М. А. ПОТАПОВ, А. И. САЛИЦКИЙ, А. В. ШАХМАТОВ. ВОЗРОЖДЕНИЕ АЗИИ: ГОРИЗОНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ. М.: ТЕИС, 2007. 2008 с.
Экономический подъем Азии, возрастание ее роли в новой мирохозяйственной системе - наиболее мощные и значимые тенденции последних десятилетий. Растет число публикаций, посвященных исследованию азиатского экономического феномена, привлекающего все более пристальное внимание ученых, государственных деятелей, бизнесменов во всем мире. Рецензируемую книгу отличает неординарный подход к проблемам структурных преобразований азиатских экономик, позволивший авторам выдвинуть и обосновать положение о существовании особой - азиатской экономической общности; развить применительно к историческому опыту стран Азии некоторые основные постулаты теории модернизации в современном понимании; комплексно проанализировать взаимосвязь экономических и социальных аспектов модернизации, ее внутренних и внешних факторов. Исследование базируется на богатом и разнообразном фактическом и статистическом материале, характеризующем основные тенденции социально-экономического развития самых различных стран Азии - от Японии до постсоветских республик Центральной Азии - за более чем полувековой период, особенно за два последних десятилетия, и представленном в чрезвычайно концентрированном виде.
Авторы выделяют пять основных слагаемых азиатской экономической общности: политическая стабильность, достигаемая на отдельных этапах благодаря просвещенной авторитарной власти; готовность национализма - идеологии многих государств Азии к использованию зарубежных ресурсов и внешнего опыта в интересах национального развития; сочетание рынка с государственным регулированием, обеспечивающее экономический динамизм; встроенность капитала в планы развития и его лояльность государству; чрезвычайная активность кредитной сферы.
Модернизация в постколониальных странах Азии опиралась на созидательный национализм, ориентированный не на культивирование национальной исключительности, сепаратизм, изоляционизм, а на гармонизацию отношений между традиционными ценностями и идеологией модернизации, привнесенной извне, примирение традиционной ментальности с социально-экономическими новациями. Как отмечал в свое время Г. Мюрдаль, "осознание истории и поиск национальной тождественности сами по себе не угрожают и даже не противоречат приверженности идеалам модернизации, особенно на высоком интеллектуальном уровне" [Мюрдаль, 1972, с. 132]. На этой платформе лидерам победивших национально-освободительных движений удалось утвердить в массовом общественном сознании идею о возможности широкого использования зарубежного опыта, ресурсов, технологий в интересах национального развития, не в ущерб национальной самобытности, а в целях ее сохранения или даже укрепления. Экономические успехи азиатских стран во многом связаны с умелым включением традиционных институтов в процессы модернизации.
Послевоенный опыт азиатских стран опровергает постулаты о возможности построения "чистого" рыночного хозяйства в духе манчестерской либеральной школы, когда государство полностью отказывается от всякого вмешательства в экономику. Конечно, роль государства в азиатских экономиках в послевоенные годы претерпела значительные изменения. Если на начальных этапах социально-экономических преобразований государство не только выполняло регулирующие функции, но и повсеместно было крупнейшим хозяйствующим субъектом, то с начала 1980-х гг., когда были решены первые задачи модернизации, индустриализации, усиления национальных производителей, непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности сокращается, меняются и методы экономического регулирования (явление, получившее название либерализации). Либерализация по-разному развертывается в странах, представляющих различные модели экономического развития (авторы выделяют страны-нефтеэкспортеры, торгово-промышленные анклавы, НИС первой и второй волны, сверхкрупные страны и др.), но во всех случаях она означает не уход государства из экономики, а лишь отказ от исчерпавших себя методов воздействия на хозяйство и сосредоточение усилий на новых задачах.
стр. 196
Сокращение госсектора в странах Азии не носит обвального характера, государство "сохраняет роль организатора социально-экономического развития, защитника внутреннего рынка, бизнес-инкубатора, строителя инфраструктуры, регулятора отношений между национальным и зарубежным капиталом" (с. 197). После финансового кризиса 1997 - 1998 гг. во многих странах усилились регулирующие функции государства в валютно-финансовой сфере, в ряде случаев расширилось и непосредственное участие государства в экономической деятельности, особенно в инфраструктурных проектах.
Авторы полагают, что в настоящее время особую важность с экономической и социальной точек зрения приобретает активизация роли государства в развитии внутреннего рынка и увеличении его емкости, усиление распределительных функций государства. Доля государственных расходов в ВВП развивающихся стран Азии выросла в среднем с 8% в начале 1950-х гг. до 20% в 2000 г., и в ведущих азиатских государствах можно ожидать ее дальнейшего роста. Опыт развивающихся стран Азии свидетельствует об эффективности такой политики, идущей вразрез с рекомендациями международных финансовых организаций: для стран с высокой хозяйственной динамикой (КНР, Казахстан, Индия, Вьетнам, Бангладеш, Таиланд) характерен рост доли государственных доходов и расходов в ВВП, тогда как там, где эта доля снижалась, темпы прироста ВВП были невелики.
Подробно рассмотрев роль планирования и хозяйственной политики в экономическом подъеме различных стран Азии в первое послевоенное тридцатилетие, авторы подчеркивают, что эти инструменты государственного регулирования сохранили свое значение и в период либерализации. Именно благодаря планированию и промышленной политике странам Азии в последние два десятилетия XX в. удалось быстро расширить внешнеэкономические связи и смягчить негативные последствия глобализации. Резкое усиление в экономике роли внешних, зачастую неблагоприятных факторов в эпоху глобализации вызывает необходимость прогнозирования возможных сдвигов в международном разделении труда и выработки стратегии адаптации к ним. Открытие национальных хозяйств потребовало от азиатских стран новых форм и инструментов внешнеэкономической деятельности (ВЭД), из которых авторы особо выделяют использование снижения курса национальных валют в целях стимулирования экспорта и защиты внутреннего рынка.
В первые послевоенные годы ввиду слабости национального капитала государство вынуждено было брать на себя функции концентрации средств, необходимой для преодоления инвестиционного барьера, прежде всего в отраслях с длительными сроками окупаемости - тяжелой промышленности и инфраструктуре. В этот период получили распространение различные формы и методы прямой государственной поддержки национальных производителей в сельском хозяйстве, откуда в основном черпались средства для финансирования начальных этапов индустриализации, и производстве потребительских товаров. Такого рода помощь не утратила своего значения и в настоящее время (например, все большее распространение в странах Азии получает государственная поддержка фермеров). Однако по мере становления и укрепления предпринимательского сектора, расширения участия в международном разделении труда акценты в отношениях государства и национального бизнеса начинают смещаться в сторону налаживания партнерского взаимодействия, постепенного встраивания бизнеса в национальные стратегии развития, формирования механизмов, способствующих вовлечению частного бизнеса в систему технологической и управленческой модернизации, повышения его внутрихозяйственной эффективности и конкурентоспособности на внешних рынках.
Целенаправленно создаваемые государством крупные общенациональные корпорации, способные на равных сотрудничать с ТНК или конкурировать с ними на внешних рынках, стали одним из наиболее эффективных инструментов распространения научно-технического прогресса в масштабах всего национального хозяйства в Японии, НИС, позднее в Китае. Создание таких корпораций позволяет сконцентрировать ресурсы на технологически сложных и/или капиталоемких направлениях развития, часто не дающих быстрой коммерческой отдачи. Выстраивая транспортно-коммуникационную, научно-техническую, финансовую инфраструктуру, ускоряя преодоление региональных диспропорций, они в конечном счете содействуют развитию рыночного хозяйства, что отвечает интересам частного бизнеса. Расширяя экспансию на внешние рынки мощных общенациональных корпораций, государство в Японии, НИС, Китае в то же время создает необходимую инфраструктуру для активного выхода на эти рынки не только крупного, но и среднего и малого бизнеса.
стр. 197
Этому же способствует и осторожный подход азиатских государств к проведению приватизации, которая практически нигде, кроме Турции, не приняла массовых масштабов. Частный бизнес развивался и креп при поддержке государства параллельно с развитием госсектора, а не за счет его разрушения. Кроме того, повышение эффективности управления, квалификации и оперативности бюрократии, являющееся следствием развернувшейся в Азии информационной революции, помогает смягчению трений между государством и бизнесом, делает его более лояльным государству.
Исследование М. А. Потаповым, А. И. Салицким, А. В. Шахматовым модернизационных процессов в странах Азии является дальнейшим развитием основных положений теории модернизации в том виде, в каком она утвердилась в зарубежной и отечественной литературе во второй половине 1980-х гг. [см., например: Eisenstadt, 1973; Красильщиков и др., 1994]. Оно дополняет и конкретизирует многие теоретические выводы видных российских ученых В. В. Крылова, Н. А. Симонии, В. Г. Хороса, касающиеся различных аспектов модернизации в своих работах по проблемам развития освободившихся государств, на которые в значительной мере опираются авторы рецензируемой книги [Крылов, 1997; Симония, 1975; Хорос, 1980; Хорос, 1993]. Модернизация в ее современном понимании трактуется как своего рода синтез традиционных структур и социально-культурных ценностей и заимствованных цивилизационных достижений, культурного, политического, социально-экономического опыта извне. Важнейшей задачей стратегии развития государств Востока является именно поиск такого синтеза, оказывающегося наиболее эффективным там, где удалось найти оптимальный для данной страны вариант сочетания и взаимодействия заимствованных извне императивов современности и традиционных структур, нарушение баланса между которыми обрекает модернизацию на неудачу.
Современные исследователи модернизации указывают на внутреннюю противоречивость этого процесса, чередование периодов с преобладанием элементов современности или традиционности. При этом реакция традиционности на глубину и характер утверждения современности может либо содействовать адаптации элементов современности к общественным структурам, либо вызывать их отторжение и, как следствие, торможение модернизационного процесса или даже его откат. "История модернизации знает периодические срывы, застои и попятные движения", - отмечает В. Г. Хорос [Хорос, 1993, с. 14]. Рассматривая опыт аграрных преобразований и индустриализации в странах Азии, авторы рецензируемой книги также обращают внимание на непрямолинейный характер процесса модернизации, зигзаги, остановки на этом пути и даже временный откат. Эти выводы перекликаются с результатами исследования противоречий модернизации, процессов реформирования и контрреформирования в Турции, Иране, Афганистане и Пакистане, содержащимися в более ранней работе Института востоковедения РАН [Особенности модернизации..., 1997].
Стержнем экономической модернизации в странах Азии стал процесс индустриализации, начавшийся в 1950 - 1960-е гг. и продолжающийся по сию пору. Особенности индустриализации в различных группах стран, ее итоги и обусловленные индустриализацией сдвиги в структуре экономики рассматриваются во второй главе книги. Проведенный авторами анализ национальных стратегий промышленного развития (импортозамещение, экспортная ориентация или их сочетание) и их эволюции на отдельных этапах, характера индустриализации (например, полномасштабная - в Китае, Индии, частичная - создание трудоемких производств отдельных узлов и компонентов промышленной продукции в НИС "второй волны"), степени использования внешних факторов (капитал, технологии, спрос) и других особенностей индустриализации в различных группах стран показывает, что "практически ни одна экономически успешная страна Азии не избежала индустриализации, а некоторые провели ее в форсированном режиме... И наоборот, экономические проблемы крайне обострены там, где индустриализация буксует или свертывается, прерывается военными действиями или внутренними конфликтами" (с. 59 - 60).
Превращение Азии в "мастерскую мира" сопровождалось развитием сферы услуг, укреплением старых и формированием новых отраслей в третичном секторе. Сектор услуг, значительно уступая по производительности сфере промышленности, вносит гораздо больший вклад в решение проблемы занятости, поглощая основную часть рабочей силы, высвобождающейся из сельского хозяйства. Однако при растущем спросе населения стран Азии на продукты материального производства расширение сферы услуг, облегчая и ускоряя развитие про-
стр. 198
мышленности и сельского хозяйства, тем не менее не может заменить их. Значительное превышение доли промышленности в ВВП удельного веса сектора услуг в целом ряде стран (Китай, страны-нефтеэкспортеры, Индонезия, Малайзия, Вьетнам) является характерной особенностью структуры экономики современной Азии и еще одним подтверждением продолжающейся здесь индустриализации. Авторы полагают, что одновременное с продолжающейся индустриализацией освоение населением Азии достижений постиндустриального мира в области информационно-коммуникационных услуг "обещает дать новые примеры успешного экономического строительства и творческого решения национальных проблем" (с. 83).
Структурные изменения в экономике стран Азии, явившиеся следствием модернизации и индустриализации, способствуют превращению этих стран в активных участников процесса глобализации. Доля азиатских стран в мировом экспорте увеличилась с 10% в 1950 г. до 30% в 2005 г. В свою очередь, усиливающаяся вовлеченность в процесс глобализации, необходимость адаптации к ее требованиям и выхода на конкурентоспособные позиции в глобальной экономике влияют на характер и темпы структурных преобразований национальных хозяйств стран Азии. Некоторые аспекты взаимодействия внутренних и внешних факторов модернизации, многократно усложнившегося в эпоху глобализации, рассматриваются в пятой главе книги. Первоочередное внимание уделяется здесь чрезвычайно важным в практическом отношении, но пока не получившим однозначного толкования в литературе вопросам выбора моделей внешнеэкономической политики и механизмов регулирования ВЭД, наиболее эффективных с точки зрения воздействия на модернизационные процессы. В частности, авторы подвергают сомнению бесспорность утвердившегося в экономической литературе мнения о предпочтительности высокой степени открытости национальной экономики и большей эффективности экспортной ориентации по сравнению с импортозамещением, справедливого для послевоенного времени, но на современном этапе требующего определенной корректировки.
Авторы не отрицают того, что постепенное увеличение открытости национальных экономик является преобладающей тенденцией современного регулирования межгосударственных экономических связей, но считают необходимым обратить внимание на объективную природу различий в темпах этого процесса в отдельных странах, отсутствие фатальной неизбежности форсированного открытия национальных хозяйств, а также на изменчивый, постоянно усложняющийся характер механизма регулирования сферы ВЭД.
Изменения в характере и интенсивности влияния внешних факторов модернизации в конце XX - начале XXI в., связанные с процессами в различных сферах ВЭД (внешняя торговля, движение капиталов и услуг, научно-техническое сотрудничество и др.), оцениваются в книге как положительные, хотя и с определенными оговорками. Они позволяют странам Азии преодолевать проблемы, обусловленные недостатком валюты, сдерживающим их экономическое развитие, избавиться от чрезмерной зависимости от внешних источников финансирования, дают большую свободу в выборе целей и методов экономической политики, инструментов ее реализации.
Однако освободившиеся страны Азии еще далеки от превращения в полноправных участников международного разделения труда, сохраняют периферийное положение в глобальной экономике, не позволяющее им в полной мере использовать выгоды глобализации, но заставляющее особенно остро ощущать ее негативные последствия. Стремление к более полному и справедливому использованию преимуществ глобализации и уменьшению ее рисков дало новый толчок развитию регионального сотрудничества в Азии, начавшегося еще в 1960-е гг, как попытка преодоления негативных последствий односторонней привязки к мировому рынку и ответ на процесс интеграции, развертывавшийся в Европе.
На примере региональных образований в Азии, прежде всего крупнейшего из них - АСЕАН, авторы прослеживают специфику процессов азиатской регионализации (в частности, нежелание участников таких объединений передавать часть суверенитета коллективным органам) и отмечают, что она не обязательно приведет к интеграции по европейскому образцу. Это отличает их точку зрения от позиции сторонников рассмотрения интеграции в рамках ЕС и ЕАСТ как единственно возможной эффективной интеграционной модели [см., например: Шишков, 2001]. Действительно, регионализация в странах Азии находится еще на ранней стадии, ее уровень несравним с уровнем интеграции в ЕС, но он имеет тенденцию к росту.
Повышение уровня регионализации в Азии во многом связано с активизацией в 1990-е гг. - начале XXI в. участия азиатских стран в международном разделении труда, быстрой диверсифи-
стр. 199
кацией промышленного экспорта, увеличением притока иностранных инвестиций, углубляющейся специализацией азиатских стран, повышающих привлекательность рынков соседних государств, усиливающих взаимодополняемость их экономик как базу кооперации. Более глубокое вовлечение в процесс глобализации тем самым расширяет возможности регионального сотрудничества и повышает заинтересованность в его институциональном оформлении. В свою очередь, по мере развития азиатской регионализации, главной формой которой в настоящее время являются двусторонние и многосторонние соглашения о преференциальной (свободной) торговле, повышается и уровень либерализации внешней торговли азиатских стран, растет благодаря устранению таможенных барьеров инвестиционная привлекательность региона и создаются дополнительные возможности более эффективного участия в глобальной экономике. Таким образом, авторы сбалансированно подходят к оценке взаимодействия глобализации и регионализации. По их мнению, эти тенденции являются в определенной степени взаимодополняющими, хотя в чем-то и противоречат друг другу, причем на определенном этапе та или иная тенденция может оказаться преобладающей. Такой подход перекликается с точкой зрения, весьма распространенной в самих азиатских странах [см., например: Le Bo Linh, Doan Hong Quang, 2004, p. 31 - 64].
Книга не лишена недостатков, которые, однако, не умаляют ее достоинств. Большинство из них, как представляется, связано со стремлением авторов вместить чрезвычайно большой объем фактического и статистического материала в явно узкие для него рамки 13 печатных листов. В результате некоторые вопросы не получили должного освещения. Так, мало внимания уделено крайне важным для развивающихся стран вопросам научно-технического сотрудничества. Анализ отдельных процессов и явлений требует большей детализации, что помогло бы уточнить выводы авторов. Это касается, например, конкретизации роли тех или иных услуг в повышении производительности труда в развивающихся экономиках (с. 73, 103). Учитывая, что само понятие модернизации в наше время уже начало забываться, авторам, наверное, имело бы смысл четко сформулировать свое понимание этого термина.
Рецензируемая книга представляет особый интерес для нашего читателя в силу того, что многие наблюдения и выводы авторов не только применимы к странам Азии, но и имеют практическое значение для России. Использование (с учетом наших национальных особенностей) опыта азиатских стран могло бы помочь в решении ряда наиболее острых проблем, стоящих перед российской экономикой. Хотелось бы, чтобы в своей дальнейшей работе авторы уделили внимание рассмотрению возможностей использования Россией опыта модернизации в странах Азии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Красильщиков В. А., Гутник В. П., Кузнецов В. М., Белоусов А. Р., Клепач А. Н. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М., 1994.
Крылов В. В. Теория формаций. М.: Наука, 1997.
Мюрдаль Г. Современные проблемы "третьего мира". М., 1972.
Особенности модернизации на мусульманском Востоке. Опыт Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана. М: ИВ РАН, 1997.
Симония Н. А. Страны Востока: пути развития. М.: Наука, 1975.
Хорос В. Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. М.: Наука, 1980.
Хорос В. Г. Выступление на круглом столе "Российская модернизация: проблемы и перспективы" // Вопросы философии. 1993. N 7.
Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001.
Eisenstadt S.N. Tradition, Change and Modernity. N.Y., 1973.
Le Bo Linh and Doan Hong Quang. Globalization, Regional Integration and the Future of East Asian Economic Cooperation // Towards East Asian Economic Community. Vietnamese Academy of Social Sciences, Institute of World Economics and Politics. Ha Noi, 2004.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |