Libmonster ID: UZ-1053

В современную эпоху глобализации через экономические и финансовые каналы происходит распространение культурных ценностей Запада в развивающихся странах, в том числе посредством ввоза так называемых культурных товаров (кинофильмы, книги и т.д.). Среди культурных ценностей, в той или иной форме пропагандируемых западными средствами массовой информации, литературой и кинематографом, - идеи эмансипации женщин и феминизма, которые чрезвычайно популярны в настоящее время на Западе. Однако развернувшееся в ''третьем мире" движение за наделение женщин правами - не только следствие "демонстрационного эффекта". По мнению экспертов ЮНЕСКО, равенство полов является одной из главных задач при создании "обществ знания", становление которых происходит в наше время [К обществам знания..., 2005]. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин, организованная ООН (Пекин, 1995 г.), указала на важную роль знания и новых технологий в привлечении женщин к участию в экономике и укреплении их самостоятельности, особенно в развивающихся странах. Было констатировано, что бедность, дискриминация, неграмотность в значительной мере затрудняют доступ женщин к мировому информационному сообществу.

В современном мире женщины играют все более важную роль. В развитых странах в высшие учебные заведения в настоящее время поступает больше женщин, чем мужчин; они производят более половины ВВП (около 40% в официальной статистике плюс домашняя работа в материальном выражении) [A Guide..., 2006, р. 73].

Проблема положения женщин в обществе с новой остротой встала в западной экономической литературе примерно с 1970 г. ООН в 1975 г. провозгласила Декаду женщин на своей первой Всемирной конференции по женскому вопросу в Мехико, которая последовала через год после конференции по населению в Бухаресте. Связь между "демографическим взрывом" и "недоразвитостью" женщин в развивающихся странах привела к выдвижению идеи о том, что существует противоречие между репродуктивными функциями женщин и их участием в общественном производстве, а также о том, что повышение их социально-экономического статуса понизит уровень рождаемости. Международная финансовая помощь стала выделяться на программы по планированию семьи и проекты по увеличению доходов женщин в сельских кооперативах и городских трущобах.

В начале 1980-х гг. многие феминистские теоретики из стран Востока подвергли критике западный феминизм за игнорирование опыта развивающихся стран. По их мнению, нельзя утверждать, что тендерная проблема существует вне рамок культурных различий, т.е., что женщины представляют собой универсальную категорию для целей исследования. Известная индийская феминистка Чандра Моханти в своих работах доказывает, что западные эмансипационные программы совершенно не соот-

стр. 83


ветствуют потребностям женщин развивающихся стран [Hoogvelt, 2001, р. 53 - 56; http://www.owl.ru/gender].

В настоящее время при изучении тендерного вопроса исследуются отношения между мужчинами и женщинами как социальными единицами. Эти отношения сильно варьируются в разных культурных и исторических контекстах. То, что является работой мужчины в одних местах, в других - прерогатива женщин; сильно различаются также их права на владение землей, права наследования, юридические права, брачные обязательства. В ряде эмпирических работ было продемонстрировано, как даже нацеленные на развитие женщин программы часто не справлялись с намеченными задачами из-за игнорирования роли женщин и их вовлеченности в производство. Так, хотя развитие кооперации позволило Индии выйти на первое место по производству молока [Маляров, 2000, с. 127], однако участие женщин в проекте молочных кооперативов в индийском штате Андхра-Прадеш неожиданно только увеличило их загруженность работой, не позволяя им воспользоваться плодами их труда, в то время как мужчины контролировали оплачиваемые рабочие места и доходы от молочного производства.

Неравноправие мужчин и женщин (гендерная асимметрия [Юрлова, 2003, с. 207]) особенно отчетливо проявляется на Востоке. Если сравнивать уровни жизни жителей в развивающихся странах, то обнаруживается, что почти везде именно женщины больше всех страдают от недоедания и недостатка медицинского обслуживания. Что касается Индии, от она обладает рядом уникальных культурных особенностей и традиционных социальных институтов, усугубляющих положение женщин: неразделенная семья; институт запрета замужества вдов; браки, заключаемые по решению родных; обычай затворничества - парда. Как подтверждают многочисленные исследования, женщины в Южной Азии (Бангладеш, Индии и Пакистане) имеют более низкий статус, чем в большинстве других стран мира [Haddad, 1999, р. 126]. У индийских женщин меньше возможностей получить образование, работу в формальном секторе экономики. Ни в одном штате Индии мужчины и женщины не получают одинаковую заработную плату в сельском хозяйстве.

Женское движение в Индии возникло еще до обретения независимости: в 1828 г. общество Брахмо Самадж выступило за отмену самосожжения вдов - сати, отмену запрета на замужество вдов и упразднение института детских браков, отказ от затворничества и введение женского образования. Это движение считается одним из самых активных в мире. В Мумбаи существует Бомбейский женский университет с аспирантурой и научно-исследовательским департаментом, а в Дели при поддержке правительства работает Центр развития женщин, который занимается подготовкой программ по женской проблематике для индийских учебных заведений [Индия сегодня..., 2005, с. 374 - 379]. В то же время в конце XX в. лишь в 18 университетах Индии в магистерских программах значились курсы по тендерной проблематике [Chanana, 2002].

Чтобы понять роль женщины в индийском обществе, нужно рассмотреть "историю проблемы", ее истоки в индийском культурно-цивилизационном контексте. В индуизме существует понятие об особенной энергии, присущей только женщине, - шакти. В индийских даршанах - школах индийской философии - можно найти остаточные свидетельства существования матриархата в Индии. Так, возможно, что в выработке концепции "двух принципов" - духа, сознания (пуруши) и материальной первопричины (пракрити) - создатели санкхьи использовали образы, заимствованные из жизни древнего матриархального общества [Бонгард-Левин, Герасимов, 1975, с. 80].

Следующая идея, выраженная в "Манавадхармашастре" (законах Ману), действительна и для повседневной жизни современной Индии: "Одним из основополагающих положений дхармы является следующее: муж получает жену, данную богами, а не по

стр. 84


своему желанию; ее, преданную, надо всегда содержать, совершая [этим] угодное богам. Женщины созданы для рождения, мужчины - для воспроизведения, поэтому в священном откровении дхарма объявлена [для мужчины] общая с женой". Совместное исполнение дхармы обязательно, и ни один ортодоксально верующий индус не рискнет предпринять что бы то ни было (начиная с какой-нибудь финансово-банковской операции и кончая уходом в паломничество), если в этом не примет участия его жена, хотя бы советом [Гусева, 1977, с. 253].

Особую роль сыграл буддизм. "Проповеди Будды привлекали не только мужскую, но и женскую аудиторию. Не считалось сколько-нибудь предосудительным излагать им основы учения, отвечать на их вопросы, разъяснять отдельные положения доктрины. Наряду с общинами буддийских монахов возникают и сообщества монахинь (об этом упоминается уже в эдиктах Ашоки). Канон весьма детально разрабатывает для них дисциплинарные правила. Женщинам-мирянкам в случае смерти мужа разрешалось вступать в брак вторично. Все эти положения радикально расходились с предписаниями брахманизма, отказывавшего женщине в праве на какую-либо самостоятельную духовную жизнь" [Бонгард-Левин, Герасимов, 1975, с. 80]. Из-за того, что буддийские ценности менее дискриминационны, чем культурные традиции других южноазиатских обществ, Шри-Ланка, где буддизм достаточно распространен, имеет более высокие показатели развития женщин по сравнению с другими странами Южной Азии [Haddad, 1999, р. 117].

Женщина в Индии исторически не самостоятельна. В "Манавадхармашастре" модель поведения женщины сформулирована следующим образом: "Женщиной - в детском возрасте, молодой или даже пожилой - никакое дело не должно исполняться по своей воле, даже в [собственном] доме. В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости - мужа, по смерти мужа - [под властью] сыновей: пусть женщина никогда не пользуется самостоятельностью..." [Гусева, 1977, с. 146]. Женщин в Индии традиционно уважают в образе матерей, жен, сестер, но в обществе существует мнение, что место женщины - дома, покинув пределы своего дома для заработка, она теряет право на уважение и сама "провоцирует" мужчин таким своим поведением на неподобающее и неуважительное к ней отношение.

В современной Индии женщина может занимать высокие посты (вспомним пример Индиры Ганди или более современный пример Сони Ганди, лидера партии Индийский Национальный Конгресс; пример Маявати - лидера Бахуджан самадж парти, трижды возглавлявшей правительство штата Уттар-Прадеш, или Рабри Деви, в недалеком прошлом главного министра штата Бихар), но нужно отметить, что многие смогли занять свои должности только потому, что являлись частью династий: Индира Ганди - дочь Джавахарлала Неру, Рабри Деви - супруга бывшего главного министра этого же штата, который перед тем, как уйти в отставку, "передал" свой пост жене.

Еще более интересен пример Сони Ганди, итальянки по национальности. В индийской прессе ее пребывание на посту председателя одной из ведущих партий в Индии очень широко обсуждалось. Высказывалось гневное недоумение относительно того, как председателем партии, правившей Индией в течение более 50 лет, может стать женщина другой национальности. Ответом на эти выпады были рассуждения о том, что для женщины главное - не из какой семьи она родом, а из какой семьи ее муж.

Индийская конституция предоставила женщинам право голоса на выборах еще в 1950 г. Однако в настоящее время менее 8% мест в парламенте, менее 6% - в кабинете министров, менее 4% - в судах и в Верховном суде Индии занято женщинами [Menon-Sen, Kumar, 2001, p. 7]. Вместе с тем нужно отметить, что не существует корреляции между представленными в Отчетах о человеческом развитии, публикуемых

стр. 85


График 1

Возрастные категории женщин по ряду стран

-----

Примечания: ПРС - промышленно развитые, PC - развивающиеся страны.

ИсточникWomen of Our World. 2005. Population Reference Bureau // www.prb.org.

ООН, индексом развития женщин (GDI)* и показателем нацеленности женщин правами, в том числе в политической сфере (GEM) [Human Development..., 2005]. Для сравнения: по данным организации "Межпарламентский союз", если в Индии на 31 декабря 2005 г. в нижней палате парламента 8% депутатов было представлено женщинами, в верхней - 11%, в Шри-Ланке, отличающейся более высокими показателями развития женщин (Шри-Ланка по индексу развития женщин находится на 66-м месте, а Индия - на 98-м [Human Development..., 2005, p. 299 - 302]), в парламенте женщины составляли 5%, то в мусульманских Бангладеш (105-е место) и Пакистане (107-е место) цифры были значительно выше: Бангладеш - 15%, в Пакистане 21 и 18% в двух палатах соответственно. Еще выше эта цифра в Китае - 20%. В России - 10% в нижней и 3% в верхней палате, в США - 15 и 14%. Первые места в этом рейтинге занимают в основном страны Скандинавии: Швеция - 45% депутатов парламента составляют женщины, Норвегия, Финляндия, Дания - более 35% [http://www.ipu.org/wmn-e/classif.htm].

Согласно переписи 1991 г., в Индии насчитывалось 403 млн. женщин, переписи 2001 г. - 481 млн., а к 2016 г. ожидается, что их численность достигнет 615 млн. Особенностью развивающихся стран является большой удельный вес в общей численности женского населения девочек до 15 лет из-за высокого уровня рождаемости и низ-


* Рассчитывается на основе соотношения следующих показателей: ожидаемая продолжительность жизни, уровень взрослой грамотности, охват обучением, доходы женщин и мужчин.

стр. 86


кий процент женщин старше 49 лет вследствие по-прежнему невысокой продолжительности жизни. В 2005 г. в Индии было 531.9 млн. женщин, из них 32% приходилось на женщин в возрасте до 15 лет, 52% - от 15 до 49 лет и 16% - старше 50 лет (граф. 1). Близкие к ним цифры по Пакистану - 40, 48, 12% и Бангладеш - 37, 52, 11%, более приближены они к среднемировым значениям в Шри-Ланке - 24, 56, 20% и в Китае - 21, 56, 23%, в России - 13, 51, 35%, в США - 20, 49, 31%. Соответственно в среднем по миру в целом и группам стран эти цифры выглядят следующим образом: мир - 28, 52, 20%, развитые страны - 16, 48, 36%, развивающиеся - 31, 53, 17% [Women of Our World, 2005]. Приведенные данные говорят об относительной "молодости" женского населения Индии, что ведет к дальнейшему витку рождаемости. В среднем женщина в Индии рожает своего первенца до 22 лет. В Индии в конце прошлого века 65% женщин в возрасте от 25 до 49 лет вышли замуж до 18 лет, а в таких штатах, как Бихар, Раджастан, Андхра-Прадеш и Уттар-Прадеш их число превышало 80% [Menon-Sen, Kumar, 2001, р. 62].

В древнем политико-экономическом трактате "Артхашастра" указывается, что "женщина считается совершеннолетней в 12 лет, т.е. в этом возрасте ее можно выдавать замуж". У высших каст существовал обычай выдавать девочек замуж до наступления половой зрелости, чтобы их родители не принимали на свою душу греха потенциального убийства тех детей, которые могли бы зародиться в лоне девочки после первых же месячных, но не зародятся, если у нее не будет мужа. Обычай детских браков получил широкое распространение и у других каст, стремившихся воспроизводить модели поведения членов высоких каст. Будучи канонизирован индуизмом как одна из форм дхармы, этот обычай широко практиковался в Индии вплоть до 30-х гг. XX в. Он окончательно не изжит и до сих пор, но по закону родители, допустившие детские браки, несут уголовную ответственность [Гусева, 1977, с. 255; Юрлова, 1982, с. 17]. По различным оценкам, от 40 до 50% браков в Индии заключаются до достижения брачного возраста (18 лет для девушек, 21 год для юношей). По данным ЮНИСЕФ, 15% девочек в сельских районах страны выходят замуж до 13 лет, у 52% девушек первая беременность наступает в возрасте от 15 до 19 лет [India's effort..., 2005].

Одна из основных тендерных особенностей Индии - демографическая диспропорция. Это одна из немногих стран мира, где женщины составляют меньший процент населения, чем мужчины. Уровень грамотности женщин здесь намного ниже уровня грамотности мужчин, а доля женщин в формальной занятости чрезвычайно низка. По переписи 1991 г., на 927 женщин приходилось 1000 мужчин, по переписи 2001 г. -933 (за исключением единственного (помимо союзной территории Пондишери) "женского" штата Керала, о котором подробнее будет сказано ниже) [Menon-Sen, Kumar, 2001, p. 7]. В среднем в мире этот показатель составляет 103 - 105 женщин на 100 мужчин. По словам Амартья Сена, при населении в более чем 1 млрд. человек в Индии недосчитывается 25 млн. женщин. Причем не прослеживается зависимость этого показателя от низких доходов населения, и демографическая диспропорция со временем возрастает (табл. 1). Видно, что на севере страны сформировался пояс штатов с наиболее несбалансированной половой структурой населения, который совпадает с географией распространения фундаменталистских течений индуизма. В южных штатах нарушение баланса не столь значительно [Индия сегодня..., 2005, с. 62]. В 2001 г. в штатах Хариана и Пенджаб, несмотря на высокие доходы на душу населения, было всего 861 и 874 женщины на 1000 мужчин, падение по сравнению с 1991 г. произошло в относительно богатом штате Махараштра. Ниже всего показатели в союзной территории Дели. В штате Орисса (один из беднейших штатов по уровню доходов) - 972 женщины на 1000 мужчин. В племенных обществах женщины имеют более высокий социальный статус, здесь приходятся 973 женщины на 1000 мужчин, во всех же остальных кастовых группах, вместе взятых, среднее количество - 923.

стр. 87


Таблица 1

Количество женщин на 1000 мужчин в Индии (1901 - 2001 гг.)

Индия/штаты/союзные территории*

Год ценза

1901

1911

1921

1931

1941

1951

1961

1971

1981

1991

2001

Индия1, 2, 3

972

964

955

950

945

946

941

930

934

927

933

Джамму и Кашмир2

882

876

870

865

869

873

878

878

892

896

900

Химачал-Прадеш3

884

889

890

897

890

912

938

958

973

976

970

Пенджаб

832

780

799

815

836

844

854

865

879

882

874

Чандигарх*

771

720

743

751

763

781

652

749

769

790

773

Уттаранчал

918

907

916

913

907

940

947

940

936

936

964

Хариана

867

835

844

844

869

871

868

867

870

865

861

Дели*

862

793

733

722

715

768

785

801

808

827

821

Раджастан

905

908

896

907

906

921

908

911

919

910

922

Уттар-Прадеш

938

916

908

903

907

908

907

876

882

876

898

Бихар

1061

1051

1020

995

1002

1000

1005

957

948

907

921

Сикким

916

951

970

967

920

907

904

863

835

878

875

Аруначал-Прадеш4

-

-

-

-

-

-

894

861

862

859

901

Нагаленд

973

993

992

997

1021

999

933

871

863

886

909

Манипур

1037

1029

1041

1065

1055

1036

1015

980

971

958

978

Мизорам

1113

1120

1109

1102

1069

1041

1009

946

919

921

938

Трипура

874

885

885

885

886

904

932

943

946

945

950

Мегхалая

1036

1013

1000

971

966

949

937

942

954

955

975

Ассам

919

915

896

874

875

868

869

896

910

923

932

Западная Бенгалия

945

925

905

890

852

865

878

891

911

917

934

Джхаркханд

1032

1021

1002

989

978

961

960

945

940

922

941

Орисса

1037

1056

1086

1067

1053

1022

1001

988

981

971

972

Чхатисгарх

1046

1039

1041

1043

1032

1024

1008

998

996

985

990

Мадхья-Прадеш

972

967

949

947

946

945

932

920

921

912

920

Гуджарат3

954

946

944

945

941

952

940

934

942

934

921

Даман и Диу*

995

1040

1143

1088

1080

1125

1169

1099

1062

969

709

Дадра и Нагар Хавели *

960

967

940

911

925

946

963

1007

974

952

811

Махараштра

978

966

950

947

949

941

936

930

937

934

922

Андхра-Прадеш

985

992

993

987

980

986

981

977

975

972

978

Карнатака

983

981

969

965

960

966

959

957

963

960

964

Гоа

1091

1108

1120

1088

1084

1128

1066

981

975

967

960

Лакшадвип*

1063

987

1027

994

1018

1043

1020

978

975

943

947

Керала

1004

1008

1011

1022

1027

1028

1022

1016

1032

1036

1058

Тамилнаду

1044

1042

1029

1027

1012

1007

992

978

977

974

986

Пондишери*

-

1058

1053

-

-

1030

1013

989

985

979

1001

Андаманские и Никобарские о-ва*

318

352

303

495

574

625

617

644

760

818

846



-----

Примечания: 1. Для расчета за 1981 г. применялись интерполированные данные по Ассаму;

2. для расчета за 1991 г. применялись интерполированные данные по Джамму и Кашмиру;

3. для расчета за 2001 г. использовались оценки для пострадавших районов Гуджарата и Химачал-Прадеша;

4. данных по Аруначал-Прадешу за 1901 - 1951 гг. не существует, для Пондишери данные отсутствуют за 1901, 1931 и 1941 гг.

Источник: www.indiastat.com.

Демографическая диспропорция обусловлена несколькими факторами. Это и традиционное предпочтение младенцам мужского пола, и повышенная смертность женщин-рожениц. Из экономической теории плодовитости М. Тодаро [Тодаро, 1997, с. 184] следует, что спрос семьи на детей определяется родительскими предпочтениями относительно числа выживающих детей, прежде всего мальчиков. В регионах с

стр. 88


высокой смертностью родители могут "произвести" на свет больше детей, предполагая, что не все дети выживут, учитывая высокий уровень младенческой и детской смертности. Дети в бедных странах рассматриваются отчасти как инвестиционный "товар", поскольку предполагается отдача в виде детского труда и обеспечения финансовой поддержки родителей в старости. Традиционное для восточных обществ предпочтение младенцев мужского пола в Индии усугубляется требованиями религии: в соответствии с нормами индуизма погребальные и поминальные церемонии (шраддхи) может выполнить только сын. По данным медицинского журнала "Ланцет" (Великобритания), в Индии за последние несколько десятилетий в результате селективных абортов было убито около 10 млн. эмбрионов женского пола. Это явление получило название женский инфантицид [Юрлова, 2003, с. 213]. Проанализировав данные по 133 738 случаям, ученые пришли к выводу, что девочки были особенно нежеланны в семьях, где уже есть первый ребенок - девочка. Причем дефицит девочек в качестве второго ребенка был в два раза выше в семьях с грамотными женщинами.

С 1994 г. в Индии принят закон о "Предотвращении злоупотреблений в области дородовой диагностики", запрещающий определение пола методами УЗИ и амниоцитоза и аборты на основе предпочтений пола [10 million..., 2006; Missing: 50 million..., 2005; Unborn Girls..., 2005]. По закону женщине может грозить тюремное заключение сроком на три года и штраф в размере 50 000 рупий, а доктору - лишение лицензии, но еще ни одно дело не было доведено до суда: практически очень трудно доказать, что диагностика проводится не по медицинским показаниям для выявления генетических отклонений в развитии плода [Индия сегодня..., 2005, с. 62]. Примечательно, что именно в тех штатах, где наибольшее распространение получили центры по проведению исследований и определения пола методом амниоцитоза, наблюдаются одни из самых низких соотношений женщины/мужчины: Уттар-Прадеш, Пенджаб (более 2 тыс. центров), Хариана, Махараштра [Индия сегодня..., 2005, с. 62].

Ученые предупреждают, что следствием такого положения дел может стать еще более сильный демографический дисбаланс. Так, в Китае, с его политикой одного ребенка в семье, это вылилось в примерно 40 млн. холостяков [India's lost..., 2006].

Тем не менее в Индии по-прежнему распространены способы избавления от нежеланных младенцев-девочек, среди них такие жестокие, как подмешивание в пищу пестицидов, зернышек мака или кожицы риса, что ведет к травмам пищевода. В некоторых районах детей кормят соком или пастой ядовитых ягод олеандра, смазывают ядом грудь матери, душат влажным полотенцем или мешком с песком или подставляют под работающий вентилятор, чтобы ребенок задохнулся. Во взрослом возрасте здоровье женщин также часто подвергается риску. Так как большинство врачей в сельской местности - мужчины, женщины традиционно идут к ним с неохотой. Часто женщинам просто не разрешают выходить из дома, чтобы пойти к врачу. Согласно социологическим опросам, только у 52% женщин в Индии спрашивают их мнение по поводу состояния здоровья, а в штате Мадхья-Прадеш эта цифра составляет всего 37% [Menon-Sen, Kumar, 2001, p. 29]. Только в 50% индийских деревень есть государственные медицинские пункты. Лишь 10% сельского населения живет в деревнях, где имеются больницы (государственные или частные) [Central Bureau of Health Intelligence, India].

Более 50% замужних женщин страдает от анемии. Ее причины - недостаток ухода во время и после беременности, недостаточно калорийное питание, отсутствие наблюдений у гинеколога, ранние и частые роды. В некоторых частях страны считается, что папайя, ананасы, яйца и дичь вредны беременным, а такая еда, напротив, богата железом и витамином А, как раз необходимым в этот период жизни женщины. Чрезвычайно высока смертность рожениц (рассчитывается как количество смертей рожениц во время родов и в течение 40 дней после них на 100 000 живорожденных).

стр. 89


В 2000 г. этот показатель составил 540 человек [Human Development..., 2005, p. 252]. Самый высокий показатель в Уттар-Прадеше - 707. Ежегодно от родов или после них умирает от 100 000 до 120 000 женщин. Всего 42% родов проходят в присутствии врача [World Development..., 2005]. Даже при минимальных затратах (обучение женщин основам медицины и поддержание в хорошем состоянии дорог) смертность можно было бы значительно сократить.

Однако столь бедственное положение присуще не всем штатам. Если в 1951 г. ожидаемая продолжительность жизни индийской женщины составляла 32 года, в 2001 г. она выросла до 63 лет, то в штате Керала эта цифра достигла 75 лет. Пример этого штата привлек многих ученых. В 2001 г. уровень грамотности женщин в Керале составил около 90%, в среднем по стране этот показатель равнялся 50% [Kerala Human Development..., 2005, p. 24]; в Керале около 97% девочек в возрасте от 6 до 14 лет посещают школу (табл. 2).

Из таблицы явствует, что южный штат Керала, который уступает некоторым штатам по уровню дохода на душу населения, резко выделяется среди других по уровню грамотности, охвату женщин обучением. Причины более высокой грамотности населения во многом связаны с особенностями исторического развития Кералы. Это и матрилинейная традиция наследования собственности, характерная для Южной Индии: высокий статус женщины в матрилинейной культуре положительно сказался на отношении общества к женскому образованию [Why is Son..., 2002, p. 9 - 10]. Кроме того, Керала имеет долгую историю сотрудничества с представителями других народов, среди которых особое место принадлежит сирийским христианам. Социальные движения, которые происходили в этом штате в первой четверти XX в., выдвигали требования просвещения и образования неприкасаемых каст и племен [Юрлова, 2002, с. 171]. Среди причин особого положения этого штата называют и меры в пользу бедных, принятые левыми правительствами, и аграрные реформы, и высокий уровень обеспечения здравоохранением и другими общественными услугами [Kerala..., 2005]. В итоге Керала опередила все другие штаты страны по уровню качества жизни. Поскольку здесь женщины имеют более широкий доступ к высокооплачиваемым работам, уровень рождаемости здесь - 1.7 - 1.8 [Индия сегодня..., 2005, с. 377], в то время как в целом по стране уровень фертильности, способствующий соответственно высоким темпам прироста населения, достаточно велик.

Индия была одной из первых стран, где начала проводиться политика по ограничению рождаемости. Однако она принимала порой весьма уродливые формы. Так, в середине 1970-х гг. в Индии на чайных плантациях открывали накопительные сберегательные счета работницам. Вклады зависели от количества детей, и, если женщина рожала слишком часто, счет мог быть аннулирован. Сбережения выплачивались женщинам при достижении ими 45-летнего возраста в виде пособия или пенсии. Позднее в Северной Индии женщинам или их мужьям выдавались денежное вознаграждение, транзисторные приемники и даже бесплатные билеты на матчи чемпионата мира по футболу за стерилизацию. В целом программа не получила поддержки. Поражение правительства Индиры Ганди на выборах в марте 1977 г. в значительной степени связывают с неприятием населением правительственной политики стерилизации [Тодаро, 1997, с. 197 - 198].

Выделим основные условия снижения темпов рождаемости среди беднейших слоев населения. Это:

- повышение уровня образования женщин и, как результат, изменение их роли и статуса в обществе;

- рост возможностей для женщин получать оплачиваемую работу;

- увеличение доходов семьи благодаря росту заработка и возможностей занятости мужа и жены или программам помощи бедным;

стр. 90


Таблица 2

Положение женщин в штатах Индии

Штат/союзная территория

Численность населения на 1 июля 2000 г., млн

Неграмотные женщины старше 6 лет, %

женщины, посещающие школу (6 - 14 лет), %

женщины от 15 до 49 лет, побывавшие замужем, которые (%)

женщины, принимающие решение о своем здоровье, %

женщины (20 - 24 года), вышедшие замуж до 18 лет, %

живут в городах

имеют нерегулярный доступ к средствам массовой информации

Индия

1002.1

48.6

73.7

26.2

40.3

51.6

50

Север

 

 

 

 

 

 

 

Дели

14.1

21.7

90.8

92.1

7.3

68.7

19.8

Хариана

19.9

42.7

85.5

28.8

33.1

67.2

41.5

Химачал-Прадеш

6.7

31.3

97.3

9.1

16.3

80.8

10.7

Джамму и Кашмир

10

55.3

77.5

21.5

25.6

55.5

22.1

Пенджаб

23.6

35.1

90

30.8

18

78.5

11.6

Раджастан

53.9

62.9

63.2

24.2

63.1

40.6

68.3

Центр

 

 

 

 

 

 

 

Мадхья-Прадеш

80.2

55.5

70.8

25.3

45.2

36.6

64.7

Уттар-Прадеш

171.5

57.3

69.4

20

54.7

44.8

62.4

Восток

 

 

 

 

 

 

 

Бихар

100.6

65.2

54.1

10.2

72.7

47.6

71

Орисса

36

48.7

75.1

11

55.7

38.6

37.6

Зап. Бенгалия

79.3

42.6

76.7

23.8

38.6

45.1

45.9

Северо-восток

 

 

 

 

 

 

 

Аруначал-Прадеш

1.2

43

77.3

15.9

36.7

70

27.6

Ассам

26.3

40.9

75

8.5

47.4

65.1

40.7

Манипур

2.5

41.3

87.8

33.7

16.2

43.3

9.9

Мегхалая

2.5

33.2

85.2

20

37.3

78.9

25.5

Мизорам

1

10.6

90.8

52.9

16.9

73.2

11.6

Нагаленд

1.7

31.7

83.5

20.3

35.7

69.4

22.9

Сикким

0.6

35.6

88.5

14.2

21.5

60.2

22.3

Запад

 

 

 

 

 

 

 

Гоа

1.6

25.2

93.2

41.6

11.6

61.6

10.1

Гуджарат

48.5

46.4

72.8

42.5

33.8

71.4

40.7

Махараштра

91.4

38.6

86.9

41.3

29.6

49.9

47.7

Юг

 

 

 

 

 

 

 

Андхра-Прадеш

75.9

54

70.5

24.9

23.7

56.1

64.3

Карнатака

52.3

44.5

77.6

34.8

21.4

49.3

46.3

Керала

32.4

14.9

97.4

23.1

11.5

72.6

17

Тамилнаду

61.9

41.7

88.5

34.6

20.3

61.1

24.9



-----

ИсточникNational Family Health Survey // http://www.nfhsindia.org

- снижение младенческой смертности посредством реализации программ улучшения здравоохранения и питания для родителей и детей;

- развитие пенсионных и других систем социальной поддержки для уменьшения экономической зависимости родителей от детей;

- распространение контрацепции.

Современная государственная система здравоохранения поощряет стерилизацию или такие долгосрочные методы, как внутриматочные устройства, при которых не

стр. 91


Таблица 3

Прогноз численности населения Индии (млн. человек)

Год

2001

2006

2011

2016

2021

2026

Всего

1027

1114

1197

1275

1347

1411

Младше 15 лет

363

360

351

343

337

328

15 - 64 года

622

702

780

854

916

967

Старше 65 лет

42

52

66

78

94

116



-----

Источник: Economic Survey 2005/06//www.indiabudget.nic.in.

График 2

Численность населения Индии и Китая в возрасте от 15 до 24 лет, 1950 - 2050 гг.

-----

Примечания: Рассчитано на основе среднего варианта прогноза численности населения ООН для Китая и Индии; 2010 - 2050 гг. - прогнозные оценки.

Источник: www.un.org/esa/population/unpop.

требуется последующего наблюдения врача. Из всей контрацепции более 75% приходится на стерилизацию, из них 95% - на женскую стерилизацию. По всей стране менее 50% пар детородного возраста используют контрацепцию, из них на современные методы приходится около 43% [Family Planning..., 2002].

В настоящее время, в соответствии с оценками фонда ООН по народонаселению (UNFPA), из ежегодного прироста численности населения мира в 76 млн. человек на долю Индии приходится 16 млн. (21%). К 2050 г. у Индии есть все шансы стать страной с самой высокой численностью населения. Высокие темпы прироста населения в Индии вызваны в основном тремя факторами. Первый - это большая численность населения репродуктивного возраста (на долю этого фактора приходится 60% от общего показателя). Второй - высокая рождаемость из-за недостатка контрацепции (20%), третий - значительный уровень желаемой рождаемости из-за по-прежнему высокой младенческой смертности (20%). В табл. 3 и граф. 2 содержатся прогнозы численности населения различных возрастных групп Индии и удельного веса численности "молодого" (от 15 до 24 лет) населения Индии и Китая. В Китае этот показатель сокращается вследствие политики одного ребенка в семье, приводя к "старению" населения, а в Индии, по оценкам, он еще некоторое время будет расти.

Для того чтобы борьба с высокими темпами прироста численности населения в Индии была успешной, необходимо принять меры по улучшению экономического и социального положения женщин и создать препятствия для ранних браков и высокой рождаемости, а также снизить показатели младенческой и детской смертности. Как показывают исследования, обучение женщин и наделение их правами в социально-экономической сфере ведет к улучшению питания и умственного развития детей, а

стр. 92


Таблица 4

Корреляция между уровнями грамотности/обучением/доходами женщин и показателями фертильности по группе 146 стран

 

ФЕРТИЛЬНОСТЬ

ГРАМОТНОСТЬ

ОБУЧЕНИЕ

ДОХОД

ФЕРТИЛЬНОСТЬ

1

-0.807054772

-0.801684708

-0.631583061

ГРАМОТНОСТЬ

-0.807054772

1

0.836368543

0.589357223

ОБУЧЕНИЕ

-0.801684708

0.836368543

1

0.702852155

ДОХОД

-0.631583061

0.589357223

0.702852155

1



-----

Рассчитано по: [Human Development..., 2001] с использованием программы Statistica.

это приводит в перспективе к более высоким доходам и качеству образования, что увеличивает благосостояние семей и государств [Haddad, 1999]. Образование женщины также значительно увеличивает шансы на выживание у детей. Исследователи подсчитали, что даже несколько лет женского обучения в школе уменьшают уровень младенческой смертности почти на 40% [Menon-Sen, Kumar, 2001, p. 26 - 27].

Существует четкая корреляция между образованием и плодовитостью женщин. Большинство исследований отмечают наличие обратной связи между образованием женщины (особенно на начальном этапе) и размером семьи в развивающихся странах. В табл. 4 приведены коэффициенты корреляции, рассчитанные автором по 146 странам мира, следующих показателей: усредненная фертильность 1995 - 2000 гг. (ФЕРТИЛЬНОСТЬ), грамотность женщин старше 15 лет 1999 г. (ГРАМОТНОСТЬ), охват женщин обучением (суммарно начальное, среднее и высшее) 1999 г. (ОБУЧЕНИЕ), оценки дохода женщин в долларах по паритетам покупательной способности валют 1999 г. (ДОХОД). Прослеживается обратная зависимость между охватом обучением и грамотностью, с одной стороны, и показателем фертильности - с другой.

Тем не менее нужно помнить, что в условиях дефицита ресурсов у государства количественное расширение системы образования за пределы начальной школы, видимо, неразумно и нецелесообразно, так как приводит к росту миграции из сельской местности в города в поисках рабочих мест и, как следствие, ведет к росту безработицы.

В Индии по-прежнему чрезвычайно велик разрыв в уровнях грамотности мужчин и женщин. Всего в двух странах мира - Йемен (30%) и Гвинея-Биссау (39.8%) - наблюдается больший разрыв, чем, например, в штате Раджастан [Menon-Sen, Kumar, 2001, p. 49]. Хотя разрыв в уровнях грамотности в Индии в процентном соотношении сокращается, а среднегодовой прирост доли грамотных мужчин замедлился в последний период по сравнению с 1970-ми гг. (тогда удельный вес грамотных мужчин рос в среднем на 2%, а грамотных женщин - на 3% в год, в 1980-х гг. эти показатели составили соответственно 1.3 и 2.8%, а в 1990-х - начале 2000-х гг. - 1.7 и 3.2% соответственно), однако, согласно переписи 2001 г., по-прежнему на 76% грамотных мужчин приходится всего 54% грамотных женщин [Небогатова, 2004, с. 100].

Многими исследователями отмечается, что в основе программы, нацеленной на снижение темпов рождаемости, должно лежать создание рабочих мест для женщин [Тодаро, 1997, с. 198]. Перспективы иметь собственный заработок могут заставить женщин отложить брак на более позднее время. Наличие источников дохода является альтернативой раннему замужеству и частым беременностям. Кроме того, занятость вне дома избавляет женщин от общественной изоляции, мешающей осуществлению программ по планированию семьи.

Политика стимулирования экономического роста усиливает различия в производительности труда мужчин и женщин, его оплате, что способствует дальнейшему ухудшению экономических позиций женщин внутри домохозяйств. Заработная плата

стр. 93


женщин в Индии в настоящее время в среднем на 30% ниже, чем у мужчин [Menon-Sen, Kumar, 2001, p. 56]. В целом мужчины практически полностью контролируют все финансовые средства домохозяйств Индии независимо от вклада женщин в общий доход.

Женщины сталкиваются с проблемой приобретения стартового капитала, так как почти все институциональные кредитные системы ориентированы на формальный сектор и не заинтересованы в раздаче мелких кредитов за его пределами. Невозможность доступа к ресурсам и кредиту сужает выбор видов деятельности, следствием чего являются менее эффективные методы производства и снижение доходов. Из-за меньших возможностей выбора женщины более привержены традиционным видам экономической деятельности: многие женщины заняты в мелком бизнесе на микропредприятиях, создание которых не требует значительного стартового капитала; часто это продажа изготовленных дома пищевых продуктов и ремесленных поделок. Удачным примером микрофинансирования можно считать Грамин банк в Бангладеш. Он предоставляет кредиты мелким предпринимателям в сельской местности, в основном это женщины - 96% из почти 6 млн. заемщиков. Программа оказалась весьма успешной: возвращается свыше 98% предоставленных кредитов, а эффективность инвестиций превышает 150% [http://www.grameen-info.org/bank/GBGlance].

Работы по выращиванию товарных культур, производству продовольствия для семьи, уходу за скотом и продаже его на рынке, ремесленному производству, по дому, включая приготовление пищи, требуют больших затрат времени, поэтому рабочий день женщин длится дольше, чем у мужчин. И в дополнение к работе по дому на долю женщин приходится от 60 до 80% общей численности занятой в аграрном секторе рабочей силы в Африке и Азии. Решающая роль женщин - одна из особенностей аграрных систем в этих странах. Так, по цензу 1991 г. 46.3% работающих женщин в Индии были сельскохозяйственными рабочими [Dunlop, Velkoff, 1999, p. 2].

Немногочисленные программы повышения эффективности труда женщин дают значительные результаты. Жена расходует большую, чем муж, часть своих доходов на обеспечение семьи питанием и предметами первой необходимости. Поэтому, как показывают многие исследования, увеличение доходов семьи в целом не обязательно ведет к улучшению питания и здоровья. Невысокая экономическая роль женщины может иметь отрицательные последствия для нее и ее детей. Поэтому государственные программы развития должны учитывать интересы всех членов семьи, а часто происходит так, что программы борьбы с бедностью и земельные реформы снижают заработки и статус женщины, поскольку земля традиционно передается в собственность мужчине - главе семьи. Велики культурные и социальные барьеры на пути интеграции женщин в аграрные программы, тем более что во многих странах получение ими собственного дохода рассматривается как угроза мужскому авторитету. В то время как мужчин знакомят с новыми методами, повышающими производительность труда, женщин обучают (если вообще проводятся подобные программы) традиционным занятиям (шитье, приготовление пищи или основы гигиены). Более 90% работающих женщин Индии заняты в неформальном секторе экономики, не отраженном в официальной статистике [Dunlop, Velkoff, 1999, p. 2].

Множество видов работ, которые должны выполнять женщины, затрудняют и определение их доли в производстве продукции, и тем более экономическую оценку их труда. Однако ясно, что женский труд недооценивается. В Индии в 1961 г. 31% женщин в селах были отмечены как работающие. В 1971 г. эта цифра составляла 16%, в 1981 г. она выросла до 23%, в 1991 г. - упала до 22% [Menon-Sen, Kumar, 2001, p. 54]. Это связано с проблемой терминологии. В переписи 1961 г. все, занятые в любой экономически производительной сфере в течение 15 дней до проведения переписи, считались работающими. В случае сезонных работ, таких как сельскохозяйствен-

стр. 94


ные работы или работы на домашнем производстве, все, кто заявил о том, что работает регулярно 1 час в день большую часть рабочего сезона, считались работающими. В переписи 1971 г. люди считались работающими, только если они отметили, что их "основная занятость" - это экономически производительный труд. Женщины, занятые в домашней промышленности и занимающиеся домашним трудом, не учитывались, потому что были заняты "неполный рабочий день".

В переписи 1981 г. было сделано разграничение между "основными" и "маргинальными" работниками. Проработавшие в течение шести и более месяцев в течение предыдущего года были записаны как "основные работники". Большое количество женщин, которые были заняты на сезонных производствах в сельском хозяйстве, попали в категорию "маргинальных работников".

В переписи 2001 г. была предпринята попытка учесть труд женщин и детей, однако, конечно, все равно не отмеченной осталась работа женщин и девочек, выполняющих домашнюю работу в своих собственных домах. В Индии женщина может выйти на работу, если финансовое положение семьи неблагоприятно, однако после нормализации ситуации она вынуждена снова оставаться дома, ведь это является показателем более высокого статуса семьи.

Здесь может помочь легализация неформальных секторов экономики, где занято большинство женщин, что позволит поднять их экономический статус. Низкий статус женщин имеет как этические, так и долгосрочные экономические последствия. В долгосрочном плане ухудшение экономического положения женщин может стать причиной снижения темпов экономического роста, так как уровень образования и будущее материальное состояние детей в большей степени определяются экономическим положением матери, нежели отца. Текущие затраты на вовлечение женщин в процесс развития дадут отдачу в виде повышения качества "человеческого капитала" в будущем. Несмотря на меры, которые принимаются правительством Индии для ликвидации дискриминации женщин, сила традиций в обществе по-прежнему велика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бонгард-Левин Г. М., Герасимов А. В. Мудрецы и философы Древней Индии. М.: Наука, 1975.

Гусева Н. Р. Индуизм. М.: Наука, 1977.

Индия сегодня. Справочно-аналитическое издание. М.: Институт востоковедения РАН, 2005.

К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж, 2005.

Маляров О. В. Роль государства в переходной экономике: опыт Индии // Экономическая наука в современной России. М., 2000. N 2.

Небогатова О. А. Экономические реформы 1990-х годов и проблема бедности в Индии // Восток (Oriens), 2004, N 5.

Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: женские инновационные проекты". М.: Информация XXI век, 2002 // http://www.owl.ru/gender.

Тодаро М. Экономическое развитие. М.: ЮНИТИ, 1997.

Юрлова Е. С. Индия: тендерное неравенство как бумеранг бьет по всему обществу // Индия: социально-экономические проблемы и пути их решения. М.: Институт востоковедения РАН, 2003.

Юрлова Е. С. Обязательное начальное обучение - один из приоритетов индийского общества // Индия: достижения и проблемы. М.: Институт востоковедения РАН, 2002.

Юрлова Е. С. Социальное положение женщин и женское движение в Индии. М.: Наука, 1982.

CEDAW Periodic Report, GOII / www.wcd.nic.in.

Central Bureau of Health Intelligence, India // http://cbhidghs.nic.in.

Chanana Karuna. View from the Margins: Sociology of Education and Gender // Economic and Political Weekly. 07.09.2002.

Dunlop John E.; Velkoff Victoria A. Women of the World: Women and the Economy in India. January 1999 // www.census.gov.

Economic Survey 2005 - 06 // www. indiabudget.nic.in.

Family Planning Worldwide 2002 Data Sheet. Population Reference Bureau, 2002 // http://www.prb.org.

A Guide to Womenomics // The Economist. 15.04.2006.

стр. 95


Haddad Lawrence. Women's Status: Levels, Determinants, Consequences for Malnutrition, Interventions, and Policy II Asian Development Review, 1999. Vol. 17, No. 1,2// www.adb.org.

Hoogvelt A. Globalization and the Postcolonial World: the New Political Economy of Development. Great Britain: Palgrave, 2001.

Human Development Report 2005 // www.undp.org.

India's effort to stop child marriage hits a wall // International Herald Tribune. 2.06.2005 // www.iht.com.

India's lost daughters: Abortion Toll in millions // International Herald Tribune. 10.01.2006 // www.iht.com.

Kerala Human Development Report 2005 // www.undp.org.in / hdrc.

Menon-Sen Kalyani, Kumar A K Shiva. Women in India. How free? How equal? Washington, 2001.

Missing: 50 million Indian girls // International Herald Tribune. 25.11.2005 // www.iht.com.

10 million aborted female fetuses in India // International Herald Tribune. 9.01.2006 // www.iht.com.

Unborn Girls: Numbers Sanctify // Economic and Political Weekly. 29.10.2005.

Why is Son Preference so Persistent in East and South Asia? A Cross-Country Study in China, India, and the Republic of Korea. The World Bank, 2002 // www.worldbank.org.

Women of Our World. Population Reference Bureau, 2005 // www.prb.org.

World Development Indicators 2005. CD-Rom.

www .grameen-infо.org.

www.ipu.org.

www.un.org /esa/population/unpop.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ-ПОЛОЖЕНИЕ-ЖЕНЩИН-ИНДИИ-В-НАЧАЛЕ-XXI-В

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. А. НЕБОГАТОВА, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН ИНДИИ В НАЧАЛЕ XXI В. // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 03.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ-ПОЛОЖЕНИЕ-ЖЕНЩИН-ИНДИИ-В-НАЧАЛЕ-XXI-В (date of access: 20.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - О. А. НЕБОГАТОВА:

О. А. НЕБОГАТОВА → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И АРХИВНОЕ ДЕЛО В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
11 hours ago · From Ilmira Askarova
РОССИЯ-МОНГОЛИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
2 days ago · From Ilmira Askarova
ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМСКОГО ХАНСТВА В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVII в.
2 days ago · From Ilmira Askarova
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК В. Ф. ВАСИЛЬЕВА
3 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН ИНДИИ В НАЧАЛЕ XXI В.
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android