М.: Институт Африки РАН, 2007. 288 с.
Известный африканист, Н. Б. Кочакова много лет занимается изучением истории йоруба и соседних народов, живущих на юге современных Нигерии и Бенина, ею опубликовано несколько монографий и множество статей, прочитано немало докладов на международных конгрессах. Другое направление ее исследований - проблемы государствообразования и типологии политических организмов; она неоднократно принимала участие в их обсуждении на международном уровне и как докладчик, и как соавтор коллективных монографий. Кроме того, предметом ее интереса является духовная культура африканских народов. Наконец, Кочакова заявила о себе и как успешный историограф - ее работа, анализирующая работы африканских историков, не утратила актуальности и поныне.
Новая монография удачно объединяет эти направления, но отнюдь не повторяет предыдущие труды. Она отличается оригинальностью, скрупулезностью исследования с необычной точки зрения. На примере священного города Иле-Ифе (этот статус древний город сохраняет и в наши дни) автор ставит интересный вопрос о соотношении его реальной истории и образа, сформированного новой мифологией. Это важно не только для Нигерии - такие города есть во многих регионах мира.
Проблема подобной мифологизации существовала давно. Так, даже при исламизации и христианизации традиционная локальная мифология сохранялась на века, что показывает, например, история Сонгаи в Западной Африке или Эфиопии. Однако особенно актуальна эта проблема в наши дни, когда ширящаяся глобализация вызывает обратный процесс - ретрадиционализацию, стремление противопоставить исконные ценности всеобщему уравнению. Консервируются (либо рекультивируются или даже вновь создаются) традиции и обряды, реанимируются мифы, отдельные культурные элементы и т.д. Особенно важно существование и ныне (в различных формах) представления о сакральности правителей, связанной с подобными священными центрами. Сакрализация правителей еще жива, например, в Непале, Мньямне, Таиланде, Лесото и Свазиленде. Память о них можно видеть и там, где они уже лишены власти, как в Конго, Анголе, Мали. Анализ конкретного примера Иле-Ифе дает возможность широкого обобщения, поскольку при всех исторических перипетиях он никогда не утрачивал статуса священного центра йоруба. Автор наглядно показывает, как в наши дни древние представления модернизируются, приспосабливаются к новой реальности, оставаясь при этом востребованными именно как традиционные.
Источниковедческая основа работы обширна. Автором собраны практически все сведения об избранном ею предмете исследования - от материалов археологических раскопок до современных мифологических представлений, изучены труды как западных, так и (что важно) африканских авторов. Особо ценным является использование сведений, представленных ритуальными лидерами (как через печать, так и в непосредственных беседах с автором книги). Большая удача Н. Б. Кочаковой - посещение Иле-Ифе и личные наблюдения, что, к сожалению, далеко не всегда доступно отечественным исследователям. Интересен и применяемый ею психолого-исторический подход, помогающий понять, как сочетаются в умах ученых йоруба христианство, европейское образование, научный подход к проблеме и традиционная вера.
Тема, взятая Н. Б. Кочаковой для исследования, чрезвычайно сложна и из-за скудости источников древнего и средневекового периодов. Автор тщательно обработала имеющиеся дан-
стр. 168
ные, критически проанализировала работы ученых, обращавшихся к ним. Ею сделан хороший очерк археологических изысканий. Все ее выводы достаточно осторожны и хорошо обоснованы. В случае невозможности сделать неоспоримые заключения, Кочакова не позволяет, как это нередко делают наши зарубежные коллеги, возобладать эмоциям над научной достоверностью.
Работа достаточно полно и разносторонне рисует картину существования города как единого политического, экономического и духовного центра йоруба на протяжении нескольких веков. Она четко структурирована. Рассматриваются существующие теории о генезисе города-государства и его пространственной организации, систем управления (существовавшая практически до 1990 г.); экономика, дается характеристика социальных групп и, главное, духовной культуры. В книге, на мой взгляд, убедительно доказано, что ранняя государственность Ифе развивалась на базе нераспавшихся общинных объединений разных уровней и такая разноуровневость сохранялась в управлении долгие годы. Это, видимо, типично для многих африканских политических объединений периода до колониализма - вспомним работы Л. Е. Куббеля о Мали или Д. М. Бондаренко о Бенине.
Во введении автор справедливо определяет структуру Иле-Ифе как "первичного государства", из которого выросла вся цивилизация народа йоруба - одного из крупнейших и важнейших в Нигерии и образовавшего в наши дни многочисленные диаспоры в странах как Старого, так и Нового Света. Основная часть книги состоит из восьми глав, прослеживающих историю и структуру города от его возникновения до XX в. Вполне логичным представляется выделение в особую главу описания поклонения духам и политеистического пантеона, а также отдельного раздела о судьбе и прорицателях, так как представления о предопределенности занимают важнейшую долю в системе традиционных верований йоруба.
В первой главе - "Генезис" - проанализированы основные версии зарождения и подъема Иле-Ифе. Н. Б. Кочакова критически подошла к различным, часто малообоснованным гипотезам, среди которых немалое место занимают атлантическая (Л. Фробениуса), а также версия основания Иле-Ифе на торговле золотом. Она обоснованно делает вывод о невозможности на данном этапе изучения (при недостаточном археологическом исследовании) высказать неопровержимую теорию его происхождения. Здесь же подробно рассматривается мифология, связанная с легендарным основателем Иле-Ифе - полубогом, воином и правителем Оранианом; интересны сопоставления этой фигуры и идей власти странника в иных культурах.
Вторая глава - "Пространство - обыденное и сакральное". Здесь автор подробно, основываясь на анализе самых последних археологических работ, а также собственных наблюдениях, рассматривает планировку города и архитектуру (дворца правителя, святилищ и иных зданий). Она показывает их сакральную сущность, выраженную в особенностях архитектуры, использовании строительных материалов, организации работ и т.п. Ныне "мирное сосуществование сакрального и профанного, светского - характерная особенность Иле-Ифе наших дней. Святилища соседствуют с современными одноэтажными и двухэтажными зданиями и коммуникациями" (с. 55). Представление о городе как о сакральной прародине и духовном центре народа поддерживается и культивируется и йорубской интеллигенцией.
Третья глава - "Система управления". Здесь дается подробный анализ иерархического управления, каждой ступени которого посвящен отдельный раздел: "Оони - священный правитель Ифе"; "Дворцовая администрация"; "Городское управление"; "Управление периферией"; "Судебная система. Огбони"; "Общая характеристика управления. Иерархия общин". Показана не только сакральная сущность власти оони как "священного царя-жреца", по определению Дж. Фрезэра, но и некоторые действия (как их самих, так и сановников), которые подготовили длительные процессы десакрализации, не завершившиеся и сегодня. Сакрализация касалась и более низких ступеней управления, вплоть до сельских общин, связанных священными узами с землей.
Четвертая глава - "Экономика древнего Ифе". Н. Б. Кочакова подробно анализирует широко известную гипотезу Р. Хортона об Иле-Ифе как исключительно торговом и ремесленном центре и достаточно положительно оценивает ее. Важно, однако, что автор не ограничивается уточнением этой гипотезы, а рассматривает также и занятия простых горожан, реальных людей вчерашнего и сегодняшнего дня. Может быть, на первый взгляд, покажется странным, что в урбанистической цивилизации на первое место ставятся охотники и лишь затем земледельцы, ремесленники, жречество. Однако это вполне обоснованно. Во-первых, надо помнить о географических условиях проживания йоруба - это экваториальные леса. И справедливо мне-
стр. 169
ние автора о том, что "именно этим бесстрашным и пытливым людям, вооруженным луками, стрелами, ножами-мачете и беспредельным терпением, защищенным лишь собственной отвагой да амулетами, принадлежит заслуга обживания девственного леса и его первичного окультуривания" (с. 141). Очень важна их сакральная связь с лесом и землей. Во-вторых, во многих обществах Западной Африки охотничьи союзы продолжали играть важную роль и после утраты ими первичности в хозяйственных занятиях. Как показали исследования Р. В. Арсеньева, даже в современном Мали они остаются весомой политической силой. Столь же подробно, как страту охотников, Н. Б. Кочакова описывает группы земледельцев, ремесленников и жречество. Она убедительно показывает неразрывность мифических представлений и чисто экономической деятельности.
Этим завершается первая часть работы. Главы с пятой по седьмую посвящены подробному описанию и анализу духовной культуры йоруба.
Представления о душах (йоруба верили, что у каждого человека их несколько), культ частей тела (прежде всего головы и руки), поклонение земле, водам, растениям, животным, рассказ о главных божествах сложного и разветвленного пантеона, организация и сущность жертвоприношений - таково содержание пятой главы - "Боги Ифе (традиционные верования и культы)". Автор показывает пестроту и сложность семейства божеств йоруба, вполне сопоставимых с уже хорошо известными мифологиями древней Греции и Рима и иных древних обществ (Индия, доколумбовая Америка и др.).
Название шестой главы - "Судьба, концепция личности, система прорицания Ифа" - говорит само за себя. Предопределение, магия, прорицание были (и есть) неотъемлемой существенной частью жизни йоруба, сохраняющих традиционные верования. Да и те, кто принял ислам или христианство (сейчас их примерно поровну среди этого народа) в значительной мере не утратили этих представлений. Автор скрупулезно описывает соответствующую ритуальную практику. Особенно интересны разделы о системе подготовки жрецов-прорицателей и современном контексте пророчеств. Подобный курс даже включен в учебную программу гуманитарного факультета Университета имени Обафеми Аволово в Иле-Ифе. "К оракулу обращаются и интеллигенты, и бизнесмены, и политические деятели в критические моменты их жизни, не говоря уже о простом народе" - пишет Н. Б. Кочакова, хорошо знакомая со многими представителями этих социальных кругов (с. 203).
Седьмая глава - "Время - профанное и сакральное". Как и во многих других традиционных обществах, у йоруба время определялось не только положениями солнца, луны, звезд, но и сложной системой верований. Ими, в частности, определялись даты проведения того или иного религиозного праздника. С мифологическим созданием мира за четыре дня была связана четырехдневная неделя. При этом существовали и продолжают играть свою роль и ныне "опасные" часы и дни недели; сохранилась и идея слияния времени "конца-начала" в религиозном цикле. С этими представлениями был тесно связан сакральный календарь, которому в книге посвящен отдельный раздел. Ныне в Иле-Ифе сосуществуют два календаря: например, праздники общегосударственные отмечаются по григорианскому календарю, тогда как сакральные - по лунному. Автор полагает, и с ним можно согласиться, что "большинство празднеств... играют положительную роль в поддержании благоприятного психологического климата в Иле-Ифе" (с. 219). Яркие и зрелищные, они перестали быть закрытыми для иноверцев и привлекают многочисленных гостей из всей Нигерии и из стран с нигерийскими диаспорами. Священные праздники йоруба разделяют судьбу подобных им и у других народов как Африки, так и всего мира (вспомним хотя бы московские празднования масленицы, сабантуя; праздники в Индии или Латинской Америке и т.п.).
Завершают монографию рассказы о ситуации в духовной жизни Иле-Ифе в XIX и XX столетиях. Показано, как оони этого времени, с одной стороны, традиционные священные цари, а с другой - европейски образованные интеллектуалы - стараются, не утратив традиций, приблизить жизнь подданных к требованиям современности. Этому немало способствует открытие в 1962 г. университета. Заметно, как происходит взаимопроникновение и взаимовлияние традиционной и университетской элит. Завершая монографию, автор пишет: "На фоне современных интеграционных процессов, принимающих глобальный характер, ведущих к умиранию национальной государственности и к культурной нивелировке, является закономерным выживание или же возрождение в видоизмененной форме интеграционных процессов локального характера, черпающих свою силу в далеком прошлом. Было бы ошибкой рассматривать
стр. 170
их лишь в качестве реликтов древних времен. Напротив, изучение их истоков и стимулов развития в наши дни необходимо для понимания перспектив современного развития и освобождения нашего сознания от фетишизации экономики и глобализации" (с. 237). Этот вывод представляется убедительным и приложимым ко многим обществам Африки, Азии, островов Индийского и Тихого океанов...
Монографию удачно дополняют приложения, прежде всего подробный историографический очерк и обширная библиография, насчитывающая более 190 названий. Вдумчивому читателю облегчит работу над текстом указатель имен собственных, этнических и географических названий и местных терминов. Несомненно, украшают книгу иллюстрированные вставки, открывающие главы, карты и фото (некоторые впервые публикуются в доступном издании).
Автору удалось сочетать строго научный, фундированный подход с легкостью и доступностью изложения. Это делает монографию одинаково интересной и ценной как для специалистов (африканистов и изучающих иные общества, сохраняющие древние традиционные черты), так и для широких масс любознательных читателей.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |