Libmonster ID: UZ-712

Ключевые слова: 2-й саммит РФ-АСЕАН, 17-й саммит АСЕАН, 5-й восточноазиатский саммит

Г. М. ЛОКШИН

Кандидат исторических наук

В конце октября 2010 г. празднично принарядившийся к своему только что прошедшему тысячелетнему юбилею Ханой радушно встречал высоких гостей. Во вьетнамской столице состоялся 17-й саммит Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)*. По сложившейся традиции одновременно со встречей лидеров стран Ассоциации в Ханое проходили и саммиты АСЕАН с их партнерами по диалогу в разных форматах как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Это саммиты АСЕАН - Китай, АСЕАН - Япония, АСЕАН - Индия, АСЕАН - США, АСЕАН - Китай, Япония и Южная Корея, Восточноазиатский саммит (АСЕАН - Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия) и др. (всего - 11). В ходе таких встреч обсуждались наиболее важные проблемы региона и мира.

Значительным событием стал 2-й саммит Россия - АСЕАН с участием президента РФ Д. А. Медведева, в ходе которого было подписано Совместное заявление.

В этом документе подчеркивалось, что Российская Федерация и АСЕАН наладили взаимовыгодное сотрудничество по широкому спектру направлений и перешли к практическому осуществлению совместных проектов1.

"ОТ ЗАМЫСЛА - К ДЕЙСТВИЯМ"

Проходивший в государственном Дворце съездов Ми Динь 17-й саммит АСЕАН подвел итоги года, прошедшего под председательством Вьетнама.

Главы государств региона рассматривали и утверждали многочисленные проекты, разработанные в течение года министрами и главами различных ведомств. (По Уставу АСЕАН саммиты проходят два раза в год - весной и осенью: первый посвящается проблемам строительства Сообщества АСЕАН, которое намечено завершить в 2015 г., а второй - региональным проблемам и сотрудничеству Ассоциации с партнерами по диалогу.)

С вступлением в силу в 2008 г. Устава (Хартии) АСЕАН начался новый этап качественной трансформации организации в эффективную структуру, обладающую полномасштабным международно-правовым статусом**. Постепенно растут ее политический авторитет и способность решать различные проблемы, в т. ч. в области обеспечения безопасности. Расширяются и возможности в сфере экономики, культуры и образования.

Девизом года, прошедшего под председательством Вьетнама, стал призыв: "К Сообществу АСЕАН: от замысла - к действи-

Созданная в 1967 г. АСЕАН за прошедшие десятилетия выросла в авторитетный альянс 10 стран с населением около 600 млн. человек и совокупным ВВП более $1,5 трлн. Ассоциация стала примером региональной успешной интеграции за пределами Европейского союза и, что особенно интересно и важно, выстраивающейся на принципиально иной основе.

Главное отличие Ассоциации от Евросоюза - отсутствие каких-либо наднациональных институтов. Все страны не желают пожертвовать даже малейшей толикой своего суверенитета.

Вместе с тем, они однозначно ориентированы на сближение друг с другом ради достижения общих целей и, прежде всего, для противостояния негативным проявлениям неумолимого процесса глобализации. Отсюда - упор на развитие внутригрупповых политических, торгово-экономических, культурных и других связей. Ради этого государства-члены организации готовы, хотя и медленно и осторожно, предоставлять друг другу на взаимной основе особые права, льготы и привилегии, создавая зоны свободной торговли, заключая таможенные союзы и участвуя в различных инфраструктурных и иных проектах.

Неслучайно в научном сообществе этот процесс все чаще называют не "интеграцией", а "регионализацией", что точнее выражает его сущность.


* АСЕАН - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии (ЮВА). В нее входят Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины (прим. ред.).

** Подробнее см.: Мосяков Д. В. АСЕАН на перепутье // Азия и Африка сегодня, 2009, N 11.

стр. 2

ям!" (Towards ASEAN Community: From Vision to Action).

Саммит в Ханое стал достойным завершением этого года.

Был принят целый ряд важных решений, направленных на завершение строительства Сообщества АСЕАН в 2015 г. Оно в свою очередь должно состоять из сообществ в трех областях - обеспечения безопасности, экономического и социально-культурного развития.

Особое место занимает Генеральный план развития коммуникационных связей Ассоциации, разработанный с помощью Азиатского банка развития, Института экономических исследований для АСЕАН в Токио и Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).

План предусматривает строительство дорог, реконструкцию портовых сооружений, прокладку газопровода, сети линий электропередач, оптоволоконных кабельных сетей и другие проекты. Эти проекты призваны качественно укрепить коммуникационную сопряженность стран АСЕАН и сократить существующий разрыв в уровне экономического развития между старыми и новыми членами Ассоциации (к последним относятся Вьетнам, Камбоджа, Мьянма и Лаос).

Это самый крупный совместный проект за всю историю организации, направленный на развитие инфраструктуры всего региона, углубление взаимосвязанности его различных коммуникационных систем, создание дополнительных возможностей для общения граждан этих стран.

КОМПРОМИССНЫЙ ПОДХОД К "ОСТРОВАМ РАЗДОРА"

Укрепление сплоченности АСЕАН позволило добиться прогресса и в такой сложной проблеме региона, как спорные территории в Южно-Китайском море*.

Уже на апрельском саммите в Ханое в 2010 г. все члены АСЕАН впервые после длительного перерыва вместе выступили за скорейшее превращение Декларации о принципах поведения сторон в Южно-Китайском море, подписанной в 2002 г. странами АСЕАН и Китаем в Пномпене, в Кодекс поведения, исключающий применение силы или угрозы силой при решении возникающих территориальных споров и обеспечивающий безопасность мореплавания и морепользования.

За прошедшие с тех пор полгода эта позиция была ещё дважды зафиксирована: на Региональном форуме АСЕАН по безопасности (АРФ) в июле 2010 г. и на встрече министров обороны АСЕАН и государств-партнеров по диалогу в октябре 2010 г.

В Пекине проблемы Южно-Китайского моря рассматриваются как "ключевые для интересов Китая", но ранее их решение предполагалось искать только на двусторонних переговорах с каждой заинтересованной страной в отдельности. К саммиту в Ханое эта позиция несколько изменилась.

В письменном Заявлении премьер-министра СРВ Нгуен Тан Зунга - председателя саммита АСЕАН - Китай от 29 октября 2010 г., выступавшего от имени всех участников саммита, говорится: "Мы (т. е. КНР и АСЕАН, в отличие от ряда других пунктов Заявления, в которых зафиксирована позиция либо Ассоциации, либо КНР. - прим. ред.) вновь подтвердили обязательство полностью и эффективно соблюдать Декларацию о принципах поведения сторон в Южно-Китайском море и стремление к принятию Кодекса принципов поведения в Южно-Китайском море на основе согласия и тем самым внести вклад в сохранение мира, стабильности и сотрудничества в регионе"2. Ранее Китай не выражал согласия с позицией АСЕАН по данному вопросу.

В Плане действий по выполнению совместного заявления о стратегическом партнерстве Китая и АСЕАН на 2011 - 2015 гг. стороны обязались полностью и эффективно соблюдать Декларацию 2002 г. о принципах поведения в Южно-Китайском море. Они выразили также желание поддерживать стабильность и


* Подробнее см.: Локшин Г. М. Над Восточным морем тучи ходят хмуро // Азия и Африка сегодня, 2010, N 8 (прим. ред.).

стр. 3

развивать сотрудничество, включая регулярное проведение давно не созывавшихся встреч старших должностных лиц и совместной рабочей группы по выполнению Декларации, работать над заключением на основе консультаций и консенсуса Кодекса поведения в Южно-Китайском море3. Особо была подчеркнута взаимная готовность всемерно содействовать укреплению доверия через сотрудничество на принципах Декларации 2002 г. в целях мирного решения территориальных и юридических проблем, как предусмотрено этим документом, Конвенцией ООН по морскому праву и другими инструментами Международной морской организации*.

В этой связи было решено в ближайшее время возобновить прерванные консультации в рамках Рабочей группы по наблюдению за выполнением Декларации 2002 г.

В ходе двусторонней встречи премьеров КНР и СРВ, которая также состоялась в Ханое 29 октября 2010 г., председатель Госсовета КНР Вэнь Цзябао призвал к поиску справедливого решения проблем суверенитета в Южно-Китайском море. Обратив внимание на то, что Вьетнам и Китай уже создали структуру переговоров для разрешения этой проблемы, он выразил надежду, что обе страны обсудят ее и подпишут соглашение об основных принципах, направленных на решение проблемы в ближайшем будущем4. Китайский руководитель также говорил о дружбе и сотрудничестве, на которых строятся отношения двух стран, о готовности КНР сохранять эти отношения на высшем уровне. Он подчеркнул важность создания линии "горячей связи" между руководителями обеих стран, усиления контактов между различными министерствами и ведомствами "в целях укрепления взаимного доверия и разумного решения всех спорных проблем во взаимных интересах".

На следующий день на Восточноазиатском саммите прозвучало выступление Вэнь Цзябао, которое было оценено в странах ЮВА как значительно более "конструктивное и открытое к сотрудничеству", чем прежние жесткие заявления китайских министров иностранных дел и обороны на форумах в Ханое ранее в 2010 г.

Определенное смягчение позиции Пекина многие наблюдатели в странах ЮВА связывают с тем, что на этот раз ему пришлось иметь дело с АСЕАН, более сплоченной, чем раньше, по проблеме спорных островов. И в этом сказала свое слово дипломатия Вьетнама, которой удалось повлиять на позицию Филиппин, Индонезии, Камбоджи и Мьянмы, раньше возражавших против обсуждения этих вопросов в рамках Ассоциации.

Так считает и известный эксперт по проблемам региона, профессор австралийского института обороны К. Тэйер. Отмечая, что Ассоциация становится более сплоченной в отношении споров в Южно-Китайском море, он всё же предупреждает, что "в будущем ей понадобится ещё более тесное сотрудничество с партнерами по диалогу, чтобы действительно эффективно ограничить возможности других государств применять силу или угрожать ее применением в регионе"5.

СОТРУДНИЧЕСТВО РФ - АСЕАН: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ

Для России развитие связей с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР), важную часть которого составляют страны АСЕАН и всей Восточной Азии, имеет особое политическое и экономическое значение. Они призваны способствовать созданию благоприятных условий как для обеспечения безопасности РФ и её важнейших коммуникаций, так и для модернизации всего региона Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Итогом второго саммита Россия - АСЕАН с участием президента РФ Д. А. Медведева стало дальнейшее сближение оценок и подходов обеих сторон к важней-


* Международная морская организация (англ. International Maritime Organization, IMO) - специализированное учреждение ООН, содействует сотрудничеству и обмену информацией по морским перевозкам и морской торговле. Ее деятельность направлена на отмену дискриминационных действий, затрагивающих международное торговое судоходство, а также принятие норм по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь, морской (прим. ред.).

стр. 4

шим мировым и региональным проблемам. Эта встреча состоялась с пятилетним перерывом после первого саммита в декабре 2005 г. в Куала-Лумпуре, что сделало ее особо значимой для обеих сторон, тем более, что на этот раз саммит проходил в такой традиционно дружественной России стране, как Вьетнам.

Руководители РФ и стран Ассоциации решили тесно взаимодействовать друг с другом в формировании региональной архитектуры в АТР. "Успешное строительство нового Азиатско-Тихоокеанского дома, - заявил Д. Медведев, - отвечает интересам всех стран, их чаяниям развивать спокойную созидательную жизнь. Россия, хотел бы еще раз это подчеркнуть, открыта для такого взаимодействия (это уже вторая наша встреча в таком составе), в том числе и для создания различных альянсов в целях модернизации экономик, развития межцивилизационного диалога и борьбы с новыми и сохраняющимися старыми угрозами"6.

Принятое саммитом Совместное заявление показывает, что партнеры из АСЕАН согласились с тем, что региональная архитектура должна основываться на принципах коллективности, многосторонности и равенства, на общепринятых нормах международного права, о чем неоднократно заявляла все эти годы российская дипломатия. При этом, однако, они отметили, что любые новые образования или механизмы сотрудничества в регионе могут быть только дополнением и строиться на основе уже существующих структур и по принципу "асеаноцентричности" при сохранении центральной роли АСЕАН. Такая позиция получила полное согласие российской стороны: в Совместном заявлении была подчеркнута "важность сохранения центральной роли АСЕАН в формирующейся открытой, транспарентнои и инклюзивной региональной архитектуре".

Понимание российскими участниками саммита особенностей политической обстановки в регионе и характера сложившихся там отношений государств на основе проверенного временем и нацеленного на компромисс "метода АСЕАН" показывает, в частности, пункт 15 Совместного заявления. В нем записано: "Мы считаем, что международная безопасность является неделимой и всеобъемлющей, а также убеждены, что безопасность одних государств нельзя обеспечить за счёт безопасности других. Мы подчеркнули необходимость в полной мере уважать и учитывать законные интересы и озабоченности всех государств, их внутреннее законодательство и нормативно-правовые акты"7. Эти четкие формулировки особенно важны для лидеров АСЕАН как в контексте непростой ситуации в Южно-Китайском море, так и в связи с давлением определенных кругов на Западе.

Второй саммит Россия - АСЕАН еще раз подтвердил, что перспективы развития сотрудничества России со странами этой организации в целом благоприятны.

С ними у РФ не было и нет никаких противоречий и столкновений интересов. Более того, у России - постоянного члена Совета Безопасности ООН - имеется ряд важных моральных и политических преимуществ по сравнению с другими партнерами этой организации. Между РФ и странами АСЕАН никогда не было ни войн, ни конфликтов. Новая Россия никогда не вмешивалась в их внутренние дела и не осложняла ситуацию в ЮВА, в т.ч. по таким чувствительным для стран региона вопросам, как права человека, территориальные и межконфессиональные конфликты.

По словам министра иностранных дел С. В. Лаврова, "Россия и АСЕАН органично подходят друг другу как партнеры. Нам одинаково необходимы мир и стабильность в АТР. Россия не претендует на военное превосходство, не ставит перед собой задачи обеспечения безопасности своих восточных рубежей за счет ослабления безопасности других государств. У нас нет планов создания в АТР военных баз, мы не формируем со странами

стр. 5

региона закрытых оборонных альянсов. Не намерены конкурировать с кем бы то ни было в борьбе за сферы влияния. Наше стремление к укреплению сотрудничества с АСЕАН, в том числе в области безопасности, не направлено против третьих стран"8.

Взаимодействие России со странами ЮВА наиболее успешно развивается в политической сфере. Россия не раз демонстрировала свое отношение к АСЕАН как к одному из влиятельных центров современного мира и заинтересованность в сильной и устойчиво развивающейся Ассоциации государств ЮВА. Нас объединяет общность позиций по большинству актуальных и международных проблем. И это убедительно подтверждает уже более чем 15-летний опыт активного участия России в деятельности АРФ.

В то же время экономическое присутствие России в ЮВА, как в сфере торговли и инвестиций, так и на других направлениях экономического и научно-технического взаимодействия пока невелико. Россия серьезно отстает от таких мощных экономических партнеров в регионе, как США, Китай или Япония. В 2009 г. объем взаимной торговли со странами АСЕАН составил, по разным подсчетам, от $6,8 млрд. до $10 млрд9.

Товарная структура торговли России со странами Ассоциации к тому же остается крайне слабо диверсифицированной, удельный вес продукции с добавленной стоимостью незначителен. Сказывается преимущественно сырьевой характер экономики Дальневосточного федерального округа. Серьезным препятствием для решительного прорыва на этом направлении являются географическая удаленность и плохое состояние транспортной инфраструктуры.

Вместе с тем, у РФ есть и свои конкурентные преимущества. Среди них, прежде всего, атомная энергетика, военно-техническое сотрудничество, космические исследования, а также возможности крупных российских инвесторов, заинтересованных в зарубежной экспансии.

Прошедшие пять лет после первого саммита не были потерянным временем. За эти годы создана солидная договорно-правовая база для всестороннего развития сотрудничества в укреплении региональной безопасности, особенно в части "нетрадиционных угроз": борьбы с терроризмом и пиратством, трансграничной преступностью, в предупреждении и ликвидации последствий стихийных бедствий и др. Проблемы расширения торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества на протяжении всех этих лет также оставались в центре внимания сторон.

На втором саммите главы государств одобрили Рабочую программу энергетического сотрудничества Россия - АСЕАН на 2010 - 2015 гг. по ключевым направлениям, включая как добычу нефти и газа, так и производство возобновляемой энергии, в т.ч. ядерной.

Россия также выразила готовность оказать помощь в реализации программы ("дорожной карты") по строительству экономического сообщества АСЕАН, которое создаст более широкие возможности для бизнеса в регионе. Стороны наметили расширить сотрудничество в промышленном строительстве, в развитии малых и средних предприятий, в научно-исследовательских и конструкторских работах в различных секторах энергетики и в других областях. Они согласились продолжить поиск возможностей углубления сотрудничества и развития договорной базы в различных сферах экономики, представляющих взаимный интерес, и заключили соглашение о культурном сотрудничестве.

В последнее время в экспертном сообществе России и ряда стран Ассоциации поднимался вопрос о создании между ними Зоны свободной торговли. В совместном Заявлении на этот счет очень осторожно говорится, что стороны согласились активно содействовать "изучению возможности" скорейшего заключения соглашения о свободной торговле между государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия и Казахстан) и Вьетнамом в контексте предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), которое было поддержано всеми участниками второго саммита. Столь осторожная формулировка, очевидно, продиктована тем обстоятельством, что этот вопрос еще требует дополнительной проработки, в первую очередь соответствующими российскими ведомствами. В практическом плане он может стать актуальным только после значительного увеличения объемов взаимного товарооборота.

Одна из проблем отношений РФ с АСЕАН состоит в том, что в широких кругах общественности и в бизнес-сообществах России и стран Ассоциации нет достаточной информации друг о друге и почти нет развитой системы связей и контактов на разных уровнях. На саммите в Ханое обе стороны высказали убежденность в том, что для достижения нового уровня торгово-экономического сотрудничества необходимо развитие прямых контактов между деловыми кругами. В этой связи они высоко оценили прошедшие деловые форумы и согласились проводить их каждый раз "на полях" саммитов Россия - АСЕАН, а Ассоциация будет приглашать российских бизнесменов на свои деловые и инвестиционные саммиты.

Россия не располагает в регионе (за исключением Вьетнама) такими связями, которые имеют США, Китай и Япония. При этом речь идет не столько о политических контактах на уровне руководства, которые в последние годы получили заметное развитие, сколько о сотрудничестве по линии неправительственных организаций и научного сообщества.

стр. 6

В этой связи большие надежды возлагаются на учреждённый летом 2010 г. Центр АСЕАН при МГИМО МИД РФ.

РФ СТАНЕТ ПОЛНОПРАВНЫМ УЧАСТНИКОМ САММИТОВ ВАС

Рамки ЮВА давно стали тесными для АСЕАН, которая позиционирует себя как активного приверженца интеграции во всей Восточной Азии.

На саммите АСЕАН в Куала-Лумпуре в 2005 г. было принято решение создать региональную организацию с широкими полномочиями - Восточноазиатское сообщество (ВАС) - East Asia Community (EAC). Сейчас концепция этого сообщества всё еще разрабатывается. Решающее значение будет иметь развитие отношений в треугольнике Китай - Япония - США.

В то же время довольно прочно утвердился институт восточноазиатского саммита East Asia Summit (EAS). С 2005 г. такие встречи проводятся ежегодно. В них, как отмечалось выше, помимо стран АСЕАН, участвуют Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. Эти саммиты служат полезным механизмом в деле продвижения к созданию Восточноазиатского сообщества.

К саммиту в Ханое усилиями российской дипломатии при активной поддержке Вьетнама были сняты все сомнения и даже возражения некоторых стран АСЕАН, а также Японии и Австралии относительно высказанной ещё в 2005 г. заинтересованности России в сотрудничестве со всеми государствами Восточной Азии на платформе ежегодных восточноазиатских саммитов.

На эти встречи в верхах не приглашали и США. Но на то была такая серьезная причина, как многолетнее нежелание Вашингтона подписывать Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г.*

Лишь летом 2009 г. госсекретарь США Х. Клинтон объявила о присоединении США к этому Договору.

На апрельском саммите 2010 г. в Ханое последовало приглашение президентам России и США участвовать в предстоящем 5-м Восточноазиатском саммите в октябре 2010 г. в качестве гостей председателя саммита. Б. Обама, как и Д. Медведев, воспользовался этим приглашением. А на самом саммите в октябре 2010 г., исходя из принципов гласности, транспарентности и открытости для приема новых членов, а также заинтересованности России и США в присоединении к процессу восточноазиатских саммитов, все 16 участников этих саммитов решили официально пригласить Россию и США участвовать в них как полноправных членов этого форума, начиная с 2011 года. Было отмечено, что участие РФ и США в ВАС будет способствовать достижению целей, принципов и приоритетам саммитов10.

Это решение является одним из важнейших политических итогов 5-го Восточноазиатского саммита. Оно отвечает неоднократно выражавшемуся стремлению нашей страны по праву крупной региональной державы активно участвовать в создании современной архитектуры безопасности и сотрудничества в Восточной Азии и АТР на принципах АСЕАН и на равных условиях с другими участниками.

По случаю 5-й годовщины восточноазиатских саммитов были подтверждены цели и принципы восточноазиатских саммитов и единодушно одобрена Ханойская декларация, в которой поддержали позицию АСЕАН относительно строительства региональной архитектуры на основе развития уже действующих форумов сотрудничества в регионе и обеспечения центральной роли АСЕАН11.

Какие тенденции возобладают в АТР и Восточной Азии, как они будут соотноситься с национальными интересами нашей страны, в немалой степени зависит и от того, как будут складываться в дальнейшем отношения между Россией и АСЕАН.


* Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. вместе с подписанной тогда же Декларацией согласия АСЕАН составляет договорную основу Ассоциации. Он допускает возможность присоединения к организации внерегиональных государств при условии соблюдения ими принципов взаимоотношений друг с другом, принятых в АСЕАН. Эти принципы предусматривают взаимное уважение независимости, суверенитета, равенства, территориальной целостности и национальной идентичности каждой нации, право на невмешательство во внутренние дела государства, отказ от методов принуждения в международных отношениях, разрешения конфликтов мирным путём и пр. (прим. ред.).

1 Официальный сайт Президента РФ. Совместное заявление по итогам второго саммита Российская Федерация - АСЕАН. 30.10.2010 - http://news.kremlin.ru/ref_no-tes/761

2 Chairman's Statement of the 13th ASEAN-China Summit. Ha Noi, 29.10.2010 - http://asean2010.vn/asean_en/news/48/2DA9EE/Chairmans-Statement-of-the-13th-A SEAN-China-Summit

3 The gioi & Viet Nam, 30.10.2010.

4 Ibidem.

5 1.10.2010 - www.vietnamnet.vn

6 Официальный сайт Президента РФ. Выступление на втором саммите Россия - АСЕАН. 30.10.2010 - http://www.kremlin.ru/transcripts/9380

7 Официальный сайт Президента РФ. Совместное заявление РФ-АСЕАН. Указ. соч.

8 Лавров С., министр иностранных дел России. Россия и АСЕАН могут многое сделать вместе // Международная жизнь, 2010, N 10.

9 Table19. ASEAN Trade by Selected Partner Country/Region, 2009/15 April 2010 - http//www.aseansec.org/stat/Table19.pdf; Лавров С. Указ. соч.

10 Ha Noi Declaration on the commemoration of the fifth anniversary of the EAST ASIA summit. 30.10.2010 - http://asean2010.vn/asean_en/news/48/2DAA10/Ha-Noi-Declaration-on-the-commem oration-of-the-fifth-anniversary-of-the-EAST-ASIA-summit

11 Ibidem.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/РОССИЯ-АСЕАН-НОВЫЕ-ПРОЕКТЫ-И-ФОРМАТЫ-СОТРУДНИЧЕСТВА

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Г. М. ЛОКШИН, РОССИЯ - АСЕАН: НОВЫЕ ПРОЕКТЫ И ФОРМАТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 17.08.2023. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/РОССИЯ-АСЕАН-НОВЫЕ-ПРОЕКТЫ-И-ФОРМАТЫ-СОТРУДНИЧЕСТВА (date of access: 28.05.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Г. М. ЛОКШИН:

Г. М. ЛОКШИН → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
62 views rating
17.08.2023 (284 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКУ: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ"?
Catalog: Экономика 
23 days ago · From Golem Anzhanov
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
28 days ago · From Uzbekistan Online
МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Catalog: Экономика 
28 days ago · From Uzbekistan Online
КИТАЙ НА ПОРОГЕ 12-й ПЯТИЛЕТКИ
Catalog: Экономика 
41 days ago · From Golem Anzhanov
ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА: ОПЫТ ТУРЦИИ
60 days ago · From Golem Anzhanov
ISLAMIC FINANCIAL MODEL: PROS AND CONS
Catalog: Экономика 
97 days ago · From Golem Anzhanov
СУДЬБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АФРИКЕ: ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ СООБЩЕСТВО
101 days ago · From Golem Anzhanov
ЗНАКОМЬТЕСЬ: "АСИЯ ВА ИФРИКИЯ АЛЬ-ЯУМ"
113 days ago · From Golem Anzhanov
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС И РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ
117 days ago · From Golem Anzhanov
ДАИШ: НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ О СЛОМАННЫХ СУДЬБАХ
Catalog: История 
118 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

РОССИЯ - АСЕАН: НОВЫЕ ПРОЕКТЫ И ФОРМАТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android