Libmonster ID: UZ-1157

М.: Институт Африки РАН, 2007. 288 с.

Известный африканист, Н. Б. Кочакова много лет занимается изучением истории йоруба и соседних народов, живущих на юге современных Нигерии и Бенина, ею опубликовано несколько монографий и множество статей, прочитано немало докладов на международных конгрессах. Другое направление ее исследований - проблемы государствообразования и типологии политических организмов; она неоднократно принимала участие в их обсуждении на международном уровне и как докладчик, и как соавтор коллективных монографий. Кроме того, предметом ее интереса является духовная культура африканских народов. Наконец, Кочакова заявила о себе и как успешный историограф - ее работа, анализирующая работы африканских историков, не утратила актуальности и поныне.

Новая монография удачно объединяет эти направления, но отнюдь не повторяет предыдущие труды. Она отличается оригинальностью, скрупулезностью исследования с необычной точки зрения. На примере священного города Иле-Ифе (этот статус древний город сохраняет и в наши дни) автор ставит интересный вопрос о соотношении его реальной истории и образа, сформированного новой мифологией. Это важно не только для Нигерии - такие города есть во многих регионах мира.

Проблема подобной мифологизации существовала давно. Так, даже при исламизации и христианизации традиционная локальная мифология сохранялась на века, что показывает, например, история Сонгаи в Западной Африке или Эфиопии. Однако особенно актуальна эта проблема в наши дни, когда ширящаяся глобализация вызывает обратный процесс - ретрадиционализацию, стремление противопоставить исконные ценности всеобщему уравнению. Консервируются (либо рекультивируются или даже вновь создаются) традиции и обряды, реанимируются мифы, отдельные культурные элементы и т.д. Особенно важно существование и ныне (в различных формах) представления о сакральности правителей, связанной с подобными священными центрами. Сакрализация правителей еще жива, например, в Непале, Мньямне, Таиланде, Лесото и Свазиленде. Память о них можно видеть и там, где они уже лишены власти, как в Конго, Анголе, Мали. Анализ конкретного примера Иле-Ифе дает возможность широкого обобщения, поскольку при всех исторических перипетиях он никогда не утрачивал статуса священного центра йоруба. Автор наглядно показывает, как в наши дни древние представления модернизируются, приспосабливаются к новой реальности, оставаясь при этом востребованными именно как традиционные.

Источниковедческая основа работы обширна. Автором собраны практически все сведения об избранном ею предмете исследования - от материалов археологических раскопок до современных мифологических представлений, изучены труды как западных, так и (что важно) африканских авторов. Особо ценным является использование сведений, представленных ритуальными лидерами (как через печать, так и в непосредственных беседах с автором книги). Большая удача Н. Б. Кочаковой - посещение Иле-Ифе и личные наблюдения, что, к сожалению, далеко не всегда доступно отечественным исследователям. Интересен и применяемый ею психолого-исторический подход, помогающий понять, как сочетаются в умах ученых йоруба христианство, европейское образование, научный подход к проблеме и традиционная вера.

Тема, взятая Н. Б. Кочаковой для исследования, чрезвычайно сложна и из-за скудости источников древнего и средневекового периодов. Автор тщательно обработала имеющиеся дан-

стр. 168
ные, критически проанализировала работы ученых, обращавшихся к ним. Ею сделан хороший очерк археологических изысканий. Все ее выводы достаточно осторожны и хорошо обоснованы. В случае невозможности сделать неоспоримые заключения, Кочакова не позволяет, как это нередко делают наши зарубежные коллеги, возобладать эмоциям над научной достоверностью.

Работа достаточно полно и разносторонне рисует картину существования города как единого политического, экономического и духовного центра йоруба на протяжении нескольких веков. Она четко структурирована. Рассматриваются существующие теории о генезисе города-государства и его пространственной организации, систем управления (существовавшая практически до 1990 г.); экономика, дается характеристика социальных групп и, главное, духовной культуры. В книге, на мой взгляд, убедительно доказано, что ранняя государственность Ифе развивалась на базе нераспавшихся общинных объединений разных уровней и такая разноуровневость сохранялась в управлении долгие годы. Это, видимо, типично для многих африканских политических объединений периода до колониализма - вспомним работы Л. Е. Куббеля о Мали или Д. М. Бондаренко о Бенине.

Во введении автор справедливо определяет структуру Иле-Ифе как "первичного государства", из которого выросла вся цивилизация народа йоруба - одного из крупнейших и важнейших в Нигерии и образовавшего в наши дни многочисленные диаспоры в странах как Старого, так и Нового Света. Основная часть книги состоит из восьми глав, прослеживающих историю и структуру города от его возникновения до XX в. Вполне логичным представляется выделение в особую главу описания поклонения духам и политеистического пантеона, а также отдельного раздела о судьбе и прорицателях, так как представления о предопределенности занимают важнейшую долю в системе традиционных верований йоруба.

В первой главе - "Генезис" - проанализированы основные версии зарождения и подъема Иле-Ифе. Н. Б. Кочакова критически подошла к различным, часто малообоснованным гипотезам, среди которых немалое место занимают атлантическая (Л. Фробениуса), а также версия основания Иле-Ифе на торговле золотом. Она обоснованно делает вывод о невозможности на данном этапе изучения (при недостаточном археологическом исследовании) высказать неопровержимую теорию его происхождения. Здесь же подробно рассматривается мифология, связанная с легендарным основателем Иле-Ифе - полубогом, воином и правителем Оранианом; интересны сопоставления этой фигуры и идей власти странника в иных культурах.

Вторая глава - "Пространство - обыденное и сакральное". Здесь автор подробно, основываясь на анализе самых последних археологических работ, а также собственных наблюдениях, рассматривает планировку города и архитектуру (дворца правителя, святилищ и иных зданий). Она показывает их сакральную сущность, выраженную в особенностях архитектуры, использовании строительных материалов, организации работ и т.п. Ныне "мирное сосуществование сакрального и профанного, светского - характерная особенность Иле-Ифе наших дней. Святилища соседствуют с современными одноэтажными и двухэтажными зданиями и коммуникациями" (с. 55). Представление о городе как о сакральной прародине и духовном центре народа поддерживается и культивируется и йорубской интеллигенцией.

Третья глава - "Система управления". Здесь дается подробный анализ иерархического управления, каждой ступени которого посвящен отдельный раздел: "Оони - священный правитель Ифе"; "Дворцовая администрация"; "Городское управление"; "Управление периферией"; "Судебная система. Огбони"; "Общая характеристика управления. Иерархия общин". Показана не только сакральная сущность власти оони как "священного царя-жреца", по определению Дж. Фрезэра, но и некоторые действия (как их самих, так и сановников), которые подготовили длительные процессы десакрализации, не завершившиеся и сегодня. Сакрализация касалась и более низких ступеней управления, вплоть до сельских общин, связанных священными узами с землей.

Четвертая глава - "Экономика древнего Ифе". Н. Б. Кочакова подробно анализирует широко известную гипотезу Р. Хортона об Иле-Ифе как исключительно торговом и ремесленном центре и достаточно положительно оценивает ее. Важно, однако, что автор не ограничивается уточнением этой гипотезы, а рассматривает также и занятия простых горожан, реальных людей вчерашнего и сегодняшнего дня. Может быть, на первый взгляд, покажется странным, что в урбанистической цивилизации на первое место ставятся охотники и лишь затем земледельцы, ремесленники, жречество. Однако это вполне обоснованно. Во-первых, надо помнить о географических условиях проживания йоруба - это экваториальные леса. И справедливо мне-

стр. 169
ние автора о том, что "именно этим бесстрашным и пытливым людям, вооруженным луками, стрелами, ножами-мачете и беспредельным терпением, защищенным лишь собственной отвагой да амулетами, принадлежит заслуга обживания девственного леса и его первичного окультуривания" (с. 141). Очень важна их сакральная связь с лесом и землей. Во-вторых, во многих обществах Западной Африки охотничьи союзы продолжали играть важную роль и после утраты ими первичности в хозяйственных занятиях. Как показали исследования Р. В. Арсеньева, даже в современном Мали они остаются весомой политической силой. Столь же подробно, как страту охотников, Н. Б. Кочакова описывает группы земледельцев, ремесленников и жречество. Она убедительно показывает неразрывность мифических представлений и чисто экономической деятельности.

Этим завершается первая часть работы. Главы с пятой по седьмую посвящены подробному описанию и анализу духовной культуры йоруба.

Представления о душах (йоруба верили, что у каждого человека их несколько), культ частей тела (прежде всего головы и руки), поклонение земле, водам, растениям, животным, рассказ о главных божествах сложного и разветвленного пантеона, организация и сущность жертвоприношений - таково содержание пятой главы - "Боги Ифе (традиционные верования и культы)". Автор показывает пестроту и сложность семейства божеств йоруба, вполне сопоставимых с уже хорошо известными мифологиями древней Греции и Рима и иных древних обществ (Индия, доколумбовая Америка и др.).

Название шестой главы - "Судьба, концепция личности, система прорицания Ифа" - говорит само за себя. Предопределение, магия, прорицание были (и есть) неотъемлемой существенной частью жизни йоруба, сохраняющих традиционные верования. Да и те, кто принял ислам или христианство (сейчас их примерно поровну среди этого народа) в значительной мере не утратили этих представлений. Автор скрупулезно описывает соответствующую ритуальную практику. Особенно интересны разделы о системе подготовки жрецов-прорицателей и современном контексте пророчеств. Подобный курс даже включен в учебную программу гуманитарного факультета Университета имени Обафеми Аволово в Иле-Ифе. "К оракулу обращаются и интеллигенты, и бизнесмены, и политические деятели в критические моменты их жизни, не говоря уже о простом народе" - пишет Н. Б. Кочакова, хорошо знакомая со многими представителями этих социальных кругов (с. 203).

Седьмая глава - "Время - профанное и сакральное". Как и во многих других традиционных обществах, у йоруба время определялось не только положениями солнца, луны, звезд, но и сложной системой верований. Ими, в частности, определялись даты проведения того или иного религиозного праздника. С мифологическим созданием мира за четыре дня была связана четырехдневная неделя. При этом существовали и продолжают играть свою роль и ныне "опасные" часы и дни недели; сохранилась и идея слияния времени "конца-начала" в религиозном цикле. С этими представлениями был тесно связан сакральный календарь, которому в книге посвящен отдельный раздел. Ныне в Иле-Ифе сосуществуют два календаря: например, праздники общегосударственные отмечаются по григорианскому календарю, тогда как сакральные - по лунному. Автор полагает, и с ним можно согласиться, что "большинство празднеств... играют положительную роль в поддержании благоприятного психологического климата в Иле-Ифе" (с. 219). Яркие и зрелищные, они перестали быть закрытыми для иноверцев и привлекают многочисленных гостей из всей Нигерии и из стран с нигерийскими диаспорами. Священные праздники йоруба разделяют судьбу подобных им и у других народов как Африки, так и всего мира (вспомним хотя бы московские празднования масленицы, сабантуя; праздники в Индии или Латинской Америке и т.п.).

Завершают монографию рассказы о ситуации в духовной жизни Иле-Ифе в XIX и XX столетиях. Показано, как оони этого времени, с одной стороны, традиционные священные цари, а с другой - европейски образованные интеллектуалы - стараются, не утратив традиций, приблизить жизнь подданных к требованиям современности. Этому немало способствует открытие в 1962 г. университета. Заметно, как происходит взаимопроникновение и взаимовлияние традиционной и университетской элит. Завершая монографию, автор пишет: "На фоне современных интеграционных процессов, принимающих глобальный характер, ведущих к умиранию национальной государственности и к культурной нивелировке, является закономерным выживание или же возрождение в видоизмененной форме интеграционных процессов локального характера, черпающих свою силу в далеком прошлом. Было бы ошибкой рассматривать

стр. 170
их лишь в качестве реликтов древних времен. Напротив, изучение их истоков и стимулов развития в наши дни необходимо для понимания перспектив современного развития и освобождения нашего сознания от фетишизации экономики и глобализации" (с. 237). Этот вывод представляется убедительным и приложимым ко многим обществам Африки, Азии, островов Индийского и Тихого океанов...

Монографию удачно дополняют приложения, прежде всего подробный историографический очерк и обширная библиография, насчитывающая более 190 названий. Вдумчивому читателю облегчит работу над текстом указатель имен собственных, этнических и географических названий и местных терминов. Несомненно, украшают книгу иллюстрированные вставки, открывающие главы, карты и фото (некоторые впервые публикуются в доступном издании).

Автору удалось сочетать строго научный, фундированный подход с легкостью и доступностью изложения. Это делает монографию одинаково интересной и ценной как для специалистов (африканистов и изучающих иные общества, сохраняющие древние традиционные черты), так и для широких масс любознательных читателей.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/Н-Б-КОЧАКОВА-СВЯЩЕННЫЙ-ИЛЕ-ИФЕ-ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ-ОБРАЗ-И-ИСТОРИЧЕСКАЯ-РЕАЛЬНОСТЬ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Э. С. ЛЬВОВА, Н. Б КОЧАКОВА. СВЯЩЕННЫЙ ИЛЕ-ИФЕ: ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ И ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 13.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/Н-Б-КОЧАКОВА-СВЯЩЕННЫЙ-ИЛЕ-ИФЕ-ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ-ОБРАЗ-И-ИСТОРИЧЕСКАЯ-РЕАЛЬНОСТЬ (date of access: 14.09.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Э. С. ЛЬВОВА:

Э. С. ЛЬВОВА → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
Our opponents will claim some voluntarism and excessive “globalism”.. In an unreasonable "swing" for a lot! How much investment has been made, and whether a correct industrial world proportion in terms of costs and benefits is possible? The answer is simple. Calculate how much it will cost to clean the plastic of the World Ocean. Groundwater and groundwater in India, China, et cetera. How much is the restoration of the biosphere of the planet Earth!?
Catalog: Экономика 
"История картотеки Словаря русского языка XI - XVII вв."
42 days ago · From Ilmira Askarova
"И арф эоловых безмолвен грустный ряд..."
42 days ago · From Ilmira Askarova
На надоевшую тему о глаголах одеть и надеть
42 days ago · From Ilmira Askarova
"Увещевательная коммуникация" в СМИ
42 days ago · From Ilmira Askarova
Эмоции в народной волшебной сказке
42 days ago · From Ilmira Askarova
НЕ... - слитно или раздельно?
43 days ago · From Ilmira Askarova
ИМЕННИК РУССКИХ БЫЛИН
44 days ago · From Ilmira Askarova
О правописании гласных О и Е после шипящих. Запятая при однородных членах с союзами
45 days ago · From Ilmira Askarova
Kiriyak Andreevich Kondratovich (1703-1788)
45 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Н. Б КОЧАКОВА. СВЯЩЕННЫЙ ИЛЕ-ИФЕ: ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ И ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android