Libmonster ID: UZ-1220

Любимое время года С. А. Клычкова (1889 - 1937) - осень. В его поэтике она представлена богатым набором изобразительных приемов и образов, яркими и свежими метафорами, эпитетами, сравнениями.

Мотив разноцветья листьев, пестроты осенней природы ассоциируется у Клычкова с образами праздника, пира: "Лес за селом отряхает парчовую одежду, как будто кончился пир и веселье, теперь пора на покой до нового вешнего звону"; с темой смерти и погребального покрова: "сейчас лежит Пелагея Прокофьевна на опушке чертухинской рощи в золотом осеннем покрове, более пышном, цветистом и ярком, чем тот, которым попы покрывают мертвеца, пронося его по селу на кладбище". Богатство осенних красок ассоциируется с народным русским костюмом: "расшито-зеленые, кисейно-туманные уборы деревьев"; "тонкие-тонкие шали по взгорьям", заря "красная-раскрасная,.. словно сушится красный Василисин сарафан"; "бисерные звездочки с кики"; "ветка, похожая на шитый рукав от рубашки".

стр. 25

Разноцветье полей сравнивается с шалями: "Ах, боже мой, боже, какая прекрасная, светлая наша страна! Какие по взгорьям ее, по полям и овражкам раскинуты тонкие шали, с каким нежнейшим и замысловатым рисунком"; с разрисованным холстом: "словно большие холсты с торопливым рисунком углем раскинулись поля и поляны".

Убранный лен, один из повторяющихся мотивов у Клычкова, уподобляется то окладу иконы, то сам служит сравнением, с помощью которого описывается рассвет: "лен лежит, словно иконный оклад, возле реки"; "в окнах, будто развесили трепаный лен, сбелело".

Несколько раз появляется сравнение осеннего леса с храмом, церковью: "тихо... в лесу, как в церкви, на ключ запертой"; "идет он по лесу, как по церкви жених в ожидании приезда невесты".

Характерен именно для Клычкова мотив колеса: "еще с утра завязнет по самые ступки последнее низкое колесо радуги и так и провиснет за дождевой дерюжкой"; "ветер, согнавши опавшие листья к дороге, крутит и вертит их и загибает в листвяные колеса и катит за колесом колесо").

Важнейший прием изображения осени - антропоморфизм: "Погасла заря, разливши по полю холодную кровь, по улице ветер сгонял желтые листья, подметал их под заборы, а на небо покатился за крайней избой над самым прогоном круглый поднос с нарисованной рожей, немного скривленной набок, месяц - не желтый, не красный, а словно из прокаченной, кованой меди". Осенние ветви сравниваются с руками человека: "рябинная ветка похожа на тонкую загорелую руку"; "ягодная красная кисть" - это "колода причудливых, раскрытых ветром карт"; осина "протянула сук на дорогу, как руку с широкой ладонью"; дерево тянет "бессильную руку в дырявых заплатках полуомертвевших листьев для подаяния".

Часто образ в пейзаже проходит, варьируясь, несколько раз: "Отряхнула с крыльев красные перья заря, как птица в большой перелет"; "над ними порхают десять голубых голубиц, роняя наземь из крыльев сизые перья зари".

Олицетворяются ветер, темнота, деревья - стихии и объекты пейзажа: "Однажды в светлоосиянный день по ранней осени, когда с дерев падает последний листочек и каждое деревце лепечет им на тихом ветру..."; "осенняя темь наклонила низко на землю свое черное, укутанное в вихри и ветры лицо"; "ветер звонит, раскачивая голые сучья, словно пьяный звонарь веревки на колокольне".

В осенних пейзажах Клычкова силен мифологический элемент.

Ясно звучит он, например, в картине пролета журавлей: "над самой у нас головой высоко летела журавлиная стая, унося с собой под крылом загубленные, трудные солдатские души".

Подробности пейзажа рождают развернутую мифопоэтическую картину: туча - это дровни, а гусиные стаи - вожжи Никиты-Гусе-

стр. 26

Пролета: "не время еще доставать белую шубу: еще Никита-Гусе-Пролет не вспугнул с озера уток, не пронес высоко над полем венцы журавлей и сам еще не уехал на первой туче со снегом, растянув и разбросав с нее по всему необъятному небу гусиные стаи, как плетеные вожжи с раскатистых дровней, для людского глаза похожих на тучу". Или, например, образ медведя с месяцем в зубах: "стоит большой бурый медведь с длинной шерстью, с которой искры так вот и сыпет. Стоит он, повернувши голову книзу, будто смотрит на нас, и держит в зубах с краю надломанный месяц, и месяц теперь уже не красный, а изжелта-белый".

Природа предстает в произведениях Клычкова загадочной, полной непрочитанных смыслов. Звездное небо уподобляется гадательной книге: "на тонких паутинках замигали зеленые осенние звезды, будто боятся они вниз оборваться и прочертить по небу вещую золотую строку, по которой чагодуйские невесты будут гадать о возвращенье своих женихов, а нагадают - их верную гибель, смерть и безвестие в чужой стороне".

Причина осеннего звездопада объясняется сказочно-мифологически: "за краем [земли] небесная пустошь и голубой луг с золотыми цветами: в полночь цветы срываются с веток на тихом запредельном ветру и падают сверху на землю, чертя над землей золотую дугу".

С помощью образов осенней природы описывается портрет героя, передается его внутреннее состояние: "в голове у Феклуши спокойно плыла неторопливая домашняя дума, как густой туман над болотом, на сердце лежала довольная тишина, словно по осени в убранном поле"; у мертвой Пелагеи "золотистые пряди волос около скорбного лба, теперь посеревшие, будто тоже выцвели к осени вместе с травой на лугу"; "Цыганка села на корточки рядом, с юбочных зорь побежал холодок, а из черных-иссиня глаз покатилась звезда за звездой, как только в раннюю осень бывает"; "заползла в темное мужичье сердце угрюмая суровая дума, похожая на осеннюю ночь, в которую с какой хочешь дороги собьешься"; "Сила все та же, только в бороде да в волосах немного начало серебреть, как по паутине осенью в первый зазимок..."; "выл под шинелью, как осенью волк на дороге".

Тема осенней скудности, бедности, убогости включает у Клычкова мотив нищих, странников: "зеленый странник - какое-нибудь деревце, как отрепанный нищий"; "низкие облака как калики"; "и колодезные сонно стоят на одной ноге журавли у каждого дома, - тоже как нищие, с извечным поклоном просящие подаяния"; мотив дождя-дерюжки, дождя-хлыста: "дождик висит над полем, словно дерюжка"; "дождевая дерюжка"; "дождик с утра, точно хлыстом, стегал по заплаканным стеклам"; мотив старой одежды, грязного тряпья: "висит оно [небо] дымное, как грязное тряпье развешано"; "словно завешено небо рядниной".

стр. 27

Осень как старение года, близящегося к завершению, отражена у Клычкова в образах старости: "Недвижно висели на небе слоистые тучки, как морщины под глазами у доброй старухи"; "почнет... за окном моросить частый дождик, похожий на бабьи безмолвные слезы"; "так и похожи на старых старух убогие избы на том берегу".

Тема грусти, немощи осенней природы раскрывается писателем с помощью мотивов, связанных с увечьем, смертью: "жалко у их изб выгнуты в серединах крыши, как перебитые спины"; "иссохшие ребра избенок"; "ложатся из окон к сапогам тени от рам, как кресты... на кладбище"; "тронул воду реки рукой, показалась она ему холодной, как холоден лоб у почившего человека"; "все мутит перед глазами, будто кто с глаз уносит на руках запеленатый в туманный саван мир, уснувший вещим под звездами сном".

Наступление осенней темноты ассоциируется с нахлобучиванием шапки, с нападением медведя: "пока не спустился вечер на землю, как бурый медведь на охотника в темном лесу"; "осенняя темень нахлобучит черную шапку с ушами на поле и лес"; "пока не спустился вечер-избавитель, нахлобуча на землю разбойничью непроглядимую тьму".

Картины осени, созданные С. А. Клычковым, красноречиво свидетельствуют не только о том, как глубоко волновало его это время года в любых своих проявлениях, но и о необычайном образном даре восприятия природы, которым обладал этот замечательный писатель.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ОСЕННИЙ-ПЕЙЗАЖ-У-С-А-КЛЫЧКОВА

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. Д. ИВАНОВА, ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ У С. А. КЛЫЧКОВА // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 25.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ОСЕННИЙ-ПЕЙЗАЖ-У-С-А-КЛЫЧКОВА (date of access: 14.09.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Н. Д. ИВАНОВА:

Н. Д. ИВАНОВА → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
Our opponents will claim some voluntarism and excessive “globalism”.. In an unreasonable "swing" for a lot! How much investment has been made, and whether a correct industrial world proportion in terms of costs and benefits is possible? The answer is simple. Calculate how much it will cost to clean the plastic of the World Ocean. Groundwater and groundwater in India, China, et cetera. How much is the restoration of the biosphere of the planet Earth!?
Catalog: Экономика 
"История картотеки Словаря русского языка XI - XVII вв."
42 days ago · From Ilmira Askarova
"И арф эоловых безмолвен грустный ряд..."
42 days ago · From Ilmira Askarova
На надоевшую тему о глаголах одеть и надеть
42 days ago · From Ilmira Askarova
"Увещевательная коммуникация" в СМИ
42 days ago · From Ilmira Askarova
Эмоции в народной волшебной сказке
42 days ago · From Ilmira Askarova
НЕ... - слитно или раздельно?
43 days ago · From Ilmira Askarova
ИМЕННИК РУССКИХ БЫЛИН
44 days ago · From Ilmira Askarova
О правописании гласных О и Е после шипящих. Запятая при однородных членах с союзами
45 days ago · From Ilmira Askarova
Kiriyak Andreevich Kondratovich (1703-1788)
45 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ У С. А. КЛЫЧКОВА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android