Libmonster ID: UZ-1530


Алексей Козлов и спустя полвека симпатизирует пижонам и ненавидит морлоков

Алексей Козлов не только джазмен, чье имя исторично, а прошлое легендарно (не случайно он оказался в числе тех немногих профессионалов, кто вошел в жюри, определяющее судьбу Российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства "Триумф"). Козлов - это еще и человек, принадлежащий к той редкой интеллигентской породе, для которой избитая фраза - "судьба Отечества" - не пустое сочетание звуков. Поэтому с той же охотой, с какой Алексей Семенович рассказывает о джазе и рок-н-ролле, с таким же энтузиазмом он говорит о культуре и нравственности. В этом мы убедились, когда Алексей КОЗЛОВ был гостем "БДГ".

О "Триумфе"

- Алексей Семенович, вчера видели вас по телевизору на церемонии вручения "Триумфа", а сегодня вы - в Минске. Кстати, эту премию в свое время получали Светлана Алексиевич и Василь Быков. Как член жюри, не вспомните, как решался вопрос о присуждении "Триумфа" белорусским писателям?

- Процедура простая. В жюри - известные люди из различных областей культуры. (В их числе также И.Чурикова, В.Спиваков, А.Вознесенский, Э.Климов, В.Познер и др. - С.Ш.) Каждый анонимно выдвигает одного кандидата. Затем курьер развозит нам для обдумывания список уже из этих двадцати фамилий. А спустя некоторое время, собравшись, мы этот список обсуждаем. Причем не важно, из какой области культуры кандидат и откуда он родом. Хотя иногда выдвигаются люди, которых, как ни странно, не все знают. Например, какой-нибудь композитор или дирижер. И тогда тот, кто знает, скажем, Спиваков, Башмет или я, рассказывает об этом человеке остальным. И уже на следующий день каждый из членов жюри вновь анонимно, вычеркнув пятнадцать фамилий, оставляет пять имен. Кто набрал больше голосов, тот и получает премию. То есть побеждают действительно достойные.

- А что лучше - получить премию или быть членом жюри?

- Трудно сказать. Премия же поддерживает лауреатов материально, а я - тьфу-тьфу! - не голодаю. И хотя эти деньги, конечно, не помешали бы, но я не очень-то в них нуждаюсь. Да и, думаю, почет все-таки деньги компенсирует.

О ТВ-6

и морлоках

- "Триумф" же учрежден на деньги Березовского?

- Да. И кстати говоря, в прошлом году стали давать премию и ученым. И уже второй год даются молодежные гранты - две с половиной тысячи долларов. Таким образом мы отметили уже сорок молодых художников, музыкантов, скульпторов и поэтов. Это все светлые люди, живущие одним лишь творчеством. У них такие хорошие лица! Это тем более заметно, если посмотришь передачу вроде "За стеклом", где для морлоков показывают морлоков же! (Помните Герберта Уэллса?) Ведь 6-й канал, при всем уважении к его оппозиционности, - морлочное телевидение, скатившееся до заигрывания с ублюдочной частью молодежи, с вырожденцами. А те молодые таланты, которые получили гранты, - очень редкое сегодня зрелище. Но настоящая культура, или субкультура (я называю это культурным андеграундом), снова развивается в подполье. Ведь что в России произошло: культуру подменила масскультура - все, что нравится богатым и рекламодателям, все это и стало будто бы культурой. И если раньше андеграунд был политическим, то сегодня он экономический. Правда, в последнее время вновь приобретает политический оттенок.

Об андеграунде

- А в Беларуси все по-прежнему: есть официально признанная и официально не признанная культура. Поэтому говорить о масскультуре у нас особо не приходится...

- Ваша ситуация, как мне кажется, напоминает советские времена. Но для культуры это только лучше, поскольку именно в андеграунде рождается все лучшее. Вспомните вторую половину 60-х, когда во всем мире в культуре произошел буквально взрыв! Именно тогда родилось огромное количество новых видов искусств: прогрессив-рок, все виды джаза, рока, авангарда, фьюжн. Все это появилось на питательной почве контркультуры. А нет протеста - и ничего нет. Ведь потом, во второй половине 70- х, когда все успокоилось, тогда и возникли диско и вся эта пошлятина. То же самое наблюдаем в России сегодня: именно с появлением ощущения относительного благополучия объявились дешевая попса и тусовочные дискотеки. Но одновременно исчезла контркультура. Я не слышу ни одной песни хоть против чего-нибудь! Поют только о том, что хотят отдыхать, веселиться и тусоваться. Хотя у нас есть Чечня, коррупция, двойные стандарты, гимн возрождается, коммуняки остаются, появились скинхэды, избивающие несчастных хип-хоперов и поддерживающие коммунистов и неофашистов. Кто вообще мог подумать, что Россия превратится в частично фашистскую страну?..

О Толстой

и русском капитализме

Вопрос читателя Геннадия: - Есть ли в сегодняшней культуре то, чем можно гордиться?

- Кое-что уже начинает появляться. И одно из таких явлений - Татьяна Толстая, также получившая "Триумф". Я даже поразился, что именно из-под женского пера - говорю о ее романе "Кысь" - вышел такой гоголевский памфлет, такая салтыково- щедринского типа страшная картина. Были бы правители поумнее - Толстую в тюрьму посадили бы. При Сталине так бы и поступили...

Однако процент подобной субкультуры не такой большой по сравнению с тем, какой был в то время, когда жили Ахматова и Мандельштам. Кстати, и Пушкин, наш невыездной гений, тоже по существу относим к контркультуре. Вообще говоря, такой уникальной культуры, как у нас, на Западе быть не может. Хотя сегодня в своем массовом произволе она и становится ублюдочной и вырожденческой. Однако по ней нельзя судить обо всей России, поскольку это результат быстрого перехода от одной формации к другой. Так поспешно - за десять лет - перейти безболезненно к капитализму было невозможно. Если Запад шел к капитализму столетиями, то у нас - сразу из грязи в князи. Темп погубил нашу культуру...

В Америке тоже был похожий момент, когда ввели "сухой закон", когда кризис 1929 года породил новое поколение очень богатых людей - всех этих гангстеров. Однако их дети, быстро став сенаторами, постарались забыть, кем на самом деле были их отцы. То есть американская политика 30-х годов тоже выросла на бандитской культуре. Впрочем, это был не такой уж быстрый процесс. А в России прошло несколько лет - но будто целая эпоха! И я счастлив, что дожил до этих катаклизмов, поскольку вплоть до 90-го года тоска от безнадеги из-за этой вечной жизни при советской власти была невыносима. И спасибо путчу, этим идиотам за то, что они обрушили такую жизнь. Спасибо тем, кто решил "разбежаться". Хотя теперь этих людей и пытаются обвинить в развале СССР, но то был единственный выход - надо было, разделившись, доживать уже в одиночку.

О том, что

чем обывателю хуже, тем философу лучше

- Обычно говорят, что одно из худших пожеланий - "Чтоб ты жил в эпоху перемен!" Вы разделяете эту точку зрения?

- Для творческого и философствующего человека эпоха перемен - самое интересное время. А для обывателей, то есть для основной части населения, это, конечно, трагедия. "Не дай нам Бог, в минуты роковые..." Лично мне наблюдать это время очень интересно, потому что все сегодняшние слезы появились не просто так, а в связи с крушением ненавистного режима. Пусть даже нынешняя Госдума практически ничем не отличается от Верховного Совета СССР, поскольку там сидят люди с теми же лигачевскими зачесами и с такими же толстыми физиономиями. Но все равно жизнь стала другой. Счастлива даже моя мама, которой 95 лет. Счастлива потому, что увидела все, начиная от тотального дефицита, когда в продаже не было даже мыла! Мы все столько пережили - колоссально! Даже мое поколение, поскольку, когда умер Сталин, мне было 18 лет. И я чуть не погиб тогда. Дело в том, что я хохмы ради пошел хоронить Сталина, и меня на Трубной площади в давке едва не задавили. Подобные вещи даром не происходят...

Или другой пример: мы же только что вручили прекрасным и заслуженным людям деньги, принадлежащие человеку, объявленному в федеральный розыск. Хотя никто из выступавших не упомянул его имени. Но думаю, что не из боязни... А может, и из боязни. Вспоминать Березовского становится опасно, поскольку он впрямую схлестнулся с президентом. Березовский выдвигает такие обвинения, о которых народу лучше не знать. Мы - обыватели по отношению к такой информации. Нам бы лучше спокойно жить и не знать, кто взрывал дома, кто помогал чеченским бандитам. Или следовало, предъявив обвинения, сразу показать по телевизору копии материалов. Но поскольку доказательств нет, наше немножко думающее население оказалось в замешательстве, ведь если порядочный человек такое услышал, он должен как-то отреагировать. Поэтому не правы ни Березовский, ни власти, ни СМИ.

О СМИ вообще и ТВ

в частности

- Мое отношение к СМИ - одно из самых больших разочарований нового времени: ни телевидение, ни пресса не выдержали испытания демократией. Журналисты работают на "клюковке", на "малинке", ничего положительного не принимают. Я сейчас в Москве и интервью-то не даю, поскольку знаю, что если начну говорить о позитивных вещах, это вырежут - оставят только негативные высказывания. Это касается как политических, так и культурных новостей. Молодой человек, который только вылупился из яйца, вдруг начинает критиковать какого-то известного мастера! Да еще и говорит языком-то таким - тусовочным. И это проходит! Нет цензуры и редактуры, поскольку редактор боится прослыть тоталитаристом. Но если на Западе критик начинает делать карьеру на том, что поливает мастера, на этом его карьера, собственно, и заканчивается. А у нас чем крупнее слон, тем громче будут лаять моськи. И это ужасно. Иногда доходишь до идиотской мысли: боже мой, как хорошо было раньше, когда редакторы безграмотных людей просто не пускали. А теперь дикторы на телевидении делают грамматические ошибки через слово! Ведущие - сплошь "акающие", "окающие" и "гэкающие" провинциалы. Уши вянут! И уже практически невозможно смотреть телевизор, поскольку постоянно натыкаешься на неправильную речь. А ведь это главный носитель культуры - наша речь. Когда ее нет, тогда и содержание не интересует...

Кстати, недавно в Москве произошла потрясающая вещь: включаем 6-й канал, а там идет НТВ-плюс. Народ буквально прилип к телевизорам, потому что это такая отдушина - с утра до вечера показывают только спорт! Люди почувствовали колоссальный контраст между тем, что видят теперь, и тем натужным телевидением, которое пыталось что-то всем нам вдалбливать. Но если кто-то хочет, чтобы его по-прежнему надували, пусть включает РТР или 1-й канал... Вообще скоро появится поколение, которое телевизор смотреть уже не будет. Все ведь можно получить из Интернета, который, думаю, постепенно "ящик" все-таки заменит...

О пижонстве

Вопрос Наташи Акиншиной: - Раньше вы говорили: "Да, я - пижон, и мне нравится быть пижоном". Кто вы сейчас в музыке, в одежде, в стиле поведения - по-прежнему пижон?

- Эти понятия - пижон, сноб (или, как нас презрительно называли, стиляги) - связаны, пожалуй, только с юностью. Поскольку если сказать: "Старый пижон" - это будет уже смешно. Пижоны появились в сталинские времена, хотя подобное увлечение могло закончиться лагерями, так как существовала статья Уголовного кодекса "ПЗ" - "Преклонение перед Западом" (ее отменили при Хрущеве). Я считаю, что хорошо быть пижоном, снобом, то есть человеком, свысока относящимся к толпе, не знающей того, что знает пижон. Ведь масса талантливых людей не реализовала свои таланты просто из-за ложной скромности! Пижон же мыслит так: "Я буду выделяться назло вам всем!" И именно это внешнее выделение не позволяло ему смешаться с толпой, поскольку стоило не так одеться, как тебя сразу начинали презирать и ругать. То есть пижонство спасало от общей серости. Однако сегодняшняя трагедия молодежи состоит в том, что стать пижоном невозможно: как ни оденься - кто-нибудь так уже одевается! А раньше могли только за американский пиджак выгнать из комсомола. Теперь привыкли ко всему. И пижоном можно стать лишь внутренне. Ведь случись какая опасность, единицы скажут: "Выгоняйте-сажайте, но буду делать по-своему!" И все эти люди сейчас "сидят" в субкультуре. Попробуй выуди их оттуда! Диссидентов было проще узнать - они на Красной площади демонстрации устраивали. Что же касается меня, то хотя внешне я не выделяюсь, однако никогда с толпой себя не солью и никогда не стану комформистом. Внутренне я все равно остаюсь пижоном.

P.S. Благодарим продюсерскую компанию "Блюз-Юст" за организацию встречи с А.Козловым.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/О-культуре-и-контркультуре

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

СЕРГЕЙ ШАПРАН, О культуре и контркультуре // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 09.02.2025. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/О-культуре-и-контркультуре (date of access: 11.07.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - СЕРГЕЙ ШАПРАН:

СЕРГЕЙ ШАПРАН → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
242 views rating
09.02.2025 (152 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
THERE IS HOPE FOR THE RUSSIAN ARMY
38 days ago · From Golem Anzhanov
Social protection. Your lawyer. "TWO-YEAR-OLDS" ON ORGANIZATIONAL EVENTS DO NOT LEAVE AHEAD OF SCHEDULE
Catalog: Право 
49 days ago · From Uzbekistan Online
This strong weaker sex
55 days ago · From Golem Anzhanov
USING TRAINING MATERIALS
Catalog: Разное 
58 days ago · From Golem Anzhanov
THE THEME IS FOR OFFICERS, WARRANT OFFICERS( MIDSHIPMEN), SERGEANTS(PETTY OFFICERS), SOLDIERS(SAILORS). Main provisions of international normative legal acts on human rights.
62 days ago · From Golem Anzhanov
Constitutional foundations of the Russian Federation
62 days ago · From Golem Anzhanov
Methodical class: military rituals. IN WHOM THE SPIRIT IS GREAT, THE POWER IS INDESTRUCTIBLE*
Catalog: Разное 
64 days ago · From Golem Anzhanov
Cutting Edge: Characters and destinies. Grouping in the highlands: attention passes
Catalog: Разное 
80 days ago · From Golem Anzhanov
Talents of the Forest Garrison
85 days ago · From Golem Anzhanov
THE FATE OF RUSSIA IS OUR DESTINY
91 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

О культуре и контркультуре
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android