Libmonster ID: UZ-1200

В последние годы научный интерес к прошлому Москвы приобрел принципиально иные, чем раньше, масштабы и историко-культурное измерение из-за привлечения новых архивных источников и расширения в целом границ исследования данной проблемы. Это связано в том числе с изучением жизни мусульманских ("азиатских") народов, оказавших наряду с другими народами значительное влияние на формирование исторического облика Москвы. Восточно-азиатский характер столицы, бросавшийся в глаза многим исследователям московской старины, начиная с Н. М. Карамзина, сегодня благодаря современным открытиям получил значительное научное подкрепление, открыв путь для новых обобщений. "В сущности, Азия предчувствуется уже в Москве, - писал в 1926 г. известный русский мыслитель-публицист Г. П. Федотов. - Европеец, посетивший ее впервые, и русский, возвращающийся в нее из скитаний по Западу, остро пронзены азиатской душой Москвы" [Федотов, 1989, с. 209 - 217]. Теме азиатской Москвы посвящены десятки современных исследований историко-этнографического, этноконфессионального и культурологического характера, обобщающий обзор и анализ которых является целью данной статьи.

Многонациональная столица Российского государства представляет собой многослойное социальное образование, несущее отпечаток разных эпох и одновременно являющегося источником формирования духовных ценностей, где сосредоточено огромное историко-культурное наследие и хранится историческая память народов, издавна ее населявших и живущих поныне.

В условиях современной России, когда значение этнорелигиозного фактора имеет тенденцию неуклонного роста, ислам как важнейшая духовно-религиозная традиция играет заметную роль в культурных и общественно-политических процессах государства, являясь "неотъемлемой частью исторического наследия народов России" [Преамбула Федерального закона..., 1997, с. 1]. Архивные документы, представленные в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), Отделе рукописей Государственного исторического музея (ОР ГИМ), Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ), Московском государственном архиве Министерства иностранных дел (МГА МИД), а также в Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ), Центральном архиве научно-технической документации Москвы (ЦАНТД), служат важным подспорьем в разработке указанной проблемы.

Обращение к мусульманскому прошлому Москвы подчеркивает одну из главных ее особенностей как исторического города, способного отразить глубину и многообразие российской цивилизации. Москва издавна включала в себя различные культуры народов огромной страны, полиэтнический состав горожан определил и разнообразие конфессий, что в свою очередь отразилось на духовной жизни общества, облике города, включающем в себя множество социокультурных пластов, касающихся различных сторон его функционирования на каждом этапе исторического развития. Москва всегда была не только ареной важнейших исторических

стр. 175
событий, но и центром притяжения представителей многих народов, в том числе мусульманских. "Историческая прописка" этносов, этнически и духовно связанных с исламом, которых русская летописная традиция по разным источникам именовала "бесермены", "печенеги", "агаряне", "измаильтяне", "басурмане", "турченя" и т.п., началась, как показывают данные археологических раскопок, еще до образования Московского государства и тех населенных пунктов, которые со временем вошли в границы Москвы [Забелин, 1996, с. 33]. Использование московской микроистории способно повлиять на обобщения более "высокого", макроисторического характера, а также существенно дополнить либо прояснить отдельные эпизоды формирования российской государственности, что в целом подтверждает известное наблюдение выдающегося русского историка Н. М. Карамзина: "Кто был в Москве, знает Россию". В этой связи контекстуальный принцип изучения московской истории как методологии исследования поставленной проблемы представляется вполне оправданным и обоснованным.

Понятие "мусульманин" имеет в научной литературе разные определения - от чисто этнического или основанного на признаке принадлежности к определенной культуре до отнесения к мусульманам только тех, кто соблюдает все предписания ислама. Под "мусульманскими народами" в России подразумеваются, как принято ныне считать, определенные этносы, традиционно принадлежавшие к исторически сложившимся ареалам исламской цивилизации на территории Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа, Дагестана и Сибири. Выходцы из этих мест постепенно формировали московско-мусульманское население, по преимуществу татарское. Московские мусульмане как этнокультурная территориальная социальная группа начала складываться в начале 2-го тыс., что связано с эпохой активного распространения ислама, включая северные окраины Евразии [Асадуллин, 2004, с. 9 - 29; Асадуллин, 2007, с. 11 - 24].

История взаимоотношений разных народов Евразии в период формирования русского государства на северо-востоке Руси, центром которого в XII в. стала Москва, всегда привлекала внимание исследователей в нашей стране и за рубежом [Россия и Восток, 2000].

На первом этапе этого периода через развитие торговли и налаживание международных контактов началось ознакомление древнерусского общества с жизнью соседних и дальних мусульманских народов, что послужило толчком к взаимному познанию и изучению. Благодаря имеющимся свидетельствам из сочинений средневековых арабских и персидских путешественников и историков IX-X вв. ат-Табари ("История царей"), аль-Масуди ("Известия эпох"), Ибн Хордабеха ("Книга путей и государств"), Ибн Фадлана ("Путешествие на Волгу"), Абу Али Омара ибн Даста ("Книга драгоценных сокровищ"), Ибн Руста, Ибн Асама аль-Курра и других можно в общих чертах получить представление о разноязычных народах и племенах этого уголка Восточной Европы - хазарах, волжских булгарах, буртасах, "ас-сакалиба" (славянах), их быте и нравах [Гаркави, 1870; Путешествие Ибн Фадлана..., 1939; Крачковский, 1950; Амин аль-Холи, 1962]. П. П. Гнедич в своей знаменитой "Истории искусств" прямо указывает, что первые сведения об утвари и украшениях славян, а также о славянских костюмах мы имеем от "арабских писателей" [Гнедич, 1996].

Отголоском этих далеких событий в русской письменности являются крайне скудные и поверхностные замечания о половцах (кипчаках) и болгарах в "Повести временных лет", наиболее раннем летописном своде начала XII в. [Повесть временных лет, 1950; 1996; 1999; Повесть временных лет, 1997]. Многообразная проблематика золотоордынского ("татарского" - по Бердяеву)1 периода истории Руси широко представлена как в сочинениях арабских и персидских средневековых авторов XIII-XIV вв. (Рашид ад-Дин, Джувейни, Ибн Араб-шах, Ибн Баттута), собранных В. Г. Тизенгаузеном в его известном труде [Тизенгаузен, 1884; 1941], так и в русской летописной традиции, дающей богатый (но противоречивый) фактический материал.

Большинство известных летописей характеризуется антиордынской направленностью, хотя, как отмечают современные исследователи, известия, например, Лаврентьевской летописи, относящиеся к XIII в., не аутентичны и носят явно отредактированный характер (возможно, переписаны заново) [Прохоров, 1972; Прохоров, 1974]. Вставки более позднего периода обнаруживаются в памятнике XIII в. - Ипатьевской летописи, что позволяет говорить

1 В русских книжных источниках XIII в. для именования государства, управляемого потомками старшего сына Чингисхана Джучи, использовался главным образом термин "татары", понятие "Золотая Орда" появляется только к концу XVI в., когда обозначаемого этим термином государства уже не существовало.

стр. 176
не о синхронном событиям мнении летописца, а о позднейшей (и поэтому тенденциозной) интерпретации "монголо-татарского нашествия" [Кучкин, 1973]. Как показывает анализ других памятников летописания Северо-Восточной Руси (Троицкая, Симеоновская, Софийская и другие летописи), прямо или косвенно посвященных московско-ордынским отношениям, устоявшиеся за века в русской исторической науке постулаты о "борьбе с ордынским игом" с точки зрения современного знания по исследуемой проблеме мало соответствуют исторической реальности [Горский, 2000].

В XV-XVI вв., когда в Московской Руси восторжествовали формы византийской религиозности, жизнь мусульманских народов за редким исключением, воспринималась сквозь призму их оценки как "безбожников" и врагов христианской веры. В летописных памятниках или образцах русской литературы этого времени (например, "Слово о Куликовской битве Софония Рязанца", XV в.) татары, в частности, изображались как враждебная русским сила2. Историография средневекового периода собственно Москвы представлена летописным материалом (например, летопись по Ипатьевскому списку) и литературным памятником конца XVI в. "Повесть о начале Москвы" [Тихомиров, 1950; Салмина, 1964]. Характеризуя степень изученности московской истории раннего средневековья, академик СБ. Веселовский отмечает: "Если памятники письменности сохранили сравнительно немного следов (московской. - Ф. А.) старины, то, естественно, что мы не можем многого спрашивать от народной памяти" [Веселовский, 2008, с. 31].

После выхода из Золотой Орды политика русских царей по отношению к восточным "инородцам", в том числе к собственным мусульманам, с XIV по XVIII в. носит противоречивый характер: то под влиянием международных интересов, прежде всего связей с Османской империей, отличается сугубым прагматизмом, то под влиянием диктата Церкви становится дискриминационной, колеблясь от умеренно-плохого отношения к худшему. В условиях начатой Петром I форсированной европеизации общества тема недавнего прошлого России, связанного с "татарским игом", приобретает отрицательные смысловые коннотации: "татарщина" и " азиатчина" становятся символами отсталости и застоя. В царствование Екатерины II, признав ислам "терпимой" религией, правительство сознательно приступило к либерализации религиозной жизни своих верноподданных мусульман, что в определенной степени стимулировало поиск внешних и внутренних культурных влияний и заимствований, отразившихся на характере как государственности Руси, так и самого русского народа.

Результатом этого становится движение вперед в фактическом накоплении исторического материала, изучении экономических и политических последствий ига, что в концептуальном плане отразил известный тезис Н. М. Карамзина: "Москва обязана своим величием ханам" [Карамзин, 1988, с. 429]. Одновременно с этим в XVIII-XIX вв. началось научное изучение мусульманских народов, в том числе тех, кто населял территорию огромной империи, а в русском обществе начался пересмотр отношения к исламу вообще. Так, родоначальник славянофильства А. С. Хомяков, жизнь которого была тесно связана с Москвой, в статье "Черты из жизни халифов" признает, что ислам основывается отчасти на истинных началах и имеет с христианством общие истоки: "Магометанство происходило от того самого корня, от которого шел и закон Моисеев... Потомки Авраама по Измаилу поселились в Аравии и сохранили то же самое предание, с примесью некоторых заблуждений и ложных учений". Философ был далек от обвинений ислама в ложности, особенно отмечая высокую нравственность первых мусульман и аравийский характер "нового закона, к которому аравитяне были уже приготовлены своими собственными преданиями с теплой любовью и неограниченною верою" [Хомяков, 1994, с. 483 - 484].

Отдельные исключительно познавательные наблюдения о жизни и характерных чертах быта "магометанских народов" Москвы и Российской империи можно найти в творчестве русских писателей К. Н. Батюшкова (описывая Москву начала XIX в., он сравнивал ее с восточным базаром, где можно увидеть "татарина, турка в чалме и в туфлях... важного персиянина" [Батюшков, 1962, с. 13]), Н. А. Добролюбова [Добролюбов, 1986, с. 114], П. Я. Чаадаева [Чаадаев, 1987, с. 123 - 124], Ф. М. Достоевского [Достоевский, 1956, с. 456].

Бытописатель московской действительности второй половины XIX в. Вл. Гиляровский в своих известных очерках "Москва и москвичи", практически игнорируя жизнь Татарской

2 Такой подход характерен, например, для "Истории Российской" В. Н. Татищева, в которой собраны известные древнерусские летописи. Будучи "птенцом гнезда Петрова", он в своей работе формулировал взгляд на историю как на инструмент патриотического воспитания, в которой "бусурманская" составляющая была призвана оттенить православную суть Святой Руси.

стр. 177
слободы, которая, по-видимому, репортеру казалась малоинтересной или малозаметной, обращает внимание на "восточную экзотику" столицы, а именно на бросавшийся в глаза азиатский компонент городского населения. В его произведении фигурируют ссылки на "восточных людей", селившихся в подворьях Ильинки и Никольской, которые "в черкесках дорогого сукна, в золотых поясах, с кинжалами, сверкающими крупными драгоценными камнями" оказываются в игорном доме, где "по-крупному" играют в баккара и в конце концов оказываются под арестом; банщиков-татар ("персиян"), выписанных после появления в свет пушкинского "Путешествие в Арзрум" из Тифлиса в Москву для работы в Сандуновских банях; первых московских шашлычников Автандиловых и Сулхановых, которые в 1870 - 1880-е гг. держали модные в то время кавказские погребки и столовые на Софийке, Мясницкой и в Черкасском переулке [Гиляровский, 1979, с. 126 - 129].

Русские историки обычно обходили своим вниманием вопрос о московских мусульманах. В их работах лишь изредка высказывались отдельные суждения относительно влияния на Москву со стороны мусульманского, по преимуществу татарского, населения. Наряду с Карамзиным, признававшим "величие ханов" в истории Московского государства, эта тема затрагивается в сочинениях В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова, А. В. Экземплярского [Ключевский. 1989; Костомаров, 2006; Экземплярский, 1998]. Историк искусств и переводчик П. П. Гнедич отмечает заметное татарское влияние в традиционном московском костюме, указывая, что "частые сношения с Ордой убедили русских в большей целесообразности татарского костюма" [Гнедич, 1996, с. 294 - 295].

Большой след в изучении истории мусульман европейской России, в том числе Московской Руси, оставил В. В. Вельяминов-Зернов, потомок касимовских ханов, автор капитального труда о родине своих предков. Являясь своего рода энциклопедией тюркских народов России, история Касимовского ханства, существовавшего на протяжении 250 лет в непосредственной близости от Москвы, рассматривается ученым в тесной взаимосвязи с другими государственными образованиями того периода [Вельяминов-Зернов, 1863 - 1867].

Разные аспекты жизни мусульманского сообщества Москвы, преимущественно татарского, находят отражение в статьях выдающихся российских востоковедов В. А. Гордлевского и А. Н. Самойловича3.

В целом же, как справедливо отмечается современными исследователями, "российская официальная историография XIX в. унаследовала от Московского царства фигуру умолчания и несколько скупых фактов, которые были призваны доказать одновременное разрушительное воздействие татарских нашествий и отсутствие каких-либо воздействий татар на русскую культуру" [История и память..., 2006, с. 702]. Сведения о московских "иноверцах", в том числе мусульманах, интересовали некоторых авторов лишь в контексте общего описания населения Москвы, развития города и положения разных социальных групп, влияния исторического наследия [Кондратьев, 1893; Третьяков, 1901]. Многие аспекты мусульманской действительности и этноконфессиональных процессов в Москве в силу идеологических установок, цензурных ограничений и других обстоятельств были обойдены вниманием или получили одностороннюю трактовку. Например, в работах крупнейшего историка-москвоведа И. Е. Забелина можно встретить оценки в большинстве своем уничижительного либо негативного свойства относительно значения мусульманского фактора в истории Москвы [Забелин, 1992, с. 49]. Исключением может считаться книга московского журналиста А. Тамарина, написанная после Февральской революции и осмысляющая роль российского мусульманства как активного субъекта исторического развития страны [Тамарин, 1917].

Влияние прежних предвзятых представлений о мусульманах России сохраняется и в советской историографии, которая носила преимущественно агитационно-пропагандистскую и атеистическую направленность. Авторы рассматривали историю религии народов, в том числе мусульманских, с позиций исторического материализма (см., например: [Новосельский, 1948]).

В то же время в эмигрантской среде в первой половине XX в. возникают работы "евразийцев", в которых роль и значение исламо-тюркского фактора в истории России получает оценку, близкую к объективной и научно-взвешенной. Так, в трудах Н. С. Трубецкого формулируется "туранская" концепция русской истории и признается значительное влияние "азиатского элемента" на все

3 См., например, публикации академика В. А. Гордлевского о жизни московских татар начала XX в., включенные в IV том избранных сочинений автора [Гордлевский, 1968], а также его статью о московских мусульманах "В гостях у татар", на которую ссылается Н. А. Баскаков [Баскаков, 1973].

стр. 178
стороны жизни Московской Руси [Трубецкой, 1995]. В этом русле развивается научная мысль таких советских историков, как А. Ю. Якубовский, который критикует "русскую буржуазную историографию" за тенденциозность в освещении характера отношений между русскими княжествами и тюркско-мусульманским миром в прошлом [Якубовский, 1932]. Концептуальный подход к вопросам монгольского нашествия и его последствиям демонстрирует известный труд А. Н. Насонова, в котором дан анализ влияния ордынской дипломатии на межкняжеские отношения [Насонов, 1940]. Богатый фактический материал, перекрывающий издержки тенденциозной марксистской методологии, характеризует исторические труды Л. Климовича, П. Н. Миллера и М. Н. Тихомирова, посвященные разным сторонам жизнедеятельности мусульманских народов Москвы и России [Климович, 1936; Миллер, 1938; Тихомиров, 1947].

В сборниках документов [Памятники русского права..., 1955; Полное собрание русских летописей, 1965; Российское законодательство..., 1988] и исследованиях советских ученых 1950 - 1980-х гг. [Сафаргалиев, 1962; Кудряшов, 1962; Зименков, 1962; Векслер, Мельникова, 1973; Выдро, 1976; Мартынов, 1978; Муравьев, 1981; Векслер, 1982 и др.] содержится полезный фактический материал, который представляет интерес при анализе как общих, так и специфических черт этноконфессиональной психологии московских и - шире - российских мусульман. Одновременно начинает формироваться область москвоведения, имеющая непосредственное отношение к исследованию мусульманских этносов Москвы. Наиболее ценными в области мусульманского москвоведения являются статья географа-демографа Л. И. Розенберга, собравшего богатый фактический материал по социально-сословному составу, особенностям расселения, профессиональной занятости татар Москвы в XVII-XIX вв. [Розенберг, 1987], и статья востоковеда В. Г. Садура, который продолжает эту тематику вплоть до первой русской революции [Садур, 1987]. Данные публикации можно считать первыми попытками комплексного исследования темы татарско-мусульманской общины Москвы, в которых дается адекватное представление о самостоятельном значении мусульманской составляющей в историческом наследии города. Авторы исследуют значительный круг архивных источников: рукописные списки и переписные книги позднего средневековья, указатели зданий и алфавитные списки частей Москвы начала XIX в., мемуары иностранцев и данные переписи населения Москвы и Российской империи, адрес-календари и справочники "Вся Москва".

Постперестроечная историография, преодолевая ранее сложившиеся идеологические стереотипы и шаблоны в отношении мусульманского населения страны, существенно расширяет границы познания о прошлом Российского государства, в том числе золотоордынском [Федоров-Давыдов, 1994; Исхаков, Измайлов, 2000; Егоров, 2005; Крамаровский, 2005; Галиаметова, 2007; Кульпин, 2008]. В то же время история ислама стала предметом пристального внимания многих ученых-обществоведов: религиоведов, философов, историков, этнографов, востоковедов, исламоведов [Ланда, 1995; Ислам в татарском мире..., 1997; Малашенко, 1998; Ислам в истории..., 2000; Ислам в Поволжье..., 2000; Ислам в Евразии..., 2001; Арапов, 2001; Мухаметшин, 2001; Абдулатипов, 2002; Батунский, 2003; Мухаметшин, 2003; Гайнутдин, 2004; Арапов, 2004; Исхаков, 2004; Ислам в советском..., 2004, Махмутов, 2006; Тихонов, 2007]. Изучение ислама поднялось на качественно новый уровень, учитывая, что в современной исторической науке все больше внимания уделяется различным сторонам человеческой жизнедеятельности, в том числе духовной среде обитания, являющейся одним из главных показателей состояния общества, его прогресса. Наблюдается углубленный интерес к изучению истории мусульманских общин крупных российских городов, например Санкт-Петербурга и Твери [Халидов, 1998; Асадуллин, Батыргареев, 1998; Загидуллин, 2003; Теляшов, 2003].

В общих работах по истории Москвы имеются ценные сведения, в частности о татарском населении [Смолицкая, 1996; Назаревский, 1997; Тихомиров, 1997; Гаврилова, 1998; Глушкова, 1999; Тихомиров, 1999; Иванов, 2000; Москва..., 1997; Кучкин, 2003]. Издаются и переиздаются путевые записки, воспоминания зарубежных путешественников, ученых, купцов, дипломатов, побывавших некогда в Москве, где они видели и горожан-мусульман [Записки о России..., 1990; Иностранцы..., 1991]. Новые факты о том, какие решения принимались руководством коммунистической партии в отношении советских мусульман, содержатся в сборниках исторических документов [Совершенно секретно..., 2001 - 2004; ЦКРКП(б)-ВКП(б)..., 2005].

Мусульманская община Москвы стала предметом специального изучения Б. Р. Логашовой и Ш. Ф. Мухамедьярова, И. В. Зайцева, Д. А. Халтуриной и других исследователей. В этих работах содержатся во многом новый материал, интересные с научной точки зрения исторические и социокультурные наблюдения, обоснованные оценки и прогнозы, касающиеся реалий мусульман-

стр. 179
ской действительности столицы [Логашова, Мухамедьяров, 1997; Логашова, Мухамедьяров, 2000; Зайцев, 2004; Халтурина, 2007; Гаврилов, Шевченко, 2007; Ислам в Москве, 2008].

Мусульманам Москвы посвящен специальный раздел коллективного труда "Мусульмане изменяющейся России", проливающий свет на некоторые социальные и этнопсихологические особенности мусульманского населения столицы. Определенный интерес для научного анализа представляют результаты социоантропологического опроса, проведенного в мечетях Москвы в январе 2002 г. [Мусульмане..., 2002].

Значительным исследованием по данной проблеме является монография Д. З. Хайретдинова, в которой автор, обобщая большое количество архивных источников, рассматривает историю мусульманской общины Москвы с XIV до начала XX в. и приходит к выводу, что становление этой общины в качестве органического элемента московского социума не повлекло за собой потери ее религиозной и культурной идентичности. Ни относительная малочисленность общины в феодальную эпоху, ни аморфность ее статуса внутри московского общества не преуменьшают ее значения как общины, выжившей в условиях многовекового давления государственной православной идеологии в соседстве с подавляющим инонациональным окружением. По мнению Хайретдинова, в условиях симбиоза элементов великокняжеского, а затем царского и ханского правления на Руси и малочисленные татары, и составлявшие подавляющее большинство русские одинаково чувствовали себя хозяевами Москвы - как во времена Золотой Орды, так и в период образовавшихся на ее месте татарских ханств. Хотя после вхождения большинства татарских государств в состав России мусульмане утратили лидирующее положение, де-факто они сохранили многие атрибуты привилегированного статуса. Стержневыми звеньями существования мусульманской общины служили помимо религии, культуры и языка давность пребывания в Москве, компактное поселение и наличие ряда объектов общего назначения (мечеть, кладбище). Эти три последних пункта коренным образом отличали московскую общину от мусульманских общин других городов европейской России [Хайретдинов, 2002].

В кандидатской диссертации Н. С. Гончаровой собран большой материал по истории московских татар вплоть до 2002 г. Автор отмечает, что, хотя татары-торговцы появились в Москве очень давно (купцы, прибывшие с посольствами, торговцы лошадьми и др.) дать серьезный научный анализ татарского населения города ранее середины XIX в. не представляется возможным ввиду крайней ограниченности источниковой базы. Оспаривая выводы исследования Хайретдинова, Гончарова пишет, что предпосылки к образованию единой мусульманской общины в городе появились лишь в конце XVII в., поскольку группа мусульман была немногочисленна, разобщена сословными перегородками и отношение власти к ней носило негативно-запретительный характер [Гончарова, 2003].

На мой взгляд, указанные выше обстоятельства не являются критерием определения времени возникновения здесь мусульманской общины, которая, судя по известным археологическим и иным данным, появилась еще до вхождения Москвы в состав Золотой Орды. Основание города в XII в. можно считать одновременно временем знакомства его населения через мусульманских колонистов с исламом, когда здесь осели первые этнические мусульмане - волжские булгары, которым, согласно исламским требованиям, следовало организовать религиозную жизнь, как и во времена появления первой мусульманской общины (джамаата), по предписаниям исламского вероучения. Ислам, как и любая мировая религия (христианство, например), функционирует в том числе через коллективные формы исполнения ритуальной практики, прежде всего совместных богослужений, молитв и религиозных собраний4. Именно требования религии следует считать в этом вопросе главным критерием, поскольку община московских мусульман представляла собой жизнестойкий социальный организм, сохраняющий веками свои обычаи и традиции.

Что касается зарубежной историографии, то история мусульманской общины Москвы не получила в ней сколько-нибудь заметного и глубокого освещения. Единственной работой, имеющей некоторое (скорее косвенное) отношение к данной теме, является написанный на английском языке "Очерк татарской истории" Б. Ишболдина [Ischboldin, 1973].

Таким образом, расширение поля исследования московской истории за счет привлечения малоизученных и новых материалов о жизни мусульманских этносов столицы способно

4 История Древней Руси, как отмечает П. Н. Милюков, начинается с усвоения византийской формы религиозности, ее внешней формы и обряда [Милюков, 1994]. Факт крещения князя Владимира в 988 г. является в исторической литературе, начиная с Н. М. Карамзина, отправной точкой образования древнерусского государства (Киевской Руси).

стр. 180
создать более объективную, адекватную картину бытования в ней народов, историческими и духовно-культурными традициями связанных с исламом и исламской цивилизацией в целом. Многослойность и многофакторность московской истории, - возможно, ключ к пониманию сложной и противоречивой природы российской цивилизации в целом, исламская составляющая которой имеет бесспорное научное и культурное значение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абдулатипов Р. Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. М., 2002.

Амин аль-Холи. Связи между Нилом и Волгой в XIII-XIV вв. М., 1962.

Арапов Д. Ю. Императорская Россия и мусульманский мир. Сб. статей. М., 2006.

Арапов Д. Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII - начало XX в.). М., 2004.

Арапов Д. Ю. Ислам в Российской империи. М., 2001.

Асадуллин Ф. А. Ислам в Москве. М., 2007.

Асадуллин Ф. А. Москва мусульманская. М., 2004.

Асадуллин Ф. А., Батыргареев Ф. Н. Ислам в Твери // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 1. М., 1998.

Баскаков Н. А. А. Н. Самойлович в письмах к В. А. Гордлевскому // Советская тюркология. N 5, Баку, 1973.

Батунский М. Россия и ислам. В 3-х кн. М., 2003.

Батюшков К. Н. Прогулка по Москве // Очерки московской жизни. М., 1962.

Векслер А., Мельникова А. Московские клады. М.,1973.

Векслер А. Г. Москва в Москве. М., 1982.

Вельяминов-Зернов В. В. Исследование о касимовских царях и царевичах. СПб., 1863 - 1867.

Веселовский С. Б. Московское государство: XV-XVII вв. Из научного наследия. М., 2008.

Выдро М. Я. Население Москвы (по материалам переписей населения 1871 - 1970 гг.). М., 1976.

Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. Московская соборная мечеть за сто лет // Мусульманство в истории и культуре народов России. М., 2007.

Гаврилова И. П. Демографическая история Москвы. М., 1998.

Гайнутдин Р. Ислам в современной России. М., 1998.

Галиахметова Г. Г. Ислам в Золотой Орде: традиции религиозного опыта. Казань, 2007.

Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870.

Гиляровский В. Москва и москвичи. М., 1979.

Глушкова В. Г. Социальный портрет Москвы на пороге XXI века. М., 1999.

Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М., 1996.

Гончарова Н. С. Татары в Москве. Опыт историко-статистического исследования. Канд. дис. М., 2003.

Гордлевский В. А. Избранные сочинения. Т. IV. М., 1968.

Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000.

Добролюбов Н. А. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 1. М., 1986.

Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 3. М., 1956.

Егоров В. Л. Золотая Орда. М., 2005.

Забелин И. История города Москвы. М., 1996.

Забелин И. Е. 170 лет со дня рождения. Ч. 2 // Материалы научных чтений ГИМ 29 - 31 октября 1990 г. М., 1992.

Загидуллин И. К. Исламские институты в Российской империи: Мусульманская община в Санкт-Петербурге. Казань, 2003.

Зайцев И. В. Между Москвой и Стамбулом. Джучидские государства, Москва и Османская империя. М., 2004.

Записки о России французского путешественника маркиза де Кюстина, изложенные и прокомментированные В. Нечаевым. М., 1990.

Зименков Б. С. Очерки московской жизни. М., 1962.

Иванов О. Замоскворечье. Страницы истории. М., 2000.

Иностранцы о древней Москве. М., 1991.

Ислам в Евразии: современные этнические и исторические концепции суннитского ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. М., 2001.

Ислам в истории и культуре татарского народа. Сб. статей. Казань, 2000.

Ислам в Москве. Энциклопедический словарь. Нижний Новгород, 2008.

Ислам в Поволжье. История и проблемы изучения. Казань, 2000.

Ислам в советском и постсоветском пространстве. Казань, 2004.

Ислам в татарском мире: история и современность. Казань, 1997.

стр. 181
История и память: историческая культура Европы до начала нового времени. М., 2006.

Исхаков Д. М., Измайлов И. Л. Этнополитическая история татар. Казань, 2000.

Исхаков С. М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. - лето 1918 г.). М., 2004.

Карамзин Н. М. Предания веков. Сказания из "Истории государства Российского ". М., 1988.

Климович Л. Ислам в царской России. М., 1936.

Ключевский В. О. Курс русской истории // Сочинения. В 9 т. М., 1989.

Кондратьев И. К. Седая старина Москвы (исторический обзор и полный указатель ее достопримечательностей). М., 1893.

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2006.

Крамаровский М. Г. Золотая Орда как цивилизация // Золотая Орда. История и культура. СПб., 2005.

Крачковский И. Ю. Очерки по истории русской арабистики. М.-Л., 1950.

Кудряшов К. В. Москва в далеком прошлом. М., 1962.

Кульпин Э. С. Золотая Орда: судьбы поколений. М., 2008.

Кучкин В. А. Договорные грамоты московских князей XIV века: внешнеполитические договоры. М., 2003.

Кучкин В. А. Монголо-татарское иго в освещении древнерусских книжников (XIII - пер. четв. XIV в.) // Русская культура в условиях иноземных нашествий и войн X - начала XX в. М., 1973.

Ланда Р. Г. Ислам в современной России. М., 1995.

Логашова Б. Р., Мухамедьяров Ш. Ф. К кому обращается муэдзин в Москве // Московский регион. Этно-конфессиональная ситуация. М., 2000.

Логашова Б. Р., Мухамедьяров Ш. Ф. Мусульмане Москвы // Москва: народы и религии. М., 1997.

Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.

Мартынов А. А. Названия московских улиц и переулков с историческими объяснениями. М., 1978.

Махмутов М. И. Мир ислама. Казань, 2006.

Миллер П. Н. Происхождение названий улиц, переулков и площадей Москвы. М., 1938.

Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. М., 1994.

Москва. Энциклопедия / Под ред. С. О. Шмидта. М., 1997.

Муравьев В. Б. Московские предания и были. М., 1981.

Мусульмане изменяющейся России. М., 2002.

Мухаметшин Р. Татары и ислам в XX веке. Казань, 2003.

Мухаметшин Ф. М. Мусульмане России: судьбы, перспективы, надежды. М., 2001.

Назаревский В. В. Из истории Москвы. М., 1997.

Насонов А. Н. Монголы и Русь. М., 1940.

Новосельский А. А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века. М., 1948.

Памятники русского права (XI-XV вв.). Вып. 3. М., 1955.

Повесть временных лет / Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СПб., 1997 (по списку Ипатьевской летописи).

Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод. М.-Л., 1950. 2-е изд. испр., доп. СПб., 1996; 1999 (по списку Лаврентьевской летописи).

Полное собрание русских летописей. В 30-ти т. М., 1965.

Преамбула Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". 1997.

Прохоров Г. М. Кодикологический анализ Лаврентьевской летописи // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1972.

Прохоров Г. М. Нашествие Батыя (по русским летописям) // ТОДРЛ. Т. XXXVIII. Л., 1974.

Путешествие Ибн Фадлана на Волгу / Под ред. акад. И. Ю. Крачковского. М.-Л., 1939.

Розенберг Л. И. Татары в Москве XVII - середины XIX века // Этнические группы в городах Европейской части СССР. М., 1987.

Российское законодательство X-XX веков. Т. 6. М., 1988.

Россия и Восток / Под ред. С. М. Иванова, Б. Н. Мельниченко. СПб., 2000.

Садур В. Г. Татарское население Москвы (1860 - 1905 гг.) // Этнические группы в городах Европейской части СССР. М., 1987.

Салмина М. А. Повести о начале Москвы. М. -Л., 1964.

Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1962.

Смолицкая Г. П. Названия московских улиц. М., 1996.

Совершенно секретно: Лубянка - Сталину о положении в стране (1922 - 1934 гг.). Т. 1 - 7. М., 2001- 2004.

Тамарин А. Мусульмане на Руси. М., 1917.

Теляшов Р. Татарская община Санкт-Петербурга. СПб., 2003.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1: Извлечения из арабских источников. СПб., 1884; Т. 2: Извлечения из персидских сочинений. М.-Л., 1941.

Тихомиров М. Н. Древняя Москва XII-XV вв. М., 1947.

Тихомиров М. Н. Древняя Москва XV в. М., 1999.

Тихомиров М. Н. Сказания о начале Москвы // Исторические записки. Т. 32, 1950.

стр. 182
Тихомиров М. Н. Средневековая Москва. М., 1997.

Тихонов А. К. Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII - начале XX в. СПб., 2007.

Третьяков М. Несколько кратких сведений о татарах-мусульманах г. Москвы // Православный благовестник. 1901, N 3.

Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995.

Федоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994.

Федотов Г. П. Три столицы // Новый мир. 1989, N 4.

Хайретдинов Д. З. Мусульманская община Москвы в XIV - начале XX века. Нижний Новгород, 2002.

Халидов А. Б. Ислам в Санкт-Петербурге // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 1. М., 1998.

Халтурина Д. А. Мусульмане Москвы. Факторы религиозной толерантности. М., 2007.

Хомяков А. С. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. М., 1994.

ЦКРКП(б) - ВКП(б) и национальный вопрос. Кн. 1: 1918 - 1933. М., 2005.

Чаадаев П. Я. Статьи и письма. М., 1987.

Экземплярский А. В. Великие и удельные князья в Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. М., 1998.

Якубовский А. Ю. Феодальное общество Средней Азии и ее торговля с Восточной Европой в X-XV вв. // Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР. Вып. 3. Ч. 1. Л., 1932.

Ischboldin B. Essays on Tatar History. New Delhi, 1973.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/РОЛЬ-И-МЕСТО-МУСУЛЬМАНСКОЙ-ОБЩИНЫ-В-ИСТОРИЧЕСКОМ-РАЗВИТИИ-МОСКОВСКОГО-СОЦИУМА-историография-и-методология-проблемы

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ф. А. АСАДУЛЛИН, РОЛЬ И МЕСТО МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИНЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МОСКОВСКОГО СОЦИУМА (историография и методология проблемы) // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 17.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/РОЛЬ-И-МЕСТО-МУСУЛЬМАНСКОЙ-ОБЩИНЫ-В-ИСТОРИЧЕСКОМ-РАЗВИТИИ-МОСКОВСКОГО-СОЦИУМА-историография-и-методология-проблемы (date of access: 14.09.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Ф. А. АСАДУЛЛИН:

Ф. А. АСАДУЛЛИН → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
Our opponents will claim some voluntarism and excessive “globalism”.. In an unreasonable "swing" for a lot! How much investment has been made, and whether a correct industrial world proportion in terms of costs and benefits is possible? The answer is simple. Calculate how much it will cost to clean the plastic of the World Ocean. Groundwater and groundwater in India, China, et cetera. How much is the restoration of the biosphere of the planet Earth!?
Catalog: Экономика 
"История картотеки Словаря русского языка XI - XVII вв."
42 days ago · From Ilmira Askarova
"И арф эоловых безмолвен грустный ряд..."
42 days ago · From Ilmira Askarova
На надоевшую тему о глаголах одеть и надеть
42 days ago · From Ilmira Askarova
"Увещевательная коммуникация" в СМИ
42 days ago · From Ilmira Askarova
Эмоции в народной волшебной сказке
42 days ago · From Ilmira Askarova
НЕ... - слитно или раздельно?
43 days ago · From Ilmira Askarova
ИМЕННИК РУССКИХ БЫЛИН
44 days ago · From Ilmira Askarova
О правописании гласных О и Е после шипящих. Запятая при однородных членах с союзами
45 days ago · From Ilmira Askarova
Kiriyak Andreevich Kondratovich (1703-1788)
45 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

РОЛЬ И МЕСТО МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИНЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МОСКОВСКОГО СОЦИУМА (историография и методология проблемы)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android