Ю. В. КОЛЕДЮК
(Санкт-Петербург)
Межконфессиональные и межэтнические конфликты стали подлинным бичом многих стран Азии и Африки в XXI в. Не избежала их и Индия. Столкновения на религиозно-этнической почве, которые порой перерастали в кровавую резню, вспыхивали в штатах Уттар Прадеш, Гуджарат, на северо-востоке страны, где действуют вооруженные сепаратистские группировки.
На этом фоне обстановка в штате Панджаб (северо-запад Индии) выглядит относительно спокойной.
Однако и в этом регионе службам безопасности порой приходится прибегать к силе, чтобы погасить споры среди сикхов, последователей сикхизма с представителями различных сект (дера). Дера буквально означает место поклонения или храм. Традиция дера в Панджабе существовала еще до появления сикхизма и сыграла определенную роль в формировании его идеологии. Дера обычно возникали на местах кремации или захоронения останков местного святого, индусского или мусульманского, служили местом поклонения жителей близлежащих районов. В прошлом дера часто становились местом встречи мусульманских дервишей и индусских бхактов1, где те обменивались духовным опытом и знаниями.
ДЕРА В ПАНДЖАБЕ
В настоящее время в Панджабе существуют различные виды дера. Большинство - это просто сикхские храмы - гурдвары, которые возглавляет баба или сант2, они были построены в память о святом и сейчас управляются его потомками. Комитет по управлению гурдварами ("Широмани Гурдвара Парбандхак Камити", или ШГПК)3 признает их сикхскими гурдварами.
Вторая категория - это дера, которые продолжают практиковать сикхизм, но не полностью следуют тому, что предписывает сикхский кодекс поведения ("Сикх Рахит Марьяда") и ШГПК.
Третья категория дера - это культы, где существует институт живого гуру, и хотя их учение основано на идеях "Ади Грантх" ("Шри гуру Грантх Сахиб") - священного писания сикхов, - их можно определить как отдельные секты4. К ним относятся Намдхари, Ниранкари, Равидаси, Сача Сауда. ШГПК не признает эти секты как имеющие отношение к сикхизму, так как книга гуру Грантх Сахиб в них не является главным предметом поклонения, а их последователи не соблюдают в полной мере сикхский кодекс поведения.
Культы зачастую носят надрелигиозный характер, то есть последователь секты может продолжать быть сикхом, индусом или мусульманином и в то же время получать благословение от гуру или пира*. Он может посещать храмы "основного" религиозного направления и быть адептом нескольких дера или гуру одновременно.
Многие секты обладают значительными материальными средствами. Помимо постоянных пожертвований, источником их доходов становятся приобретаемые земли. Особенно крупные земельные владения имеют такие секты, как Радхасоами и Сача Сауда.
Благодаря наличию определенного капитала и влиянию на своих последователей руководители дера становятся значительными фигурами в политической жизни Панджаба. Представители политической элиты почти обязательно посещают известные дера, чтобы получить благословение и тем самым обеспечить большее число голосов на выборах в поддержку своей партии. Хорошо известно, например, что главные министры Панджаба и Харьяны посещали Гурмита Рам Рахим Сингха - главу секты Сача Сауда.
Большинство последователей дера, в которых существует институт живого гуру, составляют неприкасаемые (далиты), и это не случайно. В Панджабе далиты представлены преимущественно двумя кастовыми группами: чухра (мусорщик, подметальщик), которые также известны как мазхаби, и чамар (кожевенники).
Далиты стали активно вступать в ряды сикхов в конце XIX - начале XX вв. Так, МакЛаган в отчете по переписи населения 1891 г. отмечает, что количество сикхов из касты чухра в Фирозпуре увеличилось с 7237 человек в 1881 г. до 64333 человек в 1891 г.5 Такая популярность сикхизма среди низших кап была связана с желанием поднять социальный статус. В последней четверти XIX в. в сикхизме развернулось реформаторское движение "Сингх Сабха". Его радикальное направление "Тат Хальса", идеи которого возобладали в развитии сикхизма XX в., выступало за его очищение от влияния индуизма, порицало кастовые различия и способствовало повышению социального статуса неприкасаемых в сикхизме. К тому же, английские колониальные власти
* Пир - мусульманский святой, духовный наставник, связанный с каким-либо суфийским братством.
охотно привлекали сикхов на военную службу, которая давала определенные выгоды и преимущества.
В Панджабе далиты составляют порядка 29% населения, это один из самых высоких показателей по сравнению с другими индийскими штатами. Вместе с тем, им принадлежит только 2,34% обрабатываемых земель6. В таких дистриктах, как Джаландар, Капуртхала, Наван шахр, Хошиапур далиты превышают 50% населения. Как показывают полевые исследования, проводившиеся в начале 1980-х гг., далиты-мазхаби меньше всего участвовали в религиозной жизни, отошли от нормативных сикхских верований и весьма либерально относились к правилам сикхского ритуала и общины7.
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА
Сикхи известны, главным образом, благодаря внешним отличительным символам своей религии, так называемым 5 "К", названия которых на панджаби начинаются с буквы "к": кес - нестриженные волосы, которые скрывает особым образом завязанный тюрбан, кара - стальной браслет, канга - гребень, кирпан - кинжал и качха - штаны особого покроя.
Сикхизм возник на рубеже XV-XVI вв., и его облик во многом определили и продолжают определять политические события, происходившие на севере Индии. Поэтому вопросы самоопределения и обозначения границ сикхизма актуальны для сикхов и сегодня.
Шри гуру Грантх Сахиб (Уважаемый Господин Книга-Гуру) почитается в сикхизме в качестве единственного гуру и приравнивается к Богу. Наличие других объектов поклонения наряду с Ади Грантх, а также почитание живого гуру расценивается как оскорбление и вызывает у сикхов протесты.
Последователи сикхизма принадлежат к основным кастовым группам Панджаба: кхатри, джаты и неприкасаемые, каждая из которых имеет свои особенности образа жизни и верований. Но доминирующее положение в общине сикхов заняли джаты, обычаи которых во многом определили традиции и внешние атрибуты сикхизма. По мнению У. Х. МакЛеода, самого авторитетного исследователя сикхизма XX в., различия в традиционных ценностях джатов, кхатри и других кастовых групп, а также характерная приверженность джатов к семейственности и фракционизму, может приводить к конфликтам в религиозной общине, несмотря на узы общих верований8. Современные отношения между сикхами и неортодоксальными сикхскими сектами подтверждают это предположение.
В мае 2009 г. в Вене был убит санта Рамананда - один из лидеров дера Сач Кханд. Нападение в Вене стало своего рода протестом сикхских фундаменталистов против того, что руководители Сач Кханд считают себя равными десяти сикхским гуру, которые возглавляли общину в первые 200 лет ее существования, а в их гурдварах вместе с Ади Грантх установлены идолы санта Рави Даса. В ответ на это в Панджабе - городах Джаландар, Лудхиана, Пхагвар, Хошиапур - прошли массовые выступления последователей секты Сач Кханд и других организаций, объединяющих далитов. Они блокировали дороги и подожгли два поезда. Правительство штата было вынуждено ввести комендантский час в тех районах, где начались беспорядки.
Начало конфликту было положено в 1978 г. столкновением сикхов с Ниранкари Мандал, сектой, которая откололась в 30-е гг. XX в. от существовавшей ранее ортодоксальной секты Ниранкари. Ее глава Автар Сингх в 1948 г. создал собственное писание "Автар Бани", которое содержало упоминания о сикхских гуру, принижающие их достоинство, и использовал Ади Грантх для обоснования необходимости живого гуру для достижения освобождения. В 1984 г. конфликт сикхов с Ниранкари Мандал привел к развитию терроризма в Панджабе. В 2001 г. имели место волнения, связанные с деятельностью секты Бханиаравала, а в 2007 г. по Панджабу прокатились волнения, вызванные деятельностью дера Сача Сауда.
В Панджабе всегда было и остается достаточно большое количество различных культов и сект, так или иначе связанных с сикхизмом. Самыми процветающими из них являются Радхасоами, Ниранкари, Сача Сауда, Бханиаравала. Общими для них являются наличие института живого гуру, близость учения к философии Ади Грантх, священного писания сикхов, а также социальный состав последователей, большинство из которых принадлежит к низшим кастам или неприкасаемым. Поэтому столкновения между сикхами и различными неортодоксальными сектами можно рассматривать не только как религиозный, но и социальный конфликт между сикхами-джатами и далитами.
НЕПРИКАСАЕМЫЕ В СИКХИЗМЕ
Несмотря на провозглашаемое в сикхизме равенство и братство всех людей, далиты часто испытывают ущемление своих прав в политической, экономической и религиозной сфере со стороны джатов, которые составляют 60% от общего числа последователей сикхизма. Всего в Панджабе проживает от 30% до 33% джатов, они владеют более чем 80% сельскохозяйственных земель9. Подавляющее большинство как далитов, так и джатов живут в сельской местности.
Сикхизм отвергает кастовое неравенство, что явно демонстрирует обычай лангара - общественной столовой при гурдварах, но традиции касты в сикхизме продолжают сохраняться в сфере брачных отношений, а также совместной трапезы и времяпровождения за пределами храма10. Даже после принятия посвящения сикхи продолжают следовать традиция касты. Как в Индии, так и за рубежом они стараются соблюдать кастовую эндогамию. Далитам не разрешается работать в общественной столовой. Даже священнослужителям, выходцам из низших каст, отказывают в подобной службе, хотя и неофициально11.
Показательным является конфликт в деревне Талхан, непода-
леку от Джаландара, в 2003 г., где далиты, составляющие 70% населения деревни, потребовали 2 места из 13 в совете по управлению гурдварой, которая находилась под полным управлением джатов. Несмотря на решение суда предоставить далитам места в управлении, джаты деревни отказались выполнять это решение и объявили далитам бойкот, что привело к открытым столкновениям как в деревне, так и в самом Джаландаре. Естественно, в такой ситуации, как отмечает индийский еженедельник "Мейн стрим", "далиты и отсталые классы в Панджабе чувствуют себя лишенными возможности политического и экономического выбора"12. Поэтому они основывают свои гурдвары или становятся последователями того или иного культа.
Движению далитов за свои права способствовал рост их самосознания, образования и экономического положения. В настоящее время многие семьи далитов, проживающие в районе Доаба, имеют родственников в США, Европе, в частности, в Англии. Далиты состоят на госслужбе, и в целом их материальное положение улучшилось.
Рост самосознания далитов во многом связан с движением "Ад Дхарм", которое возникло в 20-х гг. XX в. и было направлено на объединение неприкасаемых независимо от их религиозной принадлежности, а также обеспечение для них достойного места в обществе через повышение образования и культурную трансформацию, путем создания новой религии. В основе этой религии лежала идея о том, что далиты представляют собой отдельную религиозную общность. Особо почитаемым святым был выбран Рави Дас, средневековый поэт-бхакт, чамар по касте, произведения которого вошли в состав Ади Грантх13. Сач Кханд была одной из первых сект, которая поддержала это движение. Ее второй гуру - сант Сарван Дас (1895 - 1972) активно проповедовал получение далитами образования и стремился сделать доступной медицинскую помощь. Ориентация многих сект на образование и медицинскую помощь для населения продолжает привлекать к ним новых последователей из числа далитов.
Дера Сач Кханд была основана сантом Пипал Дасом (ум. 1927 г.), отцом Сарван Даса, в местечке Баллан, близ Джаландара. Секта стала центром поклонения санту Рави Дасу. В ней были разработаны свои религиозные символы, флаги, молитвы, форма одежды, приветствие и ритуалы и даже архитектурный стиль храмов. Секта считает себя не принадлежащей ни к индуизму, ни к сикхизму, хотя внешне ее последователи выглядят как "амритдхари" (принявшие посвящение и соблюдающие 5 "К").
Наличие в составе секты большого количества далитов придает конфликту помимо религиозного еще и социальный характер, а участие в нем сикхов, живущих за рубежом, свидетельствует о том, что противоречия между сикхами и дера проникли и в эмигрантскую общину.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САЧА САУДА
Еще одной сектой, вызывающей недовольство сикхов, является Сача Сауда. Самое крупное столкновение с последователями этой секты, которое затронуло несколько панджабских городов, произошло в мае 2007 г. Формальным поводом к конфликту послужило поведение главы секты Сача Сауда - скандально известного Гурмита Рам Рахим Сингха (род. 1967 г.), на которого в Центральном бюро расследований Индии заведено несколько уголовных дел, связанных с убийствами и сексуальной эксплуатацией своих последовательниц. "Его Святейшество Великий Махарадж", как называют Гурмита Р. Р. Сингха его последователи, появился в костюме, в котором обычно изображается последний гуру сикхов Гобинд Сингх, живший в XVII в., и пытался повторить его действия, которые сикхский гуру производил в день образования хальсы14. Подобным образом в 2001 г. повел себя Пияра Сингх Бханиара, глава секты Бханиаравалла, который не только имитировал наряд последнего гуру сикхов, но и появился на похожей лошади, что также привело к столкновениям.
Несмотря на заявление о том, что дера Сача Сауда не связана с политикой15, ее лидер оказывает заметное влияние на политическую жизнь Панджаба. Одним из показательных примеров являются выборы в законодательное собрание штата в 2007 г., когда сикхская партия Акали Дал потеряла 37 мест из 65 в Малве (регионе, где Акали Дал всегда доминировала) в результате того, что Гурмит Р. Р. Сингх издал эдикт, призвав своих сторонников голосовать в поддержку Индийского национального конгресса. Поражение Акали Дал на выборах в этом регионе вызвало негодование в среде ортодоксальных сикхов, а провокационное поведение главы секты Сача Сауда привело к открытым столкновениям между сикхами и членами секты.
Столкновения сторонников дера Сача Сауда с сикхами были зафиксированы также в июне 2008 г. в Бомбее и мае 2009 г. в Лудхиане, где со стороны сикхов участвовали члены "Екнур Хальса Фаудж", одной из радикальных сикхских организаций. Только благодаря умелым действиям П. С. Бадала - главы правительства штата, который старается балансировать между сторонниками дера и радикально настроенными сикхами, а также благодаря влиянию "Акали Дал" на ШГПК, ситуацию удается держать под контролем.
Надо заметить, что позиции Сача Сауда особенно сильны в таких юго-западных дистриктах, как Батхинда, Сангрур, Манса и Муктасар. Только в Батхинде насчитывается порядка 150 тыс. последователей дера Сача Сауда при населении в дистрикте 1,3 млн. человек16. Популярность секты журналистка Бандита Мишра связывает с тем, что в Батхинде, по сравнению с другими дистриктами Панджаба, сохраняется высокий уровень малограмотного населения, распространены наркомания и безработица17. Некоторые приходят в секту
в надежде на руководство живого гуру, который может указать правильное направление в их нелегкой жизни. Всего же, по данным лидеров самой секты, ее численность составляет приблизительно 12,5 млн. человек18, большинство из которых представители низших каст. Численность ее рядов стала увеличиваться при последнем гуру Гурмите Р. Р. Сингхе, который возглавляет ее с 1992 г. В настоящее время Сача Сауда имеет 36 отделений в 11 индийских штатах, включая Раджастан, Панджаб, Гуджарат, Чаттисгарх, Мадхья Прадеш и Уттар Прадеш.
Секта Сача Сауда была основана в 1948 г. Шахом Мастана из Белуджистана, который призывал поклоняться одному единому Богу. Считается, что различия в понимании Бога разными религиями носят только семантический характер. Сача Сауда определяет себя как внерелигиозная, духовная организация, не признает внешних религиозных различий и одинаково относится ко всем религиям и священным писаниям. Тем не менее, в своей агитации гуру Сача Сауда активно использует выдержки из Ади Грантх, сикхскую терминологию и философские основы вероучения.
Последователи Сача Сауда не признают авторитет какого-либо священного писания, выше всех писаний они ставят практику медитации на Нам (имя), понятие, обозначающее полноту Бога в целом. Но медитировать и достичь освобождения можно только с помощью живого гуру. Главной целью считается достижение освобождения в этой жизни, которое сопровождается состоянием полного покоя, радости и просветления при помощи медитации на Нам.
Сача Сауда имеет свой кодекс поведения, состоящий из 47 пунктов. Он содержит запрет на денежные подношения, просмотр ТВ, употребление невегетарианской пищи и яиц, запрещает давать приданое и защищает права вдов на повторное замужество. Сача Сауда выступает против таких социальных зол, как кастовое неравенство, аборты, употребление наркотиков и спиртного, коррупция. Несмотря на отсутствие обязательных денежных пожертвований, ее последователи должны бесплатно трудиться на благо общества один день или 6 часов в неделю19. Волонтеры дера Сача Сауда работают на полях, а также на строительстве различных социальных объектов: школ, больниц, жилых домов, по 15 - 18 часов в день. Так, силами добровольцев в Сирее всего за 42 дня был построен крикетный стадион, а за 46 дней - больница.
Организацией общественных работ занимается благотворительный фонд "Шах Сатнам Джи Грин С", действующий при секте. В цели и задачи фонда входит помощь пострадавшим от стихийных бедствий, озеленение территорий, донорство. В секте имеется единая база данных, и каждый ее член имеет свой идентификационный номер. Дера Сача Сауда выпускает свою газету, издаваемую ежедневно на 10 страницах тиражом 200 тыс. экземпляров20. Главное представительство Сача Сауда расположено в районе города Сирса (Харьяна), где на площади в 700 акров раскинулся своеобразный город в миниатюре со своим фермерским хозяйством, мастерскими, школами, больницей.
* * *
Вопрос самоопределения и границ сикхизма остается актуальным вследствие неоднозначного определения сикха, принятого в "Сикх Рахит Марьяда". ШГПК отказывается признавать сикхами представителей различных сект сикхского происхождения и ущемляет права далитов, чем значительно уменьшает численность сикхской общины, а следовательно и электората "Акали Дал", которая является исключительно сикхской партией и соединяет в своей деятельности религию и политику. Формально сикхское руководство признает правомерность требований далитов в вопросах управления и равенства, вместе с тем, "сахадждхари" (не принявшие посвящение, "стриженные") сикхи, среди которых значительное количество последователей различных сикхских сект, остаются лишенными права голоса на выборах в ШГПК, что не способствует популярности сикхизма.
1 Бхакт - последователь бхакти, течения в индуизме, в основе практики которого лежат любовь и эмоциональная привязанность к Богу, представляемому, как правило, в личностной форме.
2 Баба или сант - так называют святых, пользующихся особым духовным авторитетом личностей.
3 ШГПК - выборный орган управления сикхской общины, который формально занимается распоряжением денежными средствами, поступающими в виде пожертвований в исторические гурдвары, а также поддержкой сикхских образовательных учреждений. Большинство членов ШГПК принадлежат к сикхской партии Широмани Акали Дал. Позиция этой партии является определяющей в работе ШГПК.
4 Jodhka Surinder S. Of Dera and Baba. 7 June, 2009 - http://dalitliberation.blogspot.com
5 Maclagan E.D. The Punjab and its Feudatories. Part I. Calcutta, 1892, p. 96.
6 Ram Ronki. Exploring the Myth of Casteless Sikh Society in Punjab. June 6, 2009 - http://dalitliberation.blogspot.com
7 McMullen C.O. Religious belief and practices of the Sikhs in Rural Punjab. New Delhi, 1989, p. 110.
8 MacLeod W.H. The Evolution of the Sikh Community. Sikh and Sikhism, New Delhi, 2005, p. 37.
9 Ibidem.
10 Singh I. P. Caste in a Sikh Village - in: Caste among non-Hindus in India. New Delhi, 1977, p. 66 - 83.
11 Barsat K. Dera Sacha Sauda and panthik disput in Punjab - http://www.qua-miekta.com/englishnews/p.php?q=924
12 Singh Surinder. Deras, Caste Conflicts and Recent Violence in Punjab. June 13, 2009 - http://www.mainstreamweekly.net/articlel425.html
13 Juegensmeyer M. Religious Rebels in the Punjab. Delhi, 1988, p. 45 - 51.
14 Хальса - военный орден "святых-воинов", созданный последним гуру Гобинд Сингхом в 1699 г. Для вступления в орден нужно было пройти специальный обряд посвящения, используемый и поныне.
15 Сайт Сача Сауда - http://www.dera-sachasauda.in/principles.html
16 Mishra V. Why many have turned to Dera Sacha. May 28, 2007 - www.express-india.com/news/fullstory.php?newsid-87226
17 Ibidem.
18 Rajalakshmia T.K. Dera Sacha Sauda - http://www.sikhsundesh.net/sacha_sauda.htm
19 http://www.derasachasauda.in/principles.html
20 Nandal R.S. The growth of the Dera Sacha Sauda. May 20, 2007 - http://www.ndtv.com/convergence/ndtv/story.aspx?id=NEWEN20070012712
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |