21 ноября 2012 г. в Институте востоковедения РАН (Москва) состоялась международная научная конференция "Обострение борьбы за ресурсы в Азии и Африке в начале XXI в."
В конференции приняли участие более 40 научных работников РФ и других стран СНГ. С докладами выступили 23 человека.
Открывая конференцию, заместитель директора ИВ РАН В.Я. Белокренщкий отметил, что тема конференции чрезвычайно актуальна и нуждается в серьезном и всестороннем анализе. Поэтому следует всячески приветствовать инициативу организаторов конференции, посвященной столь важной и животрепещущей проблеме.
A.M. Хазанов (ИВ РАН) во вступительном слове сказал:
"Небывало ожесточенная борьба за ресурсы - это та ось, вокруг которой вертится вся современная мировая политика. Фактически сейчас происходит новый передел мировых ресурсов между главными игроками на мировой арене. Перспективы снижения объема мировых запасов нефти и газа на фоне растущего в развитых и крупных развивающихся странах спроса на энергоресурсы обострили конкретную борьбу за доступ к углеводородам и маршруты их доставки на мировой рынок. Энергетический фактор оказывает существенное воздействие на геополитическую картину современного мира. Он определяет геополитику ведущих мировых держав, играет большую роль в интеграционных процессах. Потребность в энергии и стремление ее удовлетворить определяют содержание многих процессов, происходящих в современном мире.
Задача конференции заключается в том, чтобы всесторонне рассмотреть все аспекты нынешней борьбы за ресурсы в Азии и Африке. При этом имеются в виду не только энергетические, но и все виды мировых ресурсов".
А.Б. Подцероб (ИВ РАН) в докладе "Проблема водообеспечения в арабских странах" подчеркнул, что обеспечение водой особенно остро стоит перед регионами Ближнего и Среднего Востока, большая часть которых занята пустынями. Если в 1960 г. на душу населения данных территорий приходилось в год 3.3 тыс. куб. м потребляемой воды, то сейчас 1.3 тыс. куб. м. Сокращение водоснабжения ведет к снижению сельскохозяйственного производства, а это побуждает арабские страны наращивать импорт продовольствия. Наиболее кардинальные шаги по решению этого вопроса были осуществлены в Ливии. К 1984 г. в стране было сооружено 6 дамб для создания водохранилища вместимостью 387 млн. куб. м и пробурено 3 тыс. артезианских скважин.
Из-за распределения водных ресурсов формируются очаги противоречий и конфликтов между Египтом, Суданом, Южным Суданом, Эфиопией, Угандой, Танзанией, Кенией, Демократической Республикой Конго, Руандой, Бурунди, а также между Египтом и Ливией, между Турцией, Сирией и Ираком; между Сирией, Ливаном, Западным берегом и Израилем.
Б.Г. Койбаев (Владикавказ) в докладе "Каспийский регион в начале XXI в.: новый этап российско-американского соперничества за энергоресурсы" проанализировал борьбу влиятельных мировых игроков за доступ к новым углеводородным месторождениям и за передел старых. По словам докладчика, последовавшие после пуска газопровода Баку Тбилиси-Джейхан (БТД) события открыли новую страницу в истории борьбы за каспийские углеводороды. Мир стал свидетелем стремительного ускорения темпов российско-американского соперничества в Каспийском бассейне. Ареной противоборства стал газовый фронт, а предметом соперничества - маршруты газопроводов. Борьба развернулась между российским проектом "Южный поток" и западным проектом "Набукко". Если на рубеже XX XXI вв. РФ ничего не противопоставила БТД, то в условиях "газовой войны" альтернативой стал "Южный поток".
Докладчик отметил, что в условиях напряженного соперничества Россия сделала попытку перехватить инициативу и решить судьбу энерготранспортной гонки в свою пользу. В августе 2007 г. на саммите глав ШОС по предложению РФ было принято решение о создании энергетического клуба с целью координации энергетических проектов в интересах членов организации - России, КНР, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, что усложнит продвижение амбициозного американского проекта "Большая Центральная Азия".
А.В. Судьин (ИВ РАН) в докладе "Маршруты экспорта нефти и газа из Каспийского региона и Центральной Азии" подверг всестороннему и глубокому анализу вопрос о нефтегазовых магистралях в Каспийском бассейне. Он отметил, что быстрое увеличение масштабов нефте- и газодобычи в Азербайджане, Казахстане и Туркменистане потребовало столь же радикального увеличения пропускной способности трубопроводных систем, по которым обеспечивался экспорт углеводородов из этих стран. Пионером в этой сфере стал Азербайджан. Еще в 1994 г. было принято решение о строительстве нефтепровода Баку Тбилиси-Джейхан, который был введен в эксплуатацию в 2006 г. Однако объем азербайджанской нефти, добываемой и транспортируемой по этому нефтепроводу, быстро сокращался. В связи с этим возникает вопрос: "Стоило ли сооружать эту весьма дорогостоющую нефтяную магистраль, если ее нечем будет заполнить?". По мнению докладчика, это в полной мере относится и к другому амбициозному проекту южнокавказскому газопроводу (Баку-Тбилиси Эрзурум), запущенному в 2007 г., который впоследствии должен стать частью газовой магистрали "Набукко", соединяющей каспийские газовые
месторождения с Европой. Проектная мощность "Набукко" - 31 млн. куб. м газа в год. По мнению докладчика, даже если сбудутся самые оптимистичные прогнозы, Азербайджан не сможет заполнить газопровод даже наполовину.
Несомненным успехом РФ в соперничестве за транзит энергоносителей из стран Центральной Азии является строительство нефтепровода Тенгиз Новосибирск.
Докладчик выразил сомнение в реальности и обоснованности проекта создания "энергетического коридора" из ЦА в Европу через Азербайджан, Грузию и Турцию, важнейшими звеньями которого должны стать газопровод "Набукко" и нефтепровод БТД. Экономические и технические аргументы в пользу создания такого маршрута, считает докладчик, весьма неубедительны. Но существуют еще и геополитические аргументы. Лидеры Западной Европы неоднократно заявляли о намерении ослабить зависимость своих стран от российской нефти и особенно от российского газа. В этом их активно поддерживают США. Проекты создания "энергетического коридора" в обход РФ получили официальную поддержку руководства ЕС.
Российская сторона в лице представителей "Газпрома" и "Транснефти" неоднократно высказывала сомнения относительно экономической и технической целесообразности строительства новых нефтегазовых магистралей в обход РФ. Тем не менее эти проекты будут реализованы прежде всего по геополитическим соображениям. В связи с этим докладчик отметил, что, возможно, имеет смысл использовать эти антироссийские проекты в интересах РФ - в качестве альтернативных путей экспорта российских энергоносителей.
Н.К. Семёнова (ИВ РАН) в докладе "Участие КНР в энергетических проектах в Центральноазиатском регионе" проанализировала инвестиционную политику Китая в ЦА. Она пришла к выводу о том, что эта политика носит системный, масштабный и долгосрочный характер, преследуя как текущие коммерческие, так и стратегические цели. Общий объем инвестиций в странах Центральной Азии составил в 2011 г. около 17 млрд дол. США. Главным приоритетом для КНР в ЦА является Казахстан. На это государство приходится 80% товарооборота между Китаем и Центральной Азией. Самой большой сферой китайских инвестиций стала нефтегазовая.
По мнению Н.К. Семёновой, увеличивающийся импорт сырья (нефти и газа) из ЦА в Синьцзян-Уйгурский автономный район (КНР) предоставит определенные энергетические гарантии для обеспечения продолжительного развития экономики региона. Только за три последних года импорт нефти в КНР через нефтепровод Атасу -Алашанькоу составил 12% годового импорта нефти в Китай.
В заключение отмечалось, что льготное финансирование и инвестиции КНР проходят в ЦА чаще всего через финансовые структуры ШОС. Налаживая двусторонние связи с партнерами по ШОС, решая стратегические вопросы, "привязывая" страны ЦА транспортно-энергетическими проектами, КНР укрепляет свои позиции в рамках ШОС.
Г.Л. Гукасян (ИВ РАН) в докладе "Борьба за ресурсы ССАГПЗ" проанализировал острое соперничество многих стран - импортеров нефти в регионе Персидского залива. Он отметил, что для США и Европы поставки нефти из этого региона остаются весьма важными. Активную экономическую политику в регионе Персидского залива проводят также КНР, Индия и Турция. Китай поддерживает дружественные отношения со странами членами ССАГПЗ, развивает с ними сотрудничество в политической, торгово-экономической, энергетической и других сферах, в результате чего страны организации стали одними из важнейших партнеров КНР в сфере энергетики и торговли. Китай поощряет свои предприятия к инвестированию в экономики арабских стран и приветствует инвесторов из этих государств.
Возрастает товарооборот России со странами Залива. Товарооборот РФ с Саудовской Аравией в 1998 г. составлял 125 млн дол., в 2006 г. - 250 млн, в 2007 - 430 млн. Товарооборот РФ и ОАЭ в 2009 г. составил 727 млн дол., а в 2010 г. - 1049 млн дол.
По словам докладчика, экономики ССАГПЗ сравнительно легко прошли этап мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., оставаясь финансово устойчивыми. Осуществление масштабных проектов строительства производственной и коммерческой инфраструктуры в странах ССАГПЗ, безусловно, станет новой движущей силой экономического развития региона и сферой интересов для иностранных инвесторов. ССАГПЗ будет представлять интерес для продвижения экономических интересов Российской Федерации в регионе.
Е.Н. Корендясов (Ин-т Африки РАН) в докладе "Новые рубежи Африки на рынках минерального сырья" подверг анализу конкурентную борьбу развитых стран за минеральные ресурсы
Африки. По ряду позиций доля континента превышает 60-70% мировых ресурсов: до 80% по золоту, алмазам и хрому, 60% - по кобальту, 61% по марганцу, 90% - по платине. Инвестиции в геолого-разведочные работы (ГРР) растут с каждым годом. В 2000 г. они составили 293 млн дол., в 2005 807 млн дол., в 2008 1.9 млрд. Всего горнодобывающие компании вложили в ГРР с 2000 по 2009 г. 6.5 млрд дол. (исключая нефть и газ). В Африке в последние годы появилось около 500 новых ("юниоров") геолого-разведочных компаний из самых разных стран.
Уникальное положение занимают две страны - ЮАР и Демократическая Республика Конго (ДРК). На ДРК приходится 50% мировых запасов кобальта, 10% - меди, 30% - алмазов. На ЮАР приходится 39% мирового производства хромитов, 38% - феррохрома, 33% - циркония, 32% ванадия, 22% - рутила, 19% - марганца.
Подобная монополизация, по словам докладчика, порождает противоречивые последствия. С одной стороны, она усиливает роль и позиции стран-продуцентов на соответствующих рынках в переговорах с зарубежными инвесторами. Но, с другой - при такой зависимости этих стран от производства и экспорта ограниченной линейки товаров они вынуждены идти на существенные уступки. Кроме того, данная ситуация способствует коррупции, т.е. толкает инвесторов на непрозрачные методы конкурентной борьбы.
Экспорт сырья из Африки до кризиса 2008 г. превысил 400 млрд дол. Однако 86% экспорта (по стоимости) приходилось на нефть и газ. В экспорте горнорудных товаров первое место в Африке занимает ЮАР - 21.5 млрд дол. (4.1% мировой торговли этой продукцией). Большую активность проявляют китайские компании.
Н.Н. Цветкова (ИВ РАН) в докладе «"Сырьевое проклятие" и страны Тропической Африки» рассмотрела сырьевую проблему континента на примере ДРК, Республики Конго, Республики Гвинея-Бисау и Республики Кабо-Верде. Экономика ДРК зависит от экспорта минерального сырья. В 2006 г. в ее экспорте 81.7% составляло минеральное сырье, в том числе 37.8% - алмазы, 16.8% - руды черных металлов, 13.1% - нефть, 9.1%- медь, 5% - другие цветные металлы.
Республика Конго также богата сырьем. В 2008 г. на нефть приходилось 92% экспорта страны - 85Уо доходов государства, 65% ВВП. Ее добывает в основном французская компания "Тоталь". В 2005 г. 42.3% населения республики находилось ниже уровня бедности, при этом 54.1% населения жило менее чем на 1.25 дол. в день.
По мнению докладчика, в судьбах богатыми природными ресурсами двух Конго прослеживается цепочка "сырьевого проклятия": сырьевые богатства - монокультурный характер экспорта присвоение доходов от экспорта сырья правящей верхушкой - коррупция - обнищание основной массы населения - рост социальной напряженности - массовые волнения гражданские войны с вмешательством "завистливых соседей".
Две западноафриканские страны - Гвинея-Бисау и Кабо-Верде - не имели вплоть до последнего времени разведанных полезных ископаемых. Здесь также прослеживается "сырьевое проклятье": коррупция нищета основной массы населения - гражданские войны политическая нестабильность (только "без сырья"). Впрочем, недавно в Гвинее-Бисау открыли месторождения бокситов. В 2012 г. началась их разработка в Мадина-Боэ. В Кабо-Верде нет значительных минеральных ресурсов. Весьма неблагоприятны условия для развития сельского хозяйства, страна страдает от засухи, с континента приходят песчаные бури, дождей не бывает годами. Воду в столицу Прая привозят в цистернах из скважин в горах или с установок по опреснению морской воды. В последние 10 лет страна сделала ставку на такие конкурентные преимущества, как теплый океан, песчаные пляжи, и стала развивать туризм. Значительные инвестиции направляются на строительство гостиниц. В 2011 г. число туристов, посетивших Кабо-Верде, достигло 500 тыс., сравнявшись с численностью населения.
Вывод докладчика: "сырьевое проклятие" не является предопределенным, избавление от него зависит от субъективного фактора, государственной экономической политики, политической воли правящей элиты. Ключевой вопрос, таким образом, состоит в том, как использовать доходы от экспорта сырья и в каких целях. Использование доходов от экспорта сырья в целях диверсификации национальной экономики, экспорта, модернизации экономики становится сегодня императивом.
М.Г. Образцова (Ин-т Африки) в докладе "Россия-ЮАР: на пути к взаимовыгодному партнерству" рассмотрела историю, нынешнее состояние и перспективы торгово-экономического сотрудничества между РФ и ЮАР. Отмечалось, что после 1994 г., когда рухнула система апартеида и был снят международный бойкот на торговлю с ЮАР, появилась надежда на развитие двусторонних отношений. Однако этого не произошло. Южноафриканский рынок оказался занятым
традиционными партнерами ЮАР - европейскими государствами, а также США. В последние годы наметились определенные сдвиги по изменению сложившейся тенденции. Торговый оборот между двумя странами в 2010 г. впервые превысил 500 млн дол. В 2012 г. он составил почти 700 млн дол. По словам докладчика, в интересах обеих сторон всемерно развивать инвестиционное, научно-техническое и технологическое сотрудничество в горнодобывающей отрасли, а также достигать взаимовыгодных договоренностей о поведении на мировых рынках. К сожалению, это сотрудничество развивается медленно. Партнеры плохо знают друг друга, все еще сильна инерция времен "холодной войны". Успех российских инвесторов, считает докладчик, будет в значительной мере определяться знанием всех нюансов ведения бизнеса в ЮАР, в том числе знанием ее законодательства и правильным выбором партнеров.
Очевидно, США и ЕС будут препятствовать расширению сотрудничества между Российской Федерацией и ЮАР. Ибо объединение усилий в экономической сфере повлечет за собой и политическое сближение, а это укрепит позиции обеих стран как активных игроков на международной арене.
Я. О. Захарьев (ИВ РАН) в докладе "Китайская община Юго-Восточной Азии в контексте обострения борьбы за ресурсы в регионе" рассмотрел проблему распределения ресурсов между национальными элитами и китайской общиной данных стран. В начале XXI в. китайской общине Юго-Восточной Азии в каждом государстве региона приходится учитывать определенную специфику отношения к ее деятельности национальных элит и инонациональных меньшинств, которые проживают в государствах ЮВА. Китайский капитал широко представлен в экономиках стран Юго-Восточной Азии, прежде всего в банковской сфере, сфере посреднических операций, туризме, реже - в промышленности, специфичной в каждом государстве региона.
Так, китайская община Вьетнама (СРВ), локально расселенная в северных приграничных районах республики, в местности Хюэ (Сюэ-Центральный Вьетнам) и Хошимине (Южный Вьетнам), зависит от конфликта СРВ и КНР в Южно-Китайском море. С 2000 по 2009 г. КНР заявляла свои претензии на спорные территории островов и акватории зон, богатых полезными ископаемыми - нефтью и газом на шельфах, продовольственными и иными (природный жемчуг, коралловые рифы) ресурсами. Попытки Китая усилить свои позиции на море с 2000 по 2009 г. сопровождались массовыми антикитайскими демонстрациями во всех областях проживания китайского населения СРВ, что вызывало социальную напряженность, отражалось в СМИ обеих республик (в том числе СМИ, издаваемых китайской общиной Вьетнама как на территории СРВ, так и в КНР) и других государств ЮВА.
Особая роль китайской общины прослеживается в Сингапуре, где она, по сути, титульная нация - 76.8%. Благодаря сбалансированному курсу правительства, иные этносы также активно интегрированы в жизнь страны. Успешное мультикультурное взаимодействие китайской общины с другими национальными элитами (прежде всего с малайцами, тамилами, бенгальцами и пенджабцами) способствовало укреплению позиций китайского населения, обеспечило бесконфликтные отношения в обществе страны.
Противоположная ситуация наблюдалась в Малайзии, где правительство активно применяло меры по борьбе с растущим влиянием китайского населения (составившего 26% к концу 2009 г.), на законодательном уровне не допускало китайцев к занятию постов в государственном аппарате, а также в ряде сфер (в том числе военной), закрывало на уровне муниципалитетов китайские школы и центры обучения. СМИ страны активно показывали "развитие малайской экономики малайцами, отстраняя китайский капитал из стратегических отраслей". Китайская община ответила на эти меры "формальной ассимиляцией" - восприятием обычаев, традиций малайцев, что позволило ей сохранить свои внутренние устои и помогло партиям китайской общины получить большее представительство в муниципалитетах, в районах и государственных органах.
Массовыми антикитайскими выступлениями было охвачено население Индонезии в начале 2000-х гг. Здесь ненависть к китайскому меньшинству (община составляет, по разным данным, от 4 до 5% населения страны), доминирующему в экономике, перерастала в массовые погромы китайских магазинов, предприятий, банков. Нередки были и случаи убийств на национальной почве. Однако отток китайского населения из беспокойных районов сопровождался и уводом капиталов в другие страны (прежде всего в Сингапур и Гонконг). Это приводило к снижению уровня жизни в регионах Индонезии, недополучению налоговых поступлений казной, росту безработицы иных национальных групп, которые работали на китайцев. В свою очередь, китайские
бизнесмены, покинувшие Индонезию, нуждались в новых ресурсных базах для развития. После того как ситуация в проблемных зонах приходила в относительную норму, китайцы возвращались, продолжая свое дело и видоизменяя его в зависимости от колебаний спроса и предложения на какие-либо товары и услуги.
Китайская община Мьянмы (3% населения) активно вкладывает инвестиции в добывающую промышленность страны. Однако национальная элита и армия были крайне озабочены усилением китайского фактора. Антикитайские настроения не вылились в серьезные межэтнические столкновения, но обострение отношений имело место. Многие связывают курс либерализации политики Мьянмы именно с желанием диверсифицировать партнеров по диалогу, тем самым ослабив как влияние КНР (внешнее), так и силу китайской общины страны (внутреннее).
В Лаосе китайская община (5% населения страны) имеет сильные позиции благодаря помощи КНР: предоставлению кредитов, дотациям, миллионным строительным проектам в столице ЛНДР, наличию китайских СМИ, особым контрактам по выращиванию сельскохозяйственной продукции для КНР в северных провинциях Лаоса. Недовольство усилением китайских позиций в стране выражают Вьетнам и Таиланд, которые имеют свои интересы в других регионах ЛНДР.
Докладчик сделал вывод: "Китайская община стран Юго-Восточной Азии важная сила, широко представленная в экономической, политической, социальной и культурной сферах жизни государств региона. Благодаря серьезной внешней поддержке КНР китайская община ЮВА в борьбе за ресурсы получает ряд бенефиций для развития бизнеса с учетом специфики экономик стран Юго-Восточной Азии. Основные финансовые потоки капиталов китайской общины традиционно проходят через Гонконг (КНР) и Сингапур в зависимости от специфики налогообложения того или иного делового сектора бизнеса".
Подводя итоги конференции, A.M. Хазанов отметил, что ее работа была плодотворной и полезной. Были выявлены важные тенденции современной международной жизни. Обострение борьбы за обладание новыми и передел старых источников ресурсов в Азии и Африке стали осью мировой политики XXI в. Несомненно, эта тенденция будет усиливаться.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |