В последние два десятилетия развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) - мобильной телефонии, компьютеров, Интернета, в том числе и высокоскоростного, - оказало влияние на экономические и социальные процессы практически во всех странах мира, привело к существенным изменениям в международном разделении труда.
В информационно-коммуникационной революции (ИКР) страны могут участвовать как производители товаров и услуг сферы ИКТ и как пользователи. Использование ИКТ вносит немалые перемены в жизнь стран Востока, создает новые возможности для роста занятости, решения социальных проблем этих стран. Новейшие ИКТ оказывают немалое влияние на восточный социум, воздействуя на мироощущение людей, наконец, на их поведение. Сегодня мы можем говорить и о влиянии информационной революции на социально-политическую ситуацию в афро-азиатских странах, имея в виду события "арабской весны" 2011 г.
Проблемам участия стран Азии и Африки в разворачивающейся в настоящее время ИКР, влияния новых ИКТ на экономические, социальные процессы в этих странах посвящено немало публикаций. Среди работ российских востоковедов можно назвать, например, книгу и статью А. И. Куприна, где рассматриваются проблемы распространения ИКТ и его воздействия на социально-политические процессы в странах Северной Африки, особенно в Тунисе (работы были написаны до "арабской весны", но оказались очень актуальными) [Куприн, 2011; Куприн, 2009], статью В. Н. Уляхина об экономической безопасности стран Азии, анализирующую проблемы производства услуг сферы ИКТ в странах Востока [Уляхин, 2009], главы монографий автора настоящего обзора, где говорится о производстве товаров и услуг сферы ИКТ [Цветкова, 2004; Цветкова, 2011].
Среди литературы по проблемам воздействия ИКТ на общество, на людей нельзя не упомянуть вышедшую в 2000 г. на русском языке и ставшую своего рода классикой монографию М. Кастельса "Информационная эпоха: экономика, общество и культура", которая посвящена всестороннему анализу фундаментальных цивилизационных процессов, вызванных к жизни принципиально новой ролью информационных технологий в современном мире. Эта работа достаточно детально рассматривается в отечественной литературе (см., например: [Галич, 2011]).
В условиях ИКР произошла так называемая революция торгуемости услуг (tradability of services revolution). Многие услуги, которые раньше не могли принимать участие в международном обмене, благодаря развитию и, что немаловажно, существенному удешевлению ИКТ стали предметом экспорта. Развитие этих новых услуг сферы ИКТ в развивающихся странах, прежде всего в странах Востока, является предметом детального анализа в Докладе о международных инвестициях за 2004 г. под названием "Сдвиг в сторону услуг" [WorldInvestment..., 2004].
Проблемами ИКТ, возможностями их влияния на международное разделение труда, на процесс организации труда уже в 1990-х гг. заинтересовались французские авторы. Так, сдвигам в международном разделении труда, связанным с революцией "торгуемости услуг", развитию виртуальной занятости, дистанционной работы благодаря использованию ИКТ посвящены монографии "Инфо-революция. Использование информационных технологий" [Info-revolution..., 1990], "Новое разделение труда" [La nouvelle division..., 1999], монография Д. Этигхоффера "Виртуальное предприятие, или новые способы организации труда" [Ettighoffer, 1992]. Возможности развития услуг, обеспеченных ИКТ, анализируются в статье американской исследовательницы Л. Идеи "Пошли ради издержек, оценены по стоимости? Экономический подход к трансфертным ценам офшорных бизнес-услуг" [Eden, 2005]. Сдвиги в международном разделении труда рассматриваются в статье американских ученых Т. Стерджсна и Г. Джереффи "Измерение успеха в глобальной экономике: международная
торговля, индустриальный апгрейдинг и аутсорсинг обслуживания коммерческой деятельности в глобальных производственных цепочках" [Sturgeon, Gereffi, 2009].
Среди зарубежных публикаций по проблемам ИКТ в странах Востока особое место занимают выпускаемые ЮНКТАД с середины 2000-х гг. один раз в год или в два года доклады под общим заголовком "Доклады об информационной экономике". Именно они находятся в центре внимания автора настоящего обзора, особенно "Перспективы для развития" (2006), "Наука и технология для развития: новая парадигма ИКТ" (2007-2008), "ИКТ, предприятия и решение проблемы бедности" (2010). Иногда наряду с проблемами производства товаров и услуг анализируется роль иностранного капитала, ТНК в развитии производства товаров и услуг сферы ИКТ в странах Востока [World Investment..., 2004]. Проблемы зарубежных инвестиций азиатских компаний сферы ИКТ в развитых странах рассматриваются, в частности, в статье группы авторов, в которую входят С. Янг (один из авторов известной монографии по ТНК), а также К. Ибе и Хучжу Лин [Ibeh, Young, Hui Chu Lin, 2004]. Наконец, большое количество материалов по данной проблематике можно найти на Интернет-сайтах.
В последних публикациях ("Доклад об информационной экономике 2010") акцент делается на социальных последствиях развития производства товаров и услуг сферы ИКТ в развивающихся странах, на возможностях использования ИКТ в целях борьбы с бедностью, которая продолжает оставаться острейшей проблемой для многих из этих стран. Проблемы ИКТ с точки зрения социологии детально анализируются в книге известного французского социолога Д. Вольтона "Информация не значит коммуникация" [Wolton, 2009].
Основное внимание в данном обзоре уделяется следующим аспектам: распространению ИКТ в афро-азиатских странах, участию афро-азиатских стран в производстве товаров сферы ИКТ; развитию в этих странах услуг сферы ИКТ, социальным аспектам распространения и использования ИКТ.
Распространение ИКТ в афро-азиатских странах
В "Докладе об информационной экономике 2006" указывается, что для оценки распространения в стране информационных технологий используется такой показатель, как индекс состояния сферы информационных технологий, разработанный канадской организацией Орбиком (Info-state Orbicom index - ICT intensity). Этот индекс складывается из двух показателей: плотность ИКТ (info-density), куда включаются объем производственных мощностей по выпуску товаров и услуг сферы ИКТ (наличие квалифицированной рабочей силы (ICT skills), инфраструктуры ИКТ (ICT infrastructure)) и процент использования ИКТ (info-use) в домохозяйствах, фирмах и государственных учреждениях.
В "Докладе об информационной экономике 2010" подробно анализируется проблема распространения ИКТ в афро-азиатских странах по состоянию на 2009 г. Настоящей революцией стало развитие в Азии и Африке мобильной телефонной связи. Наиболее высоким в расчете на 100 жителей было число мобильных телефонов в странах - капиталоизбыточных экспортерах нефти: 232 - в ОАЭ, 199 - в Бахрейне, 174 - в Саудовской Аравии, 107 - в Брунее, 100 - в Кувейте (для сравнения: в России - 163, в США - 95). Значительным было число мобильных телефонов в расчете на 100 человек в новых индустриальных странах Азии первого эшелона: 173 - в Гонконге (КНР), 117 - на Тайване (провинция КНР), 140 - в Сингапуре, 99 - в Республике Корее. Эти же две группы стран, имеющих высокий уровень ВВП в расчете на душу населения, отличает и большое число пользователей Интернета на 100 жителей: 82 - в Республике Корее и в Бахрейне, 80 - в Брунее, 77 - в Сингапуре, 61 - в Гонконге (в США - 76, в России - 42). Достаточно широким было распространение новых информационных технологий в странах Ближнего, Среднего Востока и Северной Африки. В Иране и в Саудовской Аравии среди 100 человек 38 были интернет-пользователями, в Тунисе - 34, Марокко - 32, Катаре и Иордании - 28, Ливане - 24, Египте - 20, в Сирии - 18, в Алжире - 13, в Ливии - 6, в Ираке - 1. Возросло число мобильных телефонов и увеличился доступ к Интернету в крупнейших азиатских странах. В Китае в 2009 г. на 100 человек приходилось 56 мобильников, в Индии - 44, в Индонезии - 69, во Вьетнаме - 101. В Китае среди 100 жителей 29 были пользователями Интернета, в Индии - 5, в Индонезии - 9.
Самое примечательное, как показано в "Докладе об информационной экономике 2010", состоит в том, что мобильная связь получает достаточно широкое распространение не только в динамично развивающихся странах, но и в наименее развитых странах, с низким подушевым уровнем ВВП, в том числе в самых бедных и отсталых странах Африки. В Лаосе на 100 жителей приходился 51 мобильный телефон, в Камбодже - 38, Бутане - 47, Бангладеш - 31, Гане - 63, Нигерии - 47, Кении - 49, Сенегале - 55, Гвинее-Бисау - 35. Мобильная телефония частично компенсирует слабое развитие телефонной связи в стране. Так, в Камбодже на 100 человек приходилось 0.4 стационарных телефона, Нигерии и Гане - 1, Кении, Лаосе и Сенегале - 2. Постоянный доступ к Интернету
в наименее развитых странах имеют немногие. Из каждых 100 человек Интернетом пользовались в 2009 г. в Нигерии 28, Кении - 10, Сенегале - 7, Гане - 5 [Information Economy..., 2010, p. 128-131]. Таким образом, к 2009 г. для большинства стран Азии и ряда стран Африки было характерно довольно широкое распространение мобильной связи. Исключениями являются лишь Северная Корея и страны, охваченные гражданской войной или военными действиями (Сомали, Мьянма). Прослеживается четкая связь между уровнем ВВП в расчете на душу населения и числом мобильников на 100 человек; в бедных странах оно было невысоким (16 - в Йемене, 26 - в Непале, 31 в Бангладеш). Вместе с тем мобильная связь имелась, а пользоваться одним мобильником (в том числе и за плату, это своего рода мелкий бизнес в беднейших странах) могло несколько человек. В 2009 г. наибольшее число интернет-пользователей на 100 жителей было отмечено в развитых странах, в богатых нефтью странах Персидского залива, в НИС первого эшелона. Широкополосный Интернет, который делает возможным развитие информационных услуг, имелся в тех или иных масштабах во многих странах. Его не было в наименее развитых, беднейших странах, в основном странах Тропической Африки: Гвинее, Гвинее-Бисау, Сомали, Сьерра-Леоне, Эритрее [Information Economy..., 2010, p. 128].
Производство и экспорт товаров и услуг сферы ИКТ
Быстрое развитие ИКТ способствует углублению международного разделения труда (МРТ), дальнейшему развитию глобализации. Об этом сказано в монографии "Новое разделение труда" под редакцией Ж. Болье [La nouvelle division..., 1999], в статье Т. Стерджена и Г. Джереффи [Sturgeon, Gerefii, 2009]. С одной стороны, ИКР создает предпосылки для разделения производственных процессов на все большее число стадий. Фирма выделяет операции и производственные процессы, профильные для себя, в которых она обладает конкурентными преимуществами. В рамках основной компании остается становой хребет производства. Операции непрофильные, вспомогательные, могут быть вынесены за пределы предприятия, переданы по контракту независимым третьим сторонам или специальным филиалам данной фирмы. С другой стороны, сама сфера производства товаров и услуг ИКТ глобализируется, отдельные стадии производства перемещаются в страны с более низкими издержками производства.
Согласно определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (2002 г.) в производство товаров сферы ИКТ, о котором часто говорится в докладах международных экономических организаций, входит целый ряд статей Международной стандартной товарной классификации. Как указывается в "Докладе об информационной экономике 2010", это производство офисного, компьютерного, вычислительного оборудования, проводов и кабелей, вакуумных трубок, электронных компонентов, передающей аппаратуры для радиовещания, телевидения, телефонной и телеграфной связи, телевизоров и радиоприемников, видеомагнитофонов и звуковоспроизводящей аппаратуры [Information Economy..., 2010, p. 40].
В докладах об информационной экономике показано, что возрастает значимость сферы ИКТ в мировой экономике, в мирохозяйственных связях: в 2004 г. на сферу ИКТ пришлось 9% всей добавленной стоимости (мирового ВВП), 13% мировой торговли [Information Economy..., 2007-2008, p. 100].
По данным Всемирной Организации информационных технологий и услуг (World Information Technology and Services Alliance - WITSA), доля развивающихся стран в мировом производстве электронного оборудования (включая компьютерное, телекоммуникационное оборудование) повысилась с 25% в 1995 г. до 45% в 2005 г., доля развитых стран соответственно сократилась с 75 до 53%, доля переходных стран (СНГ и Юго-Восточной Европы) составляла менее 1%. В 2006 г. общие расходы на приобретение товаров и услуг сферы ИКТ достигли в мире около 3 трлн дол. Особенно быстро возрастали расходы на приобретение программного обеспечения, но наибольшая доля в расходах приходилась на сферу телекоммуникаций [Information Economy..., 2007-2008, p. 103].
Сама сфера ИКТ включена в процесс глобализации, продукция сферы ИКТ (электронное, компьютерное оборудование) производится в различных странах мира, процесс разделен на ряд стадий, и различные этапы производственного процесса могут размещаться в разных странах. Производство товаров сферы ИКТ перемещается в развивающиеся страны.
Страны Азии стали ведущими экспортерами продукции сферы ИКТ. В 2005 г. на развивающиеся страны Азии приходилось 49% мирового экспорта товаров сферы ИКТ. В списке ведущих экспортеров этой продукции в 2005 г. первое место занимала КНР, значительно опередив по объему своего экспорта (235 млрд. дол.) США (155 млрд. дол.) и Японию (121 млрд. дол.). Четвертым был Гонконг (КНР), пятым Сингапур, за ними шла Германия. В первую десятку экспортеров входили Республика Корея (7-е место), Тайвань (8-е место), Малайзия (10-е место), 9-е место занимали Нидерланды, 11-е - Великобритания. Во вторую десятку экспортеров продукции сферы ИКТ вошли Таиланд (14-е
место) и Филиппины (16-е место). Индонезия занимала 26-е место, Индия - 38-е (объем ее экспорта продукции ИКТ составлял 1.2 млрд. дол.). Россия по экспорту продукции сферы ИКТ занимала в 2005 г. 41-е место (1.2 млрд. дол.), пропустив вперед Эстонию.
Если в 1996 г. КНР занимала 11-е место в мире по экспорту товаров сферы ИКТ, то с 2004 г. она стала ведущим экспортером этих товаров, опередив США, а в 2005 г. на нее пришлось 15.5% мирового экспорта. Экспорт продукции сферы ИКТ из КНР за период 1996-2006 гг. увеличился в 16 раз, тогда как весь экспорт КНР - в 6.4 раза. Доля продукции сферы ИКТ (электронного, компьютерного, коммуникационного оборудования) в экспорте КНР в 1996-2006 гг. увеличилась с 12 до 31% [Information Economy..., 2007-2008, p. 124-125].
В "Докладе об информационной экономике 2010" отмечено, что производство продукции сферы ИКТ и ее экспорт сконцентрированы в небольшом числе стран. На 20 ведущих стран-экспортеров в 2009 г. приходилось 91.3% от стоимости мирового экспорта. В их числе было 9 стран и территорий Азии: Китай (1-е место, 22.6% мирового экспорта), Гонконг (КНР) (3-е место, 8.3%), Сингапур (4-е место, 6.4%), Республика Корея (5-е место, 6.1%), Япония (6-е место, 6.0%), Тайвань (8-е место, 4.3%), Малайзия (11-е место, 2.7%), Таиланд (14-е место, 1.8%), Филиппины (16-е место, 1.4%). Всего на развивающиеся страны Азии из числа первой двадцатки экспортеров приходилось 52% мирового экспорта продукции сферы ИКТ, а вместе с Японией - 58% [Information Economy..., 2010, p. 46].
Безусловным лидером в производстве и экспорте компьютерного, электронного, телекоммуникационного оборудования стал Китай. Но активно участвуют в производстве этой продукции и другие азиатские страны. В качестве примера развития производства товаров сферы ИКТ в "Докладе об информационной экономике 2007-2008" приводится такая страна, как Филиппины. Уже с 1970-х гг. здесь стала развиваться электронная промышленность, точнее, ее отдельные стадии - производство электронных компонентов и устройств, в частности микросхем, на которые в 2005 г. приходилось 75% производства электронной продукции, и комплектующих для компьютеров - 20% от общего объема производства компьютерного оборудования. В 2005 г. производство продукции сферы ИКТ, в первую очередь микросхем и комплектующих для системных блоков, давало 66% всего экспорта готовой продукции с Филиппин. В 1975 г. в экспорте Филиппин доминировала продукция переработки сельскохозяйственного сырья, на нее приходилось 49% экспорта, на продукцию электронной промышленности - только 3%. Таким образом, развитие электронной промышленности способствовало диверсификации экспорта и диверсификации экономики Филиппин [Information Economy..., 2007-2008, p. 105].
Колоссальные сдвиги в ИКТ способствовали тому, что произошла так называемая революция "торгуемости услуг" (tradability of services). Услуги ранее по большей части являлись неторгуемыми, т.е. не могли участвовать в международном обмене, в силу самого своего характера, необходимости прямого контакта между производителем и потребителем. Благодаря развитию телекоммуникаций, Интернета, компьютерных технологий и снижению их стоимости многие услуги могут экспортироваться, принимать участие в международном обмене.
В "Докладе об информационной экономике 2006" приводятся подробные сведения о том, какие именно услуги стали объектом международного аутсорсинга и офшоринга, связанных с ИКТ. Прежде всего это компьютерные услуги. Согласно Классификации услуг (Стандартной классификации продуктов, Standard Product Classification, CPC) Всемирной Торговой Организации, компьютерные услуги включают в себя следующие виды услуг: консультационные, связанные с установкой компьютерного оборудования, помощь клиентам в обеспечении функционирования компьютерных систем и сетей; связанные с программным обеспечением (ПО) - разработка ПО, приложений к ПО, специальных программ для конкретных целей; консалтинговые услуги, связанные с ПО, работа с базами данных, системный анализ, управление проектом, техническая координация и определение системной архитектуры; услуги по системному дизайну - поиск технических решений, относящихся к методологии, обеспечению надлежащего подбора ПО; тестирование программного обеспечения, подготовка технической документации по ПО, разработка приложений по удалению вирусов; услуги по системной поддержке, перезапись кода или изменение существующих программ или систем, обновление с учетом изменений на сегодняшний день документации и руководств по использованию ПО, перекодирование, преобразование данных; услуги по обработке информации - подготовка данных к вводу, оптическое сканирование; обработка данных и составление таблиц, вычисления на компьютере; тайм-шеринг в сфере ИКТ - приобретается не только компьютерное время, но и телекоммуникационные услуги и т.д. [Information Economy..., 2006, p. 114].
Диапазон услуг, обеспеченных ИКТ, гораздо шире. Международный Валютный Фонд, использующий данные платежных балансов, включает в услуги, обеспеченные ИКТ (ICT-enabled services), не только компьютерные и информационные услуги (о которых говорилось выше), но и телекоммуникационные, страховые, финансовые услуги, перевод роялти и лицензионных отчислений,
так называемые прочие услуги по обеспечению коммерческой деятельности, личные, культурные и рекреационные услуги. По такому широкому определению, экспорт услуг, обеспеченных ИКТ, составлял в 2003 г. 847 млрд. дол. - 45.2% всего мирового экспорта услуг, в 2005 г. 1.1 трлн дол., около половины всего мирового экспорта услуг.
Однако можно выделить группу услуг, которые непосредственно основаны на использовании ИКТ. Это - аутсорсинг услуг по обеспечению коммерческой деятельности (business proceedings outsourcing). По определению индийской ассоциации НАССКОМ (Индийской Национальной ассоциации компаний сферы ИТ), понятие "услуги, обеспеченные ИКТ" (ITES, information technologies enabled services) или связанные с ИКТ (ICT related services), - гораздо более узкое, чем по определению МВФ. НАССКОМ включает в число этих услуг услуги по обеспечению коммерческой деятельности, компьютерные и информационные услуги, инжиниринговые услуги, разработку программного обеспечения и НИОКР [Information Economy..., 2007-2008, p. 117].
Аутсорсинг услуг по обеспечению коммерческой деятельности охватывает обширный спектр услуг. Это ведение бухучета, составление итоговых годовых балансов компаний, финансовых отчетов. На основе присланных по электронной почте или переданных по телефону данных производится оформление различной коммерческой и финансовой документации - счетов-фактур по сделкам, обработка оферт, работа с заказами, оформление страховых полисов, выставление разнообразных счетов, составление документов по претензиям. Дистанционно производится оформление банковской, юридической документации, а также предоставляются услуги секретаря, в том числе и перепечатка записей со звуковых носителей; услуги редактора (например, подготовка материалов к изданию) для снижения издержек и удешевления книг; оформление документации по аудиту, для налоговых органов, по учету движения кадров, оформление авиабилетов [World Investment..., 2004].
В "Докладе об информационной экономике 2010"указывается, что глобальный рынок аутсорсинга информационных услуг и обеспечения коммерческой деятельности БПО в 2009 г. оценивался в 785-805 млрд. дол., из этой суммы на международный аутсорсинг приходилось 12%. Две трети рынка международного аутсорсинга ИКТ-услуг составляли информационные и компьютерные услуги, одна треть - БПО. Из международного аутсорсинга в 2009 г. 35% приходилось на Индию, 21 - Канаду, 15 - Филиппины, 4 - Ирландию, 3 - Китай, 6% - на страны Центральной и Восточной Европы (Чехию, Венгрию). В 2004 г. доля на этом рынке Индии составляла 32%, Канады - 45, Филиппин 9, Ирландии - 7, Китая 2, всех прочих стран - 4% (а в 2009 г. их доля повысилась до 16%, в их число были включены и страны Восточной Европы) [Information Economy..., 2010, p. 49 50].
Услуги по БПО оказываются для англоязычных стран прежде всего в Индии. Большой пул специалистов по бухучету имеется, например, на Филиппинах, все они получают обучение по американской методике аккаунтинга и аудита, свободно владеют американским английским. Предоставлением услуг БПО наряду с Индией и Ирландией (их европейским центром) занимаются также развитые страны, в первую очередь Канада, Израиль, из развивающихся стран Азии - КНР, Малайзия, Филиппины, Египет, Гана, Сенегал, из стран - новых членов Евросоюза Чехия, Венгрия [http:// www.bpo-africa; http://www.vanguardngr.com/2010/].
Наряду с дочерними компаниями ТНК международный аутсорсинг (офшорные услуги, обеспеченные ИКТ) осуществляют и компании, принадлежащие национальному капиталу. Но действуют они по заказам иностранных компаний. Международный аутсорсинг в сфере ИТ можно охарактеризовать как "интеллектуальные субподряды" [Цветкова, 2004, с. 59].
В "Докладе ЮНКТАД о международных инвестициях 2004 г." выделено четыре типа проектов по оказанию офшорных услуг, обеспеченных ИКТ, которые привлекают значительные инвестиции ТНК: колл-центры, центры по обслуживанию вспомогательных операций коммерческой деятельности, оказанию компьютерных услуг и региональные штаб-квартиры. Из 513 проектов по созданию колл-центров в 2002 2003 гг. на развивающиеся страны приходилось 40% от общего числа проектов, в том числе на страны Азии - 33%, 12% - на Индию. Из 139 проектов центров по обслуживанию коммерческой деятельности 52% осуществлялись в развивающихся странах, в том числе 46% в странах Азии: 31%- в Индии, 6%- Сингапуре, 4%- Малайзии, 3% - Гонконге, 1% на Филиппинах. Из 632 проектов по ИТ-услугам на развивающиеся страны приходилось 50%, в том числе на страны Азии 45%, на Индию - 19%. Что касается размещения в странах Азии региональных штаб-квартир ТНК, то эта тенденция отчетливо проявилась уже в 1970-е гг. в Сингапуре и Гонконге. С учетом региональных штаб-квартир на страны ЮЮВВА пришлось 63% от общего числа рассмотренных ОЭСР проектов [World Investment..., 2004, p. 160, 162 164]. Предприятия по оказанию ИТ-услут размещаются в азиатских странах в связи с тем, что это способствует снижению издержек материнских компаний или компаний-заказчиков, оптимизации их доходов. О снижении издержек благодаря аутсорсингу и офшорингу ИКТ услуг говорят данные НАССКОМ, по оценке которой каждый доллар, вложенный американскими компаниями в оффшорные услуги в Индии,
приносит 1.45 дол. добавленной стоимости, причем в Индии остается 0.33 дол., 0.67 дол. составляет экономия на издержках для американских компаний и 0.45 дол. - создание новой стоимости благодаря росту занятости, высвобожденной в связи с офшорингом услуг рабочей силы [Information Economy..., 2007-2008, p. 125].
Индия - признанный мировой лидер аутсорсинга ИТ-услуг. Бангалор - центр развития этой отрасли в стране - отнюдь не единственный адрес в Индии, по которому размещаются иностранные филиалы и национальные фирмы, занятые оказанием интеллектуальных услуг и дистанционным обслуживанием бизнеса. Наряду с Бангалором в штате Карнатака, такими центрами, специализирующимися на ИТ-услугах и услугах по обеспечению коммерческой деятельности, стали Мумбаи и Пуна в штате Махараштра, Нойда - в штате Дели, Хайдарабад - в штате Андхра-Прадеш, Шеннаи - в штате Тамилнаду, Колката - в штате Западная Бенгалия. В Карнатаке в 2002/2003 г. на иностранные филиалы приходилось 23% занятых в услугах, базирующихся на ИКТ, и 45% экспорта этих услуг, в Дели - 24% занятых и 14% экспорта [WorldInvestment..., 2004, p. 170]. В Индии ИТ-услуги стали важным механизмом, обеспечивающим экономический рост. Доля сферы ИКТ (без телекоммуникаций) в ВВП Индии повысилась с 1.2% в 1999 г. до 5.4% в 2006 г. [Information Economy..., 2007-2008, p. 106,125-126].
В качестве примера успешного развития сферы ИТ-услуг в 2000-х гг. приводятся и Филиппины, чему способствовали сравнительные преимущества страны - наличие большого числа квалифицированных кадров с хорошим знанием английского языка. Филиппины были колонией США на протяжении десятилетий, система высшего образования, в том числе медицинского, юридического, испытала на себе немалое влияние американской системы. Отсюда - хорошее знание филиппинскими специалистами терминологии, применяемой в оформления юридической, медицинской, коммерческой документации, принятой в США. Среди ИТ-услуг, которые стали развиваться на Филиппинах по примеру Индии, преобладают услуги по аутсорсингу обеспечения коммерческой деятельности: колл-центры, центры по оформлению юридической, медицинской документации, причем в "Докладе об информационной экономике 2007-2008" приводятся данные о том, что коэффициент точности оформления юридической и медицинской документации на Филиппинах составляет 98-99%. В 2007 г. на Филиппинах имелось 146 колл-центров, где было занято 150 тыс. человек, 66 фирм с 10 тыс. человек, занимавшихся дистанционным оформлением медицинской и юридической документации; 62 фирмы с 22.5 тыс. занятых в обеспечении дистанционного обслуживания коммерческой деятельности (оформление документации, ведение бухучета, составление финансовой отчетности). Кроме того, действовали 300 фирм по оказанию информационных и компьютерных услуг, чья выручка достигла в 2007 г. 2.7 млрд. дол., 14 фирм по оказанию инжиниринговых услуг [Information Economy..., 2007-2008, с. 105].
В докладах ЮНКТАД и материалах, размещенных на сайтах в Интернете, показано, что к концу 2000-х гг. международный аутсорсинг ИТ-услуг стал развиваться в достаточно широком круге стран Азии и Африки: Египте, Шри-Ланке, Марокко, Гане и Сенегале [http://www.bpo-africa; http://www.vanguardngr.com/2010/]. В Шри-Ланке общее число занятых в сфере ИТ-услуг достигло в 2003 г. 16 тыс. человек, в 2007 г. - оно увеличилось более чем вдвое, до 38 тыс. человек. Из этого числа 25% составляли программисты, 16% - специалисты по технической поддержке, 12% - тестировщики программных продуктов, 7% - специалисты по финансовому анализу и системной интеграции, 6% - системные администраторы, 5% - специалисты по управлению базами данных. Часть специалистов покинула Шри-Ланку, эмигрировав в Индию. Ощущался недостаток квалифицированных специалистов сферы ИТ-услуг. В Египте была принята государственная программа развития ИКТ. Страна развивает сотрудничество с индийской НАССКОМ с целью приобретения ноу-хау и поставила цель стать центром для индийских компаний сферы ИТ-услуг в арабском мире [Information Economy..., 2007-2008, p. 108,129].
Любопытны расчеты, сделанные Л. Идеи на основе данных американской исследовательской компании А. Т. Керни. Она составила на 2004 г. рейтинги для стран, которые могут участвовать в оказании дистанционных услуг по обеспечению коммерческой деятельности. Первое место она отдала Индии (7.3 балла), второе - Канаде и Мексике (по 6.2 балла), РФ получила 6-е место (5.6 балла), что выше, чем у КНР (7-е место, 5.2 балла) и ненамного ниже чем баллы Ирландии (4-е место, 5.8 балла), Филиппин (7-е место, 5.7 балла), которые успешно развивают аутсорсинг услуг, обеспеченных ИКТ. По уровню издержек РФ занимала второе место (2.7 балла по издержкам оплаты труда, у Индии - 2.9, у Канады - 0,8), но по уровню развития инфраструктуры (охрана интеллектуальной собственности, культурная совместимость, инфраструктура, риски) - только 8-е место, 1.4 балла (но у КНР, например, было 9-е место и только 1.1 балла) [Eden, 2005, р. 8-9].
Доля сферы ИКТ (товаров и услуг) в добавленной стоимости частного корпоративного сектора в 2003-2007 гг. составляла на Филиппинах 21%, в Малайзии - 17, Южной Корее - 13, на Маври-
кии 7, в Египте 6, Гонконге - 5, Российской Федерации - 4%. В КНР "информационная промышленность" генерировала в 2004 г. 7.5% ВВП [Information Economy..., 2007-2008, p. 101, 106]. Как видно из этих данных, во многих странах Азии производство товаров и услуг сферы ИКТ получило немалое развитие. Для КНР, Южной Кореи, Малайзии, Филиппин речь идет прежде всего о производстве электронного, компьютерного, телекоммуникационного оборудования для Индии и Филиппин - о развитии услуг, базирующихся на ИКТ.
Социальные аспекты распространения и использования ИКТ
Большое внимание социальным аспектам распространения и использования ИКТ уделено в "Докладе об информационной экономике 2010", озаглавленном "ИКТ, предприятия и решение проблемы бедности", в котором рассматривается вклад, вносимый распространением ИКТ и производством товаров и услуг сферы ИКТ в решение проблемы занятости в развивающихся странах и в борьбу с бедностью. По распространенности среди новых ИКТ в афро-азиатских странах, безусловно, лидирует мобильная телефония, в том числе и в самых бедных странах. В докладе анализируется использование мобильной телефонной связи мелкими и мельчайшими предприятиями афро-азиатских стран. Возникает новый вид микропредприятий - "продажа по времени разговора по мобильнику". В докладе анализируются примеры Бангладеш, где в 2008 г. насчитывалось 350 тыс. "телефонных леди", продающих такие услуги мобильной связи, Ганы, Уганды. Правда, по мере снижения стоимости телефонов спрос на такие услуги может сокращаться. Развивается сеть мельчайших предприятий по ремонту мобильников, продаже аксессуаров, новых и подержанных телефонов, оплате мобильной связи. В Бутане благодаря мобильной связи смогли повысить свои доходы крестьяне, торгующие молочными продуктами на местных рынках [Information Economy..., 2010, p. 56, 60, 69].
Свой вклад в решение проблем бедности призваны внести и предприятия по производству товаров и услуг сферы ИКТ. Индия с 2006 г. стала мировым лидером в экспорте ИКТ-услуг. Доля этой отрасли в общем экспорте товаров и услуг из Индии повысилась с 4% в 1998 г. до 16% в 2008 г. Общий оборот предприятий информационных услуг и услуг, обеспеченных ИКТ, возрос с менее 1 млрд. дол. в 1990 г. до 60 млрд. в 2009 г. [Information Economy..., 2010, p. 51]. В докладах об информационной экономике 2007 2008 и 2010 гг. анализируются проблемы занятости в ИКТ-услугах. В сфере ИКТ Индии общее число занятых профессионалов (дипломированных специалистов) возросло с 284 тыс. человек в 1999 г. до 830 тыс. в 2003/2004 г. и 1.6 млн. человек в 2006/2007 г. По данным НАССКОМ, с 2003/2004 по 2006/2007 фин. г. (заканчивающийся в марте) число занятых в сфере информационных и компьютерных услуг в Индии увеличилось с 215 тыс. до 562 тыс. человек, в сфере услуг по обеспечению коммерческой деятельности, базирующихся на ИКТ, - с 216 тыс. до 545 тыс. человек, в сфере инжиниринговых услуг, НИОКР и разработки ПО - с 81 тыс. до 144 тыс. человек, в сфере разработки ПО и ИТ-услуг, предназначенных для внутреннего рынка, - с 318 тыс. до 378 тыс. человек [Information Economy..., 2007-2008, p. 106, 125-126]. В 2009 г. общее число занятых в сфере ИКТ услуг в Индии оценивалось в 2.2 млн. человек. В общей численности экономически активного населения страны с миллиардным числом жителей доля занятых на этих предприятиях не столь уж велика. Индустрия предъявляет спрос в основном на специалистов с достаточно высоким уровнем образования и хорошим знанием английского языка. Авторы Доклада 2010 г. оценивают вклад сферы ИКТ в решение проблем занятости и бедности в Индии как достаточно скромный. Существует мнение, что развитие ИКТ-услуг способствует росту имущественной и социальной поляризации. Правда, есть и другая точка зрения. Считается, что благодаря эффекту мультипликатора каждое новое рабочее место в информационной индустрии способствует созданию 3.6 рабочих мест в других сферах (общественное питание, магазины, транспорт, домашние работники). В Китае рабочие-мигранты, занятые в электронной промышленности, на сборочных предприятиях, значительную часть заработка отправляют домой, в деревню, что способствует росту доходов, уменьшению бедности [Information Economy..., 2010, p. 51].
Другой социальный аспект, связанный с распространением ИКТ и соответствующими сдвигами в МРТ, который вызывает немалую озабоченность уже в развитых странах, это потеря рабочих мест в результате размещения производств в странах Азии (а сегодня уже и Африки). О масштабах перемещения электронной промышленности в развивающиеся страны говорится в Докладе об информационной экономике 2007-2008 г., где приводятся данные о сокращении занятости в одних странах и росте занятости в других. В 1997-2004 гг. в электронной и электротехнической промышленности США число рабочих мест сократилось на 550 тыс., Японии - на 400 тыс., Германии - на 100 тыс. В тот же период число занятых в этих отраслях в Таиланде возросло на 167 тыс., в Индонезии - на 65 тыс. [Information Economy..., 2007-2008, p. 110 111]. В странах Евросоюза в 2005 г. потери из-за развития международного аутсорсинга услуг в сфере ИТ составили 1570 рабочих мест, 14% от
всех рабочих мест, сократившихся в связи с развитием международного аутсорсинга. Из-за развития международного аутсорсинга в обрабатывающей промышленности в 1996-2004 гг. в Западной Европе потери рабочих мест достигли 2 млн. [Information Economy..., 2007-2008, с. 112].
Профсоюзы западных стран бьют тревогу. "Сочетание интернационализации экономики и развития ИКТ привело к тому, что некоторые сегменты рынка труда стали отличаться открытостью. ТНК сегодня могут уйти от требований по социальной защите работников и выплате им высокой заработной платы, просто переместив производства в развивающиеся страны", утверждают авторы сборника "Профсоюзное движение и глобализация" [Le syndicalisme..., 2000, с. 60].
Говоря о социальных аспектах распространения ИКТ, особо следует отметить книгу Д. Вольтона, где вопрос об ИКТ рассматривается с точки зрения теории социальной коммуникации. Вольтон отмечает, что новые ИКТ, безусловно, способствуют поддержанию через Интернет связей между группами единомышленников, облегчают взаимодействие внутри диаспор, этноконфессиональных общностей, землячеств, мобилизацию участников публичных акций. Однако Вольтон считает, что не следует впадать в сциентизм, фетишизировать значение ИКТ. Основной тезис его монографии состоит в том, что сегодня "информация" (новые ИКТ) не столько облегчает, сколько затрудняет социальную коммуникацию в мультикультурных обществах [Wolton, 2009].
* * *
Многие страны Азии успешно встроились в ИКР. Вывод, к которому приходят авторы значительного числа публикаций, состоит в том, что успешное развитие сферы ИКТ, включенность в процесс ИКР стали важными факторами экономического подъема КНР и Индии, генерировали те экономические сдвиги, которые легли в основу новой стадии глобализации. Китай стал ведущим мировым производителем товаров сферы ИКТ, а Индия - услуг сферы ИКТ. В 1995-2003 гг. на КНР пришлось 22% прироста мирового ВВП, а на Индию - 11%. Таким образом, треть прироста мирового ВВП генерировали азиатские гиганты [Information Economy..., 2007-2008, p. 123]. В отношении 2000-х гг. многие авторы даже говорят о новой стадии глобализации, для которой характерна возросшая роль стран с развивающимися рынками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Галич З. Н. Восточный город - традиционный, колониальный, современный - как субъект цивилизационного процесса. М.: ИВ РАН, 2011.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Куприн А. И. Власть и оппозиция в странах Магриба. М.: ИВ РАН, 2011.
Куприн А. И. Роль информационных и телекоммуникационных технологий в тунисском обществе // Восточный социум и религия. Сборник статей / Отв. ред. Р. Г. Ланда, В. А. Исаев; ред.-сост. Н. Н. Цветкова, О. П. Бибикова. М.: ИВ РАН, 2009.
Уляхин В. Н. Развивающаяся Азия: проблемы экономической безопасности // Восточный социум и религия. М.: ИВ РАН, 2009.
Цветкова Н. Н. Прямые иностранные инвестиции в Азии и в России. Опыт сравнительного анализа. М.: ИВ РАН, 2004.
Цветкова Н. Н. ТНК в странах Востока. М: ИВ РАН, 2011.
Eden L. Went for cost, priced at cost? An economic approach to the transfer pricing of off shored business services // Transnational Corporations. UN. Vol. 14. N 2. New York-Geneva, 2005.
Ettighoffer D. L 'entreprise virtuelle ou les nouveaux modes de travail. P., 1992.
Ibeh K., Young S., Hui Chu Lin. Information technology and electronic firms from Taiwan Province of China in the United Kingdom: emerging trends and implications// Transnational Corporations. UN. Vol. 13. N 3. New York-Geneva, 2004.
Info-revolution. Usages des technologies de I 'information. P., 1990 (scric Mutations, N 113).
Information Economy Report 2006. The development perspective. UN. New York-Geneva, 2006.
Information Economy Report 2007-2008. Science and technology for development. The new paradigm of ICT. UN. New York-Geneva, 2007.
Information Economy Report 2010. ICTs, enterprises and poverty alleviation. UN. New York-Geneva, 2010.
La nouvelle division du travail / Sous la coordination de G. Bollier et Cl. Durand. P., 1999.
Le syndicalisme dans la mondialisation / Sous la coordination de A. Fouquet, U. Rehfeldt, S. Le Roux. P., 2000.
Sturgeon T.J., Gereffi G. Measuring success in the global economy: international trade, industrial upgrading, and business function outsourcing in global value chains. An essay in memory of Sanjaya Lall // Transnational Corporations. UN. Vol. 18. N 2. New York-Geneva, 2009.
Wolton D. Informer n'est pas communiquer. P., 2009.
World Investment Report 2004, The Shift towards services. UN. New York-Geneva, 2004.
http://www.bpo-africa.com/infogcrancc/delocalisation-afrique/
http://www.vanguardngr.com/2010/11 /bharti-sccks-to-power-growth-in-african-bp/
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |