После прочтения фундаментальной монографии одного из ведущих российских востоковедов Л. Ф. Пахомовой "Модели процветания (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия)" становится очевидным, что в основе этой чрезвычайно интересной работы лежит многолетний труд человека, для которого эта тематика стала ее вторым "я". За каждым параграфом чувствуется стремление автора максимально точно и в то же время в доступной форме донести свои мысли до читателя, даже если этот читатель не является ни специалистом по экономике развивающихся стран, ни экспертом по проблемам Юго-Восточной Азии, столь многообразным и взаимопереплетенным, что зачастую даже экспертам бывает трудно понять, где кончается экономика и начинается политика, и на каком этапе в эти проблемы вклиниваются, к примеру, религия или давние исторические обиды.
Автор неслучайно выбрала для своего анализа именно эти четыре страны из десяти стран-членов Ассоциации стран Юго-Восточной Азии - Сингапур, Малайзию, Таиланд и Индонезию. Они принадлежат к числу "ветеранов", отцов-основателей АСЕАН. В их число в 1967 г., когда была создана Ассоциация, входили и Филиппины, однако это государство, несмотря на его принадлежность к Юго-Восточной Азии, всегда стояло особняком, возможно по той причине, что Филиппины - единственная страна, где абсолютное большинство населения исповедует "чуждую" для Азии религию - католицизм. Важным фактором является и то, что Филиппины в отличие от других стран ЮВА не завоевали, а именно получили в 1946 г. независимость от США - единственной "империи", которая в тот период находилась на этапе не упадка и развала, а подъема (в отличие от английской, французской и голландской колониальных империй) и потому имела возможность корректного взаимодействия, в том числе экономического, со своей бывшей колонией. В результате собственность американских инвесторов на архипелаге не подверглась "национализации-филиппинизации", как это имело место в других странах ЮВА. Далее, Бруней-Даруссалам - это также особый случай. Этот "юго-восточно-азиатский Кувейт" присоединился к АСЕАН после получения независимости от Великобритании в 1982 г., и с тех пор по-прежнему остается "энергетической минидержавой". Наконец, три "коммунистических" государства Индокитая - Вьетнам, Камбоджа и Лаос - вступили на путь рыночных преобразований лишь пару десятков лет назад, а Мьянма, где еще с начала 1960-х гг. господствует причудливая система военно-гражданского госмонополистического (и глубоко коррумпированного) "социализма", о котором, впрочем, нынешние руководители предпочитают лишний раз не упоминать, вряд ли может быть отнесена к вынесенной в заглавие книги "модели процветания". Для этой страны более актуальна проблема выживания и сохранения своей территориальной целостности, которая в современных условиях может быть решена, впрочем, только именно посредством серьезных, а не косметических социально-экономических и политических реформ.
Оставшиеся в качестве предмета исследования Сингапур, Малайзия, Таиланд и Индонезия и сами по себе потребовали чрезвычайно большой аналитической работы, и труд автора, как представляется, оказался вполне оправданным. Читатель найдет в книге массу интереснейшего фактического материала и, что не менее важно, весьма острые и оригинальные авторские обобщения и выводы. В этой связи может возникнуть вопрос - особенно среди тех, кто не имеет никакого отношения к данному региону: насколько и в чем весь этот аналитический материал и фактура полезны для нас? Разумеется, Сингапур - это особый случай. Не считая некоторых чисто эконом-технологических моментов, которые, кстати, сингапурские лидеры в свое время заимствовали у Запада, его опыт вряд ли может быть с пользой применен в России. Ну, разве что если в родных пенатах будет принято решение сформировать особую экономическую зону такого
М.: Институт востоковедения РАН, 2007. - 256 с.
стр. 177
типа. Для тех, кто, как говорится не в теме, можно напомнить, что Сингапур первоначально входил в образовавшуюся в 1963 г. Федерацию Малайзии, однако, "федеральное правительство, в котором преобладали малайцы, стремилось использовать административные рычаги, чтобы сдерживать инициативы Сингапура, направленные на ускорение его экономического развития. Разрешить противоречия... оказалось невозможно" и Сингапур в конце 1965 г. стал суверенным государством (С. 21 - 22). Если опыт Сингапура и применим в России, то только при условии выхода какого-то особо "продвинутого" региона (например, Калининградская область) из ее состава, т.е. нарушения территориальной целостности РФ.
Малайзия достигла за последние десятилетия существенных успехов в развитии своей экономики. Растет и образовательный потенциал. Достаточно сказать, что в самые последние годы компании КНР, все более активно переводят свое производство в эту страну, в том числе и потому, что китайская рабочая сила, несмотря ни на что, дорожает и все чаще оказывается более дорогой, чем рабочая сила в ЮВА. Таиланд достиг определенного уровня процветания, но ему предстоит еще очень долгий путь в этом направлении. Одним из важнейших (если не самым важным) фактором в этом процессе стала политическая стабильность, обеспечиваемая незыблемым и непререкаемым авторитетом королевской власти, несмотря на все военные перевороты, инициаторы которых первым делом клялись в верности королю. В этом смысле страна оказалась похожа на Японию с ее императорской династией, вот уже две с половиной тысячи лет служащей стержнем нации.
Все разделы книги, посвященные конкретным странам, представляют большой интерес, но особое внимание привлекает глава по Индонезии. Немало уже говорилось о том, что при всей непохожести, эта страна по ряду признаков напоминает Россию - и многочисленностью населения, и его полиэтническим составом, и тем, что как и в России, где свыше 80% населения живет в европейской части, так и в Индонезии аналогичная доля сосредоточена на Яве, тогда как Суматра, Борнео и другие острова схожи с Сибирью - и по богатству ресурсами, и по малонаселенности, и даже по практике использования в качестве места каторги и ссылки. Наконец, как и Россия (и дореволюционная, и постсоветская), Индонезия в своем экспорте в первую очередь полагается на сырье. Однако при чтении работы Л. Ф. Пахомовой возникают и иные аналогии. Взять хотя бы официально провозглашенную доктором-президентом Сукарно в 1959 - 1960 гг. идеологию "направляемой демократии" и "направляемой экономики" (С. 183). Или то, как в 1963 г. индонезийские власти впервые в мировой практике отношений государств с иностранными добывающими компаниями ввели так называемые рабочие договора (kontrak karya) - фактические всем ныне известные соглашения о разделе продукции (С. 182). Или то, что национализированные иностранные предприятия попали в управление, фактически в собственность, гражданской и военной бюрократии, представители которой получили меткое прозвище "кабиров" (kapitals birokrats) (С. 181). Результатами их "работы" было то, что в стране постоянно "менялись не только принципиальные установки избранного курса, но и издавались сотни различных постановлений, указов, декретов, нередко взаимоисключающих" (С. 183). Все эти феномены наблюдались в Индонезии сорок с лишним лет назад, но сказать, что сейчас они вполне изжиты, нельзя.
В этой связи хотелось бы также заметить, что автор, видимо, неслучайно перечислила четыре страны в названии книги - Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия - не по алфавиту. Если понимать это как намек на то, что слово "процветание" применимо к ним именно в порядке убывания такового, то данное перечисление представляется совершенно оправданным.
Монография Л. Ф. Пахомовой является весомым вкладом в отечественную науку, изучающую политику и экономику зарубежных стран. Ее с пользой для себя прочтут и специалисты, и все, кто интересуется жизнью и опытом других народов.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |