В статье анализируются прямые инвестиции США в странах АСЕАН и основные сферы их приложения, их распределение по странам - членам ассоциации, влияние глобального кризиса на приток капитала, роль США в притоке прямых иностранных инвестиций в АСЕАН.
Ключевые слова: США, АСЕАН, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), приток ПИИ по странам - членам АСЕАН, глобальный кризис.
Начало XXI века отмечено новыми тенденциями в сфере экономического взаимодействия США со странами АСЕАН** как в сфере сотрудничества на уровне ассоциации в целом, так и в развитии инвестиционных и производственных взаимосвязей на уровне двусторонних отношений. Современный этап экономических связей США со странами АСЕАН характеризуется их возрастающим значением как для участвующих сторон, так и для мирового хозяйства. Прямые инвестиции США в АСЕАН в 2011 г. достигли почти 160 млрд. долларов*** (третье место после ЕС и Японии среди ведущих иностранных инвесторов в АСЕАН) и оказывают многогранное влияние на развитие национальных экономик стран ассоциации, на изменение структуры их производства и внешней торговли, а также на углубление производственной кооперации в регионе и за его пределами [1].
Выстраивание отношений со странами ассоциации приобретает для США всё более важное значение, в том числе благодаря заключению соглашений о свободной торговле АСЕАН - КНР, АСЕАН - Южная Корея, АСЕАН - Япония, АСЕАН - Индия, АСЕАН - Австралия и Новая Зеландия. Расширение инвестиционных и производственно-технологических взаимосвязей США - АСЕАН, а углубление сотрудничества в сферах энергетики, инфраструктуры, здравоохранения, образования, использования информационных и коммуникационных технологий, ликвидации последствий катастроф, охраны и рационального использования природных ресурсов, в других областях происходят в условиях процессов глобализации и региональной интеграции, многопланово
* ЛЕБЕДЕВА Людмила Федоровна - доктор экономических наук, руководитель Центра социально-экономических исследований и проектов ИСКРАН. E-mail: liudran@mail.ru; УСОЛЬЦЕВ Александр Вадимович - кандидат экономических наук. E-mail: luinic@yandex.ru
** АСЕАН была образована в 1967 г., в неё вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины; в 1984 г. - Бруней, в 1995 г. - Вьетнам, в 1997 г. - Лаос и в 1999 г. - Мьянма. В настоящее время ассоциация объединяет страны с совокупным населением около 600 млн. человек и ВВП примерно 2.9 трлн. долларов.
*** Доллар = доллар США.
воздействуя на масштабы, формы и механизмы экономических отношений вовлечённых в эту деятельность субъектов. Наряду с сохраняющимся значительным влиянием США на развитие национальных экономик ассоциации все происходящие изменения сопровождаются усилением экономической взаимозависимости участвующих сторон.
В конце XX - начале XXI века в странах АСЕАН были предприняты разнообразные меры по либерализации рынков для иностранных товаров и инвестиций, развитию инфраструктуры и стимулированию промышленных научно-исследовательских разработок, что, в свою очередь, также усилило инвестиционную привлекательность региона.
Но начавшийся в 2008 - 2009 гг. глобальный финансово-экономический кризис поспособствовал проявлению ряда тенденций, меняющих расстановку сил в регионе и усиливающих перераспределение инвестиционных потоков. Ускорение роста прямых американских инвестиций в страны АСЕАН в эти годы привело к повышению их доли в общем притоке прямых иностранных инвестиций в ассоциацию до 11,3% (в 2010 г.), по сравнению со среднегодовым показателем 8,8% в 2003 - 2008 гг. В 2011 г. суммарные прямые инвестиции США в АСЕАН существенно превысили прямые инвестиции США в ведущие страны - реципиенты американского капитала: по сравнению с Германией - в 1,6 раза, с Мексикой - в 1,8 раза, с Китаем - в 3 раза, с Индией - в 6,5 раза [6].
Динамика американских прямых инвестиций в страны АСЕАН
Объём прямых инвестиций США в страны АСЕАН в посткризисный период увеличивался более быстрыми темпами, чем в другие государства. При этом наблюдалось устойчивое повышение доли стран АСЕАН в прямых американских инвестициях в АТР. Этому усилению притяжения инвестиций в страны - члены ассоциации способствовало сохранение в посткризисный период высокой динамики их экономического развития относительно других государств.
Современная экономическая ситуация и прогноз её развития характеризуются устойчивой тенденцией перераспределения экономической мощи в глобальной экономике, появлением новых игроков мирового масштаба и их интенсивным вовлечением в международное разделение труда при том, что потенциалы лидеров существенно различаются по отдельным финансовым, экономическим, социальным параметрам.
По ВВП - одному из ключевых и наиболее часто используемых национальных показателей - Соединённые Штаты занимают лидирующие позиции. В первом десятилетии XXI века проявились тенденции ощутимого укрепления позиций АСЕАН. В период 2005 - 2012 гг. совокупный ВВП стран АСЕАН увеличился в 2,5 раза и достиг 2,5 трлн. долл. (см. табл. 1).
По мере интеграции развивающихся стран в мировую экономическую систему продолжает расти их научный и технический потенциал. Восстановление экономик развивающихся стран происходило гораздо более высокими темпами, чем экономик США, ЕС или Японии. При этом правительства развивающихся стран проводили политику, направленную на повышение инновационной актив-
Таблица 1
Динамика объёма ВВП стран - членов АСЕАН, млн. долл.
Страны |
2005 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
АСЕАН |
912 087 |
1 515944 |
1 504 356 |
1 863105 |
2 161 001 |
2 469 023 |
Индонезия |
285 869 |
510 229 |
539 356 |
707 448 |
846 142 |
907 468 |
Мьянма |
11 931 |
25 859 |
32 805 |
42 027 |
53 950 |
63 247 |
Таиланд |
176 352 |
272 578 |
263711 |
318 850 |
345 610 |
397 729 |
Сингапур |
125 429 |
189 384 |
183 332 |
222 699 |
254 499 |
385 922 |
Малайзия |
137 954 |
222 574 |
192 917 |
237 797 |
277 407 |
315 538 |
Филиппины |
103 072 |
174 195 |
168 335 |
199 591 |
224 771 |
254 928 |
Вьетнам |
52 917 |
91 094 |
97 180 |
103 902 |
120 667 |
146 217 |
Бруней |
9 531 |
14 394 |
10 733 |
13 024 |
17 224 |
20 738 |
Камбоджа |
6 293 |
10 352 |
10 402 |
11 272 |
12 869 |
13 935 |
Лаос |
2 739 |
5 285 |
5 585 |
6 496 |
7 863 |
8 644 |
http://unctadstat.unctad.org/
ности в экономике, развитию инфраструктуры и поддержку образования, привлечению инвестиций в соответствующие высокотехнологичные сектора.
После замедления в 2009 г. роста ВВП стран АСЕАН в целом, уже в 2010 г. наблюдался рост на 8%, при некотором замедлении в последующие годы. (см. табл. 2). Даже в 2009 г. - на фоне спада в Брунее, Малайзии, Сингапуре, Таиланде - в других странах АСЕАН наблюдался рост ВВП.
В 2011 - 2017 гг. наиболее быстрый экономический рост ожидается в Лаосе (7,4%), Камбодже (6,9%), Индонезии (6,4%), в Малайзии, Таиланде темпы роста составят 5,1%, на Филиппинах - 5,5%, в Сингапуре - 3,1% [2]. В направлении дальнейшего развития внешнеэкономических связей стран ассоциации действовали и интеграционные процессы в АТР, ядром которых стала АСЕАН, что способствовало не только развитию взаимодействия стран-членов, но и более активному вовлечению этих стран в международное разделение труда.
В последнее десятилетие в Азиатско-тихоокеанском регионе происходили активные процессы углубления интеграции и вовлечения стран и территорий в международное разделение труда, наблюдалось усиление значения внешних факторов в их экономическом развитии и формировании экспортного потенциала. Заключение соглашений о свободной торговле между АСЕАН и странами - членами ассоциации: Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией, Австралией и Новой Зеландией стало существенным фактором влияния на торгово-инвестиционные потоки между странами ассоциации и их партнерами.
Важным этапом повышения инвестиционной привлекательности АСЕАН стало подписание в октябре 1998 г. рамочного соглашения о создании зоны инвестиций, охватывающей территории всех государств - членов ассоциации, предоставлении инвесторам национального режима и налоговых льгот, об отмене ограничений на долю иностранного капитала; о временном освобождении от уплаты налога на прибыль, беспошлинном ввозе основного оборудования, об упрощении таможенных процедур.
Таблица 2
Темпы роста ВВП стран АСЕАН, 2007 - 2012 гг., %
Страны |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
АСЕАН |
7,03 |
3,99 |
1,28 |
7,98 |
4,52 |
5,2 |
Лаос |
118,23 |
7,78 |
7,5 |
7,74 |
8,04 |
8,3 |
Камбоджа |
10,2 |
6,69 |
0,08 |
5,97 |
7,07 |
6,5 |
Сингапур |
8,77 |
1,48 |
-0,77 |
14,47 |
4,8 |
6,4 |
Индонезия |
7,42 |
4,94 |
4,57 |
6,1 |
6,45 |
6,0 |
Таиланд |
5,04 |
2,48 |
-2,32 |
7,8 |
0,05 |
5,6 |
Вьетнам |
8,45 |
6,31 |
5,32 |
6,78 |
5,88 |
5,5 |
Мьянма |
11,99 |
10,24 |
10,42 |
10,41 |
5,46 |
5,3 |
Филиппины |
6,61 |
4,15 |
1,14 |
7,63 |
3,9 |
4,5 |
Малайзия |
6,48 |
4,8 |
-1,63 |
7,19 |
5,08 |
4,4 |
Бруней |
0,15 |
-1,93 |
-1,76 |
4,09 |
2,2 |
2,7 |
http://unctadstat.unctad.org/
Таблица 3
Прямые инвестиции США в АСЕАН, млн. долл.
Страны |
2000 г. |
2006 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
АСЕАН |
50 549 |
120 421 |
126 851 |
117 776 |
143 511 |
159 549 |
Сингапур |
24 133 |
81 879 |
83 169 |
84 778 |
104 309 |
116 616 |
Малайзия |
7 910 |
11 185 |
12 243 |
9 061 |
12 030 |
13 903 |
Индонезия |
8 904 |
9 484 |
16 273 |
9 573 |
10 604 |
11 591 |
Таиланд |
5 824 |
10 642 |
9 162 |
9 371 |
10 505 |
11 308 |
Филиппины |
3 638 |
6 948 |
5 505 |
4 453 |
5 382 |
5 321 |
Вьетнам |
141 |
261 |
477 |
525 |
623 |
747 |
Бруней |
-2 |
27 |
27 |
20 |
57 |
55 |
Мьянма |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
Камбоджа |
1 |
-2 |
-2 |
-2 |
4 |
10 |
Лаос |
- |
-3 |
-3 |
-3 |
-3 |
-3 |
Мьянма |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
U.S. Direct Investment Abroad. Survey of Current Business, September 2012
В соответствии с Рамочным соглашением о зоне инвестиций участники ассоциации взяли на себя обязательства поэтапно открыть основные сектора национальной промышленности инвесторам из государств - членов ассоциации, а в дальнейшем - до 2020 г. - и внешним инвесторам.
Участники соглашения также обязались постепенно предоставить всем иностранным инвесторам национальный режим, а странам, осуществляющим инвестиции в обрабатывающую промышленность, национальный режим предоставлялся немедленно.
На встрече Совета по зоне инвестиций АСЕАН (март 1999 г.) было принято решение о распространении национального режима и на инвестиции в сфере услуг, которые непосредственно связанны с обрабатывающей промышленностью.
Пакет налоговых льгот для инвесторов включает временное освобождение от уплаты налога на прибыль, беспошлинный ввоз основного оборудования, упрощение таможенных процедур, право на наём иностранного персонала, минимальный срок аренды земли под промышленные цели на 30 лет и другие меры.
Предпринятые шаги по либерализации рынков для иностранных товаров и инвестиций, развитию инфраструктуры и стимулированию промышленных научно-исследовательских разработок способствовали притоку прямых инвестиций в эти страны.
Со второй половины 1990-х годов наблюдался устойчивый рост прямых американских инвестиций в страны АСЕАН, с относительно небольшим снижением в 2009 г. и превышением уже в 2010 г. предкризисного уровня на 16,5 млрд. долл. (см. табл. 3)
Ускорение роста прямых американских инвестиций в страны АСЕАН в эти годы привело к тому, что в 2010 г. они составили 11,37" общего притока прямых иностранных инвестиций в эти страны, в сравнении с аналогичным показателем 8,8% в 2003 - 2008 гг. [1], что способствовало укреплению производственно-технологических и торговых связей США со странами ассоциации. На товарообмен американских ТНК и их филиалов к началу второго десятилетия приходилось 30% всего товарооборота США со странами ассоциации.
Распределение по странам - членам АСЕАН
Прямые американские инвестиции в первом десятилетии XXI века были сконцентрированы в пяти странах - Сингапуре, Индонезии, Малайзии, Таиланде и на Филиппинах. И лишь со второй этого десятилетия наблюдается некоторое увеличение прямых инвестиций в Бруней и резкий рост - во Вьетнам. Прямые американские инвестиции во вьетнамскую экономику продолжали возрастать даже в условиях глобального кризиса, и в период 2008 - 2011 гг. увеличились на 60%.
В 2011 г. 72% таких инвестиций приходилось на Сингапур (рис. 1), а вся доля АСЕАН составила 3,84% прямых инвестиций США во всём мире.
Если рассматривать поступления из других стран - членов АСЕАН, то на них в 2010 г. приходилось 16,1%, а из внешних инвесторов на США - 11,3%, на Японию - 11%, Республику Корея - 4,9%, Китай - 3,8%; из ЕС поступило 22,4% таких инвестиций [3]. Приток прямых российских инвестиций в АСЕАН составил 0,1% общего притока таких инвестиций в страны ассоциации.
Лидером по притяжению американских инвестиций является Сингапур -72,8% их притока в АСЕАН в 2011 г. (рис. 1). Объём накопленных прямых американских инвестиций в Сингапур в 9 раз превышает соответствующий показатель для Малайзии и в 10 раз - для Таиланда или Индонезии.
В середине первого десятилетия XXI века Малайзия опередила Индонезию и вышла на второе место по прямым инвестициям США в странах АСЕАН. По состоянию на 2011 г. эти инвестиции составили 13,9 млрд. долл., из которых 45% приходится на обрабатывающую промышленность.
Важную роль в развитии обрабатывающей промышленности Малайзии сыграл перспективный план развития страны 1991 - 2000 гг. Благодаря ему производственный сектор приобрёл лидирующую роль в формировании эко-
Рис. 1. Распределение прямых американских инвестиций в странах АСЕАН, 2011 г. (АСЕАН - 100%)
U.S. Direct Investment Abroad. Survey of Current Business, September 2012.
номического роста, а частные инвесторы начали получать всяческое содействие. Курс индустриальной политики был направлен на получение иностранных инвестиций в целях изменения малазийской экономики, основанной до этого на сельском хозяйстве и добыче полезных ископаемых, в направлении ускорения развития обрабатывающих отраслей.
Одной из основных сфер производства, получившей развитие в Малайзии, в том числе благодаря американскому капиталу, стала электроника. В 2011 г. на обрабатывающую промышленность приходилось 46% прямых американских инвестиций в Малайзию, из которых две трети были сконцентрированы в электронной промышленности. Следует также отметить, что в АТР прямые инвестиции США в электронную промышленность Малайзии уступают только американским инвестициям в электронную промышленность Сингапура (14,8 млрд. долл.) и Китая (5,7 млрд. долл.).
В 2011 г. третье место по объёму прямых американских инвестиций в страны АСЕАН занимала Индонезия (11,6 млрд. долл.). Основная их часть (70%) сосредоточена в добывающей промышленности.
В 1980-х - начале 1990-х годов Индонезия являлась вторым после Сингапура объектом вложения американского частного капитала. Однако в последующие годы её позиции стали ослабевать. Ещё в 2000 г. Индонезия занимала второе место по прямым инвестициям США в странах АСЕАН, в последующие годы уступила это место Малайзии, а сейчас к ней вплотную приближается Таиланд (11,3 млрд. долл. в 2011 г.).
Одной из основных целей политики привлечения иностранных инвестиций в Индонезию остаётся поощрение их притока в обрабатывающую промышленность, в том числе в производство высокотехнологичной продукции, ориентированной на экспорт.
Наиболее привлекательными сферами вложения американского капитала в индонезийскую обрабатывающую промышленность являются химическая промышленность, электронная, приборостроение, производство оборудования для
охраны окружающей среды, производство авиационных запчастей, оборудования для нефте- и газодобычи.
В первом десятилетии XXI века американские компании натолкнулись на растущую конкуренцию со стороны Японии и других стран, стремящихся удерживать свои лидирующие позиции в данном регионе.
На четвёртом месте по объёму прямых американских инвестиций в АСЕАН в 2011 г. был Таиланд (11,3 млрд. долл.). Правительство Таиланда, осознавая значение иностранных инвестиций в функционировании национальной экономики, всегда поддерживало благоприятные условия для иностранных инвесторов.
В соответствии с планом национального экономического и социального развития (National Economic and Social Development Plan) правительство Таиланда проводит политику либерализации экономики с целью содействия как отечественному, так и иностранному бизнесу, а также дальнейшему привлечению иностранных капиталов, выполняя функции поддержки, продвижения и контроля иностранных капиталовложений. Особое внимание уделяется поощрению инвесторов в приоритетные отрасли промышленности и отрасли высоких технологий.
За период 2000 - 2011 гг. объём инвестиций возрос почти вдвое, при этом 56% было сосредоточено в обрабатывающей промышленности. Занимая четвёртое место по объёму прямых американских инвестиций, страна вышла на второе место после Сингапура по прямым иностранным инвестициям в обрабатывающую промышленность.
Рис. 2. Приток прямых иностранных инвестиций в АСЕАН по секторам экономики, 2010 г.
ASEAN Investment Statistics Database, September 2011
Таким образом, распределение прямых американских инвестиций по странам АСЕАН остаётся высокодифференцированным.
Первую группу стран с наиболее масштабными прямыми американскими инвестициями составляют Индонезия, Малайзия, Сингапур и Таиланд.
Вторую - страны с большим потенциалом роста инвестиций из США: Филиппины, Вьетнам.
Третью - страны со слабым притоком инвестиций: Бруней и Камбоджа.
Четвёртую группу (Лаос, Мьянма) образуют страны, где увеличение прямых американских инвестиций остаётся проблематичным.
В отраслевом разрезе в АСЕАН также происходили изменения в распределении прямых американских инвестиций. В 80-х годах прошлого столетия активность американского бизнеса в странах ассоциации в основном была сосредоточена в сельскохозяйственном секторе, нефтепереработке, а затем уже в обрабатывающей промышленности, что объяснялось политической и экономической нестабильностью, отсутствием благоприятного инвестиционного климата, устаревшим производственным аппаратом, отсутствием законодательной базы и рядом других факторов [2]. С конца 90-х годов прошлого столетия деятельность американских компаний начинает активно охватывать производство товаров и услуг, а в первом десятилетии XXI века и сферу НИОКР [3]. К началу второго десятилетия в целом по странам ассоциации объём прямых американских инвестиций в обрабатывающую отрасль более чем в три раза превышал их объём в добывающую промышленность [5].
Отраслевое распределение прямых американских инвестиций в АСЕАН в целом соответствует направлениям притока иностранных инвестиций в страны ассоциации по секторам экономики. В 2011 г. 65% совокупного притока прямых иностранных инвестиций в страны ассоциации АСЕАН приходилось на сектор услуг, 28% - на обрабатывающую промышленность, 6% - на сырьевые отрасли (рис. 2).
Динамика отраслевой структуры прямых американских инвестиций в страны АСЕАН свидетельствует об устойчивом повышении в их объёме доли обрабатывающей промышленности, которая в 2011 г. составила в среднем 24% по основным принимающим странам: Сингапур, Таиланд, Малайзия, Филиппины. При этом высокая степень неравномерности распределения притока прямых американских инвестиций в обрабатывающую промышленность сохраняется даже среди ведущих стран-реципиентов. Объём прямых американских инвестиций в обрабатывающую промышленность Сингапура по состоянию на 2011 г. вдвое превышал аналогичные инвестиции в обрабатывающую промышленность Таиланда, Малайзии и в 5 раз - в обрабатывающую промышленность Филиппин.
Таким образом, если в середине 80-х годов XX века прямые иностранные инвестиции были сосредоточены преимущественно в сельском хозяйстве и нефтегазовом секторе, то сегодня значительная доля инвестиций направляется в обрабатывающую промышленность. С конца 90-х годов прошлого столетия деятельность американских компаний начинает активно охватывать производство товаров и услуг, а в первом десятилетии XXI века - и область НИОКР.
Значение деятельности американских ТНК в странах АСЕАН
Деятельность американских ТНК в АСЕАН характеризуется, прежде всего, тем, что она в высокой степени дифференцирована по странам: наиболее интенсивно она ведётся в Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде; средне
интенсивно, но с большим потенциалом роста, на Филиппинах и во Вьетнаме; более "сдержанно" - в Брунее, Камбодже, Лаосе, "слабо" - в Мьянме.
Объём продаж филиалов американских ТНК в пятёрке стран АСЕАН составил в 2010 г. около 8% мирового объёма продаж американских ТНК, в этих же странах они получили около 5% мирового объёма прибыли [6].
Деятельность предприятий американских компаний в странах - членах АСЕАН оказывает многоплановое влияние на экономическое развитие и взаимодействие с другими странами, в том числе на рост обрабатывающей промышленности, на приток новых технологий, методов организации производства, изменение структуры занятости, на внешнеторговые потоки.
На филиалы, расположенные в Сингапуре, Таиланде, Малайзии, Индонезии и на Филиппинах (АСЕАН-5), приходится значительная часть продаж, прибыли, экспорта и импорта филиалов американских компаний, действующих в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Объём продаж филиалов американских ТНК в странах АСЕАН-5 в 2010 г. составил 29% продаж всех филиалов американских ТНК в АТР [6].
Возрастающее влияние оказывает деятельность американских филиалов в странах АСЕАН на их товарообмен с США. Так, в 2010 г. экспорт товаров американских ТНК своим филиалам, расположенным в АСЕАН-5, составил 29% всего товарного экспорта из США в эти страны, а импорт, соответственно, 25%.
Одной из важнейших тенденций последних двух десятилетий является ускорение роста затрат американских ТНК и их зарубежных филиалов на НИОКР.
В 90-е годы XX века проводимая политика рыночной либерализации способствовала активизации взаимосвязей в мировой экономике, в том числе в сфере науки и технологий, которая сопровождалась существенными структурными изменениями. Прежде всего это относится к качественно новой роли в мировом хозяйстве развивающихся стран, которые рассматривают науку и новые технологии в качестве ключевых факторов экономического роста и ставят своей целью увеличение доли наукоёмких отраслей в экономике. Для реализации этой задачи предпринимаются шаги по либерализации рынков для иностранных товаров и инвестиций, развитию инфраструктуры и стимулированию промышленных научно-исследовательских разработок, совершенствованию систем высшего образования. В отношениях с транснациональными компаниями взамен на предоставление доступа к рынку принимающие страны выдвигали ряд условий, которые, помимо получения доступа к технологиям, способствовали росту научно-технологического потенциала данных стран.
В 1996 - 2008 гг. рост расходов на научные исследования и разработки в развивающихся странах, в том числе в некоторых странах АСЕАН и в их ключевых партнёрах (Китай, Южная Корея), опережал такие же показатели в развитых экономиках. Средние показатели ежегодного роста расходов в США, ЕС и Японии были в пределах 5,4% - 5,8%, в то время как в Сингапуре и на Тайване - 9,5% - 10,5%, и в Южной Корее - до 12%. Более высокие темпы роста расходов на научные исследования и разработки азиатских экономик повлияли на изменение глобальной структуры инвестиций в научные исследования, и доля азиатского региона выросла с 24% до 35% [4].
Таблица 4
Деятельность филиалов американских ТНК в странах АСЕАН, 2010 г., млн. долл.
Страны |
Добавленная стоимость |
Экспорт товаров из США филиалам |
Импорт товаров филиалов в США |
Сингапур |
25 249 |
16 194 |
16 930 |
Малайзия |
12 465 |
2 347 |
8 439 |
Таиланд |
13 813 |
1 889 |
3 346 |
Филиппины |
4 849 |
1 007 |
485 |
Индонезия |
16 658 |
490 |
247 |
U.S. Multinational companies / Survey of Current Business, November 2012
В период 1998 - 2008 гг. доля расходов на НИОКР американских ТНК, осуществляемые в азиатских странах (в том числе в странах АСЕАН), увеличилась с 11% до 20% их общемировых расходов. Наибольший рост таких расходов наблюдался в Китае, Республике Корея, Тайване и Сингапуре. В течение последнего десятилетия активизировались расходы на НИОКР филиалов американских компаний в Малайзии и Таиланде. Всего зарубежными филиалами американских ТНК в 2010 г. на НИОКР было израсходовано около 40 млрд. долл., из них 3,3% пришлось на их филиалы в странах АСЕАН.
Данные о добавленной стоимости, создаваемой филиалами американских ТНК в странах АСЕАН, говорят о существенных различиях в их деятельности по странам (см. табл. 4). В Сингапуре 37% прямых американских инвестиций связано с промышленным производством. В Индонезии наибольший доход американские ТНК получили в отраслях разработки полезных ископаемых и промышленного производства. Помимо нефтегазового комплекса, значительный интерес в Индонезии представляет разработка таких ценных природных ископаемых, как каменный уголь, олово, никель, медь и др. Американские компании в Индонезии освоили такие сектора, как химическая промышленность, производство оборудования для охраны окружающей среды, очистительные сооружения для питьевой воды, производство телекоммуникационного оборудования, компьютеров. В Малайзии американские компании заняты производством электроники, текстильной продукции, добычей нефти и переработкой нефтепродуктов, обработкой древесины.
Одной из основных сфер производства, получившей развитие в Малайзии прежде всего благодаря американскому капиталу, стала электроника. В 2011 г. на обрабатывающую промышленность приходилось 46% прямых американских инвестиций в Малайзию, из которых две трети были сконцентрированы в электронной промышленности. Следует также отметить, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе прямые инвестиции США в электронную промышленность Малайзии уступают только их инвестициям в электронную промышленность Сингапура и Китая.
Приток капиталовложений США способствует развитию не только импорта, но и экспорта стран - получателей инвестиций.
В 2010 г. экспорт из США товаров в филиалы транснациональных корпораций ведущей "пятёрки" стран АСЕАН составил 21,9 млрд. долл., в то время как импорт товаров из филиалов в США - 29,4 млрд. долл. [6].
Прямые иностранные инвестиции в АСЕАН в 2011 г. достигли 75,8 млрд. долл. в сравнении с 37,8 млрд. долл. в 2009 г. Однако относительно ВВП объём этих инвестиций остаётся на уровне 4,2%. Приток прямых иностранных инвестиций в 2011 г. превысил показатели по притоку инвестиций 2009 г. почти во всех странах - членах АСЕАН, за исключением Филиппин.
В период посткризисного восстановления в целях привлечения капитала странами АСЕАН были предприняты дополнительные меры по либерализации и упрощению процедур инвестирования, в том числе в сфере банковских услуг в Малайзии и в авиационной промышленности на Филиппинах.
Несмотря на усилия по либерализации торговли и инвестиций в регионе, а также с целью заинтересованности американских компаний в расширении инвестирования в страны АСЕАН, приток прямых американских инвестиций в страны ассоциации составил в 2011 г. около 0,4% ВВП АСЕАН.
В 2011 г. наблюдался также рост инвестиций внутри самой АСЕАН. В общем объёме притока прямых иностранных инвестиций доля внутри региональных потоков в 2011 г. увеличилась в сравнении с 2009 г., но осталась ниже уровня 2008 г., когда доля АСЕАН составляла свыше 20%. Лидирующие позиции по прямым иностранным инвестициям в АСЕАН сохраняют Европейский Союз, США, Япония - в 2011 г. на них приходилось около 45% всего притока таких инвестиций в страны ассоциации. Однако в последние годы их доля немного снизилась, прежде всего благодаря более активному поведению инвесторов из Китая, Южной Кореи, Австралии.
Список литературы
1. AEM-USTR Consultations. Joint Statement. Cambodia. 30.08.2012.
2. ASEAN Economies. OECD. November 2012.
3. ASEAN Investment statistics Database. September 2011.
4. Science and Engineering Indicators: 2012
5. U.S. Direct Investment Abroad // Survey of Current Business. September 2012.
6. U.S. Multinational Companies // Survey of Current Business. November 2012.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |