Нгуен Зуй Куй, доктор философских наук иностранный член РАН Президент Национального центра общественных и гуманитарных наук Вьетнама
Созданная 32 года назад Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) внесла большой вклад в дело мира, дружбы и сотрудничества между странами региона. Под влиянием АСЕАН государства, ранее не имевшие тесных отношений и более того - до середины 1960-х годов даже враждебные друг другу, постепенно становились более дружественны друг другу и прилагали совместные усилия, чтобы противостоять испытаниям, с которыми эти государства сталкивались как в самом регионе, так и за его пределами.
Итак, как же рождалось это региональное сотрудничество? Каковы его особенности в сравнении с региональным сотрудничеством в других частях мира и прежде всего с региональным сотрудничеством в Западной Европе?
Процесс формирования регионального сотрудничества в Юго- Восточной Азии
После обретения национальной независимости молодые государства Юго- Восточной Азии должны были сохранить национальную независимость, национальный суверенитет и найти пути быстрого вывода своих стран из состояния бедности и отсталости и постепенного достижения уровня развития передовых стран мира. Это стало нелегким испытанием. Ведь государства Юго- Восточной Азии - страны с небольшими и средними по размерам территориями, экономически отсталые и имеющие смутное представление об окружающем мире. В то же время это регион, имеющий важное стратегическое положение и обладающий богатыми запасами полезных ископаемых.
Для того, чтобы существовать и развиваться, руководители недавно обретших независимость стран этого региона пришли к пониманию того,
стр. 123
что страны ЮВА должны выступать сообща и помогать друг другу. Это обстоятельство потребовало выработки сознания регионального сотрудничества стран Юго-Восточной Азии в интересах ее развития, понимаемое как "общая воля и надежда, воплотившиеся в союз и сотрудничество между странами, близкими друг другу по географическому положению, этническому составу, языку, историческому и культурному прошлому, осуществляющиеся в таких областях, как политика, безопасность, экономика, социальные проблемы посредством создания региональной организации и на основе связывающих страны юридических условий типа общих деклараций или договоров".
Для выработки сознания регионального сотрудничества для стран Юго- Восточной Азии имеются благоприятные объективные предпосылки.
Дело не только в географической близости и размере территорий. Народы Юго- Восточной Азии, за исключением Таиланда, испытали в своей истории на себе жестокое господство западных колонизаторов. Это тяжелое прошлое способствовало быстрому установлению взаимных симпатий между народами Юго-Восточной Азии. Кроме того, несмотря на то, что между странами Юго- Восточной Азии имеются различия в религиозных воззрениях (Таиланд, Лаос, Камбоджа, Мьянма исповедуют буддизм, Филиппины - католичество, Малайзия, Индонезия и Бруней - ислам, Сингапур и Вьетнам находятся в сфере влияния конфуцианства), в целом народы Юго-Восточной Азии являются наследниками и продолжателями культуры возделывания риса. Эта культура оставила глубокий след в образе жизни и способе мышления коренного населения во всех странах региона.
Эти сходные черты создали объективные благоприятные предпосылки для зарождения и развития регионального сотрудничества в этом регионе.
Идея сознания организации регионального сотрудничества уже давно зародилась в умах некоторых руководителей региона. В 1947 г. президент ДРВ Хо Ши Мин создал Лигу Юго-Восточной Азии. Целью этой лиги стало единение народов Юго-Восточной Азии в борьбе против западного колониализма - общего врага всех народов Юго-Восточной Азии.
Спустя три года - в 1950 г. - под опекой президента Филиппин Ал Пидио Куирино (1948 - 1953) была проведена конференция Багуйо в Маниле. В этой конференции приняли участие представители Индонезии, Таиланда, Филиппин, Австралии, Цейлона, Индии и Пакистана. На конференции обсуждались различные проблемы культуры и общества, но каких-то конкретных результатов не было достигнуто.
стр. 124
Наряду с усилиями по концентрации сил в масштабах региона, руководители Юго-Восточной Азии также стремились вовлечь народы своих стран в деятельность по сотрудничеству, которая выходила бы за рамки Юго- Восточной Азии. И примером таких усилий стала Конференция по взаимоотношениям в Азии, проходившая с 23 марта по 2 апреля 1947 г. в Нью- Дели. В ней участвовали 18 стран Азии, в том числе и 4 страны Юго-Восточной Азии - Филиппины, Таиланд, Малайя и Мьянма. Эта конференция проходила под патронажем Индийского совета по международным проблемам, и ее целью было укрепление сотрудничества между странами Азии и усиление изучения азиатского континента. Эта конференция рассматривалась "как первое конкретное усилие для выработки единства в Азии". Тем не менее первые реальные ростки сознания регионального сотрудничества появились в начале 1960-х годов. Этот фундаментальный фактор стимулировал рождение и развитие сознания регионального сотрудничества, которое ознаменовало эволюцию господствовавших в регионе представлений и идей некоторых руководителей стран Юго-Восточной Азии: от усилий, направленных вовнутрь государства, к усилиям регионального масштаба. В речи, с которой выступил президент Индонезии генерал Сухарто на Симпозиуме по проблемам регионализма в Юго-Восточной Азии, состоявшемся в марте 1975 года в Джакарте, были подтверждены эти перемены: "В этой части мира, месте нашего нынешнего обитания, мы свидетельствуем о тех постепенных переменах, которые происходят в духовной сфере, ... и сегодня они ознаменовались переходом от национального сознания к региональным и международным чувствам".
В этом проявилось влияние и более общих тенденций. Все большую силу набирают контакты стран Юго-Восточной Азии с окружающим миром. Под воздействием революционных сдвигов в сфере науки и технологий процесс интернационализации экономики проходит в масштабах всего земного шара, государства стали зависимыми друг от друга в сфере экономики.
Региональное сотрудничество сейчас широко развернулось практически во всех развивающихся регионах. Произошло и обновление политического сознания.
В конце 1950-х - начале 1960-х годов появилось три варианта создания организации регионального сотрудничества: малайский, филиппинский и таиландский, которые различались по предлагаемым сферам сотрудничества, названию намечаемой организации и т.д. Тем не менее обсуждение завершилось принятием общего решения. 31 марта 1961 г. в
стр. 125
Бангкоке руководители трех стран - Таиланда, Малайи и Филиппин создали Ассоциацию регионального сотрудничества в экономике и культуре стран Юго- Восточной Азии, которая получила название Ассоциация Юго-Восточной Азии (АСА).
В качестве основных целей создания этой ассоциации были названы следующие:
1. Создать эффективный механизм изучения, дружественного сотрудничества и взаимной помощи в экономической, культурной, научной и административной областях.
2. Обеспечить подготовку кадров в сфере образования, профессиональной подготовки, техники и административных вопросов, обеспечить граждан и чиновников стран-участниц надлежащими исследовательскими средствами.
3. Осуществить обмен информацией по проблемам, представляющим общий интерес или являющими предметом общего внимания в сферах экономики, культуры, образования и науки.
4. Осуществлять сотрудничество в ускорении изучения Юго-Восточной Азии.
После того, как был достигнут успех в деле создания первой организации регионального сотрудничества, руководители Ассоциации Юго-Восточной Азии наметили много проектов для того, чтобы и дальше развивать общую идею о сотрудничестве, а именно: заключение договора о торговле и морских грузоперевозках между странами-членами этой организации; подписание соглашения по расчетам; создание Банка развития Юго-Восточной Азии; введение образовательных программ по Юго-Восточной Азии и планы высших учебных заведений и образовательных организаций во всех странах-членах АСА; создание в странах-участницах дипломатических миссий, желательно на уровне послов; учреждение премий для поощрения выдающихся деятелей за достижения в деле развития культуры, экономики, социальной системы, технологий, образования и науки в Юго-Восточной Азии; организация спортивных и культурных фестивалей в Юго-Восточной Азии и т.д.
В 1967 г. движущей силой, заставившей руководителей стран Юго-Восточной Азии усилить деятельность по созданию такой организации, стали происходившие в регионе события и перемены. В этот период захватническая война, развязанная США против стремившегося к независимости и единству народа Вьетнама, вступила в новый этап. Начиная с 1964 года военные силы США устремились в Южный Вьетнам. СУПА также стали наращивать эскалацию войны на .Севере Вьетнама. Однако
стр. 126
уже спустя два года после максимального развертывания военных действий во Вьетнаме американский народ осознал, что продолжение этой военной авантюры не только лишает США надежды на окончательную победу, но и неотвратимо ведет к тому, что их страна все больше и глубже погружается в военную трясину на этом фронте. Более того, движение за выход своих стран из орбиты Америки во все больших масштабах развертывалось в Таиланде и на Филиппинах, бывших в то время двумя важными союзниками США в этом регионе. Обстановка на Малаккском полуострове также развивалась в неблагоприятном направлении для прозападных сил в регионе. В июле 1966 г. правительство Великобритании информировало о намерении в начале 1970-х годов поэтапно ликвидировать все свои военные обязательства в районе к востоку от Суэцкого канала.
Изменения в плане стратегии в Юго-Восточной Азии в середине 1960-х годов вызвали беспокойство у руководителей некоторых стран региона. Сам факт, что Великобритания заявила об уходе с Малаккского полуострова, как и возможность ухода США из этого региона в то время, когда революционные силы в Юго-Восточной Азии набирали все большую силу и росло влияние социализма в регионе, заставили глав правительств этих стран задуматься о поисках другого выбора для того, чтобы обеспечить государственную безопасность и избежать вовлечения региона в сферу влияния иностранных сверхдержав. По мнению индонезийского правительства, новый выбор мог состоять только в усилении сотрудничества между странами региона в невоенных сферах.
Мысль о создании новой организации регионального сотрудничества зародилась у руководства индонезийской дипломатии. Для дальнейшего развития идеи по созданию новой организации регионального сотрудничества Индонезия контактировала с некоторыми странами региона, за исключением тех стран, на территории которых шли военные действия. Инициатива нашла активную поддержку со стороны Таиланда, Филиппин и Малайзии. Эти некоммунистические страны Юго-Восточной Азии сотрудничали друг с другом, прилагая усилия для создания новой организации регионального сотрудничества. Получив мандат на действия от Филиппин, Малайзии и Индонезии, Таиланд приступил к подготовке юридических документов для новой организации.
В процессе подготовки создания АСЕАН пришлось преодолеть немало трудностей. В течение длительного времени Малайзия упорно придерживалась того мнения, что новая организация регионального сотрудничества станет расширенным вариантом АСА. Индонезия, напротив, выдвигала курс на создание АСЕАН на основе расширения конфедерации
стр. 127
МАФИЛИНДО 1 . А Филиппины предложили соединить вместе АСА и МАФИЛИНДО. Эти противоречащие друг другу мнения не могли быть приняты ни одной из сторон.
29 июля 1967 г. в газете "Антара ревью", выходящей в Джакарте, была опубликована статья, в которой отмечалось следующее: "Исходным пунктом регионального сотрудничества являются общие интересы, обусловленные сходством этапов экономического развития, близостью в этническом и культурном плане. Вследствие этого сотрудничество должно ограничиться рамками общих интересов в экономике, образовании, технологиях и культуре. Оно не должно включать в себя сферы политики, безопасности, военных вопросов, поскольку налицо действительные различия в политическом плане между странами-членами". Позиция Филиппин относительно целей и задач АСЕАН получила отражение в Директиве президента страны, переданной министру иностранных дел перед его поездкой в Бангкок для участия в Учредительной конференции АСЕАН: "Наша позиция состоит в том, что новая региональная организация не должна быть военного характера или быть антикоммунистическим союзом. В этих целях можно провести открытый обмен мнениями по вопросам безопасности, но каждое государство должно быть свободным в определении того, что оно может сделать для того, чтобы наилучшим образом сохранить свои либеральные институты".
8 августа 1967 г. было объявлено о создании Ассоциации государств Юго- Восточной Азии. В Бангкокской декларации 1967 года основатели этой организации регионального сотрудничества так определили ее главные цели и задачи:
1. Ускорять экономический рост, социальный прогресс и развитие культуры в регионе и через общие усилия на основе духа равноправия и сотрудничества для того, чтобы укреплять основу для содружества мирных и процветающих государств Юго-Восточной Азии.
2. Укреплять мир и стабильность в регионе путем соблюдения справедливости и законности в отношениях между государствами в регионе, соблюдая принципы Устава ООН.
1 Как уже отмечалось выше, созданию АСЕАН предшествовало создание в 1961 г. Ассоциации Юго-Восточной Азии (АСА), в которую вошли Таиланд, Малайя и Филиппины. А в 1963 г. была создана конфедерация МАФИЛИНДО, в которую вошли Малайя, Филиппины и Индонезия. Деятельность обеих этих организаций оказалась малоэффективной и они быстро распались из-за противоречий между входящими в них странами. - Примечание переводчика
стр. 128
3. Усиливать и развивать активное сотрудничество и взаимную помощь в вопросах, представляющих взаимный интерес в экономической, социальной, культурной, научной, технической, административной областях и т.д.
4. Помогать друг другу в различных формах подготовки кадров, обеспечения средствами для исследований в области образования, а также в профессиональной, технической и административной сферах.
5. Осуществлять более эффективное сотрудничество для успешного использования сельского хозяйства и промышленных отраслей друг друга, расширять торговлю, включая международную торговлю товарами, улучшать средства транспорта, коммуникаций и связи, повышать жизненный уровень населения.
6. Развивать деятельность, связанную с исследованиями Юго-Восточной Азии.
7. Поддерживать тесное взаимовыгодное сотрудничество с международными и региональными организациями, имеющими аналогичные установки, курс и цели, искать способы для достижения более тесного сотрудничества между этими организациями".
Рождение АСЕАН ознаменовало взросление в политическом отношении молодых независимых государств Юго-Восточной Азии. Провозгласив лозунг о том, что "государства Юго-Восточной Азии несут главную ответственность в деле укрепления экономической и социальной стабильности в регионе и обеспечивают развитие стран по пути мира и прогресса", страны-члены АСЕАН тем самым продемонстрировали свою решимость в деле принятия на себя ответственности за будущее развитие как каждой страны в отдельности, так и всего региона и целом.
Рождение АСЕАН также стало победой духа согласия и примирения между странами региона. Говоря о значении создания АСЕАН, министр иностранных дел Таиланда Танат Коман подчеркнул: "Впервые страны Юго-Восточной Азии пришли к фундаментальной позиции по преодолению плохой привычки - двигаться вперед порознь, идти по разным направлениям, а иногда даже вступая в противостояние друг другу, что вынуждало их поворачиваться спинами друг к другу". Министр иностранных дел Индонезии Адам Малик, который много сделал для создания АСЕАН, отмечал: "Уже достигнуто региональное единство, несмотря на различия, порожденные национальными интересами". Создание АСЕАН заложило основу для регионального сотрудничества в Юго-Восточной Азии.
стр. 129
Особенности регионального сотрудничества стран АСЕАН
С рождением АСЕАН региональное сотрудничество в Юго-Восточной Азии институционализировалось и обрело конкретные формы. Но это не формы некоего сообщества, несмотря на то, что идея о создании сообщества Юго- Восточной Азии также выдвигалась некоторыми руководителями Таиланда уже в начале 1960-х годов. По нашему мнению, АСЕАН и была создана в форме ассоциации именно в силу особенностей культурного и исторического развития государств этого региона.
В отличие от Западной Европы государства Юго-Восточной Азии никогда не были едины в религиозном плане. Несмотря на то, что они испытывали воздействие со стороны двух крупных культур Азии - индийской и китайской, однако степень этого воздействия различна, что позволяет легко разграничить в плане культуры индуинизированную Юго-Восточную Азию и Юго-Восточную Азию, лежащую в сфере влияния китайской культуры.
Из-за слаборазвитых коммуникаций и в силу натурального характера экономик стран региона, у народов Юго-Восточной Азии было мало возможностей для взаимных контактов.
Культурно-исторические особенности стали благоприятными предпосылками для развития национализма в Юго-Восточной Азии. Сердцевину, основу национализма в этом регионе составляют патриотизм, искренняя любовь к своей родине, осознание суверенитета и гордости за традиционные культурные ценности. Однако в силу особенностей формирования и развития закрытых обществ национализм в странах Юго-Восточной Азии имеет и негативные черты. В ряде случаев понимание независимости и суверенитета было утрированным, что и приводило к радикальным проявлениям ксенофобии (неприятию всего иностранного).
В силу таких исторических, культурных и религиозных особенностей сотрудничество региона Юго-Восточной Азии смогло институционализироваться только в форме ассоциации.
В отличие от принципов Европейского Союза, предусматривающих принятие решений на основе единства мнений большинства, в АСЕАН в качестве принципа принятия решений утвердился принцип мущаварах - единогласие 1 . Этот принцип был выдвинут президентом Индонезии Сухарто еще в 1960-е годы и был принят руководителями АСЕАН в качестве принципа принятия главных решений Ассоциации. Мущаварах своими корнями восходит к старинным традициям деревенской общины малай-
1 В переводе с индонезийского языка мущаварах означает консультации, обсуждение. - Примечание переводчика.
стр. 130
ского мира (включающего в себя Индонезию, Малайзию, Филиппины и Бруней). На уровне деревенской общины этот принцип означает, что "руководитель не должен быть диктатором или же навязывать свое мнение; лучше деликатно намекнуть о том пути, по которому сообщество должно идти; при этом нужно всегда уважать мнение всех других людей, всесторонне изучить эти мнения, считаться с позициями и чувствами этих людей, прежде чем принять универсальное решение".
Принцип принятия решений, основанный на согласии всех стран-членов Ассоциации, соответствует Юго-Восточной Азии - региону, который состоит из многих государств с разными по масштабу территориями и разной численностью населения, которые совсем недавно преодолели период конфликтных ситуаций. Этот принцип обеспечивает малым странам равные права с большими государствами при решении общих проблем всей Ассоциации. Этот принцип дает гарантии таким малым странам, как Бруней, Сингапур, что в процессе участия в организации регионального сотрудничества со странами, территории и население которых в сотни раз превышают их собственные, они не будут испытывать никаких притеснений и не будут отодвинуты от этого процесса. Таким образом, региональное сотрудничество в Юго-Восточной Азии создало поле равноправия для всех государств, всех наций независимо от различий по территориальному признаку, по религиозному и этническому составу, по культурным традициям.
Однако принцип единогласия имеет и свою оборотную сторону. Достижение единогласия между государствами, сильно отличающимися друг от друга в культурном отношении и по уровню экономического развития, требует длительного переговорного, консультативного процесса. В ряде случаев страны-члены Ассоциации так и не смогли прийти к окончательному единому мнению. Потому что "принцип единогласия означает, что каждое государство - член Ассоциации имеет право вето на любое решение АСЕАН. Таким образом, переговорный стиль АСЕАН означает, что у Ассоциации могут возникнуть трудности при принятии какого-либо решения или же какого-нибудь совместного крупномасштабного проекта. Если политическая установка или особый проект не могут быть одобрены какой-либо одной страной-членом АСЕАН, то никакое решение не может быть принято. И проблема откладывается до проведения следующей встречи. Отсрочка, перенесение принятия решений с одного года на следующий - это довольно распространенная практика в АСЕАН".
Для того, чтобы хотя бы в какой-то степени преодолеть негативные стороны принципа единогласия и усилить развитие регионального со-
стр. 131
трудничества, в Рамочное соглашение об укреплении экономического сотрудничества, принятое на 4-м Саммите АСЕАН, состоявшемся в феврале 1992 г. в Сингапуре, АСЕАН ввела в действие принцип 6-х. Этот принцип позволяет двум или нескольким странам-членам Ассоциации осуществлять проекты регионального сотрудничества, а странам, которые еще не готовы к участию в этих проектах, предоставляет возможность "временного отступления", позволяет продлить время осуществления проекта - в иные сроки по сравнению с другими странами. Этот принцип создал условия для того, чтобы страны-члены АСЕАН смогли установить отношения друг с другом в форме трехстороннего-четырехстороннего сотрудничества. Итак, региональное сотрудничество АСЕАН не исключает субрегионального сотрудничества, а создает условия для его развития. Возможно, это и есть одна из специфических черт регионального сотрудничества в Юго-Восточной Азии.
Существенное различие между АСЕАН и Евросоюзом состоит в организационной структуре этих двух организаций регионального сотрудничества.
Евросоюз организован в форме союза европейских стран с отдельными законодательными, исполнительными и юридическими органами (органами правосудия).
Законодательный орган Евросоюза - это прежде всего Европейский парламент, избираемый путем прямых всеобщих выборов сроком на 5 лет. АСЕАН не имеет аналогичного органа. Вторым крупным органом, причастным к выработке политики Евросоюза, является Европейский совет. В него входят главы государств или правительств стран-членов.
Высшим органом АСЕАН, определяющим ее политику, является Встреча в верхах (саммит). В течение первых 25 лет существования АСЕАН не была установлена периодичность встреч высших руководителей стран-членов Ассоциации. Встречи в верхах собираются только тогда, когда в этом есть реальная необходимость. В силу этого обстоятельства должно было пройти девять лет после образования АСЕАН, прежде чем в 1976 г. была созвана первая Встреча в верхах. Если промежуток времени между первой и второй (1977) Встречами в верхах составил только один год, то уже третья Встреча в верхах состоялась только через 10 лет - в 1987 году. И только после четвертой Встречи в верхах, состоявшейся в 1992 году, была регламентирована периодичность их созыва. И с этого времени саммиты АСЕАН стали созываться каждые 3 года по принципу очередности - в соответствии с алфавитным названием стран. Кроме того, в течение трех лет между саммитами руководители госу-
стр. 132
дарств и правительств АСЕАН могут проводить свои встречи в неофициальном порядке для обсуждения важных политических вопросов и принятия решений по крупным проблемам.
Также не совсем совпадают функции Совета министров Евросоюза, включающего в себя министров иностранных дел стран-членов ЕС для ведения текущих дел своей организации, и функции Конференций министров АСЕАН (АММ) - ежегодно проводимых конференций министров иностранных дел стран-участниц АСЕАН. После Встречи в верхах это второй по важности орган АСЕАН, который намечает и планирует политику Ассоциации.
Для того, чтобы планировать реализацию решений Встреч в верхах и Конференций министров иностранных дел, АСЕАН имеет целый ряд различных организаций, таких, как Конференции министров экономики, Конференции отраслевых министров, межотраслевые конференции, конференции высших чиновников, комитеты, Секретариат АСЕАН (международные и национальные).
АСЕАН также не имеет суда, каковой (Европейский суд) имеется в организационной структуре Евросоюза.
Как было показано выше, Евросоюз и АСЕАН отличны друг от друга, и их деятельность определяется разными целями регионального сотрудничества. В Западной Европе региональное сотрудничество ориентировано на создание европейского государства, включающего в себя национальные этнические государства. С точки зрения экономики региональное сотрудничество по западноевропейскому типу привело к рождению экономического союза, в котором страны-члены используют общую валюту евро. С точки зрения политики, Европейский Союз реально присутствует в мировом сообществе в качестве единого целого, с общей внешней политикой, с общей политикой безопасности. Таким образом, региональное сотрудничество в Западной Европе - это полная и всесторонняя интеграция.
Региональное сотрудничество в Юго-Восточной Азии не развивается по рассмотренному выше пути. В Учредительной декларации сторонники регионального сотрудничества в этом регионе выдвигали только курс на ускорение сотрудничества в экономической, социальной, культурной, научной и технической сферах между государствами-членами Ассоциации.
Ныне государства-члены этой Ассоциации оказались крепко связанными друг с другом экономическими и политическими интересами, которые они разделяют. Взаимная зависимость друг от друга стала особенностью руководства отношениями между этими странами. В начале XXI
стр. 133
века АСЕАН по-прежнему оставалась Ассоциацией независимых и суверенных государств, она не достигла уровня союза, как это произошло в Западной Европе. И в концепции "Видение АСЕАН - 2020" руководители этой Ассоциации также наметили только перспективу развития "гармоничной группы народов Юго-Восточной Азии, открытых, живущих в мире, стабильности и процветании, связанных между собой отношениями динамично развивающегося сотрудничества, составляющих сообщество социумов, живущих по принципам взаимовыручки и взаимопомощи.
Полная же интеграция по типу Евросоюза потребовала бы от государств-членов АСЕАН быть готовыми пожертвовать частью своего национального суверенитета, принять региональную власть, которая включала бы в себя национальную власть. Страны Юго-Восточной Азии не готовы к этому. Как раз накануне образования АСЕАН тогдашний президент Филиппин Д. Макапагал заявил о таком своем понимании регионального сотрудничества: "Сотрудничество необходимо для решения общих проблем, но суверенитет должен сохраняться". Таким образом, региональное сотрудничество в Юго- Восточной Азии имеет своей целью стимулировать отношения сотрудничества между странами в регионе, но при этом они не жертвуют своим национальным суверенитетом. Возможно, это и есть главная, самая фундаментальная особенность регионального сотрудничества в этом регионе.
Еще одна важная отличительная черта регионального сотрудничества в Юго- Восточной Азии состоит в том, что в него вовлекаются все государства, все народы региона, независимо от политического строя и идеологических взглядов. Это участие осуществляется постепенно и по нарастающей траектории.
Этапы развития участия в региональном сотрудничестве стран Юго-Восточной Азии можно представить следующим образом: АСА (1961) -> МАФИЛИНДО(1963) -> АСЕАН-5 (1967) и АСЕАН-6 (1984) -> АСЕАН-7 (1995); - > АСЕАН-9 (1997); -> АСЕАН-10 (1999). Каждый шаг вперед в этом процессе был не просто увеличением числа членов, но также и вехой, ознаменовавшей уровень развития регионального сотрудничества стран этого региона.
Путь от АСЕАН-6 к АСЕАН-7 стал поворотным моментом в истории развития регионального сотрудничества в Юго-Восточной Азии. Вступление Вьетнама в АСЕАН положило начало участию стран региона в региональном сотрудничестве при различии их политического строя и идеологических воззрений.
стр. 134
Региональное сотрудничество АСЕАН призвано помочь ее членам эффективно реагировать на те испытания, с которыми они столкнулись в период, последовавший после "холодной войны".
В настоящее время процесс глобализации развернулся мощно и в невиданных до сих пор масштабах. Глобализация не только принесла АСЕАН благоприятные возможности для развития, но и непредвиденные опасности. Глобализация в экономике означает, что потоки капиталов, инвестиций, технологий и торговли могут циркулировать, свободно преодолевая государственные границы. В соответствии с таким пониманием глобализация является определенным фактором дальнейшего развития. Она может принести развивающимся странам внешние источники сил, дополняющие их внутренние источники, при этом это возможно в очень короткий промежуток времени. Но возникают и угрозы развитию. Недавний валютно-финансовый кризис в нашем регионе показал это.
Тенденция регионализма - как реакция на негативные воздействия глобализации
Региональная интеграция промышленно развитых стран проходила одновременно с установлением таможенных барьеров и бесчисленного количества нетаможенных преград для того, чтобы ограничить товарное проникновение из развивающихся стран (в том числе и товаров из стран АСЕАН) в этот экономический блок. В ответ на это АСЕАН решила перевести экономическое сотрудничество в новую плоскость, углубляя региональную экономическую интеграцию. Начало этому процессу должно положить создание в течение 15 лет Зоны свободной торговли АСЕАН (AFTА), затем этот срок был сокращен до 10 лет.
Характер регионального сотрудничества АСЕАН изменялся и на экономическом, и на политическом уровнях. Существует закрытое и открытое региональное сотрудничество, существенно различающиеся между собой в экономическом плане:
Во-первых, в ходе регионального сотрудничества, имеющего закрытый характер, проводится курс на интеграцию путем институционализации (поощрения создания организаций, совместных общественных объединений под эгидой АСЕАН), который стимулируется политическими методами, тогда как при открытом сотрудничестве проводится курс на рыночную интеграцию, которая стимулируется рынком.
Во-вторых, региональное закрытое сотрудничество осуществляется между экономиками с близкими друг другу уровнями развития, тогда как
стр. 135
открытое региональное сотрудничество осуществляется между экономиками с различными уровнями развития.
В-третьих, закрытое региональное сотрудничество ориентируется вовнутрь и на раздел внутреннего рынка, а открытое региональное сотрудничество ориентируется вовне и вносит вклад в привлечение внешних источников сил.
В политическом плане:
Закрытое региональное сотрудничество проводит курс на противостояние враждебным странам и стимулирует сотрудничество между государствами- единомышленниками, тогда как открытое региональное сотрудничество придерживается курса на широкое сотрудничество, чтобы реагировать на колебания в стратегической среде в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поощряя меры, направленные на создание доверия.
Качественный переход в содержании регионального сотрудничества в Юго- Восточной Азии в настоящее время представляет собой результат процесса непрерывного обновления регионального и более широкого международного сознания руководителей региона. Благодаря этому обновлению Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, как показали прошедшие годы, имеет крупные достижения и в политике, и в экономике. Открытое региональное сотрудничество станет еще одной важной гарантией, благодаря которой Юго- Восточной Азия будет продолжать привлекать внешние источники сил для развития каждой страны, всего региона.
Региональное сотрудничество АСЕАН с его характерными особенностями, как это было показано выше, и составляет те благоприятные обстоятельства, которые необходимы для развития всех стран АСЕАН, включая и ее новых членов. Участвуя в региональном сотрудничестве, Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма получают шанс разделить источники сил развития (капиталы, фонды, рынки, технологии, техника, менеджмент) с другими странами-членами Ассоциации, имеющими более высокий уровень развития. Тем не менее следует заметить, что региональное сотрудничество АСЕАН, несомненно, поставит ее новых членов перед немалыми испытаниями. Возможно, одним из таких испытаний станет раздел еще не столь изобильных источников сил, капиталов этих стран со странами-основательницами Ассоциации.
Расширение регионального сотрудничества и его обогащение является условием развития Юго-Восточной Азии в предстоящие годы. Возможность стран АСЕАН реализовать свою концепцию "Видение 2020 года" будет во многом зависеть от устойчивого развития регионального сотрудничества членов Ассоциации.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |