Libmonster ID: UZ-706

Г. М. ЛОКШИН

Кандидат исторических наук

Ключевые словаЮжно-Китайское моретерриториальный споро-ва Парасельские и СпратлиКНРСРВАСЕАН

Утверждения о том, что центр мировой экономики и политики в XXI в. перемещается в АТР, давно уже стали банальными. Однако часто упускается из виду то, что вместе с таким тектоническим сдвигом сюда приходят и проблемы, порождаемые соперничеством ведущих мировых держав и их коалиций. О них напомнил проходивший в конце 2009 г. в Ханое Международный научный симпозиум "Восточное море: сотрудничество ради мира и развития в регионе"*, в котором довелось принять участие и автору этих строк. Впервые в таком форуме участвовала большая группа китайских ученых, обычно избегавших любого международного обсуждения этих проблем.

Обстановка в районе островов Южно-Китайского моря (ЮКМ), по общему мнению участников симпозиума, накаляется, о чем свидетельствуют участившиеся инциденты с участием ВМС Китая и других государств. Некоторые выступавшие даже сравнивали развитие событий в регионе с берлинским кризисом 1948 г.** И это, к сожалению, - не такое уж сильное преувеличение.

Начавшаяся здесь гонка вооружений и милитаризация зоны островов ЮКМ в условиях продолжающихся споров за право обладания ими, а главное - их прибрежным шельфом, ведет к возникновению разного рода инцидентов, вооруженных стычек, потенциально способных перерасти в конфликт. А такой конфликт был бы чреват расширением состава участников, увеличением численности задействованных сил, не говоря о территории.

Суть конфликта состоит в претензиях сразу 6 государств региона на многочисленные острова Спратли, а также акваторию ЮКМ, а КНР (не считая Тайваня) и Вьетнама - на Парасельские острова.

Речь идет о важнейших морских коммуникациях, о больших запасах морепродуктов и главное - о значительных месторождениях углеводородов на континентальном шельфе. Проблема о-вов Южно-Китайского моря уникальна как по глубине противоречии, так и по охвату стран, которые уже участвуют, а другие потенциально имеют основание и возможности участвовать в этом запутанном территориальном споре.

На о-ва Спратли свои претензии предъявляют Китай и Тайвань, Вьетнам и Филиппины, в меньшей степени - Малайзия, Индонезия и султанат Бруней.

Наиболее активным и напористым участником территориального спора стал Китай, вступивший в своем развитии в стадию превращения в мощную державу не только в экономическом, но и военном отношении. Вполне реальной представляется и возможность вовлечения в спор США, имеющих военно-стратегические и экономические интересы в ре-

Парасельские острова - группа коралловых островов и рифов в Южно-Китайском море. По Акту о капитуляции Японии (2.IX.1945) и Сан-Францисскому мирному договору 1951 г. Япония отказалась от претензий на эти о-ва.

После образования КНР китайский десант установил контроль над группой о-вов Амфитрит, входящих в архипелаг Парасельских о-вов, в то время как группа о-вов Круассан продолжала оставаться в руках франко-южновьетнамских (позднее - южновьетнамских) сил. В январе 1974 г. КНР высадила десант на о-ва Круассан, установив таким образом контроль над всеми Парасельскими о-вами. Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) считает эти действия незаконными1.

В 1979 г. во время вооруженного конфликта с Вьетнамом Китай занял часть расположенных южнее, между Вьетнамом, Филиппинами и Малайзией, о-вов Спратли. На других о-вах Спратли имеются воинские контингенты СРВ, Филиппин, Малайзии и Тайваня2.


* Восточное море - вьетнамское название Южно-Китайского моря (прим. ред.).

** Блокада железнодорожного и автомобильного доступа западных оккупационных держав в Западный Берлин (06.1948 - 05.1949), связанная с негативной реакцией Москвы на денежную реформу на оккупированной западными державами территории и ее попытками предотвратить создание на этой территории подконтрольного Западу немецкого государства и раскол Германии. Город снабжался по воздушному мосту. Воинственно настроенный глава американской зоны оккупации генерал Л. Клей едва не довел до прямого столкновения танков обеих сторон, стоявших в Берлине на близком расстоянии друг от друга (прим. ред.).

стр. 55

Серыми кружками обозначены спорные Парасельские о-ва и архипелаг Спратли, U-образной пунктирной линией - китайская граница по версии Пекина, остальные пунктирные линии - 200-мильные экономические зоны по версии Конвенции ООН по морскому праву.

Источник: Конвенция ООН по международному праву (United Nations Convention on the Law of the Sea [UNCLOS]) и ЦРУ.

гионе и являющихся военно-политическим союзником Филиппин и покровительствующих Тайваню. Исключительно важен этот регион и для Японии.

НОВЫЙ ВИТОК НАПРЯЖЕННОСТИ

В ноябре 2007 г. КНР объявила о создании нового уезда провинции острова Хайнань под названием Санша, в территорию которого включены Парасельские (Сиша) о-ва и о-ва Спратли (Наньша)3.

Решение Госсовета КНР об образовании уезда Санша и его территориальной юрисдикции над Парасельскими о-вами вызвало демонстрации протеста в Ханое и Хошимине, чего во Вьетнаме не было уже очень давно.

В сентябре 2008 г. издающаяся в Гонконге South China Morning Post опубликовала появившиеся на сайтах различные планы и схемы якобы планируемого вторжения войск Народно-освободительной армии Китая (НОАК) во Вьетнам с суши и с моря. Комментируя эти "планы" приглашенный газетой "видный военный эксперт" Сонг Сяоцзюн назвал их просто "шуткой", заявив при этом: "Китай и Вьетнам имеют общий политический строй и должны были бы объединять усилия, чтобы противостоять общему врагу - США, которые пытаются разыграть вьетнамскую карту против поднимающегося Китая"4.

Конечно, можно усомниться в том, что при действующем в КНР контроле за Интернетом кто-либо возьмет на себя смелость без санкции компетентных властей вывесить подобные вещи на своем сайте, а тем более тиражировать их в печати.

Начавшийся в мае 2009 г. новый виток усиления напряженности был вызван, по мнению многих экспертов, реакцией китайского руководства на заявку Вьетнама в ООН на границы континентального шельфа. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., все ее участники должны были до 13 мая 2009 г. представить в специально созданную Комиссию ООН предложения по заявляемым ими границам континентального шельфа, так как в самой Конвенции эти границы однозначно определены не были. СРВ и Малайзия совместно такие предложения представили 6 мая, а через день Вьетнам внес отдельно свои дополнительные предложения. Это немедленно вызвало резкий протест со стороны Китая. По правилам Комиссии, в таком случае, предложения рассматриваться не могли, и вопрос завис.

Выступая на симпозиуме в Ханое, проф. Ли Цзинмин (Институт международных отношений университета Сяомин, провинции Фуцзян) сослался на то, что ЮКМ принадлежит к типу полузакрытых морей, и в силу географических условий прибрежные страны не должны были претендовать на границы шельфа, выходящие за пределы их 200-мильной исключительной экономической зоны. К тому же все признанные острова (а не отдельные коралловые рифы) должны иметь свою 200-мильную экономическую зону и свои границы континентального шельфа, что делает заявку претендующих государств, по его мнению, вообще неосуществимой, поскольку их претензии взаимно переплетаются и накладываются друг на друга.

В подкрепление своих возражений в мае 2009 г. Китай впервые представил карту, на которой в виде латинской буквы U пунктиром проведена линия китайской границы, охватывающая почти всю акваторию ЮКМ. Подконтрольная Вьетнаму и Филиппинам акватория сведена к минимальной 12-мильной зоне территориальных вод.

Никогда раньше подобных карт Китай не предъявлял, хотя заявления о его суверенитете практически над всей акваторией ЮКМ неоднократно делались, начиная с 1958 г. Никаких разъяснений и правовых оснований при этом со стороны КНР не последовало. Выступавший на симпозиуме в Ханое руководитель Центра исследований международного права Китайской Академии общественных наук д-р Лю Нанлай тоже сослался лишь на то, что "объявленный в 50 - 60-е гг. прошлого века полный суверенитет Китая над архипелагом Спратли никем серьезно не оспаривался".

Вместе с тем, сразу же после-

стр. 56

довали действия со стороны КНР, призванные показать, "кто хозяин" в регионе.

Самым болезненным вызовом Вьетнаму стал введенный Китаем в одностороннем порядке с 16 мая по 1 августа 2009 г. (в самый пик путины) мораторий на лов рыбы в Южно-Китайском море (выше 12 параллели). Сделано это было якобы в целях сохранения рыбных запасов, предотвращения браконьерства и защиты интересов китайских рыбаков. Все вьетнамские рыболовные суда были вытеснены из района островов, где ими традиционно велась интенсивная добыча морепродуктов, несколько судов были задержаны, улов конфискован, а экипажи арестованы и оштрафованы. Эти действия вызвали обмен нотами протеста и привели к осложнению отношений между странами.

Только после переговоров в Ханое на уровне заместителей министров иностранных дел арестованные суда были освобождены, и конфликт удалось на время приглушить. Стороны согласились вместе искать "всеобъемлющее и долгосрочное решение конфликта". Они обязались строго выполнять договоренности, достигнутые лидерами обоих государств, поддерживать мир и стабильность в регионе, а также попытаться выработать такое временное и переходное решение проблемы, которое не наносило бы ущерба их двусторонним отношениям5.

Вооруженные инциденты в ЮКМ имели место в 2009 г. не только с вьетнамскими рыбаками, но и с китайскими тоже, как, например, арест 8 китайских судов индонезийскими патрульными кораблями в июне 2009 г.

Большое внимание привлек также инцидент между китайскими пограничными катерами и американским военным фрегатом Impeccable, якобы проводившим исследовательские работы в международных водах в 70 - 80 милях от китайского о-ва Хайнань в феврале 2009 г.

Таким образом, в 2009 г. вновь появилась угроза того, что соперничество за обладание значительными энергетическими и рыбными ресурсами ЮКМ может обострить ситуацию.

КИТАЙ НАРАЩИВАЕТ МУСКУЛЫ

В этой связи многие зарубежные ученые большое внимание уделяют быстрому наращиванию военной мощи Китая в регионе ЮКМ.

В частности, известный австралийский эксперт по проблемам Юго-Восточной Азии (ЮВА), профессор Академии обороны Австралии отставной американский генерал К. Тэйер заявил, что, согласно полученным со спутников данным, Китай строит на южном побережье о-ва Хайнань у г. Санья крупную базу ВМС, которая будет иметь важное стратегическое значение.

Масштабы строительных работ говорят о том, что база предназначена для стоянки и обслуживания больших надводных военных кораблей, в том числе авианосцев и атомных подводных лодок. Одновременно Китай значительно расширил свои полевые аэродромы и укрепления на одном из Парасельских островов и на ряде островов архипелага Спратли, увеличил число патрульных судов у побережья Вьетнама и Филиппин, подкрепляя свои претензии на суверенитет и обеспечивая безопасность коммуникаций в Малаккском проливе.

База в Санья, по мнению К. Тэйера, серьезно изменит баланс военно-стратегических сил в регионе. До сих пор атомные подводные лодки Китая находились только под командованием его Северного флота, а теперь они будут в распоряжении и Южного флота ВМС Китая.

Как считают многие зарубежные аналитики, Пекин заинтересован в сохранении мирного окружения и стабильности в регионе и будет стремиться выиграть соперничество за доминирующее положение в регионе, не ввязываясь в открытую борьбу.

Вместе с тем, само собой разумеется, что с ростом экономической и военной мощи КНР будет расти и военно-политическая роль страны не только в региональном, но и в международном масштабе. И с этим придется считаться всем. Как подметил бывший президент Филиппин, а ныне признанный авторитет в делах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ACEAH) Фидель Рамос, "мы должны принять реальность жизни, которая заключается в большом присутствии Китая во всех сферах". Чтобы обеспечить длительную стабильность в АТР, Рамос считает необходимым переход от "мира по-американски" (Pax Americana), который обеспечивался сильным военным присутствием США, к "миру по азиатско-тихо-океански" (Pax Asia-Pacific), в который "главные страны и субрегиональные группировки могли бы внести свой вклад"6.

США И ЯПОНИЯ - НЕЙТРАЛЬНЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ?

Китайские власти категорически воспротивились всем попыткам крупнейших транснациональных компаний (ТНК), действующих в ЮВА, прежде всего во Вьетнаме и на Филиппинах, начать геологоразведочные работы и эксплуатацию некоторых месторождений в оспариваемых районах ЮКМ.

По словам выступавшего в Ханое профессора Ли Цзинмина, "вовлечение в споры ТНК, имеющих тесные связи как с правительствами стран региона, так и со своими собственными, только осложнит решение всех спорных проблем". Под угрозой разрыва всех выгодных контрактов, реализуемых в КНР, такие нефтяные гиганты, как американская "Эксон Мобил" и английская "Бритиш петролиум", были вынуждены отступить.

Ведущие тихоокеанские державы - США и Япония, участницы Регионального форума ACEAH (АРФ), где эти проблемы с середины 90-х гг. ставились неоднократно, - с самого начала заняли отстраненно-наблюдательную позицию, давая только понять, что не потерпят какого-либо ущемления их свободы судоходства и военного мореплавания в данном море. К этому надо добавить значительные интересы американского бизнеса в регионе.

Тем не менее, США во время известного филиппино-китайского конфликта из-за островов в 1995 г. заявили, что обязательства Вашингтона по военно-политическим договорам с Манилой

стр. 57

на район о-вов Спратли не распространяются. В настоящее время США по-прежнему демонстрируют, что они стоят как бы в стороне от конфликтной ситуации в этой зоне, но заявляют, что не признают чьих бы то ни было притязаний на единоличное распоряжение акваторией ЮКМ и всеми островами.

Вашингтон явно не желает открыто выступать в роли арбитра в спорах за острова, не без оснований считая, что это может только ужесточить позицию Китая. Сохраняя нейтралитет в отношении аргументов и доказательств суверенитета всех претендентов, США заинтересованы в сохранении возможности и готовности не допустить, чтобы кто-либо из них единолично навязал другим свое решение спора силой. "Тихая дипломатия" в поддержку урегулирования путем переговоров, способна, по их мнению, помочь претендентам проявить необходимую политическую волю и решить проблемы через переговорный процесс, напрямую не втягивая США в конфликт.

Япония тоже ограничивается общими заявлениями о необходимости соблюдения норм международного права, хотя она жизненно заинтересована в сохранении свободы судоходства в регионе, через который проходит 75% японских морских перевозок и где японские компании принимают активное участие в разведке и добыче энергоресурсов.

ВЫХОД ИЗ ТУПИКА ВСЁ ЖЕ ЕСТЬ

Поиск выхода из создавшегося тупика потребует еще немалых усилий, терпения средств и времени. Уже имеющиеся на столе многие конструктивные предложения и проекты сотрудничества могли бы стать особенно полезными, если бы получили поддержку мирового общественного мнения.

На симпозиуме в Ханое таких предложений тоже было высказано немало, хотя мнения специалистов о путях разрешения всё более заходящего в тупик конфликта в ЮКМ разошлись. Одни пришли к выводу, что в рамках ACEAH и АРФ из-за разногласий между членами Ассоциации проблему суверенитета над островами ЮКМ уже не решить. А потому лучший выход на сегодняшний день - это сохранение сложившегося стратегического и дипломатического статус-кво. Тем более, что ни одна из сторон не заинтересована в военном решении, не хочет его и не обладает для этого необходимым потенциалом.

Другие, наоборот, считают, что никакого статус-кво уже нет, но "окно возможностей" для политического решения пока еще не закрыто. Выдвигались самые разные предложения, призванные снять остроту проблемы, выработать меры доверия и удержать все конфликтующие стороны (а речь идет не только о конфронтации с Китаем, но и о противоречиях между рядом стран ЮВА) в рамках переговорного процесса, который может занять многие годы.

Механизм разрешения конфликтов в ACEAH еще предстоит создать и потребуется время для того, чтобы выработать привычку предотвращать с его помощью столкновение интересов и возникновение разногласий, пресекать их в самом начале или управлять и разрешать путем консультаций и терпеливых переговоров на основе известного "метода ACEAH".

В этом есть только первые и весьма скромные результаты, хотя, как представляется, АРФ, разрабатывающий меры доверия и превентивной дипломатии и действующий на принципах ACEAH, в будущем мог бы взять эту роль на себя. Важным механизмом решения проблем могут стать и регулярные встречи министров обороны ACEAH и даже регулярные саммиты ACEAH-Китай.

Однако в отношении конфликтной ситуации в ЮКМ пока можно говорить, скорее, не об известном "образе действий ACEAH" (ASEAN way), а "образе действий Китая" (Chinese way). Управление конфликтом на протяжении всех лет остается в руках китайской дипломатии, которая явно не торопится его разделить с кем-либо еще.

В этой связи большое внимание привлекли выступления на симпозиуме в Ханое китайских экспертов. В целом они придерживались примирительного тона, подчеркивая необходимость совместного поиска политических решений путем переговоров, выражали сожаление о том, что прибрежные государства так и не поддержали сделанное еще 10 лет назад предложение КНР "отложить споры ради совместного развития". Причиной этого они считают вмешательство нефтяных ТНК и то, что прибрежные государства "утратили интерес к этой инициативе", а некоторые из них "не захотели делиться возросшими доходами от добычи нефти на спорных территориях".

С целью устранения всех препятствий для совместного освоения энергоресурсов ЮКМ необходимо, говорили китайские коллеги, создание механизма для улаживания споров и укрепления взаимного доверия между заинтересованными государствами. Это означает "институализацию сотрудничества между ними по дипломатическим каналам таким образом, чтобы достичь гармонии и взаимопонимания по всем вопросам ЮКМ".

Если эти и подобные позиции отражают официальный курс властей КНР, а в этом мало оснований сомневаться, то высказанные предложения могут говорить о существенных подвижках в позиции Пекина по данному вопросу.

До сих пор Китай неизменно придерживался политики "трех НЕТ": нет интернационализации конфликта, нет многосторонним переговорам и нет какому бы то ни было специальному органу по этой проблеме.

Очевидно, что выработка в ближайшие годы взаимоприемлемых принципов и форм раздела островов в ЮКМ или порядка совместного использования их ресурсов (что более вероятно в сложившихся обстоятельствах) представляется длительным и сложным процессом.

А потому, как подчеркивали многие участники симпозиума в Ханое, необходимы не обескураживающие заявления экспертного сообщества, нагнетающие скепсис или подбрасывающие хворост в костер страстей, а конструктивные предложения, поддержка и поощрение усилий тех стран, которые в рамках АРФ и на двустороннем уровне пытают-

стр. 58

ся выработать общий подход к разрешению конфликтных ситуаций в регионе.

Такой подход предполагает 3 стадии, а именно: разработку и осуществление мер доверия; создание структур превентивной дипломатии; согласование и реализацию мер по урегулированию конкретных конфликтов. Всё это требует невероятного терпения, твердой политической воли и огромных усилий. Известно, что подписание Декларации 2002 г. о поведении сторон в ЮКМ потребовало почти 10 лет совместных усилий стран ACEAH. Завершившейся в 2009 г. демаркации сухопутной границы между СРВ и КНР предшествовали около 20 лет упорной работы, а на российско-китайские переговоры по этим же вопросам ушло целых 30 лет.

Очевидно также, что совместное экономическое использование спорных территорий претендующими на них государствами при наличии ясно выраженной политической воли имеет реальные шансы стать тем инструментом, который существенно снизил бы риск продолжения и углубления конфликтной ситуации.

Нужна, как считают многие аналитики, более глубокая экономическая интеграция, взаимозависимость, при которой никто не захочет применять силу. Одним из примеров именно такого решения является недавно подписанное соглашение КНР и СРВ о разграничении морских территорий в заливе Бакбо (Тонкинский залив), подкрепленное контрактом китайской компании China National Off-shore Oil Corp. с вьетнамской Petro-Vietnam, которые договорились в течение 5 лет совместно провести геологоразведку в заливе, разделив пополам все риски и доходы.

ЮКМ относится к категории замкнутых и полузамкнутых морей. В соответствии с частью IX Конвенции ООН по морскому праву такие моря действительно имеют особый статус, в соответствии с которым прибрежные государства должны в большей степени, чем в "обычных" морях, сотрудничать в осуществлении своих прав и обязанностей, а также приглашать другие страны к участию в этом сотрудничестве, когда это целесообразно.

КОНФЛИКТ В ЮКМ И РОССИЯ

Ни в одном из выступлений участников симпозиума в Ханое, как, впрочем, вообще в опубликованных в различных странах научных работах по этой проблематике, не было упоминания об интересах, роли и позициях России в обсуждаемом регионе.

Возможно, в т.ч. и по этой причине представленные российским представителем соображения о наличии жизненно важных интересов России в АТР, о ее правах как крупнейшей тихоокеанской державы и готовности их реализовать не в ущерб кому-либо, а в сотрудничестве с нашими стратегическими партнерами - Китаем и Вьетнамом, как и со всеми странами ACEAH и Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), были встречены с заметным интересом.

Россия не меньше других заинтересована в придании этому региону устойчивого международного статуса, в обеспечении здесь стабильной свободы судоходства и морских коммуникаций. Есть и серьезные экономические интересы российских нефтяных и газовых корпораций России, уже многие годы успешно работающих во Вьетнаме.

Россию связывают как с Китаем, так и с Вьетнамом отношения стратегического партнерства, которое предполагает совместную деятельность в основных сферах, рассчитано на долгосрочную прогнозируемую перспективу, основано на договорном признании интересов друг друга, уважении и соблюдении таких интересов и направлено на достижение общих или сходных жизненно важных целей.

В июле 2009 г., в лекции студентам Бангконгского университета после сессии АРФ в Пхукете, министр иностранных дел России С. В. Лавров сжато, но с исчерпывающей полнотой изложил суть российской позиции: "Россия, выступает за равноправную и транспарентную архитектуру безопасности и сотрудничества в АТР, основанную на коллективных началах, общепризнанных нормах и принципах международного права и использующую в качестве инструмента решения сложных проблем диалог, консультации и переговоры. Т. е. то, что определяется как "метод ACEAH". Для этого не нужны военное превосходство, наращивание оборонной мощи, ослабление безопасности других государств, создание в АТР военных баз и оборонных альянсов, формирование способной дестабилизировать стратегический баланс региональной системы противоракетной обороны (ПРО). Продвигаться к созданию такой архитектуры следует через налаживание многосторонней дипломатии, развитие связей между региональными организациями и форумами, а главное - через взаимное уважение и учет интересов друг друга"7.

В этой связи большое значение будет иметь предстоящий 2-й саммит Россия - ACEAH (первый проходил в Куала-Лумпуре в 2005 г.), который предположительно состоится в 2010 г., при председательстве Вьетнама в ACEAH.

"Метод ACEAH", о котором говорилось выше, означает, прежде всего, отказ от войны и насилия, терпимость и уважение к различиям, тщательный поиск компромисса и согласия. Применительно к современным международным отношениям этому просто нет никакой разумной альтернативы.


1 Дипломатический словарь в 3 т. Под ред. Громыко А. А. и др. Т. 2. М., Наука, 1986, с. 338 - 339.

2 См. подробнее: Кобелев Е. В. Южно-Китайское море: тлеющий очаг конфликтов // ACEAH в начале XXI века. ИДВ РАН. М" 2010.

3 http://www.wenchang.gov.cn/; Hsiao Russell. China Exerts Administrative Control Over Disputed South China Sea Islets // The Jamestown Foundation. China Brief, Vol. 7, Issue 23. 13.12.2007 - http://www.james-town.org/single/?no_cache=1&tx_ttnews%5Btt_news%5D-4611

4 South China Morning Post, 5.09.2008.

5 Xinhua, 14.08.2009.

6 Цит. по: Юго-Восточная Азия в 2004. Актуальные проблемы развития. М., 2005, с. 311 - 312.

7 www.mid.ru. 17.07.2009.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/НАД-ВОСТОЧНЫМ-МОРЕМ-ТУЧИ-ХОДЯТ-ХМУРО

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Г. М. ЛОКШИН, НАД ВОСТОЧНЫМ МОРЕМ ТУЧИ ХОДЯТ ХМУРО // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 14.08.2023. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/НАД-ВОСТОЧНЫМ-МОРЕМ-ТУЧИ-ХОДЯТ-ХМУРО (date of access: 28.05.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Г. М. ЛОКШИН:

Г. М. ЛОКШИН → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
45 views rating
14.08.2023 (288 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКУ: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ"?
Catalog: Экономика 
24 days ago · From Golem Anzhanov
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
29 days ago · From Uzbekistan Online
МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Catalog: Экономика 
29 days ago · From Uzbekistan Online
КИТАЙ НА ПОРОГЕ 12-й ПЯТИЛЕТКИ
Catalog: Экономика 
42 days ago · From Golem Anzhanov
ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА: ОПЫТ ТУРЦИИ
61 days ago · From Golem Anzhanov
ISLAMIC FINANCIAL MODEL: PROS AND CONS
Catalog: Экономика 
97 days ago · From Golem Anzhanov
СУДЬБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АФРИКЕ: ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ СООБЩЕСТВО
102 days ago · From Golem Anzhanov
ЗНАКОМЬТЕСЬ: "АСИЯ ВА ИФРИКИЯ АЛЬ-ЯУМ"
114 days ago · From Golem Anzhanov
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС И РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ
118 days ago · From Golem Anzhanov
ДАИШ: НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ О СЛОМАННЫХ СУДЬБАХ
Catalog: История 
119 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

НАД ВОСТОЧНЫМ МОРЕМ ТУЧИ ХОДЯТ ХМУРО
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android