Статья посвящена китайскому мировому проекту (КМП), несущей конструкцией которого является концепция "Экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI в." Рассматриваются исторические предпосылки КМП: от адаптации к мировой экономике до перехода к деятельному освоению хозяйства планеты в соответствии с китайской программой "выхода в мир". Конструктивные инициативы Китая, воплощенные в концепции "шелкового" наступления, направлены на мобилизацию финансов для развития инфраструктуры на всем евроазиатском пространстве и катализируются задачами обеспечения энергетической безопасности и необходимостью развития западных регионов КНР. Особое внимание уделяется активизации деятельности КНР в области финансирования проектов "пояса и пути", вложения в новые международные банки и фонды развития. Анализируются геополитические обоснования КМП, в котором объективно повышается значение России и признается географическая ущербность проектов в обход территории РФ. С учетом сохраняющейся нестабильности на Среднем Востоке и в Закавказье транспортные артерии на территории России приобретают первостепенное значение. В данном контексте России необходимо определить собственное место в китайском проекте.
Ключевые слова: китайский мировой проект, "шелковая" экспансия, энергетическая безопасность, экспорт капиталов, РФ в китайском проекте.
THE EXPANSION OF CHINA'S STRATEGIC HORIZONS: "ONE BELT AND ONE ROAD"
The article is devoted to what the authors call the Chinese World Project (CWP) partially based on the concept of Silk Road Economic Belt and Twenty First Century Maritime Silk Road. China makes a transition from adaptation to the global economy. China develops in accordance with the Chinese program "go global". Constructive initiatives of China under the "one belt one road" concept are aimed at mobilizing finance for infrastructure developments of the entire Euro-Asian space. These initiatives are catalyzed by issues of energy security and the needs of the Western regions of China. The paper also focuses on China's efforts in financing "one belt one road" projects by new investment vehicles including new banks and development funds. Geopolitical rationale of the CWP is analyzed, which objectively increases the importance of Russia. Given the continuing instability in the Middle East and the Caucasus, transport arteries on the territory of Russia are of paramount importance. In this context, Russia must address the issue of identifying its own place and role in the Chinese project.
Keywords: Chinese world project, "Silk" expansion, energy security, export of capital, Russia in the Chinese project.
САЛИЦКИЙ Александр Игоревич, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН, e-mail: sal.55@mail.ru.
Aleksandr SALITSKIY, Doctor of Economic Sciences, Chief Research Fellow, Institute of World Economy and International Relations, RAS, Moscow.
СЕМЕНОВА Нелли Кимовна, научный сотрудник Института востоковедения РАН, e-mail: semenovanelli-2011@mail.ru.
Nelli SEMENOVA, Researcher, Institute of Oriental Studies, RAS, Moscow.
стр. 151
Новое (пятое) поколение руководства КНР в течение 2013-2015 гг. представило своего рода китайский мировой проект (КМП) - точно сформулированную, координируемую и энергично воплощаемую в жизнь программу. Одна из несущих конструкций плана - концепция "Экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века" [Vision and Action..., 2015, p. 10]. Для краткости этот план именуют "один пояс, один путь". Многие его компоненты испытаны временем и отработаны международной практикой Пекина. Другие носят новаторский характер и в немалой мере вызваны переоценкой места страны в мировой иерархии на рубеже 2000-2010-х гг. Третьи вытекают из особенностей нынешней социально-экономической и финансовой ситуации в Китае.
Подчеркнем, что только "поясом и путем" (которые охватывают весь "мировой остров" - Азию, Европу и Африку) китайский проект не исчерпывается: в Западном полушарии Пекин также принимает участие в развитии так называемой глобальной транспортной сети (рис. 1). Данная концепция заняла в минувшем году центральное место в информационном наступлении Китая и приобрела символически важную роль.
ОТ АДАПТАЦИИ К МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ К ОСВОЕНИЮ ХОЗЯЙСТВА ПЛАНЕТЫ
Исторические предпосылки китайского проекта хорошо известны. От адаптации к мировой экономике и своеобразного "переваривания глобализации", занявшего примерно 20 лет и завершившегося вступлением в ВТО в 2001 г., Пекин в новом веке перешел к деятельному освоению хозяйства планеты, выдвинув программу "выхода в мир"1. Данная программа имела три основных направления:
во-первых, взаимодействие со старыми индустриальными центрами, во многом ориентированное на заимствование передовых технологий;
во-вторых, особо тесное сотрудничество с близлежащими новыми индустриальными странами и территориями (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Малайзия и пр.), основой которого служила кооперация в экспорте на рынки третьих стран - своеобразное продление за счет китайской производственной платформы срока жизни экспортной ориентации соседей;
в-третьих, наращивание объемов торгового и подрядного сотрудничества с развивающимися странами, прежде всего для ресурсного обеспечения форсированного промышленного и инфраструктурного развития Китая.
Иными словами, Пекин проводил дифференцированную политику, а не следовал пассивной "интеграции в мировую экономику", обернувшейся потерей экономической и политической самостоятельности для многих государств, включая переходные страны. В результате за первые полтора десятилетия "выхода в мир" КНР не только стала крупным игроком в имеющихся глобальных институтах с преимущественно западным контролем, но и фактически организовала собственную подсистему в международном разделении труда.
Китай в XXI в. превратился в ведущего мирового экспортера, крупнейшую промышленную державу и финансовый центр. КНР вошла в число лидеров научно-технической и экологической революции, прочно привязала к себе ближние и многие дальние страны, сыграла ведущую роль в создании ряда новых международных форматов, включая ШОС и БРИКС.
Экономическое наступление КНР опирается не только на слаженный государственно-корпоративный механизм, но и, в растущей мере, на частный капитал, дозревший до собственного экспорта, а также на многочисленную опекаемую диаспору. Эту новую опеку (предыдущая проводилась Мао Цзэдуном в первые годы народной власти) во многом облегчила агрессия западных держав в Ливии, откуда КНР образцово эвакуировала строителей и тем снискала повсеместные симпатии зарубежных китайцев. В Китае уже не призывают эмигрантов к политической нейтральности. Так, на международную конференцию
1 В известной мере курс "выхода в мир" (цзоу чу цюй) развивает и частично преодолевает традиционную китайскую доктрину "опоры на собственные силы" (цзы ли гэн шэн).
стр. 152
зарубежных соотечественников в Пекине весной 2012 г. было приглашено около 600 видных представителей диаспоры из более чем 100 государств. На форуме присутствовали практически все высшие руководители страны, в их выступлениях подчеркивалась важность участия зарубежных китайцев в политической жизни стран проживания, "достижения общих целей методами публичной дипломатии" [Hu meets overseas Chinese..., 18.12.2015].
По этой причине экспансия Китая вполне закономерна. В приватных беседах китайские коллеги не прочь пошутить по поводу "империалистической стадии" своего социалистического капитализма. Эта аналогия многим кажется уместной и потому, что традиционный мотив - борьба за рынки сбыта - сочетался в первом десятилетии XXI в. с активным приобретением КНР зарубежных источников топлива и сырья. К тому же китайский "колониализм" попутно вызвал новый раунд соперничества за забытые глобализацией развивающиеся страны в Африке и Латинской Америке [Салицкий, Семенова, 2016].
Рисунок 1
Укрупненная схема глобальной транспортной сети: инфраструктурные проекты и коридоры (планируемые, строящиеся и завершенные)
Коридоры: А - Трансконтинентальная ж/д магистраль Перу - Бразилия; Б - Трансамериканская ж/д магистраль Дарьей Гап (Darien Gap); В - Магистраль Аляска - Канада - Ловер 48; Г - Трансконтинентальная полимагистраль (т.е. сочетает железнодорожные и автомобильные дороги, линии электропередачи, нефте- и газопроводы, кабельные телекоммуникации) Евразия - Америка через Берингов пролив; Д - Транссибирский коридор; Е - Экономический пояс Шелкового пути; Ж - Международный транспортный коридор Север - Юг; 3 - Трансафриканская магистраль; И - Австралийская окружная магистраль; К - Северный морской путь.
Инфраструктурные проекты: 1. Большой трансокеанский канал Никарагуа; 2. Транспортно-энерготелекоммуникационный коридор под Беринговым проливом; 3. Транспортное соединение материк - остров Сахалин; 4. Тоннель Сахалин - Хоккайдо; 5. Тоннель Сэйкан; 6. Подводный тоннель Корея - Япония; 7. Тоннель через Бохайский залив Далянь - Яньтай; 8. Мост через Малаккский пролив; 9. Мост через Зондский пролив Суматра - Ява; 10. Тайский канал; 11. Трехъярусный тоннель под проливом Босфор; 12. Новый Суэцкий канал; 13. Подземно-подводный ж/д тоннель Италия (Сицилия) - Тунис (мыс Бон); 14. Тоннель через Гибралтар; 15. Евротоннель под Ла-Маншем; 16. Фемарнбельтский автомобильно-железнодорожный тоннель Дания - Германия.
Источник: [http://worldlandbridge.com/].
стр. 153
Дополнительную остроту "империалистической" аналогии вследствие борьбы за рынки и влияние придало то, что усиление Китая и его экспансия совпали с финансовым кризисом на Западе и неудачами США на Среднем Востоке. Все это вызвало на рубеже 2000-2010-х гг. резко негативную реакцию Вашингтона, усилив в его стратегии элементы сдерживания КНР. Масла в огонь подлила политика США по ситуации в Синьцзяне и Тибете. В результате полицентризм современного мира приобрел черты новой биполярности [Барский, Салицкий, 2012, с. 70].
"Стратегическим содержанием американской политики "поворот к Азии" является подавление и окружение Китая, - писал на страницах китайской англоязычной газеты Global Times под заголовком "Америка в состоянии перекрыть жизненно важные морские пути Китая" аналитик Института военно-морских исследований Ли Цзе. - Первоочередной задачей этой политики является окружение с моря" (цит. по: [Тавровский, 2015]). Похоже, что стратегия "поворот к Азии" катализировала реализацию КМП.
Китайский ответ носит комплексный характер. Пекин усилил морской компонент военного строительства, начал подыскивать за рубежом базы для флота. Новое руководство страны недавно публично констатировало "непрерывное расширение сферы государственных интересов..., в том числе в отношении зарубежных энергоресурсов, стратегических путей сообщения, а также учреждений, персонала и активов за рубежом". "Дальнейшее расширение стратегических горизонтов", "зоны особых интересов за рубежом", "активная стратегическая роль в военном соперничестве" - все эти напористые выражения взяты из открытых документов наших дней [Военная стратегия Китая..., 2015, с. 6, 13-15].
К числу ответов в биполярной логике можно отнести и инициативу Шелкового пояса (напомним, что на рубеже веков США продвигали свои интересы в Прикаспии под лозунгом "нового шелкового пути"). Впервые эта концепция была озвучена председателем КНР Си Цзиньпином в Университете Назарбаева в сентябре 2013 г. Само слово "пояс" навевает воспоминания о термине rimland ("дуговая земля") из геополитического построения Н. Спайкмена. Встречается в тексте китайской концепции и слово hinterland ("внутренние земли"). Геополитическая классика теперь весьма популярна у китайских международников. Но они, разумеется, избегают прямых аналогий, равно как и сравнений Шелкового пояса с планом Дж. Маршалла, объявленным в 1947 г. в Гарвардском университете.
В тексте концепции "пояса и пути" есть выражение Eurasian Land Bridge ("Евразийский наземный мост") [Vision and Actions, p. 10; Jones, 2015]. Оно уже давно активно используется группой западных ученых, которую возглавляет Л. Ларуш (Lyndon LaRouche). Их отличает резко критичное отношение к западным господствующим взглядам и прозападной финансовой архитектуре, а также немалый энтузиазм по поводу глобальных инфраструктурных проектов, включающих, например, тоннель под Беринговым проливом. Группа сотрудничает с Институтом Чунъян Народного университета Китая, где в 2015 г. выпустили перевод на китайский язык коллективного доклада "The New Silk Road Becomes the World Land Bridge" ("Новый шелковый путь становится всемирным наземным мостом") [Vision and Actions, p. 10, 29-32].
"Шелковое наступление" Китая выглядит теперь исключительно выигрышно в глазах самой широкой мировой аудитории. Пекин предлагает строить инфраструктуру, торговать и улучшать экологию. Многим импонирует приоритет реальной экономики. На коридоры развития, мультимодальные хабы, чистые источники энергии и скоростные трассы Китай выделяет внушительные финансовые ресурсы2 - в то время как старые державы затягивают пояса, вздрагивают от биржевых сводок и увлекаются силовыми
2 За время 12-й пятилетки (2011-2015) железнодорожные инвестиции достигли 3.58 трлн юаней и были сданы в эксплуатацию 30 500 км новых линий. За 13-й пятилетний период (2016-2020) инвестиции в инфраструктуру и железные дороги Китая планируются в 3.5-3.8 трлн юаней [Liang Fei, 2016].
стр. 154
упражнениями. Начало наступления успешно состоялось, более того, получилось информационно эффектным. Появление же в китайской экспансии геополитических и военных обоснований пока не очень бросается в глаза, что, впрочем, не делает их менее значимыми.
НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ "ВЫХОДА В МИР"
Концепция "пояса и пути" (разработанная совместно Госкомитетом по развитию и реформе, Министерством торговли и МИД КНР) содержит ясные экономико-географические контуры и достаточно подробные указания на задачи тех или иных регионов Китая в реализации проекта. Например, провинциям верхнего и среднего течения Янцзы рекомендуется сотрудничать с их партнерами в Поволжье. В целом внутренние районы страны ориентируются на сотрудничество с центральной, южной и западной частями Азии. Роль "окна и авангарда" на западном сухопутном направлении отводится Синьцзян-Уйгурскому автономному району. Схожую роль в сухопутных и речных коммуникациях со странами АСЕАН и Южной Азии сыграет провинция Юньнань. Прибрежные провинции (с указанием конкретных городов), в свою очередь, формируют базу морского пути.
Особое место в концепции заняла Россия - в том числе в качестве выхода на Балтику и к Японскому морю. Намечен высокоскоростной транспортный коридор Пекин-Москва. В числе прочих коридоров указаны связки Китай-Монголия-Россия, Китай-Центральная Азия-Западная Азия, Китай-Индокитайский полуостров, Китай-Пакистан и Бангладеш, Китай-Индия-Мьянма.
Рисунок 2
Основные маршруты Шелкового пояса и Морского шелкового пути в Евразии
Источник: [https://www.chathamhouse.org/sites/files/chathamhouse/media_wysiwyg/OBORMap_0.jpg].
стр. 155
Данная общая диспозиция (рис. 2), для которой подобрана емкая формула "дунвэнь - бэйцян - нанься - сицзинь": "стабилизироваться на востоке - укрепляться на севере - спускаться на юге - продвигаться на западе", фиксирует проекты, находящиеся в разной степени проработки и реализации, в том числе завершенные. Но продолжающаяся экспансия опирается еще и на меняющиеся параметры и обновленные цели Китая - в экономике и политике.
На данном историческом отрезке КНР завершает форсированную индустриализацию и располагает значительными избыточными мощностями в тяжелой промышленности, включая металлургию, производство стройматериалов3, транспортное и энергетическое машиностроение. Двигателем экономического роста становится сфера услуг, продолжает снижаться энергоемкость4 [SCO members..., 18.12.2015] и материалоемкость ВВП. Под грузом экологических проблем сформировался и реализуется общественный запрос на сильную политику в этой области, уже закрепленный в международных обязательствах страны.
Примечательно, что в конце 2014 г. Китай предложил Казахстану программу выноса на его территорию производства стали, цемента, стекла, электроэнергии, а также переработки ряда видов сырья [U.S. property agents..., 18.12.2015].
Это не единственная предпосылка расширения сотрудничества со странами "пояса и пути". Вслед за ростом заработной платы, потребительской и экологической революцией продолжает снижаться ценовая конкурентоспособность китайских предприятий в ряде трудоемких отраслей легкой индустрии. Намечается дефицит рабочей силы в деревне, урбанизация ведет к нехватке сельскохозяйственных угодий. Последние стали предметом повышенного интереса китайских инвесторов по всему миру [Silk Road..., 2015].
При этом сохраняются высокая норма сбережений и огромные валютные резервы - несмотря на значительно выросший вывоз и отток капитала. Можно сказать, что КНР достигла капиталоизбыточной стадии экономической эволюции, передового уровня индустриальных технологий, т.е. фазы, в которой промышленно развитые страны в 1960-е гг. развертывали программы содействия развивающимся государствам.
К потенциалу экспансии плюсуются широко признанные достижения КНР в информационно-коммуникационных технологиях. На западноевропейском направлении нынешняя китайская экспансия включает в себя активное инвестирование в высокотехнологичные предприятия, совместные НИОКР и т.п. Множатся случаи приобретения и создания за рубежом промышленных предприятий.
Все эти сдвиги отражаются на характере китайского "выхода в мир", расширяя потенциальные области сотрудничества со странами "пояса и пути". Их энергетическая (топливно-сырьевая) составляющая, ставшая в последние полтора десятилетия основой кооперации КНР с Россией и странами Центральной Азии, может быть дополнена новыми элементами и со временем эволюционировать в полнокровный и разносторонний механизм сотрудничества.
Концепция "пояса и пути" выдвигает пять приоритетов сотрудничества. Это - координация национальных экономических стратегий; повышение связности национальных инфраструктурных систем; снятие препятствий для торговли и инвестиций; финансовая кооперация; гуманитарные связи.
Предложенная в документе детализация этих приоритетов свидетельствует об основательной проработке проекта "пояса и пути", в том числе баланса современных возможностей КНР и потребностей стран-партнеров. Документ выдержан в оптимистичном духе и проецирует лексику современной международной кооперации на реалии
3 В 2014 г. впервые за многие годы в КНР сократилось производство угля, удобрений, а также холодильников, тракторов, тканей. В 2015 г. снизилось производство стали, чугуна, кокса, цемента, стекла, автомобилей и др. [General Administration..., 2015].
4 Снижение энергоемкости ВВП составило 4.8% в 2014 г. и 5.7% за три квартала 2015 г. [General Administration..., 2015].
стр. 156
незавершенной модернизации и неразвитой инфраструктуры большинства государств обширного географического пространства. Значительный акцент сделан на сотрудничестве в области новых и высокотехнологичных отраслей, производственной интеграции, благоприятном деловом климате.
Примечательно, что концепция учитывает интересы стран со сложившейся сырьевой специализацией: предлагается, в частности, сотрудничество в области глубокой переработки топлива и сырья вблизи мест их добычи. Привлекательно для стран-партнеров сформулированы рекомендации китайским компаниям, работающим за рубежом, по локализации производства, увеличению занятости местного населения, социальной и экологической ответственности и т.п.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ КИТАЯ
Особое внимание мировой общественности привлекли китайские инициативы в области финансирования проектов "пояса и пути", готовность Пекина к крупным вложениям в новые международные банки и фонды развития. К таким институтам в концепции отнесены Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), Новый банк развития БРИКС, а также Фонд Шелкового пути (ФШП). В задачи этих институтов, помимо кредитования инвестиционных проектов, входит создание системы стабилизации валют. Планируется многостороннее сотрудничество с межбанковскими ассоциациями стран АСЕАН и ШОС в форме предоставления синдицированных займов и кредитов. Правительствам, компаниям и банкам стран-партнеров обещано содействие в размещении облигаций на китайском финансовом рынке. Квалифицированные финансовые институты Китая поощряются к выпуску обязательств в юанях и местных валютах за пределами КНР - для привлечения средств на нужды "пояса и пути". Предлагается самое тесное сотрудничество в оценках кредитных рисков, рейтинговании, взаимодействии суверенных и частных фондов. Одной из задач новых институтов является дальнейшая интернационализация китайской валюты.
ФШП уже начал работу - в сотрудничестве с банками Китая. В апреле 2015 г. КНР и Пакистан подписали соглашение на сумму 46 млрд. долл., предусматривающее масштабные инвестиции в транспортную инфраструктуру [Председатель КНР в Пакистане..., 2016] и энергетику Пакистана: строительство китайско-пакистанского экономического коридора - сети дорог, железных дорог и трубопроводов между странами-союзниками. Длина путей достигает 3 тыс. км, они будут идти от пакистанского южного Гвадара до китайской западной провинции Синьцзян. Эти проекты предоставят Китаю доступ к Индийскому океану. В финансировании проектов будут участвовать ФШП, Промторгбанк Китая (ICBC), развития Китая (CDB) и Экспортно-импортный банк Китая.
Не отстает и иранское направление: первый регулярный контейнерный поезд между Китаем и Ближним Востоком вышел 28 января 2016 г. с западной железнодорожной станции Иу5 (провинция Чжэцзян) по маршруту Чжэцзян-Синьцзян-Казахстан-Туркменистан-Тегеран, планируя преодолеть свыше 10 тыс. км пути за 14 дней [Huang Zongzhi, 2016]. Привлечены к проектам "пояса и пути" и другие ведущие финансовые институты КНР - Банк Китая и Строительный банк.
Попутно возникают и самодеятельные "шелковые" структуры. В марте 2015 г. группа инвесторов объявила о создании "Зеленого фонда Шелкового пути" с капиталом 30 млрд. юаней [Investors Embrace..., 18.12.2015]. Два ведущих китайских золотодобытчика ("Shandong Gold Group" и "Shaanxi Gold Group") анонсировали "Золотой фонд Шелкового пути" с намерением привлечь 100 млрд. юаней для инвестиций в отрасль в странах "пояса и пути" и ее финансовое (биржевое) обслуживание.
5 В Иу (провинция Чжэцзян, КНР) проживают более 4 тыс. ближневосточных бизнесменов, при их участии созданы более 180 инвестиционных компаний. Экспорт на Ближний Восток в 2015 г. составил 58.3 млрд. юаней (8.8 млрд. долл.) [Huang Zongzhi, 2016].
стр. 157
Учредив Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, в состав которого вошли ведущие европейские государства, а также Австралия и Новая Зеландия6, Пекин фактически объявил всеобщую мобилизацию финансов на развитие инфраструктуры на всем евроазиатском пространстве. Это вполне естественно, учитывая мощь строительного комплекса страны и уже имеющийся опыт работы за рубежом [Аристова, Семенова, 2014, с. 60-67, 101]. Но подобное позиционирование имеет еще и пропагандистскую подоплеку: конструктивные финансовые инициативы Китая выгодно контрастируют с непреходящими долговыми и бюджетными проблемами развитых стран.
Что касается развивающихся и переходных стран, попавших в зону "пояса и пути", то для них китайские инициативы могут стать и возможностью, и угрозой - в зависимости от способности найти удовлетворительные ответы на предложения Пекина.
ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ И РОССИЯ: ДИВИДЕНДЫ И РИСКИ
Для начала России, по-видимому, следует определиться с собственным местом и ролью в китайском проекте. Само его появление, на наш взгляд, выгодно России. Дело в том, что на глобальном уровне у России с Китаем образовалось больше точек совпадения интересов, чем это было до недавнего времени на региональном уровне, в том числе в Центральной Азии [Бордачев, 2015].
По мнению российских экспертов, Россия, сквозь призму концепции ЭПШП, пока выглядит не как стратегический рынок, а как стратегически важная транзитная территория [Тавровский, 2015]. С учетом сохраняющейся нестабильности на Среднем Востоке и в Закавказье транспортные артерии на территории России приобретают первостепенное значение. Это не только российская часть планируемой Пекином главной контейнерной трассы, которая начинается из порта Лянъюньган на восточном побережье Китая, проходит через центральные провинции и Синьцзян, продолжается через Казахстан, сливается с магистралями Урала и Юга, а затем по новому мосту через Керченский пролив должна пройти к глубоководному порту в Крыму, оттуда контейнеры будут кораблями развозиться через Средиземное море по всей Европе, на Средний Восток и в Африку. Роль дублеров сыграют модернизированные с китайским участием Транссиб и БАМ, другие стальные магистрали, по которым в Западную Европу уже идут контейнерные составы из Китая. Растущий интерес Пекина вызывает Северный морской путь. Россию не минуют и новые шоссейные дороги трассы Западный Китай - Западная Европа, которая уже построена через весь Китай и достраивается на территории Казахстана. Более того, отмеченное выше появление в КМП (китайском мировом проекте) геополитических обоснований объективно повышает значение России в качестве владелицы хартленда ("срединной земли, сердцевины"). Примерно в том же направлении работает и сама идея "пояса": сухопутное сочленение Китая и Европы в обход России ущербно географически [Салицкий, Семенова, 2016]. По-видимому, эти и многие другие причины7 послужили основанием для выигрышного, с точки зрения России, совместного заявления о сопряжении проекта "пояса" со строительством ЕАЭС в мае 2015 г. [Габуев, 2016].
Политические дивиденды РФ и высокий уровень доверия между Россией и Китаем, сложившийся к настоящему времени [China Record..., 2015], не гарантируют отсутствия в будущем рисков. Прекрасно это понимая, российская сторона в новом веке прилагала усилия для подведения под отношения прочной экономической основы, к сожалению, в основном путем экстенсивного наращивания вывоза топлива и сырья.
6 По состоянию на 20 апреля 2015 г. всего к Меморандуму присоединились 57 государств [The Asian Infrastructure..., 2015].
7 "Если линия США будет слишком жесткой в вопросах нефтяных цен, Украины и продвижения НАТО, если перебалансировка против Китая на Тихом океане зайдет слишком далеко - то все это может привести Россию и Китай к формальному союзу, даже учитывая, что подобный союз и не является их первоочередной целью", - констатировал в начале 2015 г. работающий в Дании китайский аналитик Фэн Хуэйюнь [Салицкий, Семенова, 2016].
стр. 158
Падение цен на топливо и сырье в середине 2010-х гг. отбросило назад количественные показатели торговли. В результате РФ и страны ЦА продолжают в целом оставаться для Китая второстепенными экономическими партнерами: на них вместе взятых приходится лишь 2.3% экспорта и 2.9% импорта КНР. Чувствительным для экономики Китая компонентом являются лишь поставки из РФ и ЦА углеводородов. По нефти их доля в суммарном потреблении составляет около 10%, по природному газу - порядка 15% [General Administration..., 2015]. Китай продолжает увеличивать импорт нефти: за три квартала 2015 г. прирост составил 8.8%. Прирост потребления природного газа в 2015 г. замедлился: за год увеличение составило 3-4% [General Administration..., 18.12.2015], однако можно прогнозировать более высокие темпы роста потребления в будущем: именно на это нацелено значительное снижение внутренних цен в ноябре 2015 г.8
Однако существуют риски закрепления России в роли пассивной стороны (рынка сбыта и источника топлива). Ведь качество и приоритеты китайской экспансии начинают меняться, а КНР становится своеобразным экспортером модернизации. Поэтому относительно невысокие количественные показатели торговли с Китаем не следует драматизировать. Во-первых, странно гордиться большими объемами низкокачественной международной специализации. Во-вторых, еще есть реальная возможность заметно повысить качество такой специализации именно на китайском направлении, поскольку долгое время оно оставалось на задворках внимания российского бизнеса и истеблишмента.
С разворотом России на Восток и отчасти на Север (возрождение Северного морского пути можно представить и как часть "пояса и пути") ситуация несколько улучшилась: растет число сфер, в которых сотрудничество двух стран выглядит современным, технологически насыщенным и соответствующим лучшим возможностям сторон.
Есть и относительно простые возможности разнообразить кооперацию, связанные с достижениями и происходящей перестройкой китайского хозяйства. В частности, КНР становится крупным импортером зерна [Indian Railways..., 18.12.2015]. Теоретически существует возможность организации в Центральной Евразии (Алтай, Западная Сибирь, северный Казахстан) "азиатской житницы" - как компонента "пояса" и элемента коллективной продовольственной безопасности. Очень надежной и привлекательной выглядит кооперация с китайскими строителями и экспортерами на рынках третьих стран.
Высокий инвестиционно-финансовый тонус КНР в ходе начавшейся материализации концепции "пояса и пути" способен изменить глобальный настрой. Подтолкнут ли китайские инициативы долгожданный инвестиционный подъем, в том числе в соседних странах? Не исключено, что это, так или иначе, произойдет.
* * *
"Шелковое наступление" Китая едва ли получило в России адекватную оценку и должное информационное освещение. Между тем появление китайского проекта выгодно для России, и сейчас ей предстоит определиться с собственным местом и ролью в нем. В конечном итоге, соучастие в конструктивном проекте является необходимой предпосылкой постепенной перестройки российско-китайских связей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аристова Л. Б., Семенова Н. К. Энергетические (углеводородные) проекты в Центральной Азии: потенциальные риски и возможности усиления конкуренции России и Китая. Институт востоковедения РАН. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. = Aristova L.B., Semenova N.K. Energeticheskie (uglevodorodnye) proekty v
8 За три квартала 2015 г. ввоз зерновых в КНР (без учета соевых бобов) превысил 26 млн т - на 80% больше, чем в 2014 г. [General Administration..., 2015].
стр. 159
Tsentral'noi Azii: potentsial'nye riski i vozmozhnosti usileniia konkurentsii Rossii i Kitaia. Institut vostokovedeniia RAN. Moscow: Tsentr strategicheskoi kon"iunktury. 2014.
Барский К. М., Салицкий А. И. Полицентризм современного мира и новая биполярность как возможный сценарий глобального развития // Мир и политика. 2012. N 7. = Barskii K.M., Salitskii A.I. Politsentrizm sovremennogo mira i novaia bipoliarnost' kak vozmozhnyi stsenarii global'nogo razvitiia // Mir i politika. 2012. N 7.
Военная стратегия Китая. Пресс-канцелярия Госсовета КНР. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках. 2015. Voennaia strategiia Kitaia. Press-kantseliariia Gossoveta KNR. Pekin: Izdatel'stvo literatury na inostrannykh iazykakh. 2015.
Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21-st Century Maritime Silk Road. Beijing: Foreign Languages Press. 2015.
INTERNET RESOURCES
Бордачев Т. "В китайском языке нет слова "брат"". О сопряжении ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути // Lenta.ru. 30.09.2015. URL: http://lenta.ru/articles/2015/09/30/sopr/ (дата обращения 25.12.2015).
Габуев А. Т. Документ дня: Улыбаемся и машем. Что Си Цзиньпин увез из Москвы. URL: http://lenta.ru/articles/2015/05/12/ximoscow/ (дата обращения: 20.01.2016). Gabuev A.T. Dokument dnia: Ulybaemsia imashem. Chto Si Tszin'pin uvez iz Moskvy URL: http://lenta.ru/articles/2015/05/12/ximoscow/ (access date: 20.01.2016).
Председатель КНР в Пакистане подписал инвестиционное соглашение на 46 млрд долл. URL: http://infoline.ua/main/world/Predsedatel-KNR-v-Pakistane-podpisal-investicionnoe-soglashenie-na-46-mlrd-doll-_54243.html (дата обращения: 25.01.2016).
Салицкий А. И., Семенова Н. К. Шелковое наступление Китая. URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/azia/shelkovoje_nastuplenije_kitaja_2016-01-11.htm (дата обращения: 25.01.2016).
Тавровский Ю. В. Шелковый путь возвращается на карту мира URL: http://www.ng.ru/courier/2014-09-01/9_silkroad.html (дата обращения: 15.12.2015).
China's record natural gas price cut deals mixed effects for industry players // South China Morning Post. 09.11.2015. URL: http://www.scmp.com/business/companies/article/1880383/chinas-record-natural-gas-price-cut-deals-mix... (access date: 25.12.2015).
General Administration of the Customs of the People's Republic of China. URL: http://www.customs.gov.cn/publish/portal0/tab49564/info774876.htm (access: 18.12.2015).
Huang Zongzhi. First container train links China to Middle East / Xinhua. URL: http://en.people.cn/n3/2016/0129/c90000-9010988.html (date of access: 29.01.2016).
Hu meets overseas Chinese organizations leaders. URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2012-04/09/contentl_5007664.htm (access date: 18.12.2015).
Indian Railways to spend record $2.6bn buying 1,000 new trains // The Guardian. URL: http://www.theguardian.com/world/2015/nov/10/indian-railways-to-spend-record-26bn-buying-1000-new-trains (access date: 18.12.2015).
Investors Embrace China's Big Belt, Risky Road // Caixin online. URL: http://english.caixin.com/2015-06-17/100820036.html (access date: 18.12.2015).
Jones W. Zepp-La Rouche Presents EIR's New Silk Road Report at Beijing Symposium // EIR. URL: http://www.larouchepub.com/hzl/2015/4240hzl_beijing_release_landbridge.html (access date: 18.12.2015).
Liang Fei. China invested $125b in railway development in 2015 / By Liang Fei Source: Global Times Published: 2016-1-18 URL: http://www.globaltimes.cn/content/964139.shtml (access date: 29.01.2016).
SCO members in one voice on deepening cooperation // Global-Times. URL:http://www.globaltimes.cn/content/897012.shtml (access date: 18.12.2015).
Silk Road initiative connects countries on path of prosperity // The Telegraph. URL: http://www.telegraph.co.uk/sponsored/china-watch/business/11706380/silk-road-initiative-china.html (access date: 18.12.2015).
The Asian Infrastructure Investment Bank. Prospective founding members. URL: http://www.aiibank.org/(access date: 18.12.2015).
U.S. property agents cater to Chinese buyers of farmland // Ecns.cn. URL: http://www.ecns.cn/cns-wire/2015/09-09/180425.shtml (access date: 18.12.2015).
стр. 160
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |