Libmonster ID: UZ-1467

Предметом исследования являются биография и творческое наследие С. И. Борисова - одного из лучших фотографов Барнаула начала XX в. Его архив, хранящийся в АГКМ, включает материалы фотоэкспедиций по Алтаю в 1907 - 1914 гг. Анализ фотографий позволяет воссоздать образ полиэтничного региона во всем многообразии культур и традиций.

Ключевые слова: история фотографии России, краеведение, история и этнография Алтая, фотографы Барнаула, творческое наследие С. И. Борисова.

Вскоре после изобретения фотографии в 1839 г. началось ее освоение в России. Здесь фотография развивалась стремительно и была неотделима от краеведческого движения, которое формировалось на протяжении XIX в.

В Сибири идеологию краеведения в значительной степени определяло движение регионализма (областничества), лидеры которого настаивали на достойном месте восточных окраин в структуре Российской империи. Один из основателей областничества - исследователь Центральной Азии и Сибири Г. Н. Потанин - еще в 1874 г. разработал проект, названный им "концентрическим родиноведением". Сущность его заключалась в описании концентрическими кругами малой родины: первый круг - география и жизнь человека в малых локусах, второй - область в физическом и социальном отношении, третий - Россия. В развитии родиноведения особое место уделялось образам территорий. Фотография с момента своего появления в России рассматривалась как инструмент описания страны, ее провинций и обитателей. Среди центров, поддерживающих фотографию, были: Этнографическое бюро кн. Тенишева, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, Русский музей, учрежденный по Указу императора Николая II в 1895 г. и открытый в 1898 г., и т.д.

Первые краеведческие фотосессии в России были выполнены в 1870 - 1890-е гг. Русское Географическое общество высоко оценило возможности фотографии. За фотоколлекцию, отснятую в экспедиции по Туве и Алтаю в 1880 г., ее автору - выдающемуся исследователю Северной Азии и журналисту А. В. Адрианову - была присуждена серебряная медаль.

В 1880-х гг. возник жанр публицистического фоторепортажа. В 1888 г. в Нарымском крае в устье р. Васюган А. В. Адрианов снял серию фотографий о жизни хантов, имевшую не только научную значимость, но и острую публицистическую направленность.

Одним из основоположников фотожурналистики в России стал нижегородский фотограф М. П. Дмитриев, избранный в 1899 г. действительным членом Русского географического общества. В просвещенных кругах получили широкую известность его фотосерии "Русь уходящая", "Неурожайные 1891 - 1892-е гг. в Нижегородской губернии", "Волжская коллекция". В начале 1890-х гг. фотограф поставил перед собой цель запечатлеть жизнь Волги от истоков до устья. Так возник фотоэпос великой русской реки.

Материалы М. П. Дмитриева и ряда его коллег по цеху пользовались большим спросом у издателей. В 1894 г., когда Министерство внутренних дел разрешило бланки открытых писем в стандарте Всемирного почтового союза, жанровая и репортажная съемки стали широко востребованными. Петербургский фотограф К. К. Булла - официальный фотограф Министерства Императорского двора, сотрудничавший с крупнейшими российскими журналами, - одним из первых стал работать в этом направлении.

Фотография как актуальное искусство все шире и активнее включалась в презентационные практики России. На Парижской всемирной выставке в 1899 г. Российскую империю представляли серии репортажей. В их числе были снимки художника и этнографа СМ. Дудина, который по поручению Этнографического бюро кн. Тенишева участвовал в экспедиции в казахской степи. Ученым было сделано ок. 500 фо-

стр. 110


С. И. Борисов, барнаульский фотограф. Начало XX в. АГКМОФ 172692.

тографий - портретов и зарисовок быта кочевников, имевших не только научную, но и художественную ценность. В начале XX в. фотография открывала миру Россию, и Россия открывала себя в фотографии.

Возможности нового вида искусства ясно осознавались чиновниками, журналистами, учеными. В программе, составленной в 1902 г. этнографическим отделом Русского музея под руководством известного политического деятеля (народника) и исследователя Сибири Д. А. Клеменца, подробно оговаривалось содержание фоторабот. В крупнейших музеях и библиотеках российских городов формировались многочисленные фотоколлекции, организовывались фотовыставки, печатались фотоальбомы.

В 1899 г. в Петербурге писатель, географ и этнограф М. А. Круковский начал издавать детский журнал "Товарищ". В 1903 г. в качестве приложения к нему был выпущен фотоальбом из восьми выпусков "Россия в картинах". М. А. Круковский был одним из интереснейших фотожурналистов своего времени. В ходе экспедиции на Южный Урал он подготовил иллюстрированные очерки о заводской культуре края, которые были опубликованы в Москве в 1909 г.

В начале XX в. фотография в России осознавалась как инструмент документирования меняющейся реальности. В 1901 г. в Петербурге была создана "фотомеханическая мастерская" С. М. Прокудина-Горского, получившая в 1909 г. императорский заказ на съемку всех областей России. Проект, реализация которого совпадала с празднованием 300-летия правящего дома Романовых, манифестировал амбиции государства на пороге новой эпохи. Усилиями фотографа создавался образ великой державы.

Эта коллекция демонстрировалась в России в 1918 г. Затем С. М. Прокудин-Горский покинул РСФСР. В 2001 г. Библиотека Конгресса США организовала выставку его материалов "Империя, которой была Россия". Концепция выставки воспроизводила идеологемы начала XX в.

Культурные, политические, социальные практики начала XX в. ориентировались на моделирование образов российского социально-экономического и историко-культурного пространства во всем его многообразии. Ориентируясь на официальный заказ, многие фотографы и в столицах, и в провинции работали в историко-культурном краеведческом формате.

Фотография начала XX в. развивалась динамично и ярко. Фотоописания и репортажи в исполнении мастеров тех лет обретали черты типических обобщений - люди, народы, культуры, города становились брендами огромного государства. Эти тенденции были характерны для всей России.

В Барнауле в 1894 г. начала работу фотомастерская Сергея Ивановича Борисова. Будущий фотограф родился в Симбирске предположительно в 1859 г. в семье дворовых крестьян. Он был "мальчиком на побегушках" в магазине, вместе с музыкальным театром баронессы Розен колесил по стране - сначала был заправщиком ламп, потом артистом. В странствиях С. И. Борисов приобрел специальность фотографа. В конце 1880-х гг. дорога привела его в Барнаул. Первое время С. И. Борисов квартировал в доме извозчика В. Клещова, где и познакомился со своей будущей женой Анастасией Петровной, сестрой хозяина.

С. И. Борисов был хорошо знаком с техническими новинками в области фотографии, для чего совершил несколько поездок в Петербург и за границу. В Европе он приобрел рецепт технологии изготовления фотобумаги и попытался наладить ее производство в Барнауле. После покупки дома С. И. Борисов стал "мещанином Барнаула" и открыл собственное фотоателье.

В последние десятилетия XIX в. профессиональное фотодело на Алтае развивалось очень активно. Одно из первых фотоателье в Барнауле было создано в 1880-е гг. И. Богословским. В начале XX в. в городе насчитывалось около десяти салонов. Часто, не выдерживая конкуренции, они закрывались. Большой популярностью у горожан пользовалось фотографическое заведение Т. Новоселова. Работы его мастеров были отмечены золотой медалью Всероссийской фотовыставки 1909 г. в Ростове-на-Дону. Самым богатым и престижным считалось оборудованное по парижским образцам фотоателье С. И. Борисова на ул. Бийской. С 1894 г. фотографии этой мастерской

стр. 111
выходили на именных паспарту. Рассказывают, что на бумаге собственного изготовления С. И. Борисовым был сделан портрет жены купца-пивовара госпожи Ворсиной, который стал визитной карточкой мастера.

Профессиональные интересы С. И. Борисова отличались широтой и разнообразием. Он снимал горожан и виды Барнаула, театральную жизнь города, его улицы, дома, фабричные постройки. За участие в Санкт-Петербургской выставке в 1898 г. фотограф был удостоен похвального отзыва.

В 1907 г. С. И. Борисов задумал фотоэкспедицию по Горному Алтаю, которая продолжалась несколько лет. Это направление деятельности фотографа согласовывалось с работой Общества изучения Алтайского края, созданного в 1891 г. и позднее преобразованного в Алтайский подотдел Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества. Специальная "Программа для собирания сведений о природе и населении Алтая" общества предполагала создание комплексной характеристики территории. Фотосессии были частью региональных исследовательских и популяризаторских программ.

В конце XIX - начале XX в. Алтай переживал сложный период. Столыпинская земельная реформа дала толчок переселенческому движению. В конце XIX в. по северной части Алтайского округа прошел участок Сибирской железной дороги. К 1915 г. была построена ветка, соединившая города Новониколаевск, Барнаул и Семипалатинск. Усиливался приток населения из России. Развивались сельское хозяйство и кустарные промыслы. Меняли свой облик старые села. Создавались новые поселения. Конфликты на почве землеустройства сталкивали старожилов и переселенцев, коренное и русское население.

Алтай будоражили вести о новом религиозном движении - бурханизме. Белая вера (бурханизм) была объявлена на алтайском молении в долине Теренг в мае 1904 г. Моление было разогнано властями. Позднее, в 1906 г., арестованные лидеры движения были оправданы судом. Бурханизм продолжал развиваться как идеология национально-освободительного движения и религиозная реформация, отрицающая традиционный родовой шаманизм.

Ситуацию осложнял внешнеполитический кризис. Поражение России в русско-японской войне придало остроту и напряженность ситуации в национальных регионах. Конец XIX - начало XX в. были ознаменованы активным передвижением народонаселения в пограничных районах Алтая. Шло активное формирование казахского анклава, возникали конфликты из-за передела пастбищ коренных жителей высокогорья - теленгитов.

Проблемы обеспечения безопасности приграничных территорий, развития трансграничной торговли России с Китаем и Монголией активизировали строительство Чуйского тракта, пересекавшего Алтай. Работы начались весной 1901 г. и продолжались с перерывами до 1914 г. На Алтае менялась экономическая и этносоциальная ситуация, уходили в прошлое многие традиционные институты, активно шла модернизация.

Фотоописания С. И. Борисова не затрагивали острых проблем. Они носили презентационный характер. Мастер чутко реагировал на перемены, но не стремился к публицистичности социального репортажа. Он снимал вечный Алтай - незыблемый в своей красоте и гармонии. Взгляд фотомастера на мир был во многом схож с представлениями о родном крае выдающегося алтайского художника и эссеиста Г. И. Гуркина. "Для алтайцев язычников, - писал Г. И. Гуркин, - Алтай - Живой дух, щедрый, богатый, исполин-великан. Длань его раскрыта для всех, богатства неисчерпаемы, красота и величие прекрасны-сказочны. Он живой кормилец-отец несметного народа, несметного зверя, птиц. Сказочно красив своей многоцветной одеждой лесов, цветов, трав. Туманы, его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Альпийские озера - это его глаза, смотрящие на вселенную. Водопады и реки - речь и песни о жизни, о красоте земли, гор. Его живой дух-сила насыщены, проникнуты везде и всюду и всем управляют" [Письмо Г. И. Чорос-Гуркина, 2006, с. 45].

Подчиняясь ощущению первозданной мощи, простора и величия, во время поездок С. И. Борисов снимал виды Горного Алтая: уходящие в беспредельную даль горы и озера, села - Черный Ануй, Улалу, Черту, Элекмонар, Чемал, Онгудай, казахские свадьбы, кумысные курорты, шаманов и алтайских бурханистов. Он поднимался на гору Белуху и делал снимки ее ледников. Барнаульскому фотографу принадлежал первый опыт киносъемок на Алтае. Летом 1910 г. был выпущен его фильм "Виды Алтая".

Материалы экспедиций С. И. Борисов представлял на публичных презентациях. Для этой цели им вручную были раскрашены диапозитивы, приобретен проектор. Одна из первых демонстраций состоялась в январе 1911 г. в Барнаульском народном доме. Показ сопровождался комментариями самого автора. По желанию публики подобные показы стали регулярными.

Барнаульская газета "Жизнь Алтая" от 9 января 1911 г. писала: "Летом минувшего года местный фотограф С. И. Борисов совершил продолжительную поездку по Горному Алтаю со специальной целью фотографировать его в возможно большем масштабе и затем познакомить широкую публику с Алтаем при помощи волшебного фонаря. В план его съемочной работы кроме пейзажа, который является главной работой, входили также и жанровые этюды, рисующие жизнь алтайских инородцев... За время поездки сде-

стр. 112
ланы им до 1 000 снимков для стереоскопа и открытых писем... Господин Борисов намерен в 1 000 видах продемонстрировать Горный Алтай с севера до юга, с востока до запада...".

Снимки С. И. Борисова, отразившие высокий профессионализм, стремление передать природное и этнокультурное многообразие горного края, вызывали огромный интерес зрителей и в Сибири, и за ее пределами. В изданном в 1911 г. Сибирском торгово-промышленном календаре очерк "По Алтаю" был проиллюстрирован материалами С. И. Борисова.

Фотосъемки С. И. Борисова инициировались различными издательскими, музейными, исследовательскими центрами Алтая. Образы, созданные мастером, тиражировались в десятках снимков для стереоскопов и открытых писем. "Торговый дом А. Г. Морозова с сыновьями", "Книжный магазин В. К. Сохарева" в Барнауле, шведская полиграфическая фирма "Акционерное общество Гранберг" в Стокгольме выпустили серии открыток с видами Барнаула и Горного Алтая.

Региональная фотография, как и краеведение, находились на подъеме и имели серьезные перспективы. В 1908 г. в Санкт-Петербурге при активном участии сибирской группы депутатов Государственной думы сформировалось Общество изучения Сибири и улучшения ее быта. Отделения общества, созданные во многих сибирских городах, проявляли большой интерес к локальной истории.

Возникший на рубеже XIX-XX вв. пафос сохранения исторического наследия, традиций, культурного и демографического потенциала России оставался актуальным до 1930-х гг. Советская власть, утвердившаяся к середине 1920-х гг. на большей части бывшей империи, сохраняла преемственность в области многих социокультурных практик. При поддержке наркома просвещения А. Луначарского был создан Высший институт фотографии и фототехники. Продолжило свою деятельность Географическое общество. В 1921 г. в Москве прошла Первая Всероссийская конференция научных обществ по краеведению. В 1922 г. было создано Центральное бюро краеведения. В 1925 г. в Новониколаевске возникло Общество изучения Сибири и ее производительных сил, при котором издавался журнал "Сибиреведение". В том же году в Новосибирске прошел Первый научно-исследовательский съезд Сибири.

В советской России краеведение было ориентировано на осмысление нового витка истории как на общероссийском, так и локальном уровнях. По всей стране проводились этнографические и историко-культурные экспедиции. Увеличение объема фотоматериалов по Сибири было связано с проведением Первой приполярной переписи 1926 г., поставившей проблему модернизации жизни коренных народов Севера. Шло переосмысление уже сложившихся национальных и региональных ценностей. Но в 1937 г. постановлением Совнаркома РСФСР "О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах" краеведение потеряло статус независимого общественного движения. Одновременно с краеведением менялись подходы к отечественной фотографии. В советской России она была интегрирована в официальные социально-политические практики, обслуживающие государственную политическую систему. Живое искусство жанровой фотографии оказалось невостребованным.

В 1917 г. мастерская С. И. Борисова в Барнауле сгорела; погибли многие материалы. В 1920 - 1930 гг. мастер работал в фотоартели "Объединение", о чем свидетельствуют уже немногочисленные снимки того периода. Труд фотографа был отмечен грамотой и знаком "Ударник пятилетки". С. И. Борисов умер в 1935 г. и был похоронен в Барнауле на Булыгинском кладбище.

Имя мастера оставалось в забвении долгие годы. Но постепенно в России вместе с оживлением краеведческого движения возрождался интерес к исторической фотографии. Изменялись формы и методы краеведческой деятельности, содержание репортажной и жанровой фотографии. В своих гуманитарных, антропологических изысканиях она во многом повторяла опыт российского искусства светописи начала XX в. Одним из лучших представителей сибирской фотографии того периода был Сергей Иванович Борисов.

Список литературы

Жизнь Алтая. -1911. -9 янв. - С. 4.

Письмо Г. И. Чорос-Гуркина от 08.04.1937 г. // Сб. мат-лов науч. -практич. конф. "Оносские встречи". - Горно-Алтайск, 2006. - С. 41 - 47.

И. В. Октябрьская1, И. В. Попова2

1 Институт археологии и этнографии СО РАН

пр. Академика Лаврентьева, 17

Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: siem405@yandex.ru

2 Алтайский государственный краеведческий музей

ул. Ползунова, 46, Барнаул, 656043, Россия

E-mail: irina_v_mus@mail.ru

стр. 113


1. Барнаул, государственная женская гимназия. Начало XX в. Фото С. И. Борисова. АГКМ ОФ 426.

Становление фотографии в Барнауле совпало с изменением облика города. Основанный в 1730 г., он долгое время был центром металлургии. В 1893 г. Барнаульский завод был закрыт. Кначалу XX в. город из "безмятежного уголка Петербурга с повадкою неспешашего в делах аристократа", как его тогда называли, стал "живым и бойким коммерсантом". Барнаул вышел на третье место в Западной Сибири по торговым оборотам; впереди оказались только Томск и Тюмень. Репортажи С. И. Борисова запечатлели процесс этого превращения.

2. Барнаул, ул. Л. Н. Толстого, городская управа. Начало XX в. Фото С. И. Борисова. АГКМ ОФ 413.

стр. 114


3. Алтай, с. Элекмонар. Начало XX в. Фото С. И. Борисова. АГКМ ОФ 12595/103.

В конце XIX в. Россия стала активно осваивать восточные рубежи. Частью этой политики было строительство Транссибирской железной дороги и подъездных путей к ней, среди которых - Чуйский тракт, идущий к монгольской границе. К1907 г. среднегодовой транзит через пограничное село Кош-Агач в Чуйской степи составил 169,3 тыс. п. грузов, а прогон скота - 12,2 тыс. голов. Тракт строился. Вместе с ним меняли свой облик алтайские села. Фотографии С. И. Борисова стали летописью перемен.

4. Алтай, общий вид с. Черга. Начало XX в. Фото С. И. Борисова. АГКМ ОФ 12595/114.

стр. 115


5. Алтай. "Казахское урочище Аирдаш" между селениями Узнезя и Чепош. Начало XX в. Фото С. И. Борисова. АГКМ ОФ 12595/50.

Летом 1911 г. объектом фотоисследования С. И. Борисова стало село Черный Ануй. В нем было 130 дворов, среди жителей преобладали крещеные казахи и алтайцы. Черный Ануй славился как один из кумысных курортов Томской губ. Казахи занимались скотоводством и держали конные фермы. Основой благополучия сельского сообщества был принцип взаимодополнения культур.

6. Алтай, улица в с. Черный Ануй. Начало XX в. Фото С. И. Борисова. АГКМ ОФ 12595/115.

стр. 116


7. Алтай, взвешивание на весах отдыхающих кумысников. Начало XX в. Фото С. И. Борисова. АГКМ ОФ 12595/1039.

На Алтай приезжали отдыхать из разных городов Западной Сибири. Кумысные фермы Черного Ануя и Тюдралы были частью рекреационной инфраструктуры края. Фотографии С. И. Борисова запечатлели сельские улицы, деревенские рубленые дома, жителей в городской, крестьянской, казахской одежде, экскурсии и развлечения курортных мест.

8. Алтай, дачники-кумысники на р. Ирголь. Фото С. И. Борисова. АГКМ ОФ 12595/49.

стр. 117


9. Алтайцы у чаадыра. Начало XX в. Фото С. И. Борисова. АГКМ ОФ 12595/140.

С. И. Борисов был очевидцем развития на Алтае национальной религии - бурханизма. Странствуя по алтайским кочевьям, он запечатлел происходившие в них изменения. Из аилов исчезло все, что напоминало о русской культуре и традиционной шаманской вере. Не стало тайлг - шкур жертвенных лошадей; на березках развевались желтые и синие ленточки. Проповедники бурханизма ярлыкчи разъезжали по селениям Алтая, призывая поклоняться единому светлому богу - Бурхану

10. Алтайка. Начало XX в. Фото С. И. Борисова. АГКМ ОФ 12595/113.

стр. 118


11. Район г. Белухи, долина р. Капчал - притока р. Катуни. Фото С. И. Борисова. АГКМОФ 12595/117.

Религиозная реформация на Алтае обернулась противостоянием традиционного шаманизма и новой веры. Замолчали шаманские бубны. Шаманы стали подвергаться жестоким преследованиям. Отстаивая свои права, они обратились к Томскому губернатору. В феврале 1909 г. в Томск из урочища в долине одного из левых притоков Катуни, где работал С. И. Борисов, прибыл кам Мампый. В губернском центре состоялось публичное камлание Мампыя, встреченное публикой с большим восторгом.

12. Алтайский шаман. Начало XX в. Фото С. И. Борисова. АГКМОФ 12595/101.

13. Озеро в долине р. Арасан - притока р. Белая Берель, впадающей в Бухтарму. Район г. Белухи. АГКМ ОФ 12595/68.

стр. 119


14. Алтай, долина р. Аракан - притока Черной Берели. Казах с беркутом. Начало XX в. Фото С. И. Борисова. АГКМ ОФ 12595/151.

Путешествуя по Алтаю, С. И. Борисов снимал казахские аулы. Активное освоение казахами высокогорной зоны началось в конце XIX в. По преданию, с собой они принесли серебряные украшения, упряжь, узорные войлоки. "Все ли вы делаете сами?" - спросили их главы алтайских родов и, получив утвердительный ответ, позволили перекочевать аилам, которые славились своими мастерами.

15. Алтай, казахская юрта. Начало XX в. Фото С. И. Борисова. АГКМ ОФ 12595/130.

стр. 120


16. Алтай, казахская невеста. Начало XX в. Фото С. И. Борисова. АГКМОФ 12595/112.

На рубеже XIX-XX вв. казахская культура стала частью культуры Алтая. В фокусе камеры С. И. Борисова оказалась традиционная казахская свадьба. Мастер запечатлел невесту в богатом свадебном наряде, в высоком головном уборе саукеле, унизанном серебром. Уважение другой культуры и ее постижение определяли содержание открытых писем барнаульского фотографа.

17. Алтай, в казахской юрте. Начало XX в. Фото С. И. Борисова. АГКМ ОФ 12595/150.

стр. 121


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ОТКРЫТЫЕ-ПИСЬМА-СЕРГЕЯ-БОРИСОВА-ИЗ-ИСТОРИИ-ФОТОГРАФИИ-АЛТАЯ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Nurdin MansurovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Mansurov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. В. Октябрьская, И. В. Попова, ОТКРЫТЫЕ ПИСЬМА СЕРГЕЯ БОРИСОВА. ИЗ ИСТОРИИ ФОТОГРАФИИ АЛТАЯ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 18.12.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ОТКРЫТЫЕ-ПИСЬМА-СЕРГЕЯ-БОРИСОВА-ИЗ-ИСТОРИИ-ФОТОГРАФИИ-АЛТАЯ (date of access: 19.02.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. В. Октябрьская, И. В. Попова:

И. В. Октябрьская, И. В. Попова → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Nurdin Mansurov
Самарканд, Uzbekistan
40 views rating
18.12.2024 (63 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Примеряют золушки?сапоги
3 days ago · From Golem Anzhanov
КАК ДЕСАНТНИКИ С "ТИГРИСОМ" БАНЮ ДЕЛИЛИ
4 days ago · From Golem Anzhanov
Боевая учеба: один выстрел - семь в уме?
4 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Как предупредить наркоманию?
Catalog: Разное 
7 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их
Catalog: История 
8 days ago · From Golem Anzhanov
О культуре и контркультуре
10 days ago · From Golem Anzhanov
THE WORKING CLASS OF UZBEKISTAN IN THE PERIOD OF DEVELOPED SOCIALISM
Catalog: История 
17 days ago · From Azamat Usmanov
APPLICATION OF QUANTITATIVE METHODS AND COMPUTERS IN HISTORICAL RESEARCH
17 days ago · From Azamat Usmanov
THE FAILURE OF THE IMPERIALIST POLICY FROM A POSITION OF STRENGTH IN RELATION TO THE U.S.S.R.
19 days ago · From Azamat Usmanov
THE RUSSIAN WORKING CLASS FROM ITS BEGINNINGS TO THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY
20 days ago · From Azamat Usmanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ОТКРЫТЫЕ ПИСЬМА СЕРГЕЯ БОРИСОВА. ИЗ ИСТОРИИ ФОТОГРАФИИ АЛТАЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android