Libmonster ID: UZ-1167

24-25 ноября 2008 г. в Институте востоковедения РАН состоялись очередные Рериховские чтения. В своем вступительном слове зам. директора ИВ РАН В. М. Алпатов поздравил присутствующих с открытием чтений - одной из самых постоянных конференций ИВ РАН, регулярно проводящейся с 1960 г. Он отметил широту тематики представленных на чтениях докладов, охватывающих практически все области гуманитарного знания - философию, филологию, историю, этнографию.

С докладом "Мандалы "Ваджравали" в коллекции Одесского музея" выступила Е. Д. Огнева (Луцк, Украина). Она рассказала о тринадцати мандалах, хранящихся в собрании сакральной живописи музея. Размещенные на их обратной стороне надписи свидетельствуют о том, что они созданы на основе трактата "Дортренг" (тиб. rdor-phreng), или "Ваджравали" (санскр. vajravali). Детально мандалы и их составные описаны в "Нишпаннайогавали" (санскр. nishpannayogavali). Автором обоих произведений является Абхаякарагупта (XI-XII вв.). Существует также и сокращенный вариант в редакции Авгана Лобсан-чойдана (1642-1714), чжанчжа хутухты 1-го главы Пекинского буддийского центра при Цинском дворе. Вопрос о том, какой текст послужил основой для создания мандал, требует дополнительного исследования. Пока удалось лишь установить, что нумерация, указанная на мандалах, не соответствует тексту последней редакции.

Д. Н. Лелюхин (ИВ РАН) в докладе "Гоштхи (гутхи) в надписях Личчхавов" проанализировал наиболее раннюю информацию о местных советах - гоштхи в Непале, которая содержится в дарственных грамотах Личчхавов, правителей царства в долине Катманду. Хотя упоминаний гоштхи в них, считает он, сохранилось сравнительно немного, можно с достаточной долей уверенности судить о некоторых функциях этих организаций. Несомненным является то, что важнейшей задачей гоштхи была поддержка местных святилищ и храмов, управление их хозяйством. Причем вполне понятным выглядит разделение функций между разными гоштхи, особенно в рамках крупного сельского объединения. Упоминаются в надписях и чисто храмовые гоштхи, и советы-гоштхи, призванные обеспечить отдельные потребности храма и храмовой службы, иные общественные службы. Их названия позволяют судить о деятельности, которой они занимались. Это - снабжение храмов лампами и маслом, различные обязанности по устройству празднеств и процессий, поддержка пилигримов, обеспечение храмов и населения водой, присмотр за водоемами и каналами и т. д. Исследование этого материала требует особого внимания, так как институт гоштхи (соврем, гутхи) сохранился в Непале вплоть до настоящего времени: местные организации, советы, сформированные по родовому или кастовому признаку, выполняют важную общественную функцию, преимущественно религиозного и благотворительного характера.

Институту гоштхи (гутхи) в современном Непале был посвящен также доклад К. П. Шрестхи (ИВ РАН) "Институт гутхи в древнем и средневековом Непале". Он рассказал об этимологии слова гутхи, происходящего от санскритского гоштхи, что первоначально могло означать "хлев для содержания коров". Позднее этим словом в Непале стали обозначать "собрание", или "группу людей, объединенную с одной целью". Именно в этом значении слово гутхи употреблялось в древний период непальской истории, т. е. во времена правления династии Личчхавов. К. П. Шрестха отметил, что словом гутхи назывался и земельный участок, который выделялся для того, чтобы доход с него шел на религиозные или благотворительные цели. Большой интерес присутствующих вызвал рассказ докладчика о деятельности современных гутхи в Непале, в

стр. 132
основном в среде неваров долины Катманду. Ныне в стране насчитывается 2082 гутхи в 68 дистриктах. Однако в последнее время земельные участки, принадлежащие гутхи, становятся частными владениями; религиозные сооружения без должного внимания разрушаются. Охрана таких храмов наряду с другими старинными архитектурными памятниками возложена на государственную организацию Гутхи-санстхан.

В докладе "Трава дарбха и просветление Будды (у истоков буддийской агиографии)" В. В. Вертоградова (ИВ РАН) рассмотрела ряд ранних антропоморфных изображений Будды сидящего (Будда из Матхуры, Будда из Сикри и др.) в сопоставлении с вербальными текстами буддийской агиографии. Ей удалось наметить новый подход в трактовке изображений, неизвестный в многочисленных искусствоведческих и религиоведческих исследованиях. На основе выявления и интерпретации изобразительных мотивов (трава дарбха, рисовая каша) в структуре скульптурных изображений и в структуре агиографических текстов она пришла к выводу о значимости и первичности композиции "Будда на дарбхе" (устанавливается впервые) в связи с представлением самбодхи Будды - при тождестве дарбхи и бодхи-манды. При этом для вербальных текстов исследуется принципиальное различие представления этих мотивов в нарративной традиции авадан и в текстах вамша.

Н. В. Александрова (ИВ РАН) в докладе "Тема времени в главах "Варанаси" и "Магадха" у Сюань-цзана" отметила, что обе главы занимают центральное место в этом сочинении: они связаны с главной целью его паломничества - местом просветления Будды и местом первой нирваны. Оба события являются узловыми моментами течения "буддийского времени" и, в зависимости от расположения той или иной страны по отношению к местам, где они произошли, "отношения текста со временем" приобретают разный характер. Прошлое в периферийных странах интересует автора лишь в той мере, в какой оно соотносится с главными событиями жизни Будды, которые происходили в Варанаси и Магадхе. Соответствующим образом выбираются сюжеты, из которых складывается текст. В описаниях центральных "буддийских стран" основное место занимают рассказы о жизни Будды. В главе о Варанаси описывается обращение первых пяти последователей. Здесь тема времени становится актуальной, так как событие первого обращения, называемое "поворотом Учения", понимается как "начало времени Учения". Движение "времени Учения" от начала к постепенному "затуханию", упадку при приближении к "концу Учения" передается в преданиях, посвященных вещным атрибутам Будды или местам его пребывания.

Е. Г. Вырщиков (ИВ РАН) в докладе "Альтернативные социальные классификации в Палийском каноне" исследовал социальные классификации в палийском каноне, не совпадающие с традиционной брахманической классификацией на варны (брахманов, кшатриев, вайшьей, шудр). Среди них особое место занимает зафиксированное в "Дигханикаи" деление общества на четыре паккхи (санскр. пакши) - кшатриев, брахманов, советников и гахапати (санскр. грихапати). Однако при распределении их в социальном пространстве кшатрии и гахапати занимают ритуально чистые места, нечистые же достаются брахманам и советникам. Вопрос о происхождении такой классификации нуждается в отдельном исследовании. Докладчику удалось установить, что термин паккха является изначально военно-кшатрийским, перенесенным в социальную сферу позднее. Это хорошо соотносится с новейшими исследованиями, показывающими военно-кшатрийское происхождение некоторых культов (в частности, культа реликвий) в раннем буддизме.

В. М. Яковлев (Москва) в докладе "Двойная мандала в тибетском трактате "Вайдурья Карпо"" проанализировал мандалу, описанную в двенадцатой главе этого сочинения, датируемого 1687 г. Автором трактата является регент V и VI далай-лам Дэси Сангье Джамцхо (1653-1705). Хотя мандала в источнике называется "сто- и восьмидесятиодностопной", в тексте приводится таблица лишь восьмидесятиодностопной мандалы, которую досконально изучил докладчик. Он пришел к выводу, что представленная мандала иллюстрирует методы исчисления индийской астрологии (о чем говорят буквы и названия лунных и солнечных созвездий). Несмотря на это, вся система остается связанной и с китайской "палеоматематикой" и, очевидно, "палеоастрономией". Стоклеточная же мандала осталась за текстом источника. В докладе были высказаны предположения, как с помощью геометрических и математических способов можно было образовать стоклеточную таблицу на основе восьмидесятиодноклеточной.

Е. В. Тюлина (ИВ РАН) в докладе "Строительный ритуал и его роль в тексте (по материалам пуран)" отметила, что в "Агни-", "Матсья-" и "Гаруда-пуранах" (IV - IX вв.) в основе строитель-

стр. 133
ного ритуала лежит так называемая васту-мандала. Эта мандала (диаграмма) создавалась не как план здания, а как главная площадка для васту-пуджи - системы подношений богам, божествам и духам местности. Для подношений использовались и трава, и деревья, а также злаки, фрукты и овощи. Жертвовалось мясо животных, мясо птицы, рыбы и черепахи (видимо, изображение). То есть подношения подбирались таким образом, чтобы был представлен весь мир флоры и фауны. Подношения состояли из воплощающих все стихии веществ: жидких, твердых, газообразных (запахи благовоний). Пища же, используемая в обряде, состояла из сырых, вареных, жареных, печеных продуктов и представляла собой мир полноты вкусов (горького, острого, сладкого и т. д.). Объекты подношений должны были быть разных цветов (варн). Таким образом, во время этого обряда создавался целый мир, состоящий из всех стихий, варн, со всеми обитателями и растительностью. Одновременно эта вселенная соотносилась и с телом человека (фигура Пуруши-Первочеловека вписывалась в мандалу). Тексты, описывающие мандалу и обряд, важны для понимания мировоззрения пуран: они показывают, как понималось устройство мироздания и его творенье.

В докладе ""Очищение от терниев" в "Артхашастре" Каутильи и дхармашастрах" А. М. Самозванцев (ИВ РАН) рассмотрел происхождение термина kantakasodhana - "очищение от шипов, терниев". В текстах, в том числе таких поздних, как "Брахмоктаяджнавалкья-самхита", описывается, как земляная площадка жертвенника очищается от шипов, терниев - всего того, что мешает ей быть готовой для совершения жертвенного ритуала. В "Артхашастре", памятнике раннего средневековья, деятельность царя уподобляется жертвоприношению, соответственно все пространство страны уподобляется земляному жертвеннику, в пределах которого царь занимается очищением от "шипов", "терниев". Однако в политической теории "Артхашастры" так называют вредных, опасных для власти царя высших служащих и приближенных. В "Артхашастре" описан также целый штат "ведомств" и "служб", связанных с очищением государства от "терниев" и имеющих свои наименования. Таким образом, и представление об "очищении от шипов, терниев", и описание соответствующих служб связано с особенностями информационной системы "Артхашастры": она осваивала и описывала материал, используя схемы и терминологию ритуала.

Н. А. Корнеева (ИСАА МГУ) в докладе "Ордалия водой: тексты и реальная практика" рассказала об ордалии водой (udaka, nimjala), которая, наряду с ордалией огнем, является одной из самых древних. В докладе были использованы сведения из различных источников, в том числе - первое описание ордалии водой, которое встречается в "Джайминия-брахмане" и свидетельства очевидцев в Средние века и Новое время. Привлекались также и описания ордалии водой у других народов. Однако было отмечено, что все эти описания существенно отличаются от тех, что мы находим в дхармашастрах, наиболее значимых источниках по этой теме в Индии. Сведения об ордалиях водой и их упоминания содержатся в "Яджнавалкья-смрити", "Нарада-", Брихаспати-", "Вишну-смрити", "Шанкха-Ликхита", "Катьяяна". Самые полные сведения дает нам "Питамаха", текст которой не сохранился и был восстановлен Н. А. Корнеевой на основе других текстов и комментариев. Сделав реконструкцию обряда по материалам дхармашастр, она показала, что ордалия водой имеет много общих черт с обрядами жертвоприношений. Это позволило ей сделать вывод, что в отличие от преобладающей реальной практики составители дхармашастр зафиксировали ту ее разновидность, которая по своей структуре больше всего тяготела к структуре ритуала жертвоприношений.

В докладе Ю. М. Алихановой (ИСАА) "Что стоит за стилями у Дандина" была предложена попытка идентификации двух стилей, описанных в "Зерцале поэзии" Дандина (VII-VIII вв.). Названия связывают эти стили с разными областями Индии: один представлен как стиль поэтов Видарбхи, другой - как стиль поэтов Гауды. Однако географическая привязка явно условна. Характеристики же, которые получают стили, указывают на то, что видарбхский стиль понимается как стиль классический и ассоциируется с творчеством древних поэтов (прежде всего Калидасы). А гаудским именуется усложненный, склонный к эксцессам стиль Средневековья, т. е. поэзии, современной Дандину. Деление стилей по этому принципу сохраняется и в более поздней литературной теории, в частности у Кунтаки (X в.), который, отступая от традиции географических классификаций, определяет классический стиль как "изящный", а стиль современный - как "блестящий" или "парадоксальный".

А. М. Лубянский (ИСАА МГУ) в докладе "О некоторых принципах тамильской поэтики по антологии "Наттриней"" проанализировал нескольких текстов, представляющих любовную ли-

стр. 134
рику древних тамилов. Докладчик показал, что в рамках поэтической системы пяти тем - тиней авторы настойчиво развивают принцип соответствия определенного природного окружения выбранной ситуации (происхождение которого, по мысли докладчика, может быть связано с древним ритуалом гадания). Образы природы оказываются способными символически выражать не только суть любовных ситуаций, но и свойства главных героев. Благодаря этому поэтическая ткань насыщается скрытыми сравнениями, ассоциациями, поэтическими намеками. Последние нередко вплотную сближаются с известным в санскритской поэтике приемом дхвани.

Доклад Е. А. Анохиной (ИСАА МГУ) "К проблеме Тривандрумского цикла" был посвящен исследованию рукописного сборника из 13 пьес на санскрите, обнаруженного в библиотеке одного из храмов Южной Индии. Поскольку в их числе была пьеса, известная как произведение Бхасы, в научной литературе разгорелся спор об авторстве этого цикла. Включаясь в дискуссию, Е. А. Анохина поставила в докладе следующие вопросы: принадлежат ли эти пьесы одному автору или разным? Являются ли они оригинальными произведениями или переработками более ранних пьес? Когда и где они были созданы? Для того чтобы ответить на них, она рассмотрела пьесы в более широком контексте истории индийской литературы, сопоставляя их с разными образцами драматургии как древности, так и Средних веков. Причем был использован не только североиндийский, но и южноиндийский материал (чего до сих пор никто не пытался делать). В докладе был сделан вывод, что Тривандрумский цикл не может быть признан произведением не только Бхасы, но и вообще одного автора, так как включает слишком разные по характеру тексты. Собранные данные показали, что пьесы могли быть созданы в рамках локальной санскритской традиции на Юге не ранее VIII в.

В докладе "Текст персонажа в древней махакавье" А. Г. Гурия (ИСАА МГУ) показала, что текст персонажа в этой стилистической традиции приобретает по сравнению с эпосом новый статус - максимально выделенного участка текста, цельного полуавтономного произведения в составе поэмы. Введение текста персонажа есть способ уделить какому-то элементу повествования повышенное внимание; причина тому - его значимость: нарративная, ценностная или (только с появлением литературы) эстетическая. Текст персонажа, введенный в силу нарративной значимости элемента, единичен и встречается реже; он же, обусловленный ценностной значимостью элемента, возникает регулярно на одних и тех же смысловых узлах, важных для традиции, и оформляется в отдельные жанры. Так возникают внутренние жанры в махакавье: прием гостя, поручение, спор, гимн, плач, проповедь и описание в речи персонажа. Речь каждый раз является частью сцены. Диалог представлен не обменом реплик, а последовательностью монологов, связанных общностью темы и перекличками. Внутренние жанры обычно имеют прототипы в эпосе. Переработка прототипов происходит в согласии с желанием автора махакавьи создать образ идеального мира, а также в соответствии с принципиально новой поэтикой кавьи. Ашвагхоша создает образ идеального мира, чтобы его опровергнуть с позиций буддизма; Калидаса изображает положительный идеал - образ мира, в основе которого лежит гармония.

В докладе "Теистические установки в классической йоге и в "Шветашватара-упанишаде"" А. А. Мехакян (ЕГУ, Ереван) проанализировал два древнейших памятника "Йогадаршану" Патанджали и "Шветашватара-упанишаду" и постарался выявить сходства и различия в доктринах. Он отметил, что в "Шветашватаре" наставления по йоге подаются в несистематизированном виде, а у Патанджали представляют собой хорошо организованное руководство. Если теистические концепции "Шветашватары" строятся на ведантийском монизме, то йога опирается на дуалистическую онтологию Санкхьи. По некоторым признакам ее можно считать и плюралистической системой. Бог в "Шветашватаре" - Шива, но он определяется многими эпитетами и отождествляется со многими ведийскими богами, а также с ведантийским абсолютом, Брахманом. В йоге теизм знает только Ишвару, который считается самой высшей духовной реальностью, особым, чистым и вечно свободным Пурушей. Он благоволит только йогинам. Бог же "Шветашватары" поддерживает всех живых существ. Однако общей для обоих учений является мистическая, девоциональная установка - бхакти и доктрина о благодати (прасада).

С. Ч. Офертас (МГУ) в докладе "Три подхода к просветлению в "Тантралоке" Абхинавагупты" отметил, что это сочинение описывает пути к просветлению для всех людей в соответствии с их способностями. Они делятся на высокие, средние и низкие, и каждые из них, в свою очередь, также имеет по три уровня (всего девять). Есть еще высший путь анупая (буквально без подхода) для тех, кто способен понять сразу и освободиться в тот же самый момент. Ему посвящена самая краткая вторая глава (50 шлок). Для людей с высшими способностями, которые могут наблю-

стр. 135
дать свой ум как зеркало и тем самым выходить к чистому бытию, предназначен путь шамбхава-упая (третья глава, 294 шлоки). Для людей со средними способностями предлагается путь знания - шакта-упая. Очищая свои способности, человек понимает, что действительность - это только его проявление (четвертая глава, 278 шлок). Для людей с низшими способностями предлагается анава-упая, путь ану - насекомого. Таким людям необходимо сначала подготовить свое тело, чувства и сознание долгим подвижничеством, очистительными обрядами, прохождением различных посвящений, освоением множества приемов работы с телом, разумом и переживаниями (поэтому его изложение занимает пятую и оставшиеся 33 главы). Докладчик приходит к выводу, что исследуемое произведение, представляющее собою обозрение тантр, можно рассматривать как самостоятельную, полноценную тантру.

В докладе "К вопросу о самоназваниях школы махасангхиков-локоттаравадинов" Д. И. Жутаев (ИВ РАН) подробно разобрал три компонента полного наименования этой раннебуддийской школы: mahasanghika, lokottaravadin и madhyadesika. Он попытался выявить место данной школы внутри одного из двух основных направлений раннего буддизма, махасангхиков, и обозначить смысл и содержание "центрального догмата" школы, концепции локоттара ("надмирный", "трансцендентный"), описывающей будд, их учение и атрибуты. Наибольшие споры в научной литературе вызывает третий компонент названия школы. Можно с уверенностью сказать, что такая его форма (мадхьядешика, т. е. "относящийся к Срединной Индии, Мадхьядеше") есть результат народно-этимологического искажения термина на поздних этапах передачи. Более ранние источники дают формы, где сочетаются основы madhya "средний" и uddesa "рецитация", "чтение". В докладе отвергаются попытки исследователей истолковать термины madhyoddesika и тому подобное как характеристику языка канона данной школы (буддийский гибридный санскрит) и выдвигается крайне осторожная гипотеза, сближающая это самоназвание с такими терминами палийской традиции, как dighabhanaka и majjhimabhanaka, обозначавшими группы ученых монахов, группировавшихся вокруг рецитации определенного раздела корпуса сакральных текстов.

С. В. Кулланда (ИВ РАН) в докладе "Ираноязычные кочевники евразийских степей и их языки" отметил, что вопреки распространенному мнению при всей скудости данных о языках бесписьменных народов древности возможно разграничить их языки, точнее, определить их место в лингвистической классификации и на этой основе отвергнуть некоторые традиционные исторические выводы и выдвинуть новые гипотезы.

Доклад Ю. И. Дробышева (ИВ РАН) "Кыргызы в Центральной Азии (IX в.)" был посвящен так называемой эпохе великодержавия - одному из самых интересных и спорных периодов истории кыргызов, тюркоязычного народа, обитавшего в бассейне Верхнего Енисея. Нижняя граница ни у кого не вызывает сомнений - это 840 г., когда кыргызы сокрушили Уйгурский каганат. Верхней границей чаще всего считают 916 г. - дату провозглашения киданьской империи Ляо. Докладчик собрал исторические и археологические данные, заставляющие усомниться в справедливости не только этой даты, но и самого термина. По его мнению, кыргызы не планировали надолго закрепляться на территории бывшего Уйгурского каганата и лишь ограничились его разгромом. Эти обширные пространства были для кыргызов чуждыми и с географической, и с культурологической точек зрения. Они не придавали этим землям ни хозяйственного, ни сакрального значения и уступили ее другим народам, расселявшимся по монгольским степям после падения Уйгурского каганата. Есть веские основания думать, что так называемое великодержавие закончилось уже в 847 г. со смертью победоносного кагана Ажо.

Завершились чтения докладом А. Н. Хохлова (ИВ РАН) "Н. К. Рерих с семьей в Синцзяне в 1925-1926 гг.", в котором он рассказал о деятельности семьи Рерихов в этот период, используя документы отечественных и зарубежных архивов.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/РЕРИХОВСКИЕ-ЧТЕНИЯ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. В. ТЮЛИНА, РЕРИХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 14.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/РЕРИХОВСКИЕ-ЧТЕНИЯ (date of access: 14.09.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Е. В. ТЮЛИНА:

Е. В. ТЮЛИНА → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
Our opponents will claim some voluntarism and excessive “globalism”.. In an unreasonable "swing" for a lot! How much investment has been made, and whether a correct industrial world proportion in terms of costs and benefits is possible? The answer is simple. Calculate how much it will cost to clean the plastic of the World Ocean. Groundwater and groundwater in India, China, et cetera. How much is the restoration of the biosphere of the planet Earth!?
Catalog: Экономика 
"История картотеки Словаря русского языка XI - XVII вв."
42 days ago · From Ilmira Askarova
"И арф эоловых безмолвен грустный ряд..."
42 days ago · From Ilmira Askarova
На надоевшую тему о глаголах одеть и надеть
42 days ago · From Ilmira Askarova
"Увещевательная коммуникация" в СМИ
42 days ago · From Ilmira Askarova
Эмоции в народной волшебной сказке
42 days ago · From Ilmira Askarova
НЕ... - слитно или раздельно?
43 days ago · From Ilmira Askarova
ИМЕННИК РУССКИХ БЫЛИН
44 days ago · From Ilmira Askarova
О правописании гласных О и Е после шипящих. Запятая при однородных членах с союзами
45 days ago · From Ilmira Askarova
Kiriyak Andreevich Kondratovich (1703-1788)
45 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

РЕРИХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android