Libmonster ID: UZ-1265

Конец XX в. в азербайджанской прозе можно связать с дальнейшим развитием творчества "шестидесятников", некогда успешно воспользовавшихся "хрущевской оттепелью". Однако уже в начале XXI в. в азербайджанской литературе появилась плеяда молодых писателей, выбравших постмодернизм как основу своего творчества.

Характерной чертой творчества молодых азербайджанских постмодернистов (которые последовали примеру "старших" зарубежных предшественников) являются игры с жанровой формой. Рассматривая проблему жанровой конструкции в современной постмодернистской литературе, И. С. Скоропанова отмечает: "Нередко авторы-постмодернисты дают своим произведениям подзаголовки, являющиеся именно жанровыми обозначениями. Таковы роман-комментарий, роман-клип, роман-эссе, роман-странствие, конспект ненаписанного романа, двойной роман, реконструкция романа, роман-пьеса" [Скоропанова, 2002, с. 157]. Г. М. Ребель справедливо отмечает в своей исследовательской работе, что "указанные определения призваны "застолбить" личное, уникальное (стремящееся быть таковым) жанровое пространство" [Ребель, 2007, с. 8]. Большинство подобных определений не несет какой-либо информативности с точки зрения жанровой принадлежности, а в некоторых случаях даже противоречит сложившейся системе жанров.

Вместе с тем нельзя забывать и о том, что в творчестве постмодернистских писателей доминирует тенденция "преодоления" жанровых канонов. Игнорирование традиционных жанровых конструкций вписывается в рамки постмодернистского восприятия: "Постмодернизм одновременно использует и отвергает, устанавливает и затем разрушает те понятия, которые он подвергает сомнению, - будь то в архитектуре, литературе, кино, философии, лингвистике или историографии" [Hutcheon, 1992, p. 3]. Практическое воплощение "игнорирования" приобретает форму жанрового смешения: авторы-постмодернисты склонны к внутриродовому и межродовому смешению.

Мы сталкиваемся с вкраплением в постмодернистский роман, во-первых, элементов других эпических жанров прозы, во-вторых, элементов других родов. К межродовому жанровому смешению можно отнести и вкрапление в роман элементов документальной (нехудожественной) прозы.

Внутриродовое жанровое смешение в современной постмодернистской азербайджанской романистике приводит к таким жанровым конструкциям, как мифологический роман, роман-антиутопия, роман-притча, роман, состоящий из фрагментов малых жанровых форм, и т.д.

Мифологический роман в современной азербайджанской литературе представлен как романом-мифом, так и романом-антимифом. Интересным образцом романа-мифа является произведение Сабира Рустамханлы (Sabir Rustsmxanh) "Небесный Тенгри" ("Goy Tann", 2005), сюжет которого уносит нас в период правления тюркских каганов, расцвета тенгрианства как религии единобожия. Вместе с тем это произведение не является классическим историческим романом. С. Рустамханлы, используя древнетюркскую мифологию и письменные источники (в том числе и Орхон-Енисейские стелы), ищет ответы на стоящие перед современным тюркским миром вопросы в мифическом прошлом. "Небесный Тенгри" - это произведение о современных проблемах тюрко-язычных наций, но отраженных в неомифологическом художественном пространстве.

Роман-антимиф представляет собой самостоятельную жанровую конструкцию, "генетически" связанную с "классическим" романом-мифом, но противоположную ему по семантике [Полушкин, 2009, с. 14]. Роману-антимифу свойственны следующие особенности: текстуализация мифа, интертекстуальный диалог между романным и мифологическим текстом, разрушение

стр. 161

традиционной семантики при сохранении формы. "Для романа-антимифа характерно свободное манипулирование мифом как текстом, его дегероизация, демонстрация приема, интертекстуальная игра, а главное - разрушение мифологической семантики при сохранении мифопоэтической формы" [там же].

Черты романа-антимифа просматриваются в произведении Камала Абдуллы (Kamal Abdulla) "Неоконченная (неполная) рукопись" ("Yanmciq alyazma", 2004). Согласно распространенному среди специалистов мнению, данное произведение представляет собой исторический роман. Однако такая оценка вызывает сомнения у другой группы ученых. Их основная претензия к автору - игнорирование им принципа историцизма при авторской интерпретации исторических событий [Cahangir, 2005, с. 251]. Ситуация вокруг содержательной и жанровой сущности этого произведения приобретает характер интриги, так как Камал Абдулла является одним из основных исследователей дастана "Книга моего деда Коркуда", автором множества книг и статей, посвященных этому эпосу.

Отмечу, что Камал Абдулла манипулирует текстом дастана "Книга моего деда Коркуда", дискредитирует мифологического героя (например, если в мифе дед Коркуд это архетип "мудреца", то в "Неоконченной рукописи" - верный слуга Баяндыр хана), разрушает основу мифологического мировосприятия (превращая камень "Нур" ("Святой") в божественное начало Тенгри), с сарказмом перерабатывает сюжеты из эпосов, смешивая их с авторской саркастической интерпретацией исторических событий (бегство Шах Исмаила Хатаи и его умерщвление по нелепому стечению обстоятельств) и т.д. Не случайно исследователь Ниязи Мехти характеризовал "Неполную рукопись" как интеллектуально-художественный "блеф" [Ниязи Мехти]. Однако столь критическое отношение к данному произведению является некорректным. Роман отличается новаторством авторского замысла. Не стоит забывать, что создание произведений в русле антимифа требует от автора более глубоких знаний в области культурологии, мифологии, истории и психологии, чем создание романа-мифа. "Неполная рукопись" является одним из редких образцов романа-антимифа, созданных азербайджанской национальной литературой.

К жанровой форме романа-антимифа можно отнести произведение Керамета Боюкчола (Karamst Boyiikcol) "Поле" ("Col", 2010), в котором присутствует деконструкция народного дастана о Короглы. Главный герой романа, как и герой дастана, назван автором Короглы, но если в дастане это символ борца за справедливость и высшие идеалы, то в романе - это алчный торгаш и наемник, готовый воевать только при наличии материальной выгоды. Содержание романа фактически противопоставляется дастану.

Тяготение постмодернистов к мифологическому или символическому методу на фоне создания замкнутого целостного мира закономерно приводит к тому, что в постмодернистском романе наблюдается большой интерес к антиутопии.

В романе-антиутопии "Амнезия" ("Amneziya", 2010) Али Акбер (Эli Эkber) конструирует тоталитарное общество, в котором вынужден жить главный герой Мурад. Но амнезия в романе - это не только потеря героем памяти о своем прошлом, но и потеря памяти социумом об общечеловеческих ценностях. Примечательно, что автор не отсылает нас к отдаленным пространственно-временным характеристикам художественного мира. Художественное пространство соотносится с территорией Кавказа, а художественное время охватывает 2010 - 2011 гг. Вместе с тем раскрытие всех негативных сторон якобы идеального общества прослеживается на протяжении всего романа. Али Акбер подвергает критике попытки создания идеального общества и идеального государства, раскрывая всю тщетность таких инициатив.

Антиутопийным можно назвать произведение Анара (Anar) "Белый овен, черный овен" ("Ag qoc, qara qoc", 2004). Особенностью философского дискурса в этой антиутопии является саркастическое сопоставление трех "идеальных" обществ, которые сконструированы на основе трех идеологий - традиционно-исламской, коммунистической и буржуазной. Подтекстом художественного сопоставления этих общественно-государственных конструкций является пессимизм в построении утопического общества, бессмысленности стремления к сверхидеализированному устройству. Выпячивая недостатки "идеальных" форм общественного устройства, Анар раскрывает внеисторичность общечеловеческих ценностей, значимость иррационального начала в человеке.

В постмодернистском романе жанровое смешение сопряжено с гиперболизацией пародии, точнее с иронической пародией. Ирония в постмодернизме приобретает доминирующее значение и предусматривает пародическое сопоставление разных более художественных стилей и жанров. Отсюда склонность писателей-постмодернистов к созданию романов-притч.

стр. 162

Обращение авторов к притчевым жанровым конструкциям, в том числе к формату романа-притчи, обусловлено теми возможностями, которые становятся доступны автору [Кечерукова, 2009, с. 9 - 10]. В первую очередь это обращение к проблеме бытия и общечеловеческих ценностей - борьбе добра со злом и т.д. Например, в романе "Долина кудесников" ("Sehrbazlar deresi", 2006) Камала Абдуллы прослеживается подчиненность авторского замысла суфийской философской традиции. Автор поднимает проблему тщетности земных страстей, несовершенства человека и общества в целом. Проблематика романа имеет "общечеловеческий" и вневременной подтекст, что и позволяет говорить о нем как о романе-притче, даже несмотря на то что автор обозначает свое произведения как "роман-фантазия".

В отличие от самой притчи повествование в романе-притче обрастает множеством деталей, становится развернутым и выразительным. Вместе с тем "остаточное" влияние краткости притчи проявляется в пространственно-временных особенностях художественного мира романа-притчи: художественное пространство делается сжатым, а хронотоп отличается повышенной условностью. Поскольку притча характеризуется вневременным, условно-схематичным пространством, герои "Долины кудесников" могут управлять временем и пространством.

Постмодернистское мировосприятие предполагает фрагментарность бытия: мир предстает в хаотичных и неупорядоченных элементах. Отсюда и эксперименты постмодернистов по формированию крупных произведений прозы (например, циклический роман) при использовании конструкций малых форм, связывающих части по принципу параллельности (реже - последовательности). При параллельном построении идет одновременное повествование нескольких новелл (повестей, рассказов). По мнению Б. В. Томашевского, параллельное построение предполагает многоплановость повествования: "Повествование ведется многопланно: сообщается о том, что происходит в одном плане, затем то, что происходит в другом плане, и т.д. Герои одного плана переходят в другой план, происходит постоянный обмен персонажами и мотивами между повествовательными планами. Этот обмен и служит мотивировкой к переходам в повествовании от одного плана к другому" [Томашевский, 1999, с. 163].

Принцип параллельного построения используется в романе молодой писательницы Нармин Кямал (Nermin Kamal) "Открой, это я" ("Ac, menem", 2010). Композиционно он построен таким образом, что каждая его часть может быть отнесена к рассказу, но в совокупности все части произведения соединены единой идеей и авторским замыслом. Такая компоновка стала возможной благодаря тому, что главный герой романа, отказываясь от своего имени, начинает жить под другими именами, проживая при этом разные жизни.

Вместе с тем постмодернистский роман может использовать и последовательный принцип построения. В качестве примера из современной азербайджанской литературы можно привести роман Хамида Херисчи (Hamid Herisci) "Некролог" ("Nekroloq", 2005), в котором автор пытается заменить художественную эстетику творчества антиэстетическим "разрушением". Некоторые литературные критики не воспринимают это произведение как роман в его классическом понимании. Например, в своей обзорной статье по современным азербайджанским романам Техран Алишаноглы [Эlisanoglu] отмечает "пониженную" диалогичность, фрагментарность и эпизодичность сюжета, упрощенное раскрытие образов этого произведения. Ставя под сомнение романную принадлежность "Некролога", Т. Алишаноглы не обозначает его жанровую природу, однако, на мой взгляд, романное содержание в нем проявляется довольно отчетливо. Субъективная позиция Т. Алишаноглы связана с тем, что он фиксирует отказ писателя от некоторых признаков романного повествования, хотя и не дает оценку этому. "Некролог" подвержен влиянию рассказа, и не случайно первоначально роман публиковался частями в средствах массовой информации.

Межродовое жанровое смешение в современной постмодернистской азербайджанской романистике приводит к таким жанровым конструкциям, как метароман, лирический роман, роман-пьеса, креолизированный роман и т.д.

Ихаб Хассан, исследуя своеобразие постмодернизма, отмечал, что гибридизация, имеющая место под влиянием тенденций внежанровости, может порождать неясные формы: "паралитература", "паракритика", "нехудожественный роман" (цит по: [Керимов, 1996, с. 381 - 382]). Одним из наиболее интересных видов постмодернистского романа является метароман. Главной его особенностью является двуплановая художественная структура, "где предметом для читателя становится не только "роман героев", но и мир литературного творчества, процесс создания этого "романа героев". Иначе говоря, метароман не только повествует о перипетиях судьбы персонажей и условной реальности их существования, но и направлен на само событие рассказывания" [Зусева, 2006].

стр. 163

В 2009 г. был опубликован роман Талеха Шахсуварлы (Taleh Sahsuvarli) "Оживление" ("Canlanma", 2009). Автор представляет свое произведение как метароман, даже как исторический метароман.

Постмодернизм отказывается от униформизма и стремится к деконструкции, отрицает нормативизм, пытается сочетать в себе элементы "высоких" и "низких" жанров, желая объединить элитарность и массовость. Стремление постмодернизма преодолеть элитарность модернизма провоцирует повышенный интерес авторов к смешению "низких" и "высоких" жанров. Известный американский критик Ихаб Хассан (Ihab Hassan), перечисляя характеристики постмодернизма, среди прочих признаков называет и этот прием [Hassan, 1987, с. 445 - 446]. Одним из проявлений этого типа смешения является постмодернистский лирический роман.

Таким романом является произведение Нураны Лятифы (Nuran Letife) "Цвет любви" ("Esqin rengi", 2008). Автор пытается показать мир через мистический и одновременно манящий феномен "божественной любви". Лиризм проявляется и в повышенном внимании автора к раскрытию внутреннего эмоционального состояния героев.

Постмодернистский роман склонен к гиперболизации авторской игры. Итогом этой авторской постмодернистской игры является подчеркнуто-демонстративная имитация в произведении дискурсов, затрагивающих наиболее проблемные аспекты бытия. В постмодернистской литературе игра становится инструментом присутствия писателя в произведении. Писательская игра завязывается вокруг форм, условностей, символов и т.д. При этом автор играет как с текстом, так и с читателем. Игровое отношение к слову используется для поиска "утаенного" смысла. Авторская игра в постмодернистском произведении - это следствие понимания хаоса непреодолимым. Игра служит инструментом преодоления хаоса. Как композиционный признак эта игра реализуется в романе-пьесе.

В современной азербайджанской литературе черты романа-пьесы можно найти в произведении Ильгара Фахми (Ilqar Fehmi) "Аквариум" ("Akvarium", 2006), известном более как театральный роман. Сюжетная линия романа выстраивается вокруг судьбы человека, который к сорока годам добивается исполнения всех желаний, но не в силах преодолеть заточения в "аквариум", который соотносится здесь с неким пространственно-духовным ограничителем, а главный герой - с бессловесной рыбой. Ограниченность художественного пространства сближает произведение с пьесой. Кроме того, автор вычерчивает возможную инвариативность сюжетной линии: с одной стороны, реализованный путь успешного человека, отказавшегося от свободы и независимости; с другой - нереализованная судьба, опирающаяся на ценности свободы и добра, гармонии и красоты. Примечательно, что слово "аквариум" автор использует трижды: как название ресторана, театра, а также пьесы, написанной одним из персонажей, Сахибом, который к тому же является руководителем театра. И. Фахми выстраивает замкнутый круг - пьеса Сахиба "Аквариум" ставится на подмостках театра "Аквариум", - тем самым подчеркивая драматизм тщетных усилий героя выбраться из "аквариума": вся духовная и творческая энергия Сахиба поглощается театром "Аквариум". Писатель ставит проблему необходимости трансформации всей системы для обеспечения индивидуального счастья и общечеловеческих ценностей. Однако третий уровень "аквариума" (название самого романа) обрамляет первые два (названия произведения Сахиба и театра), фактически вовлекает самого автора в ловушку "аквариума". "Аквариумное" обрамление, с одной стороны, свидетельствует о нигилистическом отношении писателя к поставленной проблеме, хотя с другой - создает различные уровни инвариативности сюжетной линии.

Посмодернистская литература экспериментирует и с невербальными формами передачи информации. Постмодернистские писатели реагируют на общественный запрос, создавая произведения крупной прозы, предназначенные для аудио- и киновоспроизведения, а также для распространения по сети Интернет. Соответственно условно можно выделять аудиороман, кинороман и гипертекст-роман. Эти типы романа представляют собой художественные произведения с креолизованным текстом, т.е. с текстом, фактура которого состоит из двух разнородных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык).

Первым азербайджанским романом, который был выпущен на аудиодиске, является "Путь" ("Yol", 2009) Эльхана Ханализаде (Elxan Xanelizade). Повествование ведется от имени старца Ибрагима Иманова, который рассказывает о своей судьбе. Сюжетная линия построена на "мотиве пути". В судьбе главного героя концентрируется судьба поколения: эпическое начало трансформируется в некий длительный монолог главного персонажа. Роман сопровождается музыкой (композиторы Говхар Гасанзаде и Ульвия Велиева, которая подчеркивает внутреннее состояние главного героя, создавая эмоциональный фон для ключевых событий в фабуле романа. В романе

стр. 164

присутствуют и вокальные вставки, которые не только характеризуют сближение романа с вокально-музыкальными жанрами, но и отражают усиленное лирическое начало в романе.

Своеобразием отличается роман Хафиза Мирзы (Hafiz Mirza) "Конец и начало" ("Son vs baslangic", 2010). Первоначально он был опубликован частями в периодической печати, затем издан отдельной книгой, к которой прилагается CD-диск с музыкальными отрывками. По мнению автора, для восприятия читателем авторского произведения во всей полноте необходимо музыкальное сопровождение.

В азербайджанской романистике есть несколько образцов киноромана. Особенностью азербайджанского киноромана является его историко-эпическая окраска: - имеет место смешение с жанрами исторической и документальной литературы; - в качестве собирательного образа выступает образ народа, тем самым приближая азербайджанский кинороман к роману-эпопее.

В 2005 г. публикуется кинороман режиссера Камрана Гасымова (Kamran Qasimov) "Двадцать три месяца" ("Iyirmi uc ay", 2005), сюжет которого выстроен вокруг истории Азербайджанской Демократической Республики, просуществовавшей 23 месяца. Кинороман отличается историцизмом и документальностью. Не случайно автор дает пояснение к названию произведения - "художественно-документальный, исторический кинороман". Такое пояснение охватывает весь спектр жанрового смешения, характерного для данного произведения. Событийная основа романа следует хронологии исторических событий. Примечательно, что на фоне художественных образов, прототипами которых являются политические и государственные деятели той эпохи, в качестве отдельного образа выступает образ народа как строителя государства.

В 2008 г. был опубликован роман Нураддина Адилоглу (Nureddin Adiloglu) "Черный плющ" ("Qara sarmasiq", 2008), повествующий о боевых действиях в "горячей точке", о политических процессах в Баку в бурные 1990-е гг. Автор придерживается хронологии разворачивающегося политического процесса, создает образ народа, страдающего и борющегося в котле политических интриг.

Проблема борьбы народа отражена и в произведении Акифа Али (Akif Эli) "Туманные горы" ("umanh daglar", 2008). Автор определяет его жанровую форму как кинопритча. На мой взгляд, в этом произведении отчетливо проявляются черты киноромана. Вместе с тем романная природа "Туманных гор" подвержена влиянию жанра притчи, но это влияние носит относительно слабый характер. Межродовое жанровое смешение оказывает более значительное влияние на жанровые характеристики, тогда как влияние внутриродового смешения не столь масштабно.

В заключение отмечу: азербайджанская постмодернистская романистика несет на себе основной груз по жанровому "обновлению" национальной романистики. Основной характерной жанровой особенностью создаваемых произведений является повышенная синкретичность (гиперболизация жанрового смешения).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Зусева В. Б. "Фальшивомонетчики" А. Жида: роман автора и роман героя // http://ifi.rsuh.ru/vestnik_2006_1_15.html

Керимов Т. Х. Постструктурализм // Современный философский словарь. Москва-Бишкек-Екатеринбург: Одиссей, 1996.

Кечерукова М. А. Жанровая специфика и проблематика романов-притч Уильяма Голдинга 1950- 1960-х годов. Автореф. канд. дис. СПб., 2009.

Мехти Н. Опыт устранения субстанциональной "тяжести" из неустранимого противостояния "своих" и "чужих". Азербайджанский проект симулятивного национализма и симулятивной религиозности // http://www.southcaucasus.com/index.php?page=publications&id=2341

Полушкин А. С. Жанр романа-антимифа в шведской литературе 1940 - 1960-х годов (на материале произведений П. Лагерквиста и Э. Юнсона). Автореф. канд. дис. Екатеринбург, 2009.

Ребель Г. М. Герои и жанровые формы романов Тургенева и Достоевского (Типологические явления русской литературы XIX века). Автореф. канд. дис. Ижевск, 2007.

Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: Новая философия, новый язык. СПб.: Невский простор, 2002.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1999.

Cahangir Э. Damirbaslar (Железноголовые) // "Korpu" jurnali. 2005. N1.

Эlisanoglu T. Yeni edebi nasil: axtanslar, problemer (Новое литературное поколение: поиски, проблемы) // http://bizimasr.media-az.eom/arxiv_2002/may/113/tengid_romani.html

Hassan Ihab. Making Sense: the Triumph of Postmodern Discourse // New Literary History. 1987. Vol. 18. N2.

Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism. History, Theory, Fiction. New York-London: Routledge, 1992.

стр. 165

© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ-РОМАН-XXI-в

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Nurdin MansurovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Mansurov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. Ш. ШАРИФОВА, ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ РОМАН XXI в. // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 18.11.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ-РОМАН-XXI-в (date of access: 17.02.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. Ш. ШАРИФОВА:

С. Ш. ШАРИФОВА → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Nurdin Mansurov
Самарканд, Uzbekistan
40 views rating
18.11.2024 (91 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Примеряют золушки?сапоги
Yesterday · From Golem Anzhanov
КАК ДЕСАНТНИКИ С "ТИГРИСОМ" БАНЮ ДЕЛИЛИ
3 days ago · From Golem Anzhanov
Боевая учеба: один выстрел - семь в уме?
3 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Как предупредить наркоманию?
Catalog: Разное 
6 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их
Catalog: История 
7 days ago · From Golem Anzhanov
О культуре и контркультуре
9 days ago · From Golem Anzhanov
THE WORKING CLASS OF UZBEKISTAN IN THE PERIOD OF DEVELOPED SOCIALISM
Catalog: История 
16 days ago · From Azamat Usmanov
APPLICATION OF QUANTITATIVE METHODS AND COMPUTERS IN HISTORICAL RESEARCH
16 days ago · From Azamat Usmanov
THE FAILURE OF THE IMPERIALIST POLICY FROM A POSITION OF STRENGTH IN RELATION TO THE U.S.S.R.
18 days ago · From Azamat Usmanov
THE RUSSIAN WORKING CLASS FROM ITS BEGINNINGS TO THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY
19 days ago · From Azamat Usmanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ РОМАН XXI в.
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android