5 - 7 декабря 2007 г. в столице Туркменистана г. Ашхабаде состоялась международная научная конференция, посвященная проблемам изучения городища Ниса, древней первой столицы Парфянского государства, а также проблемам истории и культуры народов Центрально-Азиатского региона в древности и средневековье.
Конференция была проведена в соответствии с постановлением Президента Туркменистана Г. Бердымухамедова силами сотрудников Национального культурного центра "Мирас", при участии Министерства культуры и телерадиовещания и хякимлика Ахалского велаята. В работе конференции приняли участие ученые из Армении, Германии, Голландии, Индии, Иордании, Ирана, Италии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Пакистана, России, Таджикистана, Туркменистана, Турции, Узбекистана, представитель ЮНЕСКО в Тегеране и странах Среднего Востока. Среди участников конференции были туркменские и иностранные специалисты, изучавшие в разное время городище Нису, историю, культуру и искусство Парфии и взаимо-
стр. 146
действие кочевых и оседлых народов Центральной Азии, а также занимавшиеся реставрацией этого древнего памятника и музеефикацией других объектов на территории Туркменистана. К сожалению, на конференцию не смогли приехать некоторые известные российские археологи, в течение многих лет, в советский период, работавшие в этой стране и внесшие большой вклад в изучение Нисы и других археологических памятников Туркменистана. Конференция была приурочена к включению Нисы в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Почетный диплом, удостоверяющий это решение, был торжественно вручен директором Тегеранского кластерного центра ЮНЕСКО Хан Гули Г. Бердымухамедову. Это событие в течение нескольких дней транслировало туркменское телевидение.
Пленарное заседание конференции открылось выступлением Хан Гули (ЮНЕСКО), который подчеркнул важность сохранения культурных ценностей в современных условиях и сообщил, что Ниса признана памятником всемирного культурного наследия и удостоена диплома ЮНЕСКО.
Серию докладов на пленарном заседании открыло выступление Ж. К. Таймагамбетова (Казахстан), который коснулся вопросов первоначального заселения территории Средней Азии в каменном веке, а также взаимодействия кочевого и оседлого населения в последующие исторические периоды на примере изучения археологических памятников Казахстана и Туркменистана. М. Насери (Иран) подчеркнул необходимость сохранения культурного наследия в странах Среднего Востока как фактор, способствующий миру и стабильности. По его мнению, историческое прошлое народов этого региона настолько тесно переплетено, что их историю трудно отделить друг от друга. Свои соображения он попытался пояснить, ссылаясь на празднование Новруза - Нового года, который по древней иранской традиции отмечается с приходом весны в ряде исламских стран Ближнего и Среднего Востока, Закавказье и Поволжье.
В. Климент (США) рассказала о том, как городище Ниса изучается американскими учеными. По ее оценке, основное внимание к Нисе, одному из главных городов Сельджукского государства, и центральноазиатским кочевническим традициям уделили американские авторы, изучающие проблемы межцивилизационных контактов по Шелковому пути. Как отметила В. Климент, в последние годы Туркмения стала местом "паломничества" туристов, археологов и искусствоведов из западных стран.
Выступление Д. Падмалочана (Индия) было посвящено прочным торговым связям древнего и средневекового населения Туркменистана, жителей городов Ниса и Мерв с Индией. Об этих связях, по мнению выступавшего, свидетельствуют находки изделий из слоновой кости, обнаруженные в ходе раскопок на парфянском городище Ниса.
А. Сабри (Иордания) сделал сообщение о деятельности средневекового мусульманского богослова, имама Ан-Нисаи, уроженца Нисы, бывшей в Средние века своего рода Меккой для ученых исламского мира. Правда, большая часть жизни и деятельности этого имама была связана с Дамаском, где у него был круг последователей. Более подробные сведения о биографии этого имама содержались в докладе М. К. Яшароглу (Турция). Из собранных им сведений стало известно, что Ан-Нисаи жил не только в Сирии, но в Египте и Палестине, побывал в Хорасане, Ираке, Хиджазе, изучал хадисы у известных имамов Бухари и Муслима. Докладчик привел названия основных сочинений имама Ан-Нисаи.
Сотрудник музея г. Гамбурга Р. М. Вайс (Германия) рассказал об успешном сотрудничестве ученых Туркменистана с археологами США, Италии, Франции и Германии в ходе совместных работ, проводившихся в последние годы в Анау, Мерве, Нисе. Одним из важных направлений такого сотрудничества, по мнению докладчика, является организация совместных выставок археологических находок в Германии и других странах.
В сообщении А. Х. Хана (Пакистан) отмечалось, что Ниса не единственный памятник на территории Туркменистана, который включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Еще в 1999 г. в этот список был включен Мерв, а в 2005 г. - Куняургенч.
Далее работа конференции проходила по пяти секциям: "Эпоха независимости и международное сотрудничество в изучении и сохранении историко-культурного наследия Туркменистана", "Роль Нисы в развитии мировой культуры"; "Столица Парфянской империи Ниса - соединительный мост между Востоком и Западом"; "Ниса - родина великих мыслителей Востока"; "Древняя Ниса - сокровищница культурного наследия туркменского народа". Несмотря
стр. 147
на различия в названиях, секции мало отличались тематически. Практически на всех секциях были представлены доклады, посвященные проблемам археологии, древней и средневековой истории Средней Азии.
Поскольку заседания проходили в разных учреждениях Ашхабада, нередко расположенных далеко друг от друга, прослушать доклады на всех секциях не представлялось возможным. Автор настоящего сообщения принимал участие в работе четвертой секции.
Заседание открылось выступлением А. Акопяна (Армения), охарактеризовавшего армянский источник "Повесть о Вачагане", в котором содержатся сведения о аршакидских династиях, потомках основателя парфянского государства, правящих в Албанском и Маскутском царствах. Этот источник, отметил докладчик, сравнительно недавно привлек внимание специалистов. Фрагменты сочинения содержатся в "Истории Албании", написанной в конце V - начале VI в., однако в ней говорится о событиях более раннего периода, что может представлять интерес для историков Парфии и Ирана.
Р. Годаров (Туркменистан) проанализировал сочинение туркменского ученого XVI в. Салар Бабы "Джамыг ут-Тарых", написанное по заказу Али Султана, наместника хивинского хана в Хорасане. Сочинение содержит сведения о средневековой истории Средней Азии. Часть из них почерпнута из трудов Бируни, Рашид ад-Дина, Камалшери Бахши и других средневековых авторов.
Доклад Ф. Бобоева (Таджикистан) был посвящен сочинению имама Ан-Нисаи "Сунан", о котором уже говорилось в некоторых докладах на пленарном заседании. Докладчик привел более точные и подробные сведения о жизни имама и содержании его сочинения. Ан-Нисаи обучался у известных в IX-X вв. мусульманских богословов в Средней Азии, Ираке, Сирии, Египте, специализировался на изучении и толковании хадисов - сведений о жизни и деяниях пророка Мухаммада. По утверждению докладчика, знатоки хадисов заучивали их наизусть, а в сочинении Ан-Нисаи было 5761 таких изречений, сгруппированных имамом по тематике в 51 книгу.
Тема доклада Д. Анноразова и Д. Аннаева (Туркменистан) - художественная литература парфянской эпохи (на примере поэмы "Вис и Рамин"). По их мнению, поэма оказала влияние на развитие художественной литературы на Востоке и Западе. Она легла в основу не только таких известных лирических сочинений иранских поэтов, как "Шахнаме" Фирдоуси, "Хосров и Ширин" и "Лейли и Меджнун" Низами, но и кельтской эпической поэмы "Тристан и Изольда", а также "Дон Кихот" М. Сервантеса и "Ромео и Джульетта" У. Шекспира, что вызывает сомнения.
Р. АЛ. Ханики (Иран) посвятил доклад Нисе в ее исламский период. Он уточнил, что Ниса была основана в 171 г. до н.э. Михрдатом Аршакидом и первоначально называлась "Михрдат". Этот город, считает докладчик, занимал "высокое место" в Парфянской империи. Однако его культурный расцвет относится к X-XI вв., когда здесь проживали выдающиеся мусульманские ученые.
Выступление Г. Ягшымурадова (Туркменистан) было посвящено вхождению Нисы в состав Арабского халифата. По предположению докладчика, первые проповедники ислама появились на территории Туркмении еще при жизни пророка Мухаммада. Завоевательные походы арабов в этот район относятся к середине VII в. Утверждение автора доклада, что ислам получил распространение в Туркменистане задолго до завоевательных походов, "на добровольной основе", не подтверждено какими-либо историческими свидетельствами. Д. Боума (Голландия) также сделала доклад о Нисе в мусульманский период ее истории. В нем говорилось о деятельности имама Ан-Нисаи по сбору хадисов и сведению их в одно сочинение.
Т. Аширов и О. Абдуллаев (Туркменистан) выступили с сообщением о туркменском ученом XIV в. Садеддине ат-Тафтазани, уроженце с. Тафтазан, расположенном в окрестностях Нисы. Ат-Тафтазани был знатоком грамматики, логики и "других отраслей науки".
Ю. С. Худяков (Россия) рассказал о буддийской, манихейской и несторианской религиозной символике, получившей распространение на предметах торевтики, использовавшихся кочевыми народами Западной и Южной Сибири, древними тюрками, уйгурами, кыргызами, кимаками в эпоху раннего средневековья. В выступлении Х. Ишанкулиева и А. Гараевой (Туркменистан) говорилось о пребывании в средневековой Нисе мусульманского ученого Абусагыта Абылхаира. Помимо Нисы он побывал также в Амуле, Мары, Тусе, Нишапуре и других религиозных центрах мусульманского Востока, где "получил мудрые знания".
стр. 148
Э. С. Кульпин-Губайдуллин и А. А. Бурханов (Россия) в совместном докладе "Средняя Амударья между парфянами и кушанами" коснулись разрабатываемых ими вопросов социоестественного подхода к анализу исторических явлений. Г. Гурбанова (Туркменистан) рассказала о названии города "Ниса" в трудах восточных авторов. Впрочем, на вопрос какими средневековыми источниками она пользовалась, докладчица смогла назвать только "Русско-турецкий словарь".
М. Р. Пеклеван (Иран) сделал доклад с многообещающим названием "Расцвет искусства Арсакидов в городе Михрдат керт", который, к сожалению, был лишен иллюстративного сопровождения. На все вопросы с просьбой уточнить, какие виды искусства он изучал, докладчик так и не смог ответить, убеждая аудиторию в том, что в его докладе об этом говорится, но ему просто не хватило времени для того, чтобы осветить эти проблемы более подробно. В опубликованных тезисах доклада говорится о ритонах из слоновой кости, найденных при раскопках Нисы в 1948 г. Несмотря на то что эти "удивительные изображения" передавали "греческих богов Олимпа", по мнению докладчика, "стиль изобразительного искусства Арсакидов полностью отличался от стиля искусства Греции, обнаруживая местные корни".
Г. Чарыева (Туркменистан) рассмотрела жанровые особенности парфянской литературы. Парфянская литература, отметила она, была уничтожена во время разрушения великого Парфянского государства. В виде фрагментов до нас дошли только стихи из двух поэм "Финиковое дерево и коза" и "Память о Зарере", которые сохранились в записях на персидском языке. М. Ягуби (Иран) предложил считать столицу Парфянского государства Нису связующим мостом между Востоком и Западом. В подтверждение своему тезису он назвал множество предметов культового, хозяйственного и бытового назначения, попавших в Нису из западных и восточных стран. Н. Гахремани (Иран) высказал предположение о том, что Нисе предшествовала столица под названием Асаак, и привел ряд соображений о ее возможном местоположении. Это был один из немногих докладов, сопровождавшийся слайдами. А. Маммеджумаев (Туркменистан) сделал сообщение об Эмире Муэззи Нисайи, придворном поэте сельджукского султана Санджара, который слагал оды и хвалебные стихи в честь своего господина и сочинял стихи о жизни его подданных. М. Б. Шахри (Иран) рассказал о Нисе - центре развития парфянской архитектуры и градостроительства. Он описал расположение царского дворца, административных зданий, воинских казарм и жилых кварталов в Старой и Новой Нисе. К. Джанбеков (Туркменистан) привел сведения из книги Ан-Нисаи, приближенного хорезмского султана Джелал ад-Дина, в которой описана борьба с монголами и оборона Нисы. В докладе Д. М. Кияна (Иран) "Изображение Михрдата на камне" речь шла о каменном барельефе с изображением этого царя и сопровождающей его свиты. Доклад сопровождался слайдами с изображением барельефа.
М. Туваков (Туркменистан) рассказал о литературном наследии Парфии, в частности о легенде о Томирис, Шираке, Рустаме и "Эпосе о Зарере". А. Нурмухамедов и О. Оразов (Туркменистан) рассмотрели произведения мусульманских ученых-богословов IX-XIII вв., уроженцев Нисы, которые собирали и изучали хадисы. Выступление О. Амановой (Туркменистан) было посвящено анализу антропонимов в документах из Нисы. Ею рассмотрено значение парфянских царских имен "Михрдат", "Артабан", "Бахиман". Э. Джумаев и А. Язкулиев (Туркменистан) проанализировали содержание книги хадисов, собранных мусульманским богословом имамом Ан-Нисаи, которому уже было посвящено несколько докладов.
А. А. Бурханов (Россия) привел сведения об истории долины р. Амударьи. Эта территория в античную эпоху входила в состав Греко-Бактрийского царства, но испытывала влияние со стороны Парфии (а позднее - кушан и персов). В дальнейшем этот район вошел в зону миграции юэчжей. Докладчик обратился к туркменским коллегам с предложением о дальнейшем сотрудничестве. По его мнению, необходимо возобновить работы комплексной экспедиции с участием туркменских и российских ученых. Российская сторона могла бы принять участие в подготовке специалистов-археологов для Туркменистана.
На заключительном пленарном заседании выступили руководители секций. Были подведены итоги конференции. От имени участников оргкомитет обратился с благодарственным письмом к Президенту Туркменистана.
Организаторы предложили участникам конференции насыщенную культурную программу. Они смогли побывать и осмотреть государственный историко-культурный заповедник
стр. 149
"Ниса", городище с хорошо сохранившейся фортификацией, на котором проводились раскопки и реставрирована часть построек парфянского времени; посетить подземное озеро с минеральной горячей водой "Ковата"; осмотреть памятники, музеи в Ашхабаде и Геоктепе. В Музее туркменского ковра им. Гурбансолтан эдже посетителям были продемонстрированы ковры различной расцветки и орнаментации, которые изготавливают мастера в разных районах Туркменистана. Своими размерами отличаются два огромных ковра. Один из них был соткан туркменскими мастерицами еще в 1940-х гг. и некоторое время служил занавесом в Большом театре. Другой, еще более крупный ковер был изготовлен в 2000-х гг. к юбилею независимости Туркменистана. Это самый большой ковер в мире, о чем есть свидетельство в книге рекордов Гиннесса. В его расцветке присутствуют элементы орнамента, характерные для всех туркменских племен. Ковры являются национальным достоянием, и их запрещено вывозить за границу. Развернутые археологические экспозиции имеются в Национальном музее и Музее изобразительных искусств, где довольно полно представлены предметы ранних земледельческих культур энеолита, бронзового века и парфянского государства. Этнографические экспонаты представлены в этих музеях, а также в музее Геоктепе. Участники конференции смогли осмотреть центральную часть города Ашхабада, которая производит большое впечатление обилием современных архитектурных сооружений. На всех этих мероприятиях зарубежных гостей встречали исполнители национальных туркменских песен, музыки и танцев.
Все мероприятия, особенно открытие и закрытие конференции, проводились очень торжественно, включая исполнение государственного гимна и клятвы верности президенту, что для зарубежных участников было весьма необычно.
Несмотря на расширение научных контактов и проведение совместных экспедиционных исследований и реставрационных проектов с учеными разных стран, туркменские ученые не утратили интереса к сотрудничеству с археологами из России, о чем неоднократно говорилось как в ходе конференции, так и на официальном уровне. Отрадно то, что заинтересованность в таком сотрудничестве и обмене информацией проявляют молодые туркменские ученые. Можно надеяться, что прошедшая конференция будет способствовать развитию такого сотрудничества.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |