддержку. Правительство Мьянмы присваивает почетные титулы видным настоятелям монастырей Непала. В свою очередь, тогдашний король Непала Бирендра в начале 1980-х годов передал мьянманской стороне буддийские святыни, которые были помещены в реликварий центральной пагоды Маха визая (Великая победа), построенной в ознаменование единения всех буддийских сект Мьянмы.

На территории Непала проживают народы, говорящие, как и бирманцы, на языках тибето-бирманской языковой группы: таманги, магары, гурунги, невары и др. Особое отношение у мьянманцев - к неварам, к которым, как считается, принадлежал Будда. По крайней мере, у неваров распространена фамилия Шакья или Сакья, а именно из клана шакьев происходит принц Сиддхартха Гаутама. Некоторые мьянманские авторы убеждены в существовании тесной исторической близости между бирманцами и неварами и на этом основании даже утверждают, что Будда - бирманец 1 .

стр. 107


Мьянму и Непал связывает еще один момент. Дело в том, что в колониальное время в Мьянме сложилась влиятельная непальская община, основу которой составили солдаты-гуркхи из Непала, служившие в британской армии. В настоящее время в Мьянме проживает примерно 250 - 300 тыс. лиц непальского происхождения 2 (точные данные отсутствуют). Мьянманцы называют их горакха. Многие из них имеют родственников в Непале. Некоторые члены мьянманской непальской общины возвратились на историческую родину. В районе Лумбини существует даже целая деревня, населенная выходцами из Мьянмы. Особенно значителен был отток в 1960-е годы, после прихода к власти в Бирме Революционного совета, когда собственность богатых непальцев подвергалась национализации. В целом, несмотря на потери в ходе экспроприации, эмигранты из Мьянмы, а также их потомки, которых насчитывается более 100 тысяч, настроены дружественно к своей бывшей родине 3 .

В этническом отношении непальская община в Мьянме весьма пестра. Прежде всего представлены народности, традиционно поставляющие солдат-гуркхов: лимбу, рай, гурунги, магары. Есть и чхетри - кшатрии, а также брахманы. Все они в определенной степени сохраняют свои языки и обычаи. Вместе с тем для выходцев из Непала свойственна самоидентификация в качестве непальцев. Их объединяет язык непали, выступающий, наряду с бирманским, как средство межэтнического общения в рамках непальской общины.

Горакха - выходцы из горного Непала, и в Мьянме предпочитают селиться в горных районах. Многочисленные их группы проживают в Шанской национальной области, в городе Меймье (Пьинулвин), расположенном в холмистой местности. В Меймье находятся известные индуистские храмы непальской общины, посвященные Шиве в образе Пашупатинатха - защитника всего живого, и богине Дурге. Много этнических непальцев можно встретить в Янгоне и в бывшей королевской столице Мандалае. Часть горакха расселены вдоль мьянмано-индийской границы.

Что касается видов деятельности горакха, то они считаются умелыми предпринимателями. Сильны позиции непальцев в добыче и обработке драгоценных камней, особенно рубинов и сапфиров, прежде всего в шанском Могоке. Вполне естественно, что потомки бывших солдат-гуркхов служат и в мьянманской армии; некоторые дослуживаются до звания старших офицеров. В целом горакха можно отнести к средним, по мьянманским меркам, слоям общества в отличие от выходцев из других стран Индостана, среди которых велика доля бедных, занятых низкооплачиваемым, не престижным трудом (уборщики, чернорабочие, батраки и т.п.).

В настоящее время непальская община хорошо инкорпорировалась в мьянманское общество, ее представители играют существенную роль в экономической жизни страны. Непальские власти удовлетворены положением этнических непальцев в Мьянме, являющихся гражданами последней. Катманду высоко оценивает тот факт, что непальская община в дружественной стране не подвергается какой-либо серьезной дискриминации. Для непальцев это особенно важно в свете проблем, испытываемых этническими непальцами в Бутане.

Следует отметить, что ситуации, в которых оказались индийская и непальская общины в Мьянме, резко различаются в силу исторических, религиозных и социопсихологических причин 4 . В отличие от индийских сипаев, гуркхи стали служить в британской армии уже после завоевания Бирмы, и на них не лежит "грех" участия в колонизации страны. Непросто складываются отношения между буддистами-бирманцами и мусульманами - выходцами с Индостана. Для верований же гуркхов, в большинстве своем индуистов, характерны индуистско-буддистский синкретизм и веротерпимость. Они удачно вписались в бирманское буддистское окружение.

Непальцы ближе бирманцам и в расовом отношении, ибо во многих случаях несут в себе как индоевропеоидные, так и монголоидные черты. Поэтому на горакха, как

стр. 108


правило, не распространяется используемый бирманцами в отношении выходцев с Индостана термин "кэла", что означает "чужак", "не свой". Напротив, чтобы подчеркнуть доброе отношение к выходцам из Непала, иногда их называют не "горакха", а "горачхо" 5 : "кха" означает "горький", а "чхо" - "сладкий", "приятный".

Впрочем, жизнь выходцев из Непала в Мьянме нельзя считать безоблачной. Переживаемые страной политические и экономические трудности сказываются негативно и на них. Отмечается тенденция к миграции части горакха в районы, прилегающие к Индии, где имеются более широкие экономические возможности, а языковая и религиозная среда ближе непальцам. Правда, здесь мьянманское население начинает причислять горакха к индийцам, называть их "кэла" со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями.

В целом же есть основания говорить о существовании в Мьянме своеобразной этнической общности горакха, сформировавшейся на протяжении столетий. В то же время сам факт ее формирования свидетельствует о существовании непальской идентичности, позволяющей конгломерату различных народностей осознавать свое единство в отрыве от страны происхождения.

Наличие в Мьянме значительной общины выходцев из Непала служит фактором, сближающим две страны, а не источником трений, как это зачастую бывает.

В Непале активно действует Ассоциация непальско-мьянманской дружбы и культуры. Она имеет широкую базу и вовлекает в свои ряды многочисленных непальцев, в силу тех или иных причин испытывающих тяготение к Мьянме. В Катманду нередко можно встретить людей, владеющих бирманским языком. Для многих из них Мьянма является если не "землей обетованной", то, по крайней мере, своеобразным эталоном в том, что касается образа жизни и взаимоотношений между людьми.

В Катманду автор интервьюировал буддистскую монахиню Гурму Сакью, которая многие годы жила в Мьянме, получила там религиозное образование и прекрасно говорит на бирманском языке. Она - ярко выраженная мьянманофилка, как и многие другие непальцы, связанные с Мьянмой. На мой вопрос, как отличаются непальское и мьянманское общества, Гурма ответила: "Они отличаются как земля и небо".

Различия касаются прежде всего положения женщины. Если в Мьянме женщины традиционно пользуются очень многими правами, то в Непале они подвергаются значительной дискриминации. Мьянманское общество значительно более эгалитарное, чем непальское, где сильна кастовая система, в том числе и у исповедующих буддизм неваров. Гурма отметила также глубокую религиозность мьянманцев, знание основных постулатов буддизма простыми верующими в отличие от Непала, где больше половины населения неграмотно, большинство довольствуется соблюдением обрядов, а религиозными знаниями обладает лишь узкий слой священнослужителей. Особенно это относится к буддистам-неварам, для которых характерен буддийско-индуистский синкретизм.

Примечательно также противопоставление двух стран по линии горы-равнина. Гурма родилась в средневековом квартале города Лалитпур с узкими улочками и маленькими двориками. В зажатой горами долине Катманду во всех населенных пунктах застройка необычайно плотная. Столица же Мьянмы - Янгон расположена на широкой равнине. Поэтому, когда Гурма, прожив несколько лет в Янгоне, вернулась в родной квартал, она испытала эмоциональный шок и долго не могла привыкнуть к замкнутому гористому пространству. Она отмечает также значительно большее внимание мьянманцев к поддержанию чистоты.

Что касается современной политической истории Мьянмы и Непала, то здесь есть как различия, так и сходство. Непал никогда не был колонией, в то время как Мьянма находилась под колониальным владычеством Великобритании. В Непале сохранилась монархия, а в Мьянме этот институт утратил свои корни. В то же время оба го-

стр. 109


сударства искали подходящие для них политические системы. В начале 1960-х годов Мьянма после военного переворота стала следовать модели "бирманского социализма" под руководством правящей и единственной Партии бирманской социалистической программы. В королевстве же утвердилась фактически абсолютная монархия с опорой на так называемую панчаятскую систему правления, а политические партии были запрещены. Следует отметить ведущую роль в политической жизни Мьянмы армии. В слабо структурированном мьянманском обществе именно она выступает самой организованной силой. В Непале ситуация иная. Непальское общество основывается на кастовой системе, оно довольно структурировано, в нем существуют укоренившиеся социально- кастовые группы с выраженными интересами. Представляется, что именно эти особенности стали причиной того, что с начала 1990-х годов в королевстве установилась политическая система многопартийной парламентской демократии с трансформацией абсолютной монархии в конституционную. В Мьянме стихийное движение против однопартийной системы за демократию было подавлено армией, и в стране к власти пришел военный режим. Несмотря на это, мьянманско-непальские отношения остаются дружественными.

Масштабы непальско-мьянманского сотрудничества, особенно в торгово- экономической сфере, невелики. Однако стороны стараются поддерживать контакты на различных уровнях. Так, в начале января 1999 г. секретарь по иностранным делам МИД Непала М. Р. Шарма посетил Янгон для проведения консультаций. Катманду стремится не замыкаться в рамках Южной Азии, расширяет контакты с другими регионами и региональными организациями, в частности с АСЕАН. И в этом случае Мьянма - член АСЕАН - выступает в роли своеобразного моста, связывающего Южную и Юго-Восточную Азию, АСЕАН и СААРК. К тому же Мьянма вместе с Бангладеш, Индией, Шри-Ланкой и Таиландом образует БИМСТЭК - группировку, созданную для расширения экономического сотрудничества. Янгон поддержал просьбу Катманду об участии королевства в деятельности БИМСТЭК в качестве наблюдателя. Посетивший Янгон в феврале 2001 г. министр иностранных дел Непала Ч. П. Бастола подчеркнул, что две страны сближают прежде всего буддизм и наличие влиятельной непальской общины в Мьянме 6 .

Оба государства, придерживающиеся принципов неприсоединения во внешней политике, занимают совпадающие или сходные позиции по основным международным проблемам. Они выступают за углубление солидарности и сотрудничества между развивающимися странами, уважение основ международного права, усиление роли ООН в вопросах обеспечения мира и безопасности. И Катманду, и Янгон не приемлют диктат и произвол в международных отношениях. К примеру, оба государства осудили агрессию НАТО против Югославии и особенно, бомбардировку американцами Посольства КНР в Белграде.

В геополитическом положении Непала и Мьянмы имеются схожие моменты. Обе страны, гранича с азиатскими гигантами - Китаем и Индией, вынуждены лавировать между ними, чтобы обеспечить максимум возможной самостоятельности. Идентичные внешние вызовы способствуют лучшему взаимопониманию между Катманду и Янгоном. Уязвимость геостратегического положения диктует Мьянме и Непалу необходимость придерживаться политики нейтрализма и неприсоединения в той или иной интерпретации. В годы холодной войны Мьянма избрала политику самоизоляционизма, а Непал пытался закрепить за королевством статус "Зоны мира". Стоит подчеркнуть, что во внешнеполитическом плане Мьянма обладает более существенным потенциалом, имеет больше возможностей для маневра, в отличие от Непала, в культурно-религиозном плане являющегося как бы продолжением Индии и находящегося от последней в сильной торгово-экономической зависимости. К тому же горное королевство не имеет выхода к морю.

стр. 110


Для военного режима Мьянмы, подвергающегося со стороны Запада острой критике и санкциям из-за нарушений прав человека и норм демократии, дружественные отношения с Непалом, имеющим на международной арене репутацию демократического государства, в котором обеспечиваются основные права и свободы личности, очень важны. В целом официальный Катманду не видит причин ограничивать контакты с мьянманской военной администрацией, считая происходящее в этой стране ее внутренним делом. Однако противники мьянманских генералов пытаются вести борьбу против них и на непальской территории, рассматривая королевство, где укоренились демократические свободы, как "слабое звено" в цепи соседних с Мьянмой государств. Так, в декабре 1999 г. Катманду посетил бирманский парламентарий Тин Све, избранный в парламент в 1990 г. Он является также членом оппозиционного военным комитета, представляющего "народный парламент". Комитет был создан оппозицией в сентябре 1998 г. в ответ на отказ состоящего из военных Госсовета Мьянмы созвать парламент, избранный в мае 1990 г.

Тин Све находится в эмиграции в Индии, где обосновалось до 1000 мьянманцев, покинувших родину по политическим мотивам, и пытается добиться поддержки руководителями стран-членов СААРК дела восстановления демократии в Мьянме. В Непале Тин Све встречался с лидерами правящей партии Непальский конгресс (НК), которые на словах выразили солидарность с движением за демократию в Мьянме 7 . Кстати, представители НК заявляют о своих симпатиях к лидеру мьянманского демократического движения До Аун Сан Су Чжи и на международных форумах, в частности на съездах Социнтерна.

В январе 2000 г. в Катманду состоялась международная конференция "Демократия для Бирмы", созванная международными, непальскими и бирманскими организациями, включая Международную конференцию свободных профсоюзов, МОТ, Конгресс непальских профсоюзов, Союз свободных профсоюзов Бирмы и др. В работе конференции участвовали более 60 делегатов из 25 стран, которые приняли "Декларацию Катманду" - призыв к мировому сообществу усилить политическое и экономическое давление на военный режим Мьянмы, выразить солидарность с До Аун Сан Су Чжи. Конгресс профсоюзов Непала передал в мьянманское посольство петицию с требованием восстановить демократию в Мьянме 8 .

Официальный Янгон остро прореагировал на факт созыва в Непале международной конференции, тем более что организаторам было отказано в ее проведении в Индии и Таиланде. Особое возмущение мьянманцев вызвало участие в мероприятии профсоюзного активиста-диссидента Мауна Мауна. Посольство Мьянмы направило в МИД Непала ноту, в которой последний обвинялся в причастности к терроризму. Мьянманское представительство распространило также пресс-релиз с осуждением конференции как наносящей ущерб традиционно дружественным отношениям двух стран. Кроме того, тогдашнему непальскому премьер-министру К. П. Бхаттараи и председателю НК Г. П. Коирале, который активно участвовал в форуме профсоюзов, были сделаны устные представления. Непальские лидеры в ответном заявлении утверждали, что следует различать официальную позицию правительства и точку зрения общественности. Они уверили мьянманского посла в том, что непальские власти дорожат дружбой с Мьянмой, и выразили надежду на то, что проведение международной конференции в Катманду не скажется негативно на непальско-мьянманском сотрудничестве.

Следует отметить, что Посольство Мьянмы в Непале ведет активную информационно-разъяснительную работу. Регулярно издаются пресс-релизы и пресс-бюллетени, направляются материалы в местную прессу. Посольство поддерживает тесные контакты с членами Ассоциации непальско-мьянманской дружбы и культуры, которая вносит существенный вклад в создание позитивного образа Мьянмы в непаль-

стр. 111


ском обществе. Последнее особенно важно в силу того, что местные СМИ публикуют довольно много сообщений западных информагентств о ситуации в Мьянме с упором на факты нарушения прав человека и преследования оппозиции военными властями. Руководители Ассоциации регулярно выступают с опровержениями этих публикаций. Любопытно, что авторитарный режим в Мьянме импонирует им значительно больше, чем непальская система многопартийной парламентской демократии. В качестве аргумента выдвигается тезис, что первая обеспечивает порядок и стабильность, а вторая балансирует на грани хаоса. Непальцы, связанные с Мьянмой, отмечают также, что результаты экономического развития двух стран за последнее десятилетие свидетельствуют также не в пользу Непала.

Большую информационную поддержку мьянманцам оказывает китайское агентство "Синьхуа". Его материалы в позитивном ключе освещают внутреннюю и внешнюю политику военного режима Мьянмы. Упор при этом делается на нежелании Янгона уступать западному давлению, неприятии вмешательства во внутренние дела под гуманитарным предлогом. Китайцы приветствуют высказывания лидеров Мьянмы против опасности доминирования в мире отдельных держав, прежде всего США, стремящихся навязать свою волю другим участникам международных отношений. Официальный Катманду при развитии отношений с Мьянмой принимает во внимание особый характер связей с Янгоном своего великого соседа.

Между Непалом и Мьянмой имеются определенные перспективы для налаживания торгово-экономического сотрудничества, которое сейчас практически сошло на нет. При этом возможно вовлечение в данный процесс как непальской общины в Мьянме, так и непальцев, вернувшихся в королевство из Мьянмы. Обсуждается вопрос о возобновлении прямого воздушного сообщения между Катманду и Янгоном, что внесло бы позитивный вклад в развитие индустрии туризма обеих стран. Для последнего времени характерно оживление непальско-мьянманских контактов в сфере информации и культуры. Так, делегация непальских журналистов посетила Мьянму, а затем мьянманские журналисты побывали в Непале.

Есть все основания считать, что дружественный характер отношений между Непалом и Мьянмой сохранится, чему в немалой степени способствует наличие в последней значительной непальской общины. В то же время вполне вероятно возникновение в них время от времени шероховатостей в связи с использованием территории Непала критиками мьянманского военного режима для проведения различных кампаний.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 У Хла Теин Тху. Боудади мьнма лумье (Будда - мьянманец). Янгон, 1997. С. 117, 125.

2 Look Nepal. Tourism, Culture and Environment Magazine. Kathmandu. Vol. 4. N 10. 2000. Jan/Feb. P. 10; The Rising Nepal. Kathmandu. 21.01.1999.

3 Look Nepal. The Rising Nepal. Kathmandu. 21.01.1999.

4 Подробнее о положение индийской общины в Мьянме см.: Листопадов И. А. Индийцы и китайцы в Бирме: социопсихология и политика // Восток (Oriens). 1997. N 5. С. 45 - 54.

5 The Rising Nepal. 04.01.2001.

6 The Rising Nepal. 18.02.2001.

7 The Kathmandu Post. 25.12.1999.

8 The Kathmandu Post. 21.01.2000.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/МЬЯНМА-И-НЕПАЛ-ФАКТОРЫ-КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. А. ЛИСТОПАДОВ, МЬЯНМА И НЕПАЛ: ФАКТОРЫ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 01.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/МЬЯНМА-И-НЕПАЛ-ФАКТОРЫ-КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (date of access: 20.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Н. А. ЛИСТОПАДОВ:

Н. А. ЛИСТОПАДОВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И АРХИВНОЕ ДЕЛО В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
10 hours ago · From Ilmira Askarova
РОССИЯ-МОНГОЛИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
2 days ago · From Ilmira Askarova
ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМСКОГО ХАНСТВА В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVII в.
2 days ago · From Ilmira Askarova
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК В. Ф. ВАСИЛЬЕВА
3 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

МЬЯНМА И НЕПАЛ: ФАКТОРЫ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android