Libmonster ID: UZ-1401

Алтайский государственный университет

пр. Ленина, 61, Барнаул, 656049, Россия

E-mail: gspl42@hist.dcn-asu.ru

Введение

В древнем производстве часто возникало противоречие между стремлением к повышению функциональной эффективности орудия и желанием сохранить старые традиционные формы [Кожин, 1993, с. 17]. Компромисс достигался оформлением рудиментарных признаков на технологически усовершенствованных изделиях. Таким образом обеспечивалось сочетание преемственности в культурной традиции с реализацией инновационных технологий. В истории материальной культуры примеров подобного рода, фиксируемых в археологических источниках, можно найти большое количество. Например, элементы украшения на глиняной посуде раннего железного века, имитирующие швы на сосудах из рога и кожи [Бородовский, 2000, с. 155], или орнамент, имитирующий заклепки на рукоятях бронзовых кинжалов [Рындина, Дегтярева, 2002, рис. 5; Мартынов, Шер, 1989, с. 131]. Изучение рудиментарных признаков дает возможность реконструировать приемы, применявшиеся ранее, выявить типологическую преемственность изделий, на основании которой можно судить об их хронологии.

В эпоху бронзы на обширной территории Северной Евразии широкое распространение получили металлические изделия сейминско-турбинского типа, представленные в основном наконечниками копий, кельтами, ножами и кинжалами. В данном исследовании сделана попытка объяснить появление некоторых орнаментальных элементов на сейминско-турбинском оружии. В научной литературе уже предпринимались попытки рассмотрения отдельных деталей на таких изделиях как рудиментарных элементов, несущих в себе информацию о технологических особенностях производства предшествующих категорий инвентаря [Кожин, 1993, с. 22].

Распространенным изобразительным мотивом на предметах сейминско-турбинского типа является горизонтальный поясок, которым украшались втулки наконечников копий и особенно часто кельты. Данный элемент представляет собой узкую полоску, заполненную горизонтальными валиками (линейный, или "турбинский", поясок), вертикальными валиками ("сейминская лесенка") или же выпуклыми зигзагами. Отмечается, что никакого практического значения он не имел, но, возможно, нес некую семантическую нагрузку [Бочкарев, 2004, с. 398].

Наконечники копий и дротиков

Орнаментальный элемент в виде горизонтальных валиков характеризует наконечники копий и дротиков преимущественно с глухой втулкой; на наконечниках с разомкнутой втулкой он встречается крайне редко. Особенность крепления последних заключалась в том, что втулка, насаженная на древко, обматывалась кожаным ремнем или веревкой из растительных

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект N 05 - 01 - 01183а) и гранта Президента РФ (NМК-1138.2004.6).

стр. 61

Рис. 1. Ножи, тесла, наконечники стрел и копий. 1 - Черноозерье I; 2 - Тартас I; 3 - Телеутский Взвоз I; 4 - 6, 9 -Синташта I; 7, 8 - Синташта II; 10 - Сторожевка - 1/3; 11 - Кондрашкинский курган; 12 - Синташтинский грунтовый могильник. 1 - по: [Генинг, Стефанова, 1994]; 2 - по: [Молодин и др., 2004]; 3 - по: [Грушин, 2001]; 4 - 9, 12 - по: [Генинг, Зданович, Генинг, 1992]; 10 - по: [Кияшко, 2002]; 11 - по: [Пряхинидр., 1989]).

волокон. Об этом свидетельствуют археологические данные (рис. 1, 10 - 12). Так, на втулке наконечника, найденного в Кондрашкинском кургане, обнаружены остатки кожаного ремня [Пряхин и др., 1989, с. 6, рис. 4, 1]. Аналогичные следы зафиксированы на разомкнутой втулке бронзового наконечника копья из погр. 30 Синташтинского большого грунтового могильника [Генинг, Зданович, Генинг, 1992, рис. 113, 1: Епимахов, 2002, рис. 28, 1]. Орнамент в виде горизонтальных валиков на глухих втулках можно рассматривать как рудиментарный признак, имитирующий кожаный ремень (или веревку из растительных волокон), которым обматывали разомкнутую втулку кованого наконечника копья.

На изделиях встречается орнамент в виде одного и более валиков. Кожаный ремень мог опоясывать втулку один раз или несколько. Интересной находкой в данном контексте является литейная форма для отливки наконечников копий с поселения Самусь IV [Черных, Кузьминых, 1989, с. 157]. Судя по ней, втулка орнаментировалась 14 валиками (рис. 2, 18). В погребении эпохи средней бронзы могильника Сторожевка-1/3 в Поволжье найден наконечник копья (см. рис. 1, 10), большая часть втулки которого была обмотана кожаным ремнем, хорошо фиксировавшимся при обнаружении [Кияшко, 2002, табл. XXXIII, 3]. В. С. Бочкарев противопоставил свою точку зрения относительно функции данного ремня, по его мнению, предназначавшегося для стягивания втулки и закрепления ее в сомкнутом положении, позиции С. Н. Братченко и С. Н. Санжарова, считающих, что он использовался для дополнительного крепления наконечника к древку [Бочкарев, 2004, с. 389]. Представляется, что эти точки зрения не противоречат друг другу, а дополняют, поскольку стягивание втулки своей конечной целью имело более надежное крепление наконечника к древку.

В качестве приспособления, которое имитировал валик на наконечниках копий, могло выступать кованое или литое кольцо, надевавшееся на нижнюю часть разомкнутой втулки и сжимавшее ее, не давая возможности разомкнуться [Там же, с. 388]. Не исключено, что при внедрении новой технологии литья изделий с глухой втулкой это кольцо трансформировалось в манжету. Такая конструктивная особенность характерна для многих изделий (см. рис. 2, 6, 7, 13, 14, 17) и рассматривается как дополнительное крепление наконечника [Черных, Кузьминых, 1989, с. 79; Бочкарев, 2004, с. 324]. Данное приспособление имеет практическое значение лишь при условии особого оформления древка. Насад должен иметь специально выраженный упор и черешок, который вставлялся во втулку; манжета в таком случае обеспечивала более надежную стыковку древка с наконечником. Археологические материалы не позволяют судить о способе оформления насада древка копий, т.к. в большинстве случаев дерево во втулках изделий не сохраняется. Аналогичный вышеописанному способ крепления удалось зафиксировать при исследовании грунтового могильника Телеутский Взвоз I [Грушин, 2001, рис. 1; Кирюшин, Грушин, Тишкин, 2003, рис. 36, 3]. В одном из погребений елунинской культуры обнаружен бронзовый наконечник стрелы, во

стр. 62

Рис. 2. Наконечники копий, дротиков и стрел. 1 - 5 - Ростовка; 6 - Паново; 7 - Джангельды V; 8, 10 - Сейма; 9, 11 - Турбино; 12, 17 - Бородинский клад; 13 - Близнецы; 14 - Медяниково; 15 - Осинов-Гай; 16 - Иртыш; 16 - СамусьIV. 1 - 5 - по: [Матющенко, Синицына, 1988]; 6, 7, 12 - 14, 16 - 18 - по: [Черных, Кузьминых, 1989]; 8 - 11 по: [Бадер, 1970]; 15 - по: [Свод..., 1993].

втулке которого сохранился фрагмент древка, позволивший сделать вывод о том, что насад имел специально оформленный упор (см. рис. 1, 3). Возможно, подобным способом насаживались и наконечники копий, особенно при наличии у них манжеты. Такой элемент повышал прочность втулки, защищая изделие от деформации при использовании.

Позднее валики и манжеты стали украшаться "лесенкой", зигзагом, а также более сложным орнаментом [Черных, Кузьминых, 1989, рис. 34, 1, 2; 36, 4; 46, 1]. Рассмотрение валиков на втулках как имитации веревки или кожаного ремня не исключает, что такой орнамент со временем мог приобрести культовую семантику в составе более сложных композиций (см. рис. 2, 12, 17). Валики присутствуют на наконечниках не только копий, но и стрел [Свод..., 1993, табл. 57, 32], что свидетельствует о длительном существовании данной орнаментальной традиции (см. рис. 2,15).

стр. 63

Кельты

Рассматриваемый элемент характерен и для бронзовых кельтов сейминско-турбинского типа. Орнамент в виде валиков, наиболее близкий таковому на наконечниках копий, отмечен у кельтов из Турбинского могильника (рис. 3, 1 - 6). Чаще всего орнаментированный пояс представлен тремя-четырьмя параллельными валиками на втулке [Черных, Кузьминых, 1989, с. 39]. На более поздних кельтах, как и в случае с наконечниками копий, этот орнамент усложняется дополнительными элементами (рис. 3, 7 - 10).

В археологических комплексах абашевской и синташтинской культур Восточной Европы и Южного Урала в большом количестве обнаружены бронзовые плоские тесла, которые по своим пропорциям и функциональному назначению близки сейминско-турбинским втульчатым кельтам [Кузьмина, 2000, с. 89]. Способ их крепления к древку реконструируется по сохранившимся остаткам кожаной оплетки на изделиях (см. рис. 1, 7, 8), обнаруженных в погребениях могильников Синташты [Генинг, Зданович, Генинг, 1992, рис. 140, 7; 146, 4; 175, 7]. Если рассматривать плоские бронзовые тесла как прототипы втульчатых кельтов сейминско-турбинского типа, то можно предположить, что орнамент в виде параллельных валиков на втулке кельтов, как и в случае с наконечниками копий, является имитацией кожаной веревки, с помощью которой тесло крепилось к деревянной рукояти. О типологическом родстве этих орудий может свидетельствовать абашевское тесло из клада Долгая Гора, которое имеет крепление в виде кованой несомкнутой цилиндрической втулки [Кузьмина, 2000, с. 89].

Кинжалы и ножи

Орнамент в виде горизонтальных валиков или линий присутствует также на рукоятках металлических ножей и кинжалов. Подобный элемент можно обнаружить на сейминско-турбинских изделиях, в комплексах Восточной Европы (рис. 4). Исследователи уже отмечали, что в отличие от кавказской и восточно-сибирской традиций для сейминско-турбинской не характерно применение заклепок для скрепления клинка и рукояти. Для этого использовалась приливка рукояти к клинку или совместное их литье [Черных, Кузьминых, 1989, с. 108; Кожин, 1993, с. 21]. Изделиям с металлической рукояткой типологически предшествовали пластинчатые кинжалы с черенком и без него. Рукоять этих кинжалов изготавливалась из рога, кости и дерева, остатки которых фиксируются на некоторых предметах [Черных, Кузьминых, 1989, с. 91], и крепилась к клинку с помощью кожаного ремня или веревки. Археологическим подтверждением подобного рода крепления является бронзовый нож с остатками деревянной рукояти и кожаной обмотки (см. рис. 1, 7) из мог. 154 могильника Черноозерье I [Генинг, Стефанова, 1994, с. 28, рис. 24, 2]. Аналогичная находка (см. рис. 1, 2) происходит из погр. 47 могильника Тартас I [Молодин и др., 2004, с. 360, рис. 1, 3]. Можно предположить, что орнамент в виде валиков на рукояти, как и в случае с наконечниками, имитировал веревку или ремень. У некоторых экземпляров валики расположены в нижней части рукояти,

Рис. 3. Кельты (по: [Черных, Кузьминых, 1989]). 1 - 6, 9 - Турбино I; 7 - Сейма; 8 - Решное; 10 - Соколовка.

стр. 64

в месте перехода к клинку (см. рис. 4). Интересно отметить, что аналогичная картина прослеживается в развитии бронзовых кинжалов эпохи бронзы в Европе. Первоначально они состояли из двух конструктивных деталей: бронзового клинка и крепившейся к нему с помощью заклепок рукояти из кости и дерева. Заклепки вставлялись в отверстия, находившиеся в основании клинка. Дальнейшие поиски оптимальной конструкции кинжалов привели к тому, что рукояти стали отливать вместе с клинком. На литых образцах в месте сочленения рукояти с клинком еще долго сохранялись округлые бугорки, воспроизводящие шляпки уже ненужных заклепок [Рындина, Дегтярева, 2002, с. 27]. Таким образом, несмотря на различные технологические особенности крепления двусоставных изделий, при внедрении более совершенного приема монолитной отливки рукояти и клинка действовали сходные закономерности (рис. 5).

Расположение орнамента по всей длине рукояти (нож из могильника Ростовка [Матющенко, Синицына, 1988, рис. 7, 17]) или в центральной ее части (нож из могильника Турбино II [Черных, Кузьминых, 1989, рис. 66, 3]) свидетельствует о том, что веревка обеспечивала не только крепление рукояти к клинку, но и хорошее сцепление рукояти и руки пользователя. Обмотку делали и на ножах и кинжалах с металлической ручкой [Молодин, 1993, рис. 7]. В таких случаях она предназначалась только для обеспечения эффективного и комфортного сцепления рукояти и руки пользователя. Можно предположить, что не

Рис. 4. Кинжалы. 1 - 3, 7 - Сейма; 4 - Пермь; 5 - Галичский клад; 6 - Решное. 1 - 3 - по: [Бадер, 1970]; 4 - 7 - по: [Черных, Кузьминых, 1989]).

Рис. 5. Двусоставные изделия с различными способами крепления и их имитации в виде орнамента. 1 - заклепки и их имитации на кинжалах; 2 - обмотка и ее имитация на теслах; 3 - то же на кинжалах и ножах; 4, 5 - то же на наконечниках копий и дротиков.

стр. 65

Рис. 6. Орнаментальные имитации оплетки на рукоятях металлических ножей и кинжалов. 1, 2- по: [Молодин, 1993]; 3 - по: [Матющенко, Синицына, 1988]; 4, 8 - по: [Черных, Кузьминых, 1989]; 5 - 7 - по: [Кирюшин, 2002].

только орнамент в виде горизонтальных параллельных линий или валиков имитировал обмотку кожаным ремешком или веревкой, но и некоторые другие орнаментальные композиции на рукоятях. В таком случае они могут служить источником по изучению способов обмотки.

Заключение

Анализ орнаментальных элементов в виде горизонтальных валиков или линий, получивших широкое распространение на основных категориях сейминско-турбинских металлических изделий, позволил предположить, что эти элементы появились как имитация веревки из растительных волокон или кожаного ремешка, служивших для крепления наконечников копий с разомкнутой втулкой, черешковых наконечников стрел к древкам, клинков составных ножей и кинжалов к рукоятям, топоров-тесел к рукояткам. С распространением более совершенных технологических приемов производства металлических изделий (глухая втулка наконечников, цельнолитые ножи, кинжалы, кельты) потребность в таком способе фиксации исчезла. Однако соблюдение преемственности в традиции обусловило появление рудиментарных элементов в виде орнамента из горизонтальных валиков, которые, вероятно, не имели никакого практического значения (рис. 6). В более поздних вариациях этот орнамент усложняется, видоизменяется.

Если рассматривать орнаментацию рукояти бронзовых ножей и кинжалов горизонтальными валиками как имитацию кожаной обмотки, обеспечивавшей хорошее сцепление рукояти и руки пользователя, то можно предположить, что и другие орнаментальные композиции на рукоятях этих изделий имитируют различные варианты кожаной оплетки. Такая трактовка, конечно, не исключает и культовую семантику подобных орнаментальных элементов, особенно когда они являлись частью более сложных изобразительных сюжетов.

Список литературы

Бадер О. Н. Бассейн Оки в эпоху бронзы. - М.: Наука, 1970. - 176 с.

Бородовский А. П. Технология изготовления предметов из полого рога // Феномен алтайских мумий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2000. - Гл. 3.3. - С. 144 - 157.

Бочкарев В. С. О функциональном назначении петель-ушек у наконечников копий эпохи поздней бронзы Восточной Европы и Сибири // Археолог: детектив и мыслитель: Сб. ст., посвященный 77-летнему юбилею Л. С. Клейна. - СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2004. -С. 385 - 408.

Генинг В. Ф., Зданович Г. Б., Генинг В. В. Синташта: Археологический памятник арийских племен Урало-Казахстанских степей: В 2 ч. -Челябинск: Юж. -Урал. кн. изд-во, 1992. -Ч. 1. -408 с.

Генинг В. Ф., Стефанова Н. К. Черноозерье I - могильник эпохи бронзы Среднего Прииртышья. - Препр. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1994. - 67 с.

Грушин С. П. Наконечник стрелы сейминско-турбинского типа с верхней Оби // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении: Западная Сибирь и сопредельные территории: Материалы XII Западносиб. археол. -этногр. конф. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2001. - С. 29 - 32.

Епимахов А. В. Южное Зауралье в эпоху средней бронзы. - Челябинск: Изд-во Юж. - Урал. гос. ун-та, 2002. -170 с.

стр. 66

Кирюшин Ю. Ф. Энеолит и ранняя бронза юга Западной Сибири. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2002. - 294 с.

Кирюшин Ю. Ф., Грушин С. П., Тишкин А. А. Погребальный обряд населения эпохи ранней бронзы Верхнего Приобья (по материалам грунтового могильника Телеутский Взвоз I). - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2003. - 333 с.

Кияшко А. В. Культурогенез на востоке катакомбного мира. - Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. ун-та, 2002. - 268 с.

Кожин М. П. Сибирская фаланга эпохи бронзы // Военное дело населения юга Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск: Наука, 1993. - С. 16 - 41.

Кузьмина О. В. Металлические изделия и вопросы относительной хронологии абашевской культуры // Археологические изыскания. - СПб.: Европейский Дом, 2000. -Вып. 63: Древние общества юга Восточной Европы в эпоху палеометалла (ранние комплексные общества и вопросы культурной трансформации). - С. 65 - 134.

Мартынов А. И., Шер Я. А. Методы археологического исследования: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Высш. шк., 1989. -223 с.

Матющенко В. И., Синицына Г. В. Могильник у д. Ростовка вблизи Омска. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1988. - 136 с.

Молодин В. И. Новый вид бронзовых кинжалов в погребениях кротовской культуры // Военное дело населения юга Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск: Наука, 1993. -С. 4 - 16.

Молодин В. И., Парцингер Г., Гришин А. Е., Пиецонка Х., Новикова О. И., Чемякина М. А., Марченко Ж. В., Гаркуша Ю. Н., Шатов А. Г. Исследование могильника бронзового века Тартас I // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: (Материалы Годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2004 г.) - Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2004. - Т. 10, ч. 1. - С. 358 - 364.

Пряхин А. Д., Беседин В. И., Левых Г. А., Матвеев Ю. П. Кондрашкинский курган. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1989. - 20 с.

Рындина Н. В., Дегтярева А. Д. Энеолит и бронзовый век: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2002. - 226 с.

Свод археологических источников: Памятники срубной культуры Волго-Уральского междуречья. - Саратов: Изд-во Саратов, гос. ун-та, 1993. - Вып. В1 - 10. - 200 с.

Черных Е. Н., Кузьминых С. В. Древняя металлургия Северной Евразии. - М.: Наука, 1989. - 320 с.

Материал поступил в редколлегию 23.06.05 г.

стр. 67


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/О-ПРОИСХОЖДЕНИИ-НЕКОТОРЫХ-ЭЛЕМЕНТОВ-ОРНАМЕНТА-НА-БРОНЗОВЫХ-ПРЕДМЕТАХ-СЕЙМИНСКО-ТУРБИНСКОГО-ТИПА

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Nurdin MansurovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Mansurov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. П. ГРУШИН, О ПРОИСХОЖДЕНИИ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОРНАМЕНТА НА БРОНЗОВЫХ ПРЕДМЕТАХ СЕЙМИНСКО-ТУРБИНСКОГО ТИПА // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 02.12.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/О-ПРОИСХОЖДЕНИИ-НЕКОТОРЫХ-ЭЛЕМЕНТОВ-ОРНАМЕНТА-НА-БРОНЗОВЫХ-ПРЕДМЕТАХ-СЕЙМИНСКО-ТУРБИНСКОГО-ТИПА (date of access: 19.02.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. П. ГРУШИН:

С. П. ГРУШИН → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
Примеряют золушки?сапоги
3 days ago · From Golem Anzhanov
КАК ДЕСАНТНИКИ С "ТИГРИСОМ" БАНЮ ДЕЛИЛИ
4 days ago · From Golem Anzhanov
Боевая учеба: один выстрел - семь в уме?
4 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Как предупредить наркоманию?
Catalog: Разное 
7 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их
Catalog: История 
8 days ago · From Golem Anzhanov
О культуре и контркультуре
10 days ago · From Golem Anzhanov
THE WORKING CLASS OF UZBEKISTAN IN THE PERIOD OF DEVELOPED SOCIALISM
Catalog: История 
17 days ago · From Azamat Usmanov
APPLICATION OF QUANTITATIVE METHODS AND COMPUTERS IN HISTORICAL RESEARCH
17 days ago · From Azamat Usmanov
THE FAILURE OF THE IMPERIALIST POLICY FROM A POSITION OF STRENGTH IN RELATION TO THE U.S.S.R.
19 days ago · From Azamat Usmanov
THE RUSSIAN WORKING CLASS FROM ITS BEGINNINGS TO THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY
20 days ago · From Azamat Usmanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

О ПРОИСХОЖДЕНИИ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОРНАМЕНТА НА БРОНЗОВЫХ ПРЕДМЕТАХ СЕЙМИНСКО-ТУРБИНСКОГО ТИПА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android