Д. НЕЧИТАЙЛО, кандидат политических наук
Летом 2006 г. во время одного из своих выступлений глава Ватикана Бенедикт XVI процитировал высказывание византийского императора XIV в. Мануила II Палеолога о сущности джихада: "Покажите мне, что нового принес (пророк) Мухаммед, и вы увидите вещи только злые и бесчеловечные, такие, как его указания мечом распространять веру, которую он проповедовал". Позднее представители Ватикана заявили о том, что в своей речи Папа Римский не имел намерения оскорбить мусульман. Но подавляющее большинство последних решило иначе.
Мусульманский мир на слова Бенедикта XVI отреагировал мгновенно. Массовые демонстрации протеста состоялись во многих странах. Мы не будем рассказывать об этих выступлениях - о них достаточно много говорилось в печати. Сосредоточим внимание на реакции "коллег" римского Папы из противоположного лагеря - богословов и других религиозных деятелей исламского мира, прежде всего радикального толка. Они, естественно, откликнулись первыми.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ, КОТОРОМУ 1400 ЛЕТ
Известный арабский радикальный теолог Абу Басир ат-Тартуси заявил, что "...это лишний раз доказывает злобу, которую питают к исламу, истории ислама, целям нашей религии; это демонстрирует полное невежество со стороны иудеев и христиан, незнание ими истории своей религии в прошлом и настоящем, которая полна кровопролитных побоищ"1. И далее: "Нет ничего странного и удивительного в этих оскорбительных высказываниях Бенедикта XVI. Наоборот - это вполне ожидаемо и свидетельствует лишь о том, как христиане на протяжении 1400 лет стараются демонстрировать верховенство и преимущество их религии над исламом; это очередная клевета крестоносцев". Ат-Таруси утверждает, что "ватиканский папа" порицает ислам и доктрину джихада, которая призвана защищать исламскую умму и ее святыни от нашествия крестоносцев, других неверных и деспотов. Все это Бенедикт XVI делает для того, чтобы исламская умма стала слабой и потеряла способность сдерживать натиск врага.
Абу Басир ат-Тартуси также затрагивает вопрос о распространении христианства и называет заявление Папы Римского очередной попыткой навязать миру христианскую веру. В частности, он пишет, что "вместе с движениями армий происходит и расширение зоны влияния христианства". Таким образом, заявляет он, во все времена военные экспансии армий крестоносцев происходили с благословения церкви. А в условиях разрухи в той или иной стране христианские миссии стараются не упустить свой шанс, чтобы заняться проповеднической деятельностью2. Ат-Тартуси утверждает, что существует прямая связь между военной и идеологической экспансией христианства. В качестве примера он приводит Афганистан, "...который на протяжении всей истории своего существования не знал, что такое христианство. Однако это продолжалось до недавнего времени, до того пока здесь не обосновались американские "крестоносцы". Этот альянс между церковью и армиями крестоносцев, говорит он, существует с давних пор, преступления армий и кровопролитие отвечают интересам христианских деятелей.
Ат-Тартуси рассматривает заявление Бенедикта XVI как призыв (даава) к противостоянию. Он утверждает, что только "лживая, искаженная христианская религия" может распространяться насильственными методами - исламу же они чужды. "Скажи нам, Папа Римский, сколько мужчин и женщин из ваших западных стран оставили христианство и перешли в ислам? Каждый год в религию Аллаха переходят десятки тысяч твоих "сынов и дочерей". Они приходят к исламу не насильственными методами, а "...уединяясь с аятами Корана, хадисами, крепя веру в своем сердце". Скажи, Папа Римский, разве ты не видишь, что они переходят в ислам не под угрозами или мечом террора..., они находят в исламе то, что утратила западная цивилизация, в которой процветают материализм и нигилизм"...
Ат-Тартуси считает, что заявление Папы Бенедикта XVI отвечает интересам политических лидеров США и Великобритании. Дж. Бушу и Т. Блэру, по его словам, необходимо оправдание в глазах избирателей последую-
стр. 63
щих атак "крестоносцев" на государства мусульман. Именно для этого необходимо показать людям, что ислам - это религия зла... их пророк - человек зла, а исламская религия распространяется с помощью насилия и принуждения... Таким образом, уже в настоящее время "ватиканский папа" благословил новые войны "крестоносцев" против мусульманских стран.
Отделение "Аль-Каиды" в Ираке опубликовало обращение к мусульманам всего мира с призывом усилить борьбу против Запада. Эта крайне радикальная организация, называя Папу "поклонником креста", в своем обращении пишет: "Ты и Запад обречены, в этом можно убедиться, наблюдая ваши поражения в Иране, Афганистане, Чечне, повсеместно... Мы продолжим наш джихад до тех пор, пока закон Всевышнего не будет установлен для всех людей и наций"3.
Другая исламистская группа - "Ансар ас-Сунна" - призвала "спящих мусульман" не только ответить на слова Папы Римского проведением демонстраций и выпуском памфлетов, но и показать "свою зрелость... для борьбы вооруженными методами". "Скоро наступит день, когда армии моджахедов будут у стен его дома...", говорится в заявлении "Ансар ас-Сунны".
НЕ ДИСКРЕДИТАЦИЯ ИСЛАМА, А ЕГО ПОБЕДА
На некоторых радикальных интернет-форумах было размещено обращение шейха Мухам-мада Бен Абдаллы аль-Хабадана, в котором, в частности, говорится: "Без сомнения, в словах Бенедикта XVI еще раз подтверждается ненависть, истинное лицо неверных по отношению к исламу. Заявление Папы является продолжением серии оскорблений после событий в Дании. Эти события свидетельствуют о скором падении Ватикана". Шейх аль-Хабадан так же, как и ат-Тартуси, пишет, что христиане не могут ответить на насущные вопросы своим последователям и поэтому используют подобные методы для дискредитации ислама.
Еще один идеолог радикалов от ислама, Али бен Салих аль-Джабали, призывает мусульманские страны прекратить всякие связи с теми государствами, которые "промолчали", услышав слова Папы Римского. Он также заявляет, что это событие как никогда продемонстрировало, что в наше время происходит великая битва между силами добра и зла, истиной и ложью, многобожием и тавхидом (единобожием), неверием и иманом (верой). Он пишет, что когда христиане призывают в свои ряды новых сторонников, им не следует забывать, что они убивали не только мусульман, но и своих же собратьев по вере. Более 50 млн. человек погибло во время Второй мировой войны, которую христианские государства вели большей частью между собой. "А как быть с остальными побоищами? Первая мировая война - это десятки миллионов жертв. А сколько мусульман убито в Чечне, Иране, Афганистане, Боснии, Палестине, везде?.. Кто развязал эти войны? Христиане! Кто изобретает новые типы вооружений, а затем угрожает ими другим народам? - Христиане"4.
Пакистанская исламистская организация "Марказ ад-Даава", являющаяся политическим крылом радикальной группировки "Лашкар-е-Тойба" выпустила фетву, призывающую мусульман убить Папу Бенедикта XVI. Другая радикальная исламистская организация "Джамаат ад-Даава" из той же страны также опубликовала фетву, в которой говорится, что на Западе "...осквернение священного Корана стало нормой". Лидер Хафиз Сайфулла Халид заявил, что "...в сложившихся обстоятельствах джихад становится обязанностью для каждого мусульманина. Мусульман называют террористами, и наша борьба за выживание уже началась. Извинения же Папы Римского - всего лишь игра, и никто из политических лидеров мусульманских стран не должен прощать ему это. Это часть крестового похода, организованного США и представленного ими как борьба с терроризмом. Мусульмане должны подготовиться к тому, чтобы защитить свою веру. Другой лидер этой организации Хафиз Абд ар-Рахман Макки сказал, что настало время открыть глаза мусульманам и объяснить, что Запад никогда не будет испытывать симпатию по отношению к исламской религии5.
29 сентября 2006 г. с обращением к мусульманам, озаглавленном "Буш, Папа Ватикана, Дарфур, войны крестоносцев", выступил "лидер N 2" в "Аль-Каиде", "первый после бен Ладена" - Айман аз-Завахири. В нем он вступил в серьезную теологическую полемику с Бенедиктом XVI. Он утверждает, что "...католицизм - это не монотеистическая религия, так как включает в себя многие неоднозначные и даже противоречивые элементы: непогрешимость Папы Римского, отпущение церковью грехов, Троица, первородность греха, распятие и т.д.". Аз-Завахири отмечает, что Коран - это безупречное, ни разу никем не исправлявшееся и не дополнявшееся божье откровение, ниспосланное пророку Мухаммаду. В Библию же, в отличие от Корана, человеком было внесено множество изменений, и поэтому она не может считаться священным писанием6. Слова Папы Римского Бенедикта XVI Аз-Завахири рассматривает как продолжение нападок на ислам. Эти оскорбительные высказывания - из той же серии, что и карикатуры на пророка Мухаммада, публикация книги Салмана Рушди "Сатанинские стихи", запрет на ношение хиджаба. Он призывает Папу Римского и вообще христиан поменять вероисповедание и перейти в ислам. Высказывание Папы он называет "...обновленной США формой средневековых походов против ислама и мусульман". "Обращение Бенедикта XVI напоминает нам заявление его предшественника Па-
стр. 64
пы Урбана II, призывавшего христиан Европы воевать с мусульманами и вести против них крестовые походы якобы потому, что язычники-мусульмане оскверняют гроб Господень"7. Аз-Завахири утверждает, что Урбан II намеренно лгал европейцам и скрывал от них правду о том, что мусульмане - не язычники; напротив, они искореняли язычество повсеместно, куда приходили. Он также заявляет, что мусульмане не могут быть врагами Иисуса, так как они признают его пророческую миссию и считают его пророком. Результатом лживых обвинений Урбана II в адрес мусульман стали крестовые походы, продолжавшиеся около двух столетий и окончившиеся полным поражением крестоносцев.
НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ "ДОБРО" И НА ЧЬЕЙ - "ЗЛО"?
Высказывание Папы Римского, приведенное в самом начале этой статьи, вызвало столь бурную реакцию во всем исламском мире еще и потому, что оно совпало по времени с чисто теологической дискуссией, ведущейся в мусульманских общинах. На первый взгляд, она носит отвлеченный характер - обсуждаются различные трактовки понятий "добра" и "зла" и борьбы между ними. Не секрет, что в исламских сообществах нет единого взгляда, например, на теракты, совершаемые смертниками "ради веры", на убийства в результате этих актов невинных людей. Тысячи мусульман пытаются ответить на коренной вопрос - "добро" такие теракты или "зло" в соотношении с догматами ислама. При этом мусульмане ежедневно видят по телевидению и читают в Интернете о разрушениях и жертвах в том же Ливане, Палестине, о несчастьях и бедах, которые несут им представители иной веры. Все эти события большинство мусульман воспринимает как борьбу "сил добра" (естественно, в лице радикальных исламских группировок) с "силами зла" - христианами в военных мундирах американской и других западных армий.
Ненависть к военнослужащим христианских стран (сюда можно включить и российских солдат и офицеров, несущих службу в Чечне) со стороны радикально настроенных мусульман в последнее время нередко переносится и на вполне мирные христианские общины. Известны случаи разгрома и поджогов католических и православных храмов в разных странах. "Умеренные исламисты", в частности, известная организация "Братья-мусульмане" уже призвала своих сторонников не вымещать свой гнев на христианских общинах на Ближнем Востоке.
Безусловно, радикальные исламисты еще долго будут использовать высказывание Бенедикта XVI в своей пропаганде для привлечения в свои ряды новых сторонников. Для многих молодых мусульман заявление Папы Римского - это еще одно подтверждение злонамеренного альянса "иудеев и крестоносцев", против которого необходимо развернуть бескомпромиссную борьбу.
Однако следует заметить, что высказывание Папы Римского отнюдь не было стимулятором этого противостояния - оно только обострило его. Уместно вспомнить, что среди членов исламистской организации, причастной к убийству кинорежиссера Тео Ван-Гога в 2005 г., желание участвовать в джихаде в одной из "горячих точек" было практически единодушным. По свидетельству журналистов, в этом "коллективе" об этом "все говорили и мечтали, подобно тому, как другие обсуждают, как провести отпуск в тропиках"8.
ХАЛИФАТ ВОЗРОЖДАТЬ МОЛОДЫМ!
Власти европейских стран давно уже обеспокоены ростом радикальных настроений в мусульманской молодежной среде этих государств. Такие настроения "подогревают" события в Чечне, Афганистане и в Ираке - так, как они трактуются западными СМИ. О создании "всемирного халифата" ныне мечтают и молодые мусульмане, живущие в европейских странах. Радикалы от ислама ведут среди них активную агитационно-пропагандистскую работу. Риторика адептов непримиримого джихада обращена к тем, кто страдает от безработицы, безденежья и отсутствия внятных жизненных перспектив. И, что совсем уж поразительно, - встречает понимание и у тех, кто живет в Европе и США в относительном благополучии и комфорте.
Европейский мусульманин, отправляющийся сегодня воевать в Чечню, Афганистан или Ирак, качественно отличается от тех, кто направлялся туда еще совсем недавно. Это, как правило, не люмпен, не бомж, не деклассированный элемент. Он хорошо образован и знаком с западной культурой. Но вместо того, чтобы использовать все это в своих собственных интересах, реализовать себя, он готов по-
стр. 65
жертвовать собой во имя планетарного господства шариата.
По сути, сейчас уже можно говорить о зарождении "культуры глобального джихада". Суть ее в том, что борьбу с Западом следует вести повсеместно. Ее распространению способствуют и те радикальные исламисты, которые, скрываясь от преследований властей у себя на родине, обосновались в странах Западной Европы. Они выступают категорически против какой-либо интеграции выходцев из мусульманских стран в европейское общество, ибо убеждены, что именно в "чистом исламе" содержится абсолютная истина. Мусульманская молодежь, конечно, осознает, что ныне первенство в своеобразном соревновании двух культур и двух мировоззрений остается за Западом уже в силу его экономического могущества, а также благодаря сложившимся на Западе нравственным и культурным устоям, которые признает большинство человечества. Но эти устои, модели жизни, ценности чужды традиционному мусульманскому обществу, с ними адепты традиционного ислама связывают падение нравов - самый большой грех, согласно заветам Пророка. Молодые мусульмане довольно быстро приходят к пониманию, что с Западом невозможно бороться на равных, и потому выбирают террор.
Задающие тон в мусульманских общинах Европы и Америки радикальные исламисты стараются изолировать молодежь от западного общества. Радикалы от ислама не только внедряют в сознание молодых людей исламистскую идеологию, но и создают новые стандарты поведения в мусульманской молодежной среде Западной Европы. Особую ставку радикалы делают на тех молодых людей, кто родился и вырос в странах Запада, и в силу этого их знания об исламе недостаточны. Именно для них создается новый имидж ислама, формируется культ "настоящего мусульманина". Исламская молодежь, отправляясь воевать в "горячие точки" - Кашмир, Ирак, Чечню, Афганистан, - проходит нечто вроде инициации. Быть мусульманином - значит совершить "джихад-тур" в одно из тех мест, где неверные ведут войну против мусульман. В мусульманских общинах европейских стран, увы, нарушена связь поколений. Исламская традиция, унаследованная из стран происхождения, носителями которой являются отцы и деды, играет незначительную роль в молодежной среде, а авторитет и опыт старших поколений в Европе сегодня не работает.
Налицо мощная идеологическая база, способствующая укоренению "джихадистской культуры" в молодежной среде. Например, упомянутый выше радикальный теолог Абу Басир ат-Тартуси в своей фетве "Правила поиска политического убежища в мире неверных" пишет, что "...молодежь, живущая в западных странах, боится утратить свою религию и веру. Вопрос как остаться мусульманином беспокоит все возрастающее число мигрантов, вынужденных спасаться от репрессий у себя на родине на Западе". Радикальный теолог разрешает эмиграцию на территории неверных, но подчеркивает: "Мусульманин должен сделать все возможное, чтобы отделить себя от еретической культуры неверных"9. В своей книге "Иммиграция: вопросы и правила" Абу Басир пишет, что подобно тому, как мусульманин может пить вино и есть свинину, чтобы не умереть от жажды и голода, ему разрешено эмигрировать в страны неверных, чтобы обезопасить себя от преследований властей. Но это необходимо прежде всего для того, чтобы "усилить мусульман и ослабить неверных". Одна из основных целей эмиграции в европейские страны - "...возродить обязанность джихада как вооруженной борьбы и усилить давление на неверных. Эмиграция и джихад неразделимы, они дополняют друг друга"10.
Масштаб деятельности, развернутой исламистами в Европе, поражает - от создания собственных веб-сайтов до формирования крупных политических блоков и попыток открытия в Европе так называемого "второго фронта" для ведения священной мусульманской борьбы с неверными. Борьба ведется целенаправленно против конкретных стран, среди которых можно выделить США, Израиль и отдельные европейские государства, в частности, солидарную с Соединенными Штатами практически по всем вопросам Великобританию. Развитие коммуникаций, облегчающих общение в современном мире, привело к расширению мусульманских связей и усилению влияния отдельных радикальных групп.
Уместно напомнить, что диалогу ислама и христианства в Европе много лет. Процесс этот всегда проходил очень сложно. Прежде неосторожные высказывания известных европейских политиков и общественных деятелей, например по поводу ношения женщинами-мусульманками хиджаба, а также создание фильмов и публикация книг, выставляющих ислам в неблагоприятном свете, не способствовали тому, чтобы этот диалог проходил гладко. Скорее наоборот, все это помогало усилению радикального ислама и противостояния мусульманских и христианских культур.
Как известно, перед тем, как процитировать высказывание православного византийского императора Мануила II Палеолога, Папа дважды оговорился, что это всего лишь цитата. Тем не менее, радикалы от ислама стараются использовать любую возможность, чтобы спровоцировать конфликт культур - исламской и христианской. Тот факт, что все больше людей в исламском мире дают втянуть себя в этот протест, демонстрирует, насколько влиятельными стали сегодня радикальные исламистские группировки и идеологи. Радикальные исламисты стараются сделать так, чтобы диалог между христианством и исламом проходил под их диктовку и подчинялся тем правилам игры, которые определяет радикальный экстремизм.
1 Абу Басир ат-Тартуси. Хавля Тасрихати Баба аль-Фатикани. 09.16.2006.
2 Там же.
3 Al-Qaida in Iraq Warns Pope that Islam will Prevail as Protesters Say his Apology Stopped Short. The Associated Press. September 18.02.2006.
4 Али бен Самих аль-Джабали. Ла Баба аль-Фатикани - http://www.h-alali.net 09.10.2006.
5 Raman B. Let Issue Fatwa to Kill the Pope. International Terrorism Monitor. Paper N 133, 02.10.2006 - http://www.saag.org/pa-perindex.asp
6 Айман аз-Завахири. Буш, Баба аль-Фатикани. Дарфур, Хуруб ас-Салибийюн. 29.09.2006.
7 Там же.
8 Strijbosch M. Perro de Jong, Press Review. 27 May 2005.
9 Абу Басир. Хукм уль-Истинаф ли Талаб аль-Луджу ас-Сияси фи Дар аль-Куфр. 2004.
10 Абу Басир. Аль-Хиджра Масаиль ва Ахкам. 2004.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |