21 апреля 2004 г. состоялась научно-практическая конференция "Афганистан в начале XXI века", организованная сектором Афганистана Отдела Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН совместно с посольством Исламской Республики Афганистан в Российской Федерации.
Конференцию открыл заместитель директора института А. З. Егорин, который отметил, что совместные конференции и форумы с участием ведущих российских востоковедов и представителей научных кругов афганской диаспоры в России стали доброй традицией, существенным вкладом в укрепление научных и культурных связей между двумя странами.
Затем было зачитано приветственное послание Чрезвычайного и Полномочного Посла Исламской Республики Афганистан в России Ахмада Зия Масуда в адрес участников конференции. Афганистан сейчас переживает сложный момент послевоенного восстановления страны после разрушительной гражданской войны, подчеркнул посол, и поэтому особенно остро нуждается в поддержке дружественного народа.
Важному шагу в общественно-политической жизни сегодняшнего Афганистана - принятию новой, демократической конституции посвятил свое выступление советник афганского посольства в Москве Гулам Сахи Гайрат. Он рассказал о сложностях процесса подготовки и принятия Основного закона страны, который проходил в условиях острой политической борьбы между сторонниками демократических реформ и консерваторами. Впервые в афганской истории, отметил он, в конституцию страны вошли положения, гарантирующие демократические права и свободы граждан при соблюдении национальных традиций, в том числе положений ислама. Новая конституция, выразил уверенность Гулам Сахи Гайрат, откроет путь к дальнейшим демократическим преобразованиям. Он подкрепил свою уверенность тем, что в Афганистане уже прочно пустили корни важнейшие элементы демократии: издается свободная, в том числе оппозиционная пресса, легально функционируют многочисленные политические партии и движения, создаются профессиональные союзы, женщины открыто, публично выступают в защиту своих прав, провозглашенных в конституции. При этом оратор не скрывал своих опасений, что практическая реализация нового Основного закона столкнется со многими трудностями, которые унаследованы страной от недавно закончившейся продолжительной гражданской войны. Он выступил в поддержку идей национального объединения Афганистана, которое, считает он, станет залогом окончательного перехода страны на путь мирного, созидательного развития.
Зав. сектором Афганистана ИВ РАН В. Г. Коргун в докладе "Афганистан после талибов" проанализировал основные направления внутренней и внешней политики Афганистана в период после свержения режима талибов. При всем сдержанном оптимизме докладчика, в целом позитивно оценившего деятельность правительства Хамида Карзая за этот период, в выступлении явственно ощущалась обеспокоенность сложностью военно-политической обстановки в стране, нерешенностью жизненно важных проблем, продолжающейся экономической стагнацией. Наибольшей критичностью отличался раздел доклада, посвященный роли международных участников нынешних афганских событий. Это в первую очередь касалось деятельности в Афганистане его политически ключевых соседей - Ирана и Пакистана, которые, по мнению докладчика, стремятся занять свою нишу в стране, действуя преимущественно в своекорыстных интересах, при этом зачастую на грани вмешательства. Не высокой была оценка В. Г. Коргуна и позиции Москвы, которая по ряду объективных и субъективных причин оказалась в роли аутсайдера в оказании помощи Афганистану, ограничив ее подго-
стр. 170
товкой офицеров Национальной афганской армии и поставкой запчастей для военной техники. Тему новой афганской конституции, принятие которой бесспорно явилось важнейшим событием постталибского периода, развил в своем докладе Р. Р. Сикоев (ИВ РАН). Он проанализировал характер конституционного процесса в Афганистане на разных этапах истории страны, показал, как по мере социально-политической эволюции афганского общества менялось содержание Основного закона, юридически фиксируя основные черты государственного строя, форму правления и общественное устройство Афганистана в соответствии с требованиями эпохи и интересами правящей элиты.
Весьма актуальную тему поднял в своем докладе видный афганский общественный деятель, издатель, публицист, бывший сотрудник сектора Афганистана Латиф Баханд, ныне сотрудничающий на радиостанции Би-Би-Си. Он посвятил свое выступление истории политических партий в Афганистане. Это важная проблема сегодняшнего Афганистана. В условиях, когда в рамках Закона о политических партиях, принятого в ноябре 2003 г., в стране формируется новая политическая система, партии призваны сыграть ведущую роль в дальнейшей демократизации страны. Впрочем, отметил докладчик, в Афганистане слишком мал опыт партийного строительства, чтобы говорить всерьез о влиянии партий на общественно-политическую жизнь. Партийная система находится на стадии становления, и потребуется немало времени для того, чтобы партии активно включились в политическую жизнь.
Наряду с вопросами внутренней политики центральное место на конференции заняли также вопросы международного, точнее, регионального характера. Им были посвящены доклады ведущих ученых Отдела Ближнего и Среднего Востока. Речь шла о позициях и политике в отношении Афганистана двух его соседей, с которым Кабул связывают долгие и очень непростые узы.
Так, пакистано-афганские отношения нашли освещение в обстоятельном выступлении В. Н. Москаленко (ИВ РАН). Радикально изменившаяся ситуация в Афганистане и в мире после 11 сентября 2001 г. и сильнейший нажим со стороны США вынудили президента Пакистана Первеза Мушаррафа повернуть свою афганскую политику на 180 градусов. Правительство страны, выпестовавшей талибов и оказывавшей им всестороннюю поддержку, ныне в сотрудничестве с американцами преследует исламистов - бывших воспитанников пакистанских медресе. Угроза, исходящая от исламских террористов самому Пакистану, поделился своими размышлениями В. Н. Москаленко, вероятно, была глубоко осознана Исламабадом, рискнувшим, несмотря на острейшее противодействие весьма влиятельной консервативной части пакистанского общества, сделать ставку на преследование и уничтожение исламских экстремистов с применением военной силы.
Зав. Отделом Ближнего и Среднего Востока В. Я. Белокреницкий в докладе "Пакистан и проблема терроризма (афганский угол)" показал новый курс политики Исламабада в действии: пакистанская армия впервые за всю историю страны вошла в "полосу независимых племен" вдоль пакистано-афганской границы - территорию, не попадающую под юрисдикцию пакистанских властей, и ведет крупномасштабные боевые действия против укрывшихся в горах остатков талибов и боевиков международной террористической организации "Аль-Каида". Так борьба против терроризма из некогда пропагандистского тезиса стала осознанной политической практикой режима П. Мушаррафа.
Позиция другого соседа Афганистана - Ирана была проанализирована в докладе М. Р. Аруновой (ИВ РАН), которая выделила два важных компонента в афганской политике Тегерана - с одной стороны, искреннее желание помочь правительству Х. Карзая восстановить страну, покончить с терроризмом и наркобизнесом в регионе и с другой - стремление использовать выгодный момент для установления своего влияния в Афганистане. Несмотря на такого рода дуализм целей и устремлений иранского руководства, как явствует из выступления, сейчас появился благоприятный шанс для сближения двух стран, отношения которых носили в прошлом весьма непростой характер.
К сожалению, на конференции был слабо затронут экономический аспект жизни современного Афганистана. И это вполне объяснимо: экономика страны после столь долгой войны лежит в руинах. Процветает лишь торговля, причем в основном контрабандная. В экономике господствует производство и торговля наркотиками. Производство наркотиков в Афганистане превращается в целую отрасль экономики, конкурирующую с остальной частью национального хозяйства. Недавно МВФ предупредил мировое сообщество о том, что вскоре производство опиума в Афганистане будет доминировать в национальной эко-
стр. 171
номике, и стране угрожает опасность превратиться в "наркогосударство", в котором наркобизнес составляет от 40% до 60% ВВП.
В связи с проблемами экономического восстановления Афганистана речь на конференции вновь зашла о возможностях России участвовать в этом процессе. О том, каким опытом обладает наша страна в оказании технико-экономического содействия Афганистану, рассказал в своем выступлении Г. П. Ежов (ИСАА при МГУ), принимавший в прошлом участие в разработке государственных планов и программ экономического развития Афганистана. Такого рода программы, хотя и ограниченного масштаба, разрабатываются и в настоящее время, подчеркнула выступившая в дискуссии Л. Б. Аристова (ИВ РАН), которая активно участвует в международных и межрегиональных форумах, посвященных проблемам транспортных коммуникаций. В частности, сообщила она, сейчас ведутся российско-афганские переговоры о проектировании железной дороги в Афганистане, первой в стране.
Живейший интерес участников конференции вызвали доклады по некоторым этнорелигиозным проблемам современного Афганистана. Так, Н. М. Емельянова (ИВ РАН) поделилась итогами полевых исследований, проведенных летом 2002 и 2003 гг. на северо-востоке Афганистана под эгидой и при содействии Фонда Ага Хана. Объектом исследования возглавляемой ею группы стали исмаилиты Афганистана. Интересную информацию о драматической судьбе афганских киргизов поведал в своем докладе, зачитанном на конференции, доцент Кыргызско-Российского Славянского университета (г. Бишкек) А. А. Князев, неоднократно бывавший в составе научных экспедиций в северо-восточных районах Афганистана.
На конференции была затронута и проблема афганской диаспоры в Москве. Информация о судьбах афганской молодежи, ищущей свою нишу в российском обществе, вдали от родины, была представлена в выступлении аспиранта сектора Афганистана А. Ю. Лаврова, имеющего практический опыт работы с афганскими беженцами в Москве.
Закрывая конференцию, ее председатель В. Г. Коргун высоко оценил итоги ее работы, охарактеризовав их как существенный вклад в российскую афганистику, и призвал его участников продолжить традицию проведения совместных дискуссий с участием российских и афганских ученых.
В. Г. КОРГУН
* * *
27 апреля 2004 г. состоялся симпозиум, посвященный национальным деятелям Индонезии Радей Адженг Картини (1879 - 1904) и Ки Хаджар Деванторо (1889 - 1950). В его работе участвовали сотрудники ИВ РАН, члены Общества дружбы и сотрудничества с Индонезией, научного общества "Нусантара", сотрудники индонезийского посольства в Москве, студенты.
Заседание открыл зав. сектором истории и политических проблем Отдела Юго-Восточной Азии ИВ РАН А. Ю. Другов. Симпозиум, сказал он, призван отдать долг благодарной памяти двум выдающимся деятелям индонезийского национального движения. Это прежде всего замечательная дочь индонезийского народа, одна из светлых и романтических фигур истории страны Раден Адженг Картини. Вклад Р. А. Картини в дело духовного раскрепощения не только индонезийских женщин, но и нации в целом, несоизмерим с тем коротким сроком жизни, который отвела ей судьба.
Ки Хаджар Деванторо известен как политический деятель периода национального пробуждения и первых лет независимости Индонезии, но его наиболее важные заслуги относятся к области формирования концепции, нравственной основы образования в колониальной Индонезии, и более того - самой национальной идеи Индонезии.
То, что мы сегодня обращаемся к этим историческим фигурам, отметил А. Ю. Другов, отражает не только наш профессиональный или эмоциональный интерес к индонезийской истории. Есть чрезвычайно важная черта, присущая не только Картини и Деванторо, но и всей идеологии индонезийского национального движения. Идея национального суверенитета всегда была первоосновой всего сущего в этом движении. Но ни в какой мере и ни в какой момент эта идея не перерастала в ксенофобию, не превращалась в апологию национального или этнического превосходства, чем индонезийцы выгодно отличались от тех, кто их колонизовал и угнетал. И Картини, и Деванторо отстаивали право своих соотечественников на полное и свободное развитие национальной культуры и одновременно право на ничем не стесненное приобщение к лучшим достижениям и ценностям мировой цивилизации. (Эту же черту мы находим и в программе Буди Утомо, первой национальной организации Индонезии, 95-летие которой мы отмеча-
стр. 172
ли здесь же в прошлом году. Замечу, что принципы национализма, интернационализма и гуманизма соседствуют в идеологии панча сила.) Это представляется чрезвычайно важным и актуальным в наши дни, подчеркнул А. Ю. Другов, когда в разных ситуациях возникают конфликты, как бы подводящие нас к ложному выводу о неизбежности столкновения цивилизаций. Деятельность выдающихся индонезийских просветителей и гуманистов Р. А. Картини и К. Х. Деванторо есть опровержение такой неизбежности.
С приветственным словом к участникам симпозиума обратился советник-посланник посольства Республики Индонезии в РФ Нуррахман Урип, который охарактеризовал роль Р. А. Картини и К. Х. Деванторо в индонезийской истории XX в. Национальному пробуждению, отметил Н. Урип, всегда предшествует появление образованных, интеллигентных людей, просвещающих народ. И Картини, и Деванторо происходили из яванских аристократических семей. Картини жила в домашнем, семейном кругу и с ранней юности мечтала повысить роль индонезийской женщины. Она переписывалась с друзьями из Голландии, многие письма опубликованы и стали документальным источником о ее жизни. Картини могла бы учиться в Голландии, но, по семейным обстоятельствам, отказалась от стипендии и уступила ее Хаджи Агус Салиму, впоследствии видному деятелю освободительного движения Индонезии. Не стоит противопоставлять роли мужчины и женщины, считает Н. Урип. Женщина может быть свободной, независимой, но при этом оставаться женщиной. Она должна вместе с мужчиной, плечом к плечу, создавать дом, семью, ибо сильная семья - основа сильной нации. Мы можем видеть, что все, о чем мечтала Картини, осознано и осуществляется индонезийской нацией. Ки Хаджар Деванторо - мыслитель. Известны, в частности, разработанные им "три измерения", три принципа руководства. Принципы эти предназначались для учителя, педагога, но поскольку они универсальны и применимы также для национального руководства, о них всегда помнили истинные вожди индонезийской нации. Они сформулированы по-явански и смысл их таков: вождь впереди - служит примером, а, если требуется, то и жертвует собой; вождь в центре - воодушевляет; вождь позади - подталкивает, страхует, но может и добровольно отступить, почувствовав, что это требуется.
Очень интересным был доклад о жизни и деятельности Картини, который сделал А. Церерин, студент Института практического востоковедения (филиал ИСАА при МГУ). Основой доклада стали письма Картини. После окончания начальной школы она хотела продолжить образование, но ее отец воспротивился этому, ибо, по обычаю, девочка с 12 лет до замужества должна была быть дома и вести жизнь затворницы. Картини была ярой противницей адата и поборницей раскрепощения женщины. Ее возмущало то, что невеста до замужества не была знакома с женихом, что во время свадебного обряда невеста целует колени жениха в знак будущей покорности. Картини высоко ценила роль образования, считала, что просвещенный мужчина способен лучше понять женщину. Ведущую роль в образовании она отводила женщине. Картини основала две школы для девочек из семей чиновников не только высшего, но и среднего ранга. Просвещение и нравственное воспитание она считала неразделимыми понятиями, а истинную культуру - благородство характера и души - независимой от вероисповедания, так как ядро любой религии - добрые поступки.
В. В. Сикорский прочитал отрывки из своих давних переводов некоторых писем Картини, предназначенных для так и не состоявшегося, к сожалению, русского издания. Письма без комментария ярко иллюстрируют обстановку, в которой жила Картини, и то, как много она совершила, когда, преступив правила этикета, разрешила своим младшим братьям и сестрам не соблюдать этикет в отношении себя. Сама же она при этом продолжала соблюдать этикет в отношении со старшими. Картини высоко ценила свою яванскую культуру, но не была против заимствований из европейской культуры ("...ведь применяется же скрещивание для выведения новых пород и растений, и животных..."), хотя критиковала чувство превосходства голландцев.
С докладом о деятельности Ки Хаджар Деванторо как основателя системы школ-интернатов "Таман Сисва" выступил А. Зимин (Ин-т практического востоковедения). Потомок обедневшего яванского аристократического рода Суварди Сурьянинграт (Ки Хаджар Деванторо - "Тот, кто учит богов" - его псевдоним) родился 2 мая 1889 г. в Джокьякарте. 2 мая в Индонезии отмечают национальный праздник - День национального образования. В 1903 - 1909 гг. Суварди учился в медучилище СТОФИА в Батавии, где в 1908 г. была создана первая национальная организация Буди Утомо. Оказавшись в среде ее лидеров, он начал заниматься политикой и вопросами культуры
стр. 173
и образования. Отказавшись от сословных привилегий, он зарабатывал на жизнь журналистикой. В 1912 г. он начал работать в бандунгском отделении партии Сарекат Ислам, а в декабре того же года вместе с двумя другими видными национальными лидерами стал создателем радикальной антиколониальной Индийской партии. В сентябре 1913 г. лидеры этой партии, включая К. Х. Деванторо, были арестованы и высланы в Голландию. В 1922 г., получив разрешение вернуться в Джокьякарту, он основал "Таман Сисва", постепенно превратившуюся в систему школ-интернатов и детских садов. Принципом воспитания в "Таман Сисва" была свобода, без нажима, учитель постоянно находился с учениками, был для них примером. Ки Хаджар Деванторо - "тот, кто учит богов". "Богами" он называл учеников. Колониальные власти враждебно относились к школам "Таман Сисва". Некоторые чиновники даже называли их "коммунистическими". Они считались "дикими школами" (sekolah liar), т. е. неофициальными; власти не могли их закрыть, но всячески ущемляли в правах. "Таман Сисва" послужили основой национального образования в широком масштабе.
В. А. Цыганов конкретизировал упомянутые Н. Урипом три принципа руководителя применительно к школе. Первый - учитель воодушевлял учеников, он всегда рядом, ученики видели, как он поступает в различных ситуациях. Отсюда - идея школы-интерната (учеников брали из семьи насовсем). Второй - учитель вдохновлял учеников примерами славного прошлого Индонезии, показывал, что индонезийскому народу есть чем гордиться, но не возводил это в принцип исключительности. Третий - помогать, учить развиваться, но страховать от ошибок. Ки Хаджар Деванторо, сказал В. А. Цыганов, добился того, что голландцы уравняли в правах голландские школы и "Таман Сисва".
Н. Урип поблагодарил всех участников симпозиума и передал книги по Индонезии, присланные в подарок индонезийским послом.
В заключение участники симпозиума почтили память недавно скончавшегося Б. Б. Парникеля, более трех десятилетий возглавлявшего общества "Нусантара".
Е. А. ЧЕРЕПНЁВА
ОБЩЕСТВО "НУСАНТАРА"
16 января 2004 г. сотрудник ИМЭМО А. А. Рогожин представил сообщение о появившемся на мировой карте новом независимом государстве - Демократическая Республика Тимор Лесте. Это первое государство мира, которое освободилось от колониальной зависимости от бывшей же колонии: Восточный Тимор входил в состав Республики Индонезии, ранее Нидерландской Индии, на правах провинции. Докладчик нарисовал весьма удручающую картину состояния молодого государства, практически коллапс, к чему привели длительные военные действия: нищета, безработица (до 80%), проблема кадров после массового оттока иностранцев, грандиозный размах коррупции, спад во всех отраслях экономики, почти полное отсутствие промышленности. Решение многих проблем, по мнению докладчика, заключается в добыче нефти и газа, запасами которых в достатке располагает республика, имеющая шансы превратиться в конкурента поставщикам этих видов полезных ископаемых на мировом рынке, в том числе и России. Перспектива республики такова: большие доходы от разработки нефтегазовых месторождений; разумное проведение экономической дипломатии (делимитация морских границ, совместное использование недр); при отсутствии угрозы вспышки национальных конфликтов из-за этнической однородности населения (тетумы) есть, однако, вероятность возникновения социальных конфликтов; расширение внешнеэкономических связей, в частности со странами АСЕАН.
* * *
25 февраля 2004 г. члены общества заслушали двух докладчиков. Зав. сектором исторического источниковедения ИВ РАН Т. А. Денисова рассказала о своей научной командировке в Институт языка и литературы Малайзии (г. Куала-Лумпур) по гранту этого института. В течение трех месяцев она имела возможность ознакомиться с хранилищем малайских рукописей института и там обнаружить один неизвестный ранее извод исторических хроник Джохора, над которыми она работает уже в течение нескольких лет; выступить с тремя
стр. 174
лекциями по своей исследовательской работе и подготовить к публикации в этом же институте монографии на малайском языке о философско-религиозной терминологии в джохорских исторических хрониках.
Зав. сектором ИМЭМО В. В. Сумский выступил с докладом "Филиппины накануне первых парламентских выборов XXI в.". Докладчик, который хорошо знает эту страну и недавно выпустил двухтомный труд по современной истории Филиппин, отметил прежде всего непередаваемую политическую атмосферу Филиппин, изобилующую парадоксами. Политизация по-филиппински - это избыточное внимание к кандидатам и партиям и одновременно забвение экономики и народных нужд.
При анализе предвыборных программ грядущих выборов бросается в глаза их бледность и неразличимость. Скудность программ и личностей, снижение в целом их интеллектуального потенциала докладчик связывает с потерей альтернативы коммунистической угрозы, заставляющей политическую элиту думать. Примечательно также, что ныне к власти стремятся люди, не имеющие никакого политического опыта, конкретных программ развития страны и решения многочисленных внутренних проблем, например проблемы мусульманского юга. Основной соперник действующего президента Глории Макапагал Арройя - актер Фернандо По, чрезвычайно популярен, в том числе и среди мусульман, но сможет ли он состояться как политический лидер? Филиппины страдают от застарелой проблемы выбора между реформами и революционными преобразованиями. "Фактор 11 сентября" стал дополнительным болезненным фактором для филиппинского самосознания, поскольку Филиппины связаны с США двойственными отношениями любви-ненависти. Будущее Филиппин, которые находятся, по выражению докладчика, "в состоянии перманентного переходного периода", рисуется весьма пессимистично. Филиппинская тематика этого заседания была приурочена к 70-летию известного российского филиппиниста (лингвиста, литературоведа, лексикографа, публициста, переводчика, преподавателя), доцента ИСАА В. А. Макаренко.
* * *
30 марта 2004 г. нусантарская общественность принимала гостей из Индонезии - поэтов и журналистов Додди Ахмад Фаудзи и Бенни Бенке. Представители молодого поколения литераторов говорили о культурной и литературной жизни сегодняшней Индонезии. Как и всегда, ныне литературный горизонт многонациональной Индонезии, "страны 12 тысяч островов", отличается широтой и многоцветием местных культур и языков, активностью и эмоциональностью, свойственной этому народу. Гости рассказали о новых поэтах и прозаиках, литературных журналах, организациях, фестивалях и выставках. Однако характерной приметой нового времени в культурной жизни Индонезии они считают дух упадничества, разочарования, надлома, явившихся следствием политической нестабильности в последние годы, сопровождавшейся утратой иллюзий. Разнообразие творческих талантов, характерных для людей мира поэзии, продемонстрировали сами гости, которые одновременно являются актерами, декламаторами, театральными режиссерами и критиками. Свое актерское и декламаторское мастерство они показали на состоявшемся накануне в ИСАА вечере поэтических чтений, где Додди и Бенке читали-проигрывали-инсценировали свои стихи и стихи мэтров индонезийской поэзии - Рендры, Хайрил Анвара, Супарди Джоко Дамоно и др. Стихи гостей в переводе на русский язык Л. Н. Демидюк помещены в буклете, изданном специально для поэтических чтений в России (после Москвы поэты посетили также Санкт-Петербургский университет), который также иллюстрирован репродукциями картин современных художников Индонезии.
Т. В. ДОРОФЕЕВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ ИВ РАН
20 - 21 октября 2003 г. состоялась конференция "Научная экспедиция в Китай и Центральную Азию в первой трети XX в. К 140-летию С. Ф. Ольденбурга (1863 - 1934)".
Директор филиала И. Ф. Попова, открывая конференцию, отметила, что значительная часть жизни и деятельности С. Ф. Ольденбурга была неразрывно связана с Азиатским музеем - Институтом востоковедения (1916 - 1934). Многогранный вклад С. Ф. Ольденбурга в российское востоковедение, в организацию российской и советской науки неодно-
стр. 175
кратно становился предметом исторических и науковедческих исследований. Данная научна конференция призвана осветить историю деятельности С. Ф. Ольденбурга - организатора и участника экспедиций в Китай и Центральную Азию - самостоятельный и плодотворный аспект его работы.
На пленарном заседании были оглашены приветствия в адрес конференции от Санкт-Петербургского научного центра РАН, в которых подчеркивалось значение исследования российской экспедиционной деятельности в Азии, ее результатов и принципов организации, в разработку которых С. Ф. Ольденбург внес значительный вклад.
На пленарном заседании были представлены научные доклады акад. РАН В. С. Мясникова (ИДВ РАН) и зам. директора СПбФ ИВ РАН Е. И. Кычанова.
В. С. Мясников в докладе "С. Ф. Ольденбург по следам К. Г. Маннергейма" осветил малоизученную тему экспедиции К. Г. Маннергейма в Восточный Туркестан, в задачи которой входило исследование перспектив разворачивания театра военных действий в Синьцзяне и в этой связи уточнение всех страноведческих сведений и коррекция консульских донесений. Докладчик отметил, что ныне в Финляндии опубликованы материалы Маннергейма по этой поездке.
Е. И. Кычанов в докладе "С. Ф. Ольденбург и монголо-сычуаньская экспедиция П. К. Козлова" отметил большую роль С. Ф. Ольденбурга в организации и поддержке этой экспедиции, чему способствовал его статус научного консультанта Императорского Русского Географического общества. Когда П. К. Козлов прислал первые материалы из Хара-Хото, С. Ф. Ольденбург, оценив их научное значение, рекомендовал П. К. Козлову провести более детальное обследование мертвого города. С. Ф. Ольденбург поддержал намерение П. К. Козлова передать в Азиатский музей рукописи и старопечатные книги из Хара-Хото. Результаты научного описания иконографического материала, полученного экспедицией П. К. Козлова, С. Ф. Ольденбург обобщил в работе "Материалы по буддийской иконографии Хара-Хото (образа тибетского письма)" (СПб., 1914).
Л. Н. Меньшиков (СПбФ ИВ РАН) выступил с докладом "Русская туркестанская экспедиция С. Ф. Ольденбурга 1914 - 1915 гг. и результаты работы над ее материалами". Он проанализировал программу экспедиции - комплексное описание и исследование ныне всемирно известного монастыря Цяньфодун ("Пещеры тысячи будд") в Дуньхуане (пров. Ганьсу, КНР). Л. Н. Меньшиков подчеркнул, что именно экспедиция российских ученых провела полное описание пещерного комплекса и применила оригинальную методику обозначения на плане расположения пещер, фресок и скульптур. Именно схема "Пещер тысяч будд", созданная С. Ф. Ольденбургом и его коллегами, признавалась наиболее полной вплоть до 50-х гг. XX в. Л. Н. Меньшиков также охарактеризовал архивные материалы экспедиции - путевые дневники С. Ф. Ольденбурга и его спутников, переписку, иллюстративные материалы - как ценные источники по восстановлению истории российской части исследований Дуньхуана. Л. Н. Меньшиков отметил ценность результатов экспедиции С. Ф. Ольденбурга для воссоздания истории, экономического уклада, духовной культуры периода IV - XI вв. В настоящее время, сказал Л. Н. Меньшиков, специалисты из СПбФ ИВ РАН и Государственного Эрмитажа исследуют материалы экспедиции С. Ф. Ольденбурга, вошедшие в состав рукописных и музейных фондов. Совместно с шанхайским издательством "Древняя книга" предпринято полное факсимильное издание дуньхуанских материалов, хранящихся в Санкт-Петербурге. Издание рукописных материалов в 17 томах завершено, продолжается публикация архива экспедиции и описание предметов искусства, хранящихся в Эрмитаже (вышло уже пять томов). Вслед за нашим изданием, отметил Л. Н. Меньшиков, последовали издания дуньхуанских материалов пекинского, шанхайского, парижского и лондонского собраний.
Тема доклада М. И. Воробьевой-Десятовской (СПбФ ИВ РАН) - "Ольденбург и исследование Центральной Азии". Она подробно проанализировала деятельность ученого и отметила его важный вклад в мировое востоковедение. Так, им впервые было опубликовано факсимиле рукописи на бересте древнеиндийским письмом кхароштхи знаменитого буддийского памятника "Дхармапада", создана серия "Библиотека Буддхика". Возглавив редколлегию серии, он сам редактировал каждый выпуск. При его жизни из печати вышли 26 номеров. В серии публиковались тексты на санскрите, тибетском, китайском и старо-уйгурском языках, в оригинальной графике и в транслитерации, с переводом на русский или европейские языки или без перевода, со словарями, глоссариями и индексами-верборумами. Таким образом, именно благодаря С. Ф. Ольденбургу и созданной им серии "Библиотека
стр. 176
Буддхика" изучение буддизма получило надежный источниковедческий фундамент и возможность развиваться на научной основе.
Т. И. Юсупова (СПб ИИЕТ) выступила с докладом "Роль С. Ф. Ольденбурга в создании и деятельности Монгольской комиссии АН СССР". Комиссия по научному исследованию Монголии при СНК была создана в 1925 г. (с 1927 г. - Монгольская комиссия АН СССР). С. Ф. Ольденбург стал ее председателем. Причины ее создания тесно связаны как с геополитическими задачами советского правительства в Центральноазиатском регионе, так и с внутренними проблемами самой Монголии. Однако не менее важную роль сыграла и потребность научного сообщества в проведении исследований сопредельной территории, что было вызвано необходимостью завершения ранее начатых в Монголии работ и систематизации уже полученных результатов. Особое место в докладе было уделено Монголо-Тибетской экспедиции Русского географического общества под руководством П. К. Козлова 1923 - 1926 гг. Эта экспедиция в силу целого ряда причин стала своеобразным катализатором, ускорившим процесс организационного оформления исследований российских ученых в Монголии.
Доклад С. Г. Кляшторного "Д. А. Клеменц и эпиграфические исследования в Центральной Азии" был посвящен анализу результатов экспедиций Д. А. Клеменца - одного из первооткрывателей рунических памятников на территории Центральной Азии. С. Г. Кляшторный охарактеризовал результаты экспедиций Д. А. Клеменца в Монголию 1891, 1894, 1895 гг, как важный вклад в археологию и эпиграфику, подчеркнул значение эпиграфики как источника реконструкции истории Центральной Азии. С. Г. Кляшторный раскрыл научное значение результатов экспедиции Д. А. Клеменца в Турфан (1898), в ходе которой было открыто большое количество эпиграфических и рукописных текстов. Таким образом, Д. А. Клеменц внес также значительный вклад в формирование рукописного фонда (древнеуйгурское собрание) Азиатского музея (ныне - СПбФ ИВ РАН).
Доклад И. В. Кульганек "В Китай через Монголию с XI Духовной православной миссией: дневник О. М. Ковалевского 1830 г." посвящен путешествию О. М. Ковалевского, выдающегося российского монголоведа, стоявшего во главе монголоведческой школы в России, прекрасного знатока культуры, религии, истории монгольских народов, ректора Казанского университета, декана историко-филологического факультета Варшавского университета, Почетного члена Парижского Азиатского общества, действительного члена Общества северных древностей Копенгагена, действительного члена Московского общества истории и древностей российских, члена-корреспондента СПб Академии наук. Тема исследования Центральной Азии О. М. Ковалевским до сих пор является актуальной, поскольку сохраняется единство определенной части задач, проблем, стоявших перед экспедициями середины XIX в. и перед исследователями нашего времени.
Дневник О. М. Ковалевского 1830 г. остался не опубликованным, в отличие от остальных, которые он вел во время всего четырехлетнего пребывания в Забайкалье (1829 - 1831). Одной из причин этого явилась нелицеприятные характеристики Цинского правительства, содержавшиеся в дневнике, и сведения, которые могли "скомпрометировать", как считал Азиатский Департамент, миссию. В настоящее время дневник хранится в Отделе рукописей РНБ. В заключение И. В. Кульганек охарактеризовал историческое значение дневника О. М. Ковалевского. Он является ценным документом по истории, культуре средневековой Монголии и Китая, важным источником для этнографических, исторических, лингвистических, культурологических изысканий, интересен также для исследователей духовной жизни России XIX в.
Т. В. Ермакова (СПбФ ИВ РАН) выступила с докладом "С. Ф. Ольденбург о задачах советского востоковедения (статьи и речи 1930-х гг.)". Она охарактеризовала взгляды С. Ф. Ольденбурга как науковеда, во многом повлиявшие на его концепцию организации востоковедения в советский период. Имея обширный опыт знакомства с организацией академической науки в Европе (Англия, Германия, Франция) и неизменно признавая российскую науку неотъемлемой частью науки мировой, Ольденбург оценил возможности такой популярной в Европе 20-х гг. XX в. формы организации исследований, как научный институт. Применительно к востоковедению эта форма была реализована в создании, в частности, Института буддийской культуры (1928).
Я. В. Васильков (СПбФ ИВ РАН) в докладе "С. Ф. Ольденбург. Последние годы жизни" проанализировал соответствующую мемуарную литературу и восстановил фактографическую канву последних лет жизни ученого, его деятельности в контексте социального климата 1930-х гг.
Т. В. ЕРМАКОВА
стр. 177
МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ (КУНСТКАМЕРА) РАН
20 - 23 апреля 2004 г. состоялась юбилейная сессия ежегодных "Маклаевских чтений" в честь 40-летия научной деятельности двух российских мал аистов Е. В. Ревуненковой и А. К. Оглоблина. Тема чтений: "Нусантара: культура малайского мира и сопредельных стран".
С приветственным словом к юбилярам обратились: зам. директора МАЭ Е. А. Резван, почетный консул Республики Индонезии в Санкт-Петербурге В. А. Радченко, зав. кафедрой филологии Китая и Юго-Восточной Азии Восточного факультета СпбГУ Р. А. Янсон, зав. кафедрой Восточных языков ВКИЯ МИД РФ В. В. Сикорский, журналистка (Республика Индонезия) Хенни Саптатиа, зав. отделом Восточной и Юго-Восточной Азии МАЭ Е. В. Иванова. Выступавшие отметили большой вклад юбиляров в малаистику во многих научных областях, подчеркнув, что своей деятельностью эти ученые доказывают высокий авторитет петербургской академической школы.
А. К. Оглоблин (СпбГУ) - один из ведущих ученых-индонезистов России, одновременно является преподавателем, переводчиком, лингвистом и литературоведом. Он знаток индонезийского, древнемалайского, яванского, древнеяванского, мадурского языков. Преподает, кроме индонезийского и яванского языков, индонезийскую и малайскую классическую литературу, читает курсы по австронезийской лингвистике. Он автор научных монографий о мадурском языке и о диахронической типологии малайско-яванских языков, учебных пособий по практической грамматике индонезийского языка и десятков статей по широкой лингвистической и литературоведческой тематике. Он также один из соавторов коллективного труда "Грамматика индонезийского языка". Им подготовлена к печати монография по древнемалайскому языку, первая в мировой малаистике. В сферу его научных интересов входят также вопросы социального и культурного характера, как, например яванские лингвистические игры, вопросы социализации детей у яванцев и пр.
Е. В. Ревуненкова - сотрудница Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры), специалист по этнографии и этнологии индонезийских народов. Ее перу принадлежит монография, посвященная народам Малайзии и Западной Индонезии, она соавтор книги "Малые народы Индонезии, Малайзии и Филиппин". Наиболее пристальное внимание она уделяет культуре батаков Суматры и даяков Калимантана. Она также подробно исследовала единственную в России версию историко-литературного классического памятника "Седжарах Мелаю", привезенную русским мореплавателем Ф. И. Крузенштерном в 1799 г. и хранящуюся в Петербургском отделении РАН.
На сессии были представлены следующие доклады: А. К. Оглоблин "Яванский Петрук и русский Петрушка"; Е. В. Ревуненкова "Современная жизнь древнего батакского жреческого жезла"; В. В. Сикорский "Асрул Сани - человек из легенды"; М. А. Болдырева "Интерпретация одного стихотворения Ситора Ситуморанга"; С. В. Банит "К вопросу об историчности шаира"; С. А. Колбина "Творчество Умара Кайяма"; Н. А. Спешнее "Танец для двоих"; А. Г. Сторожук "Отражение теории душ в танской литературе"; С. В. Кулланда "Древнеяванские термины родства, образованные от hulun"; В. А. Попов "Малайская система родства: вечная проблема kinship studies"; Ю. Ландер ""Слово" и "язык" в языках Нусантары (постановка проблемы)"; С. Е. Яхонтов "Глоттохронология и степень вежливости в яванских языках"; М. Ф. Альбедиль "О мифологичности индуизма"; А. Г. Козинцев "Индонезийцы, индейцы, северные монголоиды"; В. Б. Касевич, И. И. Ким "Грамматика и пауза"; О. А. Крайнюк "Сравнение лексического состава малайзийского и индонезийского языков"; М. В. Станюкович "Алигуюн нак Биненвахен - построение сюжета, персонажи и топонимы эпического сказания ифугао"; Е. А. Швец "О переводе реалий с русского на индонезийский"; П. Л. Белков "Семантика тонганских тап (принцип мифограммы); И. А. Зуева-Носова "Японские исследования культуры Куросио"; Е. В. Иванова "Железный и бронзовый век на территории Таиланда"; В. Н. Кисляков "Ранние коллекции МАЭ РАН по Новой Гвинее"; А. А. Лебедева "Индонезийско-филиппинские параллели в конструкции традиционных судов Микронезии"; Т. В. Дорофеева "Преподавание малайского языка в странах мира: количественно-географический обзор"; Е. Новоженова "Обзор работ по заимствованиям в тагальском языке".
Гостем сессии был индонезийский целитель (хилер) Халлим Калер, успешно практикующий в Германии, России, Индонезии. Он продемонстрировал свою методику психоте-
стр. 178
рапевтического лечения, а также прочитал доклад "Социализация детей в Индонезии".
Юбилейные чтения завершились показом двух индонезийских фильмов (сюжет о божестве Дева Ручи по мотивам Махабхараты теневого театра ваянг и рекламно-туристического ролика о путешествии на Восточную Яву) и выступлением индонезийского землячества.
Т. В. ДОРОФЕЕВА
НОВОСИБИРСК
13 - 15 апреля 2004 г. в Новосибирском государственном университете в 52-й раз состоялась традиционная международная научная студенческая конференция "Студент и научно-технический прогресс", в рамках который уже пятый год работает секция "Востоковедение". Помимо студентов, в ее работе участвовали также магистранты, аспиранты и молодые преподаватели. Заседания прошли по четырем подсекциям: "Археология и история" (18 докладов), "Филология и мифология" (13), "Философия и культурология" (25), "Экономика, геополитика, право" (26). В качестве устойчивой тенденции можно отметить постоянный, из года в год, прирост докладов в секции "Экономика, геополитика, право", что отражает интерес молодежи к проблемам современной международной политики.
География представленных на конференции вузов охватывает в основном города Сибири и Дальнего Востока: Уфа, Сургут, Омск, Томск, Барнаул, Кемерово, Красноярск, Улан-Удэ, Чита, Якутск, Хабаровск, Владивосток. Следует отметить, что не только в университетах, но и на вновь образованных гуманитарных отделениях технических вузов проводится ориентирование студентов на серьезную научную работу в области востоковедения и регионоведения. Оргкомитетом секции были получены доклады из Томского политехнического, Уфимского государственного авиационного технического, Дальневосточного государственного технического, Алтайского государственного технического и Многопрофильного гуманитарно-технического (г. Караганда) университетов. Международный статус востоковедной секции поддерживается участием молодых специалистов из Казахстана, Узбекистана, КНР.
Первые места по четырем секциям были присуждены следующим докладам: Л. Н. Маркова (НГУ) "Японская историография иностранной интервенции в Сибири и на Дальнем Востоке в 1918 - 1922 гг.", И. А. Добрынин (НГУ) "Экзистенциальный аспект творчества Абэ Кобо позднего периода", И. В. Аникеева (НГУ) "Культура питания японцев глазами европейских миссионеров (на материале писем Ф. Ксавье и Л. Фроиса)", Е. Г. Колпинская (Кем. ГУ) "Проблема единства арабского мира по отношению к операции "Иракская свобода"".
На пленарном заседании с докладом "Актуальные проблемы современного международного положения стран зарубежного Востока" выступил В. Н. Пластун (Новосибирск), уделивший особое внимание социальным аспектам роста исламского фундаментализма и радикализма. Основные положения его доклада были обсуждены участниками конференции в рамках "круглого стола".
Материалы работы секции изданы отдельным сборником.
Ю. А. АЗАРЕНКО, С. А. КОМИССАРОВ
КУАЛА-ЛУМПУР
27 - 29 апреля 2004 г. Малайзийская ассоциация современных языков (президент - проф. Асмах Хаджи Омар, патрон - наследный принц штата Перак Назарин-Шах) провела международную конференцию "Язык и коммуникация в средствах массовой информации", на которой было заслушано 78 докладов на трех параллельных сессиях. Кроме малайзийских ученых, в конференции приняли участие представители Индонезии, Ирана, Кореи, Турции, России, США.
Основное внимание на конференции было уделено особенностям языка средств массовой информации, рекламы, информационных и развлекательных программ телевидения, интернета.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |