Османский период истории Египта традиционно делят на три этапа: сильная османская власть (XVI в.), ослабление этой власти и позиций османской администрации (XVII в.) и переход власти к мамлюкам (XVIII в.). Но историческую динамику развития османского Египта можно рассмотреть и с точки зрения колебаний и флуктуации в эволюции политических и социальных процессов. Одной из основных целей нашей статьи было показать высокий уровень государственного и социального развития Египта в османский период. Это позволяет нам в следующей статье остановиться на доказательстве положения, что согласно политико-антропологической шкале сравнения эволюционного уровня государств, Египет можно считать развитым государством еще до османского завоевания и что он оставался таковым в течение всего периода турецкого господства, включая и эпоху затяжного кризиса последней четверти XVIII в.
В османском периоде развития Египта (1517 - 1798 гг.) многие исследователи выделяют три крупных этапа. Эти этапы в целом совпадают соответственно с XVI, XVII и XVIII вв. [Cambridge..., 1998; Shaw, 1962, p. 3 - 5]. Общая хронология этапов может быть представлена следующим образом.
Первый этап - с 1517 г. по конец XVI в. (условно по 1587 г.), т.е. от завоевания Египта до начала мятежей в турецких военных корпусах. Несколько лет после завоевания страны (1517 - 1525) были достаточно бурными и привели к экономическому упадку, связанному, в частности, с изменениями в денежной и налоговой системе, а также в системе мер и весов [Winter, 1992, р. 11], но после подавления мятежей и перестройки социально-политической жизни наступает спокойная и экономически благополучная эпоха. Мамлюки в жизни Египта в этот период играют далеко не первенствующую роль [Winter, 1998(1)].
Второй этап - конец XVI - начало XVIII в. (примерно 1587 - 1711 гг.), период ослабления власти и влияния Турции в Египте, временами - полоса глубоких экономических и социальных кризисов и волнений. Начало возврата к откупной системе налогов. Открывается этот период мятежами войск, недовольных фактическим снижением их жалованья и его задержками, и кончается также мятежами конца XVII и начала XVIII в., среди которых, восстание 1707 - 1711 гг. получило название "Великого возмущения". Но оно в отличие от того, что было век назад, больше походило на самую настоящую войну между элитами (т.е., по сути, военными группировками) за ведущее положение [Marsot, 2004, р. 43]. Это время постепенного возвышения мамлюков при их соперничестве и одновременно альянсе с турецкими военными элитами.
Третий этап - XVIII в. (с 1711 по 1798 г.), период окончательного ослабления власти Турции и возвышения мамлюкских домов. Затем активная борьба за власть начи-
стр. 46
нается и внутри победивших мамлкжских домов, в результате чего происходит переход к индивидуальному господству отдельных людей [Crecelius, 1998, р. 59]. Устанавливается режим личной власти, порой фактически режим военной диктатуры, хотя всегда и прикрываемой обладанием легитимной должности. Периоды прочной власти, однако, часто сменялись годами тяжелой и достаточно кровавой борьбы за власть. Особенно ужесточились внутренние конфликты в последней трети XVIII в. Однако в целом именно в это время начинается очень неровный процесс формирования нового, почти автономного египетского государства, включая попытки обретения полной независимости от Турции. Последнее вызвало в 1770-е гг. войну Египта с Турцией, а в 1786 г. - вторжение турецких войск в Египет для восстановления там османского господства. Последняя треть XVIII в. ознаменовалась тяжелым и затяжным социально-экономическим и политико-демографическим кризисом ['Авад, 1925, с. 41 - 53; Рафи'и, 1929 (1), с. 9 - 62; Хусайн, 1981, с. 30 - 48; Коротаев, 2006], который вызвал существенные изменения в социальной структуре общества и мировоззрении наиболее активных его слоев, что подготовило условия для трансформации Египетского государства в XIX в. В конце XVIII в. в Египет вторглись французы, их изгнание привело в конечном счете к падению мамлюков [Риф'ат, 1920, с. 39 - 40; Рафи'и, 1930, с. 102 - 128; Са'ид, 1959, с. 50 - 51; Хусайн, 1981, с. 135 - 137; Джамал, Ибрахим, 1995, с. 133 - 134; Раджаби, 1997, с. 94 - 114; ал-Битрик, 1999, с. 25 - 26] и приходу к власти Мухаммада Али, "последнего мамлюка", по выражению А. Марсо1.
Следует учитывать, что многие социально-экономические и даже политические процессы в Египте в XVI-XVIII вв. являлись местными вариациями общеосманских процессов [Holt, 1969, р. 23]. Так, XVI век был благополучным не только для него, но и для всей империи, а в конце XVI - начале XVII в. в ней начался экономический кризис и повсеместно, включая Египет, происходили военные мятежи и волнения. В XVII в. идет переход от военного типа государства в Турции к бюрократическому [Hathaway, 1998(1), р. 34], что сказывается и на политическом положении в Египте. Откупная система в XVII-XVIII вв. распространилась на многие провинции Турции. Отмечается также тесная связь изменения османской провинциальной политики, происшедшего в XVII в., и подъема провинциальных элит в XVIII в., в том числе и в Египте [Piterberg, 1990]. Однако многие из этих общеосманских явлений приобретали в Египте специфические черты, что неудивительно, поскольку Египет был наиболее крупной [Winter, 1998(1), р. 3] и наиболее развитой провинцией Оттоманской Порты [Рафи'и, 1929(1), с. 9 - 62; Йахйа, 1969, с. 127 - 212; Хусайн, 1981, с. 9 - 19; Мухаммад, 1985, с. 159 - 279; Ахмед, 1987(1); Джамал, Ибрахим, 1995, с. 24 - 39; Crecelius, 1998, р. 59]. Кроме того, с самого момента оккупации османы рассматривали Египет как особый случай, особую часть империи, поэтому далеко не все османские институты внедрялись в Египте [Winter, 1998(1), р. 3 - 4]).
ПОДЪЕМ УРОВНЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Для адекватного понимания этого этапа необходимо принимать во внимание общую динамику предшествующего, мамлюкского периода, с краткого обзора которой мы и начнем этот раздел. Первое столетие правления мамлюков в целом стало временем социально-экономического подъема страны, что было также связано с ростом
1 Естественно, имеются расхождения в отнесении определенных событий к тому или иному периоду. Майкл Винтер выделяет в качестве отдельного периода конец XVII - начало XVIII в., характеризующийся бурными событиями и борьбой военных группировок; и у него получается четыре периода [Winter, 1992, р. 18]. Иные выделяют отдельно период завоевания Египта турками (1517 - 1525) [Holt, 1968, р. 83 - 90]. Но в целом общая картина остается примерно той же.
стр. 47
значения Египта как важнейшего перекрестка торговых путей между Западом и Востоком [Марзук, б.д., с. 326 - 334; Сурур, 1947, с. 281 - 342; Са'ид 'Ашур, 1959, с. 198 - 214]. Однако с 1347 г. социально-экономическая ситуация в Египте стала ухудшаться [Касим, 1998, с. 342 - 377; Коротаев, 2006; Shoshan, 1978, 1982]2. "Черная смерть" и последующая цепь новых катастрофических эпидемий чумы, неспособность властей защитить население от набегов бедуинских племен, рост налогов и беззаконных сборов, вызывающая роскошь элиты на фоне обнищания населения и другие негативные факторы создали экономический и духовный кризис в обществе и стали причиной падения престижа мамлюков [Ахмед, 1987(2), с. 15 - 17; Хариди, 2000, с. 145 - 147; Ayalon, 1988, р. 29 - 30; Ayalon, 1993; Garsin, 1998, p. 316 - 317; McGregor, 2006, p. 17 - 19; Petry, 1994].
В стране, по выражению Н. А. Иванова [1984, с. 16], углублялся "социальный маразм", чему способствовали междоусобная борьба претендентов на престол и быстрая смена правящих династий и правителей [Абд ас-Саййид, 1966; Winter, 1998(2), р. 494], о причинах последней, как известно, писал Ибн-Халдун [Ibn Khaldun, 1958; Ибн Халдун, 2004; см. также: Коротаев, 2006; Коротаев, 2007; Турчин, 2007, с. 188 - 194]. Мамлюки не смогли ничего эффективного противопоставить экспансии Португалии, укреплявшейся в начале XVI в. на торговом пути в Индию [Ахмед, 1987(2), с. 17 - 19; Абд ад-Дайим, 1996, с. 165 - 171; McGregor, 2006, р. 19 - 22; Petry, 1998, р. 465 - 467]. Это окончательно подорвало уважение к ним, и в то же время рос авторитет турок-османов как защитников ислама. В результате египтяне стали ждать последних как освободителей, способных навести порядок, поднять престиж веры, облегчить налоги и поборы [Иванов, 1984, с. 37]. В 1516 г. мамлюки потерпели поражение в Сирии, а в начале 1517 г. - на подступах к Каиру [Ахмед, 1987(2), с. 25 - 33; Winter 1998(2); McGregor, 2006]). Огромный Мамлюкский халифат пал, и Египет стал турецкой провинцией [Хариди, 2000, с. 114 - 144; Winter, 1998(2), р. 494; McGregor, 2006, р. 22 - 26; Hess, 1973]. Колоссальная добыча была вывезена в Стамбул караваном в тысячу верблюдов [аш-Шаркави, 1956, с. 9 - 10; ан-Нимним, 1995; McGregor, 2006, р. 26].
Новые завоеватели - османы - провели значительные изменения в управлении, имущественных и налоговых отношениях египетского общества. Были конфискованы земельные владения мамлюков и иных зажиточных слоев, отменены все их налоговые льготы и иммунитеты [Хусайн, 1981, с. 31; Иванов, 1984, с. 380; Зеленев, 2003, с. 23; Winter, 1992, р. 11]. Налоги были сильно снижены, откупная система их сборов, приводившая к большим злоупотреблениям, ликвидирована, а любые поборы или "подарки" с населения запрещены [Абд ад-Дайим, 1996, с. 230; Shaw, 1962, р. 20]. Земля была передана в пожизненное пользование крестьянам [Иванов, 1984, с. 206 - 207; Зеленев, 1999, с. 170], и даже было разрешено передавать это право по наследству [Shaw, 1962, р. 21]. Но это стало, однако, не только правом феллахов, но и их довольно тяжелой обязанностью [Shaw, 1962, р. 20]. В значительной степени был обобществлен жилищный фонд в городах, а также установлены твердые цены на товары, в результате чего "серьезно пострадали айяны -представители зажиточной прослойки городского патрициата. Они утратили привилегированное положение, лишились былого влияния и значительной части имущества" [Иванов, 1984, с. 207]. По мнению Н. А. Иванова [1984, с. 206 - 207], с которым в значительной степени можно согласить-
2 347 г. - не случайная дата, а начало для Египта волны чумных эпидемий. С 1331 по 1346 г. чума распространилась из Азии в Европу разными путями [McNeill, 1998, р. 176 - 177], и Египет, расположенный на перекрестке трех континентов, конечно, не мог избежать этого мирового бедствия. Только за 135-летний период правления черкесских мамлюков (1382 - 1517 гг.) эпидемии чумы наблюдались в Египте 16 раз, т.е. в среднем каждые 8 лет [Коротаев, 2006, с. 601. Более подробно о влиянии эпидемий на социально-демографическую динамику Египта в XIV-XV вв. см.: [Dols, 1977; Borsch, 2004; Borsch, 2005; Shoshan, 1978, 19821.
стр. 48
ся, все эти изменения означали серьезный социальный переворот, выразившийся прежде всего в коренной перестройке аграрных отношений, в результате которого "был ликвидирован феодальный господствующий класс средневекового арабского общества"3. В то же время не следует идеализировать эту "крестьянскую" политику, поскольку феллахи были в значительной мере прикреплены к своим участкам, покинувших их возвращали насильно, и за уклонение от обязанностей следовали жесткие санкции [Shaw, 1962, р. 20].
Новые власти начали борьбу за наведение элементарного порядка в стране - в частности, были предприняты очень жесткие меры против бесчинств бедуинов, вплоть до наград за их головы. На некоторое время в стране установилась такая безопасность, что, по словам Ибн Ийаса, "волк и ягненок могли ходить вместе" [цит. по: Иванов, 1984, с. 42; см. также: Shaw, 1962, р. 4]. Был также реформирован суд [ас-Саййид, 1997, с. 385 - 428; Абд ад-Дайим, 1996, с. 222 - 225; 'Иса, ал-Махмуди, 2000; Winter, 1992, р. 11 - 12; Winter, 1998(2), р. 509 - 510; Наппа 1995(2)], который стал гораздо ближе к населению, в том числе и сельскому, а главное, по турецкой модели была установлена иерархия судей-кадиев, т.е. "строго субординированная шариатская организация - новое и совершенно уникальное явление в истории ислама" [Иванов, 1993, с. 242; см. также: Winter, 1998(2), р. 509 - 510; Hanna, 1995(2)].
Облегчение положения земледельцев и в определенной мере забота о них, равно как и активное вмешательство в местную техническую, административную и налоговую практику, обеспечившее достаточно эффективное наведение в ней элементарного порядка [Winter, 1998(2), р. 516; Winter, 1998( 1), р. 4], а также политика заселения пустующих мест и широкомасштабные ирригационные работы [Winter, 1998(1), р. 4; Shaw, 1962, р. 19 - 20] привели в первые десятилетия османского господства к росту сельскохозяйственного производства и увеличению численности сельского населения [Иванов, 1984, с. 212; Shaw, 1962, р. 19]. В целом "на протяжении жизни двух поколений Египет пользовался тишиной и покоем", оставаясь "послушной и благоденствующей" провинцией [Иванов, 1984, с. 47; а также: Holt, 1961, р. 216; Marsot, 2004, р. 41], в Египте наблюдался заметный экономический и демографический рост [Hathaway, 1997, р. 7; Cuno, 2000, р. 96; Shaw, 1962, р. 18].
Турецкий султан Селим I Яуз (Грозный) (1512 - 1520) умер через три года после завоевания Египта. Новый султан Сулейман I Кануни (Законодатель) (1520 - 1566), прозванный европейцами Великолепным, отказался от политики автономии Египта и взял курс на его "османизацию". Это вызвало мятеж в 1523 - 1524 гг. [Winter, 1992; Winter, 1998(2), p. 513 - 515; McGregor, 2006, p. 28 - 29]. После его жестокого подавления Египту был дан "основной закон", Кануннаме Миср (Misir Kanunnamesi, т.е. "Книга законов Египта" [Кануннаме-и Миср, 1986]), который действовал почти три века, фактически до периода правления Мухаммада Али, сохраняя и в дальнейшем свое влияние на египетскую политико-правовую систему [ас-Саййид, 1997, с. 129 - 135; Winter, 1992, р. 16]. Законы Сулеймана I наряду с общеосманскими административными идеями в то же время вобрали в себя многое из прежних норм, имевшихся в мамлюкском Египте [Winter, 1992, р. 16; 1998(2), р. 515 - 516]. Полный текст этого нормативного акта в переводе на арабский язык см.: [Кануннаме-и Миср, 1986].
В целом XVI век, несмотря на неизбежные отрицательные стороны и эксцессы оккупации [см.: ан-Нимним, 1995], можно оценить как время благотворного влияния турецкой власти на государственность и экономическое состояние Египта (сравни, например: [Winter, 1998(1), р. 5 - 6]).
3 Такие меры, равно как определенная забота о земледельцах, были вообще свойственны ранней турецкой идеологии и политике [см.: Иванов, 1984, с. 202 - 211; а также: Орешкова, 1982, с. 121; Зеленев, 1999, с. 169 - 170].
стр. 49
Но "османизация" Египта не означала тотального контроля из Стамбула. Напротив, по словам М. Винтера, османы были прагматиками и осознавали, что особая природа египетской экономики требует минимального вмешательства в его управление [Winter, 1992, р. 17]. Поэтому они достаточно полно контролировали только немногие государственные функции, оставляя другие в более свободном режиме [Наппа, 1995 (1), р. 3]. Но мы также думаем, что этому сильно способствовала и особая развитость Египта в сравнении с другими провинциями. Такая смешанная система управления обусловила и то, что в управление более мелкими административными единицами внутри Египта (санджаками) и тем более на более низком административном уровне турки вмешивались мало [см.: Ацамба, 1991, с. 124]. При этом они активно опирались на местные традиции власти, что в значительной мере стало важной причиной будущего "ренессанса" мамлюкских домов, сохранивших свое влияние на местах. Турки также назначали шейхов племен начальниками определенных районов и уездов [Winter, 1998(1), р. 22].
Важнейшим институтом управления и опорой османской власти в Египте были расположенные там семь военных формирований (условно - корпусов), которые назывались оджаки (или очаги), включая и мамлюкский (черкесский) корпус [Мухаммад, 1985; Абд ад-Дайим, 1996, с. 216 - 220; ас-Саййид, 1997, с. 285 - 356; Хариди, 2000, с. 223 - 232]. Изначально самым важным из всех оджаков был янычарский.
Согласно Канун-наме Миср руководить провинцией Египет должен был назначаемый из Стамбула губернатор, который назывался первоначально бейлер-бей, с XVII в. - вали; египтяне его часто также называли почетным титулом паша [см.: Хусайн, 1981, с. 11 - 12; Абд ад-Дайим, 1996, с. 210 - 213; Shaw, 1962, р. 1; Shaw, 1964, р. 4; Ацамба, 1991, с. 110]. Срок его полномочий был всего один год, но иногда губернаторы оставались на несколько фоков. Паша руководил провинцией вместе с заместителем и несколькими высшими чиновниками (включая главного казначея и главного судью), назначаемыми также из Стамбула и поэтому прямо не подчиненными ему [Мухаммад, 1985, с. 161 - 171; ас-Саййид, 1997, с. 166 - 175; Хариди, 2000, с. 149 - 167]. Эти чиновники составляли своего рода правительство, или малый диван, который должен был работать практически ежедневно. Был также расширенный (большой) диван, заседавший четыре раза в неделю, в состав которого входили руководители ряда важных корпораций и командиры (или представители) семи военных корпусов, игравших в жизни Египта важную роль, но не подчиненных прямо губернатору. Основные решения должны были утверждаться малым или большим диваном, который в некоторых случаях мог даже сместить пашу [см.: аш-Шаркави, 1956, с. 40; Хусайн, 1981, с. 16; Абд ад-Дайим, 1996, с. 220 - 222; ас-Саййид, 1997, с. 182 - 194; Хариди, 2000, с. 168 - 169; Ацамба, 1991, с. 122 - 123].
Для понимания особенностей системы управления в Египте очень важно иметь в виду, что в Канун-наме Миср была предусмотрена своеобразная система сдержек и противовесов внутри иерархии турецких чиновников. Это в первую очередь касалось баланса в распределении полномочий и реальной власти между пашой и членами дивана (включая военных командиров), многие из которых также назначались непосредственно из Стамбула. Это делалось турецким правительством из опасения, чтобы паша в Египте не приобрел слишком большую власть (что могло привести к отпадению провинции от империи). А в округах-санджаках Египта роль определенного противовеса турецким военным часто играли мамлюки (позже они стали, правда, уже основными "игроками" на центральной политической сцене). Такая система не позволяла никому персонально в Египте иметь слишком большую власть (о системе разделения властей в Египте см.: [Shaw, 1962; Наппа, 1995(1), р. 3,5; Ацамба, 1991; Зеленев, 2003])4.
4 Это было хорошо при твердой власти в Стамбуле и империи, но плохо при ее ослаблении. В последнем случае, говоря словами арабского историка Зейн Н. Зейна, "арабы страдали не столько от избытка турецкого правления, сколько оттого, что его было мало!" [цит. по: Иванов, 1984, с. 203 - 2041.
стр. 50
В отличие от предшествующего ему, т.е. "мамлюкского" (XIII-XV вв.), периода истории Египта, который исключительно богат историческими источниками, большая часть османского периода весьма бедна ими и поэтому остается достаточно темной в смысле наших знаний о нем [Winter, 1998(1), р. 1 - 2; Holt, 1961, р. 214; Kimche, 1968, р. 448; Ayalon, 1987, р. 144; Piterberg, 1990, р. 282; Мейер, 1984, с. 34]. И особенно это относится к XVI в., многие процессы в котором остаются в важнейших моментах неясными. Это, в частности, касается и эволюции положения мамлюков, экономическая мощь которых на время была подрублена. Известно, что в первые годы после турецкого завоевания прежним хозяевам Египта пришлось довольно туго. Немало их было казнено, другие совершенно обнищали [Зеленев, 2003, с. 23; McGregor, 2006, р. 25]. Однако достаточно скоро лояльные мамлюки были прощены [Hathaway, 1995, р. 39; Ацамба, 1991, с. 109], многие из них были зачислены на службу в особый "черкесский" корпус, а иные были распределены по турецким военным корпусам [Мухаммад, 1985, с. 33 - 51]. Как пишет М. Винтер, османы осознали, что было бы расточительством убивать таких превосходных воинов, которым не было равных среди османских кавалеристов [Winter, 1998(2), р. 511]. Мамлюки стали получать денежное жалование. Часть из них заняли должности в провинциальном управлении, включая управление округами (санджаками).
Таким образом, хотя в XVI в. мамлюки и находились на вторых ролях [см.: Holt, 1961, р. 218], они сумели интегрироваться в новую систему. Этому способствовала и общая гибкость мамлюкских институтов [Petry, 1998, р. 489], высокая степень сплоченности внутри мамлюкских домов, а также то, что мамлюки лучше знали египетскую жизнь, чем военные и чиновники из Турции, которые часто меняли места службы [Marsot, 2004, р. 42; Зеленев, 2003, с. 44]. Благодаря всему этому мамлюки, думается, и смогли выжить в условиях потери своих прежних доходов и затем вновь подняться к вершинам власти. Поскольку мамлюков в XVI-XVIII вв. (как, впрочем, и ранее) приобретали главным образом на Кавказе, их часто называют в литературе черкесами или черкесскими мамлюками. Однако среди них было немало и лиц иных национальностей (практически из всех регионов Турции и сопредельных с ней стран), число которых в XVIII в. возрастало.
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
Для понимания политических процессов, происходивших в Египте, очень важно учитывать экономические изменения, которые сильно повлияли на эволюцию политической системы Египта, нередко выступали важнейшей движущей силой и источником развития этих изменений. Это касается и инфляционно-экономического кризиса конца XVI - начала XVII в., и перехода от прямого взимания налогов к откупам в XVII в. [Cuno, 1992], и роста этой системы с превращением многих откупов в пожизненные и наследственные в XVIII в. [Cuno, 1992; Marsot, 2004; Shaw, 1962], и ухудшения торговой конъюнктуры в XVIII в., что привело к изменению поведения населения и мамлюков [Marsot, 2004; Marsot, 2005; Hanna, 1995(1); Hanna, 1995(2); см. также: Ayalon, 1960, p. 156 - 157; Кильберг, 1978, с. 7].
В последние десятилетия XVI в. благополучная полоса турецкой истории заканчивается. Одной из главных причин этого явилась так называемая революция цен, т.е. резкий рост цен в результате массового ввоза золота и серебра из Нового Света в Европу. В результате быстрой инфляции экономическое положение в Турецкой империи резко ухудшается [Hathaway, 1998(1), р. 34; Goldstone, 1988]. Цены в 1585 - 1586 гг., т.е. к концу XVI столетия, по сравнению с ценами конца XV в. (прежде всего на продовольствие) поднялись в 1.8 раза, а уже вначале XVII в. (1604 - 1605) в 4.7 раза. А реальная стоимость серебра соответственно упала за этот период в 2.5 раза [Barkan, McCarthy, 1975, p. 9, 15 - 16]. Наиболее опасным следствием роста цен было то, что ре-
стр. 51
альное жалованье войскам, при фиксированном номинальном, резко сократилось, а правительство оказалось не в состоянии изменить ситуацию5. Беспорядки, локальные восстания, мятежи и волнения в войсках стали массовым явлением в империи [Barkan, McCarthy, 1975, p. 3; Goldstone, 1988]. В частности, в Египте в 1587 - 1605 гг. произошло пять военных мятежей [Иванов, Орешкова, 2000, с. 90; см. также: Holt, 1961, р. 217; Holt, 1969, р. 71 и др.]. А в 1609 г. восставшие мамлюки захватили г. Танту в Нижнем Египте и попытались провозгласить создание независимого мамлюкского султаната [Иванов, Орешкова, 2000, с. 90; см. также: Holt, 1961, р. 218]. Подавление этого мятежа хронист Ибн Аби-с-Сурур оценил как второе завоевание Египта османами [см.: Holt, 1961, р. 218].
Длительный период волнений и мятежей 1587 - 1609 гг. в Египте в конце концов закончился. Положение в империи временно стабилизировалось, но позиции турок в провинциях все же ослабли. В Египте это проявилось в падении реальной власти паши [Hathaway, 1998(1); Crecelius, 1998, p. 61; Holt, 1961, p. 218]. Участились случаи его фактического свержения и отказа принять нового пашу. Чтобы иметь возможность контролировать ситуацию, губернаторы вынуждены были интриговать, лавировать между различными влиятельными группами, сталкивать их между собой, в том числе привлекать мамлюков к подавлению янычарских мятежей [Зеленев, 2003, с. 44], а также к выполнению некоторых функций. В результате мамлюки становились все более важным фактором политической системы в Египте, что ознаменовало начало их нового подъема [см.: Holt, 1961, р. 218].
Таким образом, первичный баланс сил в Египте, установленный после турецкого завоевания, нарушился, верховная власть ослабла, реальная автономия страны усилилась. Больше всех от такой перемены выиграли мамлюки, и в результате постепенно возрастает влияние крупных мамлюкских домов, члены которых захватывают различные должности в армии, местном провинциальном и центральном управлении. Число мамлюкских корпусов, по некоторым данным, возрастает до трех [Marsot, 2004, р. 42; Зеленев, 2003, с. 44]. А в связи с наметившимся в XVII в. переходом от прямого сбора налогов чиновниками к системе откупов они начинают возрождать свою экономическую мощь, поскольку именно мамлюки в основном сосредоточивают в своих руках откупа, что позволяло также контролировать поземельные отношения и влиять на население6.
Постепенно в Египте в XVII в. сложился и укрепился новый, хотя и не утвержденный никаким законом, но вполне реальный и жизнеспособный политический режим, просуществовавший фактически до французской оккупации Египта в 1798 г. [Marsot, 2004, р. 44]. При этом официально в Египте продолжали действовать политические и административные структуры, утвержденные Канун-наме Миср. Новая система родилась в процессе борьбы за распределение ресурсов и важнейшие посты в условиях, когда паша имел слабые позиции, а многие из чисто османских постов стали контролироваться мамлюками.
5 Ситуация осложнялась в значительной мере еще и тем, что османская система финансов и расходов оказалась своего рода заложником собственной сложности и негибкости (о сложности этой бюджетной системы см., например: [Shaw, 1968, р. 3 - 4). В результате система оказалась недостаточно гибкой в условиях инфляции, поскольку все расходы были расписаны как бы раз и навсегда, и их изменение было непростым делом.
6 Сами откупа назывались илтизамы, а откупщики - мултазимы. Система откупов все более распространялась в XVII в., а в XVIII в. она стала ведущей [Hathaway, 1995, р. 39; 1997, р. 9; 1998(2), р. 108; Piterberg, 1990, р. 285; Baer, 1962, р. 1 - 2; 1969, р. 621. Кроме того, откупа стали из временных пожизненными (маликяне) с преимущественным правом передачи по наследству [Иванов, 2000, с. 414; см. также: Cuno, 1992, р. 27; Marsot, 2004; Shaw, 1962].
стр. 52
Новый политический режим часто называют бейликат (иногда эмират), по титулам наиболее знатных мамлюков - беев (или эмиров/амиров), поскольку примерно два десятка мамлюкских беев составляли высший политический круг, способный оказывать влияние на важнейшие процессы в Египте7. Титул бей был одним из высших званий (должностей) в Османской империи. Титулы беев и соответствующее денежное жалованье получила и верхушка мамлюков еще в первой половине XVI в., во времена Сулеймана I Великолепного, однако, по мнению М. Винтера [Winter, 1998(1), р. 12], необходимо различать титулы беев происхождения османского и мамлюкского. Следует также учитывать, что эти титулы не были наследственными, а должны были утверждаться общеегипетским диваном, поэтому персональный состав беев значительно менялся в зависимости от результатов их борьбы за влияние и в связи с иными событиями. Но так или иначе указанные мамлюкские беи, а точнее, дома, которые они представляли или возглавляли, создали собственные крупные военные силы; постепенно сосредоточили в своих руках большие денежные средства, многие военные и гражданские посты; вошли в египетский и провинциальные диваны и т.д.8.
В целом они могли реально влиять на все главные политические и экономические события в стране9. Экономической основой системы бейликата, помимо откупной системы налогов, был контроль над наиболее доходными должностями10.
В целом бейликат представлял собой систему хотя и неофициальной, но вполне реальной власти олигархии крупнейших мамлюкских домов ("клуб мамлюкской знати", по выражению Е. И. Зеленева), которые были близки к османскому губернатору, но официально не входили ни в одно из семи турецких военных формирований [Зеленев, 2003, с. 44]. При этом среди таких домов выделяются два крупнейших (Факариййа и Касимиййа), боровшихся между собой за высшие посты, а потом и за власть в Египте [Hathaway, 1998(1); Hathaway, 1998(2); Crecelius, 1998, p. 63; Holt, 1961, p. 218 - 219; Winter, 1992, p. 21]. Самым выдающимся представителем бейликата XVII в. считают Ридвана-бея ал-Факари, главу дома ал-Факариййа, удерживавшего пост начальника каравана паломников четверть века (1631 - 1656), до своей смерти [Winter, 1992, р. 21], и бывшего фактическим главой государства [Marsot, 2004, р. 43]. Таким образом, система бейликата существенно компенсировала сегментированность мамлюкского общества, в котором каждое крупное домовладение было самодостаточно и независимо [Philipp, 1998, р. 122].
Поскольку турецкий режим оставался в первую очередь военным, где ключевые посты занимали военные [Иванов, 1982, с. 144], было вполне естественным, что в результате его ослабления к власти пришло военное сословие мамлюков. Однако их положение не было еще столь значимым, чтобы они могли претендовать на монопольную власть в стране. Бейликат оставался достаточно прочным до середины XVII в., но после смерти упомянутого выше Ридвана-бея ал-Факари борьба между домами
7 Есть много неясностей с реальным количеством мамлюкских беев, но достаточно часто называется число 24, из которых 12 были главными (двухбунчуковыми), а 12 их заместителями [Ацамба, 1991, с. 119].
8 Мамлюки также "приватизировали" суды, которые нередко работали прямо в их домах, а также устраивали домашние тюрьмы, куда бросали своих врагов [см.: Hanna, 1995(2), р. 56 - 57].
9 Тут следует учитывать, что представители этого высшего и тесного круга, занимая ведущие посты и проживая большей частью в Каире и других крупнейших городах, имели постоянные возможности для тесных официальных и неофициальных контактов, а часто были просто обязаны решать различные вопросы совместно.
10 Наиболее важными постами считались: начальник каравана паломников, начальник охраны каравана доставки налогов в Стамбул, начальник портов и некоторые другие [Мухаммад, 1985, с. 173 - 257]. Стоит отметить, что между объемом доходов и могуществом домов была исключительно прямая связь. Чем больше были доходы, тем больше рабов могли приобрести дома и тем больше воинов они имели. Что касается откупов, то, как уже сказано, они из временных постепенно стали пожизненными.
стр. 53
ал-Факариййа и ал-Касимиййа привела не просто к их временному ослаблению, но к ослаблению режима бейликата в целом. В результате частично усилились позиции Турции, но особенно янычарской верхушки [Marsot, 2004, р. 43], из числа которой вышел Кучук Мехмед, контролировавший власть в Египте с 1676 по 1694 г. [Зеленев, 2003, с. 47], и еще несколько диктаторов. Это, впрочем, было предвестником перехода к режиму диктатуры в следующем, XVIII в.
Таким образом, следует учитывать, что наряду с мамлюками в XVII в. усиливается и другая категория военных - турецкие гарнизоны (особенно янычары). Однако важно иметь в виду, что эти два вида военной власти не были жестко разделены между собой (см. об этом, например: [Hathaway, 1995; 1998(2)]; о сложных процессах взаимодействия и формирования этих элит см. также: [Piterberg, 1990]). Во-первых, мамлюки входили в состав практически всех турецких корпусов [Piterberg, 1990, р. 282; Зеленев, 2003, с. 287] и занимали в них высокие посты; во-вторых, в систему корпусов входили и мамлюкские корпуса, один из которых был сформирован из мамлюков османского губернатора [Cuno, 1985, р. 29]. Кроме того, мамлюки также имели немало клиентов среди солдат и офицеров оджаков [Hathaway, 1998(2), р. 108; Marsot, 2004].
Таким образом, в XVII - начале XVIII в. в Египте имелось как бы два военных сословия: военные корпуса-оджаки (в первую очередь янычары) и мамлюки, которые соперничали за влияние и верховную власть в стране. При этом в XVII в. наблюдается сложная динамика как в соперничестве и успехах этих двух военных элит, так и в их постепенном симбиозе. В ходе этой конкуренции создались более или менее долгосрочные союзы мамлюкских домов с янычарами и другими оджаками, которые также могли усложняться союзами с кочевыми племенами [см.: Зеленев, 2003, с. 46]. Поэтому политический строй Египта XVII в. точнее было бы назвать режимом военной олигархии, в котором временами преобладали мамлюки, временами - янычары, но постепенно вектор развития шел к тому, что позиции османских военных слабели, а мамлюкских домов - крепли. Возможно, этот результат объясняется более прочными экономическими позициями мамлюков и крепкими местными связями мамлюкских домов.
Кризис XVII в. был еще более усугублен серией катастрофических эпидемий (прежде всего чумы), от которых Египет пострадал в 1602, 1609, 1619, 1621 - 1622, 1624, 1626, 1630 - 1631, 1642 - 1643, 1646, 1653 - 1654, 1656, 1668, 1671, 1677, 1685 - 1686, 1692 и 1700 - 1701 гг. [Ибрахим, 1998, с. 299 - 302; см. также: Ахмед, 1987(1), с. 234 - 239; Хариди, 2000, с. 369 - 377]. Отметим, что, как было показано С. Дж. Борщем [Borsch, 2004] применительно к эпохе "Черной смерти", в Египте демографический коллапс второй половины XIV - XV в. привел не к повышению уровня потребления рядового населения (как это наблюдалось во время предыдущих демографических коллапсов [см.: Коротаев, 2006]), а к его понижению. Дело в том, что в отличие от предшествующих демографических коллапсов исламской эпохи, сопровождавшихся достаточно быстрой стабилизацией и началом восстановительного роста, восстановительный рост после "Черной смерти" середины XIV в. постоянно прерывался все новыми и новыми эпидемическими волнами, приводившими ко все большему и большему сокращению численности населения страны. В результате наблюдалась все большая нехватка рабочей силы, необходимой для поддержания в порядке египетских ирригационных систем. Как следствие, очень заметная часть этих ирригационных систем пришла в упадок, при этом во второй половине XIV - XV в. площадь обрабатываемых земель - и соответственно количество производимого в стране продовольствия - сократилась даже в большей степени, чем численность населения. Это и привело к уменьшению производства продовольствия на душу населения - и соответственно к понижению уровней среднедушевого потребления - и в целом к сильнейшему экономическо-
стр. 54
му кризису [Borsch, 2004; Borsch, 2005]. Имеются все основания предполагать, что к аналогичным последствиям привела и катастрофическая серия эпидемий XVII в. [подробнее см.: Коротаев, 2006].
В конце XVII и начале XVIII в. Египет вновь переживал сильное (по определению Н. А. Иванова, даже беспрецедентное) расстройство хозяйственной жизни и обесценивание денег. Это усилило остроту политических страстей и борьбы между различными силами, например, между корпусами турецкой армии (в частности, янычарами, с одной стороны, и коалицией остальных корпусов - с другой). К этим группам примкнули и вышеупомянутые мамлюкские группировки ал-Факариййа и ал-Касимиййа. Борьба между такими коалициями в 1707 - 1711 гг. в конце концов, закончилась настоящей войной в Каире, где столкновения продолжались с марта по июнь 1711 г. [Иванов, 2000, с. 408 - 409]. В результате этих кровавых событий враждующие корпуса потеряли сначала своих лидеров, а потом утратили и свои позиции, а образовавшийся вакуум вновь заняли мамлюки [Marsot, 2004, р. 44].
В дальнейшем ослабление оджаков заставило турецкое правительство привлекать для решения различных задач военные силы мамлюков, что способствовало их усилению. Поэтому политическая система бейликата вновь приобрела важнейшее значение в жизни Египта и сохраняла его до французской оккупации, причем в еще более выраженном, чем в XVII в., виде, а именно с установлением контроля над всеми семью военными корпусами в Египте и над главными его ресурсами [Marsot, 2004, р. 44; Зеленев, 2003, с. 50]. Таким образом, можно согласиться с С. Шоу, что история османского Египта есть история повторяющихся конфликтов между членами военных объединений и между ними и представителями Порты в Египте, конфликтов, в центре которых лежало стремление к контролю над правительственной иерархией и источниками богатства или доходов [Shaw, 1962, р. 3].
НАЧАЛО ПОВОРОТА К НОВОМУ ЕГИПЕТСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
События 1711 г. знаменовали начало нового этапа, характеризующегося следующими изменениями: а) тенденцией к полному доминированию мамлюков, к превращению их в ведущую военную силу в Египте при одновременном снижении значения турецких военных гарнизонов; б) еще большим упадком власти паши [Crecelius, 1998, р. 61]; в) появлением высшей официально признаваемой Стамбулом должности в стране - шейх ал-балад, которую занимали янычарские и мамлюкские лидеры и за которую шло постоянное соперничество [Crecelius, 1998, р. 62]; г) усилением тенденции к созданию фактически независимой (от Османской империи) политии [Рафи'и, 1929(1), с. 9 - 62; Йахйа, 1969, с. 213 - 310; Хусайн, 1981, с. 19 - 48], однако с не совсем понятным типом политического режима. Такая ситуация облегчила переход, по выражению Д. Кресилиуса, от господства мамлюкских домов к индивидуальному господству отдельных людей [Crecelius, 1998, р. 59] - иными словами, трансформацию бейликата от системы олигархического правления к режиму личной диктатуры (иногда в виде дуумвирата или триумвирата).
Система диктатуры изменила с конца 20-х гг. XVIII в. и способ назначения мамлюкских беев-эмиров. Если раньше это как-то контролировалось османскими властями, причем, как правило, ранги присваивались общеегипетским диваном только на год, после чего следовало переутверждение или назначение на другую должность [Ацамба, 1991, с. 119], то затем диктаторы стали продвигать к этим должностям своих ставленников, а то и прямо назначать их [Hathaway, 1995, р. 44; Hathaway, 1998(2), р. 115]. В частности, в последние десятилетия XVIII в. большинство черкесских беев было из дома Каздухли [там же; см. также: Кильберг, 1978, с. 11], хотя до середины XVIII в. ни один его представитель в бейликат не входил и титула бея не носил [Зеленев, 2003, с. 47].
стр. 55
Период 1711 - 1730 гг. характеризуется мамлюкскими междоусобицами, в ходе которых до этого лидирующий мамлюкский дом ал-Касимиййа потерял свое былое значение, а дом ал-Факариййа после победы над домом ал-Касимиййа распался на враждующие группы. В результате усилилась третья группировка - дом Каздухли (ал-Каздухлиййа), из состава которой и вышел нового типа диктатор Ибрахим-кахья ал-Каздухли (1744 - 1754)11. При нем, по словам члена русского посольства, губернатор жил "для одного токмо виду" [см.: Мейер, 1990, с. 67], а часто Ибрахим добивался, чтобы место губернатора и вовсе подолгу оставалось вакантным [Кильберг, 1978, с. 11].
Таким образом, после 1730 г. постепенно формируется полунезависимое Египетское государство, периодами лишь номинально признающее сюзеренитет Порты [Иванов, 2000, с. 410], а в отдельные моменты стремящееся и к юридической независимости. Однако такая полунезависимость нуждалась в особой политико-административной системе, которая в Египте после потери суверенитета была утрачена. И ее создание потребовало много времени и жертв. При этом в XVIII в. наблюдается усиление двойственности и параллелизма в должностях, функциях, структурах, формах назначения и т.п. Например, Н. А. Иванов пишет: "Формально мамлюки избирались на все эти руководящие посты. Фактически они приходили к власти путем военного переворота, сопровождавшегося коренным перераспределением всех важнейших государственных должностей" [Иванов, 2000, с. 411].
Но в целом основное направление формирования новой политической формы шло в сторону упрочения системы единоличного правления. Последняя укрепляется к середине XVIII в. и в том или ином виде (с периодами переворотов и междоусобиц) держится почти до конца XVIII в. Таким образом, используя выражение Д. Кимхе, в Египте создается новая политическая суперструктура [Kimche, 1968]. Однако такая система была неизбежно связана с борьбой за власть, которая затихала, как только очередной диктатор упрочивал свои позиции, и вспыхивала вновь после его смерти или в результате его ослабления. Политическая стабилизация более характерна для периода 1740 - 1760-х гг., а борьба за власть особенно усиливается в последней трети XVIII в.
Еще более известным диктатором, чем Ибрахим-кахья, был Али-бей ал-Кабир (1760 - 1772)12, который сделал отчаянную попытку стать независимым от Турции правителем и возродить славу Мамлюкского халифата, вступив для этого в военный союз с Россией. Он был первым правителем, который попытался реформировать египетскую армию с помощью европейцев. Али-бей ал-Кабир пришел в конце концов к пониманию, что для укрепления своего положения ему необходимо уничтожить власть беев [Ахмед, 1987(3), с. 133 - 152; Marsot, 2005, р. 45; Кильберг, 1978] и соответственно режим бейликата. Война Али-бея с Турцией в конце концов закончилась его поражением. При всех недостатках мамлюкского режима можно согласиться, что правление Али-бея ал-Кабира доказало, что военная и политическая власть может быть централизована, даже если египетские лидеры и оказались не способными отделить Египет от Османской империи [см.: Рафи'и, 1929(1), с. 21 - 23; Заклама, 1995, с. 126 - 136; Goldschmidt, 2004, р. 15; Cuno, 1992, р. 28].
Дальнейшие политические события в Египте связаны с борьбой за власть "наследников" Али-бея и правившего за ним Мухаммад-бея Абу-з-Захаба, среди которых особенно стоит упомянуть Мурад-бея и Ибрахим-бея, стоявших у власти, хотя и с
11 Иногда его имя пишется как Ибрахим-кетхода. Кахья и кетхода (кетхуда) - это синонимы, которые имеют значения, связанные с хозяйственной или административной должностью, одно из этих значений имеет смысл "заместитель" - командира корпуса, коменданта крепости, губернатора и т. п. [см.: Мейер, 1984].
12 Кабир означает "Большой", "Великий".
стр. 56
большими перерывами, до самого французского вторжения. Они уже не стремились прямо отделить Египет от Турции, однако вовсе перестали присылать туда деньги, что, в конце концов, привело к военному вторжению Турции в Египет в 1786 г. и временному восстановлению там османской власти [Кильберг, 1978, с. 11]. Характерно, что египетские, и особенно каирские, жители, измученные анархией и бесконечными притеснениями, на первых порах ждали турок как силу, способную наконец навести порядок и возродить законность, и оказывали им всяческое содействие. Однако египтяне скоро разочаровались в них, поскольку это были уже другие, чем в период Селима I и Сулеймана I, османы.
Указанные политические изменения в середине и во второй половине XVIII в. совпали с ухудшением экономического положения в стране, чему сильно способствовали конфликты между мамлюками и рост незаконных налогов. Ситуацию усугубляли также набеги бедуинских племен, шейхи которых в некоторых областях Верхнего Египта были фактически независимыми. В это время, особенно в период между 1780 и 1798 гг., страну неоднократно охватывал голод, так что порой жители городов ели собак, кошек и крыс, доходило и до людоедства [ал-Джабарти, 1978, с. 239; Gold-schmidt, 2004, p. 15]. Это вместе с двумя эпидемиями чумы и различными природными бедствиями привело к существенному сокращению населения и ухудшению экономического положения, в целом - к социально-демографическому, экономическому, а также политическому кризису в конце века [см. об ухудшении положения, эпидемиях, беззакониях, голоде: ал-Джабарти, 1978; Cuno, 1992, р. 30; Иванов, 2000]13. В то же время в Египте XVIII в. наблюдались и определенные положительные экономические тенденции: заметный рост хозяйственной специализации, производства экспортных сельхозкультур (хлопка, сахарного тростника, риса), товарности и коммерциализации экономики, - которые существенно подготовили бурный рост египетской экономики в XIX в. [Сабри, 1991, с. 80 - 177; Gran, 1999; Cuno, 1992; Cuno, 2000].
Все это вело также к большим социальным переменам.
Во-первых, наблюдались изменения в экономическом и социальном положении мамлюков, которые стали контролировать все более значительную часть откупов (теперь уже пожизненных) и крупной торговли. Мамлюки все более открыто и помпезно демонстрировали роскошь и "величие" своего существования [Иванов, 2000, с. 414; Raymond, 2001, р. 274 - 279], усилились попытки сделать свое положение наследственным. И это очень существенно меняло их социальные и поведенческие характеристики. В результате того, что в XVIII в. мамлюки стали контролировать крупную, в том числе экспортно-импортную, торговлю, по словам А. Марсо, даже образовался мамлюкско-купеческий альянс [Marsot, 2004; см. также: Gran, 1999, р. 11 - 12], что на первых порах усилило позиции участников альянса [Marsot, 1984, р. 1]. Однако в дальнейшем торговля наиболее выгодными товарами (такими как кофе) сократилась, а экономическая конъюнктура в целом ухудшилась [Marsot 2004; Иванов, 2000, с. 414]. Доходов не стало хватать, и в то же время для поддержания военной мощи мамлюки должны были закупать дорогостоящее европейское оружие.
Во-вторых, поиск необходимых для этого источников доходов привел к существенному изменению экономических и социальных отношений в целом в стране. Некоторые мамлюкские дома разорялись и вынуждены были продавать часть своих прав на откупа [см. подробнее: Cuno, 1992, р. 37 - 47] в основном людям из зажиточных слоев (членам духовной корпорации улемов и а'йанам, т.е. представителям местных
13 По разным данным, к 1800 г. население Египта составляло от 3800 до 4500 тыс. человек [McCarthy, 1976, р. 33; Panzac, 1987, р. 15; Raymond, 2001, р. 300; Коротаев, 2006]. Есть предположения, что за последнюю четверть XVIII в. Египет мог потерять порядка 25% своего населения [Коротаев, 2006, с. 12; см. также: Raymond, 1981, р. 698 - 699].
стр. 57
городских и сельских элит). Таким образом, выросло экономическое значение средних слоев населения, которые к концу XVIII в. сосредоточили в своих руках до одной трети всех илтизамов [см.: Иванов, 2000, с. 414] и смогли играть большую роль в дальнейших политических событиях14.
В-третьих, сокращение доходов вело к тому, что мамлюки-мултазимы увеличивали поборы и незаконные налоги, в результате население забрасывало земли или бежало (по данным Н. А. Иванова [Иванов, 2000, с. 413]), в конце XVIII в. налоги с феллахов в два раза превышали объем налогов с них при Сулеймане I в XVI в.).
В-четвертых, эти негативные тенденции, в свою очередь, вызвали повышенную активность духовного сословия улемов (и в целом городских слоев), которые стали деятельно препятствовать в ряде случаев попыткам усилить поборы и вымогательства, вплоть до организации массовых протестов и даже восстаний в городах, что повышало их роль как социальных посредников между населением и мамлюками [см.: Marsot, 2005]. Постепенно также росло понимание того, что мамлюкский режим требует изменений.
Реформы и поражение Али-бея ал-Кабира, а затем восстановление власти Турции в Египте в конечном счете показали бесперспективность попыток решить стоящие перед обществом политические задачи без слома старых общественных отношений. Наиболее очевидным это стало в результате французского вторжения (1798 - 1801). Однако модель создания крепкой единоличной власти утверждалась в обществе.
Высадка в Египте 2 июля 1798 г. войск Наполеона Бонапарта и последовавшие за этим военные поражения мамлюков [см.: Риф'ат, 1920, с. 7; 'Авад, 1925, с. 91 - 154; Рафи'и, 1929(1), с. 77 - 83; Визарат ал-харбиййа, 1957, с. 31 - 53; Са'ид, 1959, с. 11 - 12; Иахйа, 1969, с. 343 - 361; Хусайн, 1981, с. 59 - 61; Джамал, Ибрахим, 1995, с. 77 - 79; Тарле, 1992, с. 64 - 69], по мнению многих исследователей, ознаменовали начало новой эпохи для этой страны [Рафи'и, 1929(2); аш-Шаркави, 1955, с. 178 - 191; Джамал, Ибрахим, 1995, с. 117; Хиджази, 2000, с. 19 - 58; Хариди, 2000, с. 411 - 458; Goldschmidt, 2004, р. 19; Lawson, 2000; Faksh, 1980, p. 42]. Относительно кратковременное пребывание в Египте французской армии и оккупационной администрации, с одной стороны, резко подорвало престиж мамлюков, а с другой - вовлекло часть высших слоев населения Каира в активную политическую деятельность, чем вызывало к жизни новые общественные силы. И результат не замедлил сказаться в виде выдвижения нового удачливого и энергичного правителя Мухаммада Али [Риф'ат, 1920(1), с. 19 - 32; Рафи'и, 1929(2); Са'ид, 1959, с. 39^19; Шукри, 1958; Йахйа, 1969, с. 583 - 622; Хусайн, 1981, с. 107 - 120; Сабри, 1991, с. 31 - 38; Джамал, Ибрахим, 1995, с. 125 - 133]; Зеленев 2002].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
'Абд ад-Дайим, 'Абд ал-'Азиз Махмуд. Миср фи 'аср ал-мамалик ва-л-'Усманиййин (Египет в эпоху мамлюков и Османов). Каир: Мактабат нахдат аш-Шарк, 1996.
'Абд ас-Саййид, Хаким Амин. Кийам давлат ал-мамалик ас-санийа (Становление второй мамлюк-ской династии). Каир: ад-Дар ал-каумиййа ли-т-тиба'а ва-н-нашр, 1966.
'Авад, Ахмад Хафиз. Фатх Миср ал-хадис, ау, Набулйун Бунабарт фи Миср (Начало современного Египта, или Наполеон Бонапарт в Египте). Каир: Матба'ат Миср, 1925.
Ахмед, Лайла 'Абд ал-Латиф. ал-Муджтама' ал-Мисрийй фи ал-'аср ал-'Усманийй (Египетское общество в османскую эпоху). Каир: Дар ал-китаб ал-джами'ийй, 1987 (1).
Ахмед, Лайла 'Абд ал-Латиф. Миср фи мафрак ат-турук. Хайир-бек ал-Мамлуки (Египет на распутье. Хайир-бек ал-Мамлуки). Каир: Дар ал-кутуб ал-джами'ийй, 1987 (2).
14 При этом очень важно, что среди них было много этнических арабов-египтян, в значительной мере отстраненных от активной политической жизни, поскольку ведущие должности даже в судебном аппарате до французского вторжения занимали неегиптяне [см.: Кириллина, Рябков, 1991, с. 138].
стр. 58
Ахмед, Лайла ' Абд ал-Латиф. ас-Са'ид фи 'ахд шайх ал-араб Хамам (Верхний Египет в эпоху бедуинского шейха Хамама). Каир: ал-Хай'а ал-мисриййа ал-'амма ли-л-китаб, 1987 (3).
Ацамба, Ф. М. Система административного управления египетской провинции Османской империи (XVI-XVII вв.) // Восток в новое время. Экономика, государственный строй / Под ред. И. М. Смилянской и Г. Г. Котовского. М.: Наука, 1991.
'Ашур, Са'ид 'Абд ал-Фаттах. Миср фи 'аср давлат ал-мамалик ал-бахриййа (Египет в эпоху бахрит-ской династии мамлюков). Каир: Мактабат ан-нахда ал-мисриййа, 1959.
ал-Битрик, 'Абд ал-Хамид. 'Аср Мухаммад 'Али ва-нахдат Миср фи ал-карн ат-таси'а 'ашар, 1805 - 1883 (Эпоха Мухаммада Али и возрождение Египта в XIX в., 1805 - 1883 гг.). Каир: ал-Хай'а ал-мисриййа ал-'амма ли-л-китаб, 1999.
Визарат ал-харбиййа. ал-Хамалат ал-исти'мариййа фи ал-карн ат-таси' 'ашар (Колониальные кампании в XIX в.). Каир: ал-Матба'а ал-амириййа, 1957.
Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс: От раннего государства к зрелому. М.: КомКни-га, 2007.
ал-Джабарти, 'Абд ар-Рахман. Египет в канун экспедиции Бонапарта (1776 - 1798). М.: Наука, 1978.
ал-Джамал, Шауки, 'Абд Аллах Абд ар-Разик Ибрахим. Тарих Миср ал-хадис ва-л-му'асир (Новая и новейшая история Египта). Каир: Дар ас-Сакафа, 1995.
Заклама, Анвар. ал-Мамалик фи Миср (Мамлюки в Египте). Каир: Мактабат Мадбули, 1995.
Зеленев Е. И. Египет: Средние века. Новое время. СПб.: Издательствово Санкт-Петербургского университета, 1999.
Зеленев Е. И. Государственное управление, судебная система и армия в Египте и Сирии (XVI - начало XX века). СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003.
Ибрахим Насир Ахмад. ал-Азамат ал-иджтима'иййа фи Миср фи-л-карн ас-саби'а 'ашар (Социальные кризисы в Египте в XVII в.). Каир: Дар ал-афак ал-'арбиййа, 1998.
Иванов Н. А. О типологических особенностях арабо-османского феодализма // Типы общественных отношений на Востоке в средние века / Под ред. Л. Б. Алаева. М: Наука, 1982.
Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран, 1516 - 1574. М.: Наука, 1984.
Иванов Н. А. Организация шариатской власти и административно-хозяйственного аппарата в Османской империи XVI-XVII вв. // Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти / Под ред. Н. А. Иванова. М.: Наука, 1993.
Иванов Н. А. Османский Египет и североафриканские вилайеты в XVIII в. // История Востока: в 6 т. Т. III. Восток на рубеже средневековья и Нового времени. XVI-XVIII вв. / Под ред. Л. Б. Алаева и др. М.: Восточная литература, 2000.
Иванов Н. А., Орешкова С. Ф. Османская империя в XVI-XVII вв. // История Востока: в 6 т. Т. III. Восток на рубеже средневековья и Нового времени. XVI-XVIII вв. / Под ред. Л. Б. Алаева и др. М.: Восточная литература, 2000.
'Иса, 'Абд ар-Разик 'Абд ар-Разик, и Йусуф Мустафа ал-Махмуди. ал-Кудат фи ал-'Аср ал-'усманийй (Судьи в османскую эпоху). Каир: ал-'Арабийй, 2000.
Йахйа Джалал. Миср ал-хадиса, 1517 - 1805 (Египет в Новое время, 1517 - 1805 гг.). Александрия: Мун-ша'ат ал-Ма'ариф, 1969.
Кануннаме-и Миср, аллази асдара-ху ас-султан ал-Кануни ли-хукм Миср (Канун-наме Египта, который был принят султаном /Сулейманом/ Законодателем для управления Египтом) / Под ред. Ахмада Фуада ал-Мутавалли. Каир: ал-Мактаба ал-англу ал-мисриййа, 1986.
Касим Абдо Касим. 'Аср салатин ал-мамалик, ат-тарих ас-сийасийй ва-л-иджтима'ийй (Эпоха мам-люкских султанов, социально-политическая история). Каир: 'Айн ад-дирасат ва-л-бухус ал-инсаниййа ва-л-игтима'иййа, 1998.
Кильберг Х. И. Предисловие II ал-Джабарти, 'Абд ар-Рахман. Египет в канун экспедиции Бонапарта (1776 - 1798). М.: Наука, 1978.
Кириллина С. А., Рябков М. Г. Система управления и мусульманское судопроизводство Египта в период экспедиции Наполеона I Бонапарта (1798 - 1801) // Восток в новое время. Экономика, государственный строй / Под ред. И. М. Смилянской и Г. Г. Котовского. М.: Наука, 1991.
Коротаев A. M. Долгосрочная политико-демографическая динамика Египта: циклы и тенденции. М.: Восточная литература, 2006.
Коротаев А. В. О некоторых особенностях средневековых египетских и иных политико-демографических циклов // Восток (Oriens). 2007. N 1.
стр. 59
Марзук Мухаммад Абд ал-'Азиз. Ан-Насир Мухаммад ибн Калавун. Каир: ал-Му'ассаса ал-мисриййа ал-'амма ли-т-та'лиф ва-т-тарджама ва-т-тиба'а ва-н-нашр, б.д.
Мейер М. С. Новые тенденции в социально-политической жизни Османской империи XVII-XVIII вв. (на примере института кетхуды) // Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах (История и современность) / Под ред. И. М. Смилянской. М.: Наука, 1984.
Мейер М. С. Кризис османских имперских порядков: меняющиеся отношения центра и периферии в XVIII в. // Османская империя: государственная власть и социально-политическая структура / Под ред. С. Ф. Орешковой. М.: Наука, 1990.
Мухаммад 'Ираки Йусуф. ал-Вуджуд ал-'Усманийй ал-мамлукийй фи Миср фи ал-карн ас-самина 'ашар ea-ава'ил ал-карн ат-таси'а 'ашар (Османо-мамлюкское присутствие в Египте в XVIII - начале XIX в.). Каир: Дар ал-Ма'ариф, 1985.
ан-Нимним Хилми. Джузур ал-ирхаб. Аййам Салим ал-Аууал фи Миср (Корни терроризма. Дни Селима! в Египте). ад-Докки: Дар ан-нахр, 1995.
Орешкова С. Ф. Османский феодализм: типологические наблюдения // Типы общественных отношений на Востоке в средние века / Под ред. Л. Б. Алаева. М.: Наука, 1982.
Раджаби Халил ибн Ахмад. Тарих ал-вазир Мухаммад 'Али Баша (История Мухаммада Али-паши). Каир: Дар ал-'афак ал-'арабиййа, 1997.
Рафи'и 'Абд ар-Рахман. Тарих ал-харака ал-кавмиййа ва-татаввур низам ал-хукм фи Миср (История национального движения и развитие политической системы в Египте). Т. 1. Каир: Матба'ат ан-нахда, 1929(1).
Рафи'и 'Абд ар-Рахман. Тарих ал-харака ал-кавмиййа ва-татаввур низам ал-хукм фи Миср (История национального движения и развитие политической системы в Египте). Т. 2. Каир: Матба'ат ан-нахда, 1929(2).
Рафи'и 'Абд ар-Рахман. Тарих ал-харака ал-кавмиййа ва-татаввур низам ал-хукм фи Миср. З. 'Аср Мухаммад 'Али (История национального движения и развитие политической системы в Египте. Т. 3: Эпоха Мухаммада Али). Каир: Матба'ат ан-нахда, 1930.
Риф'ат Мухаммад. Тарих Миср ас-сийасийй фи ал-азмина ал-хадиса (Политическая история Египта в Новейшее время). Т. 1. Каир: Матба'ат аш-Ша'б, 1920.
Са'ид Амин. Тарих Миср ас-сийасийй мин ал-хамла ал-ифрансиййа санат 1798 ила инхийар ал-мала-киййа санат 1952 (Политическая история Египта от французской кампании 1798 г. до падения монархии в 1952 г.). Каир: Дар ихйа' ал-кутуб ал-'арабиййа, 1959.
Сабри Мухаммад. Тарих Миср мин Мухаммад 'Али ила ал-'аср ал-хадис (История Египта с Мухаммада Али до современной эпохи). Каир: Мактабат Мадбули, 1991.
ас-Саййид Саййид Мухаммад. Миср фи ал-карн ал-'Усманийй фи ал-карн ас-садиса 'ашар (Египет в Османскую эпоху. XVI в.). Каир: Мактабат Мадбули, 1997.
Сурур Мухаммад Джамал ад-Дин. Давлат Бани Калавун фи Миср, ал-хала ас-сийасиййа ва-л-иктиса-диййа фи 'ахди-ха би-ваджх хасс (Династия Калавунидов в Египте, с особым вниманием к политическому и экономическому положению в период ее правления). Каир: Дар ал-фикр ал-'арабийй, 1947.
Тарле Е. В. Наполеон. М.: Пресса, 1992.
Турчин П. В. Историческая динамика. На пути к теоретической истории. М.: ЛКИ/УРСС, 2007.
Ибн Халдун 'Абд ар-Рахман. Мукаддимат ибн Халдун. Каир: Дар ал-фаджр ли-т-турас, 2004.
Хариди Салах Ахмад. Дирасат фи та'рих Миср ал-хадис уа-л-му'асир (Исследования по новой и новейшей истории Египта). Ч. 1. ал-Харам: 'Айн, 2000.
Хиджази Амина. ал-Ватаниййа ал-мисриййа фи ал-'аср ал-хадис, наш'ату-ха ea-нумувву-ха хатта 'ам 1914 (Египетское патриотическое движение в Новое время, его возникновение и рост до 1914 г.). Каир: ал-Хай'а ал-Мисриййа ал-'амма ли-л-китаб, 2000.
Хусайн 'Абд ал-Гаффар Мухаммад. Бина' ад-давла ал-хадиса фи Миср (Строительство современного государства в Египте). Каир: Дар ал-Ма'ариф, 1981.
аш-Шаркави Махмуд. Миср фи ал-карн ас-самина 'ашар (Египет в XVIII в.). Ч. 1. Абд ар-Рахман ал-Джабарти. ал-Хайа ал-фикриййа ва-л-иджтима'иййа (Абд ар-Рахман ал-Джабарти. Интеллектуальная и социальная жизнь). Каир: Мактабат ал-англу ал-мисриййа, 1955.
аш-Шаркави Махмуд. Миср фи ал-карн ас-самина 'ашар (Египет в XVIII в.). Ч. 2. ал-Азхар ва-л-'ула-ма'. Аййам ал-мамалик (Азхар и улемы. Эпоха мамлюков). Каир: Мактабат ал-англу ал-мисриййа, 1956.
Шукри Мухаммад Фу'ад. Миср фиматла' ал-карн ат-таси' 'ашар, 1801 - 1811 (Египет в началеXIXв., 1801 - 1811 гг.). Т. 1 - 3. Каир: Матба'ат Джами'ат ал-Кахира, 1958.
Ayalon D. Studies in Al-Jabarti I //Journal of the Economic and Social History of the Orient. Vol. 3. 1960.
стр. 60
Ayalon D. The End of the Mamluk Sultanate: Why Did the Ottomans Spare the Mamluks of Egypt and Wipe out the Mamluks of Syria? // Stadia Islamica. 1987. Vol. 67.
Ayalon D. The Auxiliary Forces of the Mamluk Sultanate // Der Islam. 1988. Vol. 65.
Ayalon D. Some Remarks on the Economic Decline of the Mamluk Sultanate // Jerusalem Studies in Arabic and Islam. 1993. Vol. 16.
Baer G. A History of Landowner ship in Modern Egypt 1800 - 1950. London: Oxford University Press, 1962.
Baer G. Studies in the Social History of Modern Egypt. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1969.
Barkan O., McCarthy J. The Price Revolution of the Sixteenth Century: A Turning Point in the Economic History of the Near East // International Journal of Middle East Studies. 1975. Vol. 6. N 1.
Borsch S. J. Environment and Population: The Collapse of Large Irrigation Systems Reconsidered // Comparative Studies of Society and History. 2004. Vol. 46. N 3.
Borsch S. J. The Black Death in Egypt and England. Cairo: The American University of Cairo Press, 2005.
Cambridge History of Egypt. 2: Modern Egypt, from 1517 to the End of the Twentieth Century / Ed. by M. W. Daly. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998.
Crecelius D. Egypt in the Eighteenth Century // The Cambridge History of Egypt. 2: Modern Egypt, from 1517 to the End of the Twentieth Century / Ed. by M. W. Daly. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998.
Cuno K. Landholding, Society and Economy in Rural Egypt, 1740 - 1850. Los Angeles: University of California, 1985.
Cuno K. The Pasha's Peasants. Land, Society, and Economy in Lower Egypt, 1740 - 1858. Cambridge: Cambridge University press, 1992.
Cuno K. Muhammad Ali and the Decline and Revival Thesis in Modern Egyptian history // Egypt under Muhammad Ali / Ed. by R. Abbas. Cairo: al-Majlis al-A'la li-'l-Thaqafah, 2000.
Dols M. W. The Black Death in the Middle East. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1977.
Faksh M. A. The Consequence of the Introduction and Spread of Modern Education: Education and National Integration in Egypt // Modern Egypt Studies in Politics and Society I Ed. by E. Kedourie and S. Haim. London: Frank Cass, 1980.
Garsin J. -C. The Regime of the Circassian Mamluks // The Cambridge History of Egypt. I: Islamic Egypt, 640 - 15171 Ed. by C. F. Petry. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998.
Goldschmidt A. Jr. Modern Egypt. The Formation of a Nation-State. Boulder: Westview Press, 2004.
Goldstone J. East and West in the Seventeenth Century: Political Crises in Stuart England, Ottoman Turkey and Ming China // Comparative Studies in Society and History. 1988. Vol. 30.
Gran P. Islamic Roots of Capitalism. Egypt, 1760 - 1840. Egypt. Cairo: The American University in Cairo Press, 1999.
Grinin L. Early State, Developed State, Mature State: The Statehood Evolutionary Sequence // Social Evolution & History. 2008. Vol. 7. N 1 (in print).
Hanna N. Administration in Egypt from Ottoman Times to the Present: an Introduction // The State and its Servants. Egypt / Ed. by N. Hanna. Cairo: The American University in Cairo Press, 1995(1).
Hanna N. The Administration of Courts in Ottoman Cairo // The State and its Servants I Ed. by N. Hanna. Cairo: The American University in Cairo Press, 1995(2).
Hathaway J. The Military Household in Ottoman Egypt // International Journal of Middle East Studies. 1995. Vol. 27. N 1.
Hathaway J. The Politics of Households in Ottoman Egypt. The Rise of the Qazdaglis. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
Hathaway J. Egypt in the Seventeenth Century // The Cambridge History of Egypt. 2: Modern Egypt, from 1517 to the End of the Twentieth Century I Ed. by M. W. Daly. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998(1).
Hathaway J. 'Mamluk households' and 'Mamluk factions' in Ottoman Egypt: a Reconsideration // The Mamluks in Egyptian Politics and Society I Ed. by Th. Philipp and U. Haarmann. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998(2).
Hess A. S. Ottoman Conquest of Egypt (1517) and the Begininng of the Sixteenth-Century World War // International Journal of Middle East Studies. Vol. 4. 1973.
Holt P. M. The Beylicate in Ottoman Egypt during the Seventeenth Century // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. University of London, Vol. 24. 1961.
Holt P. M. The Pattern of Egyptian Political History from 1517 - 1798 // Political and Social Change in Modern Egypt. Historical Studies from the Ottoman Conquest to the United Arab Republic / Ed. by P. M. Holt. London: Oxford University Press, 1968.
стр. 61
Holt P. M. Egypt and the Fertile Crescent I51'6 - 1922. A Political History. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1969.
Ibn Khaldun 'Abd al-Rahman. The Muqaddimah: An Introduction to History / Translated from the Arabic by Franz Rosenthal. N. Y.: Pantheon Books, 1958.
Kimche D. The Political Superstructure of Egypt in the Late Eighteenth Century // Middle East Journal. Vol. 22. 1968.
Lawson F. Persistent Myths about the Muhammad Ali Period // Egypt under Muhammad Ali / Ed. by R. Abbas. Cairo: al-Maglis al-A'la li-'l-Thaqafah, 2000.
Marsot A. Egypt in the Reign of Muhammad Ali. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.
Marsot A. A Short History of Modern Egypt. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
Marsot A. Power and Authority in Late Eighteenth-Century Egypt // Society and Economy in Egypt and the Eastern Mediterranean 1600 - 1900 / Ed. by N. Hanna and R. Abbas. Cairo: The American University in Cairo Press, 2005.
McCarthy J. A. Nineteenth-Century Egyptian Population // Middle Eastern Studies. Vol. 12. N 3. 1976.
McGregor A. A Military History of Modern Egypt: from the Ottoman Conquest to the Ramadan War. Westport, CT: Praeger, 2006.
McNeill W. H. Plagues and Peoples. N. Y.: Anchor, 1998.
Panzac D. The Population of Egypt in the Nineteenth Century // Asian and African Studies. Vol. 21. 1987.
Petry C. F. Protectors or Praetorians? The Last Mamluk Sultans and Egypt's Waning as a Great Power. N. Y.: State University of New York Press, 1994.
Petry C. F. The Military Institution and Innovation in the Late Mamluk Period // The Cambridge History of Egypt. I: Islamic Egypt, 640 - 1517 / Ed. by С F. Petry. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998.
Philipp Th. Personal Loyalty and Political Power of the Mamluks in the Eighteenth Century // The Mamluks in Egyptian Politics and Society / Ed. by Th. Philipp and U. Haarmann. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
Piterberg G. 1990. The Formation of an Ottoman Egyptian Elite in the 18 Century // International Journal of Middle East Studies. Vol. 22. 1990.
Raymond A. Cairo. City of History. Cairo: The American University in Cairo Press, 2001.
Richards D. S. Mamluk Amirs and their Families and Households // The Mamluks in Egyptian Politics and Society / Ed. by Th. Philipp and U. Haarmann. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998.
Shaw S. The Financial and Administrative Organization and Development of Ottoman Egypt 1517- 1798. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1962.
Shaw S. Introduction // Ottoman Egypt in the Age of the French Revolution. By Huseyn Efendi. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1964.
Shaw S. The Budget ofOttiman Egypt 1005 - 1006 / 1596 - 1597. The Hague: Mouton, 1968.
Shoshan B. Money, Prices, and Population in Mamluk Egypt, 1382 - 1517. Princeton University, Ph. D. 1978.
Shoshan B. Money, Prices, and Population in Mamluk Egypt, 1382 - 1517. Authorized facsimile printed by microfilm. Ann Arbor, Michigan USA - London, England, 1982.
Winter M. Egyptian Society under Ottoman Rule 1517 - 1798. London: Routledge, 1992.
Winter M. Ottoman Egypt, 1525 - 1609 // The Cambridge History of Egypt. 2: Modern Egypt, from 1517 to the End of the Twentieth Century / Ed. by M. W. Daly. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998(1).
Winter M. The Ottoman Occupation // The Cambridge History of Egypt. 1: Islamic Egypt, 640 - 1517 / Ed. by C. F. Petry. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998(2).
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |