Научно-практический семинар на тему "Энергетика и промышленно-сырьевой сектор в контексте экономической стратегии африканских государств" состоялся в Институте Африки РАН 7 апреля 2015 г. На семинаре, организованном Центром изучения проблем переходной экономики института (руководитель - Е. В. Морозенская), были представлены доклады ведущих российских африканистов по актуальным для Африки проблемам: развитие действующих и проектируемых предприятий в сфере энергетики; перспективы нефте- и газодобычи; конкуренция ведущих мировых компаний за нефтяной рынок стран континента и др. Наиболее острые среди обсуждавшихся вопросов касались деятельности крупнейших западных транснациональных корпораций (ТНК), китайских, индийских и африканских компаний в нефтегазовой и горнодобывающей отраслях, а также влияния прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на социально-экономическое развитие отдельных стран и регионов Африки.
Как отмечалось в докладе Г. Е. Рощина (ИАфр. РАН), приток ПИИ в Африку после резкого сокращения в 2010 г. до 47 млрд долл. США возобновился и увеличился до 57 млрд долл. в 2013 г. Этому способствовали международные и региональные инвестиции, ориентированные на освоение новых рынков и инфраструктурные проекты. Ожидания, связанные с дальнейшим ростом среднего класса, стимулировали приток ПИИ в отрасли, ориентированные на потребительский спрос, включая пищевую промышленность, информационные технологии, туризм, финансовый сектор, розничную торговлю и отчасти социальную инфраструктуру, без развития которой политическая стабильность в странах континента может подвергаться серьезным рискам.
Ключевыми направлениями иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность в Африке являются ЮАР, Гвинея, Сьерра-Леоне, ДРК, Конго (Браззавиль), Камерун. Именно этим государствам удалось обеспечить для иностранных инвесторов наиболее благоприятный инвестиционный климат, прежде всего в сфере законодательного и налогового регулирования. Немалых успехов в этом отношении добились Ботсвана, Танзания и Буркина-Фасо.
В других государствах континента правовые режимы регулирования инвестиций оцениваются международными экспертами, как правило, негативно. Так, в Гане фиксируются многочисленные нарушения при выдаче разрешений природоохранным ведомством, что приводит к задержкам при получении лицензий на разработку недр. В результате создаются условия для нелегальной деятельности в горнодобывающей отрасли, что вынуждает инвесторов к незаконным выплатам местным властям.
С. В. Бондаренко и А. А. Ткаченко (оба - ИАфр. РАН) охарактеризовали деятельность иностранных компаний в энергетическом секторе Африки. Наряду с крупнейшими ТНК в 2000-е гг. на континенте появились и активно действуют энергетические компании России. "Лукойл", "Роснефть" и "Стройтрансгаз" подписали контракты на разработку нефтяных месторождений в Алжире, Анголе, Египте, Кот-д'Ивуаре, Нигерии. Крупные российские компании, осуществлявшие геологоразведку на наличие промышленных запасов углеводородов в Алжире, Гане, Египте, Кот-д'Ивуаре, Ливии, Намибии, Нигерии и Экваториальной Гвинее, приняли участие в строительстве газопроводов, сооружении газохранилищ, приобрели права на нефтяные блоки и другие активы в отрасли.
Вместе с тем позиции российских нефтегазовых компаний в Африке в 2000-е гг. оставались весьма ограниченными, прежде всего вследствие недостаточной поддержки со стороны правительства РФ в таких сферах, как стимулирование экспорта и зарубежных инвестиций; установление преференциальных режимов для российско-африканского совместного предпринимательства; предупреждение и отмена ограничительных мер иностранных государств по отношению к российскому бизнесу.
Конкретизируя деятельность нефтяных ТНК в странах Западной и Центральной Африки, Н. Н. Цветкова (ИВ РАН) подчеркнула, что именно иностранные компании открыли нефтяные месторождения в странах Африки и начали вести там добычу нефти: "Royal Dutch Shell" - в Нигерии с 1958 г., "Total" - в Республике Конго с конца 1960-х гг., "Mobil" в Экваториальной Гвинее с 1995 г. Однако в настоящее время в сфере добычи нефти и газа в странах-производителях лидируют не западные ТНК, а национальные нефтегазовые
компании (ННК), в основном государственные. При этом ведущие нефтяные ТНК сохраняют первенство по величине стоимостных оборотов.
Для ТНК в нефтегазовой промышленности характерна вертикально интегрированная структура. Поэтому утрату контроля над стадией добычи нефти и газа ТНК компенсируют благодаря сохранению контроля над транспортировкой и переработкой нефти, сбытом нефтепродуктов. В добыче нефти ТНК действуют на основе контрактов о разделе продукции, создают смешанные предприятия с ННК. Так, англо-голландская ТНК "Royal Dutch Shell" в двух десятках стран континента через смешанные компании осуществляет торговлю нефтепродуктами, а в ряде других стран ведет добычу нефти (например, в Нигерии она создала смешанную компанию с "Nigerian National Petroleum Corporation").
Т. Н. Дейч (ИАфр. РАН) в докладе, посвященном участию Китая в развитии энергетического сектора африканских стран, отметила, что, хотя с 1980 г. доказанные нефтяные запасы в Африке выросли на 120% (с 57 до 124 млрд баррелей), а запасы газа на 140% (с 210 до 509 трлн куб. футов), возможности промышленной очистки нефти у стран-производителей остались ограниченными, а уровень ее внутреннего потребления - низким. Поэтому они (например, Ангола и Нигерия) предпочитают экспортировать сырую нефть, а очищенную - ввозить по более высоким ценам.
Всего к началу 2012 г. в Африке действовали около 500 нефтяных компаний, в основном западных, которым пришлось потесниться, дав место азиатским компаниям. Согласно данным американского агентства "Energy Information Administration" (EIA), в 2007 г. в Китай направлялись 10% африканской нефти, в Индию - 5%, а в 2011 г. - соответственно 14 и 8%. Только из Анголы КНР получила в 2012 г. 9% своего нефтяного импорта. Свыше 90% китайских ПИИ в Африке представлены крупными государственными компаниями: "Sinopec", "China Petroleum & Chemical Corporation", "China National Petroleum Corporation" (CNPC), "China National Offshore Oil Company" (CNOOC).
Китай создаст на Африканском континенте предприятия по переработке сырья, инфраструктурные объекты, осуществляет подготовку персонала. Так, CNPC вложила 4 млрд долл. США в нефтяную отрасль Судана, создав в стране нефтяную промышленность. Построен гидроэнергетический узел Мерове - самое крупное сооружение на Ниле после Асуанской плотины. "China Development Bank" предоставил Гане заем в 3 млрд долл., использованный на строительство газопровода, терминала и завода по производству сжиженного газа. "Wuhan Iron and Steel Corporation" вложила средства в угольные месторождения Мозамбика, "Kinho Energy" - в угольный терминал в порту Бейра и ГЭС в Мозамбике. В 2014 г., по соглашению с Зимбабве, компания "China Africa Sunlight" инвестировала 2 млрд долл. в энергетический проект, включающий строительство угольной шахты, плотины и двух электростанций (мощностью 300 МВт каждая). В планах КНР до 2017 г. - инвестиции в проекты новой энергетики. К настоящему времени уже смонтированы установки по производству солнечной энергии в ЮАР и Египте.
Наряду с Китаем вес большую экономическую активность на континенте проявляет Индия. Е. А. Брагина (ИМЭМО РАН) особо отмстила то обстоятельство, что, вступая в борьбу за нефтяной рынок стран Африки, страна пытается решить свои внутренние проблемы, вызванные существенным разрывом между потребностями экономики в углеводородном сырье и собственным уровнем его добычи. (По данным на 2013 г., потребление нефти в день составляло в Индии 3292 тыс. баррелей, а производство - 972 тыс. баррелей.) Дефицит покрывается за счет импорта: расходы на ввоз нефти выросли за 2009-2012 гг. почти вдвое. Чтобы избежать сбоев в поставках, Индия осуществляет строительство дорогостоящих подземных нефтехранилищ. Преимущества индийского бизнеса заключаются в том, что наряду с финансовыми ресурсами он располагает современными технологиями в области нефтедобычи, в том числе на морском шельфе. Заслуживает внимания практика Индии в подготовке рабочих кадров для нефтепромыслов, в чем остро нуждаются африканские страны.
Перспективы разработки нефтегазовых месторождений в странах Восточной Африки были оценены Н. Ф. Матвеевой (ИАфр. РАН) как достаточно широкие. Европейские компании (британские "BG Group", "Ophir Energy", "Tullow Oil", норвежские "Statoil", "Exxon Mobile", австралийская "Australia Independent Pancontinental Oil and Gas") и азиатские компании (например, китайская "China National Offshore Oil Company"), имеющие опыт в разведке и разработке углеводородных запасов на западе и севере Африки, расширяют свою деятельность на востоке континента.
На поставки нефти из кенийского порта Ламу рассчитывает Китай. Кения, со своей стороны, может сократить закупки нефти в Иране, а также в ОАЭ (в настоящее время - ее основной поставщик). Уганда может сократить импорт нефтепродуктов с нефтеперерабатывающего завода в Момбасе (Кения) и сама стать их поставщиком на внешний рынок. Танзания в перспективе станет экспортером сжиженного газа. В частности, российский "Газпром" планирует наладить его поставки на рынки Индии и ряда других азиатских стран. Использование будущего трубопровода от кенийского порта Ламу до Южного Судана позволит последнему достичь независимости от своего северного соседа в осуществлении нефтяного экспорта.
Особое внимание крупных мировых нефтегазовых компаний привлекает в последние годы потенциал ресурсов сланцевого газа в странах Африки. Как подчеркнула Л. Н. Калиниченко (ИАфр. РАН), его наличие в малонаселенных областях континента является весьма привлека-
тельным фактором для этих компаний. Одновременно это представляет интерес и для самих африканских государств - с точки зрения как возможности пополнения их энергобаланса, так и вероятного в перспективе увеличения объемов экспорта.
По результатам геологических изысканий американского агентства "Energy Information Administration" (EIA), а также по данным африканских компаний, целый ряд стран Африканского континента обладает значительным потенциалом ресурсов сланцевого газа: Алжир, Египет, Ливия, Тунис, Марокко, Западная Сахара, Мавритания, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Намибия. При этом Алжир и ЮАР входят в десятку стран мира с крупнейшими запасами этого вида сырья. Однако широкомасштабное освоение этих нетрадиционных источников газа при существующем уровне используемой для его извлечения технологии может привести к необратимому нарушению экосистем и ухудшению качества жизни местного населения.
Сыграть заметную роль в финансировании проектов в энергетике и обеспечить более эффективное взаимодействие между частными иностранными инвесторами и африканскими государствами при реализации этих проектов смогут, по мнению В. В. Павлова (ИАфр. РАН), новые энергетические программы Африканского банка развития (Афр. БР). Эти программы нацелены на обеспечение к 2030 г. повсеместного и бесперебойного получения потребителями сетевой электроэнергии по доступным ценам на территории всех стран Африки, включая наименее развитые.
Возможные пути преодоления кризиса в электроснабжении Южно-Африканской Республики были рассмотрены в докладе Ю. С. Скубко (ИАфр. РАН). Этот ключевой для экономики страны вопрос возник из-за того, что электростанции не строились в ней со времен эпохи апартеида, оставившей Южной Африке в наследство почти половину всего производства электроэнергии на континенте. Несмотря на развитую сеть ГЭС, с 2007 г. электросетевая инфраструктура ЮАР работает на пределе возможностей. Энергетический кризис с периодическими веерными отключениями и рационированием электроснабжения срывает выполнение планов экономического развития и ограничивает среднегодовой прирост ВВП менее чем 2%.
Между тем ЮАР лидирует в Африке не только по производству электроэнергии, но и по загрязнению окружающей среды, тем более что уголь жгут и в быту. Поэтому на готовящихся в ближайшие годы к вводу (хотя и постоянно откладываемому) ТЭС на угле запланирована высокая степень очистки выбросов. Одновременно для преодоления угольной энергозависимости планируется ввести в строй в 2023-2030 гг. восемь АЭС общей мощностью 9.6 ГВт (в ЮАР действует одна АЭС, построенная в 1984 г. Францией). По вопросам финансирования их строительства заключены предварительные соглашения с Россией, Францией, Китаем и Южной Кореей. Победа "Росатома" на предстоящем тендере представляется возможной только в случае, если его кредитные предложения окажутся очень выгодными для ЮАР. Следует отметить начавшееся развитие солнечной энергетики, в котором принимает участие и российская компания "Ренова".
Электроэнергетический кризис отрицательно сказывается на промышленном развитии ЮАР в целом. По мнению В. Ю. Кукушкина (ИАфр. РАН), речь может идти о деиндустриализации в некоторых подразделениях металлургии Южно-Африканской Республики. Страна является лидером по объему разведанных мировых запасов хромовой руды (77%) - главного сырья для производства феррохрома, служащего основным полуфабрикатом для выплавки нержавеющей стали. Прирост объемов ежегодной добычи хромистого железняка в XXI в. резко ускорился: за период с 2000 по 2013 г. - с 16 до 34.4 млн т.
Однако, если в 2003 г. ЮАР принадлежало абсолютное мировое первенство по производству феррохрома (более 50%), то в 2008 г. она лидировала уже с 45%, а в 2013 г. - стала второй (32%). В лидеры вышел Китай, который вообще не располагает собственными промышленными запасами хромовой руды, опираясь целиком на импортное сырье, половина которого ввозится из Южной Африки.
Главной проблемой южноафриканских производителей феррохрома признается напряженность электроэнергетического баланса ЮАР, начиная с 2008 г. Обостряясь в зимнее время, она провоцирует удорожание электричества и, следовательно, увеличение издержек в этой энергоемкой отрасли (в 2007-2013 гг. только по данной статье они более чем удвоились). В результате снижается конкурентоспособность феррохромной продукции на мировом рынке. В последние годы южноафриканские вертикально интегрированные комплексы по производству феррохрома часто были вынуждены выводить из эксплуатации более 30% мощностей по его выплавке на
зимний период, экспортируя продукцию своих добывающих подразделений необогащенную руду - преимущественно в Китай.
Наблюдаемая в последнее время тенденция к деиндустриализации характерна, по мнению И. Б. Маценко (ИАфр. РАН), для большинства африканских стран. Об этом свидетельствует снижение доли добавленной стоимости в продукции обрабатывающей промышленности: в совокупном объеме внутреннего производства всей Африки она снизилась за два последних десятилетия с 15 до 10%. Поэтому одна из важнейших проблем, которую африканским государствам необходимо решить в краткосрочной перспективе, - найти возможность остановить процесс деиндустриализации и повысить роль обрабатывающей промышленности и современных услуг в экономике.
Особое значение это имеет для обеспечения занятости. Наблюдавшийся в 2000-е гг. значительный экономический рост во многих странах Африки южнее Сахары не сопровождался созданием новых рабочих мест в высокопроизводительных и трудоемких секторах экономики (таких как обрабатывающая промышленность), а приходился в основном на добывающие отрасли промышленности, сельское хозяйство и малопродуктивный неформальный сектор в сфере услуг. Между тем, по оценкам МОТ, от 70 до 80% работников в странах Тропической Африки имеют незащищенные формы занятости (заняты на случайных неофициальных работах и на фермах за мизерную плату или вообще без оплаты, без гарантий социальной защиты), что является самым высоким показателем в мире.
Рассматривая институциональные аспекты регулирования сырьевого экспорта стран Африки, З. С. Новикова (ИАфр. РАН) отметила, что в обозримой перспективе он сохранит свою значимость. Это обусловлено высокой зависимостью развитых стран от импорта сырья, в том числе стратегического: ЕС на 100% зависит от импорта 14 видов сырья, которые поступают в основном из Африки.
Между тем принципиально изменяются отношения между Африкой и ее традиционными партнерами. Бурное развитие промышленности в быстро растущих экономиках, особенно в Китае, вызывает небывалый рост их потребности в сырье. Соответственно усиливается соперничество между ведущими странами мира за африканские ресурсы. Это заставляет ЕС и США принимать серьезные меры, в частности, разрабатывать законы, ограждающие их интересы, видоизменять взаимоотношения со странами Африки. В этих условиях необходимо создание и совершенствование надлежащей нормативно-правовой базы, усиление государственного контроля над эксплуатацией месторождений, соблюдением прозрачности в отчетах о деятельности иностранных компаний, включая информацию о полученных ими доходах, условиях контрактов, налоговых платежах, опубликовании бухгалтерской отчетности.
Е. В. Морозенская (ИАфр. РАН) сосредоточила внимание на особенностях и трудностях государственного регулирования горнодобывающей промышленности в Африке. Существующие в этой сфере противоречия нередко вызываются столкновением трех групп интересов - государственных органов, добывающих компаний и частных землевладельцев - по вопросам участия в прибылях и уплаты различных видов налогов. До сих пор большинство африканских правительств не располагают возможностями контроля над соблюдением фискальных законов и правил из-за отсутствия у них соответствующих механизмов, поэтому ответственность за соблюдение этих правил ложится на иностранные компании.
В докладе В. П. Морозова (ИАфр. РАН) была подробно рассмотрена тема изменения подходов к роли промышленного производства в стратегиях развития стран Субсахарской Африки (ССА). Если во второй половине прошлого века страны региона решали задачи деколонизации и выбора самостоятельного пути развития на принципах "опоры на собственные силы" (Лагосский план действий), то на современном этапе основополагающей целью признано ускорение экономического роста и преодоление бедности и социальной отсталости. Это нашло отражение как в международных концепциях и планах (например, в Декларации тысячелетия, программе НЕПАД), так и в программных документах отдельных африканских стран и их региональных объединений. При этом принципы опоры на внутренние ресурсы развития сохранили во многом свою приоритетность.
После 2015 г. основным направлением международного содействия развитию Африки станут "Цели в области устойчивого развития" (ЦУР), важной составляющей которых является структурная трансформация и модернизация хозяйства африканских стран на основе стимулирования отраслей обрабатывающей промышленности. Пока в странах ССА объем произведенной в промышленности добавленной стоимости невелик и, по данным ЮНКТАД
за 2010-2012 гг., составляет в среднем около 10% ВВП (против 20-22% в странах Азии). В структуре производимой в отрасли добавленной стоимости преобладают (50-55%) низкотехнологичные хозяйства, занятые переработкой природного сырья. В то же время наиболее динамичный по темпам прирост объема добавленной стоимости наблюдается в средне- и высокотехнологичных производствах (например, в нефтехимии, электротехнике). Для многих стран ССА ведущим сектором обрабатывающей промышленности остается агропромышленность: доля пищевкусовой отрасли в ВВП составляет в среднем около 6%. В ряде стран (Нигерия, Кения, Кот-д'Ивуар, Гана и др.) экспорт продукции этой отрасли важный источник валютных поступлений.
В настоящее время ведется работа над общеафриканской "Повесткой дня 2063", которая представляет собой рассчитанную на 50 лет преобразовательную программу развития, необходимым условием достижения целей которой провозглашаются индустриализация и модернизация хозяйственной жизни африканских стран, особенно наименее развитых.
Реализация этой программы невозможна без преодоления острейшего энергетического кризиса, переживаемого африканскими странами. Между тем, как считает Е. Н. Корендясов (ИАфр. РАН), положение дел в энергетической отрасли континента можно квалифицировать как удручающее: установленная мощность всех имеющихся электростанций составляет 114 ГВт (что сопоставимо с аналогичными показателями ФРГ, население которой в 14 раз меньше, чем в Африке). В расчете на душу населения в странах Африки южнее Сахары (АЮС) потребление электроэнергии составляет всего 457 кВч (без учета ЮАР 124 кВч) в год, тогда как средний показатель для развивающихся стран мира - 1155 кВч. Только 30% населения имеют доступ к электроэнергии.
Электростанции работают, как правило, на угле и дизельном топливе, их оборудование морально и физически устарело. Из-за частых аварийных отключений электроэнергии промышленные предприятия в странах АЮС теряют 56 дней за год (в США 1 день за 10 лет). КПД действующих на континенте солнечных батарей пока очень низкий. В этой ситуации с начала 2000-х гг. на континенте возрос интерес к атомной энергетике. О планах строительства АЭС заявили 16 государств, но лишь Алжир, Египет, Тунис, Марокко, Гана, Кения, ЮАР начинают воплощать их в жизнь. В настоящее время в Африке действуют 1 АЭС и 10 научно-исследовательских реакторов (в том числе построенных СССР) в Египте, Ливии, Гане, ДРК, Марокко, Нигерии, ЮАР.
К 2030 г. в Африке предполагается построить 17-20 АЭС общей мощностью 16 тыс. МВт. В этой сфере открываются перспективы для расширения сотрудничества России с Африкой в энергетической сфере. Особенно перспективными партнерами для РФ являются ЮАР, Египет и Нигерия. Строительство АЭС сопряжено с большими первоначальными капиталовложениями, но дальнейшая их эксплуатация является бесплатной (самая простая АЭС - "Брест" - работает на отработанном топливе).
Российский "Росатом" - одна и трех крупнейших мировых компаний, владеющих передовыми технологиями (наряду с французской "Areva" и "Toshiba-Westinghouse"). При этом России выгодно заключать контракт на строительство не менее 5-6 реакторов. Заключен договор между РФ и Египтом о строительстве одноблочной АЭС мощностью 1000-1200 МВт. Определенные перспективы могут быть для РФ и в Нигерии.
Конкуренция развернулась за строительство АЭС в ЮАР. В 2007 г. было подписано соглашение между ЮАР и РФ о поставках ею до 2018 г. обогащенного урана в объеме, покрывающем 43% потребностей ЮАР. Россия совместно с южноафриканскими компаниями готова создать атомный кластер с полномасштабным производственным циклом, включая получение ядерного топлива, инжиниринг и промышленное производство сложного оборудования. "Росатом" берет на себя обязательство построить 6-8 реакторов на базе новейших технологий и осуществлять их обслуживание, включая поставку топливных элементов на весь жизненный цикл АЭС. Кроме того, предполагается достичь максимальной территориальной концентрации объектов, что позволит создать на них 15 тыс. рабочих мест и до 150 тыс. - в смежных отраслях, а также содействовать подготовке квалифицированных кадров (только для обслуживания АЭС необходимо 200 квалифицированных рабочих и 1000 специалистов). На реализацию этого проекта РФ берется предоставить льготный государственный кредит в размере 70-80% стоимости строительства (40-50 млрд долл. США). 22 сентября 2014 г. было подписано рамочное Межправительственное соглашение о стратегическом партнерстве России и ЮАР в области атомной энергетики и промышленности.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |