Libmonster ID: UZ-1140

М. М. РЕПЕНКОВА. ОТ РЕАЛИЗМА К ПОСТМОДЕРНИЗМУ. СОВРЕМЕННАЯ ТУРЕЦКАЯ ПРОЗА. М.: Гуманитарий, 2008. 290 с.

Рецензируемая книга М. М. Репенковой представляет собой комплексное, подробное исследование литературных событий в Турции в контексте сопровождавших эти события исторических потрясений определенной культурной среды. От реалистических тенденций, в течение долгого периода являвшихся доминирующими в литературе Турции, был совершен переход к абсолютно, казалось бы, не связанному с предшествующим, в ином русле лежащему философско-эстетическому явлению - постмодернизму. Причем этот переход совершен чрезвычайно смело и уверенно, что служит прямым доказательством активности внутренних и внешних процессов как в мышлении конкретных авторов, так и в закономерном стремлении турецкой литературы искать и находить возможность диалога с тенденциями в европейской и мировой литературе. При этом турецкая литература, несмотря ни на какие внешние влияния, прочно связана со своими историческими и культурными истоками. Благодаря этому, знакомясь с произведениями турецкой литературы, мы имеем возможность не только проникнуть в мир конкретного автора, но и через его художественное видение узнать человека в конкретном культурном контексте, традициях, условиях жизни.

Работа М. М. Репенковой охватывает значительный период развития и движения литературного процесса Турции. Автор обращает внимание читателя на тот факт, что турецкая проза вто-

стр. 200
рой половины XX - начала XXI в. - явление сложное и во многом противоречивое. Читатель убеждается в том, как многогранно и многопланово осуществлялось проявление тех или иных тенденций в литературе и в художественных устремлениях и методах конкретных авторов на протяжении указанного периода. В целом книга является глубоким исследованием именно процесса проявления актуальных для каждого периода времени художественных идей через личностные, методологические, творческие и человеческие качества конкретных авторов, оказывавшихся вовлеченными в конкретную историческую и общественную ситуацию своей страны.

В этой связи в поле зрения читателя оказывается противоречивость этих процессов. В любое время, если речь идет об открывающейся для автора возможности через художественный акт отразить ситуацию как можно более полно и откровенно, неизбежно возникает глубоко драматическая необходимость перестройки и интенсивности работы его внутреннего сознания. А это практически всегда, когда речь идет об истинно художественном акте, трудно, даже болезненно. В турецкой прозе - уникальном национальном явлении - существование этих факторов очевидно. Особые, самоценные черты турецкой литературы и турецкой культуры в целом наиболее ярко проявляются через общность людей, человеческие качества, традиции и обычаи, которые являются корневой основой характера народа, особенности общения людей между собой, через повседневное существование рядом, бок о бок. Литература, наделенная возможностью кратчайшим путем преодолеть расстояние от предлагаемой автором ситуации - через художественный образ - к сверхзадаче и творческой идее, отражающей наиболее злободневное и острое в исторической эпохе и сознании общества, активно использует именно эту человеческую основу. Сложность и противоречивость литературных идей и путей в Турции во многом объясняется этими факторами.

Одним из замечательных свойств труда М. М. Репенковой является стремление продемонстрировать, развернуть максимально полно картину развития и преломления актуальных для каждого конкретного периода тем, лежащих в основе произведений, через личностные творческие качества конкретных авторов.

Вступительная часть книги посвящена подробному разбору основных тенденций, возникавших и существовавших в литературе Турции конца XX - начала XXI в. "Социальный реализм" - направление, давшее возможность многим авторам наиболее полно отразить исторические моменты и выявить особый тип героя. Обращение к темам, которым очень скоро становится "тесно" в рамках "социального реализма", позволяет авторам расширить не только тематическую, но и жанровую палитру, а также вывести на сцену новых героев и обнаружить новые свойства и мотивы поведения, поступков, устремлений человека в конкретной ситуации. Темы крестьянства, эмиграции, общественного переустройства, политики, различных общественных движений дали возможность выявить разнообразные психологические типы героев. Жанровое и стилистическое разнообразие - от социально-политического до субъективно-психологического, разнообразие художественных приемов, стремление к обобщению характеров персонажей в социально-политических романах и потребность в предельной их конкретности в психологических произведениях, изменение категорий и оценок, переосмысление ценностей и многие другие факторы - весь этот комплекс объективно обнаруживающих себя начал высвечивает перспективу возникновения и развития внутри литературного процесса Турции модернистских, а затем постмодернистских тенденций. Налицо сложный, многоплановый, но и закономерный в искусстве процесс преемственности. Автор рассматриваемого труда подробно и вместе с тем емко, лаконично и точно отражает данные позиции в первой части своей книги.

В следующей главе книги М. М. Репненкова обращается к интереснейшему в истории турецкой литературы направлению "деревенской" прозы, становление и развитие которой берет свое начало в XIX в., однако обнаруживает свою реальную силу позднее - в период 1950 - 1970-х гг. В этой связи анализируются пути и тенденции, темы и направления, которых придерживаются авторы, избравшие в качестве ключевой тему деревни, крестьянства. В центре внимания автора - фигура крупнейшего прозаика Факира Байкурта. Через его творческую биографию, искания, процесс формирования творческого метода и поиска наиболее законченных выразительных средств прослеживается история становление реалистического направления, связанного с темой жизни деревни. Здесь же анализируется творчество таких турецких авторов, на разных этапах своего пути обращавшихся к указанной теме, как Халид Зия Ушаклыгиль, Сабахаттин Али, Яшар Кемаль, Орхан Кемаль.

В период 1950 - 1970-х гг. проявляется влияние фольклорных традиций, народных истоков на "деревенскую" прозу. Это один из самых интересных периодов, обнаруживающих уникальную и

стр. 201
необходимую преемственность, последовательное объединение традиций и тенденций конкретного времени. Традиции народного творчества находят отражение в турецкой реалистической прозе таких авторов, как Яшар Кемаль, Факир Байкурт, Мехмед Башаран, Талип Апайдын и др.

В главе "Портрет писателя из судного времени" М. М. Репенкова обращается к творчеству еще одного крупного турецкого писателя - Бекира Йылдыза. Далеко не случаен выбор для анализа данного исторического периода в турецкой литературе произведений этого прозаика: в них отчетливо просматривается стремление выйти за рамки национальных проблем, обратиться к проблемам общечеловеческим. Анализ произведений Бекира Йылдыза подчеркивает, что автор обладает удивительным талантом исследователя внутреннего мира человека, создателя цельных, разнообразных человеческих типов, образов, характеров.

Глава, названная "55 лет в литературе", посвящена выдающемуся турецкому прозаику Тарыку Дурсуну. К сожалению, его творчество до сего времени оставалось для русского читателя практически малоизвестным. За исключением нескольких небольших работ отечественных туркологов и переводов на русский язык одного его романа и нескольких рассказов. Делая героями своих произведений разных людей, он обнажает самые потайные стороны их душ. Его творчество можно отнести к жанру социально-психологической прозы. В образах его героев и темах произведений тесно соседствуют сугубо реалистическое начало, обусловленное как раз социальным аспектом, и внутренний духовный мир человека, проявляющийся через поведение, поступки, осмысление им себя в этом мире.

Свидетельством того, что турецкой литературе становится тесно в рамках "социального" и "реалистического", идеализации и идеологизации, является творчество Мехмеда Эроглу, герои которого волею судьбы оказываются вовлеченными в круговорот сложных событий. Проблемы адаптации к окружающему миру, спор с ним и бунт против него легли в основу многих произведений писателя. Анализируя его произведения, М. М. Репенкова выявляет прежде всего их психологичность. Глубинные мотивы поступков, законы психологии, пути героев, на которые они встают во многом именно по причинам внутреннего порядка, а не внешних обстоятельств, - вот что волнует Эроглу в первую очередь. В этом смысле автор книги обращает внимание на сходство Мехмеда Эроглу с Ф. М. Достоевским.

Творчество прозаика Каана Арсланоглу является своего рода аккумулятором многих литературных тенденций турецкой прозы 1940 - 1980-х гг. В его произведениях можно узнать черты "социального реализма" и социально-психологической прозы, субъективно-психологического романа. Что касается постмодернизма, то К. Арсланоглу, являясь его противником, утверждает: "Сознание людей испорчено из-за постмодернистских книг. Эти книги - лишь продукт испорченного сознания...". Критично и определенно высказывается он в адрес направления, уже пустившего корни в турецкой литературе.

Творчеству турецких писателей-женщин посвящена отдельная глава книги. В самые разные периоды истории Турции - от средневековья до сегодняшнего дня - в турецкой литературе проявляли себя самобытные и талантливые женщины. Среди них поэтессы Михри-хатун, Нигяр-ханым, Яшар Назихе, прозаики Фатьма Алие, Халиде Эдип Адывар, Суад Дервиш, Кериме Надир Азрак, Айсель Озакын, Лейла Эрбиль, Севги Сойсал, Адалет Агаоглу.

Завершающую часть работы М. М. Репенкова посвящает писателю-постмодернисту Орхану Памуку, с именем которого связано представление русскоязычного читателя о современной турецкой литературе. Автор оставляет открытым финал этой части, ибо постмодернизм в сегодняшней культуре Турции занимает особое место и, развиваясь, находит свое отражение не только в литературе, но и в культуре в целом (театр, кино, другие виды искусств). Памук - наш современник, и на сегодняшний день серьезных исследований его творчества пока мало. Глава "В лабиринте постмодернизма", несмотря на относительно небольшой объем, - далеко не обзор его творческого пути. Это аналитическая работа, вскрывающая самые глубокие пласты, истоки постмодернистского искусства, его сюжетов, форм, тем и смыслов. Ценными материалами для подтверждения многих тезисов служат приведенные в конце книги тексты двух выступлений Орхана Памука: лекция по случаю вручения писателю Нобелевской премии в декабре 2006 г. в Стокгольме и речь во время вручения Премии мира Союза немецких книготорговцев в октябре 2005 г. во Франкфурте-на-Майне.

Среди достоинств книги отмечу стремление автора оценить процессы теснейшей взаимосвязи прошлого с тенденциями будущего, подчеркнуть неразрывную преемственность поколений в национальной турецкой литературе.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/М-М-РЕПЕНКОВА-ОТ-РЕАЛИЗМА-К-ПОСТМОДЕРНИЗМУ-СОВРЕМЕННАЯ-ТУРЕЦКАЯ-ПРОЗА

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. Н. КЛЮЧАРЁВА, М. М. РЕПЕНКОВА. ОТ РЕАЛИЗМА К ПОСТМОДЕРНИЗМУ. СОВРЕМЕННАЯ ТУРЕЦКАЯ ПРОЗА // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 13.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/М-М-РЕПЕНКОВА-ОТ-РЕАЛИЗМА-К-ПОСТМОДЕРНИЗМУ-СОВРЕМЕННАЯ-ТУРЕЦКАЯ-ПРОЗА (date of access: 14.09.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - О. Н. КЛЮЧАРЁВА:

О. Н. КЛЮЧАРЁВА → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
Our opponents will claim some voluntarism and excessive “globalism”.. In an unreasonable "swing" for a lot! How much investment has been made, and whether a correct industrial world proportion in terms of costs and benefits is possible? The answer is simple. Calculate how much it will cost to clean the plastic of the World Ocean. Groundwater and groundwater in India, China, et cetera. How much is the restoration of the biosphere of the planet Earth!?
Catalog: Экономика 
"История картотеки Словаря русского языка XI - XVII вв."
42 days ago · From Ilmira Askarova
"И арф эоловых безмолвен грустный ряд..."
42 days ago · From Ilmira Askarova
На надоевшую тему о глаголах одеть и надеть
42 days ago · From Ilmira Askarova
"Увещевательная коммуникация" в СМИ
42 days ago · From Ilmira Askarova
Эмоции в народной волшебной сказке
42 days ago · From Ilmira Askarova
НЕ... - слитно или раздельно?
43 days ago · From Ilmira Askarova
ИМЕННИК РУССКИХ БЫЛИН
44 days ago · From Ilmira Askarova
О правописании гласных О и Е после шипящих. Запятая при однородных членах с союзами
45 days ago · From Ilmira Askarova
Kiriyak Andreevich Kondratovich (1703-1788)
45 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

М. М. РЕПЕНКОВА. ОТ РЕАЛИЗМА К ПОСТМОДЕРНИЗМУ. СОВРЕМЕННАЯ ТУРЕЦКАЯ ПРОЗА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android