Ключевые слова: АСЕАН, американо-китайское соперничество, Мьянма, территориальный спор в Южно-Китайском море
Американо-китайское соперничество становится главным внешнеполитическим вызовом для Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. В плане обеспечения региональной стабильности многие из них продолжают зависеть от США. Но с экономической точки зрения для подавляющего большинства стран Ассоциации основным торговым партнером и крупнейшим иностранным инвестором стал Китай. Эта двойная зависимость от США и Китая стала трудноразрешимой дилеммой как для Ассоциации в целом, так и для отдельных государств, входящих в нее.
Наиболее ярко воздействие сложных американо-китайских отношений проявилось в подходе членов АСЕАН к территориальным спорам в Южно-Китайском море и нарастании разногласий в самой организации.
ПРЕДМЕТ РАЗДОРА
Территориальный спор в Южно-Китайском море - следствие неурегулированности вопроса о принадлежности этих островов после Второй мировой войны и решения Пекина в ноябре 2007 г. о создании нового уезда провинции острова Хайнань под названием Санша, в территорию которого включены спорные острова в Южно-Китайском море - Пара-сельские (Сиша) и Спратли (Наньша)1. На первые, помимо КНР, претендует Вьетнам, на вторые - Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Индонезия и Бруней2. На проходившем в октябре 2010 г. в Ханое саммите АСЕАН-Китай было принято заявление от имени всех участников, в котором зафиксировано "обязательство полностью и эффективно соблюдать Декларацию о принципах поведения сторон в Южно-Китайском море и стремиться к принятию Кодекса принципов поведения в Южно-Китайском морс (ЮКМ) на основе согласия".
Незадолго до этого, в октябре 2010 г., на сессии Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ) в Ханое госсекретарь США Хиллари Клинтон впервые на высоком уровне озвучила позицию Вашингтона по территориальному спору. Она заявила, что США выступают за свободу мореплавания и соблюдения международного права в Южно-Китайском море, против применения силы любым из претендентов на острова. Клинтон отметила, что США не поддерживают какую-либо из сторон в территориальных притязаниях и призвала решать эти споры на основе Конвенции ООН по морскому праву3.
Несмотря на внешне спокойный характер заявление Клинтон, подключение США к этой проблеме, особенно выражение готовности оказать содействие достижению согласия по Кодексу принципов поведения в Южно-Китайском море, вызвало негативную реакцию в Пекине: любые попытки интернационализации конфликта противоречат его интересам.
Большинство стран ЮВА обеспокоены тем, что соперничество великих держав, вовлечение США в территориальные споры в ЮВА могут подорвать как региональную стабильность, так и сплоченность стран АСЕАН4. Но единства в этом вопросе нет.
21-й саммит АСЕАН, который проходил в ноябре 2012 г. в Пномпене был омрачен разногласиями по вопросу о подходе к спору в Южно-Китайском море. Учитывая позицию Пекина, премьер Камбоджи Хун Сен как представитель страны-председателя заявил, что в АСЕАН достигнут консенсус о том, что ее члены не будут добиваться интернационализации этого территориального конфликта. Однако президент Филиппин Б. Акино опроверг заявление Хун Сена, подчеркнув, что никакого консенсуса не было достигнуто5.
Реакция ряда соседних стран и пристальный интерес США к региону заставили Китай несколько смягчить свою линию.
По мнению сингапурских экспертов, существуют как обстоятельства, способствующие эскалации конфликта, так и факторы, предотвращающие развитие крупномасштабной конфронтации.
Осложнению ситуации могут способствовать такие факторы, как достижение Китаем подавляющего военного превосходства над остальными претендентами на спорные острова; уверенность Китая в том, что другие великие державы не будут вмешиваться в спор; обострение отношений между соперничающими государствами; непреднамеренные человеческие жертвы во время мелких инцидентов с задержанием рыболовецких или геологоразведочных судов; создание фортификационных сооружений или добыча полезных ископаемых на спорных территориях6.
В то же время целый ряд обстоятельств препятствует обострению ситуации в ЮКМ. Это и стабильные, в целом, отношения между всеми претендентами на спорные острова, и то, что они постепенно становятся все более взаимозависимыми вследствие широко развитой торговли, финансовых и инвестиционных потоков и туризма. Все стороны заинтересованы в мирном развитии региона как неотъемлемом условии их экономического благосостояния. Под эгидой АСЕАН действуют различные институты, которые призваны содействовать политическому диалогу и экономическому сотрудничеству. Некоторые эксперты уповают даже на то, что в случае слишком напористых действий в акватории Южно-Китайского моря Китай рискует оказаться в международной изоляции, подвергнуться экономическим санкциям и потерять иностранные инвестиции (как представляется, такой сценарий сейчас маловероятен). И, наконец, США по-прежнему играют ключевую роль в соотношении сил в АТР и, в любом случае, будут противодействовать угрозам безопасности важнейших морских коммуникаций7.
Как считает ряд зарубежных исследователей, региональные структуры могут предотвратить обострение конфликта, если соперничество США и Китая будет развиваться на площадках многосторонних институтов8. Другие полагают, что усиление военно-морского присутствия США в АТР послужит фактором, подталкивающим Китай к проведению более гибкой политики в регионе во избежание интернационализации конфликта9.
Администрация Обамы довольно активно участвует в деятельности многосторонних институтов АТР. Однако это вовсе не означает, что США отказались от давно созданной сети двусторонних альянсов, которая является краеугольным камнем американской политики в Азии. Вашингтон не только продолжает
укреплять союзнические отношения с Японией, Южной Кореей, Австралией, Филиппинами, Таиландом, но и налаживает сотрудничество в сфере безопасности с Индонезией, Малайзией, Брунеем, Сингапуром, Вьетнамом. Последние не являются союзниками США, однако по имеющимся соглашениям американцы имеют доступ к их портам, военным полигонам, ремонтным базам, что значительно укрепляет их военное присутствие в ЮВА.
Вашингтон также стремится развивать новые формы сотрудничества со странами АТР. При этом преследуется двоякая цель - сохранение первенства США в регионе и разделение бремени ответственности между союзниками за поддержание статус-кво. Подобная стратегия требует учета побудительных факторов, которые должны сплотить региональных игроков и повысить значение США для региона. Ключевым фактором, который пытается использовать Вашингтон для осуществления своей стратегии "возвращения в Азию", стала озабоченность азиатских стран растущей мощью Китая и его политикой в территориальных спорах, особенно в Южно-Китайском море10.
В то же время некоторые специалисты полагают, что политику США по отношению к Китаю нельзя назвать конфронтационной. Скорее, ее можно охарактеризовать как стратегию "снижения рисков и максимизации прибыли". Иначе говоря, Вашингтон проводит политику сдерживания роста влияния Китая без открытого противостояния, одновременно пытаясь получить максимальные выгоды от стабильных отношений с Китаем. Это прагматичная политика, которую можно назвать классическим хеджированием (страхованием от рисков). Так, США все же избегают активно вмешиваться в наиболее важные сферы китайских интересов - Тайвань, Синьцзян и Тибет11.
УДАСТСЯ ЛИ ИЗБЕЖАТЬ УГЛУБЛЕНИЯ РАЗНОГЛАСИЙ?
Ситуация вокруг спора в Южно-Китайском море является не только внешним, но и внутренним вызовом для АСЕАН. Традиционная тактика балансирования, которой долгое время придерживалась Ассоциация во внешнеполитической стратегии, на данном этапе переживает серьезные испытания.
Почему АСЕАН оказалась не в состоянии выработать единый подход по такой важной проблеме?
По целому ряду вопросов интересы стран-участниц АСЕАН не совпадают. Можно выделить четыре главных фактора, которые подрывают единство Ассоциации, и по которым позиции стран-членов существенно различаются.
Во-первых, это различие между первоначальными членами АСЕАН и новыми участниками группировки. В 1995 - 1999 гг. в ее состав вошли Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма. Принимая решение о расширении Ассоциации, первоначальные члены стремились усилить свое влияние на международной арене, а также укрепить стабильность в регионе. Для новых участников вступление в организацию было продиктовано стремлением сохранить статус-кво: их привлекал традиционный асеановский принцип невмешательства во внутренние дела других государств. С экономической точки зрения, они надеялись, что присоединение к АСЕАН откроет для них доступ на внешние рынки, а также будет способствовать притоку капиталов и новых технологий. Однако, в целом, первоначальные члены АСЕАН мало способствовали экономическому развитию новых членов группировки. Политически они старались вывести их из орбиты влияния Китая, но без экономической составляющей результат не оправдал ожиданий. Камбоджа, Лаос и Мьянма (особенно, до последнего времени12) рассматривают Китай в качестве главного партнера.
Во-вторых, налицо различие между более демократичными и авторитарными государствами. Политическое устройство стран-членов АСЕАН условно варьируется от формирующихся демократий (Индонезия, Таиланд, Филиппины) и мягких авторитарных режимов (Малайзия, Сингапур) до жесткого авторитаризма (Вьетнам) и переходного государственного устройства (Камбоджа, Мьянма). Между этими группами государств существуют разногласия относительно соблюдения прав человека и попыток пересмотра принципа невмешательства Ассоциации во внутренние дела стран, входящих в нее.
В-третьих, одни государства выступают за ускорение экономической интеграции, а другие страны опасаются ущемления их экономического суверенитета. Экономически развитые государства (как Сингапур и Таиланд)
...но многие в регионе были обеспокоены напряженностью, вызванной установлением Пекином опознавательной зоны ПВО в Восточно-Китайском море. Как видно на карте, в районе спорных островов Дяоюйдао/Сэнкаку она пересекается с зоной ПВО Японии.
выступают за ускорение интеграции и содействие развитию свободной торговли. Малайзия и Индонезия занимают более сдержанную позицию относительно темпов и масштаба экономической интеграции. Новые члены АСЕАН вследствие экономической слабости по этому вопросу также занимают консервативную позицию.
И, наконец, как отмечалось выше, нет единства в отношении политики Китая и территориальных споров в Южно-Китайском море. Во внешней политике АСЕАН именно этот вопрос стал критическим с точки зрения проверки Ассоциации на прочность. Осложняет выработку коллективной позиции и то, что не все члены организации являются участниками этих территориальных споров.
КИТАЙ ВИДИТСЯ ПО-РАЗНОМУ
Различия в подходе к КНР стран-членов АСЕАН обусловлены множеством факторов: это и исторический багаж взаимоотношений с Поднебесной, и степень экономического сотрудничества, и наличие влиятельных китайских диаспор. По мнению тайваньских исследователей, восприятие Китая странами Ассоциации определяют, прежде всего, вопросы обеспечения национальной безопасности и экономические интересы. В зависимости от сочетания этих факторов, политика стран АСЕАН варьируется от хеджирования (подстраховки) и балансирования до поддержки Китая.
Страны, воспринимающие Китай как угрозу и одновременно разделяющие негативные ожидания относительно экономического сотрудничества с Китаем, проводят политику балансирования. Те государства, которые воспринимают КНР не как серьезную угрозу, с точки зрения безопасности, а, скорее, как экономически привлекательного партнера, настроены на поддержку политики Китая. В случае если на курс страны влияют один положительный фактор, а второй - отрицательный, скорее всего, она склонна проводить политику хеджирования13.
Как показала практика, собственные экономические интересы для многих стран АСЕАН оказались важнее, чем вопросы безопасности их партнеров по Ассоциации. Организация пока не смогла выработать общую стратегию безопасности и выстроить систему приоритетов между коллективными и национальными интересами отдельных государств14.
НАЗРЕЛИ РЕФОРМЫ
Как считают многие эксперты стран АСЕАН, чтобы избежать проблем, организации необходимо не только выработать единую позицию по проблемам Южно-Китайского моря, но и провести серьезные институциональные реформы внутри самой Ассоциации. Принцип ротации страны-председателя негативно влияет на
Таблица
Восприятие Китая в странах Юго-Восточной Азии
|
Высокий уровень угрозы со стороны Китая |
Низкий уровень угрозы со стороны Китая |
Негативные экономические ожидания от сотрудничества с Китаем |
Вьетнам |
Лаос |
Позитивные экономические ожидания от сотрудничества с Китаем |
Малайзия |
Бруней |
Источник: Chen I.T. -Y., Yang A.H. A harmonized Southeast Asia? Explanatory typologies of ASEAN countries' strategies to the rise of China // The Pacific-Review, 2013 - http://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/09512748. 2012.759260
последовательность политического курса АСЕАН и исполнение принимаемых решений. Создание властной вертикали с определенными полномочиями внутри организации могло бы существенно укрепить единство организации. Однако важно разработать такой механизм, не разрушающий те "принципы АСЕАН", которые хорошо зарекомендовали себя в течение почти полувековой истории. Учитывая большое количество проблем, по которым мнения стран-участниц не совпадают, страна-лидер должна была бы использовать политику "кнута и пряника". В данный момент это представляется маловероятным.
С учетом неспособности АСЕАН на современном этапе вырабатывать согласованную стратегию по вопросу о модернизации, идут поиски новых подходов к разрешению этой проблемы. С целью расширения пространства для дипломатического маневра предлагается развивать сотрудничество в области внешней политики и обеспечения безопасности с другими, менее опасными партнерами - Японией, Индией, а также Великобританией, все еще сохраняющей тесные связи с регионом15.
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Станет ли ситуация меняться в лучшую или в худшую сторону, во многом будет зависеть от расстановки политических сил в регионе, от характера взаимоотношений Китая со странами АСЕАН и от спроса на энергоресурсы.
В краткосрочной и среднесрочной перспективе вооруженный конфликт из-за островов в Южно-Китайском море представляется маловероятным, хотя существуют риски инцидентов и локальных столкновений, которые могут привести к ограниченной конфронтации. Есть основания полагать, что продолжатся демонстративные военные учения, дипломатические споры на различных площадках, незначительные инциденты с рыболовецкими и геологоразведочными судами. Но и компромисс в ближайшее время вряд ли возможен. Самое большее, что может быть достигнуто - это предотвращение открытого конфликта16. Сингапурские эксперты полагают, что в долгосрочной перспективе территориальный спор в Южно-Китайском море может стать главной проблемой безопасности для стран ЮВА, особенно, если Китай продолжит наращивать военный потенциал17.
Но у Пекина есть свои резоны относительно укрепления армии и флота. Несмотря на некоторое усиление конфронтационной риторики между США и Китаем, их соперничество, видимо, будет идти с переменным успехом. Ведь дестабилизация военно-политической обстановки в таком обширном и важном для мировой экономики регионе, как АТР, несет в себе большие и непредсказуемые риски как для Вашингтона, так и для Пекина. По мнению зарубежных экспертов, территориальные противоречия в Восточной Азии - это не только спор между Пекином и конкретными государствами в борьбе за границы, природные и биоресурсы, но, пожалуй, не в меньшей степени столкновение геополитических интересов Пекина, стремящегося обозначить свои претензии на лидерство в АТР, и США как державы, все еще играющую ключевую роль в решении региональных проблем.
В долгосрочной перспективе судьба АСЕАН будет во многом зависеть от того, какую позицию займут США и КНР: будет ли им выгоднее сохранить единство АСЕАН с ее огромным внутренним рынком, квалифицированной рабочей силой и богатыми природными ресурсами или же они предпочтут раздробить АСЕАН на прокитайский и проамериканский блоки. Зарубежные специалисты считают, что пессимистический сценарий менее вероятен.
1 http://www.wenchang.gov.cn/; Hsiao Russell. China Exerts Administrative Control Over Disputed South China Sea Islets // The Jamestown Foundation. China Brief. Vol. 7, Issue 23. 13.12.2007 -ht.tp://www.jamestown.org/single/?no_cache=1&tx_ttnews%5Btt_new s%5D=4611
2 Подробнее см.: Локшин Г. М. Над Восточным морем тучи ходят хмуро // Азия и Африка сегодня, 2010, N 8; Русаков Е. М. "...Держа в руках большую дубинку" // Азия и Африка сегодня, 2011, N 3 (прим. ред.)
3 Remarks. Hillary Rodham Clinton. Secretary of State. National Convention Center. Hanoi, Vietnam. July 23, 2010 // сайт Госдепартамента США - http://www.state.gov/secretary/rm/2010/07/145095. htm
4 Tan S.C. Changing Global Landscape and Enhanced US Engagement with Asia - Challenges and Emerging Trends // Asia-Pacific Review, 2012, 19:1, p. 114.
5 Ibidem.
6 Hassan M. J. Disputes in the South China Sea: Approaches for Conflict Management / Southeast Asian perspectives on security, ed. by Da Cunha, D., Singapore, ISEAS, 2000, p. 102 - 103.
7 Ibidem.
8 Baogang He. A Concert of Powers and Hybrid Regionalism in Asia // Australian Journal of Political Science, 2012, No. 4.
9 Scott D. Conflict Irresolution in the South China Sea // Asian Survey, 2012, Number 6, p. 1042.
10 Kuik Cheng-Chwee. Nor Azizan Idris and Nor Abd Rahim. The China Factor in the U.S. "Reengagement" With Southeast Asia: Drivers and Limits of Converged Hedging // Asian Politics & Policy, 2012, Number 3.
11 Ibid., p. 336.
12 Подробнее см.: Симония А. А. Перемены в Мьянме // Азия и Африка сегодня, 2012, N 7 (прим. ред.).
13 Chen I.T. -Y., Yang A.H. A harmonized Southeast Asia? Explanatory typologies of ASEAN countries' strategies to the rise of China // The Pacific Review, 2013, DOI:10.
14 Yi-hung Chiou. Unraveling the Logic of ASEAN's Decision-Making: Theoretical Analysis and Case Examination // Asian Politics & Policy, July/September 2010, N 3.
15 Tan A.T.H. The US and China in the Malay Archipelago // Asia-Pacific Review, 2010, No. 2, p. 47.
16 Yahuda Michae. China's New Assertiveness in the South China Sea // Journal of Contemporary China, 2013.
17 Emmers R. Maritime Disputes in the South China Sea: Strategic and Diplomatic Status Quo // Working Paper No. 87, September 2005. Institute of Defence and Strategic Studies, Singapore http://www.rsis.edu.sg/publications/WorkingPapers/WP87.pdf
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |