Б. В. ДОЛГОВ
Кандидат исторических наук
Центр арабских и исламских исследований ИВ РАН
Ключевые слова: сирийский кризис, патриотическая оппозиция, вооруженная исламистская оппозиция, цели Запада, информационная война, политическое решение
Сирийский кризис, начавшийся в марте 2011 г., приобрел характер глобального конфликта, в котором сталкиваются интересы как государств, представляющих собой региональные центры силы, так и великих держав. В то же время поддержка внешними силами вооруженной сирийской оппозиции, представленной, в основном, исламистскими группировками, и присутствие в их рядах тысяч джихадистов со всего мира стимулировали возникновение в Сирии очага радикального исламизма. Это, в свою очередь, способствовало формированию здесь и в Ираке т.н. "Исламского государства" (ИГ) и его экспансии в регионе.
Сирийский кризис можно рассматривать как специфическую, особую часть "арабской весны". Социальный протест, что представлял собой начальный этап "арабской весны" в таких странах, как Тунис, Египет, Йемен, Бахрейн, был обусловлен внутренними факторами, социально-экономическим кризисом, коррупцией, полицейским произволом, непотизмом правившей десятки лет властной элиты, отсутствием реальных демократических свобод при показной "фасадной демократии".
В то же время в Сирии (так же, как и в Ливии) при наличии, хотя и в меньшей степени, внутренних проблем главными причинами продолжающегося кризиса стали внешние факторы, а именно, поддержка вооруженной оппозиции внешними силами, которые пытаются использовать сирийский конфликт для реализации своих стратегических целей.
СИРИЯ ДО КРИЗИСА 2011 г.
Необходимо подчеркнуть, что социально-экономическая ситуация в Сирии до начала конфликта по многим параметрам отличалась в лучшую сторону по сравнению с такими странами, как Тунис и Египет, и не могла сама по себе вызвать внутренний социальный взрыв и вооруженное противостояние. Уровень безработицы, хотя и повысился с 8,4% в 2010 г. до 15% в 2011 г.1, тем не менее, был ниже, чем в Тунисе и Египте, где безработица, особенно среди молодых людей до 30 лет, достигала 50%.
В Сирии было достаточно развито профсоюзное движение. Профсоюзные комитеты действовали (и продолжают действовать в условиях войны с 2011 г.) практически на всех предприятиях государственного и частного сектора, в т.ч. сельскохозяйственных. Их работники получают профсоюзную социальную защиту. Причем в Сирии были созданы при поддержке государства тысячи производственных структур малого и среднего бизнеса. Так, например, в районе г. Алеппо работали небольшие предприятия и мастерские по пошиву по западным лицензиям современной модной одежды, на которых, как правило, трудились члены одной семьи. Таким образом, решалась проблема безработицы, уровень которой к началу кризиса 2011 г. был одним из самых низких в регионе и даже ниже, чем на тот же период в таких странах ЕС, как Испания, Греция, Португалия, где он вырос до 25%.
Для сравнения. В Египте, как подтвердил на своей пресс-коференции в Москве в июле 2013 г. посол Египта,
40% населения жили на доход менее $2 в день. В Сирии, к тому же, гораздо ниже, чем в Египте и, особенно, в Тунисе, был процент безработных дипломированных специалистов. Инфляция колебалась в 2010 г. в пределах 4%2.
Качественные показатели сирийского общества также отличались в лучшую сторону по сравнению с другими странами, затронутыми "арабской весной". Так, например, достаточно высок образовательный уровень сирийского общества -процент грамотных среди лиц старше 15 лет на 2010 г. достигал: 86% - для мужчин и 73,6% - для женщин. Продолжительность жизни составляла 70 лет. Таким образом, ситуацию в Сирии перед началом внутреннего конфликта нельзя было определить как социально-экономический кризис.
Наряду с этим можно напомнить, что после прихода к власти в 1970 г. левого крыла ПАСВ (Партии арабского социалистического возрождения) Сирия была провозглашена "социалистическим народно-демократическим государством"3.
В соответствии с доктриной построения "арабского социализма", которую провозглашала ПАСВ, в Сирии проводились мероприятия, направленные на улучшение социально-экономической ситуации. Так, например, было введено бесплатное образование и медицинское обслуживание, проведена аграрная реформа, в результате которой возрос материальный достаток сирийских граждан. Особенно это касалось крестьян, составлявших в тот период большинство населения. Был установлен приемлемый для большинства населения уровень цен на продукты питания и предметы первой необходимости.
Бассам Абу Абдалла, профессор политологии Дамасского университета, видный член партии ПАСВ, являющийся в настоящее время депутатом парламента Сирии, в беседе с автором этих строк рассказал, что он родился в бедной многодетной крестьянской семье. Только благодаря социально-экономическим реформам ПАСВ, изменившим жизнь в Сирии, он "прошел путь от крестьянина до парламентария"4.
Вместе с тем, очевидно, что положение, при котором одна политическая сила стоит у власти десятки лет и пользуется всеми властными привилегиями, может способствовать развитию коррупции, непотизма и злоупотреблениям властных структур. Такая ситуация также ведет к тому, что власть имущие отстраняются от насущных проблем общества, не способны или не желают действовать в интересах большинства населения.
Нельзя согласиться с достаточно распространенным мнением, высказываемым частью экспертов и СМИ, о том, что в сирийском руководстве полностью доминируют представители алавитской* общины. Это не так.
Прежде всего, стоит напомнить, что Асма Асад, супруга президента Башара Асада, является сунниткой. Она происходит из известной суннитской семьи врачей-кардиологов из г. Хомса, которые имели дружеские связи с семьей Асадов.
Многие сирийские предприниматели, в частности, в одном из наиболее развитых экономических центров Сирии в районе г. Алеппо, -представители суннитской, а также армянской общин. В сирийский офицерский корпус был открыт доступ представителям всех конфессий. Ярким примером этого был министр обороны генерал Дауд Раджха (погибший в результате теракта 18.07.2012 в Дамаске) - христианин. Сирийская интеллигенция, в т.ч. работники СМИ, также представлены различными национальностями и конфессиями. Например, нынешний руководитель корпункта САНА (Сирийского агентства новостей) в Москве - курд, заместитель председателя Союза писателей Сирии - палестинец-христианин.
"СИРИЙСКАЯ ВЕСНА"
Необходимо отметить, что в 2000-е гг. сирийское руководство пыталось решать назревающие в обществе проблемы. Это касается, прежде всего, мер по демократизации экономической и общественно-политической жизни, получивших название "сирийская весна".
По инициативе президента Башара Асада (р. 1965 г.), занявшего высший государственный пост в 2000 г. после смерти своего отца Хафеза Асада, была провозглашена политика "открытости и гласности", направленная на демократизацию политической жизни. Был принят также ряд мер по развитию рыночной экономики, которые способствовали расширению участия частного бизнеса в экономической и финансово-банковской сферах.
* Алавиты - направление в шиитском толке ислама, возникшее в X в. н.э. Оно представляет собой эклектическое смешение элементов шиитского вероучения, гностического христианства и домусульманских культов и верований. Алавиты отвергают многие предписания ислама, почитают Иисуса Христа и ряд христианских святых, отмечают некоторые христианские праздники. См.: Ислам. Энциклопедический словарь. М., Наука. 1991.
В то же время очевидно, что стимулирование свободного рынка, наряду с определенным положительным эффектом, имеет свои негативные результаты. А именно - рост безработицы в связи с сокращением рабочих мест в результате приватизации предприятий и повышения их рентабельности, повышение цен и, как следствие, увеличение числа неимущих в процессе расслоения общества, ведущее к усилению социальной напряженности, что также имело место в Сирии.
На волне политики открытости в Сирии стали формироваться независимые общественно-политические организации - "форумы национального диалога". Всего в Сирии в 2000-х гг. было создано более 20 форумов, в которых участвовали сотни представителей сирийской интеллигенции, в основном творческой и гуманитарной. Такие руководители форумов, как Рияд Турк и Рияд Сейф, стоявшие на либерально-демократических позициях, пытались превратить их в политические партии.
Участники форумов писали петиции и воззвания к властям с требованием дальнейшей демократизации (например, известная "Петиция 99"), которые публиковались, как правило, за пределами Сирии. Свои форумы создавали и общественно-политические деятели, исповедовавшие левые и социалистические идеи. Так, например, Халиль Матук, разделявший позиции сирийских коммунистов, сформировал "Форум культуры и прав человека".
Представители курдской общины стали заявлять о необходимости предоставления им больших прав. Оживились также сирийские "Братья-мусульмане", деятельность которых была запрещена после организации ими в 1982 г. в г. Хама вооруженного мятежа5. В 2002 г. они провели свой съезд в Лондоне и опубликовали воззвание, призывающее к политической борьбе против режима.
В США бизнесмены сирийского происхождения Фарик Аль-Гадири и Абдель Азиз Муфлат с целью создания политической оппозиции сирийским властям сформировали две партии: "Сирийскую партию реформы" - в 2003 г. и "Национально-демократическую партию возрождения" - в 2005 г.6 Однако все эти организации не пользовались какой-либо массовой поддержкой, поскольку их идеологические платформы -либерально-демократическая и исламистская - не имели значительного влияния в сирийском обществе.
В независимых форумах началась также острая критика периода правления президента Хафеза Асада, а также действующего режима, что негативно сказалось на возможности диалога оппозиции с властями. Так, Али Абдалла аль-Ахмед, представитель одной из оппозиционных групп, которую возглавлял известный деятель либеральной оппозиции Жорж Кило, заявил в беседе с автором, что сирийская оппозиция упустила свое время, когда можно было политическим путем осуществить реформы по демократизации государственной системы. Оппозиционеры увлеклись жесткой критикой режима, в их среде возобладала внутренняя борьба, связанная с личными амбициями. По его словам, "сейчас их никто не будет слушать, а судьба Сирии решается на поле боя"7.
Башар Асад в ответ на петиции оппозиции заявлял, что Сирия пойдет по пути поэтапных реформ и демократизации, но не будет выполнять требования отдельных лиц, не представляющих мнение большинства народа.
Таким образом, "сирийская весна" начала 2000-х гг. не получила дальнейшего развития, чему способствовала к тому же позиция представителей "старой гвардии" ПАСВ, которые сопротивлялись реформам. Руководство Сирии также правомерно опасалось, что ускоренное проведение радикальных реформ может привести к дестабилизации режима и распаду Сирии, что к тому времени продемонстрировали на своем опыте бывшие СССР, Чехословакия и Югославия.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТЕСТЫ И ИХ ПРИЧИНЫ
Протестные акции в Сирии начались в марте 2011 г. с демонстраций против произвола полиции в небольшом г. Дараа (50 тыс. жителей)*, на границе с Иорданией и Израилем. Они распространились на другие города, где манифестанты требовали улучшения условий жизни и решения социально-экономических проблем. Выступления протеста в некоторых районах стали перерас-
* Причиной протестных манифестаций стал арест в г. Дараа нескольких молодых людей и их избиение полицией. По заявлениям протестующих, они рисовали на стенах домов антиправительственные граффити. По версии властей, молодые люди были связаны с бандой, занимавшейся наркотрафиком и контрабандой оружия. Имеются также свидетельства ливанских журналистов из информационного агентства "Аль-Джазира", вышедших из него из-за несогласия с его позицией по Сирии, представленные на телеканале Euronews в мае 2011 г., о том, что с первых дней протестных демонстраций в Дараа в Сирию через иорданскую границу переходили десятки вооруженных боевиков.
тать в столкновения с силами правопорядка.
Президент Б. Асад объявил о предстоящем проведении реформ в социально-экономической и политической сфере. Затем в Дамаске и в ряде других крупных городах прошли митинги и демонстрации в поддержку руководства Асада. Однако антиправительственные манифестации и столкновения с полицией продолжались и принимали все более ожесточенный характер. Против сирийского режима шла война в киберпространстве и массовых СМИ.
Наиболее непримиримое противостояние с силами правопорядка, сопровождавшееся призывами к свержению правящего режима, происходило в тех городах, где изначально были представлены оппозиционные силы, прежде всего, сторонники "Братьев-мусульман" и других исламистских движений (гг. Хама, Хомс, Джиср аш-Шухур). Им активно оказывалась помощь из-за рубежа, в т.ч. в создании вооруженных антиправительственных группировок.
Рассматривая развитие сирийского кризиса с марта 2011 г., необходимо отметить ряд тенденций. Во-первых, стремление руководства Б. Асада провести в кратчайшие сроки политические реформы, которые требовали от него в начале кризиса оппозиция и страны Запада. Во-вторых, с одной стороны, активизация вооруженных антиправительственных группировок на территории Сирии и, с другой стороны, усиление поддержки большей частью населения президента Асада. В-третьих, расширение вмешательства в сирийский кризис внешних акторов и разрастание сирийского конфликта до масштаба регионального и даже глобального.
В 2011 - 2012 гг. реализовывался предложенный руководством страны план демократизации общественно-политической жизни. Были приняты новые законы о всеобщих выборах, о СМИ, о местном самоуправлении, о политических партиях. В соответствии с новым законом, в декабре 2011 г. в Сирии прошли выборы в местные органы власти. Однако в связи с угрозой терроризма в них приняли участие, как подтвердили представители ПАСВ, лишь 42% избирателей. Тем не менее, местные органы власти были избраны и приступили к работе. Также на основе нового закона создавались новые СМИ наряду с уже действовавшими 20-ю телеканалами, 15-ю радиостанциями и 30-ю газетами.
26 февраля 2012 г. в стране состоялся референдум по проекту новой Конституции, за одобрение которой высказались 89,4% проголосовавших. В ней была упразднена статья о руководящей роли партии ПАСВ, присутствовавшая в прежней конституции, и имелись элементы демократического государственно-политического устройства, включая многопартийную систему*.
Начался активный процесс создания новых политических партий. Так, на середину 2012 г. было зарегистрировано более 10. Причем часть этих партий принадлежала к внутренней, или патриотической, как себя называют ее представители, оппозиции, которая готова к диалогу и конструктивному взаимодействию с властями.
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ОППОЗИЦИЯ
Патриотическая оппозиция представлена целым рядом партий различного политического спектра - либерально-демократические, левые и отражающие интересы курдской общины. Влиятельной партией демократического направления является старейшая Национальная социальная партия (НСП), основанная в 1932 г.
Как заявил Илия Саман, член политбюро НСП, ее программа более консервативна по сравнению с программой ПАСВ8. Тем не менее, между двумя партиями нет принципиальных разногласий. По его мнению, главным дестабилизирующим фактором в Сирии является политика США, Франции и Англии, действующих в интересах Израиля и имеющих целью разделить Сирию на 5 государственных образований по религиозному и этническому признаку. Таким образом, по его мнению, можно будет признать и оправдать существование Израиля как "исключительно еврейского государства", о чем заявляют его руководители.
В то же время И. Саман, уроженец г. Хомса, признал, что в последнее время в Сирии возникали очаги межконфессионального противостояния. Это имело место, в частности, в г. Хомсе между жителями алавитских и суннитских кварталов, что представляло, по его мнению, опасную тенденцию. Наряду с этим вооруженные антиправительственные группировки пытались намеренно разжечь межконфессиональное противостояние, осуществляя убийства и похищения людей в суннитских районах и обвиняя в этом алавитов.
К либеральной оппозиции
* В соответствии с действовавшей до марта 2012 г. конституцией, в Сирии формально существовала многопартийная система, и в парламенте были представлены 7 политических партий. Однако, согласно ст. 8, руководящая роль принадлежала правящей ПАСВ (прим. авт.).
можно отнести зарегистрированное в январе 2012 г. Светское демократическое социальное движение. Его возглавляет Набиль Фейсал, один из светских сирийских интеллектуалов, писатель и переводчик. Он - ярый противник исламского фундаментализма, сторонник либеральной демократии. Цель его движения, как заявил Н. Фейсал в беседе с автором, - "превратить Сирию в ближневосточную Данию"9.
Наиболее влиятельной составляющей левого направления патриотической оппозиции является "Комитет по объединению сирийских коммунистов", недавно сменивший название на партию "Народная воля". Ее возглавляет видный экономист, профессор Дамасского университета Кадри Джамиль. Он представлял оппозицию в комиссии по созданию новой сирийской конституции. К. Джамиль считает, что единственным путем выхода из кризиса является национальный диалог. При этом, по его мнению, необходимо "очищение режима от тех, кто не заинтересован в проведении реформ, а также очищение оппозиции от деструктивных элементов". Он заявил также, что правящая партия ПАСВ при наличии у нее политической воли "способна адаптироваться к новым политическим условиям и сыграть позитивную роль в реформировании страны"10.
Значительной силой оппозиции в Сирии, с которой имеет контакты "Народная воля", является также "Сирийский национальный координационный комитет за демократические изменения". Он действует как внутри Сирии, так и за рубежом, во Франции, где имеет свое представительство. Это движение включает в себя 13, в основном, светских, демократически ориентированных политических партий; 3 партии, отражающие интересы курдской общины; и независимых активистов. Его возглавляют достаточно известные сирийские общественные деятели - Хасан Абдель Азим и Исам Манаа. "Комитет" имеет свои отделения в Сирии, которые в некоторых регионах сотрудничают с местными властями, в других организуют демонстрации с требованиями к властям улучшить условия жизни в конкретных районах, вступая иногда в столкновения с правительственными силами правопорядка. Они выступают также в качестве сил самообороны, зачастую имея оружие и защищая свои кварталы от нападений антиправительственных вооруженных группировок.
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ
В мае 2012 г. в Сирии прошли парламентские выборы на основе новой конституции. Это были первые выборы на многопартийной основе, в которых ПАСВ участвовала на равных правах с другими партиями. На 250 мест в парламенте (Народном совете) претендовали около 7 тыс. кандидатов. 127 мест в парламенте, согласно конституции, предназначены для представителей рабочих и крестьян.
В выборах приняли участие 12 различных политических партий, в т.ч. новые, сформированные на основе закона о многопартийности. Наибольшей поддержкой избирателей пользовались ПАСВ и ее союзники - партии, входящие в коалицию "Народный фронт за национальное единство".
Из 250 избранных депутатов 209 являются вновь избранными и среди них - 30 женщин. Явка избирателей, несмотря на призыв зарубежной оппозиции к бойкоту выборов, составила 51,26%11. На основе результатов парламентских выборов часть лидеров внутренней (патриотической) оппозиции вошла в состав нового сирийского правительства, сформированного в июне 2012 г. Так, например, упоминавшийся выше Кадри Джамиль, будучи вице-премьером в период 2012 - 2014 гг., курировал в правительстве вопросы экономики.
ВНЕШНЯЯ ОППОЗИЦИЯ
Внешняя оппозиция, базирующаяся, в основном, в Турции и Катаре, провозглашает главной своей целью свержение режима Б. Асада. На территории Сирии действовали также вооруженные антиправительственные группировки, осуществлявшие координацию своих действий с внешней оппозицией, и которым оказывалась активная поддержка из-за рубежа. Зарубежная сирийская оппозиция представлена рядом различных группировок, роль и лидеры которых менялись в зависимости от поддержки их ведущими странами НАТО.
С лета 2011 по ноябрь 2012 гг. признанным Западом "законным представителем" оппозиционных группировок считался Сирийский национальный совет (СНС), базировавшийся в Стамбуле и возглавлявшийся Бурганом Гальюном, сирийцем, эмигрировавшим около 20 лет назад во Францию. Затем его сменил на этом посту один из членов руководства СНС, проживавший в Турции Абдель Басет Сида (этнический курд), призывавший к иностранной интервенции в Сирию как наилучшей помощи "повстанцам".
Однако СНС не смог до-
стичь той цели, которую ставили перед ним и не раз озвучивали руководящие деятели Запада. А именно, объединить различные оппозиционные группировки, захватить и контролировать какую-то часть сирийской территории, что позволило бы ведущим странам НАТО признать СНС "законным правительством" и оправдало бы иностранную интервенцию в Сирию по ливийскому сценарию.
В СНС продолжались внутренние раздоры, часть членов руководства вышла из его состава, в т.ч. Басма Кадмани, одна из его основателей. Более того, некоторые члены СНС начали критиковать Запад за "недостаточную помощь".
В такой ситуации ряд группировок сирийской оппозиции при активной поддержке дипломатии США и монархий Персидского залива объединились в ноябре 2012 г. на своей встрече в г. Дохе (Катар) в т.н. "Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил" (НКОРС). Причем на этой встрече присутствовали премьер-министр Катара, министр иностранных дел Турции и представители Госдепа США, по прямому указанию которых назначалось руководство оппозиции.
Председателем НКОРС был избран шейх Мааз Хатыб, бывший имам одной из мечетей в Дамаске, проживавший в Турции. Штаб-квартира НКОРС располагалась в Каире. Однако после отстранения от власти в Египте в 2013 г. президента Мурси, ставленника "Братьев-мусульман", она перебазировалась в Катар. В руководство НКОРС вошли также Рияд Сейф и Жорж Сабра, лидеры СНС. В январе 2015 г. новым председателем НКОРС был избран один из членов его руководства Халед аль-Ходжа.
Необходимо отметить, что целый ряд оппозиционных группировок не признали НКОРС и не вошли в ее состав. Оппозиция не имела какой-либо конкретной программы по выходу страны из кризиса и по ее дальнейшему экономическому, социальному и политическому развитию.
Единственный конкретный лозунг, который объединил различные оппозиционные группы - это свержение режима Башара Асада. Наиболее структурированные и влиятельные из них - исламистские "Братья-мусульмане" и суннитские организации, в т.ч. их радикальные течения - сала-фиты* и такфириты**, имеющие свои вооруженные отряды и осуществляющие террористические операции на территории Сирии.
В рядах оппозиции присутствовала также небольшая часть курдских сепаратистов (большинство курдской общины, тем не менее, поддерживало руководство Сирии или занимало нейтральную позицию) и либерально-демократические диссиденты, проживающие, как правило, в Европе и США.
Таковым является Радван Заде, основатель Дамасского исследовательского центра по правам человека, базирующегося в США. Из Лондона ведет трансляцию оппозиционный сирийский телеканал "Барада" (название реки в Дамаске).
Там же находится Сирийский центр мониторинга соблюдений прав человека, возглавляемый сирийским диссидентом Рами Абд ар-Рахманом. Причем, как подтверждали выше упоминавшийся Бассам Абу Абдалла, профессор политологии Дамасского университета, а также представители МИД РФ, Рами Абд ар-Рахман в Лондоне не имеет ни офиса, ни сотрудников (кроме одного секретаря). Каким образом он получает информацию о якобы десятках мирных демонстрантов, гибнущих ежедневно в результате действий сирийской армии, неизвестно.
(Окончание следует)
* Салафиты (салаф - праведный предок - ар. яз.) - течение в исламе, идеологи которого выступают за создание мусульманского общества по образцу ранней мусульманской общины периода пророка Мухаммеда и первых четырех "праведных халифов" (аль-хулафа ар-рашидун - ар. яз.).
** Такфиризм (такфир - обвинение в неверии - ар. яз.) - радикальное течение в исламе, приверженцы которого считают "неверными" (кафара - ар. яз.) всех, в т.ч. мусульман, не разделяющих их взгляды.
1 Central Bureau of Statistics // Bulletin of Labor Force 2010. 9.01.2013 - http://www.cbssyr.org
2 The index number for September 2011. 29.01.2013 - http://www.cbssyr.org
3 Современная Сирия. Справочник. М., 1974. С. 232.
4 Беседа с профессором Бассамом Абу Абдаллой 6 января 2012 г. Дамаск. Архив автора.
5 История Востока. Т. VI. М., ИВ РАН. 2008. С. 202.
6 Eyal Zisser. Commanding Syria. Bashar al-Asad and the First Years in Power. London., 2007. P. 95.
7 Беседа с Али Абдаллой аль-Ахмедом 20.11.2015 г. Дамаск. Архив автора.
8 Беседа с Илией Саманом 7.01.2012 г. Дамаск. Архив автора.
9 Беседа с Набилем Фейсалом 5.01.2012 г. Дамаск. Архив автора.
10 Беседа с Кадри Джамилем 12.01.2012 г. Дамаск. Архив автора.
11 Аль-интихабат аль-барламанийа (Парламентские выборы). 15.05.2012 - http://www.thawra.alwehda.gov.sy
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |