Libmonster ID: UZ-1129

Османский период истории Египта традиционно делят на три этапа: сильная османская власть (XVI в.), ослабление этой власти и позиций османской администрации (XVII в.) и переход власти к мамлюкам (XVIII в.). Но историческую динамику развития османского Египта можно рассмотреть и с точки зрения колебаний и флуктуации в эволюции политических и социальных процессов. Одной из основных целей нашей статьи было показать высокий уровень государственного и социального развития Египта в османский период. Это позволяет нам в следующей статье остановиться на доказательстве положения, что согласно политико-антропологической шкале сравнения эволюционного уровня государств, Египет можно считать развитым государством еще до османского завоевания и что он оставался таковым в течение всего периода турецкого господства, включая и эпоху затяжного кризиса последней четверти XVIII в.

В османском периоде развития Египта (1517 - 1798 гг.) многие исследователи выделяют три крупных этапа. Эти этапы в целом совпадают соответственно с XVI, XVII и XVIII вв. [Cambridge..., 1998; Shaw, 1962, p. 3 - 5]. Общая хронология этапов может быть представлена следующим образом.

Первый этап - с 1517 г. по конец XVI в. (условно по 1587 г.), т.е. от завоевания Египта до начала мятежей в турецких военных корпусах. Несколько лет после завоевания страны (1517 - 1525) были достаточно бурными и привели к экономическому упадку, связанному, в частности, с изменениями в денежной и налоговой системе, а также в системе мер и весов [Winter, 1992, р. 11], но после подавления мятежей и перестройки социально-политической жизни наступает спокойная и экономически благополучная эпоха. Мамлюки в жизни Египта в этот период играют далеко не первенствующую роль [Winter, 1998(1)].

Второй этап - конец XVI - начало XVIII в. (примерно 1587 - 1711 гг.), период ослабления власти и влияния Турции в Египте, временами - полоса глубоких экономических и социальных кризисов и волнений. Начало возврата к откупной системе налогов. Открывается этот период мятежами войск, недовольных фактическим снижением их жалованья и его задержками, и кончается также мятежами конца XVII и начала XVIII в., среди которых, восстание 1707 - 1711 гг. получило название "Великого возмущения". Но оно в отличие от того, что было век назад, больше походило на самую настоящую войну между элитами (т.е., по сути, военными группировками) за ведущее положение [Marsot, 2004, р. 43]. Это время постепенного возвышения мамлюков при их соперничестве и одновременно альянсе с турецкими военными элитами.

Третий этап - XVIII в. (с 1711 по 1798 г.), период окончательного ослабления власти Турции и возвышения мамлюкских домов. Затем активная борьба за власть начи-

стр. 46
нается и внутри победивших мамлкжских домов, в результате чего происходит переход к индивидуальному господству отдельных людей [Crecelius, 1998, р. 59]. Устанавливается режим личной власти, порой фактически режим военной диктатуры, хотя всегда и прикрываемой обладанием легитимной должности. Периоды прочной власти, однако, часто сменялись годами тяжелой и достаточно кровавой борьбы за власть. Особенно ужесточились внутренние конфликты в последней трети XVIII в. Однако в целом именно в это время начинается очень неровный процесс формирования нового, почти автономного египетского государства, включая попытки обретения полной независимости от Турции. Последнее вызвало в 1770-е гг. войну Египта с Турцией, а в 1786 г. - вторжение турецких войск в Египет для восстановления там османского господства. Последняя треть XVIII в. ознаменовалась тяжелым и затяжным социально-экономическим и политико-демографическим кризисом ['Авад, 1925, с. 41 - 53; Рафи'и, 1929 (1), с. 9 - 62; Хусайн, 1981, с. 30 - 48; Коротаев, 2006], который вызвал существенные изменения в социальной структуре общества и мировоззрении наиболее активных его слоев, что подготовило условия для трансформации Египетского государства в XIX в. В конце XVIII в. в Египет вторглись французы, их изгнание привело в конечном счете к падению мамлюков [Риф'ат, 1920, с. 39 - 40; Рафи'и, 1930, с. 102 - 128; Са'ид, 1959, с. 50 - 51; Хусайн, 1981, с. 135 - 137; Джамал, Ибрахим, 1995, с. 133 - 134; Раджаби, 1997, с. 94 - 114; ал-Битрик, 1999, с. 25 - 26] и приходу к власти Мухаммада Али, "последнего мамлюка", по выражению А. Марсо1.

Следует учитывать, что многие социально-экономические и даже политические процессы в Египте в XVI-XVIII вв. являлись местными вариациями общеосманских процессов [Holt, 1969, р. 23]. Так, XVI век был благополучным не только для него, но и для всей империи, а в конце XVI - начале XVII в. в ней начался экономический кризис и повсеместно, включая Египет, происходили военные мятежи и волнения. В XVII в. идет переход от военного типа государства в Турции к бюрократическому [Hathaway, 1998(1), р. 34], что сказывается и на политическом положении в Египте. Откупная система в XVII-XVIII вв. распространилась на многие провинции Турции. Отмечается также тесная связь изменения османской провинциальной политики, происшедшего в XVII в., и подъема провинциальных элит в XVIII в., в том числе и в Египте [Piterberg, 1990]. Однако многие из этих общеосманских явлений приобретали в Египте специфические черты, что неудивительно, поскольку Египет был наиболее крупной [Winter, 1998(1), р. 3] и наиболее развитой провинцией Оттоманской Порты [Рафи'и, 1929(1), с. 9 - 62; Йахйа, 1969, с. 127 - 212; Хусайн, 1981, с. 9 - 19; Мухаммад, 1985, с. 159 - 279; Ахмед, 1987(1); Джамал, Ибрахим, 1995, с. 24 - 39; Crecelius, 1998, р. 59]. Кроме того, с самого момента оккупации османы рассматривали Египет как особый случай, особую часть империи, поэтому далеко не все османские институты внедрялись в Египте [Winter, 1998(1), р. 3 - 4]).

ПОДЪЕМ УРОВНЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Для адекватного понимания этого этапа необходимо принимать во внимание общую динамику предшествующего, мамлюкского периода, с краткого обзора которой мы и начнем этот раздел. Первое столетие правления мамлюков в целом стало временем социально-экономического подъема страны, что было также связано с ростом

1 Естественно, имеются расхождения в отнесении определенных событий к тому или иному периоду. Майкл Винтер выделяет в качестве отдельного периода конец XVII - начало XVIII в., характеризующийся бурными событиями и борьбой военных группировок; и у него получается четыре периода [Winter, 1992, р. 18]. Иные выделяют отдельно период завоевания Египта турками (1517 - 1525) [Holt, 1968, р. 83 - 90]. Но в целом общая картина остается примерно той же.

стр. 47
значения Египта как важнейшего перекрестка торговых путей между Западом и Востоком [Марзук, б.д., с. 326 - 334; Сурур, 1947, с. 281 - 342; Са'ид 'Ашур, 1959, с. 198 - 214]. Однако с 1347 г. социально-экономическая ситуация в Египте стала ухудшаться [Касим, 1998, с. 342 - 377; Коротаев, 2006; Shoshan, 1978, 1982]2. "Черная смерть" и последующая цепь новых катастрофических эпидемий чумы, неспособность властей защитить население от набегов бедуинских племен, рост налогов и беззаконных сборов, вызывающая роскошь элиты на фоне обнищания населения и другие негативные факторы создали экономический и духовный кризис в обществе и стали причиной падения престижа мамлюков [Ахмед, 1987(2), с. 15 - 17; Хариди, 2000, с. 145 - 147; Ayalon, 1988, р. 29 - 30; Ayalon, 1993; Garsin, 1998, p. 316 - 317; McGregor, 2006, p. 17 - 19; Petry, 1994].

В стране, по выражению Н. А. Иванова [1984, с. 16], углублялся "социальный маразм", чему способствовали междоусобная борьба претендентов на престол и быстрая смена правящих династий и правителей [Абд ас-Саййид, 1966; Winter, 1998(2), р. 494], о причинах последней, как известно, писал Ибн-Халдун [Ibn Khaldun, 1958; Ибн Халдун, 2004; см. также: Коротаев, 2006; Коротаев, 2007; Турчин, 2007, с. 188 - 194]. Мамлюки не смогли ничего эффективного противопоставить экспансии Португалии, укреплявшейся в начале XVI в. на торговом пути в Индию [Ахмед, 1987(2), с. 17 - 19; Абд ад-Дайим, 1996, с. 165 - 171; McGregor, 2006, р. 19 - 22; Petry, 1998, р. 465 - 467]. Это окончательно подорвало уважение к ним, и в то же время рос авторитет турок-османов как защитников ислама. В результате египтяне стали ждать последних как освободителей, способных навести порядок, поднять престиж веры, облегчить налоги и поборы [Иванов, 1984, с. 37]. В 1516 г. мамлюки потерпели поражение в Сирии, а в начале 1517 г. - на подступах к Каиру [Ахмед, 1987(2), с. 25 - 33; Winter 1998(2); McGregor, 2006]). Огромный Мамлюкский халифат пал, и Египет стал турецкой провинцией [Хариди, 2000, с. 114 - 144; Winter, 1998(2), р. 494; McGregor, 2006, р. 22 - 26; Hess, 1973]. Колоссальная добыча была вывезена в Стамбул караваном в тысячу верблюдов [аш-Шаркави, 1956, с. 9 - 10; ан-Нимним, 1995; McGregor, 2006, р. 26].

Новые завоеватели - османы - провели значительные изменения в управлении, имущественных и налоговых отношениях египетского общества. Были конфискованы земельные владения мамлюков и иных зажиточных слоев, отменены все их налоговые льготы и иммунитеты [Хусайн, 1981, с. 31; Иванов, 1984, с. 380; Зеленев, 2003, с. 23; Winter, 1992, р. 11]. Налоги были сильно снижены, откупная система их сборов, приводившая к большим злоупотреблениям, ликвидирована, а любые поборы или "подарки" с населения запрещены [Абд ад-Дайим, 1996, с. 230; Shaw, 1962, р. 20]. Земля была передана в пожизненное пользование крестьянам [Иванов, 1984, с. 206 - 207; Зеленев, 1999, с. 170], и даже было разрешено передавать это право по наследству [Shaw, 1962, р. 21]. Но это стало, однако, не только правом феллахов, но и их довольно тяжелой обязанностью [Shaw, 1962, р. 20]. В значительной степени был обобществлен жилищный фонд в городах, а также установлены твердые цены на товары, в результате чего "серьезно пострадали айяны -представители зажиточной прослойки городского патрициата. Они утратили привилегированное положение, лишились былого влияния и значительной части имущества" [Иванов, 1984, с. 207]. По мнению Н. А. Иванова [1984, с. 206 - 207], с которым в значительной степени можно согласить-

2 347 г. - не случайная дата, а начало для Египта волны чумных эпидемий. С 1331 по 1346 г. чума распространилась из Азии в Европу разными путями [McNeill, 1998, р. 176 - 177], и Египет, расположенный на перекрестке трех континентов, конечно, не мог избежать этого мирового бедствия. Только за 135-летний период правления черкесских мамлюков (1382 - 1517 гг.) эпидемии чумы наблюдались в Египте 16 раз, т.е. в среднем каждые 8 лет [Коротаев, 2006, с. 601. Более подробно о влиянии эпидемий на социально-демографическую динамику Египта в XIV-XV вв. см.: [Dols, 1977; Borsch, 2004; Borsch, 2005; Shoshan, 1978, 19821.

стр. 48
ся, все эти изменения означали серьезный социальный переворот, выразившийся прежде всего в коренной перестройке аграрных отношений, в результате которого "был ликвидирован феодальный господствующий класс средневекового арабского общества"3. В то же время не следует идеализировать эту "крестьянскую" политику, поскольку феллахи были в значительной мере прикреплены к своим участкам, покинувших их возвращали насильно, и за уклонение от обязанностей следовали жесткие санкции [Shaw, 1962, р. 20].

Новые власти начали борьбу за наведение элементарного порядка в стране - в частности, были предприняты очень жесткие меры против бесчинств бедуинов, вплоть до наград за их головы. На некоторое время в стране установилась такая безопасность, что, по словам Ибн Ийаса, "волк и ягненок могли ходить вместе" [цит. по: Иванов, 1984, с. 42; см. также: Shaw, 1962, р. 4]. Был также реформирован суд [ас-Саййид, 1997, с. 385 - 428; Абд ад-Дайим, 1996, с. 222 - 225; 'Иса, ал-Махмуди, 2000; Winter, 1992, р. 11 - 12; Winter, 1998(2), р. 509 - 510; Наппа 1995(2)], который стал гораздо ближе к населению, в том числе и сельскому, а главное, по турецкой модели была установлена иерархия судей-кадиев, т.е. "строго субординированная шариатская организация - новое и совершенно уникальное явление в истории ислама" [Иванов, 1993, с. 242; см. также: Winter, 1998(2), р. 509 - 510; Hanna, 1995(2)].

Облегчение положения земледельцев и в определенной мере забота о них, равно как и активное вмешательство в местную техническую, административную и налоговую практику, обеспечившее достаточно эффективное наведение в ней элементарного порядка [Winter, 1998(2), р. 516; Winter, 1998( 1), р. 4], а также политика заселения пустующих мест и широкомасштабные ирригационные работы [Winter, 1998(1), р. 4; Shaw, 1962, р. 19 - 20] привели в первые десятилетия османского господства к росту сельскохозяйственного производства и увеличению численности сельского населения [Иванов, 1984, с. 212; Shaw, 1962, р. 19]. В целом "на протяжении жизни двух поколений Египет пользовался тишиной и покоем", оставаясь "послушной и благоденствующей" провинцией [Иванов, 1984, с. 47; а также: Holt, 1961, р. 216; Marsot, 2004, р. 41], в Египте наблюдался заметный экономический и демографический рост [Hathaway, 1997, р. 7; Cuno, 2000, р. 96; Shaw, 1962, р. 18].

Турецкий султан Селим I Яуз (Грозный) (1512 - 1520) умер через три года после завоевания Египта. Новый султан Сулейман I Кануни (Законодатель) (1520 - 1566), прозванный европейцами Великолепным, отказался от политики автономии Египта и взял курс на его "османизацию". Это вызвало мятеж в 1523 - 1524 гг. [Winter, 1992; Winter, 1998(2), p. 513 - 515; McGregor, 2006, p. 28 - 29]. После его жестокого подавления Египту был дан "основной закон", Кануннаме Миср (Misir Kanunnamesi, т.е. "Книга законов Египта" [Кануннаме-и Миср, 1986]), который действовал почти три века, фактически до периода правления Мухаммада Али, сохраняя и в дальнейшем свое влияние на египетскую политико-правовую систему [ас-Саййид, 1997, с. 129 - 135; Winter, 1992, р. 16]. Законы Сулеймана I наряду с общеосманскими административными идеями в то же время вобрали в себя многое из прежних норм, имевшихся в мамлюкском Египте [Winter, 1992, р. 16; 1998(2), р. 515 - 516]. Полный текст этого нормативного акта в переводе на арабский язык см.: [Кануннаме-и Миср, 1986].

В целом XVI век, несмотря на неизбежные отрицательные стороны и эксцессы оккупации [см.: ан-Нимним, 1995], можно оценить как время благотворного влияния турецкой власти на государственность и экономическое состояние Египта (сравни, например: [Winter, 1998(1), р. 5 - 6]).

3 Такие меры, равно как определенная забота о земледельцах, были вообще свойственны ранней турецкой идеологии и политике [см.: Иванов, 1984, с. 202 - 211; а также: Орешкова, 1982, с. 121; Зеленев, 1999, с. 169 - 170].

стр. 49
Но "османизация" Египта не означала тотального контроля из Стамбула. Напротив, по словам М. Винтера, османы были прагматиками и осознавали, что особая природа египетской экономики требует минимального вмешательства в его управление [Winter, 1992, р. 17]. Поэтому они достаточно полно контролировали только немногие государственные функции, оставляя другие в более свободном режиме [Наппа, 1995 (1), р. 3]. Но мы также думаем, что этому сильно способствовала и особая развитость Египта в сравнении с другими провинциями. Такая смешанная система управления обусловила и то, что в управление более мелкими административными единицами внутри Египта (санджаками) и тем более на более низком административном уровне турки вмешивались мало [см.: Ацамба, 1991, с. 124]. При этом они активно опирались на местные традиции власти, что в значительной мере стало важной причиной будущего "ренессанса" мамлюкских домов, сохранивших свое влияние на местах. Турки также назначали шейхов племен начальниками определенных районов и уездов [Winter, 1998(1), р. 22].

Важнейшим институтом управления и опорой османской власти в Египте были расположенные там семь военных формирований (условно - корпусов), которые назывались оджаки (или очаги), включая и мамлюкский (черкесский) корпус [Мухаммад, 1985; Абд ад-Дайим, 1996, с. 216 - 220; ас-Саййид, 1997, с. 285 - 356; Хариди, 2000, с. 223 - 232]. Изначально самым важным из всех оджаков был янычарский.

Согласно Канун-наме Миср руководить провинцией Египет должен был назначаемый из Стамбула губернатор, который назывался первоначально бейлер-бей, с XVII в. - вали; египтяне его часто также называли почетным титулом паша [см.: Хусайн, 1981, с. 11 - 12; Абд ад-Дайим, 1996, с. 210 - 213; Shaw, 1962, р. 1; Shaw, 1964, р. 4; Ацамба, 1991, с. 110]. Срок его полномочий был всего один год, но иногда губернаторы оставались на несколько фоков. Паша руководил провинцией вместе с заместителем и несколькими высшими чиновниками (включая главного казначея и главного судью), назначаемыми также из Стамбула и поэтому прямо не подчиненными ему [Мухаммад, 1985, с. 161 - 171; ас-Саййид, 1997, с. 166 - 175; Хариди, 2000, с. 149 - 167]. Эти чиновники составляли своего рода правительство, или малый диван, который должен был работать практически ежедневно. Был также расширенный (большой) диван, заседавший четыре раза в неделю, в состав которого входили руководители ряда важных корпораций и командиры (или представители) семи военных корпусов, игравших в жизни Египта важную роль, но не подчиненных прямо губернатору. Основные решения должны были утверждаться малым или большим диваном, который в некоторых случаях мог даже сместить пашу [см.: аш-Шаркави, 1956, с. 40; Хусайн, 1981, с. 16; Абд ад-Дайим, 1996, с. 220 - 222; ас-Саййид, 1997, с. 182 - 194; Хариди, 2000, с. 168 - 169; Ацамба, 1991, с. 122 - 123].

Для понимания особенностей системы управления в Египте очень важно иметь в виду, что в Канун-наме Миср была предусмотрена своеобразная система сдержек и противовесов внутри иерархии турецких чиновников. Это в первую очередь касалось баланса в распределении полномочий и реальной власти между пашой и членами дивана (включая военных командиров), многие из которых также назначались непосредственно из Стамбула. Это делалось турецким правительством из опасения, чтобы паша в Египте не приобрел слишком большую власть (что могло привести к отпадению провинции от империи). А в округах-санджаках Египта роль определенного противовеса турецким военным часто играли мамлюки (позже они стали, правда, уже основными "игроками" на центральной политической сцене). Такая система не позволяла никому персонально в Египте иметь слишком большую власть (о системе разделения властей в Египте см.: [Shaw, 1962; Наппа, 1995(1), р. 3,5; Ацамба, 1991; Зеленев, 2003])4.

4 Это было хорошо при твердой власти в Стамбуле и империи, но плохо при ее ослаблении. В последнем случае, говоря словами арабского историка Зейн Н. Зейна, "арабы страдали не столько от избытка турецкого правления, сколько оттого, что его было мало!" [цит. по: Иванов, 1984, с. 203 - 2041.

стр. 50
В отличие от предшествующего ему, т.е. "мамлюкского" (XIII-XV вв.), периода истории Египта, который исключительно богат историческими источниками, большая часть османского периода весьма бедна ими и поэтому остается достаточно темной в смысле наших знаний о нем [Winter, 1998(1), р. 1 - 2; Holt, 1961, р. 214; Kimche, 1968, р. 448; Ayalon, 1987, р. 144; Piterberg, 1990, р. 282; Мейер, 1984, с. 34]. И особенно это относится к XVI в., многие процессы в котором остаются в важнейших моментах неясными. Это, в частности, касается и эволюции положения мамлюков, экономическая мощь которых на время была подрублена. Известно, что в первые годы после турецкого завоевания прежним хозяевам Египта пришлось довольно туго. Немало их было казнено, другие совершенно обнищали [Зеленев, 2003, с. 23; McGregor, 2006, р. 25]. Однако достаточно скоро лояльные мамлюки были прощены [Hathaway, 1995, р. 39; Ацамба, 1991, с. 109], многие из них были зачислены на службу в особый "черкесский" корпус, а иные были распределены по турецким военным корпусам [Мухаммад, 1985, с. 33 - 51]. Как пишет М. Винтер, османы осознали, что было бы расточительством убивать таких превосходных воинов, которым не было равных среди османских кавалеристов [Winter, 1998(2), р. 511]. Мамлюки стали получать денежное жалование. Часть из них заняли должности в провинциальном управлении, включая управление округами (санджаками).

Таким образом, хотя в XVI в. мамлюки и находились на вторых ролях [см.: Holt, 1961, р. 218], они сумели интегрироваться в новую систему. Этому способствовала и общая гибкость мамлюкских институтов [Petry, 1998, р. 489], высокая степень сплоченности внутри мамлюкских домов, а также то, что мамлюки лучше знали египетскую жизнь, чем военные и чиновники из Турции, которые часто меняли места службы [Marsot, 2004, р. 42; Зеленев, 2003, с. 44]. Благодаря всему этому мамлюки, думается, и смогли выжить в условиях потери своих прежних доходов и затем вновь подняться к вершинам власти. Поскольку мамлюков в XVI-XVIII вв. (как, впрочем, и ранее) приобретали главным образом на Кавказе, их часто называют в литературе черкесами или черкесскими мамлюками. Однако среди них было немало и лиц иных национальностей (практически из всех регионов Турции и сопредельных с ней стран), число которых в XVIII в. возрастало.

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

Для понимания политических процессов, происходивших в Египте, очень важно учитывать экономические изменения, которые сильно повлияли на эволюцию политической системы Египта, нередко выступали важнейшей движущей силой и источником развития этих изменений. Это касается и инфляционно-экономического кризиса конца XVI - начала XVII в., и перехода от прямого взимания налогов к откупам в XVII в. [Cuno, 1992], и роста этой системы с превращением многих откупов в пожизненные и наследственные в XVIII в. [Cuno, 1992; Marsot, 2004; Shaw, 1962], и ухудшения торговой конъюнктуры в XVIII в., что привело к изменению поведения населения и мамлюков [Marsot, 2004; Marsot, 2005; Hanna, 1995(1); Hanna, 1995(2); см. также: Ayalon, 1960, p. 156 - 157; Кильберг, 1978, с. 7].

В последние десятилетия XVI в. благополучная полоса турецкой истории заканчивается. Одной из главных причин этого явилась так называемая революция цен, т.е. резкий рост цен в результате массового ввоза золота и серебра из Нового Света в Европу. В результате быстрой инфляции экономическое положение в Турецкой империи резко ухудшается [Hathaway, 1998(1), р. 34; Goldstone, 1988]. Цены в 1585 - 1586 гг., т.е. к концу XVI столетия, по сравнению с ценами конца XV в. (прежде всего на продовольствие) поднялись в 1.8 раза, а уже вначале XVII в. (1604 - 1605) в 4.7 раза. А реальная стоимость серебра соответственно упала за этот период в 2.5 раза [Barkan, McCarthy, 1975, p. 9, 15 - 16]. Наиболее опасным следствием роста цен было то, что ре-

стр. 51
альное жалованье войскам, при фиксированном номинальном, резко сократилось, а правительство оказалось не в состоянии изменить ситуацию5. Беспорядки, локальные восстания, мятежи и волнения в войсках стали массовым явлением в империи [Barkan, McCarthy, 1975, p. 3; Goldstone, 1988]. В частности, в Египте в 1587 - 1605 гг. произошло пять военных мятежей [Иванов, Орешкова, 2000, с. 90; см. также: Holt, 1961, р. 217; Holt, 1969, р. 71 и др.]. А в 1609 г. восставшие мамлюки захватили г. Танту в Нижнем Египте и попытались провозгласить создание независимого мамлюкского султаната [Иванов, Орешкова, 2000, с. 90; см. также: Holt, 1961, р. 218]. Подавление этого мятежа хронист Ибн Аби-с-Сурур оценил как второе завоевание Египта османами [см.: Holt, 1961, р. 218].

Длительный период волнений и мятежей 1587 - 1609 гг. в Египте в конце концов закончился. Положение в империи временно стабилизировалось, но позиции турок в провинциях все же ослабли. В Египте это проявилось в падении реальной власти паши [Hathaway, 1998(1); Crecelius, 1998, p. 61; Holt, 1961, p. 218]. Участились случаи его фактического свержения и отказа принять нового пашу. Чтобы иметь возможность контролировать ситуацию, губернаторы вынуждены были интриговать, лавировать между различными влиятельными группами, сталкивать их между собой, в том числе привлекать мамлюков к подавлению янычарских мятежей [Зеленев, 2003, с. 44], а также к выполнению некоторых функций. В результате мамлюки становились все более важным фактором политической системы в Египте, что ознаменовало начало их нового подъема [см.: Holt, 1961, р. 218].

Таким образом, первичный баланс сил в Египте, установленный после турецкого завоевания, нарушился, верховная власть ослабла, реальная автономия страны усилилась. Больше всех от такой перемены выиграли мамлюки, и в результате постепенно возрастает влияние крупных мамлюкских домов, члены которых захватывают различные должности в армии, местном провинциальном и центральном управлении. Число мамлюкских корпусов, по некоторым данным, возрастает до трех [Marsot, 2004, р. 42; Зеленев, 2003, с. 44]. А в связи с наметившимся в XVII в. переходом от прямого сбора налогов чиновниками к системе откупов они начинают возрождать свою экономическую мощь, поскольку именно мамлюки в основном сосредоточивают в своих руках откупа, что позволяло также контролировать поземельные отношения и влиять на население6.

Постепенно в Египте в XVII в. сложился и укрепился новый, хотя и не утвержденный никаким законом, но вполне реальный и жизнеспособный политический режим, просуществовавший фактически до французской оккупации Египта в 1798 г. [Marsot, 2004, р. 44]. При этом официально в Египте продолжали действовать политические и административные структуры, утвержденные Канун-наме Миср. Новая система родилась в процессе борьбы за распределение ресурсов и важнейшие посты в условиях, когда паша имел слабые позиции, а многие из чисто османских постов стали контролироваться мамлюками.

5 Ситуация осложнялась в значительной мере еще и тем, что османская система финансов и расходов оказалась своего рода заложником собственной сложности и негибкости (о сложности этой бюджетной системы см., например: [Shaw, 1968, р. 3 - 4). В результате система оказалась недостаточно гибкой в условиях инфляции, поскольку все расходы были расписаны как бы раз и навсегда, и их изменение было непростым делом.

6 Сами откупа назывались илтизамы, а откупщики - мултазимы. Система откупов все более распространялась в XVII в., а в XVIII в. она стала ведущей [Hathaway, 1995, р. 39; 1997, р. 9; 1998(2), р. 108; Piterberg, 1990, р. 285; Baer, 1962, р. 1 - 2; 1969, р. 621. Кроме того, откупа стали из временных пожизненными (маликяне) с преимущественным правом передачи по наследству [Иванов, 2000, с. 414; см. также: Cuno, 1992, р. 27; Marsot, 2004; Shaw, 1962].

стр. 52
Новый политический режим часто называют бейликат (иногда эмират), по титулам наиболее знатных мамлюков - беев (или эмиров/амиров), поскольку примерно два десятка мамлюкских беев составляли высший политический круг, способный оказывать влияние на важнейшие процессы в Египте7. Титул бей был одним из высших званий (должностей) в Османской империи. Титулы беев и соответствующее денежное жалованье получила и верхушка мамлюков еще в первой половине XVI в., во времена Сулеймана I Великолепного, однако, по мнению М. Винтера [Winter, 1998(1), р. 12], необходимо различать титулы беев происхождения османского и мамлюкского. Следует также учитывать, что эти титулы не были наследственными, а должны были утверждаться общеегипетским диваном, поэтому персональный состав беев значительно менялся в зависимости от результатов их борьбы за влияние и в связи с иными событиями. Но так или иначе указанные мамлюкские беи, а точнее, дома, которые они представляли или возглавляли, создали собственные крупные военные силы; постепенно сосредоточили в своих руках большие денежные средства, многие военные и гражданские посты; вошли в египетский и провинциальные диваны и т.д.8.

В целом они могли реально влиять на все главные политические и экономические события в стране9. Экономической основой системы бейликата, помимо откупной системы налогов, был контроль над наиболее доходными должностями10.

В целом бейликат представлял собой систему хотя и неофициальной, но вполне реальной власти олигархии крупнейших мамлюкских домов ("клуб мамлюкской знати", по выражению Е. И. Зеленева), которые были близки к османскому губернатору, но официально не входили ни в одно из семи турецких военных формирований [Зеленев, 2003, с. 44]. При этом среди таких домов выделяются два крупнейших (Факариййа и Касимиййа), боровшихся между собой за высшие посты, а потом и за власть в Египте [Hathaway, 1998(1); Hathaway, 1998(2); Crecelius, 1998, p. 63; Holt, 1961, p. 218 - 219; Winter, 1992, p. 21]. Самым выдающимся представителем бейликата XVII в. считают Ридвана-бея ал-Факари, главу дома ал-Факариййа, удерживавшего пост начальника каравана паломников четверть века (1631 - 1656), до своей смерти [Winter, 1992, р. 21], и бывшего фактическим главой государства [Marsot, 2004, р. 43]. Таким образом, система бейликата существенно компенсировала сегментированность мамлюкского общества, в котором каждое крупное домовладение было самодостаточно и независимо [Philipp, 1998, р. 122].

Поскольку турецкий режим оставался в первую очередь военным, где ключевые посты занимали военные [Иванов, 1982, с. 144], было вполне естественным, что в результате его ослабления к власти пришло военное сословие мамлюков. Однако их положение не было еще столь значимым, чтобы они могли претендовать на монопольную власть в стране. Бейликат оставался достаточно прочным до середины XVII в., но после смерти упомянутого выше Ридвана-бея ал-Факари борьба между домами

7 Есть много неясностей с реальным количеством мамлюкских беев, но достаточно часто называется число 24, из которых 12 были главными (двухбунчуковыми), а 12 их заместителями [Ацамба, 1991, с. 119].

8 Мамлюки также "приватизировали" суды, которые нередко работали прямо в их домах, а также устраивали домашние тюрьмы, куда бросали своих врагов [см.: Hanna, 1995(2), р. 56 - 57].

9 Тут следует учитывать, что представители этого высшего и тесного круга, занимая ведущие посты и проживая большей частью в Каире и других крупнейших городах, имели постоянные возможности для тесных официальных и неофициальных контактов, а часто были просто обязаны решать различные вопросы совместно.

10 Наиболее важными постами считались: начальник каравана паломников, начальник охраны каравана доставки налогов в Стамбул, начальник портов и некоторые другие [Мухаммад, 1985, с. 173 - 257]. Стоит отметить, что между объемом доходов и могуществом домов была исключительно прямая связь. Чем больше были доходы, тем больше рабов могли приобрести дома и тем больше воинов они имели. Что касается откупов, то, как уже сказано, они из временных постепенно стали пожизненными.

стр. 53
ал-Факариййа и ал-Касимиййа привела не просто к их временному ослаблению, но к ослаблению режима бейликата в целом. В результате частично усилились позиции Турции, но особенно янычарской верхушки [Marsot, 2004, р. 43], из числа которой вышел Кучук Мехмед, контролировавший власть в Египте с 1676 по 1694 г. [Зеленев, 2003, с. 47], и еще несколько диктаторов. Это, впрочем, было предвестником перехода к режиму диктатуры в следующем, XVIII в.

Таким образом, следует учитывать, что наряду с мамлюками в XVII в. усиливается и другая категория военных - турецкие гарнизоны (особенно янычары). Однако важно иметь в виду, что эти два вида военной власти не были жестко разделены между собой (см. об этом, например: [Hathaway, 1995; 1998(2)]; о сложных процессах взаимодействия и формирования этих элит см. также: [Piterberg, 1990]). Во-первых, мамлюки входили в состав практически всех турецких корпусов [Piterberg, 1990, р. 282; Зеленев, 2003, с. 287] и занимали в них высокие посты; во-вторых, в систему корпусов входили и мамлюкские корпуса, один из которых был сформирован из мамлюков османского губернатора [Cuno, 1985, р. 29]. Кроме того, мамлюки также имели немало клиентов среди солдат и офицеров оджаков [Hathaway, 1998(2), р. 108; Marsot, 2004].

Таким образом, в XVII - начале XVIII в. в Египте имелось как бы два военных сословия: военные корпуса-оджаки (в первую очередь янычары) и мамлюки, которые соперничали за влияние и верховную власть в стране. При этом в XVII в. наблюдается сложная динамика как в соперничестве и успехах этих двух военных элит, так и в их постепенном симбиозе. В ходе этой конкуренции создались более или менее долгосрочные союзы мамлюкских домов с янычарами и другими оджаками, которые также могли усложняться союзами с кочевыми племенами [см.: Зеленев, 2003, с. 46]. Поэтому политический строй Египта XVII в. точнее было бы назвать режимом военной олигархии, в котором временами преобладали мамлюки, временами - янычары, но постепенно вектор развития шел к тому, что позиции османских военных слабели, а мамлюкских домов - крепли. Возможно, этот результат объясняется более прочными экономическими позициями мамлюков и крепкими местными связями мамлюкских домов.

Кризис XVII в. был еще более усугублен серией катастрофических эпидемий (прежде всего чумы), от которых Египет пострадал в 1602, 1609, 1619, 1621 - 1622, 1624, 1626, 1630 - 1631, 1642 - 1643, 1646, 1653 - 1654, 1656, 1668, 1671, 1677, 1685 - 1686, 1692 и 1700 - 1701 гг. [Ибрахим, 1998, с. 299 - 302; см. также: Ахмед, 1987(1), с. 234 - 239; Хариди, 2000, с. 369 - 377]. Отметим, что, как было показано С. Дж. Борщем [Borsch, 2004] применительно к эпохе "Черной смерти", в Египте демографический коллапс второй половины XIV - XV в. привел не к повышению уровня потребления рядового населения (как это наблюдалось во время предыдущих демографических коллапсов [см.: Коротаев, 2006]), а к его понижению. Дело в том, что в отличие от предшествующих демографических коллапсов исламской эпохи, сопровождавшихся достаточно быстрой стабилизацией и началом восстановительного роста, восстановительный рост после "Черной смерти" середины XIV в. постоянно прерывался все новыми и новыми эпидемическими волнами, приводившими ко все большему и большему сокращению численности населения страны. В результате наблюдалась все большая нехватка рабочей силы, необходимой для поддержания в порядке египетских ирригационных систем. Как следствие, очень заметная часть этих ирригационных систем пришла в упадок, при этом во второй половине XIV - XV в. площадь обрабатываемых земель - и соответственно количество производимого в стране продовольствия - сократилась даже в большей степени, чем численность населения. Это и привело к уменьшению производства продовольствия на душу населения - и соответственно к понижению уровней среднедушевого потребления - и в целом к сильнейшему экономическо-

стр. 54
му кризису [Borsch, 2004; Borsch, 2005]. Имеются все основания предполагать, что к аналогичным последствиям привела и катастрофическая серия эпидемий XVII в. [подробнее см.: Коротаев, 2006].

В конце XVII и начале XVIII в. Египет вновь переживал сильное (по определению Н. А. Иванова, даже беспрецедентное) расстройство хозяйственной жизни и обесценивание денег. Это усилило остроту политических страстей и борьбы между различными силами, например, между корпусами турецкой армии (в частности, янычарами, с одной стороны, и коалицией остальных корпусов - с другой). К этим группам примкнули и вышеупомянутые мамлюкские группировки ал-Факариййа и ал-Касимиййа. Борьба между такими коалициями в 1707 - 1711 гг. в конце концов, закончилась настоящей войной в Каире, где столкновения продолжались с марта по июнь 1711 г. [Иванов, 2000, с. 408 - 409]. В результате этих кровавых событий враждующие корпуса потеряли сначала своих лидеров, а потом утратили и свои позиции, а образовавшийся вакуум вновь заняли мамлюки [Marsot, 2004, р. 44].

В дальнейшем ослабление оджаков заставило турецкое правительство привлекать для решения различных задач военные силы мамлюков, что способствовало их усилению. Поэтому политическая система бейликата вновь приобрела важнейшее значение в жизни Египта и сохраняла его до французской оккупации, причем в еще более выраженном, чем в XVII в., виде, а именно с установлением контроля над всеми семью военными корпусами в Египте и над главными его ресурсами [Marsot, 2004, р. 44; Зеленев, 2003, с. 50]. Таким образом, можно согласиться с С. Шоу, что история османского Египта есть история повторяющихся конфликтов между членами военных объединений и между ними и представителями Порты в Египте, конфликтов, в центре которых лежало стремление к контролю над правительственной иерархией и источниками богатства или доходов [Shaw, 1962, р. 3].

НАЧАЛО ПОВОРОТА К НОВОМУ ЕГИПЕТСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

События 1711 г. знаменовали начало нового этапа, характеризующегося следующими изменениями: а) тенденцией к полному доминированию мамлюков, к превращению их в ведущую военную силу в Египте при одновременном снижении значения турецких военных гарнизонов; б) еще большим упадком власти паши [Crecelius, 1998, р. 61]; в) появлением высшей официально признаваемой Стамбулом должности в стране - шейх ал-балад, которую занимали янычарские и мамлюкские лидеры и за которую шло постоянное соперничество [Crecelius, 1998, р. 62]; г) усилением тенденции к созданию фактически независимой (от Османской империи) политии [Рафи'и, 1929(1), с. 9 - 62; Йахйа, 1969, с. 213 - 310; Хусайн, 1981, с. 19 - 48], однако с не совсем понятным типом политического режима. Такая ситуация облегчила переход, по выражению Д. Кресилиуса, от господства мамлюкских домов к индивидуальному господству отдельных людей [Crecelius, 1998, р. 59] - иными словами, трансформацию бейликата от системы олигархического правления к режиму личной диктатуры (иногда в виде дуумвирата или триумвирата).

Система диктатуры изменила с конца 20-х гг. XVIII в. и способ назначения мамлюкских беев-эмиров. Если раньше это как-то контролировалось османскими властями, причем, как правило, ранги присваивались общеегипетским диваном только на год, после чего следовало переутверждение или назначение на другую должность [Ацамба, 1991, с. 119], то затем диктаторы стали продвигать к этим должностям своих ставленников, а то и прямо назначать их [Hathaway, 1995, р. 44; Hathaway, 1998(2), р. 115]. В частности, в последние десятилетия XVIII в. большинство черкесских беев было из дома Каздухли [там же; см. также: Кильберг, 1978, с. 11], хотя до середины XVIII в. ни один его представитель в бейликат не входил и титула бея не носил [Зеленев, 2003, с. 47].

стр. 55
Период 1711 - 1730 гг. характеризуется мамлюкскими междоусобицами, в ходе которых до этого лидирующий мамлюкский дом ал-Касимиййа потерял свое былое значение, а дом ал-Факариййа после победы над домом ал-Касимиййа распался на враждующие группы. В результате усилилась третья группировка - дом Каздухли (ал-Каздухлиййа), из состава которой и вышел нового типа диктатор Ибрахим-кахья ал-Каздухли (1744 - 1754)11. При нем, по словам члена русского посольства, губернатор жил "для одного токмо виду" [см.: Мейер, 1990, с. 67], а часто Ибрахим добивался, чтобы место губернатора и вовсе подолгу оставалось вакантным [Кильберг, 1978, с. 11].

Таким образом, после 1730 г. постепенно формируется полунезависимое Египетское государство, периодами лишь номинально признающее сюзеренитет Порты [Иванов, 2000, с. 410], а в отдельные моменты стремящееся и к юридической независимости. Однако такая полунезависимость нуждалась в особой политико-административной системе, которая в Египте после потери суверенитета была утрачена. И ее создание потребовало много времени и жертв. При этом в XVIII в. наблюдается усиление двойственности и параллелизма в должностях, функциях, структурах, формах назначения и т.п. Например, Н. А. Иванов пишет: "Формально мамлюки избирались на все эти руководящие посты. Фактически они приходили к власти путем военного переворота, сопровождавшегося коренным перераспределением всех важнейших государственных должностей" [Иванов, 2000, с. 411].

Но в целом основное направление формирования новой политической формы шло в сторону упрочения системы единоличного правления. Последняя укрепляется к середине XVIII в. и в том или ином виде (с периодами переворотов и междоусобиц) держится почти до конца XVIII в. Таким образом, используя выражение Д. Кимхе, в Египте создается новая политическая суперструктура [Kimche, 1968]. Однако такая система была неизбежно связана с борьбой за власть, которая затихала, как только очередной диктатор упрочивал свои позиции, и вспыхивала вновь после его смерти или в результате его ослабления. Политическая стабилизация более характерна для периода 1740 - 1760-х гг., а борьба за власть особенно усиливается в последней трети XVIII в.

Еще более известным диктатором, чем Ибрахим-кахья, был Али-бей ал-Кабир (1760 - 1772)12, который сделал отчаянную попытку стать независимым от Турции правителем и возродить славу Мамлюкского халифата, вступив для этого в военный союз с Россией. Он был первым правителем, который попытался реформировать египетскую армию с помощью европейцев. Али-бей ал-Кабир пришел в конце концов к пониманию, что для укрепления своего положения ему необходимо уничтожить власть беев [Ахмед, 1987(3), с. 133 - 152; Marsot, 2005, р. 45; Кильберг, 1978] и соответственно режим бейликата. Война Али-бея с Турцией в конце концов закончилась его поражением. При всех недостатках мамлюкского режима можно согласиться, что правление Али-бея ал-Кабира доказало, что военная и политическая власть может быть централизована, даже если египетские лидеры и оказались не способными отделить Египет от Османской империи [см.: Рафи'и, 1929(1), с. 21 - 23; Заклама, 1995, с. 126 - 136; Goldschmidt, 2004, р. 15; Cuno, 1992, р. 28].

Дальнейшие политические события в Египте связаны с борьбой за власть "наследников" Али-бея и правившего за ним Мухаммад-бея Абу-з-Захаба, среди которых особенно стоит упомянуть Мурад-бея и Ибрахим-бея, стоявших у власти, хотя и с

11 Иногда его имя пишется как Ибрахим-кетхода. Кахья и кетхода (кетхуда) - это синонимы, которые имеют значения, связанные с хозяйственной или административной должностью, одно из этих значений имеет смысл "заместитель" - командира корпуса, коменданта крепости, губернатора и т. п. [см.: Мейер, 1984].

12 Кабир означает "Большой", "Великий".

стр. 56
большими перерывами, до самого французского вторжения. Они уже не стремились прямо отделить Египет от Турции, однако вовсе перестали присылать туда деньги, что, в конце концов, привело к военному вторжению Турции в Египет в 1786 г. и временному восстановлению там османской власти [Кильберг, 1978, с. 11]. Характерно, что египетские, и особенно каирские, жители, измученные анархией и бесконечными притеснениями, на первых порах ждали турок как силу, способную наконец навести порядок и возродить законность, и оказывали им всяческое содействие. Однако египтяне скоро разочаровались в них, поскольку это были уже другие, чем в период Селима I и Сулеймана I, османы.

Указанные политические изменения в середине и во второй половине XVIII в. совпали с ухудшением экономического положения в стране, чему сильно способствовали конфликты между мамлюками и рост незаконных налогов. Ситуацию усугубляли также набеги бедуинских племен, шейхи которых в некоторых областях Верхнего Египта были фактически независимыми. В это время, особенно в период между 1780 и 1798 гг., страну неоднократно охватывал голод, так что порой жители городов ели собак, кошек и крыс, доходило и до людоедства [ал-Джабарти, 1978, с. 239; Gold-schmidt, 2004, p. 15]. Это вместе с двумя эпидемиями чумы и различными природными бедствиями привело к существенному сокращению населения и ухудшению экономического положения, в целом - к социально-демографическому, экономическому, а также политическому кризису в конце века [см. об ухудшении положения, эпидемиях, беззакониях, голоде: ал-Джабарти, 1978; Cuno, 1992, р. 30; Иванов, 2000]13. В то же время в Египте XVIII в. наблюдались и определенные положительные экономические тенденции: заметный рост хозяйственной специализации, производства экспортных сельхозкультур (хлопка, сахарного тростника, риса), товарности и коммерциализации экономики, - которые существенно подготовили бурный рост египетской экономики в XIX в. [Сабри, 1991, с. 80 - 177; Gran, 1999; Cuno, 1992; Cuno, 2000].

Все это вело также к большим социальным переменам.

Во-первых, наблюдались изменения в экономическом и социальном положении мамлюков, которые стали контролировать все более значительную часть откупов (теперь уже пожизненных) и крупной торговли. Мамлюки все более открыто и помпезно демонстрировали роскошь и "величие" своего существования [Иванов, 2000, с. 414; Raymond, 2001, р. 274 - 279], усилились попытки сделать свое положение наследственным. И это очень существенно меняло их социальные и поведенческие характеристики. В результате того, что в XVIII в. мамлюки стали контролировать крупную, в том числе экспортно-импортную, торговлю, по словам А. Марсо, даже образовался мамлюкско-купеческий альянс [Marsot, 2004; см. также: Gran, 1999, р. 11 - 12], что на первых порах усилило позиции участников альянса [Marsot, 1984, р. 1]. Однако в дальнейшем торговля наиболее выгодными товарами (такими как кофе) сократилась, а экономическая конъюнктура в целом ухудшилась [Marsot 2004; Иванов, 2000, с. 414]. Доходов не стало хватать, и в то же время для поддержания военной мощи мамлюки должны были закупать дорогостоящее европейское оружие.

Во-вторых, поиск необходимых для этого источников доходов привел к существенному изменению экономических и социальных отношений в целом в стране. Некоторые мамлюкские дома разорялись и вынуждены были продавать часть своих прав на откупа [см. подробнее: Cuno, 1992, р. 37 - 47] в основном людям из зажиточных слоев (членам духовной корпорации улемов и а'йанам, т.е. представителям местных

13 По разным данным, к 1800 г. население Египта составляло от 3800 до 4500 тыс. человек [McCarthy, 1976, р. 33; Panzac, 1987, р. 15; Raymond, 2001, р. 300; Коротаев, 2006]. Есть предположения, что за последнюю четверть XVIII в. Египет мог потерять порядка 25% своего населения [Коротаев, 2006, с. 12; см. также: Raymond, 1981, р. 698 - 699].

стр. 57
городских и сельских элит). Таким образом, выросло экономическое значение средних слоев населения, которые к концу XVIII в. сосредоточили в своих руках до одной трети всех илтизамов [см.: Иванов, 2000, с. 414] и смогли играть большую роль в дальнейших политических событиях14.

В-третьих, сокращение доходов вело к тому, что мамлюки-мултазимы увеличивали поборы и незаконные налоги, в результате население забрасывало земли или бежало (по данным Н. А. Иванова [Иванов, 2000, с. 413]), в конце XVIII в. налоги с феллахов в два раза превышали объем налогов с них при Сулеймане I в XVI в.).

В-четвертых, эти негативные тенденции, в свою очередь, вызвали повышенную активность духовного сословия улемов (и в целом городских слоев), которые стали деятельно препятствовать в ряде случаев попыткам усилить поборы и вымогательства, вплоть до организации массовых протестов и даже восстаний в городах, что повышало их роль как социальных посредников между населением и мамлюками [см.: Marsot, 2005]. Постепенно также росло понимание того, что мамлюкский режим требует изменений.

Реформы и поражение Али-бея ал-Кабира, а затем восстановление власти Турции в Египте в конечном счете показали бесперспективность попыток решить стоящие перед обществом политические задачи без слома старых общественных отношений. Наиболее очевидным это стало в результате французского вторжения (1798 - 1801). Однако модель создания крепкой единоличной власти утверждалась в обществе.

Высадка в Египте 2 июля 1798 г. войск Наполеона Бонапарта и последовавшие за этим военные поражения мамлюков [см.: Риф'ат, 1920, с. 7; 'Авад, 1925, с. 91 - 154; Рафи'и, 1929(1), с. 77 - 83; Визарат ал-харбиййа, 1957, с. 31 - 53; Са'ид, 1959, с. 11 - 12; Иахйа, 1969, с. 343 - 361; Хусайн, 1981, с. 59 - 61; Джамал, Ибрахим, 1995, с. 77 - 79; Тарле, 1992, с. 64 - 69], по мнению многих исследователей, ознаменовали начало новой эпохи для этой страны [Рафи'и, 1929(2); аш-Шаркави, 1955, с. 178 - 191; Джамал, Ибрахим, 1995, с. 117; Хиджази, 2000, с. 19 - 58; Хариди, 2000, с. 411 - 458; Goldschmidt, 2004, р. 19; Lawson, 2000; Faksh, 1980, p. 42]. Относительно кратковременное пребывание в Египте французской армии и оккупационной администрации, с одной стороны, резко подорвало престиж мамлюков, а с другой - вовлекло часть высших слоев населения Каира в активную политическую деятельность, чем вызывало к жизни новые общественные силы. И результат не замедлил сказаться в виде выдвижения нового удачливого и энергичного правителя Мухаммада Али [Риф'ат, 1920(1), с. 19 - 32; Рафи'и, 1929(2); Са'ид, 1959, с. 39^19; Шукри, 1958; Йахйа, 1969, с. 583 - 622; Хусайн, 1981, с. 107 - 120; Сабри, 1991, с. 31 - 38; Джамал, Ибрахим, 1995, с. 125 - 133]; Зеленев 2002].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

'Абд ад-Дайим, 'Абд ал-'Азиз Махмуд. Миср фи 'аср ал-мамалик ва-л-'Усманиййин (Египет в эпоху мамлюков и Османов). Каир: Мактабат нахдат аш-Шарк, 1996.

'Абд ас-Саййид, Хаким Амин. Кийам давлат ал-мамалик ас-санийа (Становление второй мамлюк-ской династии). Каир: ад-Дар ал-каумиййа ли-т-тиба'а ва-н-нашр, 1966.

'Авад, Ахмад Хафиз. Фатх Миср ал-хадис, ау, Набулйун Бунабарт фи Миср (Начало современного Египта, или Наполеон Бонапарт в Египте). Каир: Матба'ат Миср, 1925.

Ахмед, Лайла 'Абд ал-Латиф. ал-Муджтама' ал-Мисрийй фи ал-'аср ал-'Усманийй (Египетское общество в османскую эпоху). Каир: Дар ал-китаб ал-джами'ийй, 1987 (1).

Ахмед, Лайла 'Абд ал-Латиф. Миср фи мафрак ат-турук. Хайир-бек ал-Мамлуки (Египет на распутье. Хайир-бек ал-Мамлуки). Каир: Дар ал-кутуб ал-джами'ийй, 1987 (2).

14 При этом очень важно, что среди них было много этнических арабов-египтян, в значительной мере отстраненных от активной политической жизни, поскольку ведущие должности даже в судебном аппарате до французского вторжения занимали неегиптяне [см.: Кириллина, Рябков, 1991, с. 138].

стр. 58
Ахмед, Лайла ' Абд ал-Латиф. ас-Са'ид фи 'ахд шайх ал-араб Хамам (Верхний Египет в эпоху бедуинского шейха Хамама). Каир: ал-Хай'а ал-мисриййа ал-'амма ли-л-китаб, 1987 (3).

Ацамба, Ф. М. Система административного управления египетской провинции Османской империи (XVI-XVII вв.) // Восток в новое время. Экономика, государственный строй / Под ред. И. М. Смилянской и Г. Г. Котовского. М.: Наука, 1991.

'Ашур, Са'ид 'Абд ал-Фаттах. Миср фи 'аср давлат ал-мамалик ал-бахриййа (Египет в эпоху бахрит-ской династии мамлюков). Каир: Мактабат ан-нахда ал-мисриййа, 1959.

ал-Битрик, 'Абд ал-Хамид. 'Аср Мухаммад 'Али ва-нахдат Миср фи ал-карн ат-таси'а 'ашар, 1805 - 1883 (Эпоха Мухаммада Али и возрождение Египта в XIX в., 1805 - 1883 гг.). Каир: ал-Хай'а ал-мисриййа ал-'амма ли-л-китаб, 1999.

Визарат ал-харбиййа. ал-Хамалат ал-исти'мариййа фи ал-карн ат-таси' 'ашар (Колониальные кампании в XIX в.). Каир: ал-Матба'а ал-амириййа, 1957.

Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс: От раннего государства к зрелому. М.: КомКни-га, 2007.

ал-Джабарти, 'Абд ар-Рахман. Египет в канун экспедиции Бонапарта (1776 - 1798). М.: Наука, 1978.

ал-Джамал, Шауки, 'Абд Аллах Абд ар-Разик Ибрахим. Тарих Миср ал-хадис ва-л-му'асир (Новая и новейшая история Египта). Каир: Дар ас-Сакафа, 1995.

Заклама, Анвар. ал-Мамалик фи Миср (Мамлюки в Египте). Каир: Мактабат Мадбули, 1995.

Зеленев Е. И. Египет: Средние века. Новое время. СПб.: Издательствово Санкт-Петербургского университета, 1999.

Зеленев Е. И. Государственное управление, судебная система и армия в Египте и Сирии (XVI - начало XX века). СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003.

Ибрахим Насир Ахмад. ал-Азамат ал-иджтима'иййа фи Миср фи-л-карн ас-саби'а 'ашар (Социальные кризисы в Египте в XVII в.). Каир: Дар ал-афак ал-'арбиййа, 1998.

Иванов Н. А. О типологических особенностях арабо-османского феодализма // Типы общественных отношений на Востоке в средние века / Под ред. Л. Б. Алаева. М: Наука, 1982.

Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран, 1516 - 1574. М.: Наука, 1984.

Иванов Н. А. Организация шариатской власти и административно-хозяйственного аппарата в Османской империи XVI-XVII вв. // Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти / Под ред. Н. А. Иванова. М.: Наука, 1993.

Иванов Н. А. Османский Египет и североафриканские вилайеты в XVIII в. // История Востока: в 6 т. Т. III. Восток на рубеже средневековья и Нового времени. XVI-XVIII вв. / Под ред. Л. Б. Алаева и др. М.: Восточная литература, 2000.

Иванов Н. А., Орешкова С. Ф. Османская империя в XVI-XVII вв. // История Востока: в 6 т. Т. III. Восток на рубеже средневековья и Нового времени. XVI-XVIII вв. / Под ред. Л. Б. Алаева и др. М.: Восточная литература, 2000.

'Иса, 'Абд ар-Разик 'Абд ар-Разик, и Йусуф Мустафа ал-Махмуди. ал-Кудат фи ал-'Аср ал-'усманийй (Судьи в османскую эпоху). Каир: ал-'Арабийй, 2000.

Йахйа Джалал. Миср ал-хадиса, 1517 - 1805 (Египет в Новое время, 1517 - 1805 гг.). Александрия: Мун-ша'ат ал-Ма'ариф, 1969.

Кануннаме-и Миср, аллази асдара-ху ас-султан ал-Кануни ли-хукм Миср (Канун-наме Египта, который был принят султаном /Сулейманом/ Законодателем для управления Египтом) / Под ред. Ахмада Фуада ал-Мутавалли. Каир: ал-Мактаба ал-англу ал-мисриййа, 1986.

Касим Абдо Касим. 'Аср салатин ал-мамалик, ат-тарих ас-сийасийй ва-л-иджтима'ийй (Эпоха мам-люкских султанов, социально-политическая история). Каир: 'Айн ад-дирасат ва-л-бухус ал-инсаниййа ва-л-игтима'иййа, 1998.

Кильберг Х. И. Предисловие II ал-Джабарти, 'Абд ар-Рахман. Египет в канун экспедиции Бонапарта (1776 - 1798). М.: Наука, 1978.

Кириллина С. А., Рябков М. Г. Система управления и мусульманское судопроизводство Египта в период экспедиции Наполеона I Бонапарта (1798 - 1801) // Восток в новое время. Экономика, государственный строй / Под ред. И. М. Смилянской и Г. Г. Котовского. М.: Наука, 1991.

Коротаев A. M. Долгосрочная политико-демографическая динамика Египта: циклы и тенденции. М.: Восточная литература, 2006.

Коротаев А. В. О некоторых особенностях средневековых египетских и иных политико-демографических циклов // Восток (Oriens). 2007. N 1.

стр. 59
Марзук Мухаммад Абд ал-'Азиз. Ан-Насир Мухаммад ибн Калавун. Каир: ал-Му'ассаса ал-мисриййа ал-'амма ли-т-та'лиф ва-т-тарджама ва-т-тиба'а ва-н-нашр, б.д.

Мейер М. С. Новые тенденции в социально-политической жизни Османской империи XVII-XVIII вв. (на примере института кетхуды) // Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах (История и современность) / Под ред. И. М. Смилянской. М.: Наука, 1984.

Мейер М. С. Кризис османских имперских порядков: меняющиеся отношения центра и периферии в XVIII в. // Османская империя: государственная власть и социально-политическая структура / Под ред. С. Ф. Орешковой. М.: Наука, 1990.

Мухаммад 'Ираки Йусуф. ал-Вуджуд ал-'Усманийй ал-мамлукийй фи Миср фи ал-карн ас-самина 'ашар ea-ава'ил ал-карн ат-таси'а 'ашар (Османо-мамлюкское присутствие в Египте в XVIII - начале XIX в.). Каир: Дар ал-Ма'ариф, 1985.

ан-Нимним Хилми. Джузур ал-ирхаб. Аййам Салим ал-Аууал фи Миср (Корни терроризма. Дни Селима! в Египте). ад-Докки: Дар ан-нахр, 1995.

Орешкова С. Ф. Османский феодализм: типологические наблюдения // Типы общественных отношений на Востоке в средние века / Под ред. Л. Б. Алаева. М.: Наука, 1982.

Раджаби Халил ибн Ахмад. Тарих ал-вазир Мухаммад 'Али Баша (История Мухаммада Али-паши). Каир: Дар ал-'афак ал-'арабиййа, 1997.

Рафи'и 'Абд ар-Рахман. Тарих ал-харака ал-кавмиййа ва-татаввур низам ал-хукм фи Миср (История национального движения и развитие политической системы в Египте). Т. 1. Каир: Матба'ат ан-нахда, 1929(1).

Рафи'и 'Абд ар-Рахман. Тарих ал-харака ал-кавмиййа ва-татаввур низам ал-хукм фи Миср (История национального движения и развитие политической системы в Египте). Т. 2. Каир: Матба'ат ан-нахда, 1929(2).

Рафи'и 'Абд ар-Рахман. Тарих ал-харака ал-кавмиййа ва-татаввур низам ал-хукм фи Миср. З. 'Аср Мухаммад 'Али (История национального движения и развитие политической системы в Египте. Т. 3: Эпоха Мухаммада Али). Каир: Матба'ат ан-нахда, 1930.

Риф'ат Мухаммад. Тарих Миср ас-сийасийй фи ал-азмина ал-хадиса (Политическая история Египта в Новейшее время). Т. 1. Каир: Матба'ат аш-Ша'б, 1920.

Са'ид Амин. Тарих Миср ас-сийасийй мин ал-хамла ал-ифрансиййа санат 1798 ила инхийар ал-мала-киййа санат 1952 (Политическая история Египта от французской кампании 1798 г. до падения монархии в 1952 г.). Каир: Дар ихйа' ал-кутуб ал-'арабиййа, 1959.

Сабри Мухаммад. Тарих Миср мин Мухаммад 'Али ила ал-'аср ал-хадис (История Египта с Мухаммада Али до современной эпохи). Каир: Мактабат Мадбули, 1991.

ас-Саййид Саййид Мухаммад. Миср фи ал-карн ал-'Усманийй фи ал-карн ас-садиса 'ашар (Египет в Османскую эпоху. XVI в.). Каир: Мактабат Мадбули, 1997.

Сурур Мухаммад Джамал ад-Дин. Давлат Бани Калавун фи Миср, ал-хала ас-сийасиййа ва-л-иктиса-диййа фи 'ахди-ха би-ваджх хасс (Династия Калавунидов в Египте, с особым вниманием к политическому и экономическому положению в период ее правления). Каир: Дар ал-фикр ал-'арабийй, 1947.

Тарле Е. В. Наполеон. М.: Пресса, 1992.

Турчин П. В. Историческая динамика. На пути к теоретической истории. М.: ЛКИ/УРСС, 2007.

Ибн Халдун 'Абд ар-Рахман. Мукаддимат ибн Халдун. Каир: Дар ал-фаджр ли-т-турас, 2004.

Хариди Салах Ахмад. Дирасат фи та'рих Миср ал-хадис уа-л-му'асир (Исследования по новой и новейшей истории Египта). Ч. 1. ал-Харам: 'Айн, 2000.

Хиджази Амина. ал-Ватаниййа ал-мисриййа фи ал-'аср ал-хадис, наш'ату-ха ea-нумувву-ха хатта 'ам 1914 (Египетское патриотическое движение в Новое время, его возникновение и рост до 1914 г.). Каир: ал-Хай'а ал-Мисриййа ал-'амма ли-л-китаб, 2000.

Хусайн 'Абд ал-Гаффар Мухаммад. Бина' ад-давла ал-хадиса фи Миср (Строительство современного государства в Египте). Каир: Дар ал-Ма'ариф, 1981.

аш-Шаркави Махмуд. Миср фи ал-карн ас-самина 'ашар (Египет в XVIII в.). Ч. 1. Абд ар-Рахман ал-Джабарти. ал-Хайа ал-фикриййа ва-л-иджтима'иййа (Абд ар-Рахман ал-Джабарти. Интеллектуальная и социальная жизнь). Каир: Мактабат ал-англу ал-мисриййа, 1955.

аш-Шаркави Махмуд. Миср фи ал-карн ас-самина 'ашар (Египет в XVIII в.). Ч. 2. ал-Азхар ва-л-'ула-ма'. Аййам ал-мамалик (Азхар и улемы. Эпоха мамлюков). Каир: Мактабат ал-англу ал-мисриййа, 1956.

Шукри Мухаммад Фу'ад. Миср фиматла' ал-карн ат-таси' 'ашар, 1801 - 1811 (Египет в началеXIXв., 1801 - 1811 гг.). Т. 1 - 3. Каир: Матба'ат Джами'ат ал-Кахира, 1958.

Ayalon D. Studies in Al-Jabarti I //Journal of the Economic and Social History of the Orient. Vol. 3. 1960.

стр. 60
Ayalon D. The End of the Mamluk Sultanate: Why Did the Ottomans Spare the Mamluks of Egypt and Wipe out the Mamluks of Syria? // Stadia Islamica. 1987. Vol. 67.

Ayalon D. The Auxiliary Forces of the Mamluk Sultanate // Der Islam. 1988. Vol. 65.

Ayalon D. Some Remarks on the Economic Decline of the Mamluk Sultanate // Jerusalem Studies in Arabic and Islam. 1993. Vol. 16.

Baer G. A History of Landowner ship in Modern Egypt 1800 - 1950. London: Oxford University Press, 1962.

Baer G. Studies in the Social History of Modern Egypt. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1969.

Barkan O., McCarthy J. The Price Revolution of the Sixteenth Century: A Turning Point in the Economic History of the Near East // International Journal of Middle East Studies. 1975. Vol. 6. N 1.

Borsch S. J. Environment and Population: The Collapse of Large Irrigation Systems Reconsidered // Comparative Studies of Society and History. 2004. Vol. 46. N 3.

Borsch S. J. The Black Death in Egypt and England. Cairo: The American University of Cairo Press, 2005.

Cambridge History of Egypt. 2: Modern Egypt, from 1517 to the End of the Twentieth Century / Ed. by M. W. Daly. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998.

Crecelius D. Egypt in the Eighteenth Century // The Cambridge History of Egypt. 2: Modern Egypt, from 1517 to the End of the Twentieth Century / Ed. by M. W. Daly. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998.

Cuno K. Landholding, Society and Economy in Rural Egypt, 1740 - 1850. Los Angeles: University of California, 1985.

Cuno K. The Pasha's Peasants. Land, Society, and Economy in Lower Egypt, 1740 - 1858. Cambridge: Cambridge University press, 1992.

Cuno K. Muhammad Ali and the Decline and Revival Thesis in Modern Egyptian history // Egypt under Muhammad Ali / Ed. by R. Abbas. Cairo: al-Majlis al-A'la li-'l-Thaqafah, 2000.

Dols M. W. The Black Death in the Middle East. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1977.

Faksh M. A. The Consequence of the Introduction and Spread of Modern Education: Education and National Integration in Egypt // Modern Egypt Studies in Politics and Society I Ed. by E. Kedourie and S. Haim. London: Frank Cass, 1980.

Garsin J. -C. The Regime of the Circassian Mamluks // The Cambridge History of Egypt. I: Islamic Egypt, 640 - 15171 Ed. by C. F. Petry. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998.

Goldschmidt A. Jr. Modern Egypt. The Formation of a Nation-State. Boulder: Westview Press, 2004.

Goldstone J. East and West in the Seventeenth Century: Political Crises in Stuart England, Ottoman Turkey and Ming China // Comparative Studies in Society and History. 1988. Vol. 30.

Gran P. Islamic Roots of Capitalism. Egypt, 1760 - 1840. Egypt. Cairo: The American University in Cairo Press, 1999.

Grinin L. Early State, Developed State, Mature State: The Statehood Evolutionary Sequence // Social Evolution & History. 2008. Vol. 7. N 1 (in print).

Hanna N. Administration in Egypt from Ottoman Times to the Present: an Introduction // The State and its Servants. Egypt / Ed. by N. Hanna. Cairo: The American University in Cairo Press, 1995(1).

Hanna N. The Administration of Courts in Ottoman Cairo // The State and its Servants I Ed. by N. Hanna. Cairo: The American University in Cairo Press, 1995(2).

Hathaway J. The Military Household in Ottoman Egypt // International Journal of Middle East Studies. 1995. Vol. 27. N 1.

Hathaway J. The Politics of Households in Ottoman Egypt. The Rise of the Qazdaglis. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.

Hathaway J. Egypt in the Seventeenth Century // The Cambridge History of Egypt. 2: Modern Egypt, from 1517 to the End of the Twentieth Century I Ed. by M. W. Daly. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998(1).

Hathaway J. 'Mamluk households' and 'Mamluk factions' in Ottoman Egypt: a Reconsideration // The Mamluks in Egyptian Politics and Society I Ed. by Th. Philipp and U. Haarmann. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998(2).

Hess A. S. Ottoman Conquest of Egypt (1517) and the Begininng of the Sixteenth-Century World War // International Journal of Middle East Studies. Vol. 4. 1973.

Holt P. M. The Beylicate in Ottoman Egypt during the Seventeenth Century // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. University of London, Vol. 24. 1961.

Holt P. M. The Pattern of Egyptian Political History from 1517 - 1798 // Political and Social Change in Modern Egypt. Historical Studies from the Ottoman Conquest to the United Arab Republic / Ed. by P. M. Holt. London: Oxford University Press, 1968.

стр. 61
Holt P. M. Egypt and the Fertile Crescent I51'6 - 1922. A Political History. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1969.

Ibn Khaldun 'Abd al-Rahman. The Muqaddimah: An Introduction to History / Translated from the Arabic by Franz Rosenthal. N. Y.: Pantheon Books, 1958.

Kimche D. The Political Superstructure of Egypt in the Late Eighteenth Century // Middle East Journal. Vol. 22. 1968.

Lawson F. Persistent Myths about the Muhammad Ali Period // Egypt under Muhammad Ali / Ed. by R. Abbas. Cairo: al-Maglis al-A'la li-'l-Thaqafah, 2000.

Marsot A. Egypt in the Reign of Muhammad Ali. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.

Marsot A. A Short History of Modern Egypt. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

Marsot A. Power and Authority in Late Eighteenth-Century Egypt // Society and Economy in Egypt and the Eastern Mediterranean 1600 - 1900 / Ed. by N. Hanna and R. Abbas. Cairo: The American University in Cairo Press, 2005.

McCarthy J. A. Nineteenth-Century Egyptian Population // Middle Eastern Studies. Vol. 12. N 3. 1976.

McGregor A. A Military History of Modern Egypt: from the Ottoman Conquest to the Ramadan War. Westport, CT: Praeger, 2006.

McNeill W. H. Plagues and Peoples. N. Y.: Anchor, 1998.

Panzac D. The Population of Egypt in the Nineteenth Century // Asian and African Studies. Vol. 21. 1987.

Petry C. F. Protectors or Praetorians? The Last Mamluk Sultans and Egypt's Waning as a Great Power. N. Y.: State University of New York Press, 1994.

Petry C. F. The Military Institution and Innovation in the Late Mamluk Period // The Cambridge History of Egypt. I: Islamic Egypt, 640 - 1517 / Ed. by С F. Petry. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998.

Philipp Th. Personal Loyalty and Political Power of the Mamluks in the Eighteenth Century // The Mamluks in Egyptian Politics and Society / Ed. by Th. Philipp and U. Haarmann. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

Piterberg G. 1990. The Formation of an Ottoman Egyptian Elite in the 18 Century // International Journal of Middle East Studies. Vol. 22. 1990.

Raymond A. Cairo. City of History. Cairo: The American University in Cairo Press, 2001.

Richards D. S. Mamluk Amirs and their Families and Households // The Mamluks in Egyptian Politics and Society / Ed. by Th. Philipp and U. Haarmann. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998.

Shaw S. The Financial and Administrative Organization and Development of Ottoman Egypt 1517- 1798. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1962.

Shaw S. Introduction // Ottoman Egypt in the Age of the French Revolution. By Huseyn Efendi. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1964.

Shaw S. The Budget ofOttiman Egypt 1005 - 1006 / 1596 - 1597. The Hague: Mouton, 1968.

Shoshan B. Money, Prices, and Population in Mamluk Egypt, 1382 - 1517. Princeton University, Ph. D. 1978.

Shoshan B. Money, Prices, and Population in Mamluk Egypt, 1382 - 1517. Authorized facsimile printed by microfilm. Ann Arbor, Michigan USA - London, England, 1982.

Winter M. Egyptian Society under Ottoman Rule 1517 - 1798. London: Routledge, 1992.

Winter M. Ottoman Egypt, 1525 - 1609 // The Cambridge History of Egypt. 2: Modern Egypt, from 1517 to the End of the Twentieth Century / Ed. by M. W. Daly. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998(1).

Winter M. The Ottoman Occupation // The Cambridge History of Egypt. 1: Islamic Egypt, 640 - 1517 / Ed. by C. F. Petry. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998(2).


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/О-НЕКОТОРЫХ-ОСОБЕННОСТЯХ-СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО-РАЗВИТИЯ-ОСМАНСКОГО-ЕГИПТА-XVI-XVIII-вв

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Л. Е. ГРИНИН, А. В. КОРОТАЕВ, О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОСМАНСКОГО ЕГИПТА (XVI-XVIII вв.) // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 13.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/О-НЕКОТОРЫХ-ОСОБЕННОСТЯХ-СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО-РАЗВИТИЯ-ОСМАНСКОГО-ЕГИПТА-XVI-XVIII-вв (date of access: 14.09.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Л. Е. ГРИНИН, А. В. КОРОТАЕВ:

Л. Е. ГРИНИН, А. В. КОРОТАЕВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
Our opponents will claim some voluntarism and excessive “globalism”.. In an unreasonable "swing" for a lot! How much investment has been made, and whether a correct industrial world proportion in terms of costs and benefits is possible? The answer is simple. Calculate how much it will cost to clean the plastic of the World Ocean. Groundwater and groundwater in India, China, et cetera. How much is the restoration of the biosphere of the planet Earth!?
Catalog: Экономика 
"История картотеки Словаря русского языка XI - XVII вв."
42 days ago · From Ilmira Askarova
"И арф эоловых безмолвен грустный ряд..."
42 days ago · From Ilmira Askarova
На надоевшую тему о глаголах одеть и надеть
42 days ago · From Ilmira Askarova
"Увещевательная коммуникация" в СМИ
42 days ago · From Ilmira Askarova
Эмоции в народной волшебной сказке
42 days ago · From Ilmira Askarova
НЕ... - слитно или раздельно?
43 days ago · From Ilmira Askarova
ИМЕННИК РУССКИХ БЫЛИН
44 days ago · From Ilmira Askarova
О правописании гласных О и Е после шипящих. Запятая при однородных членах с союзами
45 days ago · From Ilmira Askarova
Kiriyak Andreevich Kondratovich (1703-1788)
45 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОСМАНСКОГО ЕГИПТА (XVI-XVIII вв.)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android