Libmonster ID: UZ-918

В ноябре 2011 г. между США и Австралией было достигнуто соглашение о размещении на севере австралийского континента американской военной базы1. Соглашение вызвало негативную реакцию руководства Китайской Народной Республики, которое увидело в нем попытку военного сдерживания своей политики. Вопреки ожиданиям Белого дома, соглашение с Австралией спровоцировало обострение ряда территориальных споров между КНР и ее соседями, вызвав волну негативных ожиданий относительно угрозы военной эскалации ситуации в Южно-Китайском море.

В краткосрочной перспективе заявленное смещение акцента военного присутствия США на Австралию не отразится на состоянии региональной безопасности. По существу речь идет о передислокации из Японии небольшого контингента американских морских пехотинцев (2,5 тыс. человек). Планируемое в будущем создание в Дарвине военно-морской базы потребует гораздо более значительного времени и ресурсов, к чему не располагают объявленные сокращения военного бюджета США. Кроме того, существующая на начало 2010-х годов структура военного присутствия США в мире сильно смещена в сторону Ближнего Востока, и ее изменение займет десятилетие.

Тем не менее произошедшее - важный сигнал о смещении фокуса американских интересов с Ближнего Востока на Азиатско-Тихоокеанский регион. "Американские военные будут продолжать вносить вклад в обеспечение безопасности в глобальном масштабе, однако по необходимости мы сместим акцент нашего военного присутствия в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона", - говорится в доктринальном документе "Поддержание американского глобального лидерства: оборонные приоритеты XXI века", обнародованном президентом Б. Обамой в январе 2012 года2.

Основным объектом американской обеспокоенности в регионе выступает возрастание мощи КНР. В связи с последними событиями повода для оптимизма у Пекина немного. Региональная политическая система и система безопасности в АТР сложилась в условиях ослабленного Китая и имела своей целью его изоляцию. Поэтому возрастание мощи КНР в его нынешней динамике - угроза региональной безопасности, причем единственная, в которой просматривается перспектива региональной войны. В цели США входит военное сдерживание Пекина путем передового базирования своих сил, формирования военно-политических коалиций и обеспечения прозрачности китайской военной программы. Другим элементом стратегии Вашингтона является выравнивание уровней торгового баланса США с КНР и другими странами АТР. С этой

стр. 129

целью в ноябре 2011 г. США объявили о подготовке многостороннего торгового соглашения с участием Австралии, Новой Зеландии, Малайзии, Брунея, Сингапура, Вьетнама, Чили и Перу с целью создания в АТР преференциального торгового режима (торговый оборот с указанными странами в 2011 году составил 171 млрд. долл. США, с КНР - 457 млрд., с Японией -181 млрд.). Проект получил название "Тихоокеанское партнерство"3.

Задача-максимум для США не допустить ревизии сложившегося порядка. Делать это планируется путем вовлечения КНР в систему тихоокеанских связей с тем, чтобы она исполняла приготовленные для нее роли через комбинацию побудительных стимулов и сдерживающих импульсов. Но есть ли основания полагать, что этот процесс будет плавным и бесконфликтным?

1

В начале 2000-х годов КНР делала локальные попытки решить в свою пользу ряд территориальных споров на своих границах. По данным Центра новой американской безопасности, начиная с середины XX века более половины ситуативных и локальных военных столкновений в АТР происходило с участием Китая, причем 80% из них состоялись в последние 22 года4.

Особенно напряженно протекают разногласия между КНР, Филиппинами и Вьетнамом, касающиеся контроля над малообитаемыми рифами в Южно-Китайском море и исключительной экономической зоной вокруг них. Эти территории не только богаты нефтью, но и являются ключевым транзитным пунктом морской торговли в регионе (объем ежегодного торгового транзита составляет до 5 трлн. долл. США). Весной 2011 г. США вмешались в противостояние в Южно-Китайском море на стороне Филиппин. Одновременно Вашингтон посылает ободряющие сигналы малым и средним странам региона, которые имеют разногласия с КНР. Кроме того, США поощряют стремление клиентов КНР, таких как Мьянма, порвать со своей зависимостью от Пекина5.

В ответ на активизацию военного присутствия США в АТР 4 марта 2012 г. Китай объявил об увеличении открытой части своего оборонного бюджета на 11,2% до 106 млрд. долл. США6. Выступая на заседании Центрального военного совета КНР председатель Ху Цзиньтау заявил о приоритете усиления боевой мощи китайского флота. По оценкам алармистски настроенных источников, объем военного бюджета КНР приближается к 200 млрд. долл. в год7. С новым этапом американо-китайских трений совпали российско-китайские военно-морские учения "Морское взаимодействие - 2012", которые прошли в Желтом море 22 - 27 апреля 2012 года. Целью учений была отработка взаимодействия для предотвращения военных конфликтов в исключительных экономических зонах. Некоторые авторитетные китайские эксперты из числа отставных военных в открытую выступают за военный союз с Россией.

США внимательно следят за возрастанием военной мощи Китая. Начиная с 2000 г. Министерство обороны и Оборонное разведывательное агентство в сотрудничестве с другими ведомствами ежегодно представляют конгрессу СШАдоклад "Вооруженные силы и политика в области безопасности КНР". 18 мая 2012 г. состоялось обнародование новейших заключений американских аналитиков. Выводы доклада можно изложить в четырех пунктах.

Во-первых, КНР проводит долгосрочную программу по глубокой модернизации вооруженных сил, целью которой является совершенствование возможностей ВС КНР по ведению "краткосрочных локальных войн" в условиях информатизации и высокой интенсивности боевых действий.

Во-вторых, моделью локального столкновения для КНР выступает "непредвиденное развертывание боевых действий в Тайваньском проливе".

В-третьих, приоритетом является создание современных военно-морских сил для обеспечения территориальных притязаний КНР в Восточном и Южно-Китайском морях.

стр. 130

В-четвертых, КНР увеличила финансирование программ по разработке ЯО, баллистических и крылатых ракет,а также вводу в эксплуатацию первой авианосной ударной группы (АУГ) с современной системой ПВО. Основной акцент был сделан на "противодействии вторжению" в области информационной инфраструктуры и в космосе8.

США исходят из того, что для избегания региональных трений усиление военной мощи КНР "должно сопровождаться большей прозрачностью ее стратегических планов"9. С этой целью США инициировали программу активизации контактов между военными двух стран, целью которой является увеличение доверия в военной области. За последние 20 лет было выработано пять форматов: ежегодные консультации США и КНР по вопросам обороны, встречи в рамках исполнения Соглашения о военно-морских консультациях, ежегодный диалог по вопросу о координации оборонной политики США и КНР, ежегодный американо-китайский форум "Стратегический и экономический диалог" и существующий с 2011 г. "Диалог в области стратегической безопасности".

2

Однако главную ставку США делают на поддержание вооруженных сил Тихоокеанского командования в боеготовности и передовое базирование их в АТР Логика военной доктрины Соединенных Штатов характерна для развитых морских держав, основа благополучия которых строится на морской торговле. Она заключается в контроле над ключевыми морскими коммуникациями путем постоянного передового базирования флота, способного действовать в открытом океане, и создания системы военных союзов, обеспечивающих базирование флота в удаленных географических точках.

Помимо основных военно-морских баз, распложенных на западном побережье США в Сан-Диего (штат Калифорния), Эверетте (штат Вашингтон) и на Гавайях, в Азиатско-Тихоокеанском регионе американские вооруженные силы размещены в ряде союзных государств. Первые заокеанские военные базы США были созданы на территории своих колоний на Кубе (1898) и Филиппинах (1899). Рывок в расширении присутствия своих военно-морских сил Соединенные Штаты совершили после Второй мировой войны. В Средиземном море в 1950-х годах США заручились поддержкой Италии (1951), Испании (1953) и Греции (1957), принявших американские военно-морские базы на своей территории. В АТР, одержав верх над Японией и став основным союзником Южной Кореи после войны на Корейском полуострове, США получили возможность разместить свои базы на территории этих государств. В 1951 г. между США, Австралией и Новой Зеландией был образован военный союз (АНЗЮС). Одновременно в этот период была укреплена и модернизирована военная база на входящем в состав США о. Гуам в западной части Тихого океана.

После прекращения "холодной войны" глобальное присутствие США претерпело изменения: оно ослабло в Тихоокеанской Азии, но усилилось на Ближнем Востоке. В 1992 г. по решению парламента Филиппин на территории страны были закрыты две крупнейшие базы США в регионе. Для того чтобы частично снизить негативный эффект этой потери, в том же году США заключили соглашение с Сингапуром об использовании военно-морской базы на его территории. В связи угрозами, исходившими от Ирака и Ирана, начиная с 1995 г. США получили возможность стационарного присутствия в северо-западной части Индийского океана и в Персидском заливе, достигнув с Бахрейном и Кувейтом соглашения о создании военно-морских баз.

В мае 2012 г. Тихоокеанское командование США располагало в общей сложности 325 тыс. военнослужащих, основная часть которых приходилась на флот и корпус морской пехоты. Тихоокеанский флот США включал в свой состав шесть из одиннадцати авианосных ударных групп (АУГ), около 180 кораблей (66% всех ВМС

стр. 131

США), 1500 самолетов и около 100 тыс. военнослужащих (важно уточнить, что в состав Тихоокеанского командования входят три флота: 3-й, 5-й и 7-й. 5-й флот несет боевое дежурство в регионе Персидского залива). В АТР размещены две трети сил корпуса морской пехоты США (около 85 тыс. человек) и около 10% сухопутных сил (60 тыс. человек)10.

Следует учитывать, что эти внушительные силы распылены на огромном пространстве Тихого и Индийского океанов. В ВМС США в разных частях мира одновременно несут службу ограниченное число судов. В августе 2012 г. боевое дежурство несли только 49% судов флота (140 единиц), а из одиннадцати АУТ несли службу только четыре: две в зоне Персидского залива, две в Тихом океане11. В связи с тем, что вооруженные силы и флот Китая отмобилизованы и локально сконцентрированы на его границах, в ходе скоротечного локального столкновения в регионе с группировкой Соединенных Штатов КНР может получить временное тактическое преимущество.

США учитывают это обстоятельство, когда объявляют о программе сокращения военных расходов на ближайшие 10 лет на сумму 487 млрд. долл. США. При том что под программу сокращения попадут две из одиннадцати авианосных ударных групп (стоимость строительства одного авианосца перспективной модификации и оборудования к нему доходит до 12,3 млрд. долл. США)12, Вашингтон твердо заявляет, что сокращение военных расходов не скажется на военном присутствии США в "критически важном регионе" АТР13.

Региональные приоритеты военной доктрины США в АТР подробнее освещаются в документе "Стратегическое руководство Тихоокеанского командования ВС США"14. Согласно нему, военная политика США в регионе имеет пять приоритетов: союзники и партнеры, Китай, Индия, Северная Корея и трансграничные угрозы. Первая цель будет реализовываться в формате усиления военных альянсов и стран-партнеров. Особое внимание уделено поддержке становления Индии как "лидирующей и стабилизирующей силы в Южной Азии". В отношении Китая формулировка иная: "способствовать вызреванию отношений между военными США и КНР", что по существу означает ведение мироподдерживающей и мониторинговой активности.

На фоне переориентации военных приоритетов США в АТР Китай чувствует себя уязвимо. В Пекине рассуждают следующим образом: если США хотят вовлечь нас в сотрудничество, зачем тогда они нас провоцируют? То, что в Вашингтоне рассматривается как стимулирование Китая к "конструктивной роли в регионе"15, отдельными американскими учеными-международниками рассматривается как шантаж16. В действительности США приглашают КНР присоединиться к сложившейся в регионе системе безопасности, но на строго отведенных ролях. В обозримой перспективе Пекин не будет в состоянии оспорить это положение вещей. Главная угроза может исходить от тех клиентов-партнеров США, которые в своем противостоянии с КНР могут слишком буквально воспринять гарантии безопасности, которые дал им Вашингтон.

Резюме

Главная задача региональной политики США - не допустить ревизии сложившегося в Тихоокеанской Азии порядка, отцентрированного вокруг военных союзов Вашингтона с Токио, Сеулом и Канберрой. Делать это планируется путем вовлечения КНР в систему тихоокеанских связей с тем, чтобы она исполняла приготовленные для нее роли. Есть основания полагать, что этот процесс будет плавным и бесконфликтным. Угроза стабильности может возникнуть в результате локального конфликта между Китаем и кем-либо из второстепенных союзников США.

Ключевые слова: внешняя политика США; безопасность в АТР; американо-китайские отношения; военная стратегия США

стр. 132

Abstract

The main task of U.S. regional policy is to prevent revision of a military and political order in the Asia-Pacific region, which has been centered on military alliances between Washington and Tokyo, Seoul and Canberra. The plan is to engage China in the Pacific ties on prepared role both through engagement and containment. There is a reason to believe that this process will be smooth and peaceful. Threat to stability may result from a local conflict between China and some of the minor U.S. allies.

Keywords: US foreign policy; security in Asia Pacific; US-China relations; US military strategy

Примечания

1 Calmes J. A U.S. Marine Base for Australia Irritates China // New York Times, 2011. November 16. URL: http://www.nytimes.com/ 2011/11/17/worid/asia/obama-and-gillard-expand-us-australia-military-ties.html (дата обращения: 17.08.12).

2 Sustaining U.S. Global Leadership: Priorities for 21st Century Defense. Department of Defense. January 2012. URL: http://www.defense.gov/ news/Defense_Strategic_Guidance.pdf (дата обращения: 12.08.12)

3 Obama В. Remarks by the President in the Meeting with Trans-Pacific Partnership. Honolulu, Hawaii. November 12, 2011. URL: http://www. whitehouse.gov/the-press-office/2011/11/ 12/remarks-president-meeting-trans-pacific-partnership (дата обращения: 10.08.12).

4 Flashpoints: Security in the East and South China Seas. Center for a New American Security. URL: http://www.cnas.org/flashpoints/overview (дата обращения: 17.08.12). Внимание автора на эту тенденцию обратил отечественный американист И. А. Истомин.

5 Fuller Т. As Myanmar Changes, So Does Its Leader // New York Times. 2012. April 3. URL: http://www.nytimes.com/2012/04/04/worid/ asia/myanmar-president-praises-weekend-elections.html (дата обращения: 9.08.12).

6 Perlez J. Continuing Buildup, China Boosts Military Spending More Than 11 Percent // New York Times. 2012., March 4. URL: http://www.nytimes. com/2012/03/05/worid/asia/china-boosts-military-spending-more-than-11 -percent.html (дата обращения: 17.08.12).

7 Hille K., Hoyos C. Chinese defence budget set to double by 2015 // Financial Times. 2012. February 13. URL: http://www.ft.com/intl/cms/ s/0/7b58ac0a-5592 - 11e1 - 9d95 - 00144 feabdc0.html#axzz2520WlafZ (дата обращения: 2.08.12).

8 Military and Security Developments Involving the People's Republic of China 2012. Annual Report to Congress. Office of the Secretary of Defense. May 2012. URL: http://www.defense.gov/pubs/ pdfs/2012_CMPR_Final.pdf (дата обращения: 3.08.12).

9 Sustaining U.S. Global Leadership: Priorities for 21st Century Defense. Department of Defense. January 2012. URL: http://www.defense.gov/ news/Defense_Strategic_Guidance.pdf (дата обращения: 12.08.12)

10 The United States Pacific Command (USPACOM) Facts and Area of Responsibility (AOR). May 2012. URL: http://www.pacom.mil/about-uspacom/ facts.shtml (дата посещения: 15.08.12.

11 Status of the Navy as of August 30, 2012. URL: http://www.navy.mil/navydata/navy_legacy_ hr.asp?id=146 (дата обращения: 30.08.12).

12 Tiron R. U.S. Navy Bets $42 Billion on Carriers in China's Sights // Bloomberg Business Week. 2012. June 19. URL: http://www.businessweek. com/news/201 2 - 06 - 1 9/u-dot-s-dot-navy-bets-42-billion-on-carriers-in-china-s-sights (дата посещения: 16.08.12).

13 Obama В. Remarks by the President on the Defense Strategic Review. The White House. January 5, 2012. URL: http://www.whitehouse. gov/the-press-office/2012/01/05/remarks-president-defense-strategic-review (дата обращения: 6.08.12).

14 United States Pacific Command Strategic Guidance. URL: http://www.pacom.us.com/ uploadedFiles/USPACOMINST%200031%20 final.pdf (дата обращения: 8.08.12).

15 Sustaining U.S. Global Leadership: Priorities for 21st Century Defense. Department of Defense. January 2012. URL: http://www.defense.gov/ news/Defense_Strategic_Guidance.pdf (дата обращения: 12.08.12)

16 Etzioni A. In China's Shoes // The National Interest. January 23, 2012. URL: http:// nationalinterest.org/commentary/chinas-shoes-6366 (дата обращения: 17.08.12).


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/СТРАТЕГИЯ-ВОЕННОГО-ПРИСУТСТВИЯ-США-В-АЗИИ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

АНДРЕЙ СУШЕНЦОВ, СТРАТЕГИЯ ВОЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ США В АЗИИ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 23.06.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/СТРАТЕГИЯ-ВОЕННОГО-ПРИСУТСТВИЯ-США-В-АЗИИ (date of access: 23.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - АНДРЕЙ СУШЕНЦОВ:

АНДРЕЙ СУШЕНЦОВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Ilmira Askarova
Tashkent, Uzbekistan
29 views rating
23.06.2024 (29 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И АРХИВНОЕ ДЕЛО В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
3 days ago · From Ilmira Askarova
РОССИЯ-МОНГОЛИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
5 days ago · From Ilmira Askarova
ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМСКОГО ХАНСТВА В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVII в.
5 days ago · From Ilmira Askarova
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК В. Ф. ВАСИЛЬЕВА
5 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

СТРАТЕГИЯ ВОЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ США В АЗИИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android