При подготовке ответа на вопрос читателя мы использовали научные труды ученого- востоковеда профессора Д.Е. Еремеева и других специалистов в области ислама.
Для мусульманина считается тяжелым грехом не только употребление спиртного, но даже присутствие при пьяном застолье. Шариат возводит "сухой закон" в один из основных принципов поведения правоверного мусульманина в быту. Один из хадисов (высказываний основателя ислама пророка Мухаммеда) гласит: "Вино - источник грехов. Тот, кто выпил вина, теряет разум. Он не знает Бога, не признает ничьих прав, никого не уважает, даже своих родных и близких, легко совершает дурные поступки. Дух веры и благочестия покидает его, дух мерзости и порочности вселяется в него. Его проклинают Бог, ангелы, пророки и правоверные. Сорок дней его молитвы не будут услышаны. В день Страшного суда лицо его будет черным, язык - свисать изо рта, слюна - течь на грудь..."
Парадокс заключается в том, что именно арабы, в среде которых и зародился ислам, изобрели алкоголь. В чем же кроются причины запрета на спиртное в исламе? Исторические факты довольно хорошо освещают происхождение этой традиции.
Основатель ислама пророк Мухаммед в своих проповедях провозгласил одним из главных принципов новой веры джихад - обязательное участие своих последователей в войне за внедрение ислама среди покоряемого населения. Пьянство, которому были подвержены многие арабы, мешало исполнению этой обязанности правоверного мусульманина. Имели место случаи, когда пьянство буквально косило ряды воинов ислама, основная масса которых состояла из бывших бедуинов, нестойких к искушению "зеленым змием".
Чтобы положить конец пьянству, которое отрицательно сказывалось на боеспособности войска, пророк Мухаммед и ввел запрет на употребление спиртного. Были и другие причины для запрета. Одна из основных обязанностей мусульманина - совершение намаза - пятикратной молитвы в течение суток. Намаз сопровождается целым рядом телодвижений, которые в своей строгой последовательности составляют так называемый "ракат". Каждый ракат включает поясной поклон, вставание на колени, поклон до земли, стояние на коленях и простирание ниц.
Праздничная и пятничная молитвы, совершаемые в мечети, содержат еще большее число ракатов. Ясно, что в состоянии опьянения все эти телодвижения с их четким и строгим порядком выполнить просто невозможно.
Вместе с тем известно, что еще при жизни Мухаммеда многие жители Мекки и Медины так пристрастились к вину, что стали пренебрегать намазом, совершать его кое-как, тем самым нарушая следующую заповедь Корана: " О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны". "Вино - мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого!" - призывал своих последователей пророк Мухаммед.
Еще одна причина борьбы пророка за трезвость заключалась в следующем. Хотя арабы и были знакомы с вином - "напитками плодов пальм и лоз", все же производство вина в Аравии в больших масштабах не практиковалось: финики, выращиваемые в оазисах, шли прежде всего в пищу, виноград - на изготовление изюма. Да и сама аравийская почва неблагоприятна для виноградарства.
Вино в Аравию ввозилось из Сирии, Палестины и Ирака. Виноторговцами, поставлявшими спиртное племенам бедуинов, были христиане и иудеи. Стоило оно очень дорого. Арабы- кочевники нередко лишались имущества из-за пристрастия к вину, пропивая свои стада до последнего верблюда. Об этом сложено немало горестных стихов в домусульманской арабской поэзии. Бедуинский поэт Тарава ибн аль-Абд был даже изгнан из племени за чрезмерные траты в винных лавках. А известный арабский поэт VIII века Абу Нувас, также пристрастившийся к винопитию, писал:
Разбойник в пустыне грозил мне мечом,-
Мне целая шайка была нипочем.
А виноторговец так гостя ограбил,
Что плелся я к дому почти что ни в чем.
(Перевод С. Ширвинского)
Ислам, естественно, рассматривал приверженцев христианства и иудаизма, сбывавших вино арабам и в погоне за прибылью спаивавших их, как своих злейших врагов. И вино, поставляемое ими, представало в глазах сторонников Мухаммеда как продукт нечистый, греховный, запретный. Негативное отношение мусульман к спиртному проистекало также из отрицания ими культовой практики иудаизма и христианства, где вино применяется в некоторых обрядах (в иудаизме употребление вина обязательно в религиозные праздники, например в "пурим", а также по пятницам, после молитвы "Кадуш"; в христианстве существует особый ритуал евхаристии - причащение красным вином, символизирующим "кровь Христову").
Но далеко не все правоверные мусульмане соблюдали коранические запреты на спиртные напитки. Так, сельджукский везир Низам аль-Мульк в своем сочинении "Сиясет-наме" подробно рассказывает про ночные пьянки султана Махмуда Газневи (998-1030). Один из турецких султанов-халифов - Селим П (1566-1574) даже вошел в историю под именем Мест (Пьяница), ибо кроме беспробудного пьянства, ничем другим не прославился.
Не соблюдал запреты на употребление вина известный персидский поэт Омар Хайам (1048- 1122), но, как бы мы сейчас сказали, по научным, материалистическим причинам.
Почему этот кубок бесцветен и сух?
Где рейхановский рубин, укрепляющий дух?
Позабудь ненадолго запреты ислама,
Не скорби в одиночку, напейся за двух!
Или:
Жизнь короткую лучше прожить не молясь,
Жизнь короткую лучше прожить, веселясь.
Лучше нет, чем среди этой груды развалин
Пить с красоткой вино, на траве развалясь!
(Перевод Г. Плисецкого)
И в наши дни запрет на спиртное в некоторых мусульманских странах соблюдается очень строго (Саудовская Аравия, Ливия, Иран), в других отношение к вину более вольное (Турция, Тунис, Ливан, Сирия).
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |